Regional development
Янгиров А. В. Yangirov Л. V.
доктор экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института экономики, финансов и бизнеса, ФГБОУВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация
Ахунов Р. Р. Akhunov R. R.
кандидат экономических наук, доцент, DBA, директор Института экономики, финансов и бизнеса, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация
Токтамышева Ю. С. Toktamysheva Уи. S.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Макроэкономическое развитие и государственное управление» Института экономики, финансов и бизнеса,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация
Рабцевич А. А. Rabcevich Л. Л.
старший преподаватель кафедры «Макроэкономическое развитие и государственное управление» Института экономики, финансов и бизнеса,
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 379.8
СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Цель — установить причины отстающего развития Северо-восточной экономической зоны субъекта Российской Федерации Республики Башкортостан, а также предложить пути развития этих территорий и преодоления сложившихся негативных тенденций изменения их социально-экономического положения и усиления отставания от «сильных» муниципалитетов.
Применены методы структурного анализа и синтеза (при исследовании особенностей развития Северо-востока Республики Башкортостан, имеющихся трудов ученых по изучаемой территории, экспертных оценок и др.); методы моделирования и сравнения, а также статистические методы обработки данных — базовые для научного исследования, позволившие провести оценку факторов, обуславливающих развитие территории, и определить пути достижения развития Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан.
Региональное развитие
Результаты: представлены особенности развития районов Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, которые характеризуются как проблемные по уровню и динамике социально-экономического развития территории региона; оценен экономический вклад Северо-востока Республики в социально-экономическое развитие региона; дан сравнительный анализ социально-экономической сферы региона; сделаны выводы и предложены мероприятия относительно дальнейшего развития данной экономической зоны.
Научная новизна: с использованием разработанного авторами интегрального показателя, позволяющего выявить зоны риска социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов региона, проведена детальная оценка конкурентоспособности и уровня развития территорий Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан как в разрезе самой Республики, так и по сравнению с граничащими с ними муниципальными образованиями Пермского края, Свердловской и Челябинской областей.
Практическая значимость: установленные авторами закономерности и предпосылки, обусловившие имеющиеся тенденции развития районов Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, а также предложенные рекомендации по развитию данной территории могут быть использованы при разработке стратегических направлений территориального развития Башкортостана и социально-экономического развития Северо-востока Республики Башкортостан, реализации «Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития Северо-восточных районов Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства РБ.
Ключевые слова: Северо-восточная экономическая зона Республики Башкортостан, районирование, сбалансированное территориальное развитие, депрессивные территории.
NORTH-EAST ECONOMIC ZONE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: PROBLEMS AND PROSPECTS
OF DEVELOPMENT
Research objectives are include establishment of the causes of poor performance of the NorthEast economic zone of the Republic of Bashkortostan (RB, the subject of the Russian Federation), offering ways to develop these territories and to overcome the existing negative trends in the socio-economic situation and increasing backlog from the «strong» municipalities.
The methods used by the authors are structural analysis and synthesis (the study of features of development of the Republic of Bashkortostan North-East of existing works of scientists on the study area, expert assessments, etc.); methods of modeling and comparisons, as well as statistical data processing methods (basic for scientific research), which allowed an assessment of the factors causing the development of the territory and to identify ways to achieve the development of the North-East economic zone of the Republic of Bashkortostan.
Results of the study of the characteristics of the northEastern economic zone of the Republic of Bashkortostan are presented in the article. It is characterized as the most problematic territory of the region by the level and dynamics of social and economic development. Economic impact of the North-East to the Republic in the socio-economic development of the region is estimated. Comparative analysis of the socio-economic sphere of the region is presented. Conclusions and suggested action on the further development of the economic zone are made.
Scientific novelty: a detailed assessment of the competitiveness and level of development of the North-East economic Bashkortostan areas such as in the context of the Republic, and in comparison with the bordering them municipalities of Perm, Sverdlovsk and Chelyabinsk regions carried out using developed by the authors of the integral index reveals risk areas of socio-economic development of municipalities and municipal districts of the region.
Practical value: the authors identified patterns and conditions that led to the existing trends in the development areas of the North-East economic zone of the Republic of Bashkortostan. Author's recommendations on the development of this territory can be used in the development of the strategic directions of spatial development of Bashkortostan, the socio-economic development of the North-East of the Republic of Bashkortostan, for implementation of the «Medium-
REGioNAL DEvELopMENT
term complex program of development of the North-East of the Republic of Bashkortostan», approved by the Government of the RB.
Key words: North-East Economic Zone of the Republic of Bashkortostan, zoning, balanced territorial development, depressive territories.
Территория Республики Башкортостан значительно дифференцирована по уровню социально-экономического развития, что подтверждается расчетами разрывов в значениях экономических, финансовых, производственных и других показателей в разрезе муниципальных образований.
Изучение работ, посвященных районированию Республики Башкортостан, позволило разделить территорию Республики на 6 экономических зон (рисунок 1): Северозападную (I), Северо-восточную (II), Западную (III), Центральную (IV), Южную (V) и Уральскую (VI).
Среди ученых-экономистов и географов, исследовавших территорию Северо-востока Республики, не сложилось единого мнения относительно того, какие административно-территориальные образования относятся к ней. На основе обобщения академических, программно-стратегических и нормативных источников [1-3] в состав Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан в целях данного исследования нами включены следующие муниципальные районы: Аскинский, Белокатайский, Дуванский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский, Нуримановский и Салаватский (рисунок 2).
