стр. 130 из 233
УДК 628 DOI: 10.12737/4858
СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий
научный сотрудник
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
Биргер Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета информатизации и экологии, [email protected], эксперт Министерства связи и
массовых коммуникаций РФ,
НОУ ВПО «Институт мировой экономики и информатизации»,
Москва, Российская Федерация
Анализ рассматриваемого в настоящее время Государственной Думой РФ законопроекта «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ) не дает оснований полагать, что в предлагаемом виде ГИС ЖКХ, на построение которой планируется потратить порядка 8 млрд рублей, может оказаться эффективной. Поэтому весьма перспективны использование информационнокоммуникационных технологий в управлении организационно-экономическими
государственными и частными структурами, решение задачи наполнения данной системы достоверной, полной и своевременной информацией. При формировании системы эффективного, финансово полноценного управления ЖКХ необходимо особое внимание обратить на создание дееспособных профессионально подготовленных “малых групп постоянного общения ” среди населения, которые могли бы эффективно выполнять функции самоорганизованного, самонастраиваемого контроля за этой сферой. В процессе взаимодействия участников сети «4С ЖКХ» могут вырабатываться критерии эффективности деятельности управляющих компаний, что приведет к более “прозрачной” ситуации в ЖКХ, и в перспективе даст возможность сформировать структуры в этой сфере, которые будут представлять интерес для потенциальных инвесторов.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, информация, коммуникации, ресурсы
стр. 131 из 233
В последнее время во властных структурах Российской Федерации активизировалась деятельность по поиску эффективных механизмов управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Так, 23 декабря 2013 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны4 озвучены первоочередные задачи [4], которые сегодня актуализировались в сфере ЖКХ:
• обеспечение притока частных инвестиций и квалифицированных кадров в жилищно-коммунальное хозяйство;
• формирование сети региональных центров общественного контроля, направленного на мониторинг качества предоставляемых услуг ЖКХ, а также обучение населения страны особенностям законодательства в этой сфере. При этом отмечено, что подавляющее количество жалоб граждан связано с неудовлетворительной работой управляющих компаний;
• активизация работы по внедрению Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), предназначенной для повышения прозрачности сферы жилищно-коммунального хозяйства. Запуск пилотного проекта планируется осуществить в первой половине 2014 г., а с 2016 г. система должна заработать на полную мощность.
Информационно-коммуникационные задачи в сфере ЖКХ
Авторами проведен анализ рассматриваемого в настоящее время Государственной Думой РФ законопроекта «О государственной информационной системе жилищнокоммунального хозяйства»5 (ГИС ЖКХ). И сделан вывод, что в предлагаемом виде ГИС ЖКХ, на построение которой планируется потратить порядка 8 млрд рублей, может оказаться малоэффективной.
Вывод базируется на имеющихся технологических разработках в области сетевых информационных технологий и научных достижений в сфере управления массовым сознанием, на основе которых предлагается создать сеть «4С ЖКХ». Объясним данный тезис.
Использование информационно-коммуникационных технологий в управлении организационно-экономическими государственными и частными структурами весьма
4 Материалы совместного заседания Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны http://www.kremlin.ru/news/19882.
5 Проект Федерального закона Российской Федерации «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» http://www.rg.ru/2012/07/19/internet-zhkh-site-dok.html
стр. 132 из 233
перспективно, это распространенное убеждение. И ЖКХ страны не является здесь исключением.
Но при этом не стоит забывать о низком уровне востребованности таких технологий населением. Так, только немногим более 4% граждан страны зарегистрировались на Портале государственных услуг, который создан в рамках проекта «Электронное Правительство»6, более 40% населения не желают получать услуги через Интернет из-за неумения пользоваться компьютерными системами, недоверия к Интернету и привычки к личному общению. Однако получать интернет-услуги хотела бы четверть россиян7.
Конечно, государственными органами Российской Федерации разрабатывается и реализуется комплекс мер по решению возникших информационно-технологических проблем, в то время как в их перечне слабо представлены меры по формированию необходимого уровня компетенций у пользователей услугами, в том числе услугами ЖКХ, в электронной форме8.
Подавляющей частью потребителей ресурсов и услуг ЖКХ являются частные домохозяйства, которых, по данным Росстата, насчитывается порядка 55 млн9, из которых около двух третей компьютеризированы при общем 50-процентном проникновении Интернет на территории страны. Конечно, в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, в областных центрах России эта цифра достигает 70%, но с продвижением на восток страны она существенно снижается. Поэтому в соответствии с рейтингом Международного союза электросвязи по распространению Интернета Россия находится лишь на 81-м месте в мире.
