Научная статья на тему 'Северные монастыри Росии в коллекции Национального музея Республики Коми'

Северные монастыри Росии в коллекции Национального музея Республики Коми Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллекция редких книг / Национальный музей Республики Коми / православные храмы и монастыри / чудотворцы / Русский Север / Вологодская губерния / Архангельская губерния / Усть-Сысольский уезд / историки-краеведы / паломники / путеводитель. / collection of rare books / the National museum of Komi Republic / orthodox temples and monasteries / Russian North / Vologda / Arkhangelsk / Ust-Sysolsk / local history / pilgrims

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краева Надежда Вениаминовна

В коллекции Национального музея Республики Коми хранятся редкие книги XIX в. с описанием церквей, монастырей, житий чудотворцев. Их авторы внесли огромный вклад в изучение истории монастырей северного региона. Это вологодские и устюжские историки-краеведы Н.И. и И.Н. Суворовы, П.И. Савваитов, Ф.А. Арсеньев, С.А. Непеин, священник с. Вотча Устьсысольского уезда П.Н. Шаламов, русский писатель и паломник А.Н. Муравьев, живописец В.В. Верещагин, дипломат Д.Н. Островский и др. Возвращение в научный оборот церковно-исторических исследований, созданных в XIX – начале XX вв. истинными подвижниками краеведения, расширит источниковый ресурс для новых изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of National museum of Komi Republic has rare books of XIXth century with the description of churches, monasteries, and chudotvoretses’ lives (of those who created miracles). Their authors made the big contribution into the studying of monasteries of northern region. They are specialists of local history from Vologda and Great Ustug N.I. and I.N. Suvorovs, P.I. Savvaitov, F.A. Arsenjev, S.A. Nepein, priest of Votcha P.N. Schalamov, Russian writer and pilgrim A.N. Muravjev, painter V.V. Vereschagin, diplomat D.N. Ostrovsky etc. A Returning in scientific turnover of Chuch’ researches, created in XIX-th – beginning of XXth centuries by true devotees of local history, will expand a circle of sources for new researches.

Текст научной работы на тему «Северные монастыри Росии в коллекции Национального музея Республики Коми»

УДК 351.852

Н. В. Краев а

СЕВЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ РОСИИ В КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В коллекции Национального музея Республики Коми хранятся редкие книги XIX е. с описанием церквей, монастырей, житий чудотворцев. Их авторы внесли огромный вклад в изучение истории монастырей северного региона. Это вологодские и устюжские историки-краеведы НИ и И.Н. Суворовы, П.И. Савваитов, Ф.А. Арсеньев, С.А. Непеин, священник с. Вотча Устьсысольского уезда П.И. Шаламов, русский писатель и паломник А. И. Муравьев, живописец В. В. Верещагин, дипломат ДН. Островский и др. Возвращение в научный оборот церковно-исторических исследований, созданных в XIX-начале XX вв. истинными подвижниками краеведенш, расширит источниковый ресурс для новых изысканий.

Ключевые слова: коллекция редких книг, Национальный музей Республики Коми, православные храмы и монастыри, чудотворцы, Русский Север, Вологодская губерния, Архангельская губернш, Усть-Сысольский уезд, историки-краеведы, паломники, путеводитель.

Collection of National museum of Komi Republic has rare books of XIXth century with the description of churches, monasteries, and chudotvoretses ’ lives (of those who created miracles). Their authors made the big contribution into the studying of monasteries of northern region. They are specialists of local history from Vologda and Great Ustug N.I. and

I.N. Suvorovs, P.I. Savvaitov, F.A. Arsenjev, S.A. Nepein, priest of Votcha P.N. Schalamov, Russian writer and pilgrim A.N. Muravjev, painter V. V. Vereschagin, diplomat D.N. Ostrovsky etc. A Returning in scientific turnover of Chuch ’ researches, created in XTX-th - beginning of XXth centuries by true devotees of local history, will expand a circle of sources for new researches.

Keywords: collection of rare books, the National museum of Komi Republic, orthodox temples and monasteries, Russian North, Vologda, Arkhangelsk, Ust-Sysolsk, local history, pilgrims.

... «Как я корю себя, из этого прекрасного далека, что мало знал свою родину, не изъездил, не исходил!.. Не знаю ни Сибири, ни Урала... ни древнейших наших обителей... Проснешься ночью ... - и защемит-защемит. Да как же ты Север-то проглядел, погосты, деревянную красоту... молился ли в часовенке болотной, откуда родится Волга?.. А что в подвал-то не спустился, не поклонился тени умученного патриарха Гермогена?..»

331

И. С. Шмелев

Русский Север славится огромным количеством культурно-исторических памятников - православных храмов и монастырей, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных святых, чудотворцев. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри в Кирилловском районе Вологодской области, Спасо-Прилуцкий монастырь в г. Вологде, Соловецкий монастырь на о. Соловки Архангельской области, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь - эти и другие северные монашеские обители известны всей России.