Нефтекамск
Рисунок 1. Экономические зоны Республики Башкортостан
региональное развитие
Рисунок 2. Муниципальные районы и населенные пункты Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан и соседних с ней субъектов Федерации
Анализ социально-экономических показателей показывает, что Северо-восточная экономическая зона Республики характеризуется низкой индустриализированностью, вхождением в зону рискованного земледелия, а также обострением ряда проблем, связанных со значительным оттоком молодежи и трудоспособного населения в другие районы Республики или соседние регионы (Пермский край, Свердловскую, Челябинскую области и др.), и потому является одной из самых депрессивных. Требуется многоаспектная и более глубокая оценка процессов, происходящих на данной территории, результаты которой были бы полезны государственным структурам в принятии грамотных управленческих решений.
В Северо-восточном субрегионе (зоне) развиты, в первую очередь, те виды экономической деятельности, которые носят сырьевой характер (лес, зерно, мясо и др.), а значительная доля производимой продукции вывозится в другие районы Республики или в соседние субъекты Российской Федерации (Свердловскую, Челябинскую области и др.).
Структура экономики Северо-восточного района Республики Башкортостан недиффе-
ренцированная, преимущественно в ней представлены предприятия обрабатывающих производств (пищевые продукты, обработка древесины и производство изделий из дерева) (по статистической информации за 2009 г.) [2].
Сложившаяся узкая отраслевая структура промышленности Северо-восточных районов в сочетании со слабыми показателями развития стала причиной относительно низкого уровня занятости (по сравнению с ситуацией в регионе) вследствие недостатка рабочих мест. Значительная часть трудовых ресурсов эмигрирует из Республики Башкортостан именно через эту экономическую зону. В целом, данная территория располагает хорошими запасами природных ресурсов, в первую очередь, — лесными и рекреационными, а также характеризуется трудоизбы-точностью. Однако все накопившиеся проблемы обусловлены, в первую очередь, теми природными, социальными, экономическими и иными условиями, которыми располагает данная территория.
Попытаемся раскрыть особенности развития Северо-востока Республики Башкортостан, провести обзор трудов ученых в области районирования данной территории, проанализиро-
- 47
РеСЮЫА1_ оеуеюрмеыт
вать основные показатели уровня социально-экономического развития территории и затем оценить ее конкурентоспособность на основе интегрального показателя.
В соответствии с трудами профессора М.Н. Исянбаева, к Северо-восточному экономическому «подрайону», как он был назван автором согласно его методологии разделения территории Республики Башкортостан на экономические подрайоны [4, С. 29], принято относить следующие административные районы: Мечетлинский, Белокатайский, Дуванский, Кигинский и Салаватский. В то же время Аскинский, Караидельский и Нуримановский районы отнесены им в Северный экономический подрайон.
Обоснованием выделения границ экономических подрайонов Республики Башкортостан служат объемы материальных поставок из подрайона, их производственная специализация (при этом, сельские районы специализируются на выработке сельскохозяйственной продукции и обеспечении этой продукцией городов и рабочих поселков, а также предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья), миграционные связи. При формировании экономических подрайонов также учитывалось распределение функций административного хозяйственного управления сельских территорий, их транспортного обслуживания, снабжения топливом, энергией и водой, строительно-ремонтных организаций и др. В то же время небольшие города и рабочие поселки как промышленные центры расматривались в качестве мест концентрации производства, рабочей силы и промежуточных пунктов миграции из сельских поселений в крупные города [4, С. 29].
На Северо-востоке Республики промышленное производство развито очень слабо, в нем представлены две отрасли: лесная и пищевая. Конкретные факторы обуславливают объединение перечисленных административных районов в тот или иной экономический подрайон. Они представлены в таблице 1.
Исследователь середины XX века Г.З. Хамидуллин включил рассматриваемые восемь районов Республики в разные «под-
зоны» [5]. Первой из них он дал название «Северо-восточная лесостепь» и включил в нее Мечетлинский, Белокатайский, Дуванский, Кигинский и Салаватский районы. Второй подзоне дал название «Приуфимье» и включил в нее, в отличие от М.Н. Исянбаева, не только Караидельский и Нуримановский районы, но и Иглинский, а Аскинский был включен этим автором в подзону Лесостепь междуречье. Отметим, что всего им было выделено три крупные зоны: лесостепная (с подзонами: Северная, СевероВосточная и Южная (переходная) лесостепь), степная (с подзонами: Предуральская и Зауральская степь), горно-лесная.
При проведении данного зонирования автор опирался на оценку структуры сельского хозяйства, природные условия, развитие промышленности и транспорта, соотношение городского и сельского населения, учитывал место района в сельскохозяйственном производстве Республики, товарность продукции сельского хозяйства [5, С. 29, 30]. Таким образом, деление территории Республики Башкортостан на зоны осуществлялось по экономико-географическому принципу, но с преимущественной оценкой уровня сельскохозяйственного развития и природного потенциала территории.
Главные выводы, сделанные Г.З. Хамидуллиным относительно подзон «Северо-восточная лесостепь» и «Приуфимье», также представлены в таблице 2 [5, С. 43-45].
Однако при сравнении с другими территориями Республики Башкортостан сельское хозяйство все же характеризуется низкой товарностью (38 %), а товарность зерна — 9 % (особенно в Караидельском и Нуримановском районах) [5, С. 38-41].
