ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 437: 1318-1319
Сезонные миграции и зимовки врановых в южном Прибайкалье
Н. В. Морошенко
Второе издание. Первая публикация в 1989*
Исследование проведено на юго-восточном побережье Байкала в период с 1978 по 1987 г. В данном сообщении рассмотрены сезонные перемещения и зимовка врановых. Из восьми видов, отмеченных в районе исследований, шесть гнездятся - ворон Corvus corax, чёрная ворона C. corone orientalis, сойка Garrulus glandarius, кукша Perisoreus infaustus, кедровка Nucifraga caryocatactes, голубая сорока Cyanopica cyanus; а два встречены только во время миграций — обыкновенная сорока Pica pica и даурская галка Corvus dauuricus.
Сезонные перемещения, особенно осенью, хорошо заметны у кедровки (август — начало сентября), голубой сороки (конец августа — начало октября), в меньшей степени — у ворона (конец сентября — начало октября) и практически не отмечены у кукши, сойки и чёрной вороны. Основное направление осеннего пролёта — западное, вдоль побережья Байкала и по предгорьям хребта Хамар-Дабан. Весной стайки голубых сорок (5-20 экз.) двигаются в восточном направлении, а отдельные особи обыкновенной сороки и небольшие группы (4-8 птиц) даурской галки летят в западном направлении. У кедровки, кукши и сойки направленные весенние перемещения не отмечены.
Распределение врановых в осенне-зимний период отражает характерные черты экологии видов. Типичные «таёжники» — кедровка и кукша — держатся преимущественно в кедровниках горно-лесного пояса. Сойка, кроме кедровников, встречается по долинам рек. Голубая сорока в небольшом числе отмечена в смешанных лесах, по речным долинам, а также на свалке, находящейся на окраине Байкальска. Отдельные особи залетают и в город, где кормятся возле баков с пищевыми отходами. Для ворона и чёрной вороны в осенне-зимний период наиболее характерно нахождение на транссибирской железнодорожной магистрали, проходящей по юго-восточному побережью Байкала. Эти же два вида часто наблюдали на берегу Байкала, реже — на свалках в Байкальске и других населённых пунктах. Роль железной дороги как постоянного и надёжного места сбора корма заметно возрастает зимой, особенно после ледостава на Байкале. В это время основная
* Морошенко Н.В. 1989. Сезонные миграции и зимовки врановых в южном Прибайкалье // Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. Липецк, 1: 100-101.
масса чёрных ворон и воронов концентрируются вокруг железной дороги. Птицы привыкли к кормёжке здесь и не боятся грохота проходящих поездов. Отлетев на 30-50 м и пропустив железнодорожный состав, они возвращаются на пути и продолжают поиски корма.
На основании этой особенности были проведены учёты чёрной вороны и ворона с электропоезда на маршруте от ст. Байкальск до ст. Танхой (70 км) в период с октября по май. В октябре отмечали в среднем на 1 км маршрута 35 C. corone, в ноябре-декабре — 93 C. corone и 1 C. corax, в январе-феврале — 40 C. corone и 12 C. corax, в марте-апреле — 27 C. corone и 19 C. corax. В начале мая частота встреч чёрной вороны снизилась до 10 особей, ворона — до 2. Анализируя полученные результаты можно заключить, что чёрная ворона и ворон, используя ограниченные кормовые ресурсы до конца октября посещают в равной мере как берег Байкала, так и железную дорогу. В ноябре-декабре, когда вдоль берега образуется ледяная кромка и выпадает обильный снег, птицы перемещаются к железной дороге, причём доминирует здесь чёрная ворона. В январе-феврале в учётах появляется ворон, число встреч которого возрастает в марте и снижается в апреле.