В коллекции Национального музея Республики Коми хранятся редкие книги XIX в. с описанием церквей, монастырей, житий чудотворцев. Их авторы -историки-краеведы - внесли огромный вклад в изучение истории монастырей северного региона: Николай Иванович и Иван Николаевич Суворовы, Павел Иванович Савваитов, Флегонт Арсентьевич Арсеньев, Сергей Арсеньевич Непеин и др.

Известный российский археолог и историк П.И. Савваитов родился в семье священника в г. Вологде. По окончании Вологодской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии в возрасте 22 лет становится профессором философии Вологодской духовной семинарии, а затем преподает 25 лет в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Педагогические занятия он соединяет с научной работой: занимается изучением наречий зырянского языка и описанием монастырей Вологодской губернии [1, с. 94]. И. Савваитов - автор таких известных трудов, как «Грамматика зырянского языка» и «Зыряно-русский словарь» (Санкт-Петербург, 1850), «О зырянских деревянных календарях и о пермской азбуке, изобретенной святым Стефаном» (М., 1873), «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора» (СПб., 1865). От Императорской академии наук за грамматику зырянского языка и словари П. Савваитов получил Демидовскую премию, за описание старинных царских утварей - Уваровскую.

В коллекции музея сохранились описания монастырей, составленные П. Савваитовым: «Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и

приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни» (СПб., 1850), «Описание Семигородной Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря» (СПб., 1856), «Описание Вологодского Спасокаменского Духова монастыря» (СПб., 1860), «Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря» (4-е изд.; Вологда, 1914) и др. Книга «Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор...» (СПб., 1886) была подарена автором вологодскому историку Н.И. Суворову, о чем свидетельствует дарственная надпись «Любезнейшему брату Николаю Ивановичу Суворову челобитна от П С Спб. 7 янв. 1887.».

Н.И. Суворов, так же как и П.И. Савваитов, занимался изучением Вологодского края, особое внимание уделяя истории местных монастырей. Окончив Московскую духовную академию, он свыше 40 лет проработал преподавателем в Вологодской духовной семинарии. Был инициатором в деле основания Вологодских епархиальных ведомостей и долгое время состоял их

332

редактором [1, с. 111]. Н.И. Суворов был одним из инициаторов создания Вологодского епархиального древлехранилища, основной целью которого было сохранение церковных архивов, древней утвари. Николай Иванович принадлежал к тем историкам, которые считали, что любой факт, даже малозначительный, должен быть сохранен для потомков. Им было опубликовано около 300 статей и монографий, основные из которых посвящены церковноархеологическому наследию монастырей Вологодской губернии [2, с. ПО]. В коллекции музея имеются: «Описание Вологодскаго кафедральнаго Софийскаго собора» (М., 1863), «Описание Спасокаменного, что на Кубенском озере, монастыря, ныне Спасопреображенская Белавинская пустыня» (Вологда, 1871), «Путеводитель по Вологде, с указанием на ее церковные древности и святыни и другие достопримечательности» (Вологда, 1874), «Исторические сведения об иерархах древне-пермской и Вологодской епархии» (Вологда, б.г.), «Николаевский коряжемский монастырь Сольвычегодского уезда Вологодской губернии» (Вологда, 1901).

Описания монастырей, составленные И. Савваитовым и Н. Суворовым, имеют единую структуру: краткая история возникновения монастыря, значимые события в жизни обители, ее основателя (к примеру, преподобного Феодосия, Димитрия Прилуцкого), описание достопримечательностей, святынь обители, список настоятелей, а также современное автору состояние обители - хозяйство, состояние храмов, жилых и хозяйственных корпусов, численность братии.

В 1896 г. в Вологде при Вологодском епархиальном древлехранилище была создана Постоянная церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей. Председателем комиссии стал сын Н.И. Суворова - Иван Николаевич. Под его редакцией были изданы «Описания собрания свитков, находящихся в Вологодском Епархиальном Древлехранилище», раскрывающих содержание документов судного приказа архиепископского дома и местных монастырей. В коллекции музея сохранились 3 из 13 вышедших выпусков издания (вып. 6, 10, 12).

Одним из сотрудников Вологодского епархиального древлехранилища и членом-сотрудником Церковно-археологической комиссии любителей истории и древностей при нем был священник С.А. Непеин [1, с. 72]. Он - автор более 50 печатных трудов о памятниках архитектуры Русского Севера, в числе которых «Краткий очерк города Вологды» (Вологда, 1905). Наиболее значительным его трудом считается «Вологда прежде и теперь», в которой раскрыта история города Вологды с 1147 по 1906 гг. Кроме того, многие из книг вологодских исследователей конца XIX - начала XX вв. содержат уникальные фотографии северных храмов, сделанные С. Непеиным.