Современные исследования, посвященные рассмотренным проблемам (см., например, [6]), предусматривают зонирование региона по природно-ресурсному потенциалу. Северные территории Республики разделены не на три зоны (Северо-западную, Северную и Северо-восточную), а на две: Северозападную и Северную. Муниципальные районы Аскинский, Караидельский, Нури-мановский, Мечетлинский, Белокатайский,
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Региональное развитие
Таблица 1. Существующие подходы различных авторов к выделению главных факторов, влияющих на развитие Северо-восточной экономической зоны
Автор Факторы
Исянбаев М.Н. 1. Северо-восточный экономический подрайон: — районы расположены в северо-восточной лесостепной зоне; — общие транспортные узлы: железнодорожные станции Кропачево, Бердяуш, Ур-гала, Ункурда. Последние соединены с автомобильными автодорогами Кропачево — Малояз — Месягутово, Сулея — Верхние Киги — Месягутово — Тастуба — Метели, Месягутово — Большеустьикинское, Ункурда — Новобелокатай — Большеустьикин-ское. По этим дорогам осуществляется основной поток перевозки промышленных и продовольственных товаров; — на перечисленных железнодорожных станциях размещены нефтебазы, через которые сельскохозяйственные предприятия подрайона снабжаются нефтепродуктами; — перечисленные сельские районы являются крупными поставщиками рабочей силы; — данные районы объединены также единой северо-восточной системой электросетевых предприятий. 2. Северный экономический подрайон: — располагает различными видами природных ресурсов (лесное и сельскохозяйственное сырье, прогнозные запасы нефти и газа, стройматериалы, источники водоснабжения и т.д.); — имеется рабочая сила, не занятая в общественном производстве; — благоприятные возможности для промышленного строительства [4, С. 36].
Хамидуллин Г.З. 1. Северо-восточная лесостепь: — территория входящих в эту зону районов закрыта с востока и юга Уральскими горами, с юго-запада — хребтом Кара-Тау и Уфимским плато, но открыта для северных ветров. Вследствие этого на пахотных землях позже тает снег (чем в целом по Башкирии), что обуславливает позднее начало сева и более позднее созревание хлеба; — колхозы и совхозы отдалены от городов и железнодорожных станций Сулея, Кропачево и Ункурда Челябинской области (многие на 100-150 км), при этом подъездные пути к ним плохого качества; — отсутствуют промышленные предприятия и города, нет предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; — районы имеют узкозерновое направление растениеводства, более 50 % территории не производят картофель, овощи и технические культуры; — большие потери при сборе урожая; — как следствие, все это приводит к снижению товарности и повышению себестоимости производимой продукции или продукции, которую можно было бы здесь производить. 2. Приуфимье: — пахотные земли в зоне Уфимского плато расположены мелкими участками среди лесов близ Павловской ГЭС; — имеются хорошие заливные луга, богатые горно-лесные пастбища, благоприятные условия для развития картофелеводства, овощеводства и пчеловодства; — курсируют пароходы от г. Уфа до районного центра Караидель.
Таблица 2. Структура и субординация подразделений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, расположенных в Северо-восточной экономической зоне
Подразделение ФСГС Подведомственные районы
ОГС в с. Месягутово (Дуванский район) Дуванский, Мечетлинский (ПГС в с. Большеустикинское), Кигинский (ПГС в с. Верхние Киги), Салаватский (ПГС в с. Малояз), Белокатайский (ПГС в с. Новобелокатай)
ОГС в г. Бирск (Бирский район) Бирский, Караидельский (ПГС в с. Караидель)
ОГС в г. Уфа (Уфимский район) Аскинский (ПГС в с. Аскино), Нуримановский (ПГС в с. Красная Горка)
Regional development
Дуванский, Кигинский, Салаватский включены в Северную зону, но вместе с Балтачев-ским, Мишкинским, Благовещенским и Иглинским районами.
В изучаемой работе [6] использована информация об уровне добычи полезных ископаемых, объемах заготовки древесины, размере посевных площадей, объеме водостока и пр., но сделан акцент на наличие тех или иных природных ресурсов, а также их социально-экономическое значение (локальное, Республиканское или федеральное). В результате автором сделан вывод, что лишь Салаватский район имеет ресурсы федерального значения — рекреационные. Во всех районах представлены ресурсы Республиканского значения: лесные, водные, земельные, рекреационные и др. Однако, если в целом рассматривать Республику Башкортостан и преобладание ресурсов в ее отдельных территориях, то данная зона не имеет явных конкурентных преимуществ перед другими.
Изучение представленных подходов по зонированию (районированию) территории Башкортостана послужило основой установления особенностей Северо-востока с учетом исторических, географических, климатических и иных факторов.
Стоит отметить, что на территории района отсутствуют населенные пункты городского типа. Крупнейшими районными центрами являются:
— село Месягутово — 10,9 тыс. чел. из 30,8 тыс. чел. в районе;
— село Большеустьикинское — 7,8 тыс. чел. из 23,4 тыс. чел. в районе;
— село Аскино — 6,9 тыс. чел. из 19,0 тыс. чел. в районе;
— село Верхние Киги — 6,6 тыс. чел. из 17,6 тыс. чел. в районе.
Сложность, возникающая при попытке определения особенностей развития районов, входящих в состав Северо-востока Республики Башкортостан, заключается, например, в том, что органы государственной статистики аккумулируют информацию по данной территории в трех отделениях, причем 5 подразделений относятся
к с. Месягутово, 1 — к г. Бирск и 2 — к г. Уфа (таблица 2).
Помимо этого, согласно созданным межмуниципальным специализированным медицинским округам, Караидельский и Аскинский районы относятся к Бирскому медицинскому округу, а Нуримановский — к Уфимскому. Остальные 5 районов относятся к округу с центром в селе Месягутово.
Рассмотрим современное состояние развития муниципальных районов, входящих в Северо-восточную экономическую зону Республики Башкортостан. При изучении ряда основных производственно-экономических показателей [7, 8] в разрезе всех шести экономических зон региона можно судить об относительно слабом участии Северо-востока в экономическом развитии Республики (таблица 3).
Данная таблица показывает, что безусловным лидером по вкладу в экономическое развитие Республики является Центральная экономическая зона, что обусловлено формированием в ней Уфимской агломерации, концентрацией значительного промышленного, человеческого и финансового потенциала. Центральной экономической зоне несколько уступает Южная, на ее территории располагаются три крупных промышленных узла, в перспективе способных сформировать Южно-Башкортостанскую агломерацию. Высокими значениями объемов продукции по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» характеризуются Уральская (горнорудные ископаемые) и Западная (углеводородное сырье) экономические зоны. В свою очередь, Северо-западная экономическая зона имеет неплохие показатели как в сфере добычи, так и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
В целом, современное состояние социально-экономического развития подтверждает мнения ученых-экономистов и географов, исследовавших Республику Башкортостан, что Северо-восточная часть имеет слабые возможности для интенсивного экономического развития, что сказывается и на товарности производства, и на доле экономиче-
ской зоны в производстве продукции основных видов экономической деятельности, и на численности занятых.
Информация о производстве продукции по виду экономической деятельности в административно-территориальных образованиях Северо-востока [7, 8] позволяет сделать вывод о том, что и внутри этой экономической зоны имеется некоторая дифференциро-ванность между показателями входящих в нее муниципальных районов по объемам выпускаемой продукции (таблица 4), занятости населения в важнейших отраслях эконо-
Региональное развитие
мики и вкладу в развитие как самой зоны, так и Республики Башкортостан в целом.
Здесь и далее стоит отметить, что итог по Республике Башкортостан рассчитан как сумма показателей по видам экономической деятельности с учетом досчета на малый бизнес, а итог по муниципальным образованиям — как сумма показателей по юридическим лицам, включая филиалы и другие территориально-обособленные подразделения, малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям со значимыми объемами, подключаемыми к итогам на основании рас-
Таблица 3. Структура основных производственных и экономических показателей Республики Башкортостан в разрезе экономических зон за 2014 г., %
Экономическая зона
т о б
а р
к
е
м ^
п
п
ы в
св
в
изв
о р
п
в т с б о с
зт ес
0-1
в
о р
ав
и
ми дпри
I э
енн пре
т
т о н
енж
у
гр т
о
тг
с
оа
о а
с
у
т с
а ыча
ду обы
ио вД о п и и
5
Н О О
и
■о
Ч и
н «
<и д
но д
е ще
& 8 8 Ё? _ Ч Й Я
е д
е в з и о
Про
ы
I 5 § &
о п
кк
с
и
х
ы
н
з
е
л
о
п
и в
о п и и
и т с о н ь л е
дук дея
ой
§ р
еч
э I 8 § ио ок рэ П
к б обк
с
пр пр
е к а *
2 ° Я а
^ к вр
ып
ат п
1
р
б
о
« « о ,
в т
с
д
о в
з и о
Про
и т с о н ь л е
яте
е д
е ев
У,
я
о р
и и
г р
е н э
о р
ртк
е л э е и н е л е
де
е р
спр
а р
х
ог о
оск
ьс
л
ел
цй ке
I § -
& ¡5
пе а ч ви
во фа ™ «
и (
оа
с м йс ея ъз
я 8
Центральный
60,5
48,5 (+12,4 %)
60,7 (+17,3 %)
42,9 (+4,0 %)
21,1
Южный
24,7
1,4 (-5,1 %)
29,2 (+6,9 %)
27,8 (+9,5 %)
26,6
Западный
5,9
14,5 (+78,8 %)
5,0 (+0,5 %)
6,7 (+5,1 %)
37,2
Северо-западный
3,5
7,1 (+15,8 %)
1,8 (-14,1 %)
16,2 (+6,8 %)
Уральский
5,0
28,3 (-3,8 %)
3,1 (-10,1 %)
4,7 (+17,7 %)
2,7
Северовосточный
0,4
0,3 (-19,2 %)
0,2 (-33,8 %)
1,7 (+11,0 %)
4,6
Таблица 4. Стоимость произведенной продукции по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» в районах Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан за 2014 г.
Стоимость, Удельный вес от объема всей Удельный вес от объема всей
млн руб. экономической зоны, % Республики Башкортостан, %
Северо—восточная экономическая зона 273,0 100 0,26
Аскинский — — —
Белокатайский — — —
Дуванский 244,6 89,6 0,23
Караидельский — — —
Кигинский — — —
Мечетлинский — — —
Нуримановский — — —
Салаватский 28,4 10,4 0,03
- 51
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (19), 2017
Regional development
поряжения администрации муниципального района или городского округа. Ввиду этого, незначительные объемы производственной деятельности в некоторых районах (Аскинский, Белокатайский, Караидельский, Кигинский, Мечетлинский и Нуримановский), особенно по добыче полезных ископаемых, не отражаются в открытых источниках государственной статистики и требуют дополнительных расчетов.
Как следует из таблицы 4, явное преимущество в производстве продукции по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», также как и «Обрабатывающие производства», имеет Дуванский район. Салаватский район (имеющий производство по данному виду деятельности) значительно отстает от него. На территории Салаватского района осуществляют деятельность Мурсалимкинский филиал ОАО «Башкиравтодор» (добыча щебня), ООО «Боксит» (добыча алюминиевой руды, извести), ООО «Кургазак» (производство минеральной воды). Добыча в Дуванском районе представлена, в первую очередь, предприятиями: ЗАО «Ингеохолдинг» и ООО «Башнефть-Добыча» (добыча углеводородного сырья), ООО «Урал-Тау» и Дуванское РайПО (производство минеральной воды) и др.
По объемам продукции обрабатывающего производства относительно высокие результаты имеет не только Дуванский муниципальный район, но и Караидельский и Нуримановский районы (таблица 5).
В Дуванском районе основное производство по данному виду экономической деятельности осуществляет ООО «Месягу-товский молочноконсервный комбинат» (выпуск молочной продукции), ООО СХП «Урал-Тау» (выпуск мясных полуфабрикатов, молочной продукции, хлебобулочных изделий). Караидельский район в основном представлен предприятиями в области переработки древесины: ООО «Луч», ООО «Азатлык», ООО «Юрюзань-древ», ООО «Юрюзаньлес», ООО «Уфалеспром» и др., а также ООО «Башагропром» (выпуск молочной продукции), МУП «Нур» (обработка кожи). В свою очередь, обрабатывающие мощности Нуримановского района сосредоточены на производстве хлебобулочных изделий и деревообработке.
Представляется также интересным рассмотрение ситуации со следующим видом экономической деятельности — «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (таблица 6).
Здесь безусловным лидером является Нуримановский район, поскольку на его территории расположена Павловская ГЭС (ООО «Башкирская генерирующая компания»), Дуванский и Караидельский районы показывают неплохие результаты ввиду наличия развитой сети газоснабжения и водопроводов на их территориях (МУП «Дуван-водоканал», МУП «Теплокомснаб», ООО «Монтажсервис» и др.).
В то же время по рассмотренным основным видам экономической деятельности
Стоимость, млн руб. Удельный вес от объема всей экономической зоны, % Удельный вес от объема всей Республики Башкортостан, %
Северо-восточная экономическая зона 1842,6 100 0,19
Аскинский 31,2 1,7 0
Белокатайский 106,7 5,8 0,01
Дуванский 928,8 50,4 0,10
Караидельский 285,0 15,5 0,03
Кигинский 102,1 5,5 0,01
Мечетлинский 29,0 1,6 0
Нуримановский 295,9 16,1 0,03
Салаватский 64,0 3,5 0,01
Таблица 5. Стоимость произведенной продукции по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства» в районах Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан за 2014 г.
предприятия всех семи муниципальных районов Северо-востока Республики Башкортостан в сумме не производят и половину объемов всей продукции Республики.
В отношении сельского хозяйства, которое составляет основную специализацию преимущественно сельских районов Северовосточной экономической зоны, отметим, что оно реализуется на 11,6 % сельхозугодий всей территории Республики. Однако в упомянутых районах за 2014 г. удельный вес объема производства продукции сельского хозяйства составляет около 9 % (таблица 7) от общереспубликанского показателя, что говорит об относительно низкой эффективности данной отрасли Северо-востока по сравнению со средней по региону.
В лидерах Дуванский и Караидельский районы, они производят более трети всей продукции Северо-восточной экономической зоны.
Региональное развитие
Следствием представленных выше данных и характеристик развития районов Северо-востока является то, что как по значениям объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, так и по среднесписочной численности работников организаций экономическая зона и ее муниципальные районы не занимают значительного удельного веса в общих объемах соответствующих показателей Республики Башкортостан (таблицы 8, 9). Однако по объемам отгрузки товаров и выполнения услуг среди самих муниципальных районов исследуемой зоны лидирует не только Дуванский район, но и Салаватский район. Существенную роль в значимых экономических показателях последнего, по сравнению с другими районами Северо-восточной экономической зоны Башкортостана, играют расположенные на его территории природный памятник — гора Янгантау и курорт ГУП «Янгантау».
Таблица 6. Стоимость произведенной продукции по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в районах Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан за 2014 г.
Стоимость, млн руб. Удельный вес от объема всей экономической зоны, % Удельный вес от объема всей Республики Башкортостан, %
Северо-восточная экономическая зона 1758 100 1,69
Аскинский 91,6 5,2 0,09
Белокатайский 30,0 1,7 0,03
Дуванский 239,7 13,6 0,23
Караидельский 247,1 14,1 0,24
Кигинский 30,0 1,7 0,03
Мечетлинский 39,7 2,3 0,04
Нуримановский 1024,1 58,3 0,98
Салаватский 55,8 3,2 0,05
Стоимость, Удельный вес от объема всей Удельный вес от объема всей
млн руб. экономической зоны, % Республики Башкортостан, %
Северо-восточная экономическая зона 12068,0 100 8,8
Аскинский 1379,6 11,4 1,0
Белокатайский 1388,7 11,5 1,0
Дуванский 2037,5 16,9 1,5
Караидельский 2300,6 19,1 1,7
Кигинский 1157,4 9,6 0,8
Мечетлинский 1360,8 11,3 1,0
Нуримановский 1146,9 9,5 0,8
Салаватский 1296,5 10,7 0,9
Таблица 7. Объем производства продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, за 2014 г.
Regional development
Таблица 8. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами предприятий (без субъектов малого предпринимательства) Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, за 2014 г.
Стоимость, млн руб. Удельный вес от объема всей экономической зоны, % Удельный вес от объема всей Республики Башкортостан, %
Северо-восточная экономическая зона 7375,7 100 0,49
Аскинский 495952,2 6,7 0,03
Белокатайский 237017,5 3,2 0,02
Дуванский 2314764,0 31,4 0,15
Караидельский 231926,0 3,1 0,02
Кигинский 166176,3 2,3 0,01
Мечетлинский 572927,4 7,8 0,04
Нуримановский 1407571,0 19,1 0,09
Салаватский 1949405,0 26,4 0,13
Таблица 9. Среднесписочная численность работников организаций Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, за 2014 г.
