УДК 9.908
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЕ БАШКИРЫ КАК СУБЭТНОС
© 2018 Л.Я. Юсупова
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Статья поступила в редакцию 05.07.2018
Субэтносы выделяются почти в каждом народе, монолитных этнических образований почти не существует. Субэтнические группы формируются, если этнос многочисленный и расселен на больших пространствах. Не составляют исключения и башкиры. Башкиры в настоящее время по своей численности занимают четвертое место среди народов Российской Федерации. В составе изучаемого народа на современном уровне развития этнологической и исторической наук четко фиксируются следующие этнографические группы: а) юго-восточная; б) северо-восточная; в) юго-западная; г) северо-западная. В данной статье рассматриваются этнокультурные особенности северо-восточной группы башкирского этноса, которые формировались на протяжении нескольких столетий. Рассматривается ряд причин появления этих особенностей. Сделан обзор материальной культуры, а именно: традиционного жилища, национальной одежды, как мужской, так и женской. А также рассмотрены своеобразные черты традиционных обычаев, обрядов, выявлен диалект рассматриваемой группы башкир. Уделяется внимание историческим событиям, характерным для северо-восточного региона Башкирского края. Констатируется более позднее вхождение изучаемого субэтноса в состав Русского государства в XVI веке, более активные восстания на северо-востоке края в XVII-XVIII веках, бурное заводское строительство в этом регионе в XIX веке. В работе делается вывод о том, что особенности изучаемого субэтноса сохраняются частично и в наши дни. Последнее связано прежде всего с некоторым своеобразием культурного и экономического развития северо-восточного уголка края в советский и постсоветский периоды. Ключевые слова: башкиры, субэтнос, культура, антропологический облик, край, этнографическая группа, диалект.
Статья публикуется при поддержке гранта СФ БашГУ№ В18-123
Современная историческая наука, равно как и наука этнологическая, активно апеллирует к термину «субэтнос». Субэтносом называют группу в составе единого народа, которая отличается от других групп того же народа своеобразием в языке (диалектом), материальной культуре, хозяйстве, обрядах, обычаях и даже в антропологическом облике. Причины возникновения таких групп различны. Но определяющей является природно-климатическая среда проживания1. Северо-восточные башкиры являются именно такой своеобразной этнографической группой в составе башкир. Башкиры - это тюркский этнос, коренное население современной Республики Башкортостан.
Обычно субэтнические группы в составе этноса определяются специфическим названием. Например, у чувашей есть такие названия, как вирьял, анатри, анат-енчи. У башкир таких специальных наименований не было в прошлом и нет сейчас, поскольку отличали издревле они друг друга названиями племен. Только целенаправленное изучение учеными диалектов башкирского языка, а также научные исследования этнографов и этнологов, историков, антрополо-
Юсупова Лейсан Яркеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества и методики преподавания истории. E-mail: [email protected]
гов выявили четыре большие группы в составе народа. Так, на сегодняшнем уровне развития науки в составе башкир четко фиксируются следующие этнографические группы: а) юго-восточная; б) северо-восточная; в) юго-западная; г) северо-западная.
К северо-восточным башкирам относятся племена айле, бадрак, бикатин, бишул, дуван, калмак, катай, кошсы, кувакан, кудей, кумрук, мурзалар, сальют, сызгы, сынрян, сырзы, табын, терсяк, упей.
Субэтносы в составе башкирского этноса формировались постепенно и сложились в современных очертаниях приблизительно в XVII-XIX вв. Их этнический облик в разной степени и разных отношениях отражает и древние черты, и поздние, сложившиеся в результате территориального взаимодействия различных групп башкирского и небашкирского населения2. Важно сделать обзор особенностей рассматриваемой группы этноса с целью сделать вывод о том, что даже современные северо-восточные башкиры сохраняют особые черты и продолжают представлять собой субэтнос.
Территория расселения башкир представляла собой довольно большую площадь с разнообразным ландшафтом и климатом. Одна группа башкир жила в горной местности, другая - в
степной, третья - в смешанной, а четвертая - в лесной зоне. Совершенно справедливо утверждение о том, что на протяжении длительного времени население разных регионов исторического Башкортостана не могло быть монолитным, должно было обладать различиями в материальной культуре, хозяйстве, языке и т.д. Северо-восток современного Башкортостана - это пять административных районов республики: Дуванский, Мечетлинский, Салаватский, Кигинский, Белокатайский.
В давнем прошлом племенные черты были весьма существенными в этническом облике формирующихся различных групп башкир. Затем сила воздействия политических, культурных и других факторов на формирование отмеченных групп башкир возрастает в тот самый период, когда башкиры раздельно входили в состав Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. Северо-восточные башкиры при сибирских ханах (в ХУ-ХУ1 веках) сохраняли определенную внутреннюю свободу. Сибирское ханство образовалось на осколках Золотой Орды как самостоятельное политическое образование в первой половине XV века. Его территория простиралась отУраладо реки Иртыш. Центромхан-ства сначала был город Чимга-Тура (Тюмень), а в начале XVI века новой столицей становится город Кашлык (или Искер). Территория ханства делилась на множество мелких владений - улусов. Население состояло из сибирских татар, ногайцев, хантов, манси, башкир и других народов. В состав Сибирского ханства вошли башкирские земли по восточным склонам Урала, в бассейнах рек Исети, Миасса, Уя, где проживали племена, роды и аймаки айлинцев, табынцев, салжаутцев, катайцев, тамьянцев3.
Северо-восточные башкиры платили так называемый сибирский ясак в пользу ханов и владельцев кочевий и охотничьих угодий. Ясак взимался с каждой души мужского пола. Многочисленны были и повинности в пользу своих и чужеземных феодалов. Экономическое и культурное развитие башкир в этот период осложняется, тормозится междоусобными войнами ханов. Следовательно, было бы неверно считать, что северо-восточные башкиры в составе Сибирского ханства жили в относительной свободе, что их положение было более сносным, чем потом в составе Русского государства (в XVII-XVIII веках).
Важно отметить, что вхождение северо-восточных башкир в состав Русского государства происходило в условиях ожесточенной войны. О принятии русского подданства зависимые от Сибирского ханства народы заявляли при завоевании этих территорий русскими отрядами.
Башкирские племена юго-восточных и центральных регионов исторического Башкор-
тостана принимали подданство Белого царя (Ивана IV) достаточно быстро и легко. При этом каждая сторона получила желаемое. Так, например, башкиры консолидировались как единый этнос, было покончено с раздельным вхождением их в состав разных ханств - осколков бывшей Золотой Орды, прекратились междоусобные войны, башкиры получили покровительство со стороны русского государства, если случится конфликт в отношениях с какими-либо иными народами. Русское государство в свою очередь расширило свои территории, владения, получило новое многочисленное податное население, к тому же башкиры обязались за свой счет охранять юго-восточные границы государства.
Более сложная ситуация сложилась с присоединением изучаемых нами в данной статье северо-восточных башкир. Вхождение зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о своем принятии русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Однако этот процесс растянулся на долгие годы, башкирские племена айле, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство только в конце 80-х гг. XVI в. Наиболее дальние племена - кара-табынцы и барын-табынцы, сынрян - вошли в состав Русского государства в 20-х гг. XVII века. И, что примечательно, сложность отношений северо-восточных племен с русской администрацией предопределила их конфликтный характер на десятилетия вперед. На стороне Кучу-мовичей долгое время добровольно находились отдельные башкирские роды и племена: около 600 сынрянцев и табынцев, часть айлинцев, ку-ваканцев, мякотинцев. Часть катайцев, сынрянцев, айлинцев, табынцев, куваканцев была завоевана. Таким образом, тезис о том, что башкиры вошли в состав Русского государства более чем четыре века тому назад, не касается именно северо-восточных башкир. Башкиры, живущие в верховьях таких рек, как Миасс, Исеть, Ай, Уфа (это представители башкирских племен катай, кувакан, кудей и др.), начали принимать русское подданство с осени 1585 года. Полностью все северо-восточные башкиры оказываются в составе Русского государства лишь после падения Сибирского ханства, то есть в 20-х годах XVII века4.
После падения Казанского ханства Россия имела общую границу с Сибирским ханством. И эта граница была под угрозой вторжения со стороны ханства. Русское государство было заинтересовано в присоединении зауральского региона. Разноплеменное население Западной Сибири постепенно входит в состав России, северо-восточные башкиры в том числе. Последние связывали этот важный политический акт с надеждами
на улучшение своего положения. И действительно, исходя из условий подданства башкир можно утверждать, что положение последних (особенно в самом начале существования в составе Русского государства) заметно улучшилось. В отношении сбора ясака, например, московское правительство проводило осторожную политику, оно не сразу стало облагать башкир тяжелой податью. Таким образом, освобождение от прежнего ясака, который был при Сибирских ханах, в определенной степени облегчало положение рядовых башкир. Башкирские феодалы сразу получали экономические выгоды (тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака и др.). Бытовавшие в Московском государстве крепостные порядки обращения с населением не были совместимы с общинной демократией, существовавшей у башкир. Неслучайно проблемы взаимоотношений правительство стремилось решать дипломатическими методами5.
Кроме того, Русское государство было измотано 25-летней безуспешной Ливонской войной, походами на Казань. Новые военные действия были невыгодны.
Вхождение северо-восточных башкир в состав Русского государства было в тесной связи с присоединением Западной Сибири к Русскому государству. После окончательного поражения Кучума в 1598 г. сибирские «царевичи» в течение XVII в. продолжали борьбу с русскими, при этом стремились сохранить свою власть над башкирами, подстрекали против русских властей. Процесс вхождения зауральских башкир был затяжным, большая часть их приняла русское подданство без сопротивления, другая же, меньшая часть зауральских башкир (табынцы, сынрянцы) вошла в состав Русского государства после разгрома Сибирского ханства, эти башкиры участвовали в борьбе сибирских царевичей6.
Положение дел значительно меняется с течением времени. Условия принятия башкирами подданства Русского государства начинают существенно разрушаться со стороны русского правительства. Это характерно для политики царизма XVII-XVIII веков, которую можно красноречиво охарактеризовать известным изречением Петра I: «Край этот всем среднеазиатским владениям есть ключ и врата»7. Именно в этот период активизируются башкирские восстания, вызванные усилением феодального и национального гнета, усилением религиозных притеснений8. Но неслучайно именно на северо-востоке края вооруженные выступления были наиболее активными. Поскольку колонизация данного региона была активней, чем где-либо, кроме того, труднодоступность региона для карательных отрядов правительства тоже имела значение. Во время восстаний 1662-1664 гг., 1681-1684 гг., в 1704-1711 гг. и в период Кре-
стьянской войны 1773-1775 гг. в Башкортостане пылающими очагами были северо-восточные земли края. Салават Юлаев, Юлай Азналин -предводители народной борьбы были жителями Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги, т.е. северо-восточными башкирами.
Становление и начало развития промышленности на этой территории Урала приходится в хронлогическом отношении на XVIII столетие. На северо-востоке края заводы возникли на арендных или покупных землях местных башкир, и они оказали влияние на социальное и экономическое развитие башкир в целом, северо-восточных в частности. Так, например, башкирские деревни с довольно развитым земледелием были, как правило, в районах концентрации горных заводов. В окрестностях многих заводов местные жители производили товарный хлеб и реализовывали его на рынках заводских поселков. Учитывая, что на северо-востоке края заводов к началу XIX века было очень много, можно подчеркнуть, что отмеченное явление в большей мере касалось северо-восточных башкир. Также изъятие земель под строительство заводов оказало существенное влияние на хозяйство, быт, социальное положение этноса9. В дальнейшем особенностью рассматриваемого региона будет то, что он колонизации подвергнется больше других регионов Башкортостана (в частности, Троицкий уезд Оренбургской губернии). Это связано было с огромными природными богатствами северо-востока. Здесь развернется добыча золота, здесь будут валить лес, здесь будет самая высокая плотность заводов и так далее.
Обзор этнографических особенностей изучаемого субэтноса правомерно начать с культуры материальной. Есть в деталях традиционной одежды присущие только для северо-восточных башкир особенности. Даже можно найти в них некоторые таежные черты. В местах, где население вело полукочевой образ жизни, сохранялись переносные типы жилищ. Юрта (тирмэ) северного, или, как ее еще называют, монгольского типа бытовала только на северо-востоке Башкортостана. Она состояла из четырех-шести складных решеток, которые в оригинале назывались «канат», они вместе с дверью образовывали цилиндрический остов нижней ее части. Верхняя, коническая часть остова кибитки состояла из 60-80 тонких, круглых в разрезе, на верхнем конце заостренных жердочек (ук), на которых держался род купола (сагырсак). Сверху кибитка покрывалась пятью-семью кошмами. На всех других территориях Башкортостана бытовала кибитка (юрта) южного (тюркского) типа.
Только здесь изготавливали и носили обувь под названием «башымлы кынйырак» из кожи лошади или коровы с суконным или холщовым
верхом. Именно такую обувь в зимнее время надевали башкиры-охотники в бассейне реки Ай и в регионе современного Челябинского района. Еще одна особенность: лапти местные жители плели не только из лыка, но и из размягченной бересты. Отличительная черта северо-восточного комплекса народного костюма - обувь с невысоким тканевым верхом: кожаная, меховая или лыковая. У жителей по обеим берегам реки Ай для украшения платьев применялась тамбурная и строчевая вышивка. Женщины шили и носили в зимнее холодное время ватные пальто: сырма, копо. Старые женщины под платком носили невысокие стеганые шапочки, так называемые ту-пый. В мужском костюме тюбетейки сочетались с меховыми и ватными шапками, с катаными шляпами, особенностью которых были приподнятые поля10.
Народный костюм воплощает не только материальный, но и духовный мир людей. В Башкортостане этнографы выделяют четыре основных пластических диалекта в народном танце. Возможно, здесь, на северо-востоке, было заметным определенное влияние соседей - татар. Танцы северо-восточных башкир исполняются в более быстром темпе и с легкими прыжковыми движениями. Оригинальны женские танцы северо-восточных башкир: «Изготовление льняной ткани» («Киндер тукмау»), в котором рабочий станок по размягчению тканины приобрел функции ударного музыкального инструмента, «Танец с подносом», «Ракушка» («Кабырсак») и многие другие11.
На северо-востоке края наблюдается определенный дефицит солнечной радиации, часто дуют холодные северные ветры (особенно в зимнее время). От ландшафтно-климатических особенностей рассматриваемого региона зависела еще одна особенность в материальной культуре северо-восточных башкир: выбор территории под застройку. Населенные места располагались в пониженных точках рельефа (дно долины, нижняя треть склона), преимущественно на южном склоне. Планировочная организация аулов предопределялась характером хозяйственной жизни народа. В XIX веке имело место в занятиях части изучаемого населения полукочевое скотоводство, поэтому наряду с постоянными деревнями существовали временные. В постоянных деревнях были прямые улицы, дома были похожи на избы русских крестьян12.
Северо-восточные башкиры отличались еще и обычаями. Например, обычай башкирских девушек аналогичный русским посиделкам назывался аулак. У северо-восточных башкир он назывался урнаш и отличался менее строгими запретами и большей свободой нравов. Сватовство у отмеченной группы башкир тоже имело особенность: девушка дарила жениху рубаху с
браным узором, узорные штаны, расшитую тюбетейку. Кроме того, был обычай эрдеу - исполнение сатирических куплетов в адрес сватов13.
Важно упомянуть об антропологических особенностях расматриваемого субэтноса, об особенностях, которые связаны с природно-климатическими и с историко-этнографическими явлениями. Известный российский и советский антрополог, этнолог С.И. Руденко в своей работе «Башкиры» дал следующую характеристику физического типа северо-восточных башкир: «Характерными чертами башкир этого района являются пигментация столь же интенсивная, как и по всей восточной области (до 75,4% темного типа), рост чуть ниже среднего (приблизительно 165-164 см), наибольшая, какая только встречалась у башкир, коротконогость, максимальная для башкир круглоголовость. Особого внимания заслуживает очень большая ширина лица, максимальная для башкир вообще. Для башкир этого района характерны также слабое развитие волосяного покрова на лице, большое межглазничное расстояние и нередкая вдавленность переносья. Особенности физического типа башкир данного региона сближают их до известной степени с тюркоязычными племенами Саяно-алтайского нагорья и объясняются по всей вероятности, древними связями с населением Алтая и позднейшей примесью калмыков»14.
Таким образом, весь вышеотмеченный комплекс своеобразных этнокультурных черт северо-восточных башкир формировался столетиями. Кроме того, важно подчеркнуть, что изучаемый регион и в Советское время имеет определенные особенности развития социально-экономического и культурного плана. В северо-восточном регионе наиболее заметными были лесная и пищевая промышленность. Основу советского лесопромышленного комплекса составляли, как известно, лесохимия, целлюлозно-бумажное направление и т.п. Но лесная отрасль рассматриваемого региона специализировалась только на производстве стройматериалов. Продукция выпускалась невысокого качества. Это было связано с отсутствием современных систем управления. В весьма небольших предприятиях, таких как Айский и Урман-тавский леспромхозы, производились срубы, пиломатериалы. В некоторых поселках было налажено мебельное производство. В результате перекосов советской социально-экономической политики северо-западные, центральные и южные административно-территориальные районы БАССР оказались в промышленном плане более развитыми (сконцентрировав у себя более 90% производственных сил). А в северо-восточных аграрных регионах промышленный потенциал едва доходит до 6,5%15. Однако за годы постсоветского развития проблемы социально-
экономической диспропорции территорий не были решены. В результате чего северо-восточные районы остались устойчиво депрессивными зонами в Республике Башкортостан. В рассматриваемом регионе многие показатели, характеризующие уровень жизни населения, заметно отстают от среднереспубликанских, в регионе слаборазвита инфраструктура, низкий уровень жизни населения. В настоящий момент северовосточные районы как по уровню развития промышленности, так и в целом по уровню социально-экономического развития являются самыми отсталыми среди муниципальных районов РБ.
Безусловно, изучение этнографии и ретроспективный обзор истории развития северовосточных башкир убеждают, что этот регион выделяется прежде всего своей территориальной обособленностью и спецификой природных условий: здесь местность горная, лесистая, труднодоступная, в любое время года постоянно дуют холодные ветра, часто идут дожди. Как следствие, это в первую очередь влияет на особенности хозяйственного развития, сельскохозяйственный сезон начинался в прошлом и начинается в наши дни на две недели позже, чем в других уголках Башкортостана. В одежде, внешнем облике башкир, в постройках и жилищах, в обычаях сохраняются неповторимые нюансы по сей день. Современные северо-восточные башкиры сохранили свой диалект, не только говорят на нем, но и публикуют художественные произведения, поскольку диалектизмы обогащают литературный башкирский язык. Башкиры этого региона представляли в прошлом субэтнос, и таковыми они остаются и в XXI веке, сохраняя особенности, присущие субэтническим группам. Правомерно в современную научную литературу и в публицистику активнее вводить понятие субэтносов в составе башкир вообще, понятие северо-восточного субэтноса в частности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Юсупова Л.Я. Северо-восточные башкиры: истори-ко-этнографические очерки: Монография. Стерли-тамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. С.4-5.
2 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. С.5.
3 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов. XIX в. Уфа: Китап, 1996.
4 Чернова Т.А. Особенности присоединения северовосточных башкир к Российскому государству и их влияние на русско-башкирские отношения середины XVII - начала XVIII в. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Выпуск №20, 2013. С.18-146.
5 Давлетбаев Б.С. Прошлое северо-восточного региона Башкортостана и современность // Северо-восточный регион Башкортостана: актуальные проблемы и пути их решения, Уфа, 1996. С.116.
6 Усманов АН. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1982. С.158-179.
7 Свирплин М. Колонизация Оренбургского края // Древняя и новая Россия. Исторический иллюстрированный ежемесячный сборник. Т.2. СПб., 1876. С.186.
8 Акманов И.Г. Башкирские восстания. Уфа, 1993.
9 Кулбахтин Н.М. Горнозаводская промышленность в Башкорстане в XVIII в. Уфа: Китап, 2000.
10 Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995. С.169.
11 Нагаева Л.Н. К проблеме изучения башкирской народной хореографии // Современные этнические процессы в Башкортостане: состояние, проблемы, перспективы исследования. Уфа: БНЦ УрОРАН, 1992. С.87.
12 Ширгазин А.Р. Развитие планировочной структуры малых населенных мест Башкирии в конце XVIII -начале XX в. // Социально-экономическое и политическое развитие Башкирии в конце XVI - начале XX в. Уфа, 1992. С.22.
13 Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир в XIX-XX вв. М.: Наука, 1991. С.15-24.
14 Руденко С.И. Башкиры. М.; Л., 1955. С.330-331.
15 Буранчин А.М. Этнополитическое развитие Республики Башкортостан в 1990-2000 гг. Уфа, 2006. С.20.
NORTHEASTERN BASHKIRS AS SUBETHNOS
© 2018 L.Ya. Yusupova
Sterlitamak Branch of Bashkir State University
Subethnos stand out almost in every nation, monolithic ethnic formations almost do not exist, especially if the ethnos is numerous and settled in large spaces. The Bashkirs are no exception. The Bashkirs currently occupy the fourth place among the peoples of the Russian Federation in their number. At the present level of the ethnological and historical studies, the following ethnographic groups are clearly recorded in the composition of this ethnos: a) southeastern; b) northeastern; c) southwestern; d) northwestern. This article is devoted to the ethnocultural features of the northeastern group of the Bashkir ethnos that have been formed over several centuries. The author considers a number ofreasons for the appearance of these features. The article contains a review of Bashkir's material culture, namely traditional dwelling and national clothes, both male and female. The author also focuses on the specifics of traditional customs and rituals, and reveals the dialect of the studied group of Bashkirs. Attention is also paid to historical events which took part of the north-eastern region of the Bashkir territory. The author mentions the subethnos' relatively late joining the Russian state in the sixteenth century; the active uprisings in the northeast of the region in the 17th - 18th centuries; the rapid factory construction in the region in the 19th century. She concludes that the specifics of the studied subethnos are partly survived nowadays. It is connected primarily with some peculiarity of cultural and economic development of the northeast edge of the region in the Soviet and post-Soviet periods. Keywords: Bashkirs, subethnos, culture, anthropological appearance, region, ethnographic group, dialect.
Leysan Yusupova, Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian History and Methods of Teaching History. E-mail: [email protected]