Научная статья на тему 'Североевропейские конфликты в новое и новейшее время: пути преодоления'

Североевропейские конфликты в новое и новейшее время: пути преодоления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1818
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ В XIX ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В. / INTERNATIONAL CONFLICTS / СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / NORTH EUROPE / СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ / SCANDINAVIAN COUNTRIES / ШВЕЦИЯ / SWEDEN / ДАНИЯ / DENMARK / НОРВЕГИЯ / NORWAY / ФИНЛЯНДИЯ / FINLAND / ИСЛАНДИЯ / ICELAND / АЛАНДСКИЕ ОСТРОВА / ÅLAND ISLANDS / ГРЕНЛАНДИЯ / GREENLAND / ПОСТОЯННАЯ ПАЛАТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ В ГААГЕ / PERMANENT COURT OF INTERNATIONAL JUSTICE IN THE HAGUE / ЛИГА НАЦИЙ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL MEDIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рогинский В. В.

В статье рассматриваются конфликты между странами Северной Европы в конце XIX первой половине XX в. и пути их преодоления без военных действий, путем компромисса и переговоров или обращения к международным посредническим организациям (Лига Наций, Постоянная палата международного правосудия в Гааге). Разбираются конфликты между Швецией и Норвегией при разрыве шведско-норвежской унии в 1905 г., между Финляндией и Швецией из-за принадлежности Аландских островов в 1918-1921 гг., между Данией и Норвегии из-за восточного берега Гренландии в 1931-1933 гг., между Данией и Исландией в годы Второй мировой войны при разрыве датско-исландской унии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nordic conflicts in the modern times: the ways of overcoming

This article examines the conflicts between the North European Countries of the late nineteenth early twentieth century and to overcome these conflicts by the compromises and negotiations or by appeal to the international intermediary organizations (League of Nations, Permanent Court of International Justice in the Hague). The article analyses following conflicts: between Sweden and Norway during the dissolution of the Swedish-Norwegian union in 1905, between Finland and Sweden about affiliation of the Åland Islands in 1918-1921, between Denmark and Norway because of the East Greenland in 1931-1933, between Denmark and Iceland during the dissolution the Danish -Icelandic union during the World War II.

Текст научной работы на тему «Североевропейские конфликты в новое и новейшее время: пути преодоления»

УДК 940(4700.341)

В. В. Рогинский

доктор исторических наук, профессор каф. теории и истории международных отношений ИМО и СПН МГЛУ, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; e-maiL: vadimroginskij@maiL.ru

СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЕ КОНФЛИКТЫ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

В статье рассматриваются конфликты между странами Северной Европы в конце XIX - первой половине XX в. и пути их преодоления без военных действий, путем компромисса и переговоров или обращения к международным посредническим организациям (Лига Наций, Постоянная палата международного правосудия в Гааге). Разбираются конфликты между Швецией и Норвегией при разрыве шведско-норвежской унии в 1905 г., между Финляндией и Швецией из-за принадлежности Аландских островов в 1918-1921 гг., между Данией и Норвегии из-за восточного берега Гренландии в 1931-1933 гг., между Данией и Исландией в годы Второй мировой войны при разрыве датско-исландской унии.

Ключевые слова: международные конфликты в XIX - первой половине XX в.; Северная Европа; Скандинавские страны; Швеция; Дания; Норвегия; Финляндия; Исландия; Аландские острова; Гренландия; Постоянная палата международного правосудия в Гааге, Лига Наций; международное посредничество.

V. V. Roginsky

Doctor of history (Dr. habiL.), professor, Institute of the theory

and the history of the international reLations of MSLU,

the chief researcher of the Institute of UniversaL History

of the Russian Academy of the Sciences; e-maiL: vadimroginskij@maiL.ru

THE NORDIC CONFLICTS IN THE MODERN TIMES: THE WAYS OF OVERCOMING

This articLe examines the confLicts between the North European Countries of the Late nineteenth - earLy twentieth century and to overcome these confLicts by the compromises and negotiations or by appeaL to the internationaL intermediary organizations (League of Nations, Permanent Court of InternationaL Justice in the Hague). The articLe anaLyses foLLowing confLicts: between Sweden and Norway during the dissoLution of the Swedish-Norwegian union in 1905, between FinLand and Sweden about affiLiation of the ALand IsLands in 1918-1921, between Denmark and Norway because of the East GreenLand in 1931-1933, between Denmark and IceLand during the dissoLution the Danish -IceLandic union during the WorLd War II.

