Научная статья на тему 'Сетевые магистерские программы: инновационный опыт Герценовского университета'

Сетевые магистерские программы: инновационный опыт Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МАГИСТРАТУРА / МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акулова Ольга Владимировна, Харитонова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые магистерские программы: инновационный опыт Герценовского университета»

государство дотирует деятельность в сфере патентования инноваций, так как она в большинстве случаев убыточна. Для управления инновационной деятельностью и коммерциализацией ее результатов внутри американских университетов функционируют специализированные структуры. Все это вместе и создает ту инновационную среду, которая позволяет американским университетам не только выполнять их миссию по созданию и распространению знаний, но и вносить вклад в развитие американской и мировой экономики.

ЛиТЕРАТУРА

1. Использованы материалы с сайта РАН: URL: http://www.ras.ru (дата обращения 24.09.2012).

2. Быкова О. Н., Гулиева А. Ю. Предприятия сферы услуг как объекты инновационного управления // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 4. С. 204-206.

3. Пряников Б. П. Финансовые институты технологических инноваций в США // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 20-14. С. 63-67.

4. Пряников Б. П. США: рискокапитал в новой модели инновационного процесса // Проблемы теории и практики управления: Международный журнал. М., 1993. № 5.

5. Sarah Slaughter Е., Shimizu Hikaru. Clusters of innovations in recent long span and multibridaes // Construction Management and Economics. 2000. № IS. P. 269-280.

6. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах/Минэкономразвития России, 2011.

7. Lenchuk E. B. and Vlaskin G. A. The Cluster Approach in the Innovation Development Strategy of Foreign Countries. Scienceandtechnology.

8. Грибанов Д. В. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере инновационного развития // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 3. С. 65.

9. Association of University Technjlogy Managers. URL: www.autm.net (дата общения 23.08.2012).

10. Офис трансфера технологий Калифорнийского университета (University of California, Office of Technology Transfer). URL: www.ucop.edu/ott. (дата обращения: 24.09.2012).

11. Центр развития бизнеса и лицензирования по трансферу технологий и созданию предприятий (Business Developmentand Licensing Centerfor Technology Transfer and Enterprise Creation) при Университете Карнеги-Меллона. (Carnegie Mellon University). URL: www.carnegiemellonctt.com (дата обращения: 24.09.2012).

О. В. Акулова, О. В. Харитонова

СЕТЕВЫЕ МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ: ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сегодня Герценовский университет активно включен в реализацию Программы стратегического развития на 2012-2016 гг. и те задачи, которые сформулированы в данной программе, являются активным продолжением механизмов развития, заложенных еще в инновационной образовательной программе «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» (2007-2008 гг.), а также в третьей Программе развития Герценовского университета (2011-2015 гг.).

Прежде всего, это модернизация образовательной деятельности университета, которая направлена на подготовку кадров нового поколения. Движение в данном направлении

возможно только через содействие обновлению высшего профессионального образования в соответствии с мировыми тенденциями и повышение качества подготовки профессиональных кадров для сферы образования и социальной сферы путем конструирования образовательных программ и отдельных модулей, учитывающих потребности региональных рынков труда, запросы работодателей и образовательные потребности обучающихся. Эта цель и была положена в основу одного из проектов Программы стратегического развития — Проект 1.1.1. Разработка и реализация образовательных программ и модулей отдельных образовательных программ, ориентированных на инновационную деятельность в образовании и социальной сфере с учетом потребностей региональных рынков труда, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся, в том числе совместных (сетевых) образовательных программ и модулей (руководитель проекта — проф. О. В. Акулова).

В 2012 г. к реализации данного проекта приступили сразу 7 факультетов и Институт детства Герценовского университета.

Всеми факультетами и институтом был избран формат магистерских программ, причем две из них разработаны по профильному направлению Герценовского университета (РГПУ им. А. И. Герцена — разработчик ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», уровня бакалаврита и магистратуры):

• магистерская программа «Образовательный туризм», направление «050100.68 — Педагогическое образование» (факультет географии);

• магистерская программа «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», направление «050100.68 — Педагогическое образование» (Институт детства);

• магистерская программа «Экономика и управление в сфере услуг», направление «080100.68 — Экономика» (факультет экономики);

• магистерская программа «Психология служебной деятельности», направление «030300.68 — Психология» (психолого-педагогический факультет);

• магистерская программа «Проектный менеджмент в образовании», направление «080200.68 — Менеджмент» (факультет управления);

• магистерская программа «Физика наноструктур и наноэлектроники», направление «011200.68 — Физика» (факультет физики);

• магистерская программа «Медиация в социально-правовой сфере», направление «030900.68 — Юриспруденция» (юридический факультет);

• магистерская программа «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития», направление «050700.68 — Специальное (дефектологическое) образование» (факультет коррекционной педагогики).

