чуткая совесть, ни метафизическая и нравственная интуиция, ни прогрессивная правовая культура».
Всем нам важно понимать, что духовно-нравственное воспитание является процессом формирования у молодежи нравственных отношений, и это становится стержнем воспитания. Ведь нравственные отношения в конечном итоге определяют социальную сущность человека, контролируют его потребности и мотивы, которые определяют интересы и развитие личности, его духовный облик и образ жизни.
Литература и источники
1. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. М.:РИОМГТА,2003. С. 12.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. С. 24.
3. Психология / Предисловие В. Куренного. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. С. 288.
4. Фомин В.П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М.: Аргус, 1994. С. 284.
References and Sources
1. CHernilevskij D.V. Duhovno-nravstvennye cennosti obrazovatel'noj sistemy Rossii XXI veka. M.:RIOMGTA,2003. S. 12.
2. Danilyuk A.YA., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2009. S. 24.
3. Psihologiya / Predislovie V. Kurennogo. M.: Izdatel'skij dom «Territoriya budushchego», 2007. S. 288.
4. Fomin V.P. Sokrovennoe uchenie antichnosti v duhovnom nasledii Platona. M.: Argus, 1994. S. 284.
ХАСУЕВ АСЛАНБЕК ЭЙЛАЕВИЧ - старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Чеченского государственного университета.
HASUEV, ASLANBEK E. - the senior teacher, Department of humanitarian and social and economic disciplines, Chechen state university (alarih95@gmail.com).
УДК 111.84
ФОМИНЫХ М.В. ШАХМАТЫ КАК ИСТОЧНИК РАДОСТИ
Ключевые слова: философия шахмат, радость, удовольствие, мышление, стратегия борьбы.
Возрастание в XXI веке интереса к шахматам, введение во многих странах шахмат в общеобразовательный процесс обусловливают изучение их значения для жизни человека и общества. В данной статье затрагивается один аспект - влияние шахмат на эмоциональную жизнь человека, на его чувство радости. Секрет популярности шахмат автор видит именно в том, что они приносят радость. Игра напоминает шахматистам жизнь: сколько партий сыграно - столько жизней прожито. Страх поражения заставляет совершенствоваться. Победы доставляют огромное удовольствие, мотивируют на дальнейшие подвиги. Радость от победы не зависит от уровня игры, поэтому в шахматах так много любителей. Эстетическая составляющая шахмат не менее важна, чем спортивная, иначе бы шахматы не относили к науке и искусству. Для того, чтобы испытывать удовольствие от красоты шахмат не обязательно даже в них играть, нужно лишь обладать некоторым уровнем понимания игры, соединяющей внутренний мир человека с внешним ему миром.
FOMINYKH, M.V. CHESS AS A SOURCE OF JOY
Keywords: philosophy of chess, joy, pleasure, thinking, strategy of fight.
Abstract. The increasing interest in chess in XXI century, the introduction this game in the educational process in many countries makes the study of their values for human life and society. This article deals with one aspect - the influence of chess on the emotional life of human, his feeling of joy. The secret of popularity of chess simple, it gives you happiness and joy. The game resembles a chess players life: the more you play the more lives you are living through. Fear of lost motivates you improve. Victories brings you ultimate pleasure and desire to play again. There are many amateur players in chess world, satisfaction coming from victories is something that is not dependent of the level of play. The esthetical side of chess are not less important than sport, otherwise chess wouldn't be associated with the science and art. To understand the beauty of chess you don't need to be a good player, it's enough to have some level of understanding of the game that connects the internal world with the external world of human.
Около двух тысяч лет назад в Индии изобрели игру, которая постепенно завоевала весь мир, изменяясь и приспосабливаясь к новым временам и национальным традициям.
Сегодня шахматы популярны как никогда: играют молодые и пожилые, мужчины и женщины, здоровые и больные, богатые и бедные. Почему шахматы не канули в лету? Почему, несмотря на появление новых логических игр, а также суперсовременных гаджетов, миллионы людей до сих пор с увлечением передвигают фигуры по клетчатой доске? Попробуем разобраться, в чем именно заключается радость, которую приносят шахматы.
Прежде всего, охарактеризуем понятие радость. Кэрол Изард, известный исследователь в области психологии эмоций, выделяет радость как одну из базовых эмоций: «Радость - это не просто позитивное отношение к миру и себе, это своеобразная связь между человеком и миром». «Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии» [3, с.117].