Key words: The InternationaL ConfLicts; the North Europe, the Scandinavian Countries; Sweden; Denmark; Norway; FinLand; IceLand; ALand IsLands; GreenLand; Permanent Court of InternationaL Justice in the Hague; the internationaL mediation.

Сегодня отношения между государствами Северной Европы представляются совершенно бесконфликтными, и даже мысль о том, что между ними возможны какие-либо серьезные конфликты, несведущему человеку может показаться абсурдной. И это не удивительно для наших дней, когда вероятность возникновения вооруженных конфликтов между западноевропейскими странами после Второй мировой войны стала уделом прошлого. При этом отметим, что ситуация в Северной Европе имеет отличительную особенность. Если последняя война, в которой участвовали почти все западноевропейские страны, окончилась, как известно, в 1945 г., то последняя война между скандинавскими странами произошла еще в 1814 г. (шведско-норвежская война, продлившаяся не более двух недель). После этого, если военные действия и проходили на территории стран Северной Европы, то их провоцировали или вели там великие державы.

Политическая карта Северной Европы на протяжении Нового и Новейшего времени несколько раз перекраивалась как в результате внутрирегиональных конфликтов, так и конфликтов между скандинавскими странами и другими державами. В новое время на Севере Европы шел процесс преобразования относительно крупных полиэтнических мини-империй (которые принято называть «Дания» и «Швеция», хотя в их состав входили и другие северные страны) в национальные государства, которые существуют в наши дни - Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия. Этот процесс был связан с целым рядом войн между Данией и Швецией, которые начались в 30-х гг. XVI в. и закончились в 1814 г. [История Дании XX век 1998; Scott 1977].

Таким образом, внутрискандинавские отношения в Новое и Новейшее время разделяются на два периода: с 20-х гг. XVI в. до 1814 г. и с 1814 г. до наших дней. Первый период характеризуется постоянными конфликтами, как между скандинавскими странами, так и скандинавских стран с другими государствами. Конфликты между скандинавскими странами в Новое время, как правило, приводили к войнам, и в ходе военных действий силой оружия решались спорные проблемы в пользу той или другой стороны. Собственно XVI век фактически начался национально-освободительной войной шведов против владычества Датских Ольденбургов, которая привела к разрыву Каль-марской унии и восстановлению независимости Швеции. Последовал

целый цикл войн между Швецией и Данией-Норвегией - 1535-1536, 1643-1645, 1655-1660, 1675-1679, 1700, 1709-1720, 1788, 1808-1809, 1813-1814 гг. Последним в истории вооруженным конфликтом между скандинавскими странами стала короткая война между Швецией и Норвегией в конце июля - начале августа 1814 г. [Рогинский 2012; Scott 1977].

Внутрискандинавские конфликты после 1814 г. уже не приводили к войнам и разрешались мирным путем: посредством двусторонних переговоров, как в 1905 г., а после 1920 г., когда двусторонние переговоры оказывались неудачными, то благодаря вмешательству международных организаций. Два военные конфликта Дании с принадлежавшими датской короне северогерманскими герцогствами Шлезвигом и Гольштейном (1848-1850 и 1864 г.) вряд ли могут быть отнесены к внутрискандинавским конфликтам, хотя начинались они как своего рода гражданские войны в рамках одного государства, но быстро перерастали в датско-германские войны.