Численность Удельный вес от объема всей экономической зоны, % Удельный вес от объема всей Республики Башкортостан, %
Северо-восточная экономическая зона 26813 100 3,07
Аскинский 2638 9,8 0,30
Белокатайский 2643 9,9 0,30
Дуванский 6132 22,9 0,70
Караидельский 3012 11,2 0,35
Кигинский 2179 8,1 0,25
Мечетлинский 3019 11,3 0,35
Нуримановский 2548 9,5 0,29
Салаватский 4642 17,3 0,53
По показателю среднесписочной численности наблюдается меньший разрыв между всеми районами, чем это наблюдалось по остальным показателям.
В качестве агрегированного показателя, позволяющего определить зоны риска и дальнейшее ухудшение социально-экономического развития рассматриваемой территории, а также более «сильные» районы, нами применен разработанный ранее интегральный показатель I [9; 10, С. 9]. Он рассчитывается на основе включения четырех параметров:
— естественный прирост на 1000 чел. населения, промилле;
— миграционный прирост на 1000 чел. населения, промилле;
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, тыс. руб.;
— доля налоговых и неналоговых поступлений в местный бюджет на душу населения, тыс. руб.).
Полученные результаты представлены в таблице 10. Однако для более корректной
оценки конкурентоспособности рассматриваемых муниципальных образований задействованы не только собственно районы Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, но и пограничные муниципальные образования близлежащих регионов (Пермский край, Свердловская и Челябинская области).
Более наглядно полученные результаты можно представить на рисунке 3.
Результаты расчета интегрального показателя зон риска показали, что только 3 из 8 районов Северо-востока Республики имеют относительно приемлемые значения интегрального показателя.
Однако наиболее существенной проблемой, оказывающей влияние на будущее развитие Северо-восточной экономической зоны, является отток трудоспособного населения, особенно в молодом возрасте. Неутешительны и демографические прогнозы численности населения, проведенные совместно с сотрудниками Института эконо-
Рисунок 3. Характеристика уровня развития районов Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан по интегральному показателю риска, коэфф.
Региональное развитие
Таблица 10. Результаты расчетов интегрального показателя
Категории Административный район
Высокий Чернушинский район (Пермский край), Октябрьский район (Пермский край)
Выше среднего Нуримановский район (Республика Башкортостан), Салаватский район (Республика Башкортостан), Дуванский район (Республика Башкортостан)
Ниже среднего Кигинский район (Республика Башкортостан), Аскинский район (Республика Башкортостан), Караидельский район (Республика Башкортостан), Артинский городской округ (Свердловская область), Ашинский район (Челябинская область), городской округ Усть-Катав (Челябинская область)
Низкий Белокатайский район (Республика Башкортостан), Мечетлинский район (Республика Башкортостан), Красноуфимский район (Свердловская область), Нязепетровский район (Челябинская область), Кусинский район (Челябинская область), Саткинский район (Челябинская область), Катав-Ивановский район (Челябинская область)
Пермский край
Челябинская область
I Высоким уровень В Выше среднего Ниже среднего 3 Низкий уровень
Подрайоны, города и районы — Значение интегрального показателя
Белокатайский район — 0,00 Дуванский район — 0,67 Кигинский район — 0,26 Мечетлинский район — 0,14 Салаватский район — 0,65 Аскинский район — 0,48 Караидельский район — 0,27 Нуримановский район — 0,57 Чернушинский район — 0,99
Октябрьский район — 1,00 Красноуфимский район — 0,19 Артинский городской округ — 0,43 Нязепетровский район — 0,03 Кусинский район — 0,11 Саткинский район — 0,19 городской округ Усть-Катав — 0,24 Ашинский район — 0,23 Катав-Ивановский район — 0,05
мики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета (В.Б. Прудников, Р.Х. Бахитова и др.). Выявлено, что муниципальные районы Северо-восточной экономической зоны относительно малочисленны, характеризуются высокой смертностью и значительным отрицательным миграционным
приростом (оттоком населения, преимущественно женщин), что повлияло на отрицательные прогнозные значения миграционного прироста (таблица 11).
Кроме этого, ситуация усугубляется и динамикой естественного движения населения (таблица 12).
Regional development
Таблица 11. Миграционный прирост районов Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, чел.
Женщины Мужчины
Муниципальный район 2013 2014 2015 2013 2014 2015
Аскинский -252 -157 -206 -154 -111 -73
Белокатайский -156 -219 -86 -74 -98 -103
Дуванский -96 -85 -8 -8 -76 -12
Караидельский -307 -203 -176 -225 -86 -40
Кигинский -184 -140 -231 -153 -152 -188
Мечетлинский -165 -228 -197 -79 -169 -74
Нуримановский -85 -24 -29 24 14 54
Салаватский -275 -221 -155 -223 -175 -55
Итого по Северо-восточной экономической зоне -1520 -1277 -1088 -892 -853 -491
Таблица 12. Естественное движение населения районов Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан, тыс. чел.
