Научная статья на тему 'Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России'

Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5740
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ШОС / РОССИЯ / КИТАЙ / СЕПАРАТИЗМОМ В СУАР / РАТС / АФГАНИСТАН / "ШОС — АФГАНИСТАН" / РАСШИРЕНИЕ ШОС / СОПЕРНИЧЕСТВО ШОС — НАТО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Старчак Максим

В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) все сильнее проявляется стремление Китайской Народной Республики к лидерству. В частности, после трансформации "Шанхайской шестерки" в региональную организацию Китай сумел настоять на размещении ее секретариата в Пекине. Для достижения своих целей КНР в рамках ШОС предпринимает следующие шаги: — укрепляет торговые отношения с государствами Центральной Азии (ЦА), предоставляя им миллиардные кредиты; — прилагает активные усилия для дальнейшего закрепления на нефтегазовых месторождениях ЦА; — умело использует ШОС в борьбе с сепаратизмом в СУАР; — активно препятствует распространению в ЦА влияния США; — осуществляет образовательные программы для молодежи центральноазиатских стран. Продолжая укреплять свои позиции в регионе и ШОС, Китай пытается закрепить за собой статус неформального лидера организации. Однако, несмотря на активность Китая, Россия, преследующая в регионе свои национальные интересы, обусловленные исторически сложившимися тесными связями со странами ЦА, имеет все шансы существенно усилить свое влияние в ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России»

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

Максим СТАРЧАК

председатель Консультативного совета Молодежного отделения Российской ассоциации политической науки

(Москва, Россия)

Введение

В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) все сильнее проявляется стремление Китайской Народной Республики к лидерству. В частности, после трансформации «Шанхайской шестерки» в региональную организацию Китай сумел настоять на размещении ее секретариата в Пекине.

Для достижения своих целей КНР в рамках ШОС предпринимает следующие шаги:

— укрепляет торговые отношения с государствами Центральной Азии (ЦА), предоставляя им миллиардные кредиты;

— прилагает активные усилия для дальнейшего закрепления на нефтегазовых месторождениях ЦА;

— умело использует ШОС в борьбе с сепаратизмом в СУАР;

— активно препятствует распространению в ЦА влияния США;

— осуществляет образовательные программы для молодежи центральноазиатских стран.

Продолжая укреплять свои позиции в регионе и ШОС, Китай пытается закрепить за собой статус неформального лидера организации1.

Однако, несмотря на активность Китая, Россия, преследующая в регионе свои национальные интересы, обусловленные исторически сложившимися тесными связями со странами ЦА, имеет все шансы существенно усилить свое влияние в ШОС.

1 См., например: Сыроежкин К. Китай в Центральной Азии: от торговли к стратегическому партнерству // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 3 (51). С. 59.

Проблемы безопасности — возможности для России

ШОС, являющаяся наследницей «Шанхайской пятерки» (сформированной в 1996 г. для решения пограничных споров между Китаем, Россией, Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном), была создана в середине 2001 года. Главным приоритетом политики организации была определена борьба с «тремя силами зла»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Но конкретных результатов деятельности ШОС и Антитеррористической структуры (РАТС), начавшей функционировать в 2004 году, пока не наблюдается — кроме разработки различных предложений и рекомендаций, сбора и анализа информации, а также регулярных антитеррористических учений. Отсутствуют механизмы реагирования на вылазки террористических групп или сепаратистские выступления внутри государств — членов организации, нет объединенного штаба по координации совместных действий, не определены сферы ответственности.

Однако к окончанию срока своего председательства в ШОС (2009 г.) России удалось по линии РАТС завершить работу над созданием Конвенции против терроризма, Соглашения о подготовке кадров для антитеррористических формирований и Программы сотрудничества на 2010—2012 годы. Участники организации выразили желание продолжать совместные антитеррористические учения, что полностью отвечает интересам России (среди всех стран ШОС она обладает наибольшим опытом борьбы с терроризмом и подготовки кадров).

Таким образом, стороны впервые подтвердили необходимость реальных действий для решения задач, поставленных Хартией и другими основополагающими документами ШОС.

В рамках ШОС России не только удалось привлечь ресурсы Китая к решению проблем безопасности в ЦА, но и склонить его к военно-политическому сотрудничеству, что позволяет сделать более предсказуемыми политику и интересы Пекина в отношении усиления своего влияния в ЦА.