Морис Метерлинк в «Синей птице» выделяет Великие Радости, среди которых любой шахматист отметит для себя и те, которые можно испытать, играя в шахматы: Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завершенного Труда, Радость Мыслить, Радость Понимать, Блаженство Ничего Не Понимать... Радость Созерцать Прекрасное, Радость Материнской любви [6, с.9].
Радость, удовольствие, счастье - даже в философских словарях толкования этих понятий нередко пересекаются, однако попробуем раскрыть нюансы. Радость - чувство удовлетворения, возникающее вследствие обладания реальным или воображаемым благом. Радость отличается от простого удовольствия, мгновенного и всецело чувственного (удовольствие от еды); для радости характерна большая полнота, и возникает она обычно в результате личного труда: радость творчества. Однако она отличается от счастья, постоянством и продолжительностью которого она не обладает [2, с. 369]. Удовольствие -чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Специальные исследования позволили Фрейду сделать вывод о несомненно положительной роли удовольствия в жизни организма и дали основание говорить о «принципе удовольствия», как главном естественном регуляторе психических процессов или душевной деятельности, а шире - инстинкте жизни. За удовольствием всегда стоит желание.
С позиции гедонизма (от греч. hedone - наслаждение) удовольствие - это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. В основе гедонизма, как системы взглядов и образа жизни, лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Согласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Этическое содержание гедонизма выражается в двух принципах: 1) «Наслаждение составляет цель жизни, и добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему»; 2) «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение». Гедонист жаждет не просто наслаждений, ему необходима новизна в развлечениях. Получаемое от развлечения удовольствие всегда мимолетно.
Счастье - от греческого «эвдемония» (eudaimonia, ей - добро, daimon- божество) -дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов. Аристотель в сочинении «Никомахова этика» определяет счастье как «деятельность души в полноте добродетели». В эпоху эллинизма в философии эпикуреизма счастье отождествляется с удовольствием и определяется ощущением отсутствия страдания: «Больше всего удовольствия испытывает тот, кто имеет меньше всего потребностей». «Не игры и праздники, роскошь любви и роскошь аппетита при уставленных яствами столах делают жизнь сладкой, а трезвый разум, который. отбрасывает ошибочные мнения и более всего беспокоит деятельную душу». Этимологически русское слово «счастье» имеет своим корнем «часть», что означало также «судьбу», «удел» (сравним со словом «участь»). «Счастье есть идеал не разума, а воображения» - утверждал Иммануил Кант.
В чем заключается философия шахмат? Невозможно понять, в чем радость игры без понимания ее смысла. За ответом обратимся к статье 1924 года, в которой приведена лекция второго чемпиона мира по шахматам, доктора Эммануила Ласкера, прочитанная в
Ленинграде 18 февраля 1924 года. Проанализировав эту лекцию, не теряющую актуальности и по сей день, мы изложим ее суть в тезисах:
1. Вся жизнь борьба, а шахматы - уникальная модель, позволяющая не только почувствовать вкус борьбы, но и научиться понимать стратегию борьбы и ее законы.
2. Шахматная мысль, так же как и наука, проходит определенные этапы развития. Одна парадигма, устанавливающая как играть в шахматы наиболее сильно, сменяет другую: «...обратим внимание на развитие шахматной игры в течение всего последнего столетия. С Филидором открывается эра анализа. Каждый день этого периода вызывает к жизни все новые и новые варианты. Каждый вариант представляет собой неоспоримый факт. В этом положении выигрывают белые; в том - черные. Анализ подтверждает это мнение. Однако как только ставится вопрос почему? — анализ обнаруживает свое бессилие. Философа же как раз и интересует закон этих анализов; он мог бы объединить весь конгломерат несчетной массы вариантов. В указанный выше период, т. е. когда накопилась масса отдельных, несвязанных друг с другом вариантов, - в этот период создался своеобразный стиль - стиль комбинационный. Тогда были сыграны андерсеновские партии, например, «бессмертная» или «1тте^ип» (с Дюфренем); к этому времени относятся также, например, и блестящие партии Морфи. Девизом этого времени было творчество. Казалось, что творческий дух создает шахматные идеи из ничего. Морфи выигрывал как белыми, так и черными. Почему? Потому, что у него были блестящие идеи; противник же их не имел. Морфи был гений, полубог. По крайней мере, так казалось. Однако пришло новое время, когда один маэстро познал, что факты и комбинации подчиняются логическим законам, законам особого рода (suigeneris), имеющим мало сходства с естество-научными или психологическими законами, устанавливающими награду и наказание. Имя этого человека - Вильгельм Стейниц. Правда, Стейниц выразил эту мысль лишь неполно и отрывочно; однако его работа протекала как раз в этом направлении. В настоящее же время существует теория шахмат, которая, как мне кажется, имеет право претендовать на создание новой точки зрения» [5].
