ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ
Максим СТАРЧАК
председатель Консультативного совета Молодежного отделения Российской ассоциации политической науки
(Москва, Россия)
Введение
В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) все сильнее проявляется стремление Китайской Народной Республики к лидерству. В частности, после трансформации «Шанхайской шестерки» в региональную организацию Китай сумел настоять на размещении ее секретариата в Пекине.
Для достижения своих целей КНР в рамках ШОС предпринимает следующие шаги:
— укрепляет торговые отношения с государствами Центральной Азии (ЦА), предоставляя им миллиардные кредиты;
— прилагает активные усилия для дальнейшего закрепления на нефтегазовых месторождениях ЦА;
— умело использует ШОС в борьбе с сепаратизмом в СУАР;
— активно препятствует распространению в ЦА влияния США;
— осуществляет образовательные программы для молодежи центральноазиатских стран.
Продолжая укреплять свои позиции в регионе и ШОС, Китай пытается закрепить за собой статус неформального лидера организации1.
Однако, несмотря на активность Китая, Россия, преследующая в регионе свои национальные интересы, обусловленные исторически сложившимися тесными связями со странами ЦА, имеет все шансы существенно усилить свое влияние в ШОС.
1 См., например: Сыроежкин К. Китай в Центральной Азии: от торговли к стратегическому партнерству // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 3 (51). С. 59.
Проблемы безопасности — возможности для России
ШОС, являющаяся наследницей «Шанхайской пятерки» (сформированной в 1996 г. для решения пограничных споров между Китаем, Россией, Таджикистаном, Кыргызстаном и Казахстаном), была создана в середине 2001 года. Главным приоритетом политики организации была определена борьба с «тремя силами зла»: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Но конкретных результатов деятельности ШОС и Антитеррористической структуры (РАТС), начавшей функционировать в 2004 году, пока не наблюдается — кроме разработки различных предложений и рекомендаций, сбора и анализа информации, а также регулярных антитеррористических учений. Отсутствуют механизмы реагирования на вылазки террористических групп или сепаратистские выступления внутри государств — членов организации, нет объединенного штаба по координации совместных действий, не определены сферы ответственности.
Однако к окончанию срока своего председательства в ШОС (2009 г.) России удалось по линии РАТС завершить работу над созданием Конвенции против терроризма, Соглашения о подготовке кадров для антитеррористических формирований и Программы сотрудничества на 2010—2012 годы. Участники организации выразили желание продолжать совместные антитеррористические учения, что полностью отвечает интересам России (среди всех стран ШОС она обладает наибольшим опытом борьбы с терроризмом и подготовки кадров).
Таким образом, стороны впервые подтвердили необходимость реальных действий для решения задач, поставленных Хартией и другими основополагающими документами ШОС.
В рамках ШОС России не только удалось привлечь ресурсы Китая к решению проблем безопасности в ЦА, но и склонить его к военно-политическому сотрудничеству, что позволяет сделать более предсказуемыми политику и интересы Пекина в отношении усиления своего влияния в ЦА.
Однако расширить военное сотрудничество с Пекином в рамках ШОС России пока не удается. В 2007 году в ходе совещания министров обороны ШОС А. Сердюков (министр обороны России) выступил с инициативой подготовить к очередному совещанию общий документ по основным направлениям военного сотрудничества в рамках организации2. И хотя предложение А. Сердюкова не прошло, во время заседания Совета глав правительств ШОС в октябре 2009 года Россия и Китай подписали договор, согласно которому обязались оповещать друг друга о своих планах запуска баллистических ракет.
России следует уделять больше внимания конфликтному потенциалу, существующему в странах — участницах ШОС, а также в будущих государствах — членах организации. Именно развитие сотрудничества в сферах безопасности и разрешения конфликтов может позволить России сохранить и укрепить свое лидерство в ШОС.
Что касается Китая, то он не участвует в мировой политике и не занимается решением проблем глобальной безопасности и конфликтов (не считая корейского вопроса). КНР проводит крайне осторожную и, как считается, взвешенную политику: страна не участвует ни в ядерном разоружении, ни в разрешении ближневосточного и других конфликтов (в том числе и региональных), ни в событиях, связанных с кризисом в Югославии и на Кавказе. Кроме того, Китай не проводит никакой политики безопасности, а его присутствие в конфликтных регионах связано исключительно с реализацией собственных экономических интересов.
Россия же, занимающая активную позицию в сфере глобальной безопасности, способна иметь собственное видение путей решения существующих проблем и конфликтов, что может усилить ее позиции в ШОС.
Одним из важных шагов в разрешении многих существующих споров и конфликтов стал саммит ШОС в Екатеринбурге, в рамках которого состоялась встреча Д. Медве-
2 См.: О визите министра обороны России А.Э. Сердюкова в Киргизию // Пресс-релиз от 27 июня 2007 г. Посольство России в Киргизской Республике [http://www.kyrgyz.mid.ru/press_rel/07_03.html].
дева с лидерами Пакистана и Афганистана. Посредничество России позволило Х. Кар-заю и А. Зардари, обвиняющим друг друга в пособничестве террористам и неспособности контролировать территории своих государств, обсудить свои взаимоотношения. Трехсторонняя встреча президентов России, Пакистана и Афганистана на саммите ШОС должна была подтвердить готовность Москвы решить афганскую проблему и развивать отношения с Пакистаном, страдающим от действий боевиков «Талибана».
По словам Д. Медведева, «так называемый Афпак — это как раз именно то, что сегодня необходимо обсуждать всем, кто участвует в переговорах и в других мероприятиях, связанных с Афганистаном»3. Тем самым он дал понять, что Россия, в отличие от США, отдает себе отчет в том, что без урегулирования ситуации в ряде провинций Пакистана и безотлагательных мер по уничтожению террористических гнезд на территории этой страны решить афганскую проблему невозможно.
По словам президента Д. Медведева, Россия готова оказать помощь странам коалиции и на политическом уровне, и в формате совместных трехсторонних экономических проектов4 (в том числе в виде соответствующих мер по сопровождению транзита). Таким образом, потенциально Россия готова привлечь США к сотрудничеству с ШОС по афганскому вопросу.
В мае 2010 года в Казань приезжал бывший президент Пакистана П. Мушарраф, встречу с которым наверняка не могли пропустить лидеры России; вполне очевидно, что Москва намерена начать использовать Исламабад для усиления своей роли в Афганистане.
Россию начали посещать делегации лидеров пуштунских племен; участились поездки в Кабул высших государственных лиц РФ. Кроме того, в мае 2009 года в Москве состоялся Российско-Афганский форум.
В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы безопасности по периметру афганской границы, которая должна была способствовать преодолению угроз, исходящих из Афганистана.
В 2004 году на Ташкентском саммите ШОС было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Через год был подписан протокол о создании Контактной группы «ШОС — Афганистан» для выработки предложений и рекомендаций по сотрудничеству, прежде всего в области контроля границы и борьбы с наркотрафиком. Однако подписанные соглашения пока не реализуются.
Для усиления деятельности ШОС на антинаркотическом направлении бывший президент России В. Путин в 2007 году предложил дополнить «пояса безопасности» «поясами финансовой безопасности», подключив к этой работе службы финансового мониторинга стран — членов ШОС; в 2009 году на Совете глав правительств он развил свое предложение, заявив о необходимости «повысить отдачу от РАТС ШОС и приступить к превентивным мероприятиям, направленным на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем»5.
Активная политическая позиция России во многом способствовала проведению в рамках ШОС международной конференции по Афганистану, состоявшейся 27 марта 2009 года в Москве.
3 См.: Пресс-конференция по итогам заседания Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества // Портал Президента России, 16 июня 2009 г. Екатеринбург [http://news.kremlin.ru/ transcripts/4465].
4 См.: Там же.
5 См.: В.В. Путин принял участие в заседании Совета глав правительств государств — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) // Сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина, 14 октября 2009 [http://www.premier.gov.ru/pda/visits/world/136/3886.html].
На конференции был принят план совместных действий государств — членов группы «ШОС и Афганистан» по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью на афганском направлении. Было решено проводить совещания старших должностных лиц антинаркотических ведомств, а также разработать соответствующие документы и соглашения об укреплении сотрудничества в данной области. План также предусматривает возможность создания регионального антинаркоти-ческого центра и специализированного учебного центра ШОС для подготовки специалистов по борьбе с наркотиками и учитывает необходимость сотрудничества с ОДКБ и привлечения Туркменистана и Афганистана.
Кроме того, ШОС должна уделить внимание укреплению таджикско-афганской и узбекско-афганской границы и разработке программы помощи пограничным и таможенным службам государств — членов организации для улучшения их технической оснащенности и материальной обеспеченности.
В октябре 2009 года на Совете глав правительств ШОС был подписан протокол о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Следует отметить, что с помощью механизма ОДКБ и благодаря имеющемуся у нее опыту Россия может закрепить свое лидерство в антинаркотической и таможенной сфере сотрудничества, открыв специальный центр подготовки в рамках ШОС.
Расширение ШОС — возможности для России
Вопрос о расширении ШОС давно стоит на повестке дня (несмотря на временный мораторий, введенный в 2006 г.); на Екатеринбургском саммите глава председательствующего государства сообщил, что подготовка документа, определяющего порядок приема новых стран в состав организации, будет ускорена.
В 2004 году было подписано Положение о статусе наблюдателя при ШОС. В том же году в качестве наблюдателя в ШОС была принята Монголия, а в 2006 году поступила соответствующая заявка от Беларуси. На саммите ШОС в Екатеринбурге Беларуси и Шри-Ланке был предоставлен статус партнеров организации. Таким образом, можно сделать вывод, что если не в следующем году, то через два года ряды организации пополнятся.
Предполагается, что членами ШОС могут стать две или три страны. Следует напомнить, что наблюдателями ШОС являются Монголия, Иран, Индия и Пакистан. Монголия получила статус наблюдателя в 2004 году, три других государства — в 2005-м. Т ак кто же может стать членами ШОС и какую роль они будут играть в организации?
Монголию интересует исключительно статус наблюдателя (страна стала первым членом Клуба наблюдателей ШОС), и она никогда не собиралась становиться полноправным членом организации. Монголия стремится развивать партнерские отношения с Россией, но не хочет полностью зависеть от Китая, который, по ее мнению, играет в ШОС главенствующую роль. Кроме того, Улан-Батор налаживает тесные связи с США, Японией и ЕС и вступление в ШОС может помешать этому процессу6.
6 См.: Цэрэндорж Т. Монголия и региональные системы безопасности. В кн.: Концепции и подходы к региональной безопасности: опыт, проблемы и перспективы взаимодействия в Центральной Азии. Материалы IV Ежегодной Алматинской конференции (7 июня 2006 г.). Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2006. С. 212—228.
Что касается Индии, то она, являясь стратегическим партнером России в азиатском регионе, могла бы стать ее ключевым союзником в ШОС, а также одним из важных звеньев в формировании единого энергетического рынка Евразии. Однако если 3—4 года назад Индия буквально горела желанием присоединиться к организации, то теперь вступление в нее стало для страны малопривлекательным. Это связано с отсутствием какого-либо масштабного сотрудничества с государствами — членами ШОС, за исключением России, и проводимой организацией политикой антиамериканизма. Нью-Дели гораздо более заинтересован в развитии широкого сотрудничества непосредственно с Россией, чем во вступлении в какие бы то ни было блоки, цели которых для Индии неясны.
Следует обратить внимание, что Пакистан заявил о своем стремлении присоединиться к ШОС в качестве наблюдателя раньше Индии; то же самое происходит и сейчас. Исламабад первым заявил о желании стать полноправным членом ШОС, а значит, вполне вероятно, что Индия не захочет от него отставать. Заявка Исламабада7 должна помочь Москве склонить Индию к вступлению в ШОС; вполне возможно, что именно с этим связана активизация политики России в отношении Афганистана, отвечающая интересам Нью-Дели. Кроме того, Россия неоднократно заявляла, что даст свое согласие на вступление в ШОС Пакистана только в том случае, если к организации присоединится Индия.