С целью расширения зоны действия Интернета в рамках инвестиционных программ ведущих операторов связи страны (МТС, Вымпелком, Мегафон, Ростелеком) Министерство связи планирует обеспечить мобильным широкополосным доступом в Интернет все населённые пункты с численностью населения свыше 10 тыс. человек (сегодня им обеспечены только поселения от 50 тыс. жителей).
Такое технологичное продвижение необходимо в том числе, чтобы потенциальные потребители услуг ГИС ЖКХ имели техническую возможность доступа к системе. Пока эти возможности под большим вопросом.
Вторым условием успешного функционирования ГИС ЖКХ выступает решение задачи наполнения данной системы достоверной, полной и своевременной информацией.
6 Портал Государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/
7 Материалы социологического опроса «Госуслуги в интернете. Насколько распространена практика пользования госуслугами в интернете? http://fom.ru/SMI-i-internet/10R50
8 “Концепция развития механизмов предоставления государственных услуг в электронном виде” http://minsvyaz.ru/ru/discussions/index.php?id=44
9 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года http://www.rg.ru/2011/12/16/stat.html
стр. 133 из 233
Заметим, что на момент написания статьи в стране действует Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»10.
Указанный документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей обнародованию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Кроме того, в нем определен порядок, способы и сроки, особенности предоставления информации для ознакомления.
Пока, как показывает практика, нередки случаи либо отказа организациями и управляющими компаниями, функционирующими в системе ЖКХ, гражданам в информации, либо предоставления недостоверной информации. Таким образом, разработка системы действенного логико-содержательного контроля над процессами сбора, доставки, хранения и выдачи информации в сфере ЖКХ выходит на первый план.
Во многом успех реализации такой системы связан с применением научных подходов в организации массового влияния со стороны населения, разработанных в рамках теории коллективных действий [3; 4] (её авторы, американские ученые, за достижения в этой области удостоены Нобелевской премии по экономике за 2009 г.).
Важнейшим постулатом теории является следующий - до тех пор, пока не существует принуждения или группа относительно велика, индивиды, в неё входящие, не будут прилагать усилий к достижению общегрупповых целей, действуя по принципу “зачем оплачивать проезд, если можно проехать за чужой счет”. Во многом именно такими мотивами руководствуются потребители услуг ЖКХ, всё время ухудшая финансовую составляющую существования этой общезначимой структуры. Согласно названной теории, эти закономерности не распространяется на малые группы, где каждый пользователь услуг ЖКХ “под контролем” и принцип “безбилетника” уже не работает.
Сетевые системы управления и диффузия инноваций в сфере ЖКХ
Резюмируем: при формировании системы эффективного, финансово полноценного управления ЖКХ, необходимо особое внимание обратить на создание дееспособных профессионально подготовленных “малых групп постоянного общения” среди населения, которые могли бы эффективно выполнять функции самоорганизованного,
самонастраиваемого контроля за этой сферой.
10 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" http://base.garant.ru/12179104/
стр. 134 из 233
Учитывая специальные требования, предъявляемые к профессиональному уровню участников “малых групп”, возникает проблема организационно-образовательного характера создания системы формирования их компетенций. Цель такой системы в упрощенном виде формулируется в следующем виде: в каждом доме должен появиться хотя бы один “компетентный житель”, знающий законы, свои права и умеющей “разговаривать” с управляющими организациями, связанными с ЖКХ.
В последние годы российскими учеными активно ведутся исследования в области создания практических механизмов управления массовым сознанием населения, которые позволяют эффективно формировать необходимые компетенции в аспекте управления ЖКХ в рамках сетевого взаимодействия физических и юридических лиц [2].
Формирование компетенций в этих работах рассматривается как процесс диффузии инноваций, включающий три составляющие соответствующей математической модели:
■ имитационный механизм распространения инноваций, определяющий динамику межличностных контактов потенциально возможных пользователей инновацией с уже состоявшимися пользователями, при восприятии ими выгоды от её получения, то есть механизм формирования “малых групп постоянного общения”;
■ инновационный механизм распространения инноваций, определяющий динамику информационного воздействия на потенциальных пользователей инновацией со стороны СМИ;
■ механизм “забывания ” инноваций, то есть динамику потери с течением времени знаний, умений и навыков по использованию инноваций.
