УДК 37.035.461
СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ КОНКУРСОВ
NETWORK COMMUNITIES OF TEACHERS AND THEIR ROLE IN INCREASE OF EFFICIENCY OF DISTANCE COMPETITIONS
А. А. Бельчусов A. A. Belchusov
ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Профессиональные сетевые сообщества учителей стали местом обмена педагогическим опытом, альтернативной формой повышения квалификации и продолжают собирать самых активных педагогов. Дистанционные конкурсы также привлекают внимание в первую очередь активных педагогов, владеющих информационно-коммуникационными технологиями. Для таких педагогов сообщество, соответствующее тематике конкурса, - место для общения с организаторами конкурса и возможность высказать свои предложения и замечания. Тому, насколько эффективнее проводят дистанционные конкурсы педагоги, состоящие в сетевых сообществах, и посвящена данная статья.
Abstract. Teacher professional network communities appeared to be the place of sharing pedagogical experience, an alternative form of professional development. These professional network communities are still attracting the most active teachers. Distance competitions also attract attention of the active teachers who can use information-communication technologies. For such teachers the community, which corresponds to the subject of a competition, is a discussion platform where teachers have an opportunity of dealing with the organizers of a competition and sharing their suggestions and remarks. The article deals with the effective ways of running distance competitions by teachers who are in network communities.
Ключевые слова: конкурс, дистанционный, сетевое сообщество, педагогическое
сообщество, эффективность.
Keywords: соmpetition, distance, network community, pedagogical community, efficiency.
Актуальность исследуемой проблемы. Многие Интернет-ресурсы предоставляют возможность создания сетевого сообщества. Это могут быть как специализированные порталы «Интернет-педсовет» (http://pedsovet.org) или «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), так и порталы общего назначения, например, «Национальная почтовая служба»
(http://www.mail.ru/). Многими авторами [3], [7], [8], [9], [10] показана ценность сетевых сообществ для повышении квалификации учителей. С другой стороны, на наш взгляд, вопрос о влиянии сетевого сообщества на конкретные мероприятия, проводимые педагогом, в частности, на организацию и проведение дистанционных конкурсов, изучен недостаточно.
Материал и методика исследований. Материалом исследования послужили результаты анкетирования учителей-координаторов конкурса «Инфознайка», протокол обсуждений членов сетевого сообщества «Конкурс Инфознайка», содержание почтовой переписки c учителями-координаторами. Методы исследования - анкетирование, анализ документов, сравнительный анализ, статистический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. По определению С. И. Ожегова, сообщество - это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы и цели. Латинский корень «communus» означает «общий, совместный, коллективный, корпоративный или глобальный». Сетевое сообщество (Net Community, Virtual Community) - это группа людей, взаимодействующих между собой в виртуальном пространстве. Термин «виртуальное сообщество» введен в 1993 г. Говардом Рейнгольдом - американским исследователем социальных отношений в сети - в книге «Virtual Community». Рейнгольд приводит следующее определение: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает открытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве» [4].
Дж. Дьюи подчеркивал, что любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения. Он даже разрабатывал критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации того или иного сообщества. Первые попытки анализа средств коммуникации с точки зрения их пригодности к использованию в педагогическом процессе в рамках учебного сообщества можно обнаружить в работах французского педагога Селестина Френе, который разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть [8].
И. С. Мансурова выделяет следующие принципы конструирования сетевых сообществ:
- четкую определенность границ группы;
- возможность членов группы взаимодействовать между собой, узнавать друг друга, встречаться, а также владеть информацией об общей истории;
- существование четких правил, которые регулируют использование коллективных благ и которые могут меняться с согласия членов группы;
- наличие системы наблюдения членами сообщества за поведением друг друга и использование системы санкций для его регуляции;
- возможность членов сообщества в процессе коммуникации реализовывать свои личные и общие цели [5].
