Научная статья на тему 'Сетевые сообщества образовательной направленности в поликультурном контексте: метод открытого контента'

Сетевые сообщества образовательной направленности в поликультурном контексте: метод открытого контента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
477
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СООБЩЕСТВА / ОТКРЫТЫЙ КОНТЕНТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ ДИДАКТИКА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ДИДАКТИКА / ONLINE COMMUNITIES / OPEN CONTENT / INFORMATION ENVIRONMENT / COMMUNICATIVE AND PEDAGOGICAL INNOVATIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CROSS-CULTURAL DIDACTICS / MULTIMEDIA DIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратухина Ю. В., Чамина О. Г.

В статье делается попытка описать общие тенденции организации педагогической коммуникации в образовательных сетевых сообществах разных культур за счет формирования открытого контента, на основании рассмотрения социокультурной специфики образовательных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таратухина Ю. В., Чамина О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ONLINE COMMUNITIES IN MULTICULTURAL CONTEXT: OPEN CONTENT

In the paper the general trends in the organization of educational communications related with open content development in educational network communities in different cultural environments are discussed, taking into consideration the socio-cultural characteristics of educational systems.

Текст научной работы на тему «Сетевые сообщества образовательной направленности в поликультурном контексте: метод открытого контента»

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ: МЕТОД ОТКРЫТОГО КОНТЕНТА

Ю.В. Таратухина,

доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

О.Г. Чамина,

старший преподаватель кафедры прикладной лингвистики Ульяновского государственного технического университета

Адрес: г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33/5 E-mail:[email protected], [email protected]

f В статье делается попытка описать общие тенденции организации педагогической коммуни-\ кации в образовательных сетевых сообществах разных культур за счет формирования открытого ^ контента, на основании рассмотрения социокультурной специфики образовательных систем. Jj

Ключевые слова: сетевые сообщества, открытый контент, информационная среда, коммуникативнопедагогические инновации, образовательное пространство, кросс-культурная дидактика, мультимедийная дидактика.

Введение

Современное образовательное пространство представляет собой сосуществование оффлайн и он-лайн структур и, собственно, их взаимодействие не только в монокультурном но и в поликультурном формате, что обусловлено интеграционными процессами и вхождением России в международное образовательное сообщество. Безусловно, одной из характерных особенностей

современного образовательного пространства является возникновение сетевых сообществ, многие из которых являются интернациональными. Соответственно, представляется актуальным исследование взаимосвязи когнитивных констант и некоторых особенностей образовательных процессов в сетевых сообществах, в частности, особенностей формирования открытого контента в сетевых сообществах, относящихся к разным культурам.

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г.

3

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

1. Социокультурная специфика образовательных моделей

В настоящее время мировое образовательное пространство включает в себя несколько национальных моделей образования, зачатую имеющих разноуровневый, неоднородный характер. В первую очередь, это обусловлено диффирен-цированным социокультурным базисом, различными уровнями развития экономической и социальной систем. Сегодня можно выделить три типа регионов с разной степенью активности реагирующих на новые веяния в образовательных процессах [2]. К числу регионов, очень активно генерирующих образовательные процессы, можно отнести страны Западной Европы, США, Канаду, а также некоторые страны АзиатскоТихоокеанского региона. Активно реагируют на новые тенденции образовательного характера и Страны Латинской Америки. В то же время некоторые страны Юго-Восточной Азии и центральной Африки остаются совершенно инертными по отношению к интеграционным процессам в образовательном пространстве. При этом само существование образовательного пространства в рамках коммуникативно-культурного пространства будет, так или иначе, заключено в социальные, временные, поведенческие границы, а также в когнитивные мыслеречевые модели.

Существует довольно большое количество классификаций социокультурной коммуникативной специфики. В настоящей работе мы будем опираться на концепцию Г. Хофстеде, который выделил несколько основополагающих аспектов, характеризующих специфику коммуникации в разных культурах [7]. К таким аспектам относятся:

♦ индекс индивидуализма/коллективизма, основанный на самоориентации личности;

♦ степень иерархической дистанцированности, отражающая ориентацию на власть и авторитет;

♦ степень избежания неопределенности, характеризующая уровень готовности к риску;

♦ мужской или женский стиль деловых взаимоотношений, ориентированный на достижения.