Имя историка В.И. Шляпина хорошо известно в истории великоустюгского краеведения: товарищ председателя комитета древнехранилища в г. Устюге, преподаватель в Усть-Сысольском, а затем в Устюжском духовном училище. В советское время возглавлял Северодвинское общество изучения местного края. Все годы Вениамин Петрович вел активную исследовательскую работу по

333

истории Устюжского края. В 1903 г. в Санкт-Петербурге отдельной книгой издается его «Житие праведного Прокопия устюжского чудотворца и описание Устюжского Прокопьевского собора». Самый значительный труд историка -двухтомник «Акты Великоустюжского Михайло-Архангельского монастыря» -увидел свет в 1912-1913 гг. В предисловии к нему В. Шляпин указывает, что «списаны» акты им в 1888-1889 гг. и публикуются в связи с 700-летним существованием Михайло-Архангельского монастыря. Акты монастыря дают обильный материал по истории монастырского землевладения, экономических отношений в крае, показывают географическое распространение влияния монастыря и некоторые бытовые черты монастырской жизни [3, с. 23].

Из книг, описывающих монастыри Коми края, можно назвать: «Ульяновский монастырь у зырян» (М., 1889), описание которой составил по поручению иноков Ульяновской обители Ф.А. Арсеньев, посвятивший свой труд истории зырянского народа и Ульяновской обители, воздвигнутой соловецкими монахами на территории нынешнего Усть-Куломского района Республики Коми, и «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода Устьсысольского уезда, Вологодской губернии» (Устьсысольск, 1911) П.Н. Шаламова, в котором подробно изложена не только древняя история зырянского села, связанного с посещением в XIV в. знаменитого миссионера, крестителя зырян Стефана Пермского, но и отдана немалая дань подвижническому труду о. Николая Шаламова.

Одним из самых популярных и признанных изданий XIX в. по истории Соловецкого монастыря является анонимная «История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря» (СПб., 1899), изданная по инициативе архимандрита Иоанникия. Она освещает как духовную историю обители, так и ту выдающуюся роль, которую Соловецкий монастырь сыграл в общероссийской истории. Книга в издательском коленкоровом переплете с тиснением содержит большую цветную раскладную карту Соловецкого монастыря и множество иллюстраций и фототипий с видами монастыря.

Северный край украшен именами святых, чудотворцев. В коллекции музея выявлены книги священника И.П. Верюжского «Святый праведный Прокопий, Христа ради юродивый, устюжский чудотворец» (Вологда, 1879) и «Житие преподобного Трифона, Вятского чудотворца» (Вятка, 1881).

Имеются в коллекции музея и впечатления путешественников и паломников по церквям и монастырям Русского Севера. «Северная Фиваида» -это распространенное поэтическое название северных русских земель ввел в обиход русский писатель А.Н. Муравьев. В 1855 г. была опубликована его книга «Русская Фиваида на Севере», основанная на впечатлениях от паломничества по святым местам северных русских земель, окружающих Белозерск и Вологду.

Особая страница, посвященная Русскому Северу, есть и в творчестве русского живописца и литератора В.В. Верещагина. Во время путешествия по Вычегде и Северной Двине (от Устюга до Архангельска) и по Белому морю (до Соловков) Верещагин открывает для себя русское деревянное зодчество.

334

Результатом этой поездки стало множество живописных этюдов, зарисовок архитектуры и интерьеров храмов. Дополнением к живописному творчеству стал литературный дневник Верещагина «На Северной Двине. По деревянным церквам» (М., 1895), в котором подробно описан ряд деревянных храмов вдоль течения Двины.

В конце XIX в. связи с развитием транспортного сообщения между разными регионами страны возникла необходимость в справочной литературе для ученых, художников, путешественников, туристов, паломников. В фонде Национального музея Республики Коми имеется «Справочная книжка. Путеводитель: от Москвы до Вологды, Архангельска и Соловецкого монастыря (Вологда, 1893), составителем которой является уроженец Усть-Сысольска, историк, член Вологодского общества изучения Северного края С.А. Ковалев.

Автором-составителем еще одного путеводителя, изданного по инициативе Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, стал вице-губернатор Архангельской губернии Д.Н. Островский. В его «Путеводителе по Северу России: Архангельск. Белое море. Соловецкий монастырь. Мурманский берег. Новая земля. Печора» (СПб., 1898) сообщаются общеисторические сведения об Архангельской губернии, описаны Архангельск, Холмогоры, западный берег Двинской губы, Никольский, Пертоминский монастыри. Путеводитель снабжен 12 картами различных частей губернии, в том числе и Соловецких островов.

Таким образом, в собрании музея достаточно широко представлена история монастырей севера России. В каждой из представленных работ нынешний исследователь и читатель найдет материалы по истории севернорусских православных обителей, церковной истории, местночтимых святых. Возвращение в научный оборот церковно-исторических исследований, созданных в XIX - начале XX вв. истинными подвижниками краеведения, расширяет источниковый ресурс для новых изысканий.

***

1. Веселовский А.А., Веселовский А.А. Вологжане-краеведы: источники словаря. Вологда,1923. 166 с.

2. Камкин А.В. Православная церковь на севере России: очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. 164 с.

3. Чебыкина Г.Н. В.П. Шляпин: историк и краевед // Бысть на Устюзе...: историкокраеведческий сборник. Вологда, 1993. С. 21-30.

4. Шмелев И.С. Куликово поле. М., 1999. 332 с. (С. 232-233).

335

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.