Стремление Пакистана вступить в ШОС значительно усилилось после американских ракетных ударов по приграничным с Афганистаном территориям; по мысли Исламабада, вступление в организацию избавит страну от безнаказанных вторжений США.
Если Индию удастся «уговорить» вступить в ШОС (Пакистан, по всей вероятности, незамедлительно последует за ней), Россия сможет инициировать обсуждение вопросов нераспространения в регионе ОМУ, одновременно втянув в этот процесс и Китай, что полностью отвечает интересам Кремля.
Кроме того, вступление Индии и Пакистана в ШОС поставит организацию перед необходимостью разрешить кашмирский конфликт. С 2007 года Индия и Пакистан постепенно вернулись к мирному диалогу по проблеме спорных территорий в Кашмире, а также возобновили экономическое сотрудничество (в частности, в строительстве газопровода из Ирана).
У России есть опыт в организации индо-пакистанских переговоров: благодаря усилиям Москвы впервые после ноябрьских терактов в Мумбаи (бывшем Бомбее) состоялась встреча глав Индии и Пакистана, именно в России стороны договорились о встрече министров иностранных дел. Однако добиться возобновления контактов двух стран было отнюдь не просто, так как Нью-Дели считает, что теракты были организованы членами пакистанской террористической организации «Лашкар-э-Тайба».
Таким образом, вступление в ШОС поможет Пакистану и Индии разрешить кашмирскую проблему и будет способствовать превращению организации в силу мирового значения, в которой существенно усилится роль России.
Второй страной, подавшей заявку на вступление в члены ШОС, стал Иран; президент М. Ахмадинежад с 2006 года посещает все саммиты ШОС и всячески лоббирует вступление своей страны в эту организацию.
Вступление Ирана в ШОС может создать ряд проблем, одна из которых связана с ядерной программой страны. У Ирана появятся шансы на вступление в ШОС лишь в том случае, если Москве удастся убедить Тегеран пойти на «ядерные» уступки. Вступлению Ирана в ШОС может также помешать его жесткая политика в вопросе о разделе Каспия,
7 Просьба о вступлении в постоянные члены ШОС была передана президентом Пакистана Первезом Мушаррафом в Секретариат ШОС во время визита в Китай в феврале 2006 года.
объясняемая стремлением завладеть нефтяными ресурсами за пределами своей территории. Кроме того, вступление Ирана в ШОС может свести на нет усилия по нормализации отношений между Россией и США и окончательно придать организации антизападную направленность.
Возможно, некоторые проблемы можно будет решить путем включения США, а также их союзников и партнеров (Турции, Южной Кореи или Японии) в Контактную группу «ШОС — Афганистан».
Вступление Японии в Контактную группу могло бы предотвратить втягивание центральноазиатских государств в какие-либо альянсы (например, Форум «Центральная Азия + Япония») на пространстве ШОС, исключающие участие в них России и Китая8.
При активном содействии России ШОС вполне может стать структурой, которая взяла бы на себя ответственность за иранскую ядерную программу и убедила Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ. Кроме того, площадка ШОС могла бы стать для России дополнительным инструментом в переговорах по Каспию.
Прием Ирана в ШОС в отдаленной перспективе может стать фактором сдерживания китайской экспансии на евразийском пространстве, а также дать России возможность реализовать идею создания «газовой ОПЕК».
Россия заинтересована в расширении ШОС еще и потому, что вступление любого из наблюдателей в ряды полноправных членов организации будет способствовать развитию проекта Энергетического клуба. Кроме того, расширение рядов ШОС поможет усилить борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Соперничество ШОС — НАТО
По общепринятому мнению, ШОС является антизападной и антиамериканской организацией, что подтверждают следующими аргументами.
1. Утверждается, что ШОС — это альянс России, Китая и недемократических государств, которые регулярно проводят военные учения.
2. США якобы отказано в статусе наблюдателя.
3. Одним из наблюдателей ШОС является Иран, представляющий собой угрозу международной безопасности.
4. ШОС приняла Астанинскую декларацию, призывающую США определить сроки вывода американских баз из Кыргызстана и Узбекистана.
Не следует отрицать, что в 2005 году страны ШОС действительно опасались закрепления в регионе ЦА Соединенных Штатов, которые с помощью военных баз могли бы попытаться заменить существующие авторитарные режимы на более демократичные и либеральные (и, конечно же, проамериканские)9. Кроме того, Россия, оставаясь ведущим партнером стран ЦА, стремилась не допустить усиления их военного сотрудничества с США.
В июне 2009 года на саммите ШОС в Екатеринбурге Д. Медведев принял президента Афганистана Х. Карзая. Тот проинформировал российского президента, что собирается
8 См.: Сыроежкин К.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии: Монография. Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2006. С. 227.
9 См.: Вязгина Е. Изменение отношения России и Китая к Центральной Азии и развитие сотрудничества в рамках ШОС // Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ, 7 августа 2007 [www.ia-centr.ru].
просить К. Бакиева (президента Кыргызстана) не настаивать на объявленном в начале года в Москве решении о прекращении деятельности американской военной базы «Ма-нас» в Бишкеке. На состоявшейся после этого встрече Д. Медведева и К. Бакиева была достигнута договоренность о совместной антитеррористической деятельности, предусматривающая, в частности, обеспечение транзита грузов для международных сил в Афганистане. Кроме того, была достигнута договоренность о превращении военной базы НАТО в Кыргызстане в Центр транзитных перевозок. Таким образом, благодаря ШОС Россия имеет возможность снижать уровень присутствия и роль США в регионе ЦА.
Решение перечисленных проблем весьма актуально, так как в натовской среде существует мнение, что «установление официального диалога с ШОС смогло бы помочь усилению роли НАТО в ЦА»10.
Сотрудничество НАТО, США и ШОС возможно только в сфере борьбы с терроризмом и наркотиками в Афганистане. Поэтому вовсе не обязательно предоставлять США какой-либо официальный статус; вполне достаточно создать Совет ШОС — НАТО или подключить альянс к Контактной группе «ШОС — Афганистан».
Возможности экономического сотрудничества в рамках ШОС
По словам генсека ШОС Б. Нургалиева, «изначально ШОС задумывалась как структура, способная эффективно обеспечить безопасность; сейчас же акцент все больше переносится на координацию и углубление региональной интеграции. Есть понимание того, что прогресс в решении социально-экономических проблем, существующих во всех государствах, будет залогом того, что будут решаться и проблемы безопасности и стабильности в регионе»11.
Однако, несмотря на развитие различных институтов, подписание соглашений, встречи министров, а также существование 20 специализированных органов, за 8 лет с момента основания организации заявленное экономическое сотрудничество по-прежнему носит в основном декларативный характер. Практически реализуются только два проекта, предусматривающие строительство автодорог в ЦА, да и те были начаты без участия ШОС. Не реализована ни одна из существующих 120 экономических программ, охватывающих 11 сфер сотрудничества; так и осталось на бумаге намерение Китая предоставить товарный кредит на 900 млн долл., ведь все еще не определены механизмы его реализации и сферы применения.
Россия решительно отвергает идею государственного финансирования экономических программ ШОС, тем самым препятствуя формированию Фонда развития, о необходимости которого говорилось еще в 2005 году в принятой Декларации. Для поиска негосударственных инвестиций Россия выдвинула инициативу создания Делового совета (ДС) и Межбанковского объединения (МБО) ШОС; с учетом возрастающей роли этих двух структур главы государств — членов ШОС на саммите в Екатеринбурге предложили использовать их для минимизации последствий кризиса и развития экономического сотрудничества.
10 Weitz R. Renewing Central Asian Partnerships // NATO Review, Issue 3, Autumn 2006.
11 См.: Организационное становление ШОС произошло // Азия-Стратегия, 3 апреля 2007 [http://www. asiastrategy.ru/?tm&mat_id=492&PHPSESSID=f5da72f00d421c981680781da6cacf32].
Россия по-прежнему не готова вносить государственные взносы в развитие проектов ШОС (хотя вкладывает средства в двусторонние проекты), что не позволяет активизировать экономическую составляющую деятельности ШОС. Однако именно российская сторона является основным регулятором поступления негосударственных инвестиций для проектов организации. На состоявшейся в октябре 2009 года встрече глав правительств государств-членов по инициативе российской стороны было решено создать Единую базу инвестиционных проектов. По словам главы правления Внешэкономбанка В. Дмитриева, речь идет о примерно 35 проектах на общую сумму 6 млрд долл. и не исключено, что они будут реализованы во всех государствах ШОС, причем в денежных операциях между ними будут использоваться национальные валюты стран-участниц, что позволит начать претворять в жизнь идею об отказе от расчетов в долларах.
Для усиления своих позиций в ШОС Россия должна активнее искать (или выделять) средства для осуществления многосторонних экономических проектов, к которым весьма целесообразно было бы привлечь Китай. Это могло бы значительно увеличить потенциал организации.
На саммите в Екатеринбурге Китай выразил готовность самостоятельно выделить 10 млрд долл. на многостороннее сотрудничество с центральноазиатскими странами ШОС; пока же КНР взаимодействует с ЦА в двустороннем формате.
Россия должна успешнее продвигать в ШОС проекты в интересующих ее сферах, например в горнодобывающей, в том числе и горнорудной, промышленности. Так, России ежегодно требуются сотни тысяч тонн свинца, однако собственных месторождений она не имеет. Зато такие месторождения есть в ЦА. Для решения проблемы нужны несколько десятков миллионов долларов — инвестиции, которые Россия, по мнению геохимика С.А. Воробьева, изыскать не может12. Их можно найти только в рамках многостороннего сотрудничества, и прежде всего в рамках ШОС. Еще одной жизненно необходимой для России сферой является энергетика.
В 2006 году тогдашний президент России В. Путин предложил создать в рамках ШОС Энергетический клуб с участием экспортеров и импортеров нефти и газа, который должен был выступить в качестве механизма координации политики в области добычи, производства, транспортировки и распределения ресурсов, а также развития инфраструктуры государств — членов и наблюдателей организации.
Идея создания Энергетического клуба основывалась на развитии трехсторонней энергетической дипломатии Москвы, Астаны и Ашхабада. Несмотря на то что Туркменистан не является ни членом, ни наблюдателем ШОС, подписание соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода не может не затрагивать интересы организации. Таким образом, для успешной реализации вышеупомянутого проекта Туркменистан необходимо подключить к партнерству в рамках ШОС.
Возможности в гуманитарной сфере
В Хартии ШОС, принятой в 2001 году и являющейся основополагающим документом организации, зафиксировано, что сотрудничество в гуманитарной области является одной из приоритетных задач. Однако первые программы многостороннего сотрудниче-
12 См.: Парламентская составляющая многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Из стенограммы от 26 февраля 2006 года. Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ [http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20070725100417.pdfl.
ства в различных гуманитарных сферах были приняты лишь в 2005 году. Что касается России, то ее деятельность в гуманитарной сфере ограничивается проведением в рамках ШОС ежегодного фестиваля «Роза мира»; однако для того, чтобы сделать организацию привлекательной для молодого поколения, этого совершенно недостаточно.
В октябре 2009 года В. Путин предложил организовать в рамках ШОС конкурс исполнителей современной песни «Интервидение»; при соответствующей поддержке СМИ в проведении этого крупного мероприятия Россия сможет стать локомотивом современной культурной жизни региона ШОС.
Усилению позиций России в сфере образования может способствовать предложение В. Путина о создании университета ШОС (УШОС), модель которого должна строиться по сетевому принципу с единой программой, состоящей из нескольких направлений13.
Обучение предполагается проводить в нескольких вузах стран — участниц ШОС, и оно будет доступно студентам из всех государств организации. Обязательным условием обучения будет изучение обоих официальных языков ШОС (русского и китайского), причем студент сможет осваивать программу в разных вузах, например, часть ее — в учебном заведении своей страны, а часть — в каком-либо из государств — участников проекта14.
В этой связи следует отметить, что центральноазиатские студенты с детства владеют в той или иной степени русским языком, что позволит вузам России быть более востребованными.
Кроме того, Россия имеет возможность взять под контроль подготовку сотрудников различных структур ШОС. Российский МИД предложил создать в рамках организации рабочую группу для выработки основных подходов и принципов кадрового обеспечения постоянно действующих органов ШОС.