Базовый сценарий Пессимистический сценарий «Средний» сценарий Оптимистиче ский сценарий
2016 -0,6 -0,8 -0,7 -0,5
2017 -0,8 -0,9 -0,7 -0,5
2018 -1,0 -1,1 -0,8 -0,5
2019 -1,2 -1,2 -0,9 -0,6
2020 -1,3 -1,2 -1,0 -0,6
2021 -1,5 -1,4 -1,1 -0,8
2022 -1,6 -1,5 -1,3 -0,9
2023 -1,7 -1,6 -1,4 -1,0
2024 -1,9 -1,7 -1,5 -1,2
2025 -2,0 -1,8 -1,6 -1,3
2026 -2,0 -1,9 -1,7 -1,4
2027 -2,1 -2,0 -1,8 -1,5
2028 -2,2 -2,1 -1,9 -1,6
2029 -2,2 -2,2 -1,9 -1,6
2030 -2,2 -2,2 -2,0 -1,7
Таблица 13. Изменение общей численности населения по сценариям прогноза, тыс. чел.
Базовый Пессимистический Средний Оптимистический
сценарий сценарий сценарий сценарий
численность, тыс. чел. без учета миграции численность, тыс. чел. без учета миграции численность, тыс. чел. без учета миграции численность, тыс. чел. без учета миграции
2016 180,0 180,0 180,0 180,0 180,0 180,0 180,0 180,0
2017 177,2 179,4 177,1 179,3 177,2 179,4 177,3 179,5
2018 174,3 178,8 174,1 178,5 174,4 178,8 174,7 179,1
2019 171,2 178,1 170,9 177,7 171,5 178,3 172,0 178,9
2020 167,9 177,4 167,6 176,9 168,4 177,7 169,4 178,7
2021 164,5 176,7 164,3 176,0 165,3 177,2 166,6 178,6
2022 160,9 176,0 160,8 175,2 162,1 176,6 163,8 178,5
2023 157,2 175,3 157,2 174,3 158,7 176,0 160,7 178,4
2024 153,3 174,6 153,4 173,4 155,1 175,4 157,6 178,2
2025 149,3 174,0 149,5 172,5 151,5 174,7 154,3 178,0
2026 145,2 173,3 145,6 171,6 147,7 174,1 150,9 177,9
2027 141,1 172,7 141,5 170,6 143,9 173,4 147,5 177,7
2028 136,8 172,2 137,4 169,7 140,0 172,8 143,9 177,5
2029 132,5 171,7 133,2 168,7 136,0 172,1 140,2 177,3
2030 128,2 171,2 128,9 167,8 131,9 171,5 136,4 177,1
2031 123,8 170,8 124,6 166,9 127,8 170,8 132,6 176,9
Согласно расчетам соответствующий показатель нагрузки пожилыми растет значительно (население «стареет»). В результате увеличивается общая демографическая нагрузка (таблица 13).
Во всех рассматриваемых сценариях прогнозируется естественная убыль населения и снижение общей его численности, при этом в вариантах с учетом миграции снижение особенно сильное.
Выводы
Проведенный анализ подтверждает принятые в региональной экономической науке закономерности и предпосылки развития территорий, согласно которым экономико-географические положение, население и трудовые ресурсы, имеющиеся природные ресурсы и производственные мощности, а также развитая инфраструктура, транспортные возможности и институты являются ключевыми факторами успешного развития территории [11]. Развитие Северо-восточной экономической зоны Республики Башкортостан в текущей ситуации не обеспечивает интенсификацию темпов экономического роста на данной территории за счет внутренних источников.
В сложившейся ситуации применение новых форм территориальной организации хозяйства, методов управления, обеспечение районов Северо-востока необходимой транспортной инфраструктурой [12] и другие меры (кроме мер, предусмотренных «Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северовосточных районов Республики Башкортостан») послужат факторами постепенного выхода территорий из неблагополучного состояния.
В качестве предлагаемых нами мероприятий по развитию северо-восточных территорий выступают следующие:
1) промышленная разработка законсервированных местных месторождений полезных ископаемых (агроруд, бокситов, торфа, глин для цементного производства, извести и др.) с привлечением местной рабочей
Региональное развитие
силы (в том числе, через межмуниципальное взаимодействие);
2) усиление кооперационных связей с предприятиями ближайших городов Челябинской области для поставок сырья строительной промышленности из задействованных месторождений;
4) способствование развитию малого бизнеса, в том числе через консультирование и информирование о приоритетности открытия бизнеса по конкретным, наиболее выгодным видам экономической деятельности (маркетинговых карт); в том числе через взаимодействие с уже имеющимися крупными предприятиями;
5) использование потенциала большого количества личных подсобных хозяйств местного населения, специализирующихся на выращивании картофеля и других сельскохозяйственных культур;
6) создание малых машинно-тракторных станций (МТС) для помощи нуждающимся сельскохозяйственным предприятиям в посевной кампании и в уборке урожая;
7) создание условий для активного развития лесоперерабатывающей промышленности, увеличение глубины переработки, производство продукции с более высокой добавленной стоимостью;
8) разработка программы утилизации накопившихся отходов лесозаготовки (древесный уголь, удобрения, древесные плиты или др.), что позволит создать на этой основе новые рабочие места;
9) повышение эффективности реализации имеющегося рекреационного потенциала территории, основой которого станет природный памятник «Янгантау», а также расположенные рядом курорт и источник минеральной воды;
10) обеспечение реализации мер по ограничению эмиграции из поселений северовосточной территории и содействие иммиграции в них; в первую очередь, через улучшение условий труда и создание рабочих мест, обеспечивающих реализацию экономической активности и повышение уровня благосостояния.
Regional Development
Список литературы
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2011 г. № 395 «О среднесрочной комплексной программе социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. № 24 от 16 декабря 2011 года, ст. 1875 (опубликовано без Программы).
