электронный научный журнал
«НОВЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ТУВЫ»
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
ШАГАА НАВСЕГДА!
С. В. Монгуш, И. Б. Качан1
SHAGAA FOREVER!
S. V. Mongush, I. B. Kachan
Новый год - точка отсчета
Новый год у народов Восточной и Центральной Азии (как и у других народов мира) является тем временным промежутком, когда завершены работы года уходящего и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Кроме того, для большинства народов Восточной и Центральной Азии Новый год — это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» (незави-
1 Монгуш Светлана Владимировна — начальник отдела дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и специального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Тыва.
Качан Ирина Борисовна — корреспондент газеты «Плюс Информ», г. Кызыл.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_5/1457-
mongush-kachan.html
297
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
симо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавляется год). Уже с глубокой древности Новый год праздновался как всеобщий, а с укреплением государственной власти — как государственный праздник. В то же время Новый год всегда воспринимался как семейный, как праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками.
У большинства народов Восточной и Центральной Азии праздник Нового года с древнейших времен приходится на 1-е число 1-го лунного месяца (по лунному, или лунно-солнечному календарю). Во всех этих странах практически существуют два праздника Нового года: один — традиционный, а другой — связанный с европейским календарем.
Еще в Древнем Китае существовала, так называемая, «циклическая календарная система», нашедшая широкое применение в Японии, Корее, Монголии и Тибете. Весь цикл состоял из пяти двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или «небесным ветвям» — дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждая стихия представлена в двух состояниях — мужском (нечетные столбцы) и женском (четные столбцы). Весь 60-летний цикл делится на двенадцать периодов, которые также имеют свои знаки и представляют собой «земные ветви». Уже более двух тысяч лет назад этим ветвям даны хорошо нам известные имена животных: Мышь, Бык, Тигр, Заяц и т. д.
298
электронный научный журнал
«НОВЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ТУВЫ»
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
Сейчас мы живем в цикле, начавшемся в 1984 году, он закончится в 2043. По таблице можно определить любой год нашего цикла, каким он будет.
Дерево Зеленый (Синий) Огонь Красный Земля Желтый Металл Белый Вода Черный
Цзя И Бин Дин У Цзи Гэн Син Жен Гуй
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1984 1996 2008 2020 2032 Мышь
1985 1997 2009 2021 2033 Бык
2034 1986 1998 2010 2022 Тигр
2035 1987 1999 2011 2023 Заяц
2024 2036 1988 2000 2012 Дракон
2025 2037 1989 2001 2013 Змея
2014 2026 2038 1990 2002 Конь
2015 2027 2039 1991 2003 Овца
2004 2016 2028 2040 1992 Обезьяна
2005 2017 2029 2041 1993 Петух
1994 2006 2018 2030 2042 Собака
1995 2007 2019 2031 2043 Свинья
Практически во всех странах Новый год всегда был самым главным, истинно всенародным праздником, самым торжественным, самым радостным, самым шумным и продолжитель-
299
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
ным. Таким он остается и в наши дни. Новый год знаменует собой полное и всеобщее обновление мира, возрождение.
Шагаа таким, каким мы его знаем, на территории Тувы сформировался в XIV веке. Обряды и обычаи, связанные с ним, удивительно напоминают новогодние обряды и обычаи других стран, и далеко не всегда азиатских. Например: до наступления Шагаа, в юртах производили тщательную уборку, проветривали и прочищали все, что можно. Старые вещи выбрасывали или сжигали — сразу вспоминается итальянский обычай выкидывать старые вещи.
Эта уборка имела отнюдь не только чисто гигиенический смысл. Дом, жилище надо очистить от всего злого, темного, что могло накопиться за год. Уборку старались проводить все вместе, весело, это тоже говорит о сакральном смысле такого очищения. Чистое жилище непременно должно было принести благополучие всем его обитателям.
Празднование Шагаа — это не только праздник одного дня, это хоровод праздничных дней.
Сказка под Новый год
За три дня до Шагаа обязательно приглашали сказочника. В сказочной форме сохранялись предания о смысле каждого
Готовимся к празднику
300
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
года восточного цикла. Вот, например, существует интересная сказочная версия, почему цикл начинается с года Мыши.
