■ ■ ■ Сетевые коммуникации: вопрос влияния новых медиа на формирование общественного мнения
Чижик А.В.
Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Аннотация. Статья посвящена анализу существующих медиа форматов. Наряду с традиционными СМИ рассматриваются появившиеся за последние пять лет новые медиа-форматы (Интернет-СМИ, гибридные проекты традиционных СМИ, кабельное и спутниковое телевидение, блоги и социальные сети, и т.д.), основными чертами которых стали многократно увеличенные объемы передаваемой информации и фраг-ментирование аудитории. Автором отмечается, что появление таких медиа-форм, как блоги и Интернет-СМИ, спровоцировало традиционные средства массовой информации разрабатывать новые модели взаимодействия с людьми. Поэтому на данный момент существует как минимум две рабочие парадигмы присутствия таких СМИ в сети Интернет. В рамках данного исследования был проведен анализ статистики различных порталов, зарегистрированных в качестве средств массовой информации, и получены данные, показывающие особенности присутствия традиционных СМИ в Интернете, а также иллюстрирующие тенденции развития новых меда форматов.
Ключевые слова. Медиа, медиакоммуникация, традиционные СМИ, интернет-СМИ, агрегаторы, социальные сети, конвергентные СМИ, новые медиа.
Для цитирования: Чижик А.В. Сетевые коммуникации: вопрос влияния новых медиа на формирование общественного мнения. Коммуникология. Том 5. №3. С. 55-69 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-55-69
Сведения об авторе: Чижик Анна Владимировна, ассистент кафедры информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета; аспирант кафедры Юнеско Института государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Город Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: chizhik.spinus@gmail.com
Изучение человеческого общества как социального явления возможно только через призму культуры, потому что оно существует только в ее контексте, при этом довольно сложно определить, что включает в себя это понятие. Эмпирически в той или иной форме ученые, представляющие разные научные сферы (от философии до лингвистики), говорят о том, что культура есть система образцов поведения и ценностей, которая формирует социальную среду.
Изучение культуры через призму информационного общества
Культура является сложным механизмом, вырабатывающим информацию. Она, опираясь на ресурсы окружающего мира, превращает не информацию в ин-
формацию, являясь, по сути, антиэнтропийным механизмом человечества. Таким образом, определяется основная роль культуры - быть негенетической памятью человеческого общества, тем самым задавая индивидам и социальным группам модель поведения и понимания действительности, что, в свою очередь, активизирует тенденции развития человечества. Культура, являясь внутренне сложно организованной системой, воспроизводит общественное сознание, «объективное» и «субъективное» в историческом процессе. С этой точки зрения одним из важнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развития общества является изучение социального настроения населения, которое в некотором смысле может рассматриваться в качестве доминанты функционирующего сознания. Это - один из интегральных показателей восприятия населением социальных и экономико-политических процессов, который выступает индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности общества. На основании исследований социального настроения можно проследить энергетические потенциалы общества, которые, отталкиваясь от быстроизме-няющейся ситуации в стране и мире, способны перерастать в процессы, формирующие политический строй и такие институты как гражданское общество.
Как замечает В.Г. Гречихин, в информационно-коммуникативном пространстве современного общества радикально меняются не только механизмы социального взаимодействия, но и содержательная сторона, что способствует возникновению множественных идентичностей [1]. При этом необходимо помнить, что большая часть социальной реальности находится за пределами повседневной жизни человека, индивид не может оценить сведения на предмет достоверности, поэтому он находится в режиме доверия или недоверия к СМИ (реальный анализ данных не происходит). Таким образом, возникает тезис о том, что у СМИ есть возможности для создания псевдокартины мира в сознании индивидов. Так вокруг сложных социальных явлений складывается комплекс устойчивых ассоциаций, «картинки в голове», стереотипы.
Необходимо различать два понятия, используемых в социологии, психологии и философии: индивидуальное настроение и групповое, которые часто связаны друг с другом за счет цепной реакции, свойственной в поведении любого социума. Большой рывок в изучении механизмов формирования индивидуального настроения сделал советский психолог и философ Д.Н.Узнадзе, который говорил о том, что на восприятии той или иной ситуации сказывается динамический стереотип восприятия, являющийся психофизической основой настроения индивида [2]. Таким образом, в настроении, как целостной форме жизнеощущения человека, находят свое выражение социальные процессы. В данном случае уже можно говорить о том, что индивидуальное настроение влияет на атмосферу в обществе, однако надо понимать, что оно хотя и относительно устойчивое явление, но слабо выраженное или быстро угасающее. Значит, для оценки ситуации в стране следует обращаться к анализу социального настроения, которое формируется на основе индивидуального. Имеет смысл разделять следующие виды социального настроения: «групповое настроение», «политическое настроение»,
«массовое настроение» (В.А. Ядов) [3]. Надо отметить, что каждый из видов социального настроения имеет свое отражение на социально-психологическом климате общества и может проявляться как в глобальном ключе (митинги, восстания и пр.), так и в локальном. Б.Ф. Поршнев, философ и социолог, который ввел само понятие «социальное настроение» в российскую науку, делает следующий вывод: «социальное настроение - это эмоциональные состояния, связанные с осуществлением или неосуществленностью, с разными формами осуществления тех или иных надежд и чаяний, помыслов и замыслов. Как правило, социальное настроение - это эмоциональное отношение к тому, что стоит на пути, кто мешает, или, напротив, кто помогает воплощению желаемого в жизнь» [4]. Поршнев подчеркивает присутствие субъекта и объекта настроения, что для социологической интерпретации очень важно.
Революция в информационных технологиях перевела человечество в новую эпоху (WEB 2.0), и в этот момент возник социальный заказ на формирование информационной культуры как подкатегории. Здесь уместно вспомнить утверждение Мануэля Кастельса о том, что человечество в момент перехода к информационному обществу оказалось в ситуации, когда на разных уровнях жизнь индивидов и социальных групп, городов и государств, и даже межкультурная коммуникация оказываются помещенными в информационное пространство и глобальные сети, и именно в этом контексте происходят их изменения и взаимодействия [5]. В этом случае центральным объектом становится сообщение, передаваемое социальной группе по разнообразным коммуникационным каналам. Речь идет в определенном смысле о массовой культуре, а сообщение, переставая быть элементарным, направленным от адресанта к адресату, является по своей природе многослойным явлением, которое способно вступать в сложные отношения не только с самой аудиторией, но и с культурным контекстом, таким образом конденсируя в себе информацию и приобретая память. Усложнение роли и сущности сообщения ведет к тому, что мы имеем дело не столько с информацией в чистом виде, сколько с механизмом, который запускает алгоритм ее трансформации и производства новых сообщений. То есть массовая коммуникация как эмпирически ощутимый инструмент информационной культуры является связующим звеном между аудиторией, культурной традицией и культурным контекстом. Гетерогенность культурного контекста обуславливает тот факт, что сообщение как единица массовой коммуникации может вступать в абсолютно разные отношения с разