В Минске 9 городских районов (площадь
- 255,8 км2 миллионером стал в 1972 г - 11-й в СССР; в 1950-1957-х гг - по приросту населения занимал пятое место в СССР после Москвы, Ленинграда, Киева и Ташкента).
До 1991 г. Беларусь имела госграницу только с Польшей. За годы независимости проведены мероприятия по демаркации границ с Литвой, Латвией, Украиной. Восточная
и северо-восточная границы (с Российской Федерацией) недемаркированы (это не дает возможности точно определить как самую северную, так и самую восточную точки Беларуси). Протяженность границ: с Российской Федерацией - 990 км, Украиной - 975 км, Польшей - 399 км, Литвой - 462 км, Латвией
- 143 км. В настоящее время территория Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. км2.
Литература
1. Административно-политическое строение СССР. Ч. 1. - М., 1924. - С.162.
2. Атлас гісторьіі Беларусі. - Мн.: БелЭн., 2004.
3. Беларусь: Этнагеаграфія. Дэмаграфія. Дыяспара. Канфесіі. Атлас. - Мн., 1996.
4. Беларусь у складзе Расійскай імперьі // БЭ у 18 тт. - Мн., 2004. Т. 18. Кн. 2. - С.166.
5. Белорусская ССР: Административно-территориальное деление: на 1 января 1986 г. / Сост. В. А. Харлович. - 7-е изд. - Мн.: Беларусь, 1986.
6. Ермаловіч М. І. Старажытная Беларусь. Полацкі і Новагародскі перыяды. - Мн., 1990.
7. Княства // БЭ у 18 тт. - Мн., 1999. Т. 8. - С. 367.
8. Курков И., Пушкин И. Могилевщина: Легенды, события, люди. - Мн.: Медиафакт, 2004.
9. Лойка Л. Этнагенэз беларусау на фоне псторыи і геапалітикі // Беларусазнауства / Пад рэд. П. Брыгадзша. - Мн.: Завігар, 1997.
10. Лойка Л. В. Польшча: Псторыя // БЭ у 18 тт. - Мн., 2001. Т. 12. - С. 487-502.
11. Раков А. А. Население БССР. - Мн., 1969.
12. Раманава І. М. БССР у міжваенни перыяд // БЭ у 18 тт. - Мн., 2004. Т. 18. Кн. 2. - С. 223.
13. Смоліч А. А. Географія Беларусі.- 3 выд. - Вільня, 1923; 4-выд. - Мн., 1993.
14. Толочко П. П. Древнерусская народность: воображаемая или реальная. - СПб: Алетейя, 2005.
15. Хомяков В. Г. Экономическая и социальная география Беларуси: Практикум. - Могилев, 2004.
16. Шарухо И. Н. Устойчивость границ культурно-географических регионов Беларуси / Российско-белорусское порубежье: устойчивость социально-культурных и эколого-хозяйственных систем / Под ред. А. Г. Манакова. - Псков, 2005. - С. 99-114.
17. Штыхау Г. Г. Беларусь у 6 - 1 пал. 13 ст. // БЭ у 18 тт. - Мн., 2004. Т. 18. Кн. 2. - С. 148-152.
18. Штыхау Г. Г. Полацкае княства // БЭ. У 18 тт. - Мн., 2001. Т. 12. - С. 454-455.
А. Г. Манаков
СЕТУ ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: МАТЕРИАЛЫ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2005 г.
Сету - народ финно-угорской группы уральской языковой семьи, родственный эстонцам, и проживающий в Печорском районе Псковской области России и в восточных частях уездов Пылвамаа и Вырумаа в Эстонии, до 1920 г. входивших в состав Псковской губернии. Бытующие самоназвания - сето, сету, полуверцы. В прошлом также использовались названия: псковские эсты (эстонцы), право-
славные эстонцы, сетукезы. Область расселения сету в России и Эстонии называется Се-тумаа или Сетомаа («земля сету»). Язык сету рассматривается как один из говоров вырус-кого диалекта эстонского языка. Однако по причине распространения на крайнем юго-востоке Эстонии (в Вырумаа) литературного эстонского языка, сетуский говор воспринимается самими сету как самостоятельный
язык, отличный от эстонского языка. Сету, в отличие от эстонцев-лютеран, приняли православную религию, что сближает их духовную и материальную культуру с культурой русского населения.