Последний пункт нам представляется наиболее важным, так как, на наш взгляд, сетевое сообщество может формироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. Такой деятельностью в нашем случае является организация и проведение дистанционного конкурса. Приведем высказывание С. В. Некрасовой - координатора конкурса «Инфознайка», активно использующей сетевые сообщества в своей работе, - о деятельности учителя в сети Интернет: «Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети Интернет? Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Я знаю, что учителя школ нашего района ведут такую работу. Например, в нашей школе школьники принимают активное участие во всероссийских предметных дистанционных молодежных чемпионатах, организованных "Центром развития одаренности" города Перми, во Всероссийской игре-конкурсе по информатике "Инфознайка", организованной общественной организацией "Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования", в конкурсах системы добровольной сертификации информационных технологий, в дистанционном проекте "Лицо школы - 2010". Всего в дистанционных олимпиадах и конкурсах только в прошлом
учебном году приняли участие 195 учащихся школы» [6]. Таким образом, учителя-практики давно используют сетевые сообщества для организации внеурочной деятельности по своему предмету.
В результате проведенного нами анализа работы образовательных сообществ, таких как «Всероссийский Интернет-педсовет», «Сеть творческих учителей»,
«Социальная сеть работников образования», «Открытый класс», «Открытое
педагогическое объединение ИнтерНика» и др., были выявлены следующие мотивы вступления учителей в сетевые педагогические сообщества: неформальное общение, ресурс методической поддержки, повышение квалификации, получение новостей и объявлений, получение общественного признания.
Многие исследователи сетевых сообществ подчеркивают, что люди учатся лучше всего у своих коллег по работе, наблюдателей или наставников, а также через другие неофициальные средства [1]. Н. П. Брагинова отмечает, что участие в сетевых сообществах не только стимулирует профессиональный рост педагогов, но и придает им уверенность в себе [2]. Боязнь учителя показаться некомпетентным и неуверенность в собственных силах являются одними из главных причин отказа от участия в дистанционных мероприятиях: конкурсах, играх, олимпиадах и т. д. Активность и уверенность, обусловленные в том числе и поддержкой коллег, наоборот, позволяют эффективно проводить дистанционные мероприятия.
Под эффективностью организации дистанционных конкурсов в школе будем понимать максимальное увеличение охвата ими учащихся при минимизации времени, затрачиваемого учителем на организацию и проведение конкурса.
Использование сетевого сообщества как среды для организации и сопровождения дистанционных конкурсов дает следующие преимущества. Во-первых, это готовая целевая аудитория. Во-вторых, хорошо зарекомендовавшие себя технологии WEB 2.0 позволяют проводить опросы, осуществлять голосование за конкурсные работы, размещать инструкции для участников и собирать конкурсные работы. В-третьих, появляется возможность общения оргкомитета и участников конкурса на форумах и блогах.
Для участников игры-конкурса «Инфознайка» было создано семь сетевых сообществ с одинаковым названием «Инфознайка» на различных сетевых ресурсах (табл. 1).
Таблица 1
Перечень сетевых педагогических сообществ конкурса «Инфознайка»
№№ п/п Ссылка Ресурс (социальная сеть) Количество участников, человек
1. http://my.mail.ru/community/infoznaika/ МойМир@mail .ru 363
2. http://internika.org/groups/infoznaika Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика» 36
З. http://belchusov.vkruaudruzei. ru/ my /groups new/groups.asp?id group=35497 Социальная сеть «В кругу друзей» 31
4. http://www.openclass.ru/communities/169910 «Открытый класс» - сетевые образовательные сообщества 9
5. https://groups.google.com/group/infoznaika?hl=ru Google Группы 7
б. http://planeta.rambler.ru/community/infoznaika/ Rambler Планета 5
7. http://nsportal.ru/infoznaika Социальная сеть работников образования 4
Наибольшей популярностью пользуется сообщество, созданное на
МойМир@шай.гц. Данный факт объясняется тем, что практически половина учителей-координаторов конкурса имеет адрес электронной почты на почтовом сервере mail.ru и для вступления в данное сообщество им не требуется дополнительная регистрация.
В ходе исследования организации и проведения дистанционных конкурсов в школе как формы внеурочной деятельности учащихся мы сформулировали
педагогические условия повышения эффективности процесса организации и
проведения этих конкурсов:
• выполнение педагогических принципов организации и проведения дистанционных конкурсов;
• содействие администрации образовательного учреждения деятельности учителя по организации и проведению дистанционных конкурсов;
• высокий уровень мотивации педагогов в процессе организации дистанционных конкурсов;
• эмоционально-доверительные отношения между учителями и учащимися;
• высокий уровень технического обеспечения школы.
