ШАЛАБОЛИНСКАЯ ПИСАНИЦА (ВОПРОСЫ МУЗЕЕФИНАЦИИ)1
SHALABOLINO PETROGLYPHS (PROB, EMS OF MUSEUMIFICATION)
A./l. Заика, A.A. Дорохина, Е.И. Кочкина, Т.А. Пахомова, Е.И. Ануфриева
A.L. Zaika, A.A. Dorokhina, E.I. Kochkina, Т.А. Pakhomova, E.I. Anufrieva
Петроглифы, историко-культурное наследие, музеефи-кация, консервация и реставрация, музей-заповедник. В статье обсуждаются вопросы музеефикации памятников древнего наскального искусства в контексте проблемы сохранения, изучения и популяризации историко-культурного наследия. Предлагаются пути их решения на примере уникального памятника древнего творчества на территории Северной Азии - Шалаболинской писаницы. Представляется авторское видение возможностей разработки проекта-заповедника и создания на его базе учреждения культуры - археолого-этнографичес-кого музея «Шалаболинская писаница», что позволит решить насущные задачи научного, образовательного, воспитательного, просветительского характера.
Petroglyphs, historical and cultural heritage, museumi-fication, preservation and restoration, museum reserve. The article discusses the issues of museumification of monuments of ancient rock art in the context of the problem of preservation, studying and promotion of cultural and historical heritage. It offers the solutions through the example of a unique monument of ancient art in North Asia - Shalabolino petroglyphs. The article presents the authors' vision of the opportunities of the reserve project's development and the creation of a cultural institution on its base, namely the archaeological and ethnographic museum "Shalabolino Petroglyths" which will allow solving the topical scientific, educational and pedagogic problems.
Древнее искусство, а наскальная живопись в особенности, - одно из самых загадочных явлений в истории человечества. В Енисейском регионе на обширной территории от Эвенкии до Тувы встречаются многочисленные памятники древней наскальной живописи, разнообразные как по форме, так и по внутреннему содержанию: скульптурные изваяния Хакасско-Минусинкой котловины и многофигурные панно речных утесов Енисея, Ангары, Тубы, Маны, росписи свода пещер и изображения на могильных плитах, поминальных камнях и прибрежных валунах.
Наиболее уникальным и значимым объектом древнего наскального творчества на территории Красноярского края является Шалаболинская писаница. И это не случайно.
Во-первых, памятник поражает своей масштабностью. Шалаболинские петроглифы расположены на правом берегу р. Туба (правый приток р. Енисей) на высоком (до 200 м), крутом береговом скальном массиве, сложенном девонскими песчаниками, который имеет протяженность в северо-восточном направлении около 3 км. Береговые утесы начинаются в 0,6 км к ЮВ отд. Ильинка и заканчиваются выше
по течению р. Туба в устье р. Шушь, что в 5 км к ЮЗ от с. Шалаболино Курагинского района.
Во-вторых, насыщенностью и пространственно-высотными характеристиками петроглифов. К настоящему времени насчитывается порядка 500 плоскостей с рисунками, которые встречаются на всем протяжении скального массива на различных высотах от 1,5 до 150 м от августовского уреза воды
В-третьих, высоким разнообразием древних технических приемов исполнения изображений: минеральными красителями (охрой), черным красящим пигментом (битумная тушь), путем выбивки, шлифовки, полировки, гравировки и др. Нередки случаи комбинированного сочетания различных техник при выполнении рисунка.
В-четвертых, Шалаболинские петроглифы, в отличие от других местонахождений, охватывают широкий временной диапазон: от эпохи камня (6-8, возможно, 9-12 тыс. л. назад) до этнографической и исторической современности (конец XIX - перв. пол. XX вв.). На примере сюжетов наскального творчества ярко прослеживаются основные вехи местной, отечественной и мировой истории: послеледниковый период, неолитическая революция, волны индоарийской ми-
Работа выполнена в рамках проекта «Проект музея-заповедника "Шалаболинская писаница"», поддержанного КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».
грации, возникновение скотоводства и освоение металла, скифская культура, гуннская экспансия, великое переселение народов, возникновение письменности, образование раннефеодального Хакасского государства, монгольское нашествие, миссионерская деятельность православной церкви среди местных сибирских народов, политическая ссылка Х1Х-ХХ вв. и др.