По результатам исследований эстонских ученых, проведенных в 1997 г., численность сету в эстонской части Сетумаа составляет 1,4 тыс. чел. (к которым можно добавить также около 700 чел., обладающих сето-эстон-ским и эстонско-сетуским самосознанием). В начале ХХ в. общая численность сету в Сету-маа превышала 20 тыс. чел., т.е. в течение прошедшего столетия сократилась почти в 10 раз. Еще в 1989-1990 гг. в Печорском районе Псковской области проживало около 1 тыс. сету, т.е. за последние 15 лет их численность в России сократилась в 4-5 раз, главным образом по причине их массового оттока в Эстонию. Собственно за счет смертности численность сету в Печорском районе с 1990 года уменьшилась не более чем на 250-300 чел., соответственно, из-за миграционного оттока в Эстонию - примерно на 500 чел. [1-4].
Сету в течение ХУ-ХУГ вв., начиная с момента возникновения Псково-Печерского монастыря (1473 г.), приняли православную веру. В православие сету были обращены сразу после язычества, благодаря чему сету сохранили древнейшие черты финно-угорской дохристианской культуры, которых почти не осталось в собственно эстонской культуре, переживших насильственное внедрение католичества (в XIII в.), а затем - лютеранства (в ХУ1-ХУ11 вв.). Единая религия с местным русским населением позволила сету перенять у русских ряд элементов материальной культуры, удачно вписав их в свою собственную, совершенно уникальную культуру.
Эстонские ученые и ряд российских этнографов рассматривают сету как особую этнографическую группу эстонского народа. При этом сету считаются потомками эстов, бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли, где они спасались от католического гнета рыцарских Орденов, а позже - от навязывания шведами и датчанами лютеранской религии. Возможно, часть сету действительно имеет такое происхождение, о чем свидетельствуют сохранившиеся в культуре сету единичные католичес-
кие элементы.
Но более вероятной является «автохтонная» гипотеза происхождения сету. Согласно этой гипотезе, сету - коренной финно-угорский народ, сохранившийся до нашего времени «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении ими северо-запада Восточно-Европейской равнины. Большинство исследователей, изучавших сету в ХХ в., склонялось к этой точке зрения, т.к. сету имеют в своей культуре, вместе с православной основой, мощный пласт языческих элементов (за что русские и стали называть сету «полуверцами») при полном отсутствии элементов лютеранской религии.
До революции 1917 г. вся область Сету-маа находилась в составе Псковской губернии (в средние века - Псковской земли). 2 февраля 1920 г. по Тартускому договору Печорский край (западная часть Псковского уезда) был передан в состав Эстонии. В Эстонии на присоединенных землях Псковской губернии был создан уезд Петсеримаа (Петсери - эстонское название г. Печоры). Вместе с сету на территорию Эстонии попало и все русское население Печорского края, так как новая граница между Эстонией и Россией не соответствовала этнической. При этом русское население Петсеримаа значительно преобладало над се-туским и эстонским. По оценкам эстонских ученых, в 1922 г. численность сету в Сетумаа составляла 15 тыс. чел. (25% населения уезда). Русские составляли 65% населения уезда Петсеримаа, эстонцы - 6,5%.
По переписи 1926 г. численность сету и эстонцев в Петсеримаа составляла около 20 тыс. чел., но и тогда их суммарная доля лишь немного превышала треть населения уезда. С 1920-х по 1940-е гг. эстонцами была предпринята попытка ассимиляции сету. Согласно переписи населения 1934 г. общая численность эстонцев и сету в уезде Петсеримаа почти не изменилась по сравнению с 1926 г., но численность сету уменьшилась до 13,3 тыс. чел. (22%). При этом эстонцы составляли более половины населения г. Печоры (Петсери), а сету в нем насчитывалось менее 3%. Печоры стали рассматривать как в средней степени обэстоненное поселение.