Однако расширить военное сотрудничество с Пекином в рамках ШОС России пока не удается. В 2007 году в ходе совещания министров обороны ШОС А. Сердюков (министр обороны России) выступил с инициативой подготовить к очередному совещанию общий документ по основным направлениям военного сотрудничества в рамках организации2. И хотя предложение А. Сердюкова не прошло, во время заседания Совета глав правительств ШОС в октябре 2009 года Россия и Китай подписали договор, согласно которому обязались оповещать друг друга о своих планах запуска баллистических ракет.

России следует уделять больше внимания конфликтному потенциалу, существующему в странах — участницах ШОС, а также в будущих государствах — членах организации. Именно развитие сотрудничества в сферах безопасности и разрешения конфликтов может позволить России сохранить и укрепить свое лидерство в ШОС.

Что касается Китая, то он не участвует в мировой политике и не занимается решением проблем глобальной безопасности и конфликтов (не считая корейского вопроса). КНР проводит крайне осторожную и, как считается, взвешенную политику: страна не участвует ни в ядерном разоружении, ни в разрешении ближневосточного и других конфликтов (в том числе и региональных), ни в событиях, связанных с кризисом в Югославии и на Кавказе. Кроме того, Китай не проводит никакой политики безопасности, а его присутствие в конфликтных регионах связано исключительно с реализацией собственных экономических интересов.

Россия же, занимающая активную позицию в сфере глобальной безопасности, способна иметь собственное видение путей решения существующих проблем и конфликтов, что может усилить ее позиции в ШОС.

Одним из важных шагов в разрешении многих существующих споров и конфликтов стал саммит ШОС в Екатеринбурге, в рамках которого состоялась встреча Д. Медве-

2 См.: О визите министра обороны России А.Э. Сердюкова в Киргизию // Пресс-релиз от 27 июня 2007 г. Посольство России в Киргизской Республике [http://www.kyrgyz.mid.ru/press_rel/07_03.html].

дева с лидерами Пакистана и Афганистана. Посредничество России позволило Х. Кар-заю и А. Зардари, обвиняющим друг друга в пособничестве террористам и неспособности контролировать территории своих государств, обсудить свои взаимоотношения. Трехсторонняя встреча президентов России, Пакистана и Афганистана на саммите ШОС должна была подтвердить готовность Москвы решить афганскую проблему и развивать отношения с Пакистаном, страдающим от действий боевиков «Талибана».

По словам Д. Медведева, «так называемый Афпак — это как раз именно то, что сегодня необходимо обсуждать всем, кто участвует в переговорах и в других мероприятиях, связанных с Афганистаном»3. Тем самым он дал понять, что Россия, в отличие от США, отдает себе отчет в том, что без урегулирования ситуации в ряде провинций Пакистана и безотлагательных мер по уничтожению террористических гнезд на территории этой страны решить афганскую проблему невозможно.

По словам президента Д. Медведева, Россия готова оказать помощь странам коалиции и на политическом уровне, и в формате совместных трехсторонних экономических проектов4 (в том числе в виде соответствующих мер по сопровождению транзита). Таким образом, потенциально Россия готова привлечь США к сотрудничеству с ШОС по афганскому вопросу.

В мае 2010 года в Казань приезжал бывший президент Пакистана П. Мушарраф, встречу с которым наверняка не могли пропустить лидеры России; вполне очевидно, что Москва намерена начать использовать Исламабад для усиления своей роли в Афганистане.

Россию начали посещать делегации лидеров пуштунских племен; участились поездки в Кабул высших государственных лиц РФ. Кроме того, в мае 2009 года в Москве состоялся Российско-Афганский форум.

В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру афганской границы, которая должна была способствовать преодолению угроз, исходящих из Афганистана.

В 2004 году на Ташкентском саммите ШОС было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Через год был подписан протокол о создании Контактной группы «ШОС — Афганистан» для выработки предложений и рекомендаций по сотрудничеству, прежде всего в области контроля границы и борьбы с наркотрафиком. Однако подписанные соглашения пока не реализуются.

Для усиления деятельности ШОС на антинаркотическом направлении бывший президент России В. Путин в 2007 году предложил дополнить «пояса безопасности» «поясами финансовой безопасности», подключив к этой работе службы финансового мониторинга стран — членов ШОС; в 2009 году на Совете глав правительств он развил свое предложение, заявив о необходимости «повысить отдачу от РАТС ШОС и приступить к превентивным мероприятиям, направленным на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем»5.

Активная политическая позиция России во многом способствовала проведению в рамках ШОС международной конференции по Афганистану, состоявшейся 27 марта 2009 года в Москве.

3 См.: Пресс-конференция по итогам заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества // Портал Президента России, 16 июня 2009 г. Екатеринбург [http://news.kremlin.ru/ transcripts/4465].

4 См.: Там же.

5 См.: В.В. Путин принял участие в заседании Совета глав правительств государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) // Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина, 14 октября 2009 [http://www.premier.gov.ru/pda/visits/world/136/3886.html].

На конференции был принят план совместных действий государств — членов группы «ШОС и Афганистан» по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью на афганском направлении. Было решено проводить совещания старших должностных лиц антинаркотических ведомств, а также разработать соответствующие документы и соглашения об укреплении сотрудничества в данной области. План также предусматривает возможность создания регионального антинаркоти-ческого центра и специализированного учебного центра ШОС для подготовки специалистов по борьбе с наркотиками и учитывает необходимость сотрудничества с ОДКБ и привлечения Туркменистана и Афганистана.

Кроме того, ШОС должна уделить внимание укреплению таджикско-афганской и узбекско-афганской границы и разработке программы помощи пограничным и таможенным службам государств — членов организации для улучшения их технической оснащенности и материальной обеспеченности.

В октябре 2009 года на Совете глав правительств ШОС был подписан протокол о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Следует отметить, что с помощью механизма ОДКБ и благодаря имеющемуся у нее опыту Россия может закрепить свое лидерство в антинаркотической и таможенной сфере сотрудничества, открыв специальный центр подготовки в рамках ШОС.

Расширение ШОС — возможности для России

Вопрос о расширении ШОС давно стоит на повестке дня (несмотря на временный мораторий, введенный в 2006 г.); на Екатеринбургском саммите глава председательствующего государства сообщил, что подготовка документа, определяющего порядок приема новых стран в состав организации, будет ускорена.

В 2004 году было подписано Положение о статусе наблюдателя при ШОС. В том же году в качестве наблюдателя в ШОС была принята Монголия, а в 2006 году поступила соответствующая заявка от Беларуси. На саммите ШОС в Екатеринбурге Беларуси и Шри-Ланке был предоставлен статус партнеров организации. Таким образом, можно сделать вывод, что если не в следующем году, то через два года ряды организации пополнятся.

Предполагается, что членами ШОС могут стать две или три страны. Следует напомнить, что наблюдателями ШОС являются Монголия, Иран, Индия и Пакистан. Монголия получила статус наблюдателя в 2004 году, три других государства — в 2005-м. Т ак кто же может стать членами ШОС и какую роль они будут играть в организации?

Монголию интересует исключительно статус наблюдателя (страна стала первым членом Клуба наблюдателей ШОС), и она никогда не собиралась становиться полноправным членом организации. Монголия стремится развивать партнерские отношения с Россией, но не хочет полностью зависеть от Китая, который, по ее мнению, играет в ШОС главенствующую роль. Кроме того, Улан-Батор налаживает тесные связи с США, Японией и ЕС и вступление в ШОС может помешать этому процессу6.

6 См.: Цэрэндорж Т. Монголия и региональные системы безопасности. В кн.: Концепции и подходы к региональной безопасности: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия в Центральной Азии. Материалы IV Ежегодной Алматинской конференции (7 июня 2006 г.). Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2006. С. 212—228.

Что касается Индии, то она, являясь стратегическим партнером России в азиатском регионе, могла бы стать ее ключевым союзником в ШОС, а также одним из важных звеньев в формировании единого энергетического рынка Евразии. Однако если 3—4 года назад Индия буквально горела желанием присоединиться к организации, то теперь вступление в нее стало для страны малопривлекательным. Это связано с отсутствием какого-либо масштабного сотрудничества с государствами — членами ШОС, за исключением России, и проводимой организацией политикой антиамериканизма. Нью-Дели гораздо более заинтересован в развитии широкого сотрудничества непосредственно с Россией, чем во вступлении в какие бы то ни было блоки, цели которых для Индии неясны.

Следует обратить внимание, что Пакистан заявил о своем стремлении присоединиться к ШОС в качестве наблюдателя раньше Индии; то же самое происходит и сейчас. Исламабад первым заявил о желании стать полноправным членом ШОС, а значит, вполне вероятно, что Индия не захочет от него отставать. Заявка Исламабада7 должна помочь Москве склонить Индию к вступлению в ШОС; вполне возможно, что именно с этим связана активизация политики России в отношении Афганистана, отвечающая интересам Нью-Дели. Кроме того, Россия неоднократно заявляла, что даст свое согласие на вступление в ШОС Пакистана только в том случае, если к организации присоединится Индия.

Стремление Пакистана вступить в ШОС значительно усилилось после американских ракетных ударов по приграничным с Афганистаном территориям; по мысли Исламабада, вступление в организацию избавит страну от безнаказанных вторжений США.

Если Индию удастся «уговорить» вступить в ШОС (Пакистан, по всей вероятности, незамедлительно последует за ней), Россия сможет инициировать обсуждение вопросов нераспространения в регионе ОМУ, одновременно втянув в этот процесс и Китай, что полностью отвечает интересам Кремля.

Кроме того, вступление Индии и Пакистана в ШОС поставит организацию перед необходимостью разрешить кашмирский конфликт. С 2007 года Индия и Пакистан постепенно вернулись к мирному диалогу по проблеме спорных территорий в Кашмире, а также возобновили экономическое сотрудничество (в частности, в строительстве газопровода из Ирана).

У России есть опыт в организации индо-пакистанских переговоров: благодаря усилиям Москвы впервые после ноябрьских терактов в Мумбаи (бывшем Бомбее) состоялась встреча глав Индии и Пакистана, именно в России стороны договорились о встрече министров иностранных дел. Однако добиться возобновления контактов двух стран было отнюдь не просто, так как Нью-Дели считает, что теракты были организованы членами пакистанской террористической организации «Лашкар-э-Тайба».

Таким образом, вступление в ШОС поможет Пакистану и Индии разрешить кашмирскую проблему и будет способствовать превращению организации в силу мирового значения, в которой существенно усилится роль России.

Второй страной, подавшей заявку на вступление в члены ШОС, стал Иран; президент М. Ахмадинежад с 2006 года посещает все саммиты ШОС и всячески лоббирует вступление своей страны в эту организацию.

Вступление Ирана в ШОС может создать ряд проблем, одна из которых связана с ядерной программой страны. У Ирана появятся шансы на вступление в ШОС лишь в том случае, если Москве удастся убедить Тегеран пойти на «ядерные» уступки. Вступлению Ирана в ШОС может также помешать его жесткая политика в вопросе о разделе Каспия,

7 Просьба о вступлении в постоянные члены ШОС была передана президентом Пакистана Первезом Мушаррафом в Секретариат ШОС во время визита в Китай в феврале 2006 года.

объясняемая стремлением завладеть нефтяными ресурсами за пределами своей территории. Кроме того, вступление Ирана в ШОС может свести на нет усилия по нормализации отношений между Россией и США и окончательно придать организации антизападную направленность.

Возможно, некоторые проблемы можно будет решить путем включения США, а также их союзников и партнеров (Турции, Южной Кореи или Японии) в Контактную группу «ШОС — Афганистан».

Вступление Японии в Контактную группу могло бы предотвратить втягивание центральноазиатских государств в какие-либо альянсы (например, Форум «Центральная Азия + Япония») на пространстве ШОС, исключающие участие в них России и Китая8.

При активном содействии России ШОС вполне может стать структурой, которая взяла бы на себя ответственность за иранскую ядерную программу и убедила Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ. Кроме того, площадка ШОС могла бы стать для России дополнительным инструментом в переговорах по Каспию.

Прием Ирана в ШОС в отдаленной перспективе может стать фактором сдерживания китайской экспансии на евразийском пространстве, а также дать России возможность реализовать идею создания «газовой ОПЕК».

Россия заинтересована в расширении ШОС еще и потому, что вступление любого из наблюдателей в ряды полноправных членов организации будет способствовать развитию проекта Энергетического клуба. Кроме того, расширение рядов ШОС поможет усилить борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

Соперничество ШОС — НАТО

По общепринятому мнению, ШОС является антизападной и антиамериканской организацией, что подтверждают следующими аргументами.