Данную классификацию можно применить при анализе социокультурной специфики образовательных моделей. С. Мясоедов [4] утверждает, что с точки зрения дихотомии критериев индивидуализма и коллективизма в культуре цель обучения в ин-дивидуалистких странах (США, Канада, Австралия,

Великобритания и т.д.) состоит в том, чтобы подготовить индивида к самостоятельной и полноценной жизни в меняющемся мире. В данном контексте даются в основном общие алгоритмы и модели знаний, а также общий инструментарий, который можно применить в зависимости от конкретных задач. Огромная роль уделяется нестандартным, креативным подходам в решении задач, проектной деятельности, умению работать в команде. Дидактической доминантой является самостоятельно выстраивание знаний для решения задач, связанных с разнообразными проектами. Большое внимание уделяется непрерывному обучению, поскольку считается, что информация быстро устаревает.

В коллективистких культурах (Китай, Япония, арабские страны и т.п.) есть предубеждение, что обучение — во многом удел людей молодого возраста. Большой упор делается на получение фундаментальных знаний, что зачастую сопряжено с заучиванием и запоминанием огромного количества информации. Нередко теория не подкреплена практическими навыками. Таким образом, можно сказать, что в коллективистких культурах существует проблема практической применимости фундаментальных теоретических знаний.

С точки зрения критериев «низкой» и «высокой» дистанции власти в разных культурах, в образовательных пространствах есть некоторая специфика. Например, в культурах с низкой дистанцией власти (США, Великобритания, Канада, Австралия, страны Центральной Европы) обучающийся является центральной фигурой, все «крутится вокруг него». Учитель, тьютор, преподаватель, является скорее сопровождающей фигурой. Он не дает знания, а помогает самостоятельно находить необходимую информацию и делать выводы. Поэтому в культурах данного типа высока роль элективных курсов, внеаудиторных занятий. Напротив, в странах с высокой дистанцией власти (Китай, Япония) профессор — это «гуру», центральная фигура. Передаваемая им информация зачастую позиционируется как «бесценная», а занятия носят преимущественно аудиторный характер. С точки зрения критериев «мужественности» и «женственности» культур, «женственные» культуры (Швеция) ориентированы на психологический комфорт личности, социальную адаптацию и среднего обучающегося. В «мужественных» культурах (США) идет ориентация на лучшего, высокая конкуренция, внешние атрибуты академических успехов (портфолио, победы в олимпиадах, конкурсах и т.п).

4

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

С точки зрения критериев избегания неопределенности, в культурах с низкой степенью избегания неопределенности процесс обучения часто ведется по неструктурированным программам, с высоким уровнем вариативности и размытыми критериями оформления. В культурах с высокой степенью избегания неопределенности все подчинено строгому расписанию, инструкциям и учебно-методическим регламентациям. Здесь высока роль образовательных стандартов и типовых рекомендаций, которые постоянно совершенствуются, а в системе образования высока роль контролирующих органов.

Отсюда можно сделать вывод, что в различных культурах будут иметь место различные ценностные ориентиры в образовании, национальносоциокультурная специфика работы с информацией, дискурсивные структуры логических построений и т.д.

Что касается ценностной стороны образовательного процесса, то западные (индивидуалистские) культуры ориентированы преимущественно на результативность, в то время как восточные (коллективистские) ориентированы на сам процесс и сохранение гармоничной атмосферы.

Например, представители восточных культур при ответах на вопросы в рамках тестирования, как правило, негативно относятся к вопросам нацеленным на формулирование собственной точки зрения на проблему.

В западных культурах наоборот, вопросы, нацеленные на знание большого количества теоретической информации, не вызывают интерес. Теоретическая информация используется в ограниченных объемах, в то же время используется большое количество кейсов и практических заданий, рассчитанных на формирование навыков гибкости, адаптивности к нестандартным ситуациям, креативности.

Дискурсивные структуры логических построений, используемые в образовательных процессах, также имеют различия: как правило, представители западных культур чаще используют индуктивные речевые модели, восточных — дедуктивные. Безусловно, данные особенности создают проблемы адекватного взаимопонимания и эффективного обучения при реализации образовательных программ поликультурного формата, так как на сегодняшний день кросс-культурные дидактические исследования практически не ведутся.

С учетом обозначенных различий, представляет интерес вопрос о том, каким образом данные

культурологические особенности проявляют себя в формате сетевого образования, в том числе в поликультурном формате.

2. Основные особенности образовательной деятельности в сети

Основной особенностью образовательного процесса в информационном обществе является смена дидактического направления. Главной целью образования больше не является дать обучаемому сумму некоторых знаний, умений и навыков: доминантой становится развитие способностей к самообразованию, гибкое и креативное мышление, высокая мотивация.

Соответственно, для решения данных задач необходима трансформация образовательной среды, в основе которой лежит информационная инфраструктура, на базе которой строится индивидуальная образовательная среда.

Что касается форм обучения, то в данном контексте они также в большинстве своем отходят от традиционных (лекции, семинары) и в основном тяготеют к проектному формату, носящему познавательно-деятельностный характер.

С.В. Бондаренко [1] отмечено, что в сетевых сообществах присутствует новый принцип коммуникации. Согласно традиционной модели педагогической коммуникации в коллективе использовалась модель «от одного ко многим», а при индивидуальном обучении — «от одного к одному». В процессе функционирования сетевых сообществ образовательной направленности действует коммуникативный принцип «от всех ко всем». Данная коммуникативная модель ценна именно тем, что кроме формального и неформального общения на профессиональные темы, обмена опытом и педагогическими практиками, формируется толерантность, групповой и критический подход к решению задач, освоение децентрализованных моделей.

Как правило, в сообществах образовательной направленности можно выделить следующие виды педагогической деятельности: сетевые публикации, конкурсы, консультации, комментарии к материалам, дистанционное обучение, творческие лаборатории, проекты и т.д.

С.В. Бондаренко предлагает классификацию сетевых образовательных сообществ по следующим

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г

5

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

критериям: количественный состав участников, виды совместной деятельности, ориентация на определенные группы обучаемых.

На основании количественного критерия глобальную социальную общность Интернет можно представить как состоящую из макросоциальных и микросоциальных сетевых сообществ.

По видам совместной деятельности автор предлагает следующую классификацию сетевых сообществ:

Ф- виртуальное сетевое сообщество преподавателей (решаемые задачи: составление планов, совместная методическая деятельность и т.д.);

■ф виртуальное сетевое сообщество преподавателей и экспертов (решаемые задачи: двусторонний канал между преподавателями и экспертами по определенному предмету, благодаря которому учителя получают подготовку, новости, методическую поддержку и помощь, а эксперты имеют представление о реальном положении дел в сфере их профессиональных интересов);

■ф виртуальное сетевое сообщество учащихся и преподавателей (решаемые задачи: участники сообщества должны выполнить предложенный проект, в данном случае преподаватель воспринимается как один из участников, а не как абсолютный лидер);

Ф' виртуальное сетевое сообщество учащихся (решаемые задачи: обсуждение, выполнение проектов, решение общих проблем, взаимопомощь);

•ф виртуальное сетевое сообщество учащихся, преподавателей и экспертов — кластер виртуальных сетевых сообществ (решаемые задачи: учащиеся могут познакомиться с проблемами реального мира, таким образом, появится возможность преодолеть разрыв, который часто разделяет приобретение новых навыков и их применение в реальности.

Данная типология может быть реализована практически во всех видах сетевых сообществ: блогах, вики-сообществах, веб-форумах, чатах и т.п.

Под открытым контентом в настоящем контексте будем понимать методологию генерации и распределения информации как социального достояния в Интернет-среде. По сути, это все, что может быть представлено в цифровом виде (текстовый, музыкальный, видеоконтент и т.п.), исключая программное обеспечение.

Сам по себе феномен открытого контента представляет собой комплексное образование, включающее в себя методологии производства интеллек-

туальных продуктов, собственно сами продукты, находящиеся в свободном доступе, а также некую идеологию, объединяющую участников проектов.

Таким образом, сетевое образовательное сообщество представляется в виде веб-сайтов, на страницах которых присутствуют текстовые и мультимедийные материалы и материалы смежной тематики. Доступ к материалам и переход в гипертекстовом пространстве осуществляется при помощи внутренних и внешних ссылок. В отличие от офф-лайн формата, сетевые сообщества содержат интерактивные элементы в виде тестов, анимаций, игр, онлайн опросов, рассылок, блогов и системы поиска. Как правило, каждому сетевому образовательному сообществу, как веб-ресурсу, присваивается адрес в Интернет-пространстве, по которому его можно найти среди множества других сообществ.

К характерным чертам методологии открытого контента можно отнести ценность знания как такового, а также инновационность, которая обеспечивается за счет аккумуляции знаний участников сообщества.

По мере накопления некоторой критической массы образовательного контента, а также информации методического характера, возникает возможность создания уникальной образовательноинформационной среды для индивидуального обучения. Фактически получается, что во многих ситуациях обучающийся сам формирует индивидуальное образовательное пространство, а преподаватели в лишь помогают ему. Также можно отметить, что в сети имеет место движение за открытое обучение, которое выражается в возможности свободного распространения курсов и методик и создании средств их проектирования.

Стратегия развития образования в информационном обществе, по сути, нацелена на помощь обучающимся быстрее адаптироваться в условиях быстроменяющейся реальности, что выражается в переходе от работы с пассивным, «книжным» контентом к работе с интерактивным контентом.

Определим основные характеристики открытого контента, обязательные для любых сетевых образовательных сообществ:

• наличие «оригинального» контента. Под оригинальным контентом образовательного сообщества подразумевается контент учебно-методического содержания, выполняющий образовательную функцию, который полезен всем пользователям сообщества. В первую очередь, выделяется разви-

6

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

тая система рубрикации контента. Контент должен быть независим от дизайна веб-ресурса, что делает возможным участие в его разработке всех пользователей данного сообщества;

• широкие возможности работы с контентом. Возможность редактирования, добавления, изменения, удаления контента. При этом не требуется специальных технических знаний;

• встроенные системы поиска по различным параметрам. Наличие механизмов поиска контента, как расширенного, так и ключевого. Поисковая система должна обеспечивать полнотекстовый поиск информации портала. Таким образом, пользователь должен иметь возможность осуществлять поиск вхождения определенного слова или фразы в текст документов, полей описания ресурсов и т.д. Пользователь составляет поисковый запрос, отправляет его и получает список результатов, ранжированный по степени совпадения или по дате. Тривиальный поисковый запрос может представлять собой просто слово или фразу. Может быть предусмотрена возможность расширенного поиска, где пользователь заполняет поисковую форму;

• интегрированные (внутри системы) способности к адаптации интерфейса в зависимости от требований индивидуальных пользователей. Четкая и продуманная система пользовательских ролей и прав доступа для работы с контентом для пользователей сообщества (роль преподавателя, учителя, студента и т.д.);

• способность к управлению информацией во времени. Возможность взаимодействия пользователей внутри сетевых образовательных сообществ: добавление комментариев, отправка писем, содержащих вопросы по данной теме, возможность общения в форуме и т.д., а также возможность наращивания контента за счет простого подключения дополнительных модулей.

Интерактивность сетевого образовательного сообщества реализуется в следующих режимах:

• поисковой (инициативной);

• обучающей (активной);

• контрольной (тестирующей).

Учитывая вышеуказанные характеристики контента и диалоговый режим информационный среды образовательных сообществ, веб-ресурсы такого типа должны быть представлены системой управления доступа к контенту сайта (Content Management System, CMS).

Существует множество способов управления контентом веб-ресурса, начиная от простого механизма веб-журналов, допускающих ограниченную публикацию содержимого, до полнофункциональной интегрированной прикладной системы, на основе которой можно создать собственную систему управления контентом. При наличии большого количества вариантов в области систем с открытыми исходными кодами выбрать систему, подходящую для создания веб-ресурса подобного типа не так-то просто.

