16. Косач Г.Г. Государственный город и национальные автономии: Оренбург в первые советские годы // Вестн. Евразии. 2002. № 2. С. 131.
17. ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 1. 1918-1933 гг. М., 2005. С. 146-147.
Поступила в редакцию 19.05.2008 г.
Sushko A.V. Interclan struggle of Kazakh (Kyrgyz) intelligentsia during Revolution and Civil war in Russia.
The article investigates the influence of interclan struggle among Kazakh nationalists when achieving Kazakh statehood during Revolution and Civil war in Russia. The author concludes that participation of individual representatives of Kazakh intelligentsia in Civil war on the side of “Reds” or “Whites” was determined not by their social status but by the place of their clan in hierarchy of Kazakh society. Creation of Kyrgyz republic and nationalists’ struggle for power against Russian communists downgraded the severity of interclan struggle in Kazakh society.
Key words: ethnic question, Kazakhs, Kirghiz, nationalism, interpatrimonial struggle, Alash-Orda, Uzh Zhuz, political parties, revolution, Civil war.
ШЕФСТВО КОМСОМОЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАД ПИОНЕРАМИ: ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА (1946-1953 гг.)
А.А. Беляев
В статье рассматриваются особенности руководства комсомола пионерией в послевоенный период (1946-1953 гг.). Рассмотрены факторы, влиявшие на воспитательную деятельность комсомола среди пионеров. Приведены примеры помощи пионеров комсомолу в деятельности по восстановлению народного хозяйства.
Ключевые слова: комсомол, пионерия, озеленение, пионервожатый, кадры.
Руководство пионерской организации всегда было в центре внимания комсомола. Все советы пионерских организаций работали под руководством соответствующих комитетов комсомола. Съезды и конференции комсомола заслушивали отчеты советов пионерских организаций, давали оценку их деятельности. Тамбовский областной комитет, горкомы, райкомы ВЛКСМ регулярно анализировали положение дел в пионерских дружинах, ученических коллективах, вовлекали пионеров и школьников в общественную работу.
В июле 1946 г. в целях развертывания инициативы и самодеятельности пионеров ЦК ВЛКСМ принял постановление «О введении выборности в пионерских организациях», на основе которого упразднялись штабы отрядов и дружин, система приказов. Устанавливались единые сроки выборов и отчетов во всех пионерских организациях. В сентябре 1946 г. было принято решение, которым определялось, что в пионерскую организацию принимаются дети с 9-летнего возраста. Это позволяло создать пионерские отряды и дружины во всех начальных школах [1].
В июле 1946 г. бюро обкома ВЛКСМ обратилось к пионерам и школьникам с призывом организовать досбор колосьев. На полях работало 25 тыс. пионеров [2]. «...в период уборочных работ и хлебозаготовок, непосредственное участие на полях принимали 3 тысячи учащихся и комсомольцев, а так же пионеров. Мы из них организовали контрольномолотильные посты. Нам благодаря этому удалось помочь РК партии, в числе первых по области выполнить план поставок хлеба государству» - докладывал на IX пленуме обкома комсомола (сентябрь 1947 г.) секретарь Жер-девского райкома комсомола [3].
Пионеры закладывали парки и сады, озеленяли школьные дворы, улицы городов. Обком ВЛКСМ поддержал инициативу комсомольских и пионерских организаций Мичуринска заложить при каждой школе плодово-ягодный питомник [2, с. 45]. Только за
1951 г. руками пионеров и школьников было заложено 367 садов, 473 питомника при школах области. В конце 1951 г. в 50 % школ имелись фруктовые сады, при многих школах имелись опытные участки, а число вовлеченных в движение юных садоводов в
области достигло 60 тысяч пионеров и школьников [3, д. 996, л. 23].
VII пленум ЦК ВЛКСМ поставил задачу перед комсомольскими и пионерскими организациями в 1952 г. завершить закладку фруктовых садов при каждой школе [3, д. 996, л. 23].