Царь зверей, когда распределял, какому животному войти в этот годовой круг и кому его начинать, объявил конкурс: кто раньше всех увидит первые лучи солнца нового года, тот и будет начинать цикл. Мышь и верблюд поспорили, кто из них будет первым. Верблюд только посмеялся над Мышью: он большой и наверняка первым увидит солнце. Но Мышь была себе на уме и не отказывалась от состязания. Наступил канун нового года. Стойкий и нерасторопный верблюд первым пришел на гору. Вскоре туда собрались и все звери. А хитрая и юркая Мышь взбежала по Верблюду и села ему на голову. Верблюд и не почувствовал такое маленькое существо, сидящее у него на голове. А самое печальное для Верблюда, что он вообще смотрел не в ту сторону. Мышь первой возвестила о наступлении нового дня, вот цикл и стал начинаться с года Мыши.
Если у вас нет газеты с определением праздничных дней, воспользуйтесь советами предков. День Шагаа не мог быть постоянным каждый год (в лунном месяце тридцать дней), поэтому точно о дне наступления нового года мог знать только звездочет (или астролог) — чурагачы. Астролог рассказывал обо всем, что касалось приближающегося года, и предсказывал, для
А как определяли наступление нового года?
301
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
кого каким он будет. Но поскольку современные астрологи печатаются в газетах, то мы уже знаем, когда наступит Шагаа.
Шагаа праздновали три дня, а вот приготовления к нему начинались за семь дней. В первую очередь готовили сухие дрова, но не для бытовых нужд, а для ритуального огня — сан. Затем готовили угощения для гостей, убирали дома, во дворе, в кошарах и хлевах, очищали все вокруг, окуривали артышом (для тех, кто не знает — можжевельником, один пучок этой священного растения можно купить на базаре за 10 рублей). Да, не забудьте обязательно вытряхнуть вещи и обвалять их в снегу — это тоже часть очистительного ритуала.
Начинать нужно было, конечно, думать об этом летом или ранней осенью. Но не нужно рвать на себе волосы, попробуем успеть приготовить угощения и так. Тем не менее раньше каждая семья, каждый кожуун заранее готовили угощения для гостей и соседей к этому празднику. Интересно, что у каждого кожууна или какой-либо местности есть свои специфические отличия во встрече нового года. Например, на Тодже бедный человек на худой конец готовил мешок рыбной муки, мешок засушенных кореньев и обувь, которую он будет носить именно в день Шагаа: «Если у оленевода обувь хорошая, ему не страшны ни дождь, ни сырость».
Теперь подумаем об угощениях на праздник
302
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
Жители хлебородных полей закапывали мешок пшена и вытаскивали в последний день уходящего года. Ячмень перемалывали и хранили в мешке до праздника, чтобы приготовить из ячменной муки боова (сдобные лепешки), боорзак, пельмени, пироги. Еще приготавливали мешок пшеницы и перед приближением праздника жарили в медной посудине, толкли, затем мололи на жерновах и получившуюся муку насыпали в мешочки.
Жители долин и пастбищ специально выбирали из стада годовалого кастрированного барана или целого вола и в сильные морозы забивали, затем в брюшину складывали самые лакомые кусочки, которые будут сварены в день Шагаа для соседей и гостей.
Более зажиточные люди, имеющие табун, в день Шагаа жертвовали бедным на угощение целую кобылу, еще в ступе толкли пшено с внутренним салом кобылы — получается очень вкусная еда — чочак-тараа, им наполняли тарелки и угощали гостей, пришедших на праздник.
В день Шагаа самым вкусным угощением для детей являлся черемуховый чокпек (лакомство из гущи, оставшейся после топления масла), который летом, ближе к осени готовила старейшина рода — в любом роду обязательно есть самая старшая бабушка. В день Шагаа чокпек раздавали всем детям. Даже в праздники наши предки не забывали о воспитании любви к труду: летом бабушки заставляли маленьких членов семьи со-
303
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
бирать черемуху, а зимой дети за их труды вознаграждались вкусным лакомством.
Новогодней пище отводилась очень важное место — она должна содействовать процветанию людей, плодородию, богатому урожаю. Круглая форма боорзаков, пища белого цвета, много вареного жирного мяса — все это не только вкусная еда, но и целая система символов благоденствия, символов солнца и обновления всего мира. От такой еды нельзя отказываться, есть надо много, сколько сможешь, особенно в гостях. Не съешь, засунут кусок и за шиворот, а обижаться нельзя. В этот день вообще нельзя ни на кого сердиться и обижаться.
