Научная статья на тему 'Северской государственной технологической академии 50 лет! ( интервью с А. Н. Жигановым)'

Северской государственной технологической академии 50 лет! ( интервью с А. Н. Жигановым) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северской государственной технологической академии 50 лет! ( интервью с А. Н. Жигановым)»

Северская государственная технологическая академия - отраслевой вуз Росатома, расположенный в ЗАТО Северск Томской области рядом с областным центром. СГТА играет ключевую роль в подготовке кадров для предприятий атомной отрасли, находящихся в азиатской части России.

В 1959 г. по ходатайству градообразующего предприятия - Сибирского химического комбината - Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством среднего машиностроения СССР было решено организовать в Томске-7 вечерний филиал физико-технического факультета Томского политехнического института (ТПИ). Директором учебного заведения стал выпускник ТПИ Г.Г. Шелудченко, который вместе с единомышленниками начал развивать в закрытом городе традиции политехнического образования. Прием студентов и подбор преподавательского состава провели в очень сжатые сроки. Занятия начались 1 сентября 1959 г. Первый набор вечернего филиала ТПИ составил 75 человек по трем специальностям.

В 1965 г. состоялся первый выпуск инженеров-физиков. Практически все дипломные работы молодых специалистов были внедрены в производство. В том же году филиал ФТФ ТПИ, где обучалось уже более 400 студентов, был реорганизован в вечернее отделение №1 ТПИ со статусом вуза. В конце 60-х здесь была открыта аспирантура Сибирского химического комбината.

В институте стремились создать условия и для тех, кто в силу своей трудовой деятельности не мог стать студентом в полном смысле этого слова. Так, для повышения квалификации сотрудников СХК и других желающих был создан факультет переподготовки и повышения квалификации, а с 1975 г. началась подготовка инженеров по индивидуальной программе обучения: первые три года студенты обучались с отрывом от производства, а последующие три года - как «вечерники», совмещая учебу с работой.

В 1996 г. отделение № 1 ТПУ было переименовано в Северский технологический институт Томского политехнического университета (СТИ ТПУ). В том же году СТИ ТПУ вошёл в глобальную образовательную сеть, созданную Школой бизнеса Открытого университета Великобритании, в результате в вузе открылся региональный центр дистанционного обучения «Северск-ЛИНК». Здесь руководители разного ранга получают практическое бизнес-образование без отрыва от профессиональной деятельности. При этом центр активно сотрудничает с Международным институтом менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК), предлагая своим студентам передовые мировые технологии обучения в области организационно-управленческой культуры. В региональном центре «Северск-ЛИНК» свою квалификацию повысили более 300 человек, среди них руководители СХК и администрации ЗАТО Северск, управленцы муниципальных предприятий и коммерческих структур.

В 2001 г. распоряжением Правительства РФ Северский технологический институт ТПУ был реорганизован в самостоятельное учебное заведение - Северский государственный технологический институт (СГТИ), а в 2005 г. по результатам государственной аккредитации получил статус академии.

В 2004 г. СГТА стал лауреатом конкурса «Европейское качество» в номинации «Сто лучших вузов России» и был награжден золотой медалью. СГТА являлся соисполнителем межведомственной программы «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области на период 2006-2008 годы».

С 1987 г. академией руководит доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Александр Николаевич Жиганов.

- Александр Николаевич, Северская государственная технологическая академия сегодня - это один из ведущих вузов Росатома. Как удается держать лидирующие позиции?

- Мы всегда стремимся идти в ногу со временем, искать новые пути развития академии.

Мы первыми из отраслевых вузов Росатома подготовили международную сертификацию системы менеджмента качества по основным направлениям своей деятельности: академический образовательный процесс (высшее профессиональное образование по всем формам обучения); процесс предоставления дополнительных образовательных услуг (повышение квалификации, переподготовка кадров); научная и исследовательская деятельность.

СГТА является коллективным членом Томского отделения Академии образования и Томского научно-координационного центра. В вузе работает секция «Ядерная энергетика » Российской инженерной академии и Томское отделение Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы.

В 2007 г. на базе СГТА был создан отраслевой университетский комплекс «Сибатом-кадры», который объединил 13 образовательных учреждений высшего, среднего, начального профессионального, а также общего образования, расположенных в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Работа университетского комплекса направлена на развитие базы подготовки высококвалифицированных научно-технических кадров по широкому кругу специальностей, отвечающих требованиям рыночной экономики; перепрофилирование высвобождающихся специалистов на работу по новым технологиям, в том числе конверсионным; увеличение занятости молодежи на время обучения в вузе за счет открытия новых направлений и специальностей высшего профессионального и дополнительного образования.