Однако общественные работы использовались не только в воспитательных целях, пионеры зачастую выступали в качестве организованной рабочей силы. «О пионерах и школьниках мы вспоминаем тогда, когда на хозяйственном фронте намечается прорыв и тогда используют эту силу в качестве аварийной, для того, чтобы решить задачу. Я не говорю, что это неправильно, это правильно, но мы забываем о воспитании их», - справедливо отмечал все тот же секретарь Жер-девского райкома комсомола Поваляев на IX пленуме обкома комсомола [3, д. 770, л. 44].
В принятом в марте 1947 г. постановлении ЦК ВЛКСМ «Об улучшении работы пионерской организации» справедливо отмечалось, что многие дружины и отряды копировали методы учебной работы школы, ограничивали свою работу скучными докладами и утомительными сборами в стенах школы [4].
На недостатки в воспитательной работе в декабре 1948 г. обратил внимание ЦК ВКП(б). В постановлении Центрального комитета партии, в частности, отмечалось, что вовлечение учащейся молодежи в общественную работу осуществлялось во многих школах беспланово, пионерский актив был перегружен поручениями, некоторые райкомы ВЛКСМ вызывали школьников в учебное время для приема в комсомол [5]. VII пленум ЦК ВЛКСМ (октябрь 1951 г.) обсудил вопрос «О работе пионерской организации имени
В.И. Ленина», также отметил, что серьезным недостатком, мешающим правильно организовывать занятия и отдых школьников, является перегрузка учащихся общественной и другой неучебной работой [3, д. 996, л. 2].
В городе Тамбове перегрузка пионеров и школьников в 1950/1951 учебном году выражалась во множестве совещаний, семинаров, заседаний с пионерами-активистами, на что указало бюро областного комитета ВЛКСМ в апреле 1951 г., когда рассматривался вопрос о работе городской пионерской организации [3, д. 996, л. 7]. Один и тот же пионер подчас выполнял обязанности вожатого звена, члена совета отряда, дружины, редактора стенной
газеты, члена учкома и участвовал в работе двух-трех предметных кружков. Нередко бывало, что пионерского или комсомольского активиста снимали с уроков для оформления стенной газеты к празднику, для написания плакатов, для репетиции пьесы, для участия в различного рода соревнованиях [3, д. 996, л. 8].
Перегрузка общественными заданиями мешала успеваемости пионеров. На том же VII пленуме ЦК ВЛКСМ Тамбовская областная комсомольская организация была подвергнута критике за то, что многие пионерские дружины и отряды городов и районов области в своей деятельности не достаточно внимания уделяли учебно-воспитательным задачам школы. Отмечалось, что среди пионеров еще много неуспевающих, допускающих нарушение учебной дисциплины в школе [3, д. 996, л. 6]. По итогам 1950/1951 учебного года в Тамбовской области 33363 ученика имели работы на осень. Выдержали осенние испытания только 19341 из них. В том же учебном году были оставлены на второй год 43054 учащихся. Большая часть неуспевающих - дети пионерского возраста. В Ламском районе 1189 пионеров и школьников в 1950-1951 г. были оставлены на второй год. Другими словами, 50 % учащихся Лам-ского района были в числе неуспевающих. В Глазковском районе не успевал каждый четвертый учащийся. В Избердеевской средней школе в четвертом классе, в котором большинство учащихся были пионеры, 22 ученика из 24 были оставлены на второй год [3, д. 996, л. 6].
Недостатки, отмеченные на VII пленуме ЦК ВЛКСМ в проведении политико-воспитательной работы с пионерами, имели место и в Тамбовской областной пионерской организации. «Эта важная работа ведется у нас во многих школах без учета возраста и знаний пионеров, без участия учителя и комсомольской организации, находится в загоне, что приводит к извращениям в пионерской работе», - признавал на V пленуме Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (ноябрь 1951 г.) секретарь обкома Демченко [3, д. 996, л. 14].