2. Постановление Правительства РБ от 31 декабря 2015 года № 585 «О продлении на 2016 год срока реализации Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы» // Ведомости Государственного Собрания—Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. № 7 от 02.03.2016, ст. 324.
3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2016 года № 574 «О продлении до 2020 года срока реализации Среднесрочной комплексной программы социально-экономического развития северо-восточных районов Республики Башкортостан на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. Режим доступа: //npa. bashkortostan.ru/db/2017/01/201701100016.pdf.
4. Исянбаев М.Н. Экономические подрайоны Республики Башкортостан. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 238 с.
5. Себестоимость сельскохозяйственной продукции и пути ее снижения в колхозах и совхозах Башкирской АССР / Отв. ред. Г.З. Хамидуллин. Уфа: Б.и., 1961. 463 с.
6. Ахунов А.Р. Экономико-географическая оценка территориальной организации хозяйства с использованием электронных бизнес-карт (на примере Республики Башкортостан): автореф. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Пермь, 2010. 23 с.
7. Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: статистич. сб. Уфа: Башкортостанстат, 2015.
8. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: www.gks.ru.
9. Янгиров А.В., Ахунов Р.Р., Токтамы-шева Ю.С., Рабцевич А.А., Мухаметова А.Д. Социально-экономическое районирование территориального развития региона (на примере Республики Башкортостан) // Уровень жизни населения регионов России. 2016. № 3. С. 167-179.
10. Ахунов Р.Р., Янгиров А.В., Токтамышева Ю.С., Рабцевич А.А., Мухаметова А.Д. Проблемы формирования сбалансированного пространства Республики Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 6. С. 9-15.
11. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в условиях неопределенности: монография / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов, Ю.С. Токтамышева, А.А. Рабцевич, Р.И. Рафиков, Р.А. Уразаев, А.Д. Мухаметова. Уфа: БашГУ, 2016. 186 с.
12. Ахунов Р.Р., Янгиров А.В., Токтамышева Ю.С., Рабцевич А.А., Мухаметова А.Д. Транспортная инфраструктура и миграционная привлекательность муниципальных образований Республики Башкортостан // Евразийский юридический журнал. 2016. № 10. С. 285-293.
References
1. Resolution of the Government of the Republic of Bashkortostan of November 9, 2011 No. 395 «On the Medium-Term Comprehensive Program of Social and Economic Development of the North-Eastern Regions of the Republic of Bashkortostan for 2011-2015 // Vedomosti of the State Assembly — Kurultai, President and Government of the Republic of Bashkortostan. No. 24 ot 16 dekabrya 2011 goda, st.1875 (Published without the Program).
2. Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan from December 31, 2015, No. 585 «On the Extension for 2016 of the Term for the Implementation of the Medium-Term Comprehensive Socio-Economic Development Program for the North-Eastern Regions of the Republic of Bashkortostan for 2011-2015» // Vedomosti of the State Assembly — Kurultay,
Heads and Governments Of the Republic of Bashkortostan. No. 7 ot 02.03.2016, st. 324.
3. Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan of December 30, 2016 No. 574 «On the Extension until 2020 of the Term for the Implementation of the Medium-Term Comprehensive Socio-Economic Development Program for the North-Eastern Regions of the Republic of Bashkortostan for 2011-2015» [Electronic Resource] // Official Internet Portal Legal Information of the Republic of Bashkortostan. Available at: //npa.bashkorto-stan.ru/db/2017/01/201701100016.pdf.
4. Isyanbaev M.N. Economic Subareas of the Republic of Bashkortostan. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 238 p.
5. The Cost Price of Agricultural Products and Ways to Reduce it in the Collective and State Farms of the Bashkir ASSR / otv. red. G.Z. Hamidullin. Ufa: B.i., 1961. 463 p.
6. Ahunov A.R. Economic and Geographical Assessment of Territorial Organization of the Economy using Electronic Business Cards (on the example of the Republic of Bashkortostan): Avtoref. ... Cand. Geogr. Sciences: 25.00.24. Perm, 2010. 23 p.
7. Social and Economic Situation of Municipal Districts and Urban Districts of the Republic of Bashkortostan: Statistical Coll. Ufa: Bashkortostanstat, 2015.
Региональное развитие
8. Database of Indicators of Municipalities [Electronic Resource] // The Site of the Federal Service of State Statistics. Available at: www. gks.ru.
9. Yangirov A.V., Ahunov R.R., Toktamyisheva Yu.S., Rabtsevich A.A., Muhametova A.D. Socio-Economic Regionalizing of the Territorial Development of the Region (on the Example of the Republic of Bashkortostan) // Living Standard of the Population of the Regions of Russia. 2016. No. 3. P. 167-179.
10. Ahunov R.R., Yangirov A.V., Toktamyisheva Yu.S., Rabtsevich A.A., Muhametova A.D. Problems of the Formation of a Balanced Space of the Republic of Bashkortostan // Economics and Management: a Scientific and Practical Journal. 2016. No. 6. P. 9-15.
11. Social and Economic Situation of the Republic of Bashkortostan in Conditions of Uncertainty: Monograph / K.N. Yusupov, A.V Yangirov, R.R. Ahunov, Yu.S. Toktamyisheva, A.A. Rabtsevich, R.I. Rafikov, R.A. Urazaev, A.D. Muhametova. Ufa: BashGU, 2016. 186 p.
12. Ahunov R.R., Yangirov A.V., Toktamyisheva Yu.S., Rabtsevich A.A., Muhametova A.D. Transport Infrastructure and Migration Attractiveness of Municipal Entities of the Republic of Bashkortostan // Eurasian Law Journal. 2016. No. 10. P. 285-293.