Все разработанные программы являются уникальными и носят сетевой характер реализации, основанный, с одной стороны, на принципах многолетнего научного и образовательного партнерства с вузами России и Европы, а с другой — на договорных отношениях в рамках сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России», куда вошли 34 российских педагогических и классических университетов.

Сетевое взаимодействие в рамках данного проекта рассматривается как способ деятельности по совместному использованию ресурсов (образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других) в сфере науки и образования.

Сетевой консорциум вузов «Педагогические кадры России» был создан для эффективного использования академического и профессионального опыта участников в реализации задач в сфере высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования с целью повышения качества педагогического образования на всех уровнях

за счет консолидации интеллектуальных, материальных, кадровых, технологических и других ресурсов участников на базе современного информационно-технологического менеджмента. Кроме того, это позволит развивать дистанционные формы обучения и значительно повысит академическую мобильность студентов и преподавателей внутри сети [2].

В вузах, входящих в сетевое объединение (и это еще одна отличительная черта), осуществляется подготовка и (или) повышение квалификации педагогических кадров. Именно это обстоятельство определяет название объединения — «Педагогические кадры России».

Функциональную идеологию сетевой организации можно охарактеризовать как конкурентное сотрудничество: позволяя, с одной стороны, сохранять стимулы к развитию, связанные конкуренцией между участниками сети, с другой стороны, оно дает возможность сочетать конкуренцию с интенсификацией сотрудничества в тех направлениях, где это возможно, к совместной пользе.

Важными характеристиками сетевой организации являются ее гибкость по отношению к типам социальных объектов, входящим в ее состав, и возможность включать в себя конкретных людей, единичные организации, группы организаций в любых сочетаниях.

Состав сетевой организации отличается постоянной ротацией ее членов в соответствии с актуальностью их нахождения в составе сети. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации.

Взаимодействие вузов осуществляется по следующим основным направлениям.

• Реализация программ академической мобильности, предполагающая включенное обучение, прохождение различных видов практик (учебных, педагогических, производственных, полевых, научно-исследовательских и др.).

• Профориентационная работа, направленная на привлечение абитуриентов.

• Научно-исследовательское взаимодействие.

• Деятельность по линии УМО — учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности вузов.

• Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

• Оптимизация международной деятельности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что деятельность сетевого консорциума осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов учреждений, входящих в сеть. Сетевая организация направлена на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами.

Сетевое взаимодействие — это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Так, основой для разработки сетевой программы «Образовательный туризм» стал опыт обучения студентов факультета географии, заложенный в научно-методической деятельности кафедры физической географии и природопользования Герценовского университета по данному направлению.

Теоретическое обоснование, методические основы обучения студентов по образовательному туризму неоднократно представлялись и обсуждались на научно-методических межвузовских семинарах и научно-практических конференциях (проф. В. П. Соломин, проф. В. Л. Погодина, доц. Д. А. Гдалин, доц. И. Б. Жуковин, доц. С. И. Махов), что послужило началом сотрудничества с Новосибирским государственным педагогическим университетом (НГПУ).

В 2010-2011 гг. неоднократно проводились совещания по установлению механизмов и регламента осуществления сетевого взаимодействия между РГПУ им. А. И. Герцена и НГПУ. В результате проведенных консультаций и совещаний с учеными и работниками управленческого аппарата был разработан комплекс программных документов по подготовке магистров в рамках программы «Образовательный туризм» (руководитель и координатор программы доц. Ю. В. Севернина).

Некоторые из разработчиков магистерских программ нового поколения, например юридический факультет, не ограничиваются только сетевым партнерством (Омский государственный педагогический университет), но организуют совместные научные мероприятия, в рамках которых представители вузов-участников объединения и вузов, не являющихся членами объединения, обсуждают результаты работы в области школьной медиации, толерантности. То есть научная деятельность юридического факультета направлена на расширение взаимодействия с вузами Северо-Западного региона России: Новгородский государственный университет им. Я. Мудрого (юридический факультет), Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (юридический факультет), НОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (Казань) (юридический факультет), Восточно-Европейский институт психоанализа.