В Блохинской семилетней школе старшая пионервожатая проводила беседу с пионерами на слишком трудную для усвоения детьми этого возраста тему: «Что такое «друзья» народа и как они воюют против социал-демократов». В Ивенской семилетней школе
Моршанского района старшая пионервожатая Петрова ежедневно проводила обзор текущих событий в течение пяти минут после физкультурной зарядки на улице для учащихся всех классов без учета возраста учеников. Во всех пионерских отрядах этой школы три года подряд планировалось групповое чтение книги «Четвертая высота» [3, д. 996, л. 16].
Большую роль в воспитательном процессе пионеров играло качество работы пионервожатых. В сферу обязанностей комсомольской организации входило обучение кадров вожатых, подавляющее большинство которых в послевоенные годы составляли выпускники средних школ. Через институт усовершенствования учителей и районные педагогические кабинеты было организовано обучение старших пионерских вожатых школ и детских домов основам педагогики и психологии, методике пионерской работы. Ежегодно стали проводиться осенние и зимние лагерные сборы старших и отрядных во-жатых-новичков и ежемесячно - на базе Домов пионеров - семинары вожатых.
XI съезд ВЛКСМ (весна 1949 г.) в резолюции «О работе комсомола в школе» указал на необходимость улучшить работу руководящих комсомольских органов по подбору, подготовке и воспитанию кадров пионерских вожатых. «Необходимо окружить пионерских вожатых повседневным вниманием и заботой, оказывать им всемерную помощь, воспитывать у комсомольцев и пионеров уважение к работе вожатого». Райкомы, горкомы, обкомы комсомола должны были обеспечить каждую пионерскую дружину хорошо подготовленными пионервожатыми. «Надо, чтобы в ближайшие годы все старшие пионервожатые получили педагогическое образование» [6]. В Тамбовской области велика была текучесть кадров пионервожатых. За шесть месяцев в 1951 г. в Тамбовской области сменилось 389 старших вожатых, в т. ч. 130, т. е. (30 %) освобожденных старших вожатых [3, д. 996, л. 28]. На декабрь
1952 г. в области не хватало 13 освобожденных старших пионерских вожатых и 26 неосвобожденных [3, д. 1061, л. 33]. Комсомольские организации были вынуждены направлять на пионерскую работу людей неподготовленных, не имеющих соответствующего образования для работы с детьми. Так, в
1952/1953 учебном году из 32 старших вожатых Хоботовского района 22 человека имели только неполное среднее образование [3, д. 1069, л. 45]. А в Никифоровском районе старшими пионерскими вожатыми в ряде начальных школ работали люди в возрасте от 40 до 60 лет [3, д. 1061, л. 33]. Объясняется это тем, что старшие пионервожатые работали не в самых лучших условиях и с материальной точки зрения. Зарплату им платили за счет бюджета сельского совета, а сельский совет задерживал выплату заработной платы порой на 2-3 месяца. Поэтому на работу пионервожатыми назначались, в основном, те, которые не могли найти другую работу, и райком комсомола и райотдел народного образования шли на то, чтобы хоть кого-нибудь назначить на пионерскую работу [3, д. 996, л. 70].
Культурный досуг пионеров не отличался большим разнообразием. Распространенными были пионерские сборы, проводимые в школах, в форме, похожей на вечера художественной самодеятельности, где часто выступали одни и те же пионеры [3, д. 996, л. 17].
Во многих сельских школах из-за отсутствия учителей уроки пения и музыки не проводились. Хоровыми коллективами руководили пионервожатые или педагоги, не имеющие специального музыкального образования [3, д. 996, л. 24]. Это также негативно сказывалось на досуге пионеров. Репертуар пионеров иногда просто не соответствовал возрасту исполнителей. Так, в одной из школ Моршанского района во всех пионерских отрядах дети пели песню «Хороши в саду цветут цветочки, еще лучше девушки весной» [3, д. 996, л. 24].
