Научная статья на тему 'СЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКИХ ИСТИН (к 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского)'

СЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКИХ ИСТИН (к 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКИХ ИСТИН (к 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского)»

СЕЯТЕЛЬ ВЕЛИКИХ ИСТИН

(к 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского)

13 декабря 2018 в конференц-зале Якутского научного центра СО РАН прошёл Круглый стол, посвящён-ный 190-летию со дня рождения Н. Г Чернышевского, прожившего 12 лет в ссылке в г. Вилюйске. Организаторами Круглого стола выступили кафедры философии Якутского научного центра СО РАН и СВФУ, а также Департамент экономико-правового и гуманитарного образования (ЭПиГО) ЯГСХА, а участниками были учёные, преподаватели, аспиранты и студенты г. Якутска.

Мероприятие открыл заведующий кафедрой философии ЯНЦ СО РАН, д.филос.н., академик АН РС(Я) Е. М. Махаров. В своём выступлении он подчеркнул, что жизненный подвиг служения отечеству Н. Г Чернышевского ещё до конца не оценен. Не полностью использовано и оставленное им интеллектуальное наследство, вклад в российскую, советскую и мировую культуру. Первое слово Е. М. Махаров представил д.филос.н. профессору кафедр философии ЯНЦ СО РАН и СВФУ В. Д. Михайлову.

По его мнению, Чернышевский является антропологическим материалистом и представителем объективного монизма, но, кроме того, он был журналистом, писавшим материалы на животрепещущие темы, тесно связанные с общественной жизнью. Таким образом, собственные философские взгляды Н. Г. Чернышевского были продиктованы конкретными потребностями общества. Благодаря этому им была предложена идея «разумного эгоизма», как дополняющая материалистическую концепцию и дающая каждому трудящемуся

В. В. Лепов.

доктор технических наук. академик АН РС(Я);

А. Г. Пудов, кандидат философских наук;

Е. Д. Кули

DOI: 10.24411/1728-516Х-2019-10008

индивидуальное обоснование общественного труда. В настоящее время именно такая концепция является актуальной для либеральной демократии, когда нет личной заинтересованности работника в своём труде. По мнению В. Д. Михайлова, время реализации философских идей Н. Г. Чернышевского, наконец-то, пришло. В дискуссии, после выступления В. Д. Михайлова, прозвучал вопрос о возможной концепции человека Н. Г. Чернышевского, как переходной между рабским религиозным самосознанием и ницшеанским «сверхчеловеком».

Выступление заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ЯГСХА, к.филос.н., доцента А. Г. Пудова было посвящено истории создания, значению и содержанию знаменитого романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», изданного в 1863 г. Написанный за 3,5 месяца в тяжёлых условиях заключения в Петропавловской крепости этот его новый роман, по мнению А. Г. Пудова, не отличался богатым литературным языком и стилистикой. Однако он нёс огромную идеологическую нагрузку как предвестник революции, содержал оригинальные идеи, задавшие программную установку на их реализацию уже в Советской России. Будучи модернистским по форме, это произведение содержало советы и рекомендации по разрешению бытовых проблем, в частности, в отношениях между полами. Именно этот роман был подложен Маяковскому и сыграл определяющую роль в его отношениях с Ли-лей Брик. Чернышевским в ходе повествования даются

Организаторы Круглого стола.

Слева направо: руководитель департамента ЭПИГО ЯГСХА к.филос.н. А. Г. Пудов и зав. кафедрой философии ЯНЦ СО РАН, д.филос.н., действительный член АН РС(Я) Е. М. Махаров

Выступает профессор кафедр философии ЯНЦ СО РАН и СВФУ, д.филос.н., акад. Академии духовности РС(Я) В. Д. Михайлов

Заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ЯГСХА, доцент, к.филос.н. А. Г. Пудов представляет свой доклад

советы, как обрести счастье в семье. Один из рецептов, например, - предоставление молодожёнам трехкомнатной квартиры, чтобы у каждого из супругов была своя комната и одна общая - для встреч. Он пропагандировал в романе полное равноправие в семье, честность в отношениях и призывал жить, как на первом свидании. Этот роман оказал огромное влияние на мировое сообщество, только двигающееся к феминизму, особенно на студенчество. Так, по результатам опроса американские студенты выделили этот роман как ключевое произведение, разрешающее проблемы равноправных отношений между полами.