Вот какой интересный случай нам рассказала кызылчанка Анна Маадыевна Хандымаа. Один человек, рассердившись на соседа, желая обидеть его, крикнул в сердцах: «Да ты даже на-кормить-то досыта не можешь!» В день Шагаа (обратите внимание: ссориться в эти дни нельзя!) обиженный сосед пригласил ругавшегося и, посадив его на место самого почетного гостя, начал потчевать. Вскоре гость наелся и собрался встать из-за стола, но хозяин, стоявший у него все это время за спиной, вежливо схватил его за уши и, выкручивая их, продолжал потчевать его, приговаривая: «Ешь, дорогой гость, угощайся». Вот тут обидчику не позавидуешь. Такое гостеприимство, надо думать, запоминалось навсегда, и прежде чем кого-то обидеть, человек призадумывался.
304
электронный научный журнал
«НОВЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ТУВЫ»
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
Пусть все будет красиво
Приготовив еду, подумаем об украшении нашего жилища. Уж так получилось, что сейчас мы в юртах не живем, однако попробуем соблюсти все обычаи.
Своеобразно украшение жилища на Шагаа. В городских условиях, конечно, следовать всем правилам просто невозможно. Не у всех будут привязи для телят и ягнят, которые следует растягивать от входа в юрту до сундуков с обеих сторон от дымохода, да и с самой юртой тоже могут быть проблемы. Не у всех найдется и голова черного барана или козла, которую надо положить на столике по направлению к бурханам, предварительно обмазав топленым маслом. В городе практически невозможно каждой семье воссоздать приметы быта кочевника-скотовода. Но легко в любой семье можно приготовить белые бумажные ленты и привязать их к длинной бечевке из белой овечьей шерсти — такое украшение тоже традиционно для Шагаа.
Но Шагаа - это не только угощения и украшение
Это еще и ритуальные обычаи. Каждый аал совершал коллективное жертвоприношение духам-покровителям местности и рода. В сумерках, до восхода солнца все мужчины выходили из юрт, чтобы совершить этот обряд.
Праздник Шагаа обычно проводили не ламы, и не шаманы, а самые пожилые и уважаемые люди селения. Ведущему
305
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
ритуальные части праздника преподносили кадак (для тех, кто не знает: длинный узкий кусок из шелковой ткани разных цветов, чаще белый или голубой). На рассвете первого дня нового года взрослые мужчины аала, прихватив праздничную пищу, свежий чай, отправлялись к жертвеннику — сан. Около него устанавливали два срубленных деревца с чалама (тоненькие разноцветные ленточки), и при появлении первых лучей солнца, разжигали жертвенный костер.
Вот костер разгорелся. Все мужчины во главе с главным выстраивались в одну линию перед жертвенником. Старейшина плескал в огонь чай, разбрызгивая его на все четыре стороны вокруг сана и произносил благопожелания, в котором просил для всех жителей аала счастья и благополучия. Кстати, это требовало от исполнителя незаурядного поэтического дара, поскольку ни одно благопожелание не должно было повторять другое. А еще и незаурядных актерских способностей, потому что ему должны были поверить и люди, и духи. После этого начиналось индивидуальное моление. Если вы не актер и не поэт и не можете вслух произносить перед народом пожелания, вы можете упасть на колени и про себя просить счастья для своих родных и близких. А для чего нужна была еда? Так ее нужно было положить на жертвенник еще до того, как разжечь огонь.
Солнце первыми лучами возвещает о пришествии нового года. Мужчина — глава семьи зажигает огонь в юрте. Мать варит молочный чай и «макушку» только что сварившегося чая
306
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
наливает в маленькое берестяное ведерко для чая — toc-xyyh и разбрызгивает вверх и по всей юрте специальной ложкой-девятиглазкой — тос-карак, затем выходит во двор и разбрызгивает в девять небес, в девять сторон света и обрызгивает юрту, обходя ее вокруг по ходу солнца. Так она просит небеса и духов хранить ее аал, просит благодати для семьи и скота.
Напротив юрты на специально приготовленном широком камне мужчина разжигает небольшой ритуальный костер — сан, молится и кланяется Небу, Земле и Солнцу. Затем разжигает ритуальный костер на возвышенном месте перед юртой и произносит хвалебную молитву дню Шагаа — алгыш. Это делает либо глава семьи — муж, либо самый старший человек в семье или роду. Алгыш в честь первого дня нового года выражает чаяния народа, его чистые, бескорыстные стремления и добрые пожелания всему живому. У каждого может быть свой алгыш.
