Галина Юрьевна Гагарина,
кандидат экономических наук, зав. кафедрой национальной и региональной экономики, Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова
СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Сетевые структуры (сети) как экономическая категория представлены в научной литературе широким спектром определений. Автора статьи интересуют сети в первую очередь с точки зрения возможности взаимодействия и интеграции институтов в экономическом пространстве регионов. Процесс формирования сетей определяется законами рынка: там, где экономическая деятельность активизируется, происходит концентрация сетевых структур и усиливаются интеграционные связи хозяйственных единиц. Переход от концепции изучения региона как квазигосударства к концепции региона как квазикорпорации требует новых подходов к системе регионального управления. Для осуществления эффективного территориального управления необходимы связность и цельность пространства, нужны культурные региональные и муниципальные сети, ключевыми точками которых выступают города и крупные промышленные узлы. В данной ситуации сетевые структуры могут способствовать интеграции региональных экономик, привлечению новых инвестиций, повышению их конкурентоспособности на основе усиления инновационной составляющей в моделях регионального роста. Организация сетевых структур не требует управления ими из центра, так как для создания продукта используются коллективные активы нескольких фирм, связанных стоимостной цепочкой, причем в роли фирм могут выступать и регионы. Таким образом, в основе работы сетевых организаций могут лежать самые разнообразные модели, и определяющее воздействие на этот процесс оказывает глобализация.
Ключевые слова: сетевая структура, регион-квазикорпорация, интеграция регионов, инвестиции, инновационное развитие.
G.Yu. Gagarina
NETWORK STRUCTURES AND THEIR ROLE IN SHAPING AND DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION
The paper states that network structure as an economic category has a wide range of definitions. The author is interested in networks in terms of interoperability and integration of institutions in regional economy. The process of establishing a network is determined by laws of the market: where the economic activity is present, there is a concentration of network structures and enhanced integration of economic units. The transition from the concept of exploring the region as a quasistate to the concept of quasi corporation requires new approaches to the system of regional governance. Effective territorial control requires coherence and integrity of cultural, regional and municipal networks, where the key points are cities and major industrial sites. In this situation, the network structure can facilitate the integration of regional economies, attract new investment, enhance their competitiveness by strengthening innovation component in the models of regional growth. The organization of networks does not require management from the center because creation of a product requires using collective assets of several companies related by the value chain, and the role of firms can be played by the regions. Thus, at the heart of network organization can be a variety of models, and a decisive influence on this process is exerted by globalization.
Keywords: network structure, region, quasi-integration of the region, investment, innovation development.
УДК 330.341.42
В современных условиях взаимодействие экономических субъектов и объектов опосредовано некоторой упорядоченной системой экономических взаимосвязей, образующих сеть. Сетевые структуры (сети) как экономическая категория представлены в научной литературе достаточно широким спектром определений, где они рассматриваются с позиций различных научных направлений. Эти позиции с определенной степенью условности можно разделить на три основные группы, в зависимости от объекта и предмета исследования:
1) сеть как способ взаимодействия по вертикали и по горизонтали организаций, самостоятельных в правовом, но зависимых в экономическом отношении [3; 4; 5];
2) сеть как способ интеграции организаций, т.е. объединение их через систему вертикальных и горизонтальных кооперационных соглашений, контрактов, как способ координации их деятельности и привлечения новых партнеров [5; 9; 10];
3) сеть как институт, определяющий правила взаимодействия и интеграции предприятий экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей. Институциональное направление мотивирует организации активизировать свою деятельность и заставляет их развиваться в соответствии с основными правилами, требованиями и нормами окружающей сетевой (корпоративной) среды [7; 11].
Однако авторы не всегда достаточно четко отражают наиболее важные свойства и возможности региональных и муниципальных сетевых структур, не раскрывают связи между взаимодействием, интеграцией и институтом, которые являются последовательными и необходимыми этапами в процессе формирования и функционирования сетей.
Так, на первом этапе взаимодействие между предприятиями может носить спорадический и недолговременный характер. На втором этапе связи становятся более устойчивыми и долговременными на базе кооперации и координации деятельности предприятий; топология связей становится более сложной, а взаимозависимость предприятий - более тесной на базе интеграции интересов и целей. И, наконец, на третьем этапе интеграционное образование формируется как институт, т.е. как некоторая региональная или муниципальная сетевая структура.