В дискуссии после выступления А. Г Пудова были обсуждены решения актуальных бытовых проблем, впервые поднятых в романе «Что делать?», а также сделано замечание о том, что произведение Н. Г. Чернышевского несправедливо изъято из школьной программы.

Малоизвестные исторические данные о просветительской деятельности Н. Г. Чернышевского во время его ссылки в глухом по тем временам Вилюйске рассказала временно исполняющая обязанности директора Института проблем нефти и газа СО РАН д.т.н. М. Д. Соколова в своём докладе «Н. Г Чернышевский

и И. Л. Кондаков», а также аспирантка того же института В. В. Павлова. Из их сообщений следовало, что писатель и идеолог революции Н. Г. Чернышевский, находясь в Вилюйске, постоянно занимался самообразованием и освоил 9 языков. Посещая семью вилюйского зажиточного казака Л. И. Кондакова, он поразил всех своей образованностью и культурой, кроме того, настоял на необходимости получения сыновьями Л. И. Кондакова образования в центральных городах царской России. И, действительно, все его сыновья (у Л. И. Кондакова было 8 сыновей и 3 дочери) получили среднее и высшее образование, а старший сын Иван Лаврентьевич, окончивший Санкт-Петербургский университет, стал знаменитым химиком, изобретателем синтетического каучука, первым из учёных Якутии, получившим мировое признание.

Возникшая после выступления М. Д. Соколовой дискуссия затронула вопросы содержания узников в Вилюйском остроге и влияния Н. Г. Чернышевского на уровень образования в г. Вилюйске.

С докладом «Этическое учение Н. Г. Чернышевского: от утопии к трагедии» выступил доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ЯГСХА к.филос.н. В. П. Старостин. Он затронул вопрос о восприятии идей Чернышевского современниками в России и за рубежом, а также почему сложившаяся в революционной России ситуация предопределила превращение утопии в антиутопическую действительность.

О жизни и творческой деятельности Н. Г. Чернышевского говорили в своих выступлениях также аспиранты А. И. Николаев (ИПНГ СО РАН) - «Основные вехи жизни Н. Г. Чернышевского» и С. С. Васильев (ИФТПС СО РАН) - «Н. Г Чернышевский в Якутии». Докладчиками были приведены интересные факты из биографии писателя. Так, поступив в Санкт-Петербургский университет на факультет русской словесности, Чернышевский проявил большой интерес к философии Шарля Фурье. Много работая, общаясь с прогрессивно настроенной молодёжью и выступая в кружке Введенского в Петербурге, Николай Гаврилович в то же время изучал труды европейских мыслителей на немецком, французском и

Института проблем нефти и газа СО РАН Выступает доцент кафедры

д.т.н. М. Д. Соколова выступает с докладом социально-гуманитарных дисциплин ЯГСХА

«Н. Г. Чернышевский и И. Л. Кондаков» к.филос.н. В. П. Старостин

английском языках, в первую очередь, таких материалистов, как «запрещённый» Л. Фейербах. В дальнейшем он получил назначение на работу в г. Саратов. Там вопреки воле родителей женился на единственной в своей жизни женщине. Вскоре скоропостижно скончалась мать Чернышевского, и они с женой вернулись в Петербург. Желая устроить свою жизнь, Николай Гаврилович подготовил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Но эту его работу долгое время не печатали из-за необычного взгляда на искусство, имевшего тогда в России традиционно идеалистическую направленность. В Петербурге Чернышевский вынужден был писать статьи в журналы «Отечественные записки» и «Мода», но вскоре познакомился с Н. А. Некрасовым и вошёл в редакцию журнала «Современник», придав последнему творческий импульс и новую жизнь. Наконец, после длительной проволочки, вышла из печати необычная диссертация Чернышевского, и он выступил на публичной защите. У оппонентов не нашлось серьёзных возражений по существу, но труд Николая Гавриловича положили «под сукно» [2]. Тем не менее суть его была популярно изложена в «Современнике», т. е. его идеи были на слуху у молодёжи, и во многом они предвосхищали научную реалистическую эстетику.

