22. Nedelko N.F., Isaev Yu.S. Some Aspects of Using the Modular-Competency Approach in Studying Students at the Department of Forensic Medicine // Vestnik Baltiyskoy pedagogicheskoy akademii. - 2014. - Is. 115. - P.8-12. (in Russian)
23. Nedelko N.F., Isaev Yu.S. Modular-competence approach to teaching students at the Department of Forensic Medicine// Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. - 2015. -Is.4. - P. 112-115. (in Russian)
24. Polishchuk O.I. The use of rating assessment systems in an
educational process // Vyssheye obrazovaniye segodnya. - 2008. -№3. - P.91-93. (in Russian)
25. Romantsov MG., Melnikova I.Yu. Problem-modular training in a medical college with elements of constructive pedagogy // Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye. - 2014. - №3. - P.53-58.(in Russian)
26. Talyzina N.F. Pedagogical psychology: Textbook for students of secondary pedagogical educational institutions. - Moscow: Publishing Center "Academy", 1999. - 288 p. (in Russian)
Информация об авторе:
Неделько Николай Федорович - доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.
Information About the Author:
Nedelko Nikolai Fedorovich - MD, PhD (Medicine), Associate Professor, Russia, 664003, Russia, Irkutsk, Krasnogo Vosstania str., 1.
© КАРАБИНСКАЯ О.А., ИЗАТУЛИН В.Г., КАЛЯГИН А.Н. - 2017 УДК: 37.048.45-057.875
СФОРМИРОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ О СВОЕЙ БУДУШЕЙ ПРОФЕССИИ
Ольга Арнольдовна Карабинская, Владимир Григорьевич Изатулин, Алексей Николаевич Калягин (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра гистологии,
цитологии и эмбриологии, зав. - д.б.н., проф. Л.С. Васильева, кафедра социальной психологии и педагогики, зав. - д.п.н., доц. Т.А. Воронова, кафедра пропедевтики внутренних болезней, зав. - д.м.н., проф. А.Н. Калягин)
Резюме. Проведено анкетирование 427 студентов первых курсов с целью выявления информированности о своей будущей профессии. Результаты показали, что необходимо усилить профориентационную работу в старших классах общеобразовательных школ и на первых курсах вузов.
Ключевые слова: студенты; информированность; профессия врача; профориентация.
THE FORMED PRESENTATION OF STUDENTS-PHYSICIANS OF THE FIRST COURSES ABOUT THEIR FUTURE PROFESSION
O.A. Karabinskaya, V.G. Izatulin, A.N. Kalyagin (Irkutsk State Medical University, Russia)
Summary. A questionnaire survey of 427 first-year students was conducted in order to reveal the awareness of their future profession. The results showed that it is necessary to strengthen vocational guidance work in the senior classes of secondary schools and at the first courses of universities.
Key words: students, information, profession of a doctor.
Среди важных социально-экономических и правовых проблем, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, являются вопросы профессиональной ориентации [1,2,4]. В Российской Федерации в настоящее время осуществляются мероприятия по перестройке и активизации профориента-ционной работы среди студентов вузов. В существующем законодательстве заложены организационно-правовые основы профориентации (Закон о Занятости п.2. ст12.), но это не решает проблему в целом.
Современное высшее медицинское образование, как и любое другое профессиональное образование, главной своей целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации [5,7].
Цель: выявить у студентов медицинского вуза сформированное представление о будущей их профессиональной деятельности.
Материалы и методы
Было проведено социологическое исследование среди 427 студентов первого и второго курсов с последующим анализом полученных результатов. В исследовании принимали участие 84 студента лечебного, 111 - педиатрического, 90 - медико-профилактического, 76
- стоматологического, 66 - фармацевтического факультетов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение студентов по факультетам (%)
Факультет Количество %
опрошенных, чел.
Стоматологический 76 17,8
Лечебный 84 19,7
Медико-профилактический 90 21,0
Педиатрический 111 26,0
Фармацевтический 66 15,5
ИТОГО 427 100
Для исследования были разработаны и изготовлены опросные листы на бумажных носителях, которые студенты заполняли перед практическими занятиями на кафедре социальной психологии и педагогики. Разработанные анкеты включали в себя пять вопросов, охватывающих первичную информацию у студентов, о профессиональной деятельности врача и провизора.
Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с использованием методов описательной статистики.
Результаты и обсуждение
Анализ результатов социологического исследования выявил, что у 84% студентов первых курсов сформиро-
вано представление о профессиональных условиях труда медицинских работников.
Также выявлено, что у 96% студентов сформировано представление и об основных профессиональных качествах их будущей профессии. Лишь только 4% из них не имеют чёткого представления о профессии врача и провизора.
Социологическое исследование показало, что у 81% студентов сформировано представление о востребованности своей будущей профессии на рынке труда. Тем не менее, достаточно большая доля студентов (19%) об этом не имеет никакого представления.
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
П родители
□ родственники ИЗ СМИ
□ друзья
□ знакомые
■ педагоги школы
Рис. 1. Распределение студентов по источнику информированности о будущей профессии (%).
Большинство студентов (70%) получили информацию о своей будущей профессии от родителей, меньшая часть (12%) от своих родственников и 11% - из средств массовой информации, 4% получили информацию от друзей, 2% - от знакомых и 1% - от своих педагогов (рис. 1). Как видно из анкетирования, в школах вопросы профессиональной ориентации практически не решаются. В работе С.В. Ивановой и соавт. (2015), на примере технического университета продемонстрировано, что у 43% респондентов именно родители, друзья и знакомые определили выбор будущей профессии [3].
Рис. 2. Привлекательность будущей профессии (%).
Большинство студентов (46%) будущая профессия привлекает социальной престижностью, 20% - высокой зарплатой, 12% - привлекает интеллектуальный характер профессии, 11% - возможность сделать карьеру, 6% - развивать свои способности, 4% - приносить пользу людям и 2% студентов привлекает творческий характер профессии (рис. 2). В работе С.В. Ивановой и соавт. (2015) 19% респондентов студентов технического вуза отметили, что на выбор специальности повлияли перспективы в работе и рейтинг профессии [3].
Анализ результатов анкетирования по факультетам показал, что наибольшая информированность о профессиональных условиях труда медицинских работников выявлена у студентов педиатрического (91,92%), фармацевтического (90,91%) и стоматологического (84,21%) факультетов. Наименьшая информированность была выявлена у студентов лечебного (78,57%) и медико-профилактического (73,56%) факультетов.
Информированность об основных профессиональных качествах будущей профессии, выявлена у 100% студентов фармацевтического, медико-профилактического факультетов. Несколько ниже она была у лечебного (97,62%), стоматологического (94,74%), и менее всего (89,90%) у студентов педиатрического факультета.
Сформированное представление о востребованности на рынке труда своей будущей профессии выявлено у 100% студентов фармацевтического 92,93% педиатрического, 86% стоматологического факультетов, значительно меньше (73,81%) у студентов лечебного факультета. Следует отметить, что только 53,33% студентов медико-профилактического факультета владеют информацией о востребованности своей будущей профессии на рынке труда.
Результаты анкетирования выявили, что основным источником получения информации о своей будущей профессии являются родители у студентов стоматологического (89,47%), медико-профилактического (86,67%), педиатрического (79,27%), лечебного (54,76%) и фармацевтического (45,45%) факультетах.
Вторым по значимости источником информации о будущей профессиональной деятельности у студентов являются родственники: на фармацевтическом (18,18%), лечебном (16,67%), медико-профилактическом (13,33%) педиатрическом (9,91%) и стоматологическом (5,26%) факультетах.
Третий по значимости источник информации у студентов является средства массовой информации (СМИ): фармацевтический (27%), лечебный (16,67%), педиатрический (12,61%), стоматологический (2,67%) и только студенты медико-профилактического факультета не отметили СМИ.
Так же следует отметить, что студенты лечебного и педиатрического факультетов использовали наибольшее количество источников информации для получения сведений о своей будущей профессии (родители, родственники, СМИ, друзья, педагоги, знакомые). Несколько меньше студенты стоматологического и фармацевтического факультетов (родители, родственники, СМИ и друзья), и только студенты медико-профилактического факультета отметили всего два источника информации (родители, родственники).
Так же анализ результатов опроса показал, что будущая профессия привлекает социальной престижностью только 60% студентов медико-профилактического, 54,76% лечебного, половину (50%) студентов стоматологического и 41,82% педиатрического факультетов, и значительно меньше студентов фармацевтического факультета (18,18%).
