Шанхайская Организация Сотрудничества -пятнадцать лет успешной работы
УДК 339.5 (5)+061.1 ШОС ББК 65.428 (5)
Л-641 А.И. Литвинов,
Дипломатическая академия МИД России, кафедра мировой экономики - аспирант
Аннотация
В статье рассмотрены главные направления развития экономической интеграции России со странами Центральной Азии в рамках ШОС. Основное внимание уделено наиболее важным аспектам двухсторонних отношений, а также перечислены крупные проекты в сфере энергетики, промышленности, инфраструктуры и транспорта. Необходимость экономического сотрудничества стран ШОС обусловлена тем, что по его каналам организация могла бы не только решать задачи стратегического свойства, но и ощутимо влиять на экономические и политико-социальные процессы в регионе, причем в полном согласии с принципом невмешательства во внутренние дела и соблюдения национального суверенитета. Исследование ШОС актуально и с точки зрения анализа тенденций развития мирового регионализма, в частности, развития взаимодействия между отдельными региональными объединениями стран.
Ключевые слова: экономическая интеграция, ШОС, Центральная Азии, безопасность, энергетика.
Shanghai Cooperation Organization - Fifteen years of success
A.I. Litvinov,
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Department of World Economy - Postgraduate student
Abstract
In the article the main directions of economic integration of Russia with the countries of Central Asia within the SCO are considered. The most important aspects of the bilateral relations and the main projects in the sphere of power, industry, infrastructure and transport are listed.
Economic cooperation between the SCO countries will facilitate solving the strategic problems, but also influence noticeably the economic and political and social processes in the region with the principle of non-interference to internal affairs and respect for national sovereignty. The SCO study is also relevant in terms of the analysis of world regionalism development trends, in particular, development of interaction between separate regional associations of the countries.
Keywords: economic integration, SCO, Central Asia, safety, energy.
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
105 Q
В этом году Шанхайской организации сотрудничесва исполняется 15 лет, она была основана в июне 2001 года. 14 июня 2001 года на «Шанхайском форуме» главами 6 государств - России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана была подписана «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества». На данный момент ШОС явялется наиболее влиятельной, постоянно действующей организацией в регионе Центральная Азия.
В данную организацию входят 8 стран участниц (Индия, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан).
СЧГраны-учЛСТницы ШОС
> 2 Индия
• V Казахстан
• Я Киргизия
• В КНР
■ [3 памстан
- Россия
> ~ тздкишстан
• — Узбевдтн
Госу Д1р«е л-юблю дэтел и
• В Афщннстаи
■ ■ Белоруссия
■ — ИР111
• ш МОНСОПИР
Стр3 Иы. ПпДЧ шие 3¿ЯбК* 1« &
ШОС в качеств* Государства* ыбпкщетели
• В ЗантзДеш
• Д Сцрня
• ~ ^гигет
ПЗрТнгры № рыалогу
• ■ АзерАайлрка»
• вАрчеиц;
■ Д Канйоди
» ^ нелэг
■ [Я
• !□ шри-Лаика
Общая территория стран-участниц составляет 34 млн км2, это больше половины территории Евразии, около 60%. Численность населения, проживающего на этой территории, составляет 3 млрд 400 млн человек (практически половина населения планеты). Сотрудничество в рамках ШОС охватывает области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций и многие другие отрасли экономики. Широко взаимодействуют входящие в нее страны и в научно-технической, культурной, образовательной, туристической, гуманитарной сферах.
В ШОС существует три основных направления, по которым происходит сотрудничество:
1) Поддержание региональной безопасности, в этом направлении достигнуты наибольшие результаты.
2) Торгово-экономическое взаимодействие, здесь достижений пока меньше всего.
2) Развитие контактов в гуманитарной сфере, прорывом в этом направлении было создание университета ШОС, который начал принимать первых студентов в 2011 году.
На саммите в УФЕ в 2015 году была принята стратегия развития ШОС, для ее успешной реализации вырабатывался конкретный план действий на 2016-2020.
^ 106
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
Основным прорывным моментом данного саммита было, принятие Индии в Пакистана в ряды стран участников данной организации. Сейчас на повестке дня стоит подведение итогов 15-летней работы огранизации, путем оценки деятельности огранизации за последние годы. Обсуждаются вопросы дальнейшего углубления многопланового и взаимовыгодного сотрудничесва ШОС. Пересматриваются перспективы развития организации, на основе текущей международной обстановки.
Регион Центральной Азии - важнейшее направление внешней политики Российской Федерации. Это обусловлено рядом факторов, и, прежде всего, тем, что Россия исторически связана с государствами данного региона. Угрозы безопасности, исходящие с южного направления, в дальнейшем могут затронуть и российскую территорию, поэтому членство государств этого региона в межгосударственных объединениях способствует поддержанию стабильности в регионе.
Два основных проекта России в данном регионе - это Евразийский экономический союз и Шанхайская Организация Сотрудничества.
Активизация действий экстремистских и сепаратистских сил на рубеже столетий в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) стала непосредственной причиной создания ШОС. Особенно серьезно обострение экстремизма и сепаратизма проявилось на территории Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, а также в Синь-цзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Внесение нового весомого и конструктивного вклада в упрочение межгосударственных отношений между странами-участниками и стало главной целью создания ШОС, а также обеспечение противодействия общим вызовам и угрозам безопасности ее членов. ШОС, объединяя все региональные государства в борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, ставила своей задачей повышение степени эффективности противодействия этим деструктивным силам. Вместе с тем, развитие сотрудничества по обеспечению региональной безопасности планировалось проводить и в экономической сфере. Были выражены намерения добиваться этих целей также путем становления и укрепления многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, которое развивается как между самими членами ШОС, так и между ними и странами-наблюдателями в этой организации.
Пока Китай не проявлял особой активности в ЦАР, интересы России в данном регионе ограничивались в основном вопросами обеспечения региональной безопасности. Однако факторы, способствующие сокращению влияния России, такие как нестабильность политической и экономической ситуации в странах Центральной Азии, их стремление принимать участие в международной интеграции, активизация и расширение присутствия в этом регионе Китая, заставляют РФ менять свою политику в отношении стран ЦАР.
В настоящее время все более важную роль в экономическом сотрудничестве играет энергетика. Она является одной из важнейших составляющих экономи-
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
107 ^
ческого процесса. Сотрудничество в энергетической сфере и развитие энергетической промышленности активизирует экономические связи стран ШОС, и служит укреплению стабильности, безопасности и мира в регионе Центральной Азии. Россия и Казахстан - два крупнейших экспортера нефти, являются членами ШОС. Кроме того, Китай, который занимает второе место после США по объему потребления нефти в мире, также член ШОС. А в данном регионе Китай - это крупнейший потребитель нефти и нефтепродуктов. Участие в ШОС предоставляет России возможность интенсивного сотрудничества с государствами-потребителями нефти, в том числе и в процессах создания новых маршрутов поставок нефти и газа в Китай и государства Южной Азии.
Исходя из проекта Стратегии развития ШОС до 2025 г., важно разработать «дорожную карту» формирования многостороннего экономического сотрудничества внутри ШОС и создания механизмов взаимодействия между Секретариатом ШОС и исполнительным органом ЕАЭС (Евразийской экономической комиссией.
На данный момент основная площадка по сотрудничеству Китая со странами Центральной Азии - это Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Но многостороннее экономическое сотрудничество довольно слабо продвигается в рамках ШОС. Поэтому Китай планирует решать для себя ряд ключевых задач с помощью проекта Экономического пояса Шелкового пути. Этот международный инвестиционный проект предполагает создание континентального транспортного пути.
Для России и КНР сфера транспортных перевозок остается одной из наиболее конкурентных. Большую активность проявляет Китай, который своим проектом планирует создать альтернативу Транссибу. При этом интересы России все больше фокусируются на формировании инфраструктуры в рамках проекта ЕАЭС. Развитие китайских транспортных «коридоров» в Евразии для РФ является одновременно и конкурентным фактором, и возможностью региональной транспортной кооперации. Успешность формирования транспортных коридоров для России и Китая будет определяться не столько объемами перевозок, сколько степенью интеграции этих стран в единое экономическое пространство евроазиатского рынка.
Практически не раскрыты возможности энергетического сотрудничества в ШОС. Идея «Энергетического клуба» пока не получила должного развития. Необходимо продолжить разработку создания координирующего органа стран -организации экспортеров нефти и газа (включая постоянных членов, наблюдателей и партнеров по диалогу), разработать план развития и координации экспорта и импорта углеводородных ресурсов. Формирование единого энергетического (углеводородного) рынка ШОС может стимулировать совместные разработки новых, возобновляемых источников энергии - солнечной, ветровой. Принципиально важным для реализации энергетической программы является то, что, несмотря
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
9 - 2016
на наличие в сфере распределения энергоресурсов в треугольнике «Росия -Центральная Азия - Китай» точек напряженности, реальных столкновений между российскими и китайскими корпорациями за ресурсы туркменского, казахского или узбекского газа пока нет. Это означает, что политические возможности российско-китайского партнерства достаточны для разрешения отдельных коммерческих противоречий и энергетических «нестыковок».
Из всего выше сказанного, можно сделать несколько выводов:
□ Для налаживания устойчивых отношений России со странами Центральной Азии, не являющимися членами ЕАЭС, но входящими в ШОС, целесообразно сформировать специальную федеральную программу по интеграционному сближению. Необходимо на государственном уровне стимулировать частные инвестиции в экономику региона (путем предоставления инвесторам, например, льгот по налогу на прибыль). Эта мера могла бы частично сократить отставание РФ от КНР в деле инвестирования в ЦА.
□ В инвестиционном взаимодействии стран ШОС доминируют двусторонние проекты КНР с другими странами организации. По объемам капиталовложений в экономику ЦА Китай является крупнейшим инвестором. При этом, используя ресурсный потенциал региона, КНР не только решает задачу по модернизации национальной экономики, прежде всего сопредельного Синьцзян-Уйгурского автономного района, но также укрепляет свое политическое влияние в этих странах. Россия преимущественно взаимодействует с Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией. C ними складывается системное многостороннее сотрудничество в экономической сфере.
□ Складываются условия для создания совместных российско- и китайско-центральноазиатских предприятий. Низкая энергоемкость промышленного производства в ЦА, наличие в регионе квалифицированной и недорогой (даже по китайским меркам) рабочей силы могли бы стать факторами конкурентоспособности продукции таких совместных предприятий на внешних рынках. В этой связи целесообразно изучение экспертами макроэкономической рентабельности таких предприятий, прежде всего в электротехнической, энергетической, химической сферах, отдельных отраслях машиностроения, легкой промышленности и сельского хозяйства.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Барский К.М. Центральная Азия под «непромокаемым зонтиком» ШОС. // Международная жизнь, 2012. № 5. С. 11-25 (Barskiy K.M. Tsentral'naya Aziya pod «nepromokayemym zontikom» SHOS. // Mezhdunarodnaya zhizn', 2012. № 5. S. 11-25).
Договор о Евразийском экономическом союзе. / «Федеральный закон Российской
9 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q