В дальнейшем статьи Н. Г. Чернышевского в «Современнике» привлекли внимание цензуры и самого Александра II, вызвав негативную реакцию. Отмечалось, например, что статья «Антропологический принцип в философии» противодействует коренным основам гражданского и общественного устройства России. После подъёма народной активности журнал запретили на восемь месяцев. Вскоре на границе перехватили письмо Герцена, содержащее предложение издавать журнал за границей - «в Лондоне с Чернышевским или в Женеве». Это дало повод к аресту Николая Гавриловича и обыску в его квартире. Спешно было сфабриковано дело, Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Затем над ним была проведена гражданская казнь, и его отправили в сибирскую ссылку.

Несмотря на отрицательное отношение Чернышевского к побегу, российские революционеры трижды пытались его освободить. Однако эти попытки терпели неудачу, усугубляя каждый раз положение узника. Тяжёлые условия содержания в Вилюйском остроге не мешали Чернышевскому интересоваться бытом бедных якутов и видеть, как их эксплуатируют богачи. Он активно ратовал за образование и самообразование якутов, прекращение их рабского существования. Признавая заслуги Николая Гавриловича перед республикой, именем Чернышевского были названы улица в г. Якутске, посёлок в Якутии. Ему был поставлен памятник в г. Ви-люйске, а также организован Вилюйский педагогический колледж, носящий его имя.

В своём докладе, озаглавленном «Сеятель великих истин», главный научный сотрудник ИМЗ СО РАН, д.г.-м.н., проф., академик АН РС(Я) В. В. Шепелёв подчеркнул, что, наряду с высоким уровнем образованности

Доклад «Сеятель великих истин» представляет д.г.-м.н., проф., действительный член АН РС(Я) В. В. Шепелёв

и культуры, Н. Г. Чернышевский обладал немалой философской мудростью и умением сконцентрировать свою мысль до афористической краткости. В. В. Шепе-лёвым были подобраны и озвучены следующие афористические мысли Н. Г. Чернышевского.

• «Благосостояние общества уменьшается с существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей. Эти вредные качества в людях могут быть устранены только двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и обеспечением человека от нужды».

• «Богатство - это вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья».

• «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».

• «В правде сила таланта, ошибочное направление губит самый сильный талант».

• «В чём разумность уважения к учёным? В том, что уважение к ним - лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к истине, лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям».

• «Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена высокою идеею».

• «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души».

• «Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла».

• «Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности».

Докладчик подчеркнул, что подобного рода высказывания, безусловно, выделяют Н. Г Чернышевского из плеяды мыслителей своей оригинальностью, осознанным выбором нелицеприятной правды вместо обнадёживающей лжи.

Выступление зам. директора по научной работе ИФТПС СО РАН, проф. кафедры философии ЯНЦ СО

Выступает д.т.н. действительный член АН РС(Я) В. В. Лепов

Докладывает доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ЯГСХА к.филос.н. П. Н. Жондоров

РАН, д.т.н., действительного члена АН РС(Я) В. В. Ле-пова было посвящено теме «Чернышевский, Толстой и Эйнштейн. Теория вдохновения». Докладчиком была сделана попытка сравнить творчество великих философов, писателей и учёных путём анализа их душевного состояния. Оказывается, высока роль переломных, трагических явлений в обществе и в жизни самих творцов, поскольку подобные события подвигают их на создание бессмертных философских и наукоёмких теорий и литературных шедевров. Это естественное свойство творческих натур, когда внутреннее горение и душевный порыв отражают объективные тенденции, критические точки бифуркаций человеческой истории.