Шведско-датские войны XVI - начала XIX вв. имели своей целью территориальные захваты: Швеция сначала стремилась присоединить принадлежавший Дании юг и юго-запад Скандинавского полуострова, а также некоторые восточные провинции Норвегии, если не всю Норвегию, а Дания пыталась отстоять свои владения, а затем, после их утраты, вернуть. Эпоха шведско-датских войн закончилась 14 января 1814 г., когда датский король Фредерик VI по Кильскому мирному договору отказался в пользу шведского короля Карла XIII от давнего владения своей короны - Норвегии. Норвежский народ не подчинился этому решению, в стране произошли революционные события, она провозгласила независимость и приняла свою конституцию. Естественно, шведы с этим не соглашались. В июне-июле 1814 г. на Север Европы, сначала в Копенгаген, затем в Кристианию, прибыла миссия союзных держав, которую фактически возглавлял представитель России генерал М. Ф. Орлов. Однако предотвратить войну миссии союзных держав не удалось. В силу целого ряда причин сохранить полную самостоятельность Норвегия не смогла, будучи вынуждена пойти на унию со Швецией. К концу 1814 г. на Севере Европы возникло государственное образование конфедеративного типа, получившее официальное название «Соединенные королевства Швеция и Норвегия» под властью единого (шведского) короля, с общей внешней политикой, но

с почти полной внутренней самостоятельностью [История Норвегии 1980; Рогинский 2012] Шведско-норвежская уния была чревата в будущем серьезным конфликтом между ее участниками.

К внутрискандинавским конфликтам XVIII - начала XIX вв., на наш взгляд, принадлежат два конфликта, которые мы можем наблюдать в самой начальной стадии: это конфликты внутри мини-империй, между метрополиями и подвластными составными частями: в Дании -между собственно Данией и Норвегией, а в Швеции - между собственно Швецией и Финляндией. В 70-80-х гг. XVIII в. в обеих империях стали обостряться противоречия между центром и периферией; но потенциально здесь существовал и зародыш этнического конфликта: в Швеции - между шведами и финнами, а в Дании - между датчанами и норвежцами. В среде образованной части общества и здесь, и там стали всё больше проявляться сепаратистские настроения: возникли идеи выведения Финляндии из состава Швеции, а Норвегии - из-под власти Дании, их автономии и даже самостоятельности. Повторяем, конфликт этот был в самой начальной стадии, он не смог получить развития, поскольку был решен благодаря вмешательству внешней силы [Рогинский 2012].

Последняя в истории Российско-шведская война 1808-1809 гг. привела к отрыву Финляндии от Швеции и ее присоединению в качестве автономного Великого княжества к Российской империи. В результате того, что претендовавшая на Норвегию Швеция оказалась в составе антинаполеоновской коалиции, а Дания - последним союзником Наполеона, Швеции удалось при поддержке России и Великобритании, в конце концов, присоединить Норвегию в 1814 г. [Рогинский 2012]. С этого времени военные конфликты на Север Европы привносились как бы извне. В XIX в. лишь Дании пришлось, как уже упоминалось, дважды воевать из-за принадлежавших правящей в Копенгагене династии Датских Ольдербургов северогерманских герцогств Шлезвига, Гольштейна и Лауэнбурга как с немецкоязычным населением самих герцогств, так и поддержавших немцев герцогств германскими государствами, прежде всего, с Пруссией - в 1848-1850 гг. и 1864 г., что закончилось отторжением герцогств от Дании. Проблемой для Дании оставалось то, что в Северном Шлезвиге под властью немцев находились более 200 тыс. датчан [История Дании с древнейших времен до начала XX века 1996]. Этот датско-германский

конфликт был разрешен лишь после Первой мировой войны, когда в результате референдума 1920 г. эта часть Шлезвига, которую датчане именуют «Южной Ютландией», вернулась к Дании, и, таким образом, была установлена нынешняя датско-германская граница [История Дании ... 1998].

Швеция после 1814 г. фактически стала придерживаться нейтральной линии в европейских и прочих конфликтов, впервые официально провозгласив это в 1834 г. Однако реваншистские, антирусские настроения в Швеции были еще довольно сильны и могли привести страну во время Крымской войны к конфликту с Россией. На завершающем этапе войны, в ноябре 1855 г. Швеция заключила с Великобританией и Францией союзный договор. В XX столетии Швеции удалось сохранить свой нейтралитет и в Первой, и во Второй мировых войнах. Меньше повезло Дании и Норвегии. Если в Первой мировой войне они оставались нейтральными, то во время Второй мировой войны они подверглись оккупации со стороны нацистской Германии. Впоследствии, после окончания войны, Дания, Норвегия и Исландия вступили в НАТО (1949 г.), а Швеция продолжала сохранять нейтралитет. Лишь после вступления Швеции в Европейский союз в 1995 г., шведы отказались от использования термина «нейтралитет» для характеристики своей внешней политики.

