5.5.4 Международные отношения,
глобальные и региональные исследования
(политические науки)
International Relations, Global and Regional Studies
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-121-127 УДК: 327.54 ГРНТИ: 11.25.33 EDN: EFJCUK
Северокорейская ядерная проблема
Чжан Шэнкунь ©
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Аннотация. Ядерная проблема на Корейском полуострове является одним из наиболее сложных и трудноразрешимых вызовов в области международной безопасности. Целью статьи является анализ того, как возникла ядерная проблема Северной Кореи после окончания холодной войны. Исследование ведется с позиций теории политического реализма. В статье подробно анализируются предпосылки северокорейской ядерной проблемы, включая потребности внутренней безопасности, условия производства ядерного оружия и роль международного сообщества. Уделяется особое внимание анализу двух северокорейских ядерных кризисов и их влиянию на международные отношения. Ядерная проблема Северной Кореи рассматривается в контексте отношений между великими державами: Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки. Исследование, приведенное в этой статье, открывает новую перспективу для понимания сложности северокорейской ядерной проблемы и в то же время выдвигает политические рекомендации для международного сообщества по решению этой проблемы.
Ключевые слова: Северная Корея, Южная Корея, ядерная проблема Северной Кореи, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки
DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-6-121-127
The North Korean Nuclear Issue
Zhang Shengkun ©
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Abstract. The nuclear issue on the Korean peninsula is one of the most complex and intractable challenges in the field of international security. The purpose of the article is to analyze how the nuclear problem of North Korea arose after the end of the Cold War.
The research is conducted from the standpoint of the theory of political realism. The article analyzes in detail the prerequisites of the North Korean nuclear problem, including the needs of internal security, the conditions for the production of nuclear weapons and the role of the international community. Special attention is paid to the analysis of the two North Korean nuclear crises and their impact on international relations. The nuclear issue of North Korea is considered in the context of relations between the great powers: the People's Republic of China, the Russian Federation, and the United States of America. The research presented in this article opens up a new perspective for understanding the complexity of the North Korean nuclear issue and at the same time puts forward policy recommendations for the international community to address this problem.
Key words: North Korea, South Korea, the nuclear problem of North Korea People's Republic of China, Russian Federation, United States of America
ВВЕДЕНИЕ
Ядерная проблема на Корейском полуострове на сегодняшний день является одним из самых сложных вопросов в сфере международной безопасности. Ее появление можно понять, изучив развитие Северной Кореи после окончания холодной войны. Временные рамки данного исследования от начала корейской войны до приобретения Северной Кореей ядерного потенциала и испытания ядерного оружия в 2017 г. Проблема рассматривается с точки зрения теории реализма Г. Моргентау и структурно-реалистического взгляда К. Уолтца, применимых к изучению мотивации КНДР к использованию ядерного оружия.
Источниками являются международные договора, подписанные между странами, такие как Корейское соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г.1, «Договор о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Республикой Корея» от 1 октября 1953 г.2, Соглашение между СССР и Северной Кореей от 1959 г. о помощи Северной Корее в создании исследовательской базы по атомной энергии3, «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой» от 11 июля 1961 г.4, «Рамочное соглашение между Соединенными Штатами Америки и Корейской Народно-Демократической Республикой» от 21 октября 1994 г.5, документы правительства Северной Кореи6, документы различных международных ор-
1 Korean Armistice Agreement. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia. org/wiki/Korean_Armistice_Agreement (data of accesses: 11.10.2024).
2 Mutual Defense Treaty (United States-South Korea). Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Mutual_Defense_Treaty_(Unit-ed_States-South_Korea)#References (data of accesses: 11.10.2024).
3 Timeline of the North Korean nuclear program. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_the_North_Korean_nu-clear program (data of accesses: 11.10.2024).
4 ^тш-йшшт, i96i.o8.3o,
URL:http://treaty.mfa.gov.cn/tykfiles/20180718/1531876401726.pdf (data ofaccesses: 11.10.2024).
5 Agreed Framework between the United States of America and the Democratic People's Republic of Korea. The Korean Peninsula Energy Development Organization (KEDO) official web-page. URL: http://www.kedo.org/pdfs/AgreedFramework.pdf (data of accesses: 11.10.2024).