23 августа 1944 г. на базе Псковского округа Ленинградской области была создана
Псковская область. 16 января 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Псковскую область вошёл Печорский район, организованный из 8 волостей и г. Печоры, входивших ранее в состав Эстонии. Но северная и западная части Сетумаа были оставлены в составе Эстонии. Новая граница между РСФСР и Эстонской ССР рассекла область расселения сету, создав для разных групп сету различные условия для культурного развития.
Разделение района расселения сету на две части было вызвано желанием проведения границы между Россией и Эстонией по этническому признаку. Но чёткой этнической границы между эстонцами (вместе с сету) и русскими, не существовало. Поэтому за основу проведения границы было взято преобладание русского населения. Но если до 1917 г. во всей области Сетумаа русское население преобладало, то за 1920-1930-е гг. соотношение в северной и частично западной частях Сетумаа изменилось в пользу эстонско-сетус-кого населения. Вместе с этими землями к Эстонии отошли и некоторые русские поселения, расположенные внутри этнических эстонских территорий. Но одновременно некоторые русские поселения на побережье Псковского озера оказались отрезанными от Печор эстонской территорией [2; 4].
В результате проведения новой границы было разорвано культурное единство Се-тумаа. Ускорились процессы ассимиляции сету уже с двух сторон: эстонцев - в северной и западной частях, русских - в восточной и южной частях Сетумаа. Расколотая на две части Сетумаа не получила культурной автономии, как это было до 1917 г. В псковской части Сетумаа (Печорском районе) численность сету в 1945 г. уже была меньше 6 тыс. и стала быстро сокращаться в дальнейшем, в т. ч. и за счет обрусения части сету. В это время в Эстонии продолжался процесс эстонизации сету.
В советской статистике сету не выделяли в качестве самостоятельного народа, относя их к эстонцам. Поэтому о численности сету можно судить лишь косвенно, полагая, что они составляли подавляющую часть «эстонцев» в Печорском районе. В середине 1960-х гг. в
Печорском районе Псковской области проживало уже не более 4 тыс. сету, а по данным переписи 1989 г. - лишь 1140 «эстонцев», в т.ч. предположительно 950 сету [2].
Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. численность сету в Печорском районе Псковской области составляла 170 чел., в т.ч. 31 чел. - в г. Печоры, и еще 139 чел. - в сельской местности района. Однако реальная численность сету была несколько больше, т.к. часть сету по идущей с советских времен традиции отнесла себя к эстонцам. В ходе переписи было зафиксировано 324 эстонца (не сету), 146 из которых проживало в г. Печоры и 178 - в сельской местности.
Летом 2005 г., с целью выявления реальной численности печорских сету и их современной социально-демографической структуры, при поддержке федерального информационного агентства КБОМЦМ, кафедра географии Псковского государственного педагогического университета провела научную экс-педицию1. Аналогичное исследование состоялось в 1999 г. [3], и результаты новой экспедиции дали возможность проанализировать изменения в социально-демографической обстановке в российской части Сетумаа за последние шесть лет. В ходе исследования 2005 г. было проинтервьюировано 72 представителя народа сету. Вопросы, задаваемые сету, были почти идентичны тем вопросам, которые задавались им в 1999 г., что позволило сопоставить результаты двух данных исследований [1].
В числе задач исследований 1999 и 2005 гг. были следующие: 1) выявление изменений в ареале расселения сету, произошедших в 1990-2005 гг.; 2) оценка фактора миграционной подвижности на динамику численности сету во второй половине ХХ в., и особенно с 1991 г.; 3) этносоциальная характеристика поколений сету, позволяющая отследить изменение в этнокультурной ситуации в печорской части Сетумаа на протяжении всего XX в. и в начале XXI в.
В ходе проведенного летом 2005 г. исследования на территории Печорского района было выявлено около 50 населенных пунк-
1Результаты экспедиционного исследования вошли в качестве главы «Сету Печорского района: материалы экспедиции 2005 года» в книгу Алексеева Ю. В., Манакова А. Г. Народ сету: между Россией и Эстонией. - М.: Издательство «Европа», 2005. - 104 с.