Иногда комсомольские организации сами вносили неразбериху в процесс руководства пионерскими организациями. Так, Мучкап-ским и Моршанским РК ВЛКСМ было дано указание об объединении пионеров параллельных классов в сводные пионерские отряды, что и произошло в Кировской и Ивенской семилетних школах [3, д. 996, л. 18].
Обком и многие райкомы ВЛКСМ особенно мало внимания уделяли сельским пионерским дружинам. Комсомольские работники, бывая в колхозах, мало интересовались работой пионерских организаций. Многие пионерские отряды и дружины в сельских школах попросту бездействовали [3, д. 996, л. 18]. Так, в Коростелевской семилетней
школе Мучкапского района пионерская организация прекратила свое существование. Вожатая пионерского звена 5 класса Зоя Ка-занина при беседе руководства обкома с ней с обидой заявила, что работа в ее звене отсутствует, начиная с 3 класса, да она и не знала, как организовать работу в звене [3, д. 996, л. 19]. В Моздокской семилетней школе Каменского района пионерская дружина до конца 1951 г. организационно не была оформлена, пионерские отряды не были созданы, пионеры не носили галстуков. Сборы звеньев, отрядов, дружины не проводились [3, д. 996, л. 20].
Трудности в работе пионерских организаций в сельской местности объясняются и тем, что в начальных школах не было освобожденных старших пионервожатых и комсомольских организаций. В Тамбовской области таких школ в конце 1951 г. насчитывалось 1262 [3, д. 996, л. 20].
XI съезд ВЛКСМ рекомендовал усилить связь учителей и вожатых, потребовал всю пионерскую работу проводить под руководством директоров школ, учителей и классных руководителей, подчеркнув: «Деятельность пионерских организаций должна быть подчинена учебно-воспитательным задачам школы, являться составной частью воспитательного процесса, осуществляемого в школе директором и учителями» [6, с. 88].
Заведующий школьным сектором облоно на V пленуме Тамбовского областного комитета ВЛКСМ (ноябрь 1951 г.), оценивая руководство пионерской организации со стороны директоров и учителей школ, сказал: «В практической деятельности школы до сих пор лишь декларируется мысль, что пионерская работа является чисто воспитательной работой, в значительной же части школ их директора и учителя считают ее «прикладной» работой. <...> Мы установили, что директор Савлинской школы Гавриловского района Шаров не только не знает содержания пионерской работы, но даже не знает того, что пионерская дружина состоит из отрядов, считает, что они, якобы, отменены» [3, д. 996, л. 41]. Директора и заведующие школами порой не только не помогали комсомолу, но и плохо заботились о выделении пионерских комнат или пионерских уголков, не всегда считали нужным приобретать пионерское снаряжение [3, д. 996, л. 27].
На работу комсомола с пионерскими организациями в первые послевоенные годы можно посмотреть с нескольких точек зрения. С одной стороны, основной задачей государства в те годы было восстановление народного хозяйства, обеспечение экономического роста. В связи с этим задачей комсомола было вовлечение в этот процесс всей молодежи, в т. ч. и пионеров. Из вышеприведенных фактов видно, что с этой задачей комсомол успешно справлялся.
Вторым важным направлением в работе с пионерией был вопрос воспитания, который тоже можно разделить на две основные составляющие. Это воспитание, как тогда говорили, «политической сознательности» и воспитание с целью улучшения общеобразовательного уровня пионеров. Претворению в жизнь данных целей в первую очередь мешал кадровый голод, особенно актуальный для сельских организаций. Но и в тех условиях наблюдались некоторые улучшения воспитательной работы. Комсомол, с учетом послевоенной разрухи, старался внести разнообразие в работу пионерской организации. Этому способствовали путешествия пионеров и школьников по родному краю, все более широкое движение юных натуралистов [4, с. 232]. Из документов того времени видно, что все основные недостатки в работе комсомола с пионерией были известны тогдашнему руководству ВЛКСМ. Комсомол владел многими статистическими данными и старался улучшить плохие показатели. Постановления ЦК ВЛКСМ, Тамбовского обкома ВЛКСМ были направлены на улучшение работы с пионерией. В тоже время в погоне за статистикой терялся индивидуальный подход к каждому ученику. Оживление работы в пионерских отрядах, звеньях было заметно, главным образом, в период подготовки к сборам, конференциям, праздникам, торжественным дням, т. е. по-прежнему господствовал пресловутый кампанейский подход.