Для наглядного представления региональные и муниципальные сети можно обрисовать как систему узлов (объектов и субъектов экономических отношений). Данные контакты регулируют и определяют правила работы узлов в определенном регионе. Контакты-связи между предприятиями могут носить характер финансовых, материальных, ресурсных и социальных потоков. Сеть можно охарактеризовать как «паутину», имеющую разную плотность в зависимости от местоположения.
Там, где плотность выше, образуются хозяйственные интеграции различного вида - «жесткие» (холдинги, концерны, конгломераты); «мягкие» (региональные и муниципальные хозяйственные комплексы, ассоциации, союзы, альянсы); «средние» (к ним относятся финансово-промышленные и деловые группы). Но контакты могут как прерываться, так и образовываться, преодолевая инерцию натяжения прежних связей. Процесс формирования сетей определяется законами рынка, в частности тем, который объясняет концентрацию экономической деятельности на какой-либо территории получением более высокой прибыли на вложенный капитал. И именно в этом месте сети происходит сгущение и интеграция. Там же, где прибыль невысока, сеть отличается разреженностью. Таким образом, сеть подвижна, постоянно меняется ее плотность в разных местах в зависимости от ситуации на рынке. В одних местах связи рвутся, в других - образуются новые, и там, где когда-то было разрежение, может образоваться сгущение, т.е. усиливаются интеграционные связи хозяйственных единиц (экономических агентов).
Такие объединения, как сетевые структуры, «требуют значительно более высокого уровня доверительности взаимоотношений, которые в условиях всеобщего взаимного недоверия экономических агентов и в условиях экономического кризиса, достаточно трудно достижимы» [2]. Многие объединения предприятий и организаций в России носят условный характер, поскольку их взаимодействия не являются доверительными и, как правило, имеют односторонний характер.
И. Ансофф в своей классической работе [1] выделяет синергизм четырех типов: 1) синергизм реализации продукции; 2) синергизм оперативного управления; 3) финансово-инвестиционный синергизм и 4) синергизм менеджмента, который встречается реже всего. С учетом
этих четырех типов синергизма предлагаем различать следующие формы территориальных производственных сетевых структур: 1) оперативно-сбытовая форма (наличие двух первых типов синергизма); 2) финансовоуправленческая форма (наличие третьего и четвертого типов синергизма); 3) комплексная форма (комбинация всех типов синергизма). Возникновение эффекта синергии во многом зависит от того, насколько рационально организовано взаимодействие предприятий. Эффект синергии должен планироваться и контролироваться, т.е. во многом зависит от качества управления. Кроме того, сетевые структуры требуют высокого уровня доверия, которого в настоящее время достичь бывает непросто. Согласно концепции И. Ансоффа для описания видов синергических эффектов достаточно четырех переменных: 1) увеличение прибыли; 2) снижение затрат;
3) уменьшение потребности в инвестициях; 4) сокращение сроков достижения поставленной цели.
Принято выделять два механизма образования синергетического эффекта от образования сетевой структуры:
- затратно-распределительный;
- безвозмездно-доверительный.
В территориальной сетевой структуре взаимодействия предприятий происходят по следующим этапам:
• первый этап включает в себя анализ и разработку различных вариантов межфирменного взаимодействия. При этом рассматриваются конкретные задачи, которые требуется решить в процессе взаимодействия, и способы их решения;
• на втором этапе выбирается механизм реализации взаимодействия, адекватный поставленным задачам. Определяются виды затрат и выгод, которые возникают от формирующегося взаимодействия;
• на третьем этапе проводится количественная оценка эффекта сетевого взаимодействия - величина доходов и затрат, синергетического эффекта;
• на четвертом этапе анализируются полученные результаты и вносятся необходимые коррективы.
Варианты сетевого взаимодействия условно могут быть разделены на две группы:
1. Варианты, предполагающие рациональное использование предприятиями уже имеющегося у них ресурсного потенциала без его количественного изменения. Например, более рациональное использование парка оборудования, применение субаренды на имеющихся арендуемых площадях и т.д. Эти варианты характеризуются как дополнительными доходами, так и уменьшением затрат вследствие снижения амортизации, уменьшения расходов на эксплуатацию, ремонт и обслуживание техники и т.д.
2. Варианты, предполагающие совместные стратегии с целью увеличения потенциала имеющихся в распоряжении ресурсов: совместное приобретение дорогостоящей и редко применяемой техники, получение больших кредитов и т.д. Эти варианты характеризуются как ростом затрат, так и ростом эффекта для участвующих в сетевом взаимодействии предприятий. Причем затраты и результаты должны быть сопоставлены для оценки их эффективности, так как они обусловливают как рост постоянных издержек, так и изменение эффективности использования ресурсов за счет осуществляемых мероприятий.