тов с постоянным населением сету. По дан- шедшие годы число населенных пунктов с
ным 1998-2001 гг. число поселений, где про- постоянным населением сету сократилось
живали сету, составляло около 100, т.е. за про- вдвое (рис. 1).
Поселения
с численностью сету (на середину 2005 г.):
в более 100 чел.
• от 10 до 100 чел.
■ от 7 до 9 чел.
чел. ■ 3 чел. 5 чел. * 2 чел. 4 чел. ■ 1 чел.
Рис. 1. Территория расселения сету в XX — начале XXI в.
Сельскими поселениями с самой большой численностью сету в Печорском районе, где их количество в 2005 г. превышало 10 чел., являются: д. Подлесье (24 чел.) в Печорской волости, пос. Новый Изборск (14 чел.) - центр одноименной волости, д. Трынтова Гора (12 чел.) в Новоизборской волости, д. Залесье (11 чел.) в Паниковской волости. Только в пяти сельских поселениях численность сету составляет от пяти человек и более. Таким образом, в остальных почти четырёх десятках поселений, где еще живут сету, их число составляет от одного до четырёх человек. При этом в 15 поселениях проживает только по одному представителю этого народа.
За последние шесть лет примерно вдвое сократилась также и численность сету в Печорском районе. В ходе исследования, проведенного летом 1999 г., в сельской местности Печорского района было выявлено 390 сету. Включая сету, проживающих в г. Печоры, их общая численность в Печорском районе была оценена в 500 чел. [3]. Исследование, проведенное летом 2005 г., позволило оценить общую численность сету в Печорском районе в 250 чел. Однако из-за двойственного этнического самосознания значительной части сету, данная оценка нуждается в некоторых комментариях.
В ходе исследования 2005 г. в сельской местности Печорского района было выявлено 132 чел., считающих себя сету, т.е. называющих себя «сето, сету, полуверцы» и у которых хотя бы один из родителей относится к сету. Также были выявлены сету с русским этническим самосознанием, т.е. называющие себя русскими, но имеющие родителей сету. Их число составило 31 чел. В сумме сету и их обрусевшие дети составили 163 чел., что несколько превышает число сету по данным переписи населения 2002 г. (139 чел.).
Еще 14 чел. в 2005 г. назвали себя эстонцами (или православными эстонцами), но при этом они имели сетуское происхождение. Хотя они ныне обладают эстонским этническим самосознанием, но по своей религиозной принадлежности и культуре могут быть отнесены к сету. Таким образом, общее число сету, включая их обрусевших детей и православных эстонцев, в сельской местности Печорского района составило 177 чел. (рис. 2).
Опираясь на данные переписи 2002 г., число сету и их обрусевших детей в г. Печоры можно оценить в 40 чел. Примерно такой же является и численность православных эстонцев, имеющих сетуское происхождение. Соответственно, общее число сету (включая их обрусевших детей) в Печорском районе в 2005 г. можно оценить в 200 чел., к которым можно добавить примерно 50 чел., которые относят себя к эстонцам (православным эстонцам), но имеют сетуское происхождение. А значит, доля сету в населении Печорского района (около 25 тыс. чел.) ныне сократилась до 1%. Также примерно 200-250 чел. (т.е. около 1% населения) составляют в Печорском районе собственно эстонцы (эстонцы-лютеране).
В современной возрастно-половой структуре печорских сету наблюдается явная диспропорция между населением в пенсионном и трудоспособном возрасте. Так, 56% составляют сету в возрасте старше 50 лет, 40%
- старше 60 лет, 26% - старше 70 лет. По сравнению с 1999 г. эта пропорция почти не изменилась, что свидетельствует об участии в миграционном оттоке в Эстонию преимущественно сету средних возрастов, а сокращение населения в пенсионном возрасте происходит главным образом за счёт смертности. Оставшиеся в Печорском районе после массового миграционного оттока второй половины 1990х гг. сету-пенсионеры уже не планируют переезд в Эстонию, и собираются доживать свой век на родной земле.