1. Утверждается, что ШОС — это альянс России, Китая и недемократических государств, которые регулярно проводят военные учения.

2. США якобы отказано в статусе наблюдателя.

3. Одним из наблюдателей ШОС является Иран, представляющий собой угрозу международной безопасности.

4. ШОС приняла Астанинскую декларацию, призывающую США определить сроки вывода американских баз из Кыргызстана и Узбекистана.

Не следует отрицать, что в 2005 году страны ШОС действительно опасались закрепления в регионе ЦА Соединенных Штатов, которые с помощью военных баз могли бы попытаться заменить существующие авторитарные режимы на более демократичные и либеральные (и, конечно же, проамериканские)9. Кроме того, Россия, оставаясь ведущим партнером стран ЦА, стремилась не допустить усиления их военного сотрудничества с США.

В июне 2009 года на саммите ШОС в Екатеринбурге Д. Медведев принял президента Афганистана Х. Карзая. Тот проинформировал российского президента, что собирается

8 См.: Сыроежкин К.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии: Монография. Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2006. С. 227.

9 См.: Вязгина Е. Изменение отношения России и Китая к Центральной Азии и развитие сотрудничества в рамках ШОС // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ, 7 августа 2007 [www.ia-centr.ru].

просить К. Бакиева (президента Кыргызстана) не настаивать на объявленном в начале года в Москве решении о прекращении деятельности американской военной базы «Ма-нас» в Бишкеке. На состоявшейся после этого встрече Д. Медведева и К. Бакиева была достигнута договоренность о совместной антитеррористической деятельности, предусматривающая, в частности, обеспечение транзита грузов для международных сил в Афганистане. Кроме того, была достигнута договоренность о превращении военной базы НАТО в Кыргызстане в Центр транзитных перевозок. Таким образом, благодаря ШОС Россия имеет возможность снижать уровень присутствия и роль США в регионе ЦА.

Решение перечисленных проблем весьма актуально, так как в натовской среде существует мнение, что «установление официального диалога с ШОС смогло бы помочь усилению роли НАТО в ЦА»10.

Сотрудничество НАТО, США и ШОС возможно только в сфере борьбы с терроризмом и наркотиками в Афганистане. Поэтому вовсе не обязательно предоставлять США какой-либо официальный статус; вполне достаточно создать Совет ШОС — НАТО или подключить альянс к Контактной группе «ШОС — Афганистан».

Возможности экономического сотрудничества в рамках ШОС

По словам генсека ШОС Б. Нургалиева, «изначально ШОС задумывалась как структура, способная эффективно обеспечить безопасность; сейчас же акцент все больше переносится на координацию и углубление региональной интеграции. Есть понимание того, что прогресс в решении социально-экономических проблем, существующих во всех государствах, будет залогом того, что будут решаться и проблемы безопасности и стабильности в регионе»11.

Однако, несмотря на развитие различных институтов, подписание соглашений, встречи министров, а также существование 20 специализированных органов, за 8 лет с момента основания организации заявленное экономическое сотрудничество по-прежнему носит в основном декларативный характер. Практически реализуются только два проекта, предусматривающие строительство автодорог в ЦА, да и те были начаты без участия ШОС. Не реализована ни одна из существующих 120 экономических программ, охватывающих 11 сфер сотрудничества; так и осталось на бумаге намерение Китая предоставить товарный кредит на 900 млн долл., ведь все еще не определены механизмы его реализации и сферы применения.

Россия решительно отвергает идею государственного финансирования экономических программ ШОС, тем самым препятствуя формированию Фонда развития, о необходимости которого говорилось еще в 2005 году в принятой Декларации. Для поиска негосударственных инвестиций Россия выдвинула инициативу создания Делового совета (ДС) и Межбанковского объединения (МБО) ШОС; с учетом возрастающей роли этих двух структур главы государств — членов ШОС на саммите в Екатеринбурге предложили использовать их для минимизации последствий кризиса и развития экономического сотрудничества.

10 Weitz R. Renewing Central Asian Partnerships // NATO Review, Issue 3, Autumn 2006.

11 См.: Организационное становление ШОС произошло // Азия-Стратегия, 3 апреля 2007 [http://www. asiastrategy.ru/?tm&mat_id=492&PHPSESSID=f5da72f00d421c981680781da6cacf32].