Высокая зарплата привлекает 72,73% студентов фармацевтического и 31.58% стоматологического факультетов. Возможность сделать карьеру отмечают только 21,82% студентов педиатрического и 20% медико-профилактического факультетов.
Таким образом, оценка информированности студентов о будущей профессии - высокая, однако выявлен ряд несоответствий, корректировка которых может способствовать наиболее полному формированию профессиональной ориентации студентов ИГМУ, созданию у них положительного образа выбранной профессии, с последующей потребностью обучаться в медицинском вузе. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориента-ционной работы среди учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов, обучающихся на разных профессиональных направлениях в ИГМУ
Полагаем, что целесообразным является внедрение на всех первых курсах медицинского вуза дисциплины
«Введение в специальность», как это сделано в других вузах [6]. Эта дисциплина должна быть направлена на формирование объективных представлений о профессии врача и провизора, а также обучение основам обучения в вузе.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело
спонсорской поддержки. Исследователи несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и иных взаимодействиях. Все авторы принимали участие в разработке концепции и дизайна исследования и в написании рукописи. Окончательная версия рукописи была одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
Работа поступила в редакцию: 22.07. 2017 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агишева А.В., Кулеша Э.В. Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности // Молодой ученый. - 2016. -№7. - С.742-745.
2. Есенкова Н.Ю. Взаимосвязь учебной мотивации и профессиональной направленности врача на этапе обучения в вузе: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — Курск, 2011. - 29 с.
3. Иванова В.С., Мертинс К.В. Профориентация студентов младших курсов: опыт технических вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2015. - №4. - С.166-172.
4. Кагитина И.В. Профессиональная социализация сту-
дентов медицинских вузов: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2008. - 29 с.
5. Кашуба А.Г., Рузяк Т.О. Проблемы социально-профессионального ориентирования будущих специалистов // Социальные отношения. - 2015. - №4. - С.110-115.
6. Соколов В.А. Методические особенности преподавания дисциплины «Введение в профессию» // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. - 2013. - Т. 2. №2. - С.6-12.
7. Солдатенко О.А. Профориентация - основа профессионального самоопределения студентов: миф или реальность? // Современная педагогика. - 2013. - №2. - С.5.
REFERENCES
1. Agisheva A. V., Kulesha E.V. Diagnosis of the correspondence of the type of personality of a student at a medical university to the sphere of professional activity // Molodoy uchenyy. - 2016. - №7. - P.742-745. (in Russian)
2. Esenkova N. Yu. Interrelation of educational motivation and professional orientation of the doctor at the stage of training in the university: Thesis PhD (Psichology). - Kursk, 2011. (in Russian)
3. Ivanova V., Mertins K. Career guidance for junior students: experience of technical universities // Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. - 2015. - №4. - P.166-172. (in Russian)
4. Kagitina I.V. Professional socialization of medical students: Thesis PhD (Sociology). - Volgograd, 2008. (in Russian)
5. Kashuba A.G., Ruzyak T.O. Problems of social and professional orientation of future experts // Sotsial'nyye otnosheniya. - 2015. - №4. - P.110-115. (in Russian)
6. Sokolov V.A. Methodical features of teaching the discipline "Introduction to the profession" // Metodicheskiye voprosy prepodavaniya infokommunikatsiy v vysshey shkole. - 2013. -Vol. 2. №2. - P.6-12. (in Russian)
7. Soldatenko O.A. Professional orientation - basis of professional self-determination of students: myth or reality? // Sovremennaya pedagogika. - 2013. - №2. - P.5. (in Russian)
Информация об авторах:
Изатулин Владимир Григорьевич - профессор, д.м.н.; Карабинская Ольга Арнольдовна - ассистент; Калягин Алексей Николаевич - заведующий кафедрой, профессор, д.м.н., 664046, Иркутск, а/я 62, e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Izatulin Vladimir G. - MD, PhD, DSc (Medicine), Professor; Karabinskaya Olga A. - assistant; Kalyagin Alexey N. - MD, PhD, DSc (Medicine), Professor, head of the department, 664046, Russia, Irkutsk, PO Box 62, e-mail: [email protected].