Финляндия после присоединения к России в 1808-1809 гг., была избавлена от того, чтобы быть театром военных действий, как это происходило прежде во всех российско-шведских войнах XVI - начала XIX в. Правда, Великое княжество Финляндское оказалось в какой-то мере затронуто теми войнами, которые вела Российская империя. Так во время Крымской войны 1853-1855 гг. территория Великого княжества подвергалась нападению со стороны англо-французского военно-морского флота. В 1877-1878 гг. финские войска участвовали в Российско-турецкой войне, в военных действиях в Болгарии [Мей-нандер 2016].

В 1917 г. Финляндия обрела независимость, а на следующий, 1918 г., страну ждало суровое испытание - кровопролитная гражданская война между белыми и красными финнами. Непросто складывались отношения Финляндии с восточным соседом, своей прежней метрополией, которая превратилась сначала в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, а с декабря

1922 г. - в Союз Советских Социалистических Республик (формальное состояние войны между РСФСР и Финляндией в 1918-1920 гг., закончившееся Тартусским миром 14 октября 1920 г. [Россия и Финляндия: от противостояния к миру 2017], так называемая Вторая советско-финская война, восстание карельских сепаратистов с поддержкой финских добровольцев в ноябре 1921 - марте 1922 г.) [Мейнандер 2016]. Вторая мировая война принесла независимой Финляндии более тяжкие испытания: две войны с Советским Союзом - «зимнюю войну» 1939-1940 гг. и «войну-продолжение» 1941-1944 гг. В 1944 г. финнам пришлось вести военные действия против отступавших через территорию страны гитлеровских войск (так называемая Лапландская война) [Мейнандер 2016].

После Второй Мировой войны Финляндия сумела наладить добрососедские, даже дружественные отношения с Советским Союзом, которые воплотились в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи 1948 г. Несмотря на различные толкования этого Договора (финны настаивали на своем нейтралитете; советская сторона, правда не всегда, отрицала нейтральным статус Финляндии), он во многом

способствовал спокойствию на Севере Европы.

***

Возвращаясь к вышеназванному второму периоду внутрисканди-навских отношений, подчеркнем, что после 1814 г. ни один из конфликтов, возникших на севере Европы, не привел к войне. Среди этих внутрискандинавских конфликтов отметим следующие:

1. Конфликт между Швецией и Норвегией (1890-1905 гг.) - партнерами по унии был решен мирными двусторонними переговорами; Норвегия отделилась от Швеции и обрела полный суверенитет [История Норвегии 1980; Scott 1977].

2. Конфликт между Швецией и Финляндией из-за Аландских островов (1918-1921 гг.) был решен Лигой Наций [Мейнандер 2016].

3. Конфликт между Норвегией и Данией в 1931 - 1933 гг. из-за Гренландии был разрешен Постоянным международным судом в Гааге [История Дании ... 1998; История Норвегии 1980].

4. Конфликт между Данией и входившей в ее состав на правах автономии Исландией разрешился в ходе Второй мировой войны -Исландии была предоставлена полная независимость и суверенитет. [История Дании ... 1998; Йоун 2003].

Первый из перечисленных конфликтов был наиболее острым и затяжным. Фактически он продолжался все 90 лет существования шведско-норвежской унии. Сначала шведы стремились пересмотреть условия унии в направлении большего сближения Швеции и Норвегии, что вызвало сопротивление норвежцев. Затем, начиная с 30-40-х гг. XIX в., по мере роста демократической оппозиции в Норвегии, здесь все громче стали раздаваться голоса в пользу пересмотра унии, который бы устранил все элементы неравенства между партнерами, прежде всего, в области внешних сношений.

К 80-м гг. позапрошлого столетия проблема сфокусировалась на одной важном вопросе: Норвегия хотела иметь собственные консульства, а в дальнейшем и собственное Министерство иностранных дел. Долгое время проблемы пытались решить путем создания комиссий парламентов обеих стран по пересмотру унии и двусторонними переговорами. Несколько раз в 1890-е гг. срыв этих переговоров приводил даже к реальному возникновению военной угрозы: и в Швеции, и в Норвегии были силы, готовые перейти к решению проблемы с помощью оружия. Милитаристские круги в Швеции грезили о возвращении былого величия страны и говорили о необходимости быстрой и победоносной войны. Однако антивоенные настроения в Швеции, поборниками которых выступали либералы и социал-демократы, рабочее движение, сумели обуздать воинственно настроенные силы и добиться компромиссного решения. В 1905 г. кризис в отношениях между Швецией и Норвегией привел к одностороннему разрыву норвежцами унии, но на этот раз войны удалось избежать, не без вмешательства великих держав, прежде всего России. Обе стороны сумели не без труда, в конце концов, решить спорные проблемы. На примере конфликта между Норвегией и Швецией в рамках конфедеративного государства видно, как относительно важный, но, в общем-то, частный вопрос о консульствах при его неразрешимости привел к распаду шведско-норвежской унии [История Норвегии 1980; Scott 1977].

На исходе Первой мировой войны возник конфликт между нейтральной Швецией и только получившей независимость Финляндией из-за архипелага Аландских островов. Как известно, Аландские острова были отняты у Швеции и присоединены вместе с Финляндией к Российской империи в 1808-1809 гг. В конце 1917 г. после

отделения Финляндии от России среди жителей Аландских островов - почти полностью шведско-язычных - началось движение за присоединение к Швеции, где это нашло положительный отклик. Король Густав V и шведские консерваторы прямо выступили за аннексию островов, причем это намерение встретило поддержку кайзеровской Германии, стремившейся привлечь нейтральную Швецию на свою сторону. В декабре 1917 г. Германия предложила шведам занять острова, обещая в дальнейшем дать одностороннюю гарантию нового соглашения о статусе Аландов. Однако шведские правящие круги не рискнули идти на прямую аннексию, но после ухода с Аландов в феврале 1918 г. российских войск, на островах были высажены шведские войска. Но пребывание шведов на островах продлилось недолго. Уже 6 марта 1918 г. сюда в рамках общей германской интервенции в Финляндию на Аланды был высажен немецкий военный десант, а шведы эвакуировались на родину [Мейнандер 2016].

Через некоторое время между Швецией, Германией и Финляндией было заключено соглашение о демилитаризации Аландских островов. Тем не менее конфликт между Финляндией, которой формально принадлежали острова, и Швецией, не отказывавшейся от перспективы их присоединения, продолжался. Попытки Швеции решить вопрос путем проведения референдума не удались. Обе стороны передали этот вопрос для решения мирной конференции в Париже, которая отказалась его обсуждать, и, в свою очередь, направила его для рассмотрения в только что созданную Лигу Наций. Швеция и Финляндия попытались решить проблему путем переговоров, но Финляндия заняла жесткую позицию, не желая никоим образом отказываться от Аландов. В 1920 г. на архипелаг высадились финские войска, руководители шведских сепаратистов на островах были арестованы. В ответ Швеция отозвала своего посланника из Хельсинки. Вновь вопрос был передан в Лигу Наций. По рекомендации комиссии юристов, которая была создана решением Совета Лиги Наций, в июне 1921 г. Совет принял по Аландскому вопросу резолюцию, по которой острова были оставлены за Финляндией, но им была гарантирована широкая автономия, в частности культурно-языковая, местное самоуправление, даже свой флаг.

В октябре 1921 г. в Женеве с участием великих держав (кроме Советской России), и прибалтийских страна, включая Швецию, была заключена Международная конвенция о демилитаризации

и нейтрализации Аландских островов. Таким образом, конфликт между Швецией и Финляндией был разрешен только с применением мирных средств и благодаря международной организации.

В 1931 г. совершенно неожиданно обострились отношения между Данией и Норвегией из-за Гренландии. Дело в том, что при продаже Виргинских островов в 1915 г. Дания сумела добиться от США официального признания своего суверенитета над всей Гренландией. Позднее то же самое сделали и другие государства, кроме Норвегии, у которой были притязания на свои интересы в Восточной Гренландии, еще не освоенной датчанами, в связи со зверобойным промыслом. В 1931 г. норвежская зверобойная и исследовательская экспедиция провозгласила суверенитет Норвегии над частью побережья Восточной Гренландии, названной Землей Эрика Рыжего. Это оккупация частными лицами вскоре была одобрена норвежским правительством, на что Дания не могла согласиться. Начался международный конфликт, и вопрос с согласия обеих сторон был передан для решения в Постоянную палату международного правосудия в Гааге, которая в 1933 г. решила вопрос в пользу Дании [История Дании ... 1998; История Норвегии 1980].

И, наконец, последний конфликт среди скандинавских стран был связан с выходом Исландии из-под власти датской короны. Исландия, как известно, в IX в. была заселена викингами - выходцами из Норвегии, и в X-XIII в. она была своеобразной независимой дофеодальной республикой. В 1262 г. исландцы заключили унию с норвежским королем Хоконом IV. После того, как в конце XIV в. Норвегия вступила в унию с Данией, Исландия оказалась под властью королевской династии, правившей в Копенгагене. В 1814 г., когда датский король Фредерик VI был вынужден отказаться от Норвегии в пользу шведского короля, Исландия осталась под властью Дании [Йоун 2003].

В последний период существования единого государства Исландия рассматривалась датчанами как часть королевства, которая из-за своего отдаленного расположения управлялась особым образом. На протяжении XIX в. Исландия постепенно получала определенные элементы самоуправления: так, в 1843 г. было восстановлено представительное собрание исландцев - альтинг, правда, только с совещательными функциями. Однако теперь это не удовлетворяло исландцев, которые стали настаивать, что их страна связана с Данией только

личной унией (общий король и единая внешняя политика). Датская Конституция 1849 г., по мнению датчан, распространялась и на Исландию, но данное раньше исландцам обещание созвать исландское национальное собрание в тот момент не было выполнено. В результате проходивших в 1848-1851 гг., а затем в 1867-1869 гг. переговоров о государственно-правовом положении Исландии, статус Исландии внутри датского государства стал повышаться. В 1854 г. альтинг предложил Копенгагену проект конституционного закона для Исландии. Переговоры были осложнены выдвинутыми со стороны исландцев финансовыми претензиями. Вмешался датский парламент - ригсдаг, который в 1871 г. принял закон о конституционном статусе Исландия внутри датского королевства. Исландия должна была быть объявлена «нераздельной частью датского государства с особыми земельными правами», однако исландцы на это не согласились. В обострившийся конфликт вмешался король, который в 1874 г. в связи с празднованием тысячелетия заселения острова, предоставил Исландии довольно ограниченную автономию: альтинг получил право принимать законы по вопросам местного значения и определять политику в области финансов, но высшая исполнительная власть на острове продолжала оставаться в руках королевского наместника - губернатора. К тому же все законы должны были утверждаться королем в датском государственном совете, куда они вносились министром по делам Исландии (это была вновь созданная должность, а не министр юстиции, как прежде). У датчан сохранялось право вето, чем часто пользовались стоявшие у власти в Дании кабинеты консервативной партии Хёйре. Эти ограничения постоянно вызывали недовольство исландцев [Йоун 2003].

Оппозиционная правительству демократическая партия Венстре, которая в последние десятилетия побеждала на выборах в ригсдаг, благожелательно относилась к стремлению исландцев обрести большую самостоятельность. Вполне естественно, что, когда в 1901 г. в Дании была введена парламентская ответственность кабинета, который теперь формировался партией Венстре, перед исландцами открылись перспективы расширения автономии. Уже в 1903 г. Исландия благодаря новому конституционному закону получила собственного государственного министра, ответственного перед альтингом, которому надлежало управлять экономической и внутриполитической жизнью

страны и который должен был читать и говорить по-исландски, а также проживать в Рейкьявике. Когда было необходимо, он выезжал в Копенгаген для участия в заседаниях Государственного совета. Одновременно была отменена должность наместника-губернатора, введенная в 1874 г. В 1905 г. король подтвердил, что смена датского правительства не означает замены исландского министра, но участие Государственного совета в процедуре его утверждения постоянно вызывало возмущение в Исландии. Созданная в 1907 г. в Рейкьявике датско-исландская комиссия подготовила новое законодательство о государственно-правовом положении Исландии, определявшим ее «как свободную и самостоятельную, независимую страну» (дат. Et frit og selvstendigt Land) внутри «объединенного датского государства (дат. Det samlede danske Rige). Однако претензий у исландцев становились всё больше. В 1908 г. Партия самостоятельности, выдвинувшая требование предоставления Исландии суверенитета в рамках государственного союза с Данией, убедительно победила на выборах в альтинг. После трудных многолетних переговоров только в 1918 г., не без воздействия революционных потрясений в Европе, Дания признала Исландию как самостоятельное, суверенное государство, находящееся в личной унии с Данией, которое получило название Королевство Исландия. В 1920 г. была принята первая Конституция Исландии как самостоятельного, но союзного с Данией государства [Йоун 2003; История Дании ... 1998].

Во время Второй мировой войны, когда 9 апреля 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Данию, на следующий день альтинг постановил: ввиду невозможности для короля осуществлять свои полномочия в отношении Исландии, передать всю полноту власти автономному правительству, не разрывая унии окончательно. В мае 1941 г. альтинг заявил о своем праве в одностороннем порядке расторгнуть унию, что и было подтверждено референдумом, и 17 июня 1944 г. Исландия провозгласила себя республикой. Копенгаген признал это уже после окончания Второй мировой войны [Йоун 2003].

Таким образом, после 1814 г. все конфликты между странами Северной Европы удавалось решить мирным путем. Во многом это объясняется тем, что здесь уже последовательно происходила демократизация политического строя, стали общепризнанными гражданские права и свободы граждан. В то же время утвердившиеся здесь ценности мира

побуждают отказываться от насилия и войн при решении проблем. Победили взаимотерпимость, учет взаимных интересов, тенденция решать спорные вопросы не силой оружия, а путем переговоров, консультаций, обращения к международным организациям, посредникам, умение, опираясь на здравый смысл, пойти на компромисс, во время отказаться от кажущихся с исторической и юридической точек зрения справедливыми своих претензий. На Севере Европы раньше, чем где бы то ни было в мире, были отработаны методы и приемы решения конфликтов. Особенно важным был здесь осознанный отказ от милитаристских подходов к решению спорных вопросов, прежде всего у шведов, где великодержавный синдром сохранялся еще почти двести лет после поражений в Великой Северной войне в 1700-1721 гг.

В наше время имеющиеся на Севере Европы национально-этнические или региональные проблемы не приводят к возникновению конфликтов. Это и саамская проблема в Норвегии, Швеции и Финляндии, фарерская и гренландская проблемы в Дании. Местный сепаратизм, например, в Швеции готландский (балтийский остров Готланд) или сконский (южная провинция Швеции), не имеет серьезного политического значения. Опыт Северной Европы в разрешении конфликтов представляется ценным, и неслучайно первыми Генеральными секретарями ООН стали скандинавы - норвежец Трюгве Ли и затем швед Даг Хаммаршёльд. Неслучайно, что первая всеобъемлющая конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе была проведена в столице Финляндии Хельсинки в 1975 г., поэтому в наши дни мы часто видим в «горячих точках» планеты именно представителей скандинавских стран и Финляндии, пытающихся перевести конфликты в мирное русло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История Дании с древнейших времен до начала XX века. М. : Наука, 1996. 503 с.

История Дании XX век. М. : Наука, 1998. 379 с. История Норвегии. М. : Наука, 1980. 710 с.

Йоун Р. Хьяульмарссон. История Исландии : пер. с англ. М. : Весь Мир, 2003.

240 с.; илл. (Национальная история.) Мейнандер Х. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты : пер. со швед. 2-е изд., испр. и доп. М. : Весь Мир, 2016. 256 с. (Национальная история.)

Рогинский В. В. Борьба за Скандинавию. Международные отношения на Севере Европы в эпоху наполеоновских войн (1805-1815) / Институт всеобщей истории РАН. М. : Весь Мир, 2012. 520 с.

Scott F. D. Sweden: The Nation's History. Chicago : The University of Minnessota, 1977. 654 p.

Россия и Финляндия: от противостояния к миру. 1917-1920 : сб. док. / отв. сост. М. В. Зеленов ; сост. Н. А. Лысенков и др. М. : Научно-политическая книга ; Политическая энциклопедия. 2017. 502 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.