По сравнению с 1999 г., в 2005 г. в половой структуре сету уменьшилась доля женщин
- с 48% до 45%, что вполне объяснимо высокой долей женщин пенсионных возрастов и, соответственно, высокой смертностью именно среди женщин. При этом можно отметить почти равное участие в миграционном оттоке в Эстонию как женщин, так и мужчин средних возрастов: в средней части возрастно-половой пирамиды за прошедшие шесть лет произошли одинаковые потери как среди женского, так и мужского населения.
Также следует обратить внимание на отсутствие рождаемости (во всяком случае, в 2000-2004 гг.) среди сету Печорского района, что объясняется крайне малым количеством женщин сету детородного возраста. К тому же, рожденные в 1990-е гг. дети сету имеют рус-
Рис. 2. Возрастно-половая структура сету в сельской местности Печорского района Псковской
области в 1999 г. и 2005 г.
ское этническое самосознание: называют себя русскими, ходят в русские школы, и уже не являются носителями сетуской национальной культуры. К такой же категории «русских сету» относится и несколько человек, родившихся в 1970-1980-е гг.
Сету, родившиеся в 1965-1974 гг. (в возрасте от 30 до 39 лет), относятся к первой возрастной категории, причисляющие себя к собственно сету. Таких в 2005 г. было опрошено 7 чел. (все - мужского пола). Все они имеют среднее и среднее техническое образование. Хотя сейчас к сету себя причисляет официально только трое из них (еще трое - к эстонцам, и один - к русским), но все они используют самоназвание «сето» или «полуверцы», и считают своими предками именно сету. Тем не менее, родным считают сетуский язык только четверо из них, а двое - русский язык. Они понимают и говорят в равной степени по-се-туски, по-русски и по-эстонски, но в быту немного чаще используют русский язык, чуть реже - сетуский язык, и совсем не используют эстонский язык.
Все 30-летние сету являются верующими людьми - православными христианами, часто ходят в церковь. Своим главным отличием от эстонцев и от русских они считают язык. Четверо из них в числе наиболее заметных отличий от эстонцев видят религию, и лишь двое из семи опрошенных назвали также особенности национальной сетуской культуры (одежда, песни). Лишь один из 30-летних сету не видит различий между своим народом и эстонцами.
Сету, родившихся в 1955-1964 гг. (в возрасте от 40 до 49 лет), было опрошено 9 человек: 7 мужчин и 2 женщины. Пять из 40-летних сету имеет среднее образование, двое -начальное, один мужчина - среднее техническое, одна женщина - высшее. Мужчины чаще официально относят себя к эстонцам, женщины - к «сето». Но все они, кроме одного мужчины, имеют сетуское этническое самосознание: называют себя и своих предков «сето» (реже - «сету» или «полуверцы»). Кроме трех мужчин, для которых родным является эстонский язык, опрошенные считают родным се-туский язык. Все они в равной степени понимают и говорят по-сетуски, по-русски и по-эстонски, но в быту чаще пользуются русским
и сетуским языками.
Все 40-летние сету являются верующими людьми и часто, кроме одного из опрошенных, ходят в церковь. От русских своё отличие они видят прежде всего в языке, реже - в культуре (обычаи, песни) и характере. В отличиях от эстонцев почти равные позиции занимают язык и религия, и несколько уступает им национальная сетуская одежда. Один из респондентов, назвавший себя эстонцем, не видит различий между своим народом и эстонцами.
Сету, родившихся в 1945-1954 гг. (в возрасте от 50 до 59 лет), было опрошено 18 человек: 11 мужчин и 7 женщин. Половина из них имеет неполное среднее образование, остальные - среднее, среднее техническое и высшее (один из мужчин). Официально десять из них причисляет к эстонцам (почти все женщины), остальные - к «сето» или к русским (один из мужчин). При этом эстонским самосознанием обладает только двое мужчин, все остальные называют себя и своих предков «сето» или «сету». Все в равной степени понимают и говорят по-русски, по-сетуски и по-эстонски, но в быту заметно чаще используют сетуский и русский языки. В быту эстонским языком пользуется трое из опрошенных, они же считают родным эстонский язык.