В дискуссии прозвучали вопросы к докладчику, касающиеся оценки роли творчества, негативной роли самодовольства, а также роли обсуждений новых знаний и книг, изменения значимости журналов и библиотек в современном мире, внешнего сходства и принципиаль-

ного различия явлений гениальности и психического расстройства.

Очень полемическим было выступление доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин ЯГСХА к.филос.н. П. Н. Жондорова о феномене интеллигенции в стране и мире, о выборе, который делается со временем далеко не в пользу таких авторов, как Н. Г Чернышевский и другие революционеры; об изменении социальной структуры общества в 1930-е годы и о возрастании роли интеллигенции при любых социальных преобразованиях. Практика здесь выступает не как критерий истины, а как результат реализации и победы определённых идей.

В выступлении доцента СВФУ к.филос.н. В. В. Михайловой о прекрасном в эстетике Н. Г. Чернышевского, который считал жизнь прекрасной, разнообразной, относительной, активной, изменяющейся и непредсказуемой, прозвучали предположения о том, что

Гоуппа участников Круглого стола

Свой доклад представляет доцент СВФУ к.филос.н. В. В. Михайлова

возникновение непредвиденных обстоятельств и трагедий в жизни привносит свою специфику и в эстетическое восприятие культуры. Докладчик отметил, что в связи с этим весьма актуален вопрос особой эстетики и красоты в экстремальных условиях Севера.

Круглый стол завершили выступления А. Г. Пудова и Е. М. Махарова. Организаторы этого мероприятия согласились с большинством докладчиков в том, что феномен подвижнического творчества Н. Г. Чернышевского, его значительного вклада в мировую сокровищницу знаний, а также в образование и самосознание якутского народа, неоценим.

Светлое имя Николая Гавриловича Чернышевского - яркого представителя русской интеллектуальной элиты, перенёсшего безмерно тяжкие испытания в течение почти 12 лет вилюйского заточения, бессмертно в веках.

ътт&тпк

АфтааЯ |Ы0члий цяф^Афлл |*т,|ем11ш1 РАН

^ *ЛЗДД1Н<М1Л<1ГО*1Ш

1Ж V

КмнЕлт "чигллы л: шглгмих ДЦС1 ЩГШНИ

ВЫДАЮЩЕЕСЯ НАУЧНОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Выдающееся научное и литературное наследие : материалы круглого стола, посвященного 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского / Под общ. ред. В. П. Старостина. - Якутск : Изд-во ЯРО РГО «Академия», 2019. - 35 с.

13 декабря кафедра философии ЯНЦ СО РАН совместно с кафедрой социально-гуманитарных дисциплин провели Круглый стол, посвященный 190-летию со дня рождения Н. Г. Чернышевского. По материалам этого мероприятия издательство ЯРО РГО «Академия» издало сборник статей «Выдающееся научное и литературное наследие».

В этот сборник вошли выступления, посвящённые философской и литературной деятельности Чернышевского - русского философа-материалиста, революционера-демократа, теоретика критического утопического социализма, учёного-энциклопедиста. В Якутии всегда было особое отношение к Чернышевскому, который отбывал ссылку в Вилюйском остроге с 1872 по 1883 гг.

«Чем актуален Чернышевский сегодня? Большой ценностью являются его гуманистические идеи. Думая о прогрессе общества. Чернышевский вывел свой критерий прогресса - "возведение человека в человеческий сан". Он считал. что человек должен занимать почётное положение в обществе - быть свободным. счастливым. Современные социологи также судят о прогрессе общества по положению человека в нём», - пишет один из докладчиков Николаев А. И., аспирант 1-го года обучения Института физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН.

Данное издание будет полезно для всех, кто интересуется литературным и философским наследием Н. Г. Чернышевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.