В последние годы в региональной науке произошли существенные изменения: четко прослеживается тенденция перехода от исследования региона в качестве квазигосударства, полностью самостоятельного и по возможности самодостаточного, к концепции региона как квазикорпорации: «Регион рассматривается не как государство в государстве, а как квазикомпания, что приводит к необходимости оценки конкурентных преимуществ территории, ... а успешное развитие региона, возможности привлечения инвестиций связаны с формированием корпоративного образа и содействием развитию этой своеобразной корпорации» [8].
Основной целью региона-квазикорпорации является получение максимальной прибыли при производстве товара. Под товаром в данном случае понимается сам регион, его потенциал, а под покупателями - инвесторы, готовые прийти на территорию региона со своими деньгами для вложения их в развитие региона. От количества и качества инвесторов в дальнейшем будет зависеть качество жизни проживающего на территории населения, а следовательно, качество человеческого капитала, что станет одним из привлекательных моментов для последующих инвестиций в регион.
Однако регион как квазикорпорация не может опираться в своем развитии только на собственный потенциал и внутренние ресурсы. Эпоха глобализации требует как можно более разветвленных и разнообразных контактов с участниками рынка, в роли которых выступают другие регионы. Каждый регион обладает различным набором экономических активов, уникальными компетенциями для инновационной деятельности, собственным пулом предпринимателей, а также уникальными возможностями на глобальном рынке.
Для осуществления эффективного территориального управления необходимы связность и цельность пространства, нужны культурные региональные и муниципальные сети, ключевыми точками которых выступают города и крупные промышленные узлы. Города и крупные хозяйственные центры, с одной стороны, являются узлами глобальной сети, а с другой стороны, сами представляют собой муниципальные сети, являясь подсистемой региональной сети. Они сочетают глобальную включенность в крупные региональные сети и локальную исключительность, выступая моторами развития регионов и стран. Через освоение регионов происходит капитализация территории, прежде всего человеческих ресурсов, и ядром этого процесса являются города и промышленные центры, в процессе развития которых происходит капитализация освоенного экономического пространства.
Организация сетевых структур не требует управления ими из центра, так как для создания продукта используются коллективные активы нескольких фирм, связанных стоимостной цепочкой, причем в роли фирм могут выступать и регионы. На управление потоками ресурсов в первую очередь воздействуют рыночные, а не административные механизмы. Участники сетей, признавая взаимозависимость, обмениваются информацией и
более тесно кооперируются. При возникновении новой сети от ее участников ожидается активное поведение, улучшающее конечный продукт или услуги, а не простое выполнение конкретных обязательств. И это является основой инновационной экономики.
Сеть может формироваться целенаправленно, и ее основными функциями будут сбор и анализ передового опыта, научных знаний для точного отслеживания научно-технического развития в интересующей области. Региональные интеграционные сети должны способствовать выстраиванию эффективных коммуникаций, расширению географии однотипной деятельности и созданию регионального интеграционного пространства. Особое значение в процессе формирования сети и усиления их конкурентоспособности имеют знания, представляющие собой особую форму нематериального ресурса в постиндутриальной экономике и способствующие формированию ключевых компетенций как участников сети, так и всей сети. Как отмечалось в докладе Туринской группы , «сетевая деятельность -это не просто метод, но и концептуальный подход, который в различных аспектах может касаться самых разнообразных вопросов и применяться по-разному». Таким образом, в основе работы сетевых организаций могут лежать самые разнообразные модели, и определяющее воздействие на этот процесс оказывает глобализация.
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2000.
2. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами / пер. с англ.; гл. ред. серии Я.В. Соколов. М: Финансы и статистика, 2005.
3. Зибер П. Управление сетью как ключевая компетенция предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 3.
4. Катькало B.C. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980 - 90-е годы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5: экономика. 1999. Вып. 2.
5. Котлер Ф, Агрол Р. Маркетинг в условиях сетевой экономики // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.
6. Мильнер Б.З. Теория организации: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.
7. Раисе М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1.
8. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / рук. авт. кол. и отв. ред. А.Г. Гранберг. М.: Экономика, 2000.
9. Рюэгг-Штюрм И., Ахтенхаген Л. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость? // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
10. Третьяк О. Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга // Российский экономический журнал. 2001. № 2.
11. Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. 2003. Т. 1. № 2.