В-пятых, а скорее в первую очередь, поражают разнообразие сюжетов и живописность образов. Многофигурные панно с участием лосей, медведей, маралов, кабанов, диких быков и лошадей эпохи камня. Экзотичные личины фантастического облика и мифические чудовища эпохи ранней бронзы. Батальные сцены и скотоводческие сюжеты железного века. Резные рунические знаки и монгольские надписи эпохи Средневековья. Тамговидные родовые автографы тубин-цев и православные кресты Нового времени и др.
В-шестых, привлекает содержательный аспект древних композиций. Иллюстрации древних мифологем каменного века с участием зооморфных объектов поклонения. Сложные мировоззренческие модели мироустройства зооантропоморфного вида эпохи ранней бронзы. Абстрагированная символика космических циклов, культ колеса в петроглифах эпохи металла. Культ коня и приоритеты военной идеологии в композициях эпохи железа. Культ гор и родовых предков в эпоху Средневековья. Идеи шаманизма сибирских народов и др.
Вышеобозначенные факты свидетельствуют о том, что Шалаболинские петроглифы являются не просто древней художественной галереей, а древним культовым комплексом, своего рода храмом под открытым небом - со своим с алтарем и иконостасом в виде мифических сюжетов и древних объектов поклонения. Более того, учитывая факты нахождения на территории памятника человеческих захоронений в скальных нишах, можно говорить как о человеческих жертвоприношениях, так и архаичных формах церковного погоста. На прилегающей к писанице территории зафиксированы как погребальные, так и поселенческие комплексы, что подтверждает культовый статус памятника, имевшего популярность в течение длительного времени.
Необходимо отметить, что Шалаболинские петроглифы в силу своей уникальности привлекали различных исследователей (начиная с сер. XIX в.), имеют богатую историю своего изучения. Первое упоминание о них принадлежит Минусинскому окружно-
му начальнику, известному этнографу H.A. Кострову, который и назвал данные петроглифы Шалаболин-скими. Сообщения H.A. Кострова впоследствии были опубликованы бывшим дворянским заседателем Красноярского уездного суда Г.И. Спасским [Спасский, 1857]. В конце XIX - начале XX вв. наскальные рисунки изучались финской экспедицией под руководством И.Р. Аспелина, сибирскими исследователями A.B. Адриановым, Л.Ф. Титовым, И.Т. Савенковым, позже Э.Р. Рыгдылоном, Р.В. Николаевым, столичными археологами A.A. Формозовым, Я.А. Шером и др. [Дроздов, Заика, 2005]. В 1970-х гг. писаница изучалась экспедицей КемГУ под руководством Б.Н. Пятки-на [Пяткин, 1980; Пяткин, Мартынов, 1985]. В состав отряда входил красноярский художник В.Ф. Капель-ко, которым был разработан оригинальный метод копирования наскальных изображений на микалент-ную бумагу [Капелько, 1986]. С 2001 г. Шалаболинские петроглифы исследуются археологическим отрядом Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева под руководством А.Л. Заики [Заика, Дроздов, 2005; 2008; Заика и др., 2006; 2008; Гиря и др., 2012].
Исследования последних лет показали, что петроглифы находятся в аварийном состоянии: под воздействием естественных эррозийных процессов плоскости растрескиваются и осыпаются (некоторые опубликованные рисунки уничтожены), нижние ярусы скалы с рисунками ежегодно разрушаются отпаводковых вод, погребены под осыпями скальных пород или мощными напластованиями наносного грунта. Крайний, наиболее доступный юго-восточный участок писаницы сильно пострадал от котлованов и осыпей технического происхождения, появившихся с целью выемки природного камня для строительных работ [Заика, 2007]. Более того, возросшая популярность объекта привлекает массу посетителей. В результате неконтролируемого туризма в большом количестве появляются современные надписи, причем на плоскостях с древними композициями, поверх рисунков. В итоге нарушается не только эстетика древнего творчества, страдают сами рисунки, разрушаются их силуэты, контуры и детали изображений. Впоследствии даже специалисту не представляется возможным восстановить изначальную конфигурацию древних образов. Вследствие активного антропогенного воздействия на петроглифы применение современных методов абсолютного их датирования сводится к нулю [Заика, 2010].