Россия по-прежнему не готова вносить государственные взносы в развитие проектов ШОС (хотя вкладывает средства в двусторонние проекты), что не позволяет активизировать экономическую составляющую деятельности ШОС. Однако именно российская сторона является основным регулятором поступления негосударственных инвестиций для проектов организации. На состоявшейся в октябре 2009 года встрече глав правительств государств-членов по инициативе российской стороны было решено создать Единую базу инвестиционных проектов. По словам главы правления Внешэкономбанка В. Дмитриева, речь идет о примерно 35 проектах на общую сумму 6 млрд долл. и не исключено, что они будут реализованы во всех государствах ШОС, причем в денежных операциях между ними будут использоваться национальные валюты стран-участниц, что позволит начать претворять в жизнь идею об отказе от расчетов в долларах.

Для усиления своих позиций в ШОС Россия должна активнее искать (или выделять) средства для осуществления многосторонних экономических проектов, к которым весьма целесообразно было бы привлечь Китай. Это могло бы значительно увеличить потенциал организации.

На саммите в Екатеринбурге Китай выразил готовность самостоятельно выделить 10 млрд долл. на многостороннее сотрудничество с центральноазиатскими странами ШОС; пока же КНР взаимодействует с ЦА в двустороннем формате.

Россия должна успешнее продвигать в ШОС проекты в интересующих ее сферах, например в горнодобывающей, в том числе и горнорудной, промышленности. Так, России ежегодно требуются сотни тысяч тонн свинца, однако собственных месторождений она не имеет. Зато такие месторождения есть в ЦА. Для решения проблемы нужны несколько десятков миллионов долларов — инвестиции, которые Россия, по мнению геохимика С.А. Воробьева, изыскать не может12. Их можно найти только в рамках многостороннего сотрудничества, и прежде всего в рамках ШОС. Еще одной жизненно необходимой для России сферой является энергетика.

В 2006 году тогдашний президент России В. Путин предложил создать в рамках ШОС Энергетический клуб с участием экспортеров и импортеров нефти и газа, который должен был выступить в качестве механизма координации политики в области добычи, производства, транспортировки и распределения ресурсов, а также развития инфраструктуры государств — членов и наблюдателей организации.

Идея создания Энергетического клуба основывалась на развитии трехсторонней энергетической дипломатии Москвы, Астаны и Ашхабада. Несмотря на то что Туркменистан не является ни членом, ни наблюдателем ШОС, подписание соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода не может не затрагивать интересы организации. Таким образом, для успешной реализации вышеупомянутого проекта Туркменистан необходимо подключить к партнерству в рамках ШОС.

Возможности в гуманитарной сфере

В Хартии ШОС, принятой в 2001 году и являющейся основополагающим документом организации, зафиксировано, что сотрудничество в гуманитарной области является одной из приоритетных задач. Однако первые программы многостороннего сотрудниче-

12 См.: Парламентская составляющая многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Из стенограммы от 26 февраля 2006 года. Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ [http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20070725100417.pdfl.

ства в различных гуманитарных сферах были приняты лишь в 2005 году. Что касается России, то ее деятельность в гуманитарной сфере ограничивается проведением в рамках ШОС ежегодного фестиваля «Роза мира»; однако для того, чтобы сделать организацию привлекательной для молодого поколения, этого совершенно недостаточно.

В октябре 2009 года В. Путин предложил организовать в рамках ШОС конкурс исполнителей современной песни «Интервидение»; при соответствующей поддержке СМИ в проведении этого крупного мероприятия Россия сможет стать локомотивом современной культурной жизни региона ШОС.

Усилению позиций России в сфере образования может способствовать предложение В. Путина о создании университета ШОС (УШОС), модель которого должна строиться по сетевому принципу с единой программой, состоящей из нескольких направлений13.

Обучение предполагается проводить в нескольких вузах стран — участниц ШОС, и оно будет доступно студентам из всех государств организации. Обязательным условием обучения будет изучение обоих официальных языков ШОС (русского и китайского), причем студент сможет осваивать программу в разных вузах, например, часть ее — в учебном заведении своей страны, а часть — в каком-либо из государств — участников проекта14.