В целях подготовки и повышения квалификации кадров была создана телекоммуни-

44 Высшее образование в России • № 7, 2009

кационная образовательная сеть. Благодаря появившимся техническим возможностям мы внедряем новые принципы организации учебного процесса с использованием современных информационных и коммуникационных технологий в условиях распределенного учебного заведения.

- Расскажите о системе научно-исследовательской деятельности, сложившейся в академии.

- В ее основе - исследования, осуществляемые по широкому спектру направлений: физико-математические науки, химические науки, технические науки, исторические науки, экономические науки, философские науки, педагогические науки и др. Они ведутся в соответствии с приоритетными направлениями развития современной российской науки, а также с учетом потребностей региона.

Исследования и разработки осуществляются академией как самостоятельно, так и совместно с предприятиями и организациями атомной отрасли (ОАО СХК, ОАО «ТВЭЛ», ЗАО «Далур», ОАО НЗХК, ВНИИХТ, ВНИИНМ и т.д.), вузами (МИФИ, ТПУ, ТГУ, ТГПУ, МГУ), академическими институтами (ИФПМ СО РАН, иФх РАН, ИНХ РАН, ИК СО РАН и т.д.). Научные исследования поддерживаются грантами РФФИ, РГНФ, МНТЦ и других фондов. Их результаты активно внедряются в практику на предприятиях атомной отрасли и используются для решения производственных и социальных проблем закрытых городов Росатома.

В СГТА сложилась традиция проведения научно-практических конференций. Одна из основных - это ежегодная научно-техническая конференция «Технология и автоматизация атомной энергетики и промышленности», направленная на решение вопросов совершенствования химической технологии, автоматизации технологических процессов, разработки машин и аппаратов ядерных производств, применения современных информационных технологий в атомной промышленности и энергетике, обеспечения надежности и безопасности производств, а также вопросов подготовки кадров и социально-экономических проблем атомной отрасли.

Раз в два года проводится межотраслевая научно-методическая конференция «Проблемы непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для предприятий и организаций Росатома». В ее работе принимают участие научные работники и специалисты предприятий Росатома, других министерств и ведомств, а также преподаватели вузов уральского и сибирского регионов. Периодически мы организуем отраслевые научные мероприятия по направлениям, наиболее активно развивающимся в СГТА (информационные технологии, технологии обращения с радиоактивными отходами, их утилизация и геологическая изоляция и др.). В академии постоянно действуют семинары по математическому моделированию и управлению сложными системами, химическим технологиям, социально-экономическим проблемам.

- Что делается в вузе для привлечения к научно-исследовательской работе студентов и молодых ученых?

- Убежден: чтобы подготовить грамотного специалиста, далеко не достаточно одних лекций, семинаров и лабораторных занятий. Важно научить студента творчески мыслить. Поэтому научно-исследовательская работа студентов является у нас неотъемлемой частью основного учебного процесса.

Значительное число студентов участвует в ней и в свободное от учебных занятий время. Наша задача - создать для них максимально комфортные условия. Для этого в СГТА активно работает студенческое научное общество, действуют учебно-производственные лаборатории, в том числе базирующиеся на промышленных предприятиях.

Для студентов, аспирантов и молодых ученых предприятий Росатома ежегодно организуется научно-практическая конференция «Инновации в атомной отрасли: проблемы и решения», посвященная обсуждению результатов научных и практических исследований, направленных на решение актуальных задач Росатома.

Мы стараемся развивать интересные формы учебно-исследовательской работы. И я считаю, что по-другому и быть не может.

- Александр Николаевич, какие направления инновационной деятельности вуза Вы бы отметили?

- Академия давно и прочно интегрировалась в атомный энергопромышленный комплекс России. В настоящее время в Северской государственной технологической академии создан инновационный учебно-научный комплекс «Технологии ядерного топливного цикла », обеспечивающий качественную многоуровневую подготовку инновационно ориентированных специалистов в приоритетных фундаментальных и прикладных направлениях атомного энергопромышленного комплекса России. На его базе будет проводиться подготовка специалистов для предприятий, занимающихся добычей, обогащением урана, производством ядерного топлива, переработкой отработавшего ядерного топлива и захоронением радиоактивных отходов.

В вузе работает научно-инновационный центр и офис коммерциализации научных разработок, которые занимаются выявлением и продвижением на рынок наиболее перспективных из них.

В ноябре 2008 г. у нас открыт молодежный бизнес-инкубатор «Стимул», предназначенный для развития деловой активности студентов академии и других вузов, содействия становлению малых наукоемких предприятий.

В настоящее время ин-

46 Высшее образование в России • № 7, 2009

новационный паспорт академии включает в себя 26 разработок.