Соответственно, требуются неотложные меры по сохранению и музеефикации масштабного памятника древнего наскального творчества Шалаболин-ская писаница. В противном случае мы рискуем потерять для потомков уникальный объект историко-культурного наследия.
Шалаболинская писаница декларативно была поставлена на охрану как археологический памятник республиканского значения в 1976 г. Фактически работы по паспортизации писаницы и постановке ее на учет как памятника истории и культуры федерального значения были произведены в 2001 г. В связи с новыми требованиями в 2010 г. на памятник как «объект культурного наследия федерального значения, представляющего собой историко-культурную ценность» была составлена внушительная по объему учетная карта (8 с. текста, 260 л. ил.). С целью музеефикации Ша-лаболинской писаницы теперь необходимо поэтапно выполнить на формальном и фактическом уровне следующую процедуру (которая, к сожалению, может растянуться не на один год).
1. Провести мероприятия по выявлению, учету и принятию на государственную охрану объекта культурного наследия - достопримечательное место «Шалаболинская писаница».
2. Отнести данное достопримечательное место к историко-культурным заповедникам регионального/ федерального значения.
Шалаболинская писаница и прилегающие к ней археологические объекты другого характера (могильники, стоянки) настоятельно требуют музеефикации с заповедным ограничением окружающей местности. Ориентировочно в состав музея-заповедника должны входить: собственно скальный массив с петроглифами и средневековыми захоронениями, прилегающая территория соснового бора, луговая площадка (поселенческий комплекс), окаймляющая её дуга скальных выходов (писаницы Ильинка-2-4), восточная оконечность о. Березовый напротив писаницы. Учитывая задачи развития внутреннего туризма, необходимо включение в состав заповедника буферной зоны, где локализованы курганные могильники (Усть-Шушь-1-4, Ильинка-1, 2), стоянки, поселения (Усть-Шушь-1, 2, Ильинка-1-24), писаницы Березовая-1, 2. В таком случае границы охраняемой зоны нами предлагаются следующие: юго-западная граница - по правому берегу р. Туба от верхнего оголовка острова Кожевня (на востоке) до устья протоки Инза (на западе).
Северо-восточная граница должна проходить по широкой ложбине (Еремеев лог) от устья р. Инза (на юге) до подножия северного склона горы Гусеевская (на севере). Северо-восточная граница может проходить вдоль северного склона возвышенности (ограничена с севера пахотными полями) от горы Гусеевской (на западе) до правого берега р. Шушь напротив с. Шало-болино (на востоке). Юго-восточная граница - вдоль р. Шушь и правого берега р. Туба от участка правого берега р. Шушь напротив с. Шалоболино (на севере) до верхнего оголовка острова Кожевня (на юге).
Перспективно также включение в состав заповедника филиалов-кластеров с локально ограниченной охраняемой территорией (курганные могильники, стоянки, поселения, писаницы Георгиевская, Ильинская), которые находятся в радиусе 10 км.
Заповедный статустерритории и музейная сохранность объектов на её площади, квалифицированная экскурсионная деятельность и контролированный туризм, регламентированная научно-исследовательская деятельность могут быть реально гарантированы при наличии соответствующего учреждения культуры с полагающимся штатом профессиональных работников. В роли такового должен выступить археолого-этнографический музей «Шалаболинская писаница». Только при наличии музея, сотрудники которого обеспечат контроль над охраняемой территорией, может быть результативным комплекс противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на Шала-болинских петроглифах. Соответственно, необходимо также организовать на основе созданного историко-культурного заповедника краевое учреждение культуры - археолого-этнографический музей «Шалаболинская писаница».
Учитывая, что музей должен функционировать круглый год, оптимальный вариант - имеющееся каменное здание клуба в д. Ильинка, удобно расположенное на перекрестке центральной улицы и единственной дороги в сторону писаницы (музея-заповедника). Планировка здания позволяет:
- разместить на широкой площади (зрительный зал) напольное экспозиционное оборудование и настенные выставочные материалы, в частности широкие панно с копиями наскальных рисунков Шалабо-линской писаницы;
- широкий экран и кинобудка предполагают продуктивное транслирование кино-, видео-, слайдфиль-мов, использование мультимедийных технологий;
- сцена может использоваться для лекционного вещания, театрализованных действий реконструктивного характера, выступления творческих коллективов;
- подсобные помещения удобны для хранения экспонатов и оборудования; научных кабинетов; гостевого размещения посетителей (приема гостей).