В рамках реализации магистерской программы по школьной медиации юридический факультет сотрудничает с Аппаратом уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, Аппаратом уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Аппаратом уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан, а также с такими организациями, как Северо-Западный центр медиации, права и бизнеса, Лига медиаторов, общественный центр «Судебно-правовая реформа».

Широкая сеть контактов с внешними потребителями позволяет наполнить образовательные программы актуальным содержанием и новыми подходами по его освоению, что обеспечивает востребованность выпускников по данной программе.

Конкурентоспособность выпускников магистратуры достигается и выходом на прямого заказчика выпускников — работодателя. Так, магистерская программа «Физика наноструктур и наноэлектроника», разрабатываемая совместно РГПУ им. А. И. Герцена и Елецким государственным университетом им. И. А. Бунина, обусловлена потребностью промышленности региона (Липецкой области) в высококвалифицированных кадрах.

В настоящее время Липецкая область входит в число лидеров по объему привлечения иностранных инвестиций. Новым механизмом развития промышленного производства, помимо действующих особых экономических зон федерального и регионального уровней, стали создаваемые в регионе индустриальные парки. В 2012 г. Липецкая область вошла в топ 10 инновационных регионов.

По данным мониторинга, проведенного в ноябре 2011 — апреле 2012 г. московским Центром аналитических исследований «Социолог» по заказу Российской академии наук, город Елец вошел в двадцатку наиболее интеллектуальных городов России.

По данным РОСНАНО, в городе Елец Липецкой области проектная компания РОСНАНО ООО «ПЭТ-Технолоджи» приступила к строительству первого в России центра по производству и дистрибуции радиофармпрепаратов для позитронно-эмиссионной томографии. Это — один из этапов проекта РОСНАНО по созданию сети центров позитронно-эмис-сионной и компьютерной томографии (ПЭТ-центров) в России.

Этим обеспечивается и значимость результатов разработки и реализации этой программы, ориентированной на подготовку кадров для инновационной деятельности в

1 и и и и

сфере нанотехнологий с учетом потребностей высокотехнологичной составляющей регионального рынка труда, с одной стороны, и образовательных потребностей обучающихся, проживающих в Липецкой области, — с другой.

Для магистрантов-герценовцев эта программа, прежде всего, возможность определить, исходя из практики, дальнейшую специализацию в области физики низкоразмерных систем и возможность проводить исследования в новых приоритетных направлениях наноэлектроники и нанотехнологий, находящихся на передовом крае науки и производства.

Нельзя не отметить опыт еще одной сетевой программы, на сегодняшний день единственной международной — «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация».

Данная программа, разрабатываемая совместно Институтом детства и Университетом Восточной Финляндии в рамках Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена, зародилась несколько лет назад на основе инициативного сотрудничества кафедры раннего обучения иностранным языкам с финскими коллегами. На историю развития этого сотрудничества стоит обратить внимание, поскольку в современном мире, несмотря на все возрастающую заинтересованность на государственном и институциональном уровне к совместным международным образовательным программам, большинство таких программ инициируются отдельными преподавателями или совместными усилиями преподавателей и руководства факультетов.

Так, согласно исследованию 2011 г. [3], проведенному Институтом международного образования и Свободным университетом Берлина, только 16 % таких программ были инициированы руководством университетов.

Сотрудничество на кафедральном уровне началось с разработки совместного модуля «Раннее обучение иностранным языкам», который изучался в течение одного учебного года: 3 дисциплины в первом семестре и 2 — во втором. Апробация реализации модуля началась с 2010/11 учебного года. В течение всего периода его реализации проводился тщательный анализ используемых технологий, содержания обучения, взаимодействия преподавателей и студентов.

Накопленный опыт сотрудничества во многом определил готовность педагогического коллектива к разработке международной программы магистерской подготовки с точки зрения ее содержания, механизмов и регламента осуществления сетевого взаимодействия и образовательных стратегий и технологий обучения, а также определения модели системы управления образовательными маршрутами обучающихся.

В ходе работы над магистерскими программами сотрудники Герценовского университета и их коллеги из вузов-парнеров по сути были включены в проектную деятельность по разработке конкретной основной образовательной программы.