В мае 2009 года в Екатеринбурге для активизации сотрудничества молодежи стран организации в образовательной, культурной и спортивной сфере был создан Молодежный совет ШОС (МС ШОС). К настоящему времени организаторы Совета разработали проекты, касающиеся трудоустройства, студенческих обменов, проведения конференций преподавателей языков и фестивалей современной музыки стран организации. Китай выдвинул проект организации молодежных лагерей в государствах — членах ШОС.
С помощью своего образовательного пространства и русского языка Россия имеет все шансы сохранить влияние на будущее поколение стран ШОС; она может предложить проекты профессиональных школ, краткосрочных курсов переподготовки и молодежных образовательных лагерей. Ведущие российские вузы могли бы организовать различные конкурсы, требующие от участников разносторонних знаний в области истории, политики и экономики стран — членов ШОС.
В широкой поддержке со стороны ШОС нуждается сфера здравоохранения стран ЦА, страдающая от слабости лечебной базы больниц, острого дефицита квалифицированных кадров и невозможности оказать медицинскую помощь населению, проживающему в отдаленных районах. Российские представители в Деловом совете выдвинули инициативу по организации работы мобильных медицинских групп специалистов из России; однако их деятельность в странах ЦА пока еще носит бессистемный и непостоянный характер. Для решения проблем в сфере здравоохранения стран ЦА необходимы усилия всех членов ШОС.
Российская инициатива по созданию Шанхайской организации здравоохранения (ШОЗ) могла бы объединить усилия стран ШОС в повышении качества медицинской помощи и привести к появлению аналога ВОЗ. Кроме того, ШОЗ сможет стать инструментом продвижения российских медицинских товаров и услуг, прежде всего в Китае.
13 Первоначально обучение будет проводиться по пяти направлениям: регионоведение, информационные технологии, экология, нанотехнологии и энергетика.
14 См.: Лукин А.В. ШОС: итоги российского председательства // Международная жизнь, 2009, № 9.
Россия может усилить свое влияние в ШОС и через сотрудничество в борьбе с чрезвычайными ситуациями; регион ЦА периодически подвергается оползням, землетрясениям, засухам и морозам, а местные специалисты служб ЧС не имеют должной профессиональной подготовки и опыта и не могут адекватно и оперативно реагировать на вызовы природных стихий.
Несмотря на то что первые комплексные учения по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации были проведены Министерством гражданской администрации КНР, России удалось пролоббировать решение об открытии в Москве Центра ШОС по совместному реагированию на катастрофы. По словам главы департамента международной деятельности МЧС России Ю. Бражникова, «задачами Центра будут обеспечение скоординированных действий стран ШОС при чрезвычайных ситуациях и объединение в области гуманитарного реагирования»15.
В 2009 году по инициативе России в рамках ШОС была создана экспертная группа для разработки концептуальных подходов к решению проблем миграции. Как сказал спецпредставитель России при ШОС Л. Моисеев, миграционной проблемой ШОС занимается в пионерском порядке: мы просто вовремя почувствовали проблему, которая неизбежно должна была возникнуть во взаимоотношениях стран организации16. Миграционные потоки из стран ШОС идут прежде всего в Россию. И именно Россия может сыграть роль локомотива в формировании механизма регулирования миграции и в создании центров занятости на своей территории.
К сожалению, жители стран — участниц ШОС (не говоря уже о населении стран-наблюдателей) весьма слабо осведомлены о текущей деятельности организации, и для дальнейшего укрепления общего гуманитарного пространства необходимо активизировать информационную работу, широко используя СМИ и Интернет.
Следует также повысить эффективность официального сайта ШОС, на котором должны размещаться не только официальные новостные сообщения, но и информационноаналитические материалы на всех языках стран — членов и наблюдателей ШОС (по примеру сайтов ООН и НАТО).
России удалось создать русскоязычный интернет-портал [www.infoshos.ru], посвященный деятельности ШОС и проблемам стран — членов и наблюдателей организации. Портал предоставляет свободный доступ к материалам журнала «ИнфоШОС», которые публикуются на русском, китайском и английском языках, тем самым выполняя огромную роль в информировании населения, экспертного сообщества, а также политических кругов региона ЦА и всего мира.
Заключение
ШОС все больше становится неформальным форумом для обсуждения важнейших проблем евразийской безопасности. На форуме безопасности Совета евро-атлантичес-кого партнерства, состоявшемся в Астане, Генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер заявил, что считает ШОС очень интересной в плане обеспечения безопасности всего региона17.
15 Cм.: Центры реагирования на чрезвычайные ситуации в рамках ШOC откроют в Москве и Aстане // MA ИнфоШOC, 18 октября 2009 [http://infoshos.ru/ru/?idn=4996].
16 Cм.: Cвое место в мировой архитектонике ШOC уже заняла // MA ИнфоШOC, 23 апреля 2009 [http:// www.infoshos.ru/ru/?idn=4490].
17 Cм.: Генсек НATO: ШOC интересная организация в плане обеспечения безопасности в регионе // ИA ИнфоШOC, 26 июня 2009 [http://www.infoshos.ru/ru/?idn=4449].
Кроме того, благодаря России в ШОС стали обсуждаться вопросы безопасности, не относящиеся напрямую к государствам — членам организации: ядерная программа КНДР, грузино-осетинский конфликт, нормализация отношений между Исламабадом и Кабулом, а также между Нью-Дели и Исламабадом.
Усиление роли ШОС в обеспечении комплексной безопасности на пространстве Евразии имеет огромное значение: на этом пространстве нет другой организации, способной взять на себя решение множества существующих здесь проблем. Так, даже ООН на сегодняшний день не способна решать проблемы всех регионов мира; не играет она ведущей роли и в афганском урегулировании. Россия постепенно становится главным посредником в разрешении конфликтов.
В сфере борьбы с терроризмом и наркотрафиком в рамках ШОС России необходимо продолжать активное сотрудничество с Китаем, предусматривающее совершенствование механизма консультаций между двумя странами.
Дабы не дублировать деятельность ОДКБ, ШОС должна заниматься решением широкого круга проблем безопасности, существующих в государствах, граничащих со странами — членами организации. ОДКБ же будет по-прежнему заниматься чисто центральноазиатскими проблемами безопасности.
Дальнейшее развитие ШОС тесно связано с вопросом о расширении организации. Правда, вступление новых членов может создать и новые проблемы, прежде всего в сфере безопасности, но России расширение ШОС позволит усилить свою роль в организации и снизить активность Китая.
США, проявляющие интерес к деятельности ШОС, расценивают включение в ее состав наблюдателей как возможность снизить роль организации и усилить контроль стратегического союза России и Китая.
Таким образом, сотрудничество ШОС с США и НАТО должно строиться на основе взаимных интересов. Включение США или НАТО в Контактную группу ШОС — Афганистан или в отдельный Совет ШОС — НАТО/США должно активизировать сотрудничество, ускорить решение афганской проблемы и повысить роль России.
Чтобы иметь возможность контролировать экономические устремления Китая в ЦА, России необходимо активнее предлагать собственные экономические проекты в наиболее интересующих ее областях. Инвестирование в многосторонние экономические проекты через механизмы ДС и МБО поможет снизить двустороннюю активность Китая в регионе и привлечь его к использованию возможностей ШОС.
В гуманитарной сфере Россия действует достаточно успешно, и для дальнейшего расширения своего влияния ей необходимо продолжать разработку новых программ в сферах образования и культуры, а также в рамках УШОС и МС ШОС. Одной из важных стратегических задач в сфере гуманитарного сотрудничества становится создание грантового фонда. Финансовое обеспечение его деятельности мог бы взять на себя ДС ШОС.
Таким образом, на фоне изменений в мире формируются различные региональные и межрегиональные объединения и группы, стремящиеся минимизировать негативное влияние глобальной экономики и политики США.
В свете регионализации мира и распределения сфер ответственности создание и деятельность ШОС является ответом на вызовы глобализации. Россия не должна остаться в роли ведомой, тем более что ШОС дает ей хорошую возможность управлять развитием событий в регионе, которую ни в коем случае нельзя упускать.