Прилегающая парковая зона в летний период может использоваться для экспозиционно-выставочной деятельности, проведения широких культурно-массовых мероприятий: праздников, фестивалей народного творчества, выступления фольклорных ансамблей и др. В круг экскурсионной деятельности может быть включена территория д. Ильинка и с. Шала-болино, где консервативно сохранились архитектура построек XIX - нач. XX вв., этнографические материалы русских переселенцев, традиционные промыслы, народный сибирский фольклор.
Успешное решение вопросов об организации историко-культурного заповедника и археолого-этнографического музея «Шалаболинская писаница» позволит решить насущные задачи научного, образовательного, воспитательного, просветительского характера.
Более того, активное вовлечение в работу музея местного населения (возрождение народных промыслов, рейнджерская деятельность, гостиничные и другие бытовые услуги, обеспечение продовольственными продуктами крестьянского хозяйства, прогулочные мероприятия на традиционных видах транспорта и многое другое) поможет решить актуальные задачи современности социального характера: возрождение российской «глубинки», сибирской деревни, занятости населения, возвращение молодежи в село.
Соответственно, создание музея-заповедника «Шалаболинская писаница», несомненно, поднимет престиж Красноярского края не только на общероссийском, но и международном уровне, создаст определенные условия для решения ряда задач социального, экономического и культурного развития региона.
Список сокращений
1. ИАЭт СО РАН - Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук.
2. ИА РАН - Институт археологии Российской академии наук.
3. КГУ - Красноярский государственный университет.
Библиографический список
1. Гиря Е.Ю., Дроздов Н.И., Дэвлет Е.Г., Макулов В.И. Шалаболинская писаница: опыт трассологиче-ского исследования // Вестник КГПУ. 2012. № 1. С. 308-331.
2. Дроздов Н.И., Заика А.Л. История исследования Шалаболинской писаницы // Мир наскального искусства: сб. док. международ, конф. / под ред. Е. Дэвлет. М.: ИА РАН, 2005. С. 72-74.
3. Заика А.Л., Дроздов Н.И. Новые петроглифы Шалаболинской писаницы // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. М.: ИА РАН, 2008. Т. III. С. 28-30.
4. Заика А.Л. Петроглифы из-под руин. Шалаболинская писаница // Енисейская провинция: альманах. Красноярск: РИО КГПУ 2007. Вып. 3. С. 24-38.
5. Заика А.Л., Дроздов Н.И., Березовский А.П. Результаты исследования Шалаболинской писаницы в 2005-2006 годах // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: материалы Годовой сессии ИАЭт СО РАН 2006 г. Новосибирск: Изд- во ИАЭт СО РАН, 2006. Т. XII, ч. I.C. 331-335.
6. Заика А.Л., Березовский А.П., Матвеев В.Е., Техте-реков A.C. Результаты исследований Шалаболинской писаницы в 2007 г. // Мартьяновские краеведческие чтения. Красноярск: РИО КГПУ, 2008. Вып. V. С. 46-51.
7. Заика А.Л. Шалаболинская писаница (общая характеристика, современное состояние изученности, перспективы музеефикации памятника) //The Journal of Korean Petrogiyph. 2010. Vol. 13. P. 65-84. (на русском и корейском языках).
8. Заика А.Л., Дроздов Н.И. Шалаболинская писаница (результаты исследования 2001-2004 годов) // Мир наскального искусства: сб. док. международ, конф. / под ред. Е. Дэвлет. М.: ИА РАН, 2005. С. 111-115.
9. Капелько В.Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986. С. 105-111.
10. Пяткин Б.Н. Ранние петроглифы Шалаболинских скал // Археология Южной Сибири. Кемерово, 1980. С. 27-44.
11. Пяткин Б.Н., Мартынов А.И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск: Изд-во КГУ, 1985.192 с.
12. Спасский Г.П. О достопримечательных памятниках сибирских древностей. ЗВОРАО, 1857. Кн. XIII. С. 153.