Вы думаете, что в городе это невозможно? Вовсе нет. Наши кызылчане уже приспособились и проводят этот ритуал во дворах наших многоэтажных кварталов. Вот, например, случай из истории проведения этого ритуала в городе. Давно ли это было, недавно, а вообще это было в позапрошлом году.
Две женщины, две подруги — русская и тувинка — вышли со своими внучками до восхода солнца во двор (сейчас не во всех семьях есть мужчины, поэтому ритуалы может провести
Шагаа в городе
307
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
старшая женщина в семье). Так вот, разложили они сан, положили угощения, зажгли костер и начали совершать обряд. Тут к ним подошли трое молодых и не очень трезвых человека (конечно, пить на Шагаа нельзя, но они, видимо об этом не знали, хотя и были тувинцами) и спросили, что это они тут делают. Женщины слегка испугались, но объяснили свои действия. Парни задумались и даже протрезвели, сложили молитвенно руки и молча постояли у костра. Один из парней попросил женщин помолиться за него, на что женщины ответили, что он это может сам сделать. Но парень сказал: «Я столько совершил греха, что духи меня не услышат». Женщины и по-русски, и по-тувински вслух помолились за него, называя его по имени. Парни, поблагодарив, молча побрели по своим делам.
Шагаа — действительно светлый праздник.
Во всех странах на Новый год традиционно хождение в гости. Когда приходил гость, первым делом ему преподносили кадак. Принимая кадак, гость первым произносил благопожелания хозяевам и дому: интересовались, все ли у них благополучно, желали друг другу счастья, здоровья, благополучия. Если вы не знаете добрых слов или не хотите желать другим добра и благополучия, сидите дома.
В гости, как известно, без подарков не ходят. Если вам жалко что-нибудь дарить другим, опять же сидите дома.
Ну какой же праздник без гостей и игр!
308
«НОВЫЕ
> ИССЛЕДОВАНИЯ
> ТУВЫ»
электронный научный журнал
www.tuva.asia
№ 1 2010 г.
Дарить друг другу можно все, главное, чтобы это было от души и с добрыми намерениями, но желательно белого цвета. Это может быть любая вещь: одежда, цветы — но лучше белые.
Что делать в гостях, особенно если нельзя пить спиртное? Можно устроить гадания, играть в интересные игры, которых много было у тувинцев, например, игра в кажык (это кости суставов домашних животных, по-русски «бабки»). Найдите возможность погадать на них или поиграть с ними — это очень увлекательно и заразительно.
Можно слушать и рассказывать друг другу сказки. Если есть музыкальные инструменты и вы умеете играть на них, можно создавать для сказок музыкальный фон. Можно петь песни, устраивать частушечные бои. И не забудьте вместе с гостями выйти на улицу и покататься с горок. Раньше даже очень старые люди хоть один раз старались скатиться с ветром нового года со снежной горы. Это обязательно. Помните: вы вытряхивали одежду и очищали ее в снегу? А себя вы вытряхнуть забыли. Вот и обваляетесь в снегу. Раньше над теми, кто не хотел «чиститься» подобным образом, молодые люди подшучивали: подбегали и задирали край одежды, а так как это было страшно неприлично, то все старались прокатиться сами. представьте, что вам принародно будут задирать шубу или дубленку. Вы не смутитесь? Тогда скорее сами бегите на катушку и скатывайтесь с нее.
309
К сожалению, советская власть на долгие годы запретила этот красивый и священный праздник в Туве. И что вы думаете, люди от него отказались? Нет. С ним произошло то же самое, что и с Рождеством. Люди все равно на праздник собирались, но не афишировали это. В канун Шагаа, люди собирались в чьем-то доме, старшие рассказывали о том, как проводили этот праздник в молодости. Обряды проводить было затруднительно, но песни, частушки и игры запретить никто не мог.
А ученые-исследователи собрали все об этом празднике, и теперь благодаря Монгушу Кенин-Лопсану, Георгию Курбат-скому, Айлане Кужугет и многим другим стало возможным возродить обычаи и праздновать так, как это делали наши предки.
В канун Шагаа детям до 13 лет можно было спать, а те, кто постарше, должны были бодрствовать всю ночь до восхода солнца, слушать сказки, играть в различные игры, иначе они будут считаться мертвыми, и год пройдет серо и скучно, то есть никак.
Проведите праздник весело, как только сможете. Главное — не спите всю ночь и наступивший год вас обязательно порадует.
310