6 Я^ШЯ-ФФЛЙЙЙЯ^Й^. [Обзор ситуации в КНДР // Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики. Декабрь 2023 г.]. URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ gjhdq_676201/gj_676203/yz_676205/1206_676404/1206x0_676406/ (data ofaccesses: 11.10.2024).
ганизаций, такие как Резолюция Организации Объединенных Наций 5/ЯЕ5/82 от 25 июня 1950 г., сообщения СМИ, воспоминания китайского дипломата [2: 14].
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Во время холодной войны на Корейском полуострове две страны - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея (РК) - встали на совершенно разные пути развития в разных экономических и политических условиях и международных контекстах. Противостояние между социалистическим и капиталистическим лагерями оказало глубокое влияние на процесс развития двух стран. Хотя у КНДР и РК были конфликты и трения в процессе их развития, но эти конфликты не привели к фатальному исходу.
В период с 1960-х по 1990-е гг. отношения КНДР с КНР и СССР претерпели множество изменений.
Китайский дипломат У Цзяньси вспоминает, как в начале 1960-х гг. из-за политики радикальных реформ Н.С. Хрущева и полемики по проблемам социализма между КНР и СССР китайско-советские отношения быстро ухудшились [2: 14]. КНДР развивалась при совместной поддержке Китая и Советского Союза и была вынуждена иметь дело со сложной ситуацией ухудшения отношений между двумя странами. Чтобы обеспечить свое собственное развитие и стабильность, КНДР изо всех сил старалась сохранять нейтралитет в процессе китайско-советских обменов враждебностью и придерживалась гибких стратегий в дипломатии между двумя странами.
В 1961 г. Китай и Северная Корея подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Китаем и Северной Кореей», который установил военный союз между двумя странами по вопросам безопасности. Тем не менее, КНДР по-прежнему поддерживала хорошие дипломатические отношения с СССР, ожидая, что Советский Союз продолжит оказывать экономическую помощь Северной Корее. Эта двусторонняя внешняя политика позволила КНДР заручиться поддержкой двух крупнейших социалистических стран во время холодной войны.
В конце 1960-х гг. Китай начал Культурную революцию, и Северная Корея критически отнеслась к этому движению, которое в определенной степени повлияло на корейские кадры на северо-востоке Китая [3:45-48]. В то же время разразившийся инцидент на о. Даман-ский заставил Советский Союз осознать китайскую
угрозу, с которой он столкнулся на Дальнем Востоке. Из-за этих факторов в конце 1960-х гг. Советский Союз оказал Северной Корее последнюю крупномасштабную военную и экономическую помощь.
В 1970-е гг., с приходом к власти Л.И. Брежнева и внедрением в политику теории ограниченного суверенитета, в социалистическом лагере произошел шок, и недовольство КНДР в Советском Союзе постепенно росло. Под влиянием советской экономической системы и шовинизма великих держав Советский Союз начал ужесточать свою экономическую помощь КНДР. В то же время отношения Китая с США и западными странами улучшились в 1970-е гг., что было расценено в социалистическом лагере как предательство. КНДР поддерживала баланс между Китаем и Советским Союзом, чтобы максимизировать экономическую поддержку. Хотя КНДР имеет более тесные отношения с Китаем в целом, она не проводит одностороннюю внешнюю политику.
В 1980-е гг., в связи с реформированием и открытостью Китая и изменениями в политической ситуации Советского Союза, отношения между Китаем и Северной Кореей, а также между Советским Союзом и Северной Кореей продолжали развиваться. Китай и Северная Корея провели множество дружественных визитов и обменов в начале и середине 1980-х гг., и экономические и торговые обмены между двумя странами значительно возросли. В 1984 г. М.С. Горбачева посетил Ким Ир Сен, советско-северокорейские отношения восстановились, и советская поддержка КНДР значительно возросла, но в целом она все еще была не такой хорошей, как в 1960-е гг.