Для проведения эксперимента в контрольную группу были отобраны учителя, проводившие конкурс в 2011 г., имеющие электронную почту на портале mail.ru и, следовательно, потенциальную возможность вступить в сообщество без дополнительной регистрации. В экспериментальную группу были включены учителя, являющиеся членами сообщества и проводившие конкурс в 2011 г. В итоге объем контрольной выборки составил 1909, а экспериментальной - 211 человек (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение количества учащихся контрольной и экспериментальной групп и их обращений по электронной почте
Группы Количество человек Количество учителей, привлекших к конкурсу свыше 300 учеников Количество обращений по электронной почте
Контрольная 1909 96 (5,0 %) 623 (32,0 %)
Экспериментальная 211 26 (12,0 %) 44 (20,0 %)
Из таблицы видно, что количество и процентное соотношение учителей, привлекших большое количество участников, в экспериментальной группе почти вдвое выше. Члены сообщества также примерно в 1,5 раза реже обращались за помощью по электронной почте в оргкомитет.
Статистические данные в приведенных ниже таблицах подтверждают некоторые сформулированные ранее педагогические условия. Соблюдение педагогических принципов организации и проведения дистанционных конкурсов подразумевает непрерывность и преемственность подготовки учителей на всех уровнях профессионального и послевузовского (последипломного) образования и организацию интерактивного взаимодействия участников с организатором конкурса и друг с другом (табл. 3, 4).
Таблица 3
Непрерывность и преемственность подготовки учителей на всех уровнях профессионального и послевузовского (последипломного) образования
Вопросы Доля респондентов, ответивших положительно, %
Группа вопросов о педагогической деятельности учителя контр. гр. эксп. гр.
У вас имеются публикации в сборниках, составленных по результатам конференций? 30 45
У вас имеются методические разработки по внеурочной деятельности по информатике? 55 67
Вы сами организовывали какие-нибудь конкурсы районного или регионального уровня? 20 41
Вы участвовали в видеоконференциях? 29 47
Вы принимали участие в других дистанционных конкурсах? 62 74
Цель использования материалов и результатов дистанционных конкурсов в своей работе (варианты ответов)
Для формирования портфолио 66 54
В отчетах методического объединения учителей информатики 54 66
Для индивидуальной работы с одаренными детьми 65 56
Как промежуточный тестовый контроль 27 43
На уроках информатики как дополнительный материал 64 75
Для стенгазет 32 46
Для проведения школьных турниров/декад и т. п. по информатике 54 64
Из приведенных данных видно, что в экспериментальной группе процент учителей, имеющих публикации, методические разработки, принимающих участие в дистанционных конкурсах, видеоконференциях, т. е. имеющих реальные достижения в педагогической деятельности, выше. Показательно, что в этой группе учителя участвуют в дистанционных конкурсах не ради пополнения портфолио, а для получения материалов, которые затем используют в работе методического объединения, для тестового контроля, стенгазет, проведения школьных турниров по информатике и т. д.
Таблица 4
Организация интерактивного взаимодействия участников с организатором конкурса и друг с другом
Вопросы Доля респондентов, ответивших положительно, %
Группа вопросов об общении с оргкомитетом контр. гр. эксп. гр.
Вы обращались в оргкомитет с вопросами? 18 37
Помогли ли вам консультации с оргкомитетом? 20 38
Анкетный опрос показал, что учителя экспериментальной группы чаще обращались за консультациями в оргкомитет. Эти данные противоречат табл. 2, составленной по архивам электронной переписки и свидетельствующей об обратном. Данный факт мы объясняем тем, что и процент удовлетворенности консультациями в экспериментальной группе выше примерно на такую же величину, т. е. учителя контрольной группы в силу своей неудовлетворенности консультациями просто «забыли» о своих обращениях за помощью в оргкомитет.
Таблица 5
Высокий уровень мотивации педагогов в процессе организации дистанционных конкурсов
Вопросы Доля респондентов, ответивших положительно, %
Группа вопросов об участии в новых проектах контр. гр. эксп. гр.
Вы хотели бы получить материалы по организации кружка «Инфознайка»? 71 80
Желаете ли вы выступить в качестве базовой школы ЧРО Академии информатизации образования 19 31
Хотели бы вы получить электронный учебник, сформированный в соответствии с результатами ваших учеников, уровнем их знаний, проявленных в ходе конкурса Инфознайка? 65 84
Анализ табл. 5 показывает, что учителя контрольной группы менее мотивированны, т. е. они сдержаннее относятся к участию в новых проектах и инициативах оргкомитета, даже по сути дела в тех, которые не требуют от них дополнительных затрат времени.