1. Славный путь Ленинского комсомола: в 2 т. М., 1974. Т. 2. С. 278.
2. Славная летопись Тамбовской областной комсомольской организации: по материалам книг, журналов и газет. Тамбов, 1982. С. 41.
3. Центр документации новейшей истории Тамбовской области. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 770. Л. 45.
4. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина / под ред. В.А. Сумелова. М., 1983. С. 232.
5. Документы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ о работе Всесоюзной пионерской организации им. В .И. Ленина. М., 1970. С. 41-42.
6. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. 1918-1968: в 2 т. М., 1969. Т. 2. 1941-1968. С. 90.
Поступила в редакцию 7.09.2008 г.
Belyaev A.A. Patronage of regional Komsomol over pioneers: postwar period peculiarities (1946-1953). The article considers peculiarities of Komsomol guidance over pioneers during the postwar period (1946-1953). The factors which affected their upbringing activity are analyzed. The examples of pioneers’ help in reconstruction of national economy are described.
Key words: Komsomol, pioneership, landscape gardening, pioneer leader, personnel.
ОТКРЫТОСТЬ ПРАВОСУДИЯ И ЕГО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНЫХ РЕФОРМ 1864 г. И РУБЕЖА ХХ-ХХ1 вв.)
А.Д. Попова
Статья посвящена проблеме реализации принципа гласности и публичности судопроизводства, а также выявлению значения этого принципа для развития общественного сознания. Анализ проблемы проводится на сравнении двух судебных реформ: судебной реформы 1864 г. и рубежа ХХ-ХХ! вв. Используя широкий круг материалов (законодательство, публикации газет, документы официальных сайтов судов, данные социологического опроса) автор приходит к выводу о том, что данный принцип в стране реализуется, однако в его реализации есть ряд трудностей, а также о том, что реализация данного принципа играет большую роль в развитии общественного сознания и формировании гражданского общества.
Ключевые слова: судебная реформа, общественное сознание, гласность, правосознание.
Судебная реформа как таковая, прежде всего, направлена на улучшение работы судебного ведомства. Однако, учитывая, что работа судов очень тесно соприкасается с интересами граждан и призвана защищать их права и свободы, то деятельность судебной системы значительно воздействует на общественное сознание. Соответственно судебная реформа, в свою очередь, не просто совершенствует саму судебную систему, а также существенно влияет на общественное сознание. Таким образом, представляется актуальным проследить, какую роль может сыграть судебная реформа в формировании гражданского общества и развитии общественного сознания.
Существенной предпосылкой воздействия деятельности судебной системы на общественное сознание является принцип открытости и гласности судопроизводства, под которым понимается открытость деятельности судов перед обществом. В узком значении этого термина можно понимать гласность относительно процесса отправления
правосудия, т. е. возможность любого лица в той или иной форме получать информацию о ходе того или иного судебного процесса. Причем подразумевается, что лицо может непосредственно присутствовать при разбирательстве дела в зале суда. Исключение составляют процессы, в ходе которых может быть разглашена какая-либо тайна. В более широком смысле гласность судопроизводства может трактоваться как открытость судебной системы для общества, информированность его о различных аспектах деятельности судов, определенная информационная политика со стороны государства.
Гласное судопроизводство в нашей стране берет начало со знаменитой судебной реформы 1864 г. Гласность стала одним из принципиальных новшеств российского правосудия, введенных этой реформой. До ее введения все дела решались за закрытыми дверями. Сухие цифры ежегодных отчетов показывают, что этот принцип был воплощен весьма полно. Количество закрытых заседаний составляло всего несколько процентов.