На основании изложенного можно сделать вывод, что для реализации действенной системы общественного контроля в сфере ЖКХ со стороны населения необходимо сформировать сетевую информационную структуру из “малых связанных групп”, которые будут иметь необходимый уровень компетенций и возможность постоянного повышения этого уровня. Поэтому в рамках созданной системы региональных представительств Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ необходимо создать и сетевую систему общественного контроля потребителей ЖКХ, принципы функционирования которой описаны в статье.
Для эффективного функционирования системы “малых групп” в части обмена ими лучшими практиками по защите прав потребителей услуг ЖКХ, непрерывного повышения уровня их компетенций целесообразно объединить их сетевым взаимодействием, создав «Специальную социальную сеть сотрудничества в ЖКХ» (4С ЖКХ). В этой сети смогут взаимодействовать специалисты, потребители услуг ЖКХ, управляющие компании и государственные служащие всех уровней, отвечающие за ЖКХ на своих территориях.
стр. 135 из 233
В настоящее время у нас в России реализуется программа по созданию 25 млн
стр. 136 из 233
современных рабочих мест11. Очевидно, что создание сети «4С ЖКХ» даст импульс к активизации к созданию рабочих мест и в отрасли ЖКХ. Даже, если предположить, что на каждые 400 частных домохозяйств потребуется только один высококвалифицированный специалист, который будет защищать права граждан, то только этот план потребует подготовки порядка 150 тыс. высококвалифицированных специалистов.
При условии, что если эти специалисты будет эффективно выполнять свои функции на местах, то в результате управляющие компании и муниципальные структуры, отвечающие за состояние отрасли ЖКХ, вынуждены будут совершенствовать свою деятельность до необходимого уровня (модернизироваться), в противном случае они могут просто лишиться своего бизнеса или работы.
В процессе взаимодействия участников сети «4С ЖКХ» могут вырабатываться критерии эффективности деятельности управляющих компаний и чиновников, что, в свою очередь, приведет к более “прозрачной” ситуации в ЖКХ и в перспективе даст возможность сформировать структуры в этой сфере, которые будут представлять интерес для потенциальных инвесторов.
В случае реализации обозначенного выше функционала сети “4С ЖКХ” у органов власти и управления всех уровней появится возможность эффективной обратной связи с жителями подведомственных им территорий. А в рамках повышения квалификации участников сети “4С ЖКХ” можно будет реализовывать специальные образовательные программы в сфере социальной инженерии, ориентированной на изменение поведения и установок людей, разрешение социальных проблем.
С помощью сети “4С ЖКХ” можно будет проводить постоянный мониторинг настроений у населения той или иной территории, а также целенаправленно формировать установки и мотивацию к тем или иным положительным решениям в указанной сфере.
11 "Путин: создание 25 млн рабочих мест идет полным ходом”. http://ria.ru/economy/20130523/939100537.html
стр. 137 из 233
Перспективные модели сетевых структур
За рубежом активно ведутся исследования и разработки в области перспективных моделей сетевых структур, которые могли бы быть успешно реализованы в экономике нашей страны. Например, к этим сетям относится интегрированный проект ECOLEAD (European Collaborative Networked Organizations Leadership Initiative)12, имеющий целью создание информационно-
коммуникационных возможностей для различных сфер экономического развития стран Европы.
Сети сотрудничества организаций состоят, как правило, из следующих динамических компонент:
• среда развития виртуальных организаций как долгосрочное объединение организаций и связанных с ними вспомогательных структур, обладающими ключевыми компетенциями в конкретной хозяйственно-экономической сфере;
• динамические виртуальные организации как временные союзы организаций, которые объединяют на определенное время свой потенциал (ключевые компетенции) и имеющиеся ресурсы для их эффективного использования в совместном производстве продукции и оказании услуг;
• профессиональные виртуальные сообщества, представляют собой интеграцию виртуального и профессионального сообщества, обеспечивающего обмен между специалистами знаниями в конкретной отрасли, формирование общей рабочей культуры, способствующей выработке эффективных методов решения профессиональных задач на основе развитых процедур экспертных систем подготовки принятия решений.