К основным функциональным возможностям CMS относятся:

Ф легкая расширяемость с использованием модульной интегрированной среды (отображение таксономии, персональные сообщения, закладки и т.д.);

Ф персонализация среды для индивидуального представления контента, основанного на предпочтениях пользователя;

Ф ролевая система полномочий, определяющая права доступа для просмотра и редактирования контента;

Ф полная индексация контента для поддержки операций поиска;

Ф поддержка других форм контента, таких как голосования, тематические комментарии и дискуссии;

Ф административная поддержка ведения журналов, анализа и веб-администрирования.

В конечном счете, сетевое образовательное сообщество представляет собой управляемое собрание ресурсов в интегрированной информационной среде. Информационная среда веб-ресурса позволяет конечному пользователю взаимодействовать с его контентом как с единым целым, а не с набором отдельных коллекций и услуг.

Система управления контентом не только создает среды для совместной творческой деятельности (форумы, информационные письма, галереи изображений, системы загрузки файлов и многое другое), но и обеспечивает надежную защиту от несанкционированного доступа, благодаря хорошо спроектированной системе безопасности с использованием технологий PHP, MySQL, JavaScript, HTML.

Для формирования открытого контента в сетевых сообществах используются такие функциональные модули CMS-системы как новости, подписка / рассылка новостей, опросы и голосования,

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г

7

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

форумы, обсуждения, доски объявлений, система «медиа-хранилище», вики-модули, блоги, чаты, комментарии, модули видео-чата, гостевые книги и т.д.

Таким образом, веб-ресурс такого типа предоставляет гибкую и удобную систему работы с контентом и выполняет множество функций, необходимых и достаточных для управления информацией:

• позволяет создавать, удалять и иерархически упорядочивать различные типы контента;

• автоматически формирует удобные средства навигации по сайту (ссылки на документы, различные меню, карту сайта, списки страниц, указатели пройденного пути и т.п.);

• оперирует разделами различных типов (статьи, новостные ленты, форумы, доски объявлений, почтовые формы, опросы, голосования и т.п.);

• наполняет страницы сайта блоками контента разных типов (текст, изображение, список, таблица и т.п.).

3. Специфика организации открытого контента в сетевых сообществах образовательного характера в разных культурах

Использование метода открытого контента в сетевых сообществах разных культурах носит дифференцированный характер.

Факторы, обуславливающие воздействие культурных констант на распространение образовательных сервисов веб 2.0, на сегодняшний день являются недостаточно изученными. Очевидно, что люди в разных культурах по-разному относятся к новым технологиям, новым сервисам и новым видам контента. Безусловно, все это должно учитываться при организации международных образовательных сообществ, в том числе и сетевых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опираясь на концепцию Г. Хофстеде, можно сделать вывод, что огромное влияние на характер и результативность коммуникации в сетевых образовательных структурах будут оказывать такие критерии, как специфика восприятия информации, открытость к инновациям, характерные особенности коммуникации в конкретной культуре, индексы индивидуализма-коллективизма и т.д. Жители стран с низкой дистанцией власти и низким уровнем избегания неопределенности легче приспосабливаются к новым компьютерным технологиям,

легче и эффективнее обучаются через Интернет и проявляют большую активность в социальных сетях образовательного характера. Например, если рассматривать взаимосвязь между индивидуализмом и проявлением активности при формировании открытого контента в образовательных социальных сетях, то можно заметить, что представителями стран с более высоким уровнем индивидуализма контент чаще дополнялся и менялся. Более того, пользователи чаше пытались производить уникальный контент, а не заниматься ретрансляцией уже существующего.

Интересны наблюдения, связанные с индексом дистанции власти в разных культурах. По сути, обмен информацией в сетевых сообществах образовательного характера представляет собой неиерархический процесс — информация идет «ото всех ко всем». Поэтому в обществах с высокой дистанцией власти, процесс принятия таких коммуникативных моделей в образовании будет требовать больших временных затрат и, возможно, будет менее эффективным, поскольку будет построен по принципу жесткой централизации.