Еще до окончания холодной войны гибкая дипломатическая стратегия КНДР в отношениях между Китаем и Советским Союзом достигла замечательных результатов. Однако с окончанием холодной войны Россия - преемница Советского Союза - стала проводить политику декоммунизации, и поскольку ее собственная экономика была на грани краха, она почти полностью прекратила свою помощь КНДР. В то же время Китай установил дипломатические отношения с РК в 1992 г. Хотя он продолжал оказывать экономическую поддержку КНДР и поддерживать обмены на высоком уровне, этот дипломатический сдвиг вызвал недовольство КНДР в сочетании с его зависимостью от экономической системы экономического обмена, КНДР вступила в кратковременный экономический кризис.
Из-за сокращения помощи, вызванного распадом Советского Союза, Китай скорректировал свою политику поддержки КНДР. Политические потрясения, вызванные смертью Ким Ир Сена в 1994 г., и непрерывные стихийные бедствия в 1994-1997 гг. в КНДР за короткий промежуток времени нанесли стране серьезный экономический удар. В конце концов, из-за некоординированной производственной структуры собственной промышленности и неблагоприятного развития сельского хозяйства произошла гуманитарная катастрофа, известная как «Марш страданий».
В течение того же периода развитие РК сильно отличалось от развития КНДР. Хотя РК по-прежнему полагалась на инвестиции и помощь со стороны США и западного мира, ее путь развития больше был направлен на независимость и экономику, ориентиро-
ванную на экспорт, и постепенную интеграцию в мировой рынок.
В 1960-е гг. Пак Чон Хи пришел к власти в результате государственного переворота. Хотя его автократическое и авторитарное правление и внешняя политика, ориентированная только на США, вызвали недовольство внутри страны, Пак Чон Хи получил большую экономическую и техническую поддержку благодаря сотрудничеству с США и использовал ее для развития отечественной легкой промышленности и продвижения Южной Кореи к созданию экономики, ориентированной на экспорт. Благодаря реализации первого пятилетнего экономического плана Южная Корея быстро интегрировалась в западный капиталистический рынок и добилась серьезного развития. Дальнейшее укрепление Договора о взаимной обороне между США и Южной Кореей также обеспечило безопасность РК и привлекло большое количество иностранного капитала в страну.
В 1970-е гг., хотя США скорректировали свою прямую экономическую помощь РК в соответствии с доктриной Р. Никсона, но поскольку Южная Корея в 1960-е гг. перешла к экономике, ориентированной на экспорт, и интегрировалась в мировую экономическую систему, она смогла использовать иностранную валюту и техническую и финансовую поддержку США для продвижения промышленных инноваций. Второй и третий пятилетние экономические планы, в основе которых лежали развитие тяжелой и химической промышленности, позволили Южной Корее добиться диверсифицированного развития и еще больше укрепить мощь национальной оборонной промышленности.
В 1980-е гг. Чон Ду Хван пришел к власти в результате государственного переворота. Он в основном следовал экономической политике периода Пак Чон Хи и его внутреннему авторитарному правлению. Однако из-за экономических проблем КНДР в то время и упадка социалистического лагеря США сократили свою поддержку диктатуры РК. Тем не менее, при поддержке внешнего капитала РК продолжила развитие полупроводниковой, автомобильной и судостроительной промышленности, постепенно демонстрируя сильную экономическую тенденцию.
В 1987 г. под давлением США Чон Ду Хван провел реформы демократизации, и РК вступила в эру демократически избранного правительства. Для корейского народа РК это была крупная победа в движении за политические и гражданские права. После успешной реформы демократизации большой приток западного капитала привел к взрывному росту экономики Южной Кореи в 1990-е гг. Этот рост был обусловлен открытием рынков экономики Южной Кореи, с одной стороны, и, с другой стороны, побочным эффектом перетока западного капитала на мировой рынок после распада СССР.
С точки зрения политической экономии, реформу демократизации Южной Кореи можно рассматривать как средство победить автократическое правление, которое подавляет капиталистическое экономическое развитие, тем самым допуская приток американского и западного капитала и пожиная плоды экономического развития страны. Фактически, вскоре после реформы демократизации в 1987 г. южнокорейская экономика быстро достигла успеха по привлечению
иностранных инвестиций, и южнокорейские олигархи во главе с Samsung за короткий промежуток времени укрепили свой контроль и монополию на южнокорейскую экономику.
После кратковременного экономического бума Южной Корее пришлось продать большое количество национальных активов и достичь соглашения о помощи с Международным валютным фондом для дальнейшего вывода национальных активов Южной Кореи за рубеж и монополизации их перед лицом финансовых потрясений США в Азии. Этот процесс является результатом сочетания множества факторов, включая потребности внутреннего экономического развития, внешние изменения в международной среде и движущие силы глобализации.
ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
Наиболее сложной проблемой безопасности на Корейском полуострове в области международных отношений является ядерная проблема Северной Кореи. Северокорейская ядерная проблема считается одним из факторов, оказывающих наибольшее влияние на ситуацию на Корейском полуострове и во всем мире. Его суть является результатом продолжения разработки КНДР ядерного оружия, несмотря на протесты международного сообщества, с целью укрепления своих собственных возможностей в области безопасности. В то же время северокорейскую ядерную проблему необходимо рассматривать в сочетании с разработкой Северной Кореей баллистических ракет [4: 19]. В декабре 2023 г. Северная Корея провела пятое успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты, способной достигать территории США7.
Причины северокорейской ядерной проблемы заключаются в потребностях внутренней безопасности, сложной международной обстановки и имеющихся условиях для производства ядерного оружия.
Несмотря на подписание соглашения о перемирии с Соединенными Штатами после окончания Корейской войны, КНДР и РК в целом находятся в состоянии войны, между двумя сторонами имели место военные конфликты и трения. После окончания Корейской войны «Договор о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Республикой Корея», подписанный РК и Соединенными Штатами, привел к резкому усилению давления на безопасность КНДР. Кроме того, политика Северной Кореи в первую очередь политика в области обороны имеет военный приоритет, что делает ядерное оружие важным средством для Северной Кореи по обеспечению стабильности режима и национальной безопасности.
С 1950-х гг. КНДР ежегодно направляла студентов на обучение в Московский центр ядерных исследований в рамках «Плана сотрудничества в области исследований в области ядерной энергии», достигнутого с Советским Союзом в 1959 г. В этот план входило «Соглашение о помощи Северной Корее в создании
7 Новый пуск межконтинентальной баллистической ракеты КНДР
переполошил соседей и США. URL: https://www.kommersant. ra/doc/6411248?ysclid=m49bueq9vr304454558 (дата обращения: 25.03.2022).
исследовательской базы по атомной энергии», которое предполагало усиление подготовки персонала КНДР в области атомной энергетики. Северная Корея обладает богатыми месторождениями природного урана, что дает ей сравнительное преимущество в разработке ядерного оружия.
Сложная международная обстановка проявляется в том, что КНДР сталкивалась со многими общими ограничениями в процессе разработки своих собственных объектов атомной энергетики и ядерного оружия. Хотя Советский Союз активно готовил специалистов, связанных с ядерной физикой, и строил объекты атомной энергетики для КНДР в 1950-х и 1960-х гг., у него не было намерения помогать КНДР разрабатывать ядерное оружие. В 1985 г. Советский Союз под давлением Соединенных Штатов обратился к КНДР с просьбой присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия. В обмен Советский Союз подписал новое экономическое и технологическое соглашение с КНДР и пообещал помочь КНДР построить новый легководный реактор. После этого Советский Союз не выполнил договор, а КНДР не выполнила соответствующие обязательства по Договору о нераспространении ядерного оружия.
С 1957 г. Соединенные Штаты разместили большое количество наступательных вооружений, включая ядерное оружие, на своей базе в РК. В то время Советский Союз не предоставил КНДР надежного ядерного зонтика, что побудило КНДР выступить с идеей независимого производства ядерного оружия. Впоследствии Китай стал страной, обладающей ядерным оружием, и выступил с заявлением, в котором пообещал не применять ядерное оружие первым, а также не взял на себя обязательства по ядерной защите в рамках КНДР. Это вынуждает КНДР сталкиваться с силами ядерного сдерживания американо-южнокорейской коалиции, что недопустимо для независимости и воссоединения Корейского полуострова, к которым стремится правительство КНДР.
После распада Советского Союза в 1991 г. Россия -правопреемница Советского Союза - перестала поддерживать и помогать КНДР. Китай не намерен продолжать международное коммунистическое движение и оказывать помощь и поддержку Северной Корее вне рамок нормальных отношений между двумя странами. Хотя КНДР впервые предложила «денуклеаризацию полуострова» в 1991 г. и надеялась облегчить отношения с Соединенными Штатами, эта попытка не удалась после первого ядерного кризиса на полуострове. Соединенные Штаты не выполнили обменные обязательства КНДР по «денуклеаризации полуострова». Смерть Ким Ир Сена сделала ситуацию в КНДР неспокойной, а безответственное отношение Соединенных Штатов и западных стран по отношению КНДР заставило Северную Корею отказаться от иллюзий о Соединенных Штатах. КНДР срочно нуждается в ядерном оружии для стабилизации положения страны в международном сообществе и сохранения своего собственного социалистического государства.
Под давлением Соединенных Штатов Китай и Советский Союз не взяли на себя обязательств по ядерной защите перед КНДР, попытки ослабить отношения провалились, а стремление к собственной стабильности
совместно подтолкнуло Северную Корею к превращению в страну, обладающую ядерным оружием.
Северокорейская ядерная проблема привела к двум ядерным кризисам.
Первый северокорейский ядерный кризис произошел в 1993-1994 гг. В 1992 г. Северная Корея подписала соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, но в ходе процесса проверки МАГАТЭ обнаружила, что ядерная деятельность Северной Кореи не соответствует ее заявлению и требует специальной проверки. В марте 1993 г. Северная Корея объявила о своем выходе из ДНЯО, что стало ответом Северной Кореи на запрос МАГАТЭ о специальной проверке. Этот шаг вызвал повышенное внимание международного сообщества и усилил напряженность. В 1994 г. напряженность между Северной Кореей и Соединенными Штатами продолжала нарастать, и Соединенные Штаты даже рассматривали вариант военного удара по ядерным объектам Северной Кореи. В июне 1994 г. бывший президент США Джимми Картер посетил Пхеньян в качестве личного посланника для встречи с северокорейским лидером Ким Ир Сеном. Этот визит ослабил напряженность и проложил путь для дальнейших переговоров между двумя сторонами.
В октябре 1994 г. Соединенные Штаты и Северная Корея подписали в Женеве «Рамочное соглашение между Соединенными Штатами Америки и Корейской Народно-Демократической Республикой». Была достигнута своеобразная «ядерная сделка»: Северная Корея согласилась заморозить свою программу по производству плутония в обмен на мазут, экономическое сотрудничество и строительство двух современных атомных электростанций с легкой водой. В конечном итоге существующие ядерные объекты Северной Кореи должны были быть демонтированы, а отработанное ядерное топливо вывезено из страны8.
В соответствии с соглашением Соединенные Штаты пообещали не применять ядерное оружие против Северной Кореи и постепенно отменять экономические санкции против Северной Кореи. Хотя «Рамочное ядерное соглашение КНДР и США» ослабило напряженность в краткосрочной перспективе, существует много проблем в осуществлении соглашения между двумя сторонами. Проект строительства легководного реактора продвигается медленно, и Соединенные Штаты не смогли своевременно отменить экономические санкции в отношении Северной Кореи, что привело к серьезному отсутствию взаимного доверия между двумя сторонами и фундаментальному решению северокорейской ядерной проблемы [5: 14]. После смерти Ким Ир Сена к власти пришел Ким Чен Ир, ядерная политика Северной Кореи продолжилась и постепенно перешла к тайному продвижению своей программы создания ядерного оружия.
Второй северокорейский ядерный кризис произошел с 2002 по 2003 гг. Из-за отсутствия взаимного доверия между КНДР и Соединенными Штатами в выполнении соглашения и неспособности в полном объеме выполнить свои обязательства отношения между Северной Кореей и Соединенными Штатами вновь
8 Timeline of the North Korean nuclear program. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_the_North_Korean_ nuclear program (data of accesses: 11.10.2024).