Некоторые проекты, такие как технология определения содержания йода в водных и органических средах, технология модифицирования поверхностей полимерных материалов элементным фтором, фторидная технология получения полупроводникового по-ликристаллического кремния, уже были использованы при создании малых инновационных предприятий «Биоаналитика», «Интерфтор», «Гелиос», которые планируется разместить в особой экономической зоне технико-внедренческого типа.

- После введения в России ЕГЭ ректоры все чаще ищут новые методы для поиска талантливой молодежи. Что делается в СГТА для привлечения абитуриентов?

- Прежде всего, для школьников традиционно организуются подготовительные курсы для поступления в нашу академию.

Еще в 1996 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между ректором СТИ ТПУ и директором кипрского СТЬ-колледжа, где в рамках международного образовательного проекта «Евроколледж» осуществляется довузовское образование школьников Северска. Их обучают разговорному английскому языку, практической работе с компьютером, основам экономической и общегуманитарной культуры с использованием программ и методик, прошедших успешную апробацию в международных образовательных центрах. При этом слушатели по желанию могут проходить летние стажировки на Кипре.

Кроме того, для быстрой адаптации школьников к вузовской системе обучения мы открыли Ядерно-технический профиль (ЯТП). Это совместный проект, реализуемый пятью школами Северска и нашей академией в рамках Комплексной программы развития образования ЗАТО Северск на 2006-2010 гг. Таким образом, мы, во-первых, совместно со школами готовим старшеклассников к сдаче ЕГЭ, а во-вторых, формируем у них позитивное отношение к атомной отрасли. Для слушателей ЯТП запланированы экскурсии на различные предприятия атомной отрасли, что, безусловно, поднимает интерес школьников к атомной тематике.

- Александр Николаевич, в чем особенность ваших образовательных программ? Как академия оценивает свою конкурентоспособность?

- Важная отличительная особенность нашей подготовки заключается в том, что мы твердо держимся в рамках нашей образовательной ниши. Все действующие программы обучения ориентированы на разные аспекты атомной отрасли. И если завтра мы примем решение об открытии новой специальности в нашем вузе, то она также будет нацелена на подготовку кадров для этой отрасли.

Мы хорошо знаем, какие специалисты требуются предприятиям. Ведь мы поддерживаем с ними тесные контакты и потому понимаем процессы, происходящие в этой сфере. Это наше преимущество, которым мы очень дорожим.

Еще одним важным преимуществом академии, на мой взгляд, является камерность нашего вуза. Его очень ценят и студенты, и слушатели. Студент чувствует, что лектор обращается как бы персонально к нему, при этом и семинарские группы унас не такие большие, как в другихвузах. Безусловно, такой подход кподготовке специалистов сродни выпуску «штучной» продукции и является важным фактором, обеспечивающим качество образования.

- Один из современных показателей качества работы вуза, особенно популярный в странах Европы, - трудоустройство выпускников. Как Вы оцениваете свой вуз с этой позиции?

Наши выпускники обладают всеми компетенциями, необходимыми для успешной работы в сложных, высокотехнологичных и ответственных производствах ядерной энергии, ядерного топлива, современных материалов и специальных веществ с уникальными свойствами, благородных и редкоземельных металлов.

Для распределения молодых специалистов создан Центр содействия трудоустройству выпускников. Он осуществляет взаимодействие с предприятиями и организациями региона и отрасли, региональными и местными администрациями по вопросам занятости и проведения практики студентов, проводит анализ потребностей предприятий и организаций региона и отрасли в специалистах, предоставляет студентам актуальную информацию по отраслевым и профильным предприятиям.

Мы гордимся, что наши выпускники занимают лидирующие управленческие и инженерные позиции на ведущих российских предприятиях - от Санкт-Петербурга и Москвы до Мурманска и Хабаровска, а также в крупных мировых компаниях BAYER, BASF, Grundfos.

- Юбилей - время подвести некоторые итоги и наметить новые планы. Каким Вы видите ближайшее будущее академии?

- За 50 лет своего существования Северская государственная технологическая академия прошла путь от филиала Томского политехнического института до самостоятельного учебного заведения со статусом академии. В настоящее время Северская государственная технологическая академия входит в создаваемый Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. НИЯУ призван стать важнейшим элементом российской системы ядерного образования, создать единое образовательное пространство, способствующее ренессансу атомной отрасли и инновационному развитию регионов. Благодаря вхождению в инновационную образовательную структуру наши студенты смогут получить диплом самого престижного отраслевого вуза страны, а академия укрепит свои позиции, став одним из отраслевых научно-образовательных центров Сибири и Дальнего Востока, где ведется подготовка кадров для предприятий госкорпорации «Росатом ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.