Опираясь на понимание, что основными принципами командной работы являются взаимозаменяемость, высокий уровень коммуникаций, а также направленность всех усилий группы на конечный результат, в команду исполнителей были приглашены сотрудники факультетов и института, обладающие способностями к совместной деятельности в условиях дефицита информации, времени и других ресурсов, а также высоким креативным и инновационным потенциалом. Распределение ролей в команде исполнителей осуществлялось исходя из возможностей и готовностей каждого внести в клад в достижение результатов. Основной формой коллегиального взаимодействия являлись предметные совещания, мозговые штурмы, в рамках которых осуществлялось проектирование содержания образовательной программы.

Международная магистерская программа потребовала также учета нормативно-правовой базы обоих университетов-участников сетевого партнерства, согласования требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования России и Финляндии, изучения международного и российского опыта реализации программ двойного диплома, согласования множества вопросов с партнерами в процессе специальных семинаров, а также рабочих совещаний, проводимых в виртуальном режиме.

Учитывая тот факт, что реализация магистерских программ проходит совместно, но территориально вузы-партнеры (российские и зарубежные) находятся на значительном расстоянии друг от друга, было принято коллегиальное решение, что все программы будут построены в модульно-компетентностной модели.

Обоснованием использования данной модели служат, во-первых, требования стандартов третьего поколения, в рамках которых выстраиваются все российские магистерские программы. Согласно ФГОС ВПО, модуль — это совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, т. е. отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций.

Кроме того, междисциплинарные модули (модули, состоящие из дисциплин, объединенных не столько по родственному содержанию, сколько по вкладу в развитие компе-

и 1 о о и 1

тенций, которые они формируют) позволяют, в какой-то мере уйти от такой специфики организации российского образования, как «кафедроцентричность». Это означает наличие большого числа фундаментальных дисциплин, читаемых на факультете, как обязательного подготовительного этапа последующей профилизации, раннюю специализацию студента (ориентировочно со второго курса) и линейную последовательность освоения курсов.

Уход от «кафедроцентричности» позволяет выстраивать индивидуально-ориентированное обучение не только на базе Герценовского университета, но и на базе российских и зарубежных образовательных учреждений, в том числе и сетевых партнеров.

Набор модулей и их содержание у вузов, реализующих сходные образовательные программы, могут быть различны. Однако если те или иные модули ведут к формированию сопоставимых компетенций и занимают у студента примерно одинаковый объем трудозатрат, то различие в наполнении модулей перестает быть существенным как для выпускников, так и для работодателей. Потому разные вузы после проведения взаимной экспертной оценки программ могут на основе заключенных друг с другом соглашений взаимно перезачитывать своим студентам модули, освоенные в вузе-партнере. А это в свою очередь ведет к построению реальной схемы осуществления академической мобильности студентов.

В частности, специфика и оригинальность образовательной программы факультета коррекционной педагогики достигается, прежде всего, за счет вариативной части профессионального цикла. Она включает три модуля:

1) инвариантный модуль «Психолого-педагогические основы образования детей с проблемами интеллектуального развития» — обязательный для изучения всеми студентами;

2) два вариативных модуля: «Методики и технологии дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития» и «Методики начального образования детей с задержкой психического развития» — модули, построенные «зеркально» по срокам обучения, трудоемкости и формам отчетности;

3) «Дисциплины и курсы по выбору» — дисциплины, обязательные для изучения по своей трудоемкости, но выбираемые студентом из дисциплин, читаемых в своем вузе, либо в сетевом.

Наличие вариативной составляющей в учебном плане, во-первых, обеспечивает студентам возможность выбрать область своей дальнейшей профессиональной деятельности

с учетом собственных предпочтений, либо предложений работодателей. Следовательно, может быть осуществлена дифференцированная подготовка на уровне магистратуры специалистов, наиболее востребованных на современном рынке труда, готовых к выполнению профессиональных обязанностей: учителей начальных классов школ (классов коррекционного обучения) для детей с задержкой психического развития или учителей-дефектологов дошкольных учреждений для детей с проблемами интеллектуального развития (с умственной отсталостью и с задержкой психического развития).