стали напряженными. В 2002 г. Соединенные Штаты обвинили Северную Корею в тайном осуществлении программы обогащения урана в нарушение «Рамочного ядерного соглашения между КНДР и США». Столкнувшись с обвинениями и блокадой со стороны Соединенных Штатов, Северная Корея возобновила свою ядерную программу и объявила в январе 2003 г., что она снова выйдет из ДНЯО и возобновит свою ядерную деятельность. Повторный выход Северной Кореи из ДНЯО привлек широкое внимание международного сообщества. Механизм шестисторонних переговоров (включающий Китай, КНДР, Корею, Соединенные Штаты, Россию и Японию) был запущен в августе 2003 г., чтобы попытаться решить северокорейскую ядерную проблему по многосторонним дипломатическим каналам. Шестисторонние переговоры провели несколько раундов переговоров в период с 2003 по 2008 гг. Хотя были достигнуты некоторые предварительные соглашения, переговоры продвигались медленно и имели ограниченные результаты из-за различий в интересах всех сторон и ядерных испытаний Северной Кореи.
9 октября 2006 г. Северная Корея провела свое первое подземное ядерное испытание. С 2006 по 2017 гг. Северная Корея провела подряд шесть ядерных испытаний и завершила эксперименты по миниатюризации атомных бомб, водородных бомб и ядерного оружия9. В 2017 г. Северная Корея одновременно провела испытание по запуску межконтинентальной ракеты показав, что она способна доставить ядерную боеголовку на материковую часть США. Тем самым КНДР завершила всеобъемлющее испытание реального боевого применения ядерного оружия10. В 2018 г. Северная Корея официально объявила о планах закрытия испытательного полигона, а также объявила, что обладает полным потенциалом нанесения ядерного удара11.
Два северокорейских ядерных кризиса не только не привели к отказу КНДР от ядерного оружия, но, напротив, в результате повторяющихся кризисов между Соединенными Штатами и КНДР и провала усилий на шестисторонних переговорах КНДР приобрела способность реально применять ядерное оружие, и превратила его в потенциальную угрозу безопасности, угрожающую всем соседним странам.
Для КНДР фактические боевые возможности ядерного оружия позволили не только обрести международную и дипломатическую независимость, но и столкнуться с многосторонними санкциями. Организация Объединенных Наций и многие страны ввели жесткие экономические санкции против Северной Кореи [1: 68-73], ограничив ее торговлю, финансовую деятельность и передачу технологий. Эти санкции серьезно повлияли на экономическое развитие Северной Кореи и помешали ей нормально участвовать
9 List of nuclear weapons tests of North Korea. Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_nuclear_weapons_tests_of_ North Korea (data of accesses: 11.10.2024).
10 North Korean missile tests. Wikipedia. 2017. URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/2017_North_Korean_missile_tests (data of accesses: 11.10.2024).
11 North Korea announces plans to dismantle nuclear test site: The two-way. NPR. URL: https://www.npr.org/sections/thetwo-way/2018/05/12/610674006/north-korea-announces-plans-to-dismantle-nuclear-test-site (data of accesses: 11.10.2024).
в международной экономической системе. Даже Китай, союзник КНДР, проголосовал за санкции против Северной Кореи в резолюции 2375 Совета Безопасности ООН в 2017 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа идеологии и развития двух стран на Корейском полуострове, а также развития северокорейской ядерной проблемы в настоящем исследовании были сделаны следующие выводы.
Северокорейская ядерная проблема является следствием целого ряда причин и недостаточных совместных усилий многих стран. Хотя КНДР располагают условиями и необходимостью для разработки ядерного оружия и обладания ядерным оружием, окончательный провал стремления к «денуклеаризации полуострова» является неизбежным результатом провала многосторонних обменов. КНДР стала страной, обладающей значительным ядерным потенциалом, и обладает совершенными возможностями нанесения ядерного удара и контрудара. КНДР фактически стала важной страной на Корейском полуострове и де-факто оказала влияние на развитие и отношения окружающих стран.
Ядерная проблема Северной Кореи, по сути, является выбором КНДР перед лицом окончания холодной войны, ее собственная экономика сильно пострадала, и ее собственная безопасность не может быть гарантирована. Для КНДР, которая обладает потенциалом и проводит исследования в области ядерного оружия, стремление стать независимым государством, обладающим ядерным оружием, является наиболее разумным выбором.
ЛИТЕРАТУРА
1. Станкевич А.Д. Анализ санкций Совета безопасности ООН по Северной Корее: правовые основы и последствия //Актуальные проблемы современного международного права (Москва, 12-13 апреля 2013 г.) Ч. 2.М.: Российский университет дружбы народов, 2014. С. 68-73.