В этой лекции нет только одного - продолжения развития шахматной мысли вплоть до наших дней. Современные шахматы серьезно отличаются от игры времен Ласкера. Прежде всего, эти изменения внесло развитие компьютерных технологий. Однако философские аспекты самой игры во многом сохранились в неизменном виде. Но вот какой вывод мы имеем право сделать: стратегия борьбы в шахматах, очевидно, развивается по законам диалектики и до тех пор, пока компьютер не "просчитает" шахматы как математическую задачу, понимание логических законов игры будет меняться.
3. Шахматы как модель борьбы помогает развивать общую теорию борьбы и делать эту теорию понятно для широких масс населения. Ласкер находит в этом основную «пользу» шахмат для общества, в этом миссия шахмат считает автор «Когда-нибудь, когда шахматы уже будут похоронены, мы сможем на надгробном памятнике прочитать следующие слова: «Шахматная игра облегчила нам жизненную борьбу» [5].
4. Шахматы способствуют развитию личности. «Шахматы несут в себе духовное начало. Они содержат в себе всю гамму переживаний человеческих, дают простор для творчества, позволяют человеку реализоваться, проявить талант. И потому сводить их только к спортивной стороне никак нельзя» [5].
5. Шахматы можно считать одним из способов медитации. «Недаром же игра из Индии (от древней игры чатуранги для высших каст, источником которой послужила чандас-сутра). А Индия страна йоги. ...Также как и в йоге в шахматах требуется на самом деле не почувствовать дух соперничества, а наоборот отказаться от искушения к азарту, от дуализма, от субъектно-объектной дихотомии и попытаться ощутить только полноценность абсолютной взаимосвязи, соединенности - решая проблему обратного, что при реализации оного ощущения собственно и открывает все самые лучшие схемы ходов (так как вся совокупность становится ясной). На самом деле, на востоке как раз такая философия и применяется ко всем боевым искусствам» [5].
Хотелось бы развить идеи чемпиона мира и добавить еще несколько тезисов, которые, безусловно, связаны с вышеперечисленными размышлениями.
6. В шахматах можно испытывать радость, даже проиграв партию. В шахматном поединке творцами выступают оба соперника и истинный шедевр можно создать только при определенных усилиях с обеих сторон. Каждая партия уникальна, и только уникальные ходы проигравшего позволяют победителю продемонстрировать красивую идею, план, комбинацию, которые привели к победе.
7. Благодаря записи партий у шахматистов есть возможность учиться на ошибках других и наслаждаться творчеством давно минувших дней. В отличие от истории, где описание событий (в том числе, например, событий конкретного исторического события, войны) всегда субъективно, в шахматах события сохраняются со 100% точностью. Меняется только оценка силы ходов. Так, например, в старых учебников партии чемпионов мира имеют один анализ, а Каспаров в своей серии книг «Мои великие предшественники» зачастую опровергает эти оценки. Во многом переоценке ходов способствует появление компьютерных программ, с которыми человеку невозможно бороться. Пока мы еще не можем утверждать, что компьютерная оценка 100% объективный показатель силы ходов, шахматы пока еще не просчитываются до результата, однако развитие программ постепенно меняет стратегию борьбы в шахматах.
На просторах интернета мне встретилась любопытная статья, где неизвестный автор раскрывает феномен радости игры в шахматы. Автор рассматривает игру в шахматы с позиции учения Карлоса Кастанеды и приходит к выводу, что главное движущее начало в шахматах - вероятность проигрыша, что является аналогом смерти в жизни. «Вероятность проигрыша (аналог смерти) заставляет игрока напрягать извилины и искать сильнейшие ходы. А вот договоритесь с партнером сыграть, не убивая фигур и не ставя мат королю соперника; поначалу будет интересно шастать по доске фигурами туда-сюда бесцельно, но это занятие вам быстро наскучит. Вечная жизнь в человеческой форме также не имеет особого смысла для развития осознания. Так же как и одна единственная, длящаяся вечно партия. По той же причине, сытая и спокойная жизнь тоже противопоказана тому, кто хочет развиваться. Невозможно повысить класс игры, играя со слабыми соперниками. Наоборот, наибольшую пользу приносят поединки с тем, с кем даже ничью сделать весьма трудно» [8].