Эстонизированные сету не посещают или же крайне редко посещают церковь, а также отмечают, что не относят себя к верующим людям. Остальные 50-летние сету являются верующими людьми, часто ходят в церковь. Свое отличие от эстонцев видят, прежде всего, в языке и религии. Довольно значимое место в этих отличиях занимает национальная культура (обычаи, одежда). Лишь только один мужчина отметил, что ничем не отличается от эстонцев. В отличиях от русских национальная сетуская культура (обычаи, одежда, песни) лишь немного уступает языку - главному отличительному признаку. Трое из опрошенных 50-летних сету считают, что ничем не отличаются от русских.
Сету, рожденных в 1935-1944 гг. (в возрасте от 60 до 69 лет), было опрошено 16 человек: 6 мужчин и 10 женщин. Десять из них (в основном женщины) имеют начальное и неполное среднее образование, четверо -среднее и среднее техническое, двое - выс-
шее. Все мужчины и большинство женщин официально причисляют себя к эстонцам, лишь три женщины сразу же назвали себя «сето» и одна - русской. Однако все опрошенные в этой возрастной категории имеют се-туское этническое самосознание: себя и своих предков называют «сето» или реже - «сету, полуверцы». Как и в других возрастных категориях, все 60-летние сету одинаково владеют сетуским, русским и эстонским языками. Но в быту они немного чаще говорят по-русски, хотя и эстонский язык используется в большей степени по сравнению с сету, относящимися к более молодым возрастным группам. В качестве родного языка для десяти из опрошенных служит сетуский язык, для двух
- русский язык, для остальных - эстонский язык.
Все 60-летние сету являются верующими людьми и посещают церковь. В отличиях от русского населения, кроме языка, заметное место занимает сетуская национальная культура (одежда, песни, обычаи). Две женщины считают, что ничем не отличаются от русских. В отличиях от эстонцев на первом месте опять же стоит язык, но вторую позицию занимает сетуская культура (одежда, обычаи), и лишь третье место - религия. Трое из 60-летних сету считают, что ничем не отличаются от эстонцев.
Сету, рожденных в 1925-1934 гг. (в возрасте от 70 до 79 лет), было опрошено 16 человек: 3 мужчины и 13 женщин. Более половины из них имеет начальное образование, остальные - неполное среднее. Большинство сету в этой категории опрошенных официально причислили себя к эстонцам, две женщины назвали себя русскими, и лишь один мужчина - «сето». Но эстонским самосознанием обладает только три женщины, считающие себя и своих предков эстонцами, остальные же назвали себя и своих предков «сето», реже
- «сету, полуверцы».
Как и во всех других возрастных категориях, 70-летние сету одинаково владеют русским, сетуским и эстонским языками. При этом в быту они немного чаще пользуются сетуским языком, а два других языка (русский и эстонский) в быту используются несколько реже, но почти в равной степени. В качестве родного языка большинство женщин и все
мужчины назвали сетуский язык. Вместе с тем, почти половина женщин считает также родным и эстонский язык, и только одна женщина - русский язык.
Все 70-летние сету являются верующими людьми и часто ходят в церковь. Отличие от русских они видят в языке и культуре (одежда, обычаи, песни). Трое из опрошенных считают, что ничем не отличаются от русских. От эстонцев отличия видятся, прежде всего, в языке и культуре (одежда, обычаи), которым несколько уступают религиозные различия. Лишь одна женщина сказала, что не видит различий между сету и эстонцами.
Сету, рожденных до 1925 года (в возрасте 80 лет и старше), было опрошено 6 человек: 2 мужчины и 4 женщины. Все они имеют начальное или неполное среднее образование. Хотя трое из них сначала назвали себя эстонцами, но все они являются обладателями се-туского этнического самосознания: себя и своих предков считают «сето» или «полуверца-ми». В равной степени владеющие русским, сетуским и эстонским языками, они в быту чаще используют родной язык - сетуский.