2. ^®.«+^Ш1956-196б). ФЙ^ЖШ. Ф^К
2014. 323 р. [У Цзяньси. Десятилетняя полемика (1956-1966). Воспоминания о китайско-советских отношениях. Пекин: Центральное издательство документов, 2014.323 с.]
3. щщ.. ФШ^Ш^©^^. ш-. й^^зжжжй.
2006^6^. [Ян Цзюнь. История отношений Китая с Корейским полуостровом. Пекин: Издательство социальных и гуманитарных наук, 2006. С. 45-48.]
4. тш. шшш^Фавддажш. щ^а^^, 2017,
1 (3). Рр. 15-31, 19 [Ян Сиьюй. Проблема ядерного оружия КНДР и политика Китая по отношению к КНДР // Современные международные отношения. 2017. Т. 1.№ 3.рр.15-31,19.]
5. шшшй^Ш^-Ф^МЩ 2017^5^, шш
ФВ^К^Я!^—, 17 р. [Фу Ин. Взлеты и падения проблемы ядерного оружия КНДР: китайская перспектива // Серия колонок Брукингса о Китае. 2017. Вып. 3. С. 14.]
Идеология КНДР направлена на то, чтобы она стала государством, обладающим ядерным оружием, что она должны стать «независимой» великой страной. Это полностью отличается от «великой доктрины» РК, заключающейся в стратегическом союзе с США. Отношение США к КНДР вынудило КНДР одновременно столкнуться с экономическими санкциями и угрозами безопасности.
Окончательный исход северокорейской ядерной проблемы имеет решающее значение для позиции Соединенных Штатов и результатов шестисторонних переговоров. Неопределенность и нормализация подхода США к северокорейской ядерной проблеме сделали КНДР крайне недоверчивой. Шестисторонние переговоры существенно не развеяли сомнений КНДР и в то же время не дали КНДР независимого пути развития в будущем.
Напряженность на Корейском полуострове не ослабнет. Соединенные Штаты должны усилить военное давление на КНДР из-за угрозы северокорейской ядерной проблемы ив тоже время еще больше усилить блокаду КНДР; хотя Китай и Россия поддерживают хорошие отношения с КНДР, они не могут обеспечить КНДР достаточно открытый рынок и направление развития перед лицом торговых санкций США; «Великая доктрина» РК, обращающаяся за помощью к Соединенным Штатам, может быть еще больше укреплена только перед лицом ядерной угрозы. Судя по результатам, Соединенные Штаты могут столкнуться с ограниченным средством ядерного сдерживания со стороны КНДР, но наличие «злой страны, обладающей ядерным оружием», оказывает положительное воздействие на рост влияния и контроля Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
REFERENCES
1. Stankevich A.D. Analysis of the UN Security Council sanctions on North Korea: legal foundations and consequences. In: Actual Problems of Modern International Law (Moscow, April 12-13, 2013). Part 2. Moscow: Peoples' Friendship University ofRussia, 2014. Pp. 68-73.
2. Wu Lengxi. Ten years of polemics (1956-1966). Memoirs of Sino-Soviet relations. Beijing: Central Literature Publishing House. 2014. 323p.
3. Yang fun. Historical theory of relations between China and the Korean peninsula. Beijing: Social Science Literature Press. June 2006.
4. YangXiyu. The North Korean nuclear issue and China's policy towards North Korea. Modern International Relations. 2017. No. 1 (3). Pp. 15-31. (In Chinese).
5. Fu Ying. The ups and downs of the North Korean nuclear issue-A Chinese perspective. Brookings China Column Series. 2017. No.3.P. 17.
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 85,52%
Рецензент: Камынин В.Д., доктор исторических наук, профессор; профессор, кафедра теории и истории международных отношений; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Статья поступила в редакцию 29.10.2024, принята к публикации 21.11.2024 The article was received on 29.10.2024, accepted for publication 21.11.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Чжан Шэнкунь, аспирант, кафедра теории и истории международных отношений; Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина; г. Екатеринбург, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-2495-3431; SPIN-код: 2442-5117; E-mail: [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Zhang Shengkun, graduate student, Department of Theory and History of International Relations; Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Yekaterinburg, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-2495-3431; SPIN-code: 2442-5117; E-mail: [email protected]