Индекс избегания неопределенности может быть интересен тем, что в странах культурной группы с высоким индексом избегания неопределенности контент скорее будет организовываться в соответствии с существующими правилами и нормами, с воплощением минимума уникальных идей. Сетевые сервисы, характеризующиеся непредсказуемостью, будут более распространены в образовательных сообществах культур с низким уровнем избегания неопределенности.

По нашим наблюдениям, страны с высоким индексом индивидуализма (США, Великобритания) будут, в первую очередь, активными создателями уникального образовательного контента в сетевых сообществах. Интересно и то, что в культурах, имеющих коллективисткую специфику, образовательные сетевые сообщества будут функционировать преимущественно для потребления контента: передачи и обмена знаниями, получения рекомендаций и консультаций (Китай, Греция, Испания).

Более того, в культуры с высоким индексом индивидуализма нацелены на перформативность личности, что обуславливает большое наличие визуальных средств репрезентации знаний. В образовательных сообществах данных культур, например, можно наблюдать большое количество видеоконтента, наряду с текстовым форматом. Например,

8

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИКТ

в США, так или иначе, преобладает визуальный стиль, во Франции господствует аудиальная система репрезентации информации, Великобритания представляет собой нечто среднее с преобладанием визуальной доминанты. Можно предположить, что во многих образовательных сообществах США будет преобладать визуальный контент, в то время как во Франции — аудиальный.

Таким образом, мы имеем возможность наблюдать влияние когнитивных факторов социокультурного характера на некоторую специфику организации открытого контента в сетевых сообществах образовательного характера разных культурных групп. Все это, несомненно, представляется очень важным в контексте поликультурного образовательного пространства.

Заключение

Таким образом, можно отметить, что сетевое образовательное сообщество представляет собой управляемое собрание ресурсов в интегрированной информационной среде. Основная особенность коммуникации в сетевых образовательных сообществах обусловлена принципом «от всех ко всем». Ценность данной коммуникативной модели состоит в том, что, кроме профессиональной коммуникации теоретического и практического характера,

формируется толерантность, коллективный подход к решению задач и т.п.

Информационная среда веб-ресурса позволяет конечному пользователю взаимодействовать с его контентом как с единым целым, благодаря чему создается качественно иная форма организации педагогической коммуникации в дополнение к существующей традиционной. Применение методологии открытого контента обеспечивает инновационность, обусловленную кумуляцией знаний участников сообщества, что обеспечивает возможность создания уникальной образовательноинформационной среды.

В то же время следует отметить дифференциацию в моделях формирования открытого контента сетевых образовательных сообществ разных культур. Предположительно, это связано с национальными когнитивными моделями коммуникации и специфическими способами работы с информацией. В рамках поликультурных образовательных процессов, несомненно, необходимо также учитывать и прагматическую специфику, которая, в свою очередь, отражается в специфике эргодизайна электронных учебных материалов в разных культурных форматах и влияет на эффективность обучения в целом. В настоящем контексте имеет смысл поставить вопрос о необходимости разработок в области кросс-культурной мультимедийной дидактики. ■

Литература

1. Бондаренко С.В. О типизации виртуальных сетевых сообществ образовательной направленности // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития. / Под общ. ред. А.Н. Кулика. -М.: Логос, 2003. С. 399-407.

2. Лиферов А.П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования. Рязань. Издательство Рязанского государственного педагогического университета, 2006 — 245 с.

3. Меськов В.С., Куликова И.В., Мамченко А.А. Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях. Открытое образование №5, 2006. С. 71-83.

4. Мясоедов С.П.Управление бизнесом в различных деловых культурах — М: Вершина, 2009. — 320 с.

5. Таратухина Ю.В., Мальцева С.В. Сетевые сообщества: коммуникационные аспекты. Автоматизация и современные технологии. №2. 2008. С. 21-26.

6. Триандис Г. Культура и социальное поведение. М: Форум. 2011. — 378 с.

7. Hofstede G. Culture’s Consequences, International Differences in Work Related Values, Sage, 1980

8. Драхлер А.Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ. Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html.

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №3(17)-2011 г

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.