Во-вторых, модульно-компетентностная модель основной образовательной программы была успешно апробирована Герценовским университетом при реализации инновационной образовательной программы. Полученный еще 5 лет назад опыт, показал, что модульность — наиболее эффективный путь подготовки современного специалиста, позволяющий студентам конструировать индивидуальный вектор образования [1]. Реализуя данную модель, мы уходим от логики построения учебного курса как проекции научной дисциплины, а строим его исходя из задач профессиональной деятельности, междисциплинарных априори.

Это актуально, поскольку основной результат обучения выпускника вуза формулируется на языке компетенций и особое место в организации процесса обучения занимают технологии и методы формирования описанных в стандарте компетенций.

В процессе подготовки магистров разработчиками программ предполагается широкое использование таких современных образовательных технологий, как:

• ИКТ-технологии (e-Learning, видеотренинги, тренинги на базе компьютерных программ, интерактивные видеопрограммы, дистанционное обучение, скайп-консультации, скайп-лекции и др.);

• проблемного обучения (поисковые методы, постановка познавательных задач);

• концентрированного обучения (глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки);

• развивающего обучения (ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию);

• дифференцированного обучения (усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного, зафиксированного в стандарте);

• метода проектов (создать условия, при которых студенты самостоятельно и охотно осваивают знания, приобретают опыт, развивают исследовательские и коммуникативные умения);

• ситуационного обучения (анализ конкретных ситуаций; case-study), а также других технологий, способствующих формированию профессиональной компетентности обучающихся.

Использование ИКТ-технологий дает возможность в наибольшей мере обеспечить высокий уровень подготовки студентов в рамках сетевого взаимодействия и максимально использовать кадровый потенциал вузов, реализующих программу. Более того, предоставляется возможность «виртуальной» академической мобильности, т. е. «мобильности без пересечения границ».

В итоге разработанные магистерские программы призваны на практике обеспечить нелинейную организацию процесса обучения; академическую мобильность студентов и преподавателей; развитие системы электронного обучения, в том числе дистанционного; усиление роли самостоятельной работы обучающихся.

Значимость и инновационный потенциал совместных сетевых программ определяется теми выигрышами, которые они приносят своим участникам:

— студенты получают новые дополнительные возможности для овладения профессией и развития нового типа мышления, приобретения опыта в иных академических и

социальных условиях, что создает предпосылки для их более широкой профессиональной мобильности и востребованности на рынке труда;

— преподаватели получают новые возможности для профессионального сотрудничества и роста, в частности кооперации в научных исследованиях с коллегами, установления долговременных профессиональных контактов;

— университеты получают своего рода добавленную стоимость в форме более качественных и привлекательных образовательных программ, умножения академического потенциала вследствие новых возможностей сотрудничества с другими вузами, использования их опыта в самых разных областях и, как итог, — растущую репутацию и конкурентоспособность.

В настоящее время разработчики 8 магистерских программ готовятся к их реализации с 2013/14 учебного года, в частности, в Финляндии уже официально объявлен прием на совместную программу с Герценовским универистетом; апробируют элементы сетевого взаимодействия через проведение вебинаров, веб-конференций, совместное проведение занятий, руководство практиками и магистерскими диссертациями преподавателями вузов-партнеров.

С нетерпением ждем первых выпускников сетевых инновационных магистерских программ нового поколения!

Литература

1. Гончаров С. А. Проблема человека есть основная проблема образования // Образование: цели и перспективы. М., 2010. № 12. С. 3-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Соломин В. П. Педагогическое образование на перепутье: поиски решений устойчивого развития // Образование: цели и перспективы. М., 2011. № 17. С. 10-21.

3. Joint and Double Degree Programs in the Global Context: Report on the International Survey / Obst, D., Kuder, M., Banks, C. // Institute of International Education and the Freie Universität Berlin. 2011, p. 24. http://www.iie.org/en/Research-and-Publications/Publications-and-Reports/ IIE-Bookstore/Joint-Degree-Survey-Report-2011

А. П. Тряпицына

содержание профессиональной подготовки студентов -будущих учителей к решению задач модернизации общего образования

Экспериментов бояться — в педагогику не идти!

Петр Федорович Каптерев

Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция.

Жак Барзен

Проблема построения содержания профессиональной подготовки будущих учителей является одной из ключевых проблем развития педагогического образования. К сожалению, в ходе реализации предыдущих программ модернизации и развития педагогического образования не было организовано содержательное обсуждение этой проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.