Все 80-летние сету являются верующими людьми, и насколько позволяет преклонный возраст, стараются чаще посещать церковь. Отличие от русских они видят, прежде всего, в языке (лишь одна из женщин назвала также национальную одежду). Отличие от эстонцев они видят как в языке, так и религии, национальной культуре (одежда, обычаи, песни). Лишь один мужчина отметил, что ничем не отличается от эстонцев.
Общая характеристика всех поколений сету по результатам опроса 2005 г. выглядит следующим образом. Высшее образование имеет лишь 5% сету, среднее техническое -каждый десятый, среднее - каждый четвертый, среднее неполное - около 40%, начальное - каждый пятый. При этом в возрастных группах старше 60 лет, которые в целом составляют 40% всего сетуского населения, преобладают люди с начальным и неполным средним образованием.
Почти две трети сету по идущей с советских времен традиции при первой встрече с ними называют себя эстонцами, еще 7% причисляет себя к русским, и только около 30% сразу же называет себя «сето». Тем не менее,
90% опрошенных обладают сетуским этническим самосознанием: 75% использует самоназвание «сето», 11% - «сету», 4% - «полуверцы». Остальные 10% опрошенных обладают эстонским этническим самосознанием, и называют себя и своих предков эстонцами.
Все сету в равной степени владеют се-туским, русским и эстонским языками, но в быту чаще используют сетуский и русский языки (примерно по 40% опрошенных), реже
- эстонский язык (20% опрошенных). Родным языком 64% респондентов назвали сетуский язык, 28% - эстонский язык и 8% - русский язык. Почти все сету старше 30 лет являются верующими людьми (православными христианами) и часто ходят в церковь.
В качестве главного отличия от русских респонденты-сету видят в языке (этот ответ дали 64% опрошенных), второе место занимает сетуская национальная культура, т.е. одежда, обычаи, песни (в сумме - 19% ответов). Не видят своего отличия от русских 13% опрошенных сету.
На первом месте в отличиях от эстонцев также стоит язык (50%), вторую позицию занимает религия (24%), третью - национальная культура (20%). Не видят своего отличия от эстонцев 6% респондентов, обычно обладающих эстонским этническим самосознанием.
Как мы уже отмечали, к 2005 г., по сравнению с 1999 г., число сету в Печорском райо-
не сократилось примерно вдвое: с 500 чел. до 250 чел., или с 390 чел. до 180 чел. в сельской местности района. Уменьшение численности сету более чем на 200 чел. объясняется равным действием двух демографических процессов: механической убылью (выездом сету в Эстонию) и естественной убылью (смертностью). Смертность за прошедшие шесть лет привела к уменьшению численности сету примерно на 100 чел., почти такую же убыль дал продолжающийся отток печорских сету в Эстонию.
Но напомним, что за последние пятнадцать лет, т.е. с момента объявления независимости Эстонии и становления новых государственных границ, разделивших ареал расселения сету на две части, численность печорских сету сократилась не менее, чем в четыре раза (с 1 тыс. чел. в 1989-1990 гг.), причем, главным образом, за счет переезда сету из России в Эстонию. Естественная убыль за это время составила не более 200 чел., т.е. всего лишь около четвертой части общего сокращения численности печорских сету. Если отмеченная демографическая тенденция сохранится в ближайшие пять лет, то к 2010 г. численность сету в Печорском районе сократится еще на 100-150 чел., т.е. составит уже менее 100 чел., а к 2015 г. на российской территории сохранятся лишь единичные представители народа сету.
Литература
1. Алексеев Ю. В., Манаков А. Г. Народ сету: между Россией и Эстонией. - М.: Издательство «Европа», 2005. - 104 с.
2. Манаков А. Г. Расселение и динамика численности сету в ХХ веке // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. - Псков, 1995, № 3. - С. 128-139.
3. Манаков А. Г. Сету Печорского района на рубеже тысячелетий (по результатам социально-демографического исследования летом 1999 г.) // Псков: научно-практический, историко-краеведческий журнал. - Псков, 2001, № 14, 2001. - С. 189-199.
4. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: Этнокультурная география Запада России и стран Балтии. -Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. - 296 с.