В этой связи следует отметить, что центральноазиатские студенты с детства владеют в той или иной степени русским языком, что позволит вузам России быть более востребованными.

Кроме того, Россия имеет возможность взять под контроль подготовку сотрудников различных структур ШОС. Российский МИД предложил создать в рамках организации рабочую группу для выработки основных подходов и принципов кадрового обеспечения постоянно действующих органов ШОС.

В мае 2009 года в Екатеринбурге для активизации сотрудничества молодежи стран организации в образовательной, культурной и спортивной сфере был создан Молодежный совет ШОС (МС ШОС). К настоящему времени организаторы Совета разработали проекты, касающиеся трудоустройства, студенческих обменов, проведения конференций преподавателей языков и фестивалей современной музыки стран организации. Китай выдвинул проект организации молодежных лагерей в государствах — членах ШОС.

С помощью своего образовательного пространства и русского языка Россия имеет все шансы сохранить влияние на будущее поколение стран ШОС; она может предложить проекты профессиональных школ, краткосрочных курсов переподготовки и молодежных образовательных лагерей. Ведущие российские вузы могли бы организовать различные конкурсы, требующие от участников разносторонних знаний в области истории, политики и экономики стран — членов ШОС.

В широкой поддержке со стороны ШОС нуждается сфера здравоохранения стран ЦА, страдающая от слабости лечебной базы больниц, острого дефицита квалифицированных кадров и невозможности оказать медицинскую помощь населению, проживающему в отдаленных районах. Российские представители в Деловом совете выдвинули инициативу по организации работы мобильных медицинских групп специалистов из России; однако их деятельность в странах ЦА пока еще носит бессистемный и непостоянный характер. Для решения проблем в сфере здравоохранения стран ЦА необходимы усилия всех членов ШОС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская инициатива по созданию Шанхайской организации здравоохранения (ШОЗ) могла бы объединить усилия стран ШОС в повышении качества медицинской помощи и привести к появлению аналога ВОЗ. Кроме того, ШОЗ сможет стать инструментом продвижения российских медицинских товаров и услуг, прежде всего в Китае.

13 Первоначально обучение будет проводиться по пяти направлениям: регионоведение, информационные технологии, экология, нанотехнологии и энергетика.

14 См.: Лукин А.В. ШОС: итоги российского председательства // Международная жизнь, 2009, № 9.

Россия может усилить свое влияние в ШОС и через сотрудничество в борьбе с чрезвычайными ситуациями; регион ЦА периодически подвергается оползням, землетрясениям, засухам и морозам, а местные специалисты служб ЧС не имеют должной профессиональной подготовки и опыта и не могут адекватно и оперативно реагировать на вызовы природных стихий.

Несмотря на то что первые комплексные учения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации были проведены Министерством гражданской администрации КНР, России удалось пролоббировать решение об открытии в Москве Центра ШОС по совместному реагированию на катастрофы. По словам главы департамента международной деятельности МЧС России Ю. Бражникова, «задачами Центра будут обеспечение скоординированных действий стран ШОС при чрезвычайных ситуациях и объединение в области гуманитарного реагирования»15.

В 2009 году по инициативе России в рамках ШОС была создана экспертная группа для разработки концептуальных подходов к решению проблем миграции. Как сказал спецпредставитель России при ШОС Л. Моисеев, миграционной проблемой ШОС занимается в пионерском порядке: мы просто вовремя почувствовали проблему, которая неизбежно должна была возникнуть во взаимоотношениях стран организации16. Миграционные потоки из стран ШОС идут прежде всего в Россию. И именно Россия может сыграть роль локомотива в формировании механизма регулирования миграции и в создании центров занятости на своей территории.

К сожалению, жители стран — участниц ШОС (не говоря уже о населении стран-наблюдателей) весьма слабо осведомлены о текущей деятельности организации, и для дальнейшего укрепления общего гуманитарного пространства необходимо активизировать информационную работу, широко используя СМИ и Интернет.

Следует также повысить эффективность официального сайта ШОС, на котором должны размещаться не только официальные новостные сообщения, но и информационноаналитические материалы на всех языках стран — членов и наблюдателей ШОС (по примеру сайтов ООН и НАТО).