Мне хотелось, чтобы исследование радости шахмат содержало мнение реальных людей, поэтому я провела опрос своих друзей в сети ГасеЬоок, в котором приняли участие около 100 человек.
Опрос состоял всего лишь из одного вопроса: что приносит радость в шахматах?
1. Вкус борьбы и победы. Наибольшее количество респондентов выделили важность результата партии в шахматах. Радость от победы испытывают сильные и слабые игроки. Казалось бы, у гроссмейстеров больше побед, значит и больше радости от игры. Но прямой зависимости нет, поскольку сильные игроки, во-первых, играют с такими же сильными и поэтому нередко проигрывают, а поражения на высоком уровне намного более болезненны (тут и честолюбие и просто потери велики - результат прямым образом влияет на доходы, уровень жизни, востребованность как игрока и.т.д.). Во-вторых, сильный игрок, играя с более слабым, считает себя априори обязанным победить и поэтому испытывает меньшую радость от победы, чем боль от поражения. 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер на закате своей карьеры испытывал настолько сильные эмоции от поражений и настолько явную боязнь проиграть, что вынужден был отказываться от игры в принципе.
2. Чувство удовлетворения от найденного сильного хода, комбинации, красивой идеи. Удовольствие от просмотра красивых партий, этюдов, задач. Радость мышления, ощущение работы мысли.
3. Общение с единомышленниками, радость от победы своей команды (в командных соревнованиях). У тренеров - сопереживание, радость за учеников, которые добиваются успехов в турнирах.
4. Образ жизни шахматиста. Профессиональные шахматисты (к таковым я отношу тех, чей основной доход - участие в турнирах) также отметили радость и от образа жизни: игроки элитного уровня и успешные тренеры много путешествуют, познают окружающий нас мир.
5. Ощущение развития, прогресса. У игроков - своего развития, у тренеров - радость от прогресса учеников. У родителей - радость за своего ребенка, делающего успехи в шахматах, понимание, что твой ребенок уже умеет что-то лучше тебя и сам тебя этому учит. Радость от ощущения, что ребенок проводит время за полезным занятием, развивающим его мышление.
Итак, шахматы соединяют внутренний мир человека с внешним ему миром по законам игры и спортивной борьбы, развивают его эмоциональную жизнь, вознаграждая за труды радостью движения мысли и победы.
Литература и источники
1. Бабушкин Л.Б. Зачем прекрасное прекрасно. Опыт эстетического анализа шахматной игры. СПб. 2007 [Эл. ресурс] I Сайт «Генезис». Творчество и шахматы. Режим доступа: http://proint.narod.ru/LB_book/LB_index.htm, свободный. (09.10.2017)
2. Жюлиа Д. Философский словарь: Пер. с франц.! Д. Жюлиа M.: Mеждународные отношения, 2000. 544 с.
3. Изард К.Э. Психология эмоций I К.Э. Изард. - Перев. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
4. Философия: Энциклопедический словаре под ред. А.А. Ивкина. M.: Гардарики, 2004. 1072 с.
5. Ласкер Э. О смысле шахматной игры. Лекция д-ра Эммануила Ласкера, читанная в Ленинграде 18 февраля 1924 года II Шахматный листок (Орган Всероссийского шахматного союза). 1924. №4.
6. Mетерлинк M. Синяя птица/ M. Mетерлинк. M.: Нигма, 2014. 152 с.
7. Татаркевич Вл. История философии. Античная и средневековая философия: учебное пособиеI Вл. Татаркевич. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 482 с.
8. Форум «Все загадки Карлоса Кастанеды». Литературная комната. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.castanedadzr.ru/forum/viewtopic.php?t=8012 (Дата обращения: 16.10.2017).
References and Sources
1. Babushkin L.B. Zachem prekrasnoe prekrasno. Opyt ehsteticheskogo analiza shahmatnoj igry. SPb. 2007 [EHl. resurs] / Sajt «Genezis». Tvorchestvo i shahmaty. Rezhim dostupa: http://proint.narod.ru/LB_book/LB_index.htm, svobodnyj. (09.10.2017)
2. ZHyulia D. Filosofskij slovar': Per. s franc./ D. ZHyulia M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2000. 544 s.