Таблица 6
Эмоционально-доверительные отношения между учителями и учащимися
Варианты ответов Доля респондентов, %
Что является лучшим призом для учеников за победу в конкурсе? контр. гр. эксп. гр.
сборник с разбором задач игры «Инфознайка» 44 55
Что является лучшей наградой для учителя-координатора?
памятный приз, как и у ученика 55 70
рекомендации к решению задач 66 81
Наблюдая за работой сообщества и его составом, мы обнаружили, что около 1/3 его членов составляют учащиеся. Уже этим фактом можно подтвердить доверительные отношения между учениками и учителями, возникшие в ходе конкурса. Дополнительно отметим, что среди учителей экспериментальной группы выше процент желающих получить такой же памятный приз, как и их ученики (табл. 6).
Таблица 7
Уровень технического обеспечения школ.
Содействие администрации в организации и проведении дистанционных конкурсов
Вопросы Доля респондентов, ответивших положительно, %
Группа вопросов о материальном обеспечении школыг контр. гр. эксп. гр.
Доступ учеников в компьютерный класс, если в нем нет занятий, свободный? 66 56
Есть ли заместитель директора по информатизации? 28 39
Руководство школы (района) поддерживает внеурочную деятельность по информатике? 60 58
Интернет в школе доступен для учеников? 55 44
Данные о материально-техническом оснащении школ (табл. 7) говорят о необходимости дальнейшего уточнения принципов:
• содействие администрации образовательного учреждения деятельности учителя в организации и проведении дистанционных конкурсов;
• высокий уровень технического обеспечения школ.
В экспериментальной и контрольной группах не выявлено расхождений по вопросу поддержки администрацией школы внеурочной деятельности по информатике. Более того, школы, в которых работают учителя экспериментальной группы, показавшие высокую активность в дистанционных конкурсах, оснащены слабее: в них больше учеников на один компьютер, сильнее ограничен доступ учеников в компьютерный класс и к сети Интернет.
Резюме. Сетевые педагогические сообщества в полной мере можно использовать для повышения эффективности организации и проведения дистанционных конкурсов как систему подготовки учителей, способных проводить дистанционные конкурсы в образовательных учреждениях. Сетевые педагогические сообщества обеспечивают непрерывность и преемственность подготовки учителей на всех уровнях профессионального и послевузовского (последипломного) образования и позволяют организовать интерактивное взаимодействие участников с организаторами конкурса и друг с другом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Allen S. Virtual Communities of Practice as Learning Networks Executive Summary. Brigham Young University Instructional Psychology and Technology, 2003 [Электронный ресурс] / S. Allen, Ure Donna, Evans Stephen. - Режим доступа: http://www.masie.com/researchgrants/2003/BY_Final_Report.pdf.
2. Брагинова, Н. П. Почему учителя не вступают в сетевые педагогические сообщества? (на примере педагогов школ Республики Карелия) / Н. П. Брагинова. - М. : МВШСЭН, 2008. - 56 с.
3. Владимирова, Л. П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах / Л. П. Владимирова // Информатика и образование. - 2006. - № 6. - С. 56-61.
4. Коноплицкий, С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа [Электронный ресурс] / С. Коноплицкий. - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu. ru/images/pubs/2006/06/20/0000280352/11_
Konoplitskij.pdf.
5. Мансурова, И. С. Сетевые сообщества как особая форма коммуникации: современное состояние проблемы [Электронный ресурс] / И. С. Мансурова. - Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/cdosite/ConfEng/articles/article19.htm.
6. Некрасова, С. В. Перспективы развития педагогических сетевых сообществ и условия их
организации [Электронный ресурс] / С. В. Некрасова. - Режим доступа:
http://www.docme.ru/doc/3118/perspektivy-razvitiya-pedagogicheskih-setevyh-soobshhestv.
7. Патаракин, Е. Д. Сетевые сообщества и обучение / Е. Д. Патаракин. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 112 с.
8. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
9. Сергеев, А. Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Сергеев. - СПб., 2010. - 39 с.
10. Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике : учебное пособие для педагогических вузов / Н. В. Софронова. - М. : Высшая школа, 2004. - 226 с.