России удалось создать русскоязычный интернет-портал [www.infoshos.ru], посвященный деятельности ШОС и проблемам стран — членов и наблюдателей организации. Портал предоставляет свободный доступ к материалам журнала «ИнфоШОС», которые публикуются на русском, китайском и английском языках, тем самым выполняя огромную роль в информировании населения, экспертного сообщества, а также политических кругов региона ЦА и всего мира.

Заключение

ШОС все больше становится неформальным форумом для обсуждения важнейших проблем евразийской безопасности. На форуме безопасности Совета евро-атлантичес-кого партнерства, состоявшемся в Астане, Генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер заявил, что считает ШОС очень интересной в плане обеспечения безопасности всего региона17.

15 Cм.: Центры реагирования на чрезвычайные ситуации в рамках ШOC откроют в Москве и Aстане // MA ИнфоШOC, 18 октября 2009 [http://infoshos.ru/ru/?idn=4996].

16 Cм.: Cвое место в мировой архитектонике ШOC уже заняла // MA ИнфоШOC, 23 апреля 2009 [http:// www.infoshos.ru/ru/?idn=4490].

17 Cм.: Генсек НATO: ШOC интересная организация в плане обеспечения безопасности в регионе // ИA ИнфоШOC, 26 июня 2009 [http://www.infoshos.ru/ru/?idn=4449].

Кроме того, благодаря России в ШОС стали обсуждаться вопросы безопасности, не относящиеся напрямую к государствам — членам организации: ядерная программа КНДР, грузино-осетинский конфликт, нормализация отношений между Исламабадом и Кабулом, а также между Нью-Дели и Исламабадом.

Усиление роли ШОС в обеспечении комплексной безопасности на пространстве Евразии имеет огромное значение: на этом пространстве нет другой организации, способной взять на себя решение множества существующих здесь проблем. Так, даже ООН на сегодняшний день не способна решать проблемы всех регионов мира; не играет она ведущей роли и в афганском урегулировании. Россия постепенно становится главным посредником в разрешении конфликтов.

В сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком в рамках ШОС России необходимо продолжать активное сотрудничество с Китаем, предусматривающее совершенствование механизма консультаций между двумя странами.

Дабы не дублировать деятельность ОДКБ, ШОС должна заниматься решением широкого круга проблем безопасности, существующих в государствах, граничащих со странами — членами организации. ОДКБ же будет по-прежнему заниматься чисто центральноазиатскими проблемами безопасности.

Дальнейшее развитие ШОС тесно связано с вопросом о расширении организации. Правда, вступление новых членов может создать и новые проблемы, прежде всего в сфере безопасности, но России расширение ШОС позволит усилить свою роль в организации и снизить активность Китая.

США, проявляющие интерес к деятельности ШОС, расценивают включение в ее состав наблюдателей как возможность снизить роль организации и усилить контроль стратегического союза России и Китая.

Таким образом, сотрудничество ШОС с США и НАТО должно строиться на основе взаимных интересов. Включение США или НАТО в Контактную группу ШОС — Афганистан или в отдельный Совет ШОС — НАТО/США должно активизировать сотрудничество, ускорить решение афганской проблемы и повысить роль России.

Чтобы иметь возможность контролировать экономические устремления Китая в ЦА, России необходимо активнее предлагать собственные экономические проекты в наиболее интересующих ее областях. Инвестирование в многосторонние экономические проекты через механизмы ДС и МБО поможет снизить двустороннюю активность Китая в регионе и привлечь его к использованию возможностей ШОС.

В гуманитарной сфере Россия действует достаточно успешно, и для дальнейшего расширения своего влияния ей необходимо продолжать разработку новых программ в сферах образования и культуры, а также в рамках УШОС и МС ШОС. Одной из важных стратегических задач в сфере гуманитарного сотрудничества становится создание грантового фонда. Финансовое обеспечение его деятельности мог бы взять на себя ДС ШОС.

Таким образом, на фоне изменений в мире формируются различные региональные и межрегиональные объединения и группы, стремящиеся минимизировать негативное влияние глобальной экономики и политики США.

В свете регионализации мира и распределения сфер ответственности создание и деятельность ШОС является ответом на вызовы глобализации. Россия не должна остаться в роли ведомой, тем более что ШОС дает ей хорошую возможность управлять развитием событий в регионе, которую ни в коем случае нельзя упускать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.