Предложения, сформулированные в настоящей статье, позволят построить пространственно-распределенную систему коммуникаций граждан и властей, по поводу вопросов, отражающих положение в ЖКХ страны, учесть особенности жизни населения в отдельных муниципалитетах, которых в стране 24 тыс. При этом все элементы такой сети должны взаимодействовать в реальном масштабе времени. В ней граждане смогут осуществлять on-line коммуникации с местными, региональными и федеральными органами с использованием правовой поддержки подготовленных консультантов.
В рамках предлагаемой сетевой структуры предполагается организовать не только консультационную юридическую поддержку потребителей услуг ЖКХ, но и подготовку,
12 ECOLEAD http://ecolead.vtt.fi/
стр. 138 из 233
повышение квалификации консультантов-юристов, экономистов, менеджеров в сфере сервиса для управляющих компаний. Это позволит не только резко повысить эффективность системы общественного контроля, но и стимулировать управляющие компании в системе ЖКХ по перестроению своей деятельности за счет подготовки более квалифицированных кадров в области сервиса [1].
Учитывая, что важным, если не основным, условием привлечения инвестиций в ЖКХ является прозрачность субъектов, работающих в этой отрасли, создание сети «4С ЖКХ» на уровне каждого муниципалитета позволит со временем достичь необходимого уровня открытости предприятий ЖКХ, обеспечив их сетевое взаимодействие.
Отметим, что анализ мировой практики привлечения инвестиционных ресурсов предприятиями ЖКХ показывает, что успеха в этом деле в первую очередь достигают вертикально-интегрированные сетевые объединения (холдинги). В свою очередь, муниципалитеты, пользуясь активной поддержкой финансовых консультантов, могли бы реализовывать инвестиционную политику в рамках сети “4С ЖКХ”.
Роль образовательных учреждений при этом видится в опережающем научнометодическом и кадровом обеспечении путем формирования и развития в стране центров компетенций и образовательных услуг для сферы ЖКХ.
Литература
1. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых системах // Высшее образование сегодня. 2013. № 6. С. 9-16.
2. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрылъ С.В., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. М.: Изд-во “РосНОУ”, 2013. 200 с.
3. Остром Э. Управляя общим: эволюция институтов коллективной
деятельности. Серия “Экономика”. Пер. с англ. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. 447 с.
4. Олсон М. Логика коллективных действий: общественные блага и теория групп. Серия “Экономика”. М.: Изд-во “Фонд экономической инициативы”, 1995. 174 с.
NETWORK COMMUNICATION TECHNOLOGY IN HOUSING AND UTILITIES
SECTOR
Minaev Vladimir Aleksandrovich, Doctor of Engineering, Professor, Leading Research
Associate
Russian State University of Tourism and Service
стр. 139 из 233
Birger Evgenii Vladimirovich, Candidate of Economics, Associate Professor, Dean of the Department of Information System Development and Ecology, [email protected], expert of the Ministry of Communications and Mass Media of the Russian Federation Institute of Global Economy and IT Development, Moscow, Russian Federation
An effective and financially sound management of the housing and utilities sector requires that a relevant professionally trained “small groups of continuous communication ” be created among the population. These groups would be capable of exercising self-organized and self-modified control over the housing the utilities sector. Through interaction, the participants of the “4C HUS” network could generate and refine the criteria for assessing the performance of facility management companies, which would contribute to the transparency policy in the sector, as well as the sector’s attractiveness for potential investors.
Keywords: housing and utilities sector, information, communication, resources
References
1. Zernov, V.A., and Minaev, V.A. Innovatsionnoe obuchenie i biznes-protsessy v mezhdunarodnykh setevykh sistemakh [Innovative training and business processes in international networking systems]. Vysshee obrazovanie segonia [HE today]. 2013. № 6. pp. 916.
2. Minaev, V.A., Obchinskii, A.S., Skryl’, S.V., and Trostianskii, S.N. Kak upravliat’ massovym soznaniem: sovremennye modeli [Mass Consciousness management: modern models]. Moscow: RosNOU Publ., 2013. 200 p.
3. Ostrom, E. Upravliaia obshchim: evolutsiia institutov kollektivnoi deiatel’nosti [Governing the commons: The evolution of institutions for collective action]. Moscow: IRISEN, Mysl’ Publ., 2010. 447 с.
4. Olson, M. Logika kollektivnykh deistvii: obshchestvennye blaga i teoriia grupp
[The logic of collective action]. Moscow: Economic Initiative Fund Publ., 1995. 174 p.