3. Izard K.EH. Psihologiya ehmocij / K.EH. Izard. - Perev. s angl. SPb.: Piter, 1999. 464 s.
4. Filosofiya: EHnciklopedicheskij slovar'/ pod red. A.A. Ivkina. M.: Gardariki, 2004. 1072 s.
5. Lasker EH. O smysle shahmatnoj igry. Lekciya d-ra EHmmanuila Laskera, chitannaya v Leningrade 18 fevralya 1924 goda // SHahmatnyj listok (Organ Vserossijskogo shahmatnogo soyuza). 1924. №4.
6. Meterlink M. Sinyaya ptica/ M. Meterlink. M.: Nigma, 2014. 152 s.
7. Tatarkevich Vl. Istoriya filosofii. Antichnaya i srednevekovaya filosofiya: uchebnoe posobie/ Vl. Tatarkevich. Perm': Izd-vo Perm. un-ta, 2000. 482 s.
8. Forum «Vse zagadki Karlosa Kastanedy». Literaturnaya komnata. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.castanedadzr.ru/forum/viewtopic.php?t=8012 (Data obrashcheniya: 16.10.2017).
ФОМИНЫХ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирант МГПУ, международный гроссмейстер по шахматам FOMINYKH, MARIA V. - Ph.D. student, Moscow State Pedagogical University, international chess grandmaster (m.fominykh@mail.ru)
ГОД ЭКОЛОГИИ В РОССИИ
Завершается 2017 год - «Год Экологии» в России. За это время в НИИ истории, экономики и права проделана не только значительная теоретическая работа по освоению содержания и потенциала экофилософской парадигмы (за год опубликовано более 50 статей по проблемам экофилософии), но и практически-организационная - открыт Научно-исследовательский Центр экофилософии «Возрождение-XXI», который активно развивается. Интерес к проблемам экологии исследователей-философов, а также представителей других направлений социально-гуманитарного, естественнонаучного и экономического знания сегодня чрезвычайно велик. Он свидетельствует о том, что в настоящее время обозначился принципиальный водораздел между стратегией развития человечества, направленной на покорение природы, включая свою собственную - природу человека и культуры, на завоевание любой ценой ее ресурсов и стратегией, основанной на понимании бесперспективности решения глобальных проблем современности лишь на прагматической основе. В этой связи центральное значение приобретает переориентациея теоретиков и практиков на существенное переосмысление взаимодействия человека с природой и культурой в контексте идей органической целостности бытия, объективной истины, традиций философии космизма и восстановления статуса гуманитарного знания, континуума природы и культуры и освоения проблемы человека, как части целостности мира.
УДК 167.7:14
ЗАЛИХАНОВ М.Ч., СТЕПАНОВ С.А. КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА Н.Н. МОИСЕЕВА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ
КАРТИНЫ МИРА
Ключевые слова: универсальный эволюционизм, научная картина мира, экологический императив, нравственный императив, система учитель, геополитические изменения, природные ресурсы, национальные цели.
В статье рассматриваются некоторые аспекты научного наследия Н.Н. Моисеева и проблемы формирования научной картины мира через призму концепции универсального эволюционизма ученого как системы миропонимания. Выделяются три направления: экологический императив, нравственный императив, «система УЧИТЕЛЬ». Обосновывается тезис об усилении геополитических изменений из-за природных ресурсов и делается вывод о трудностях реализации концепции устойчивого развития в условиях этих изменений. В статье подчеркивается необходимость реформирования национальных систем образования на основе его экологизации без чего невозможно формирование научной картины мира. В заключении подчеркиваются важность и необходимость понимания национальных целей для обеспечения благополучия людей и условий жизни их будущих поколений.
ZALIKHANOV, M.C., STEPANOV, S.A. THE CONCEPT OF UNIVERSAL EVOLUTIONISM OF N.N. MOISEEV AS A METHODOLOGICAL BASIS OF UNDERSTANDING OF THE MODERN SCIENTIFIC PICTURE OF THE WORLD
Keywords: universal evolutionism; scientific picture of the world; ecological imperative; the moral imperative; system teacher; geopolitical changes; Natural resources; national goals.
In the article viewed the some aspects of the scientific heritage of N.N. Moiseev and the problems of the formation of the scientific picture of the world through the prism of the concept of universal evolutionism of the scientist as a system of world outlook. There are three directions: the ecological imperative, the moral imperative, the "TEACHER system". It is substantiated the thesis on the strengthening of geopolitical changes due to natural resources and it is makes the conclusion about the difficulties of realizing the concept of sustainable development in the conditions of these changes. In the article emphasizes the need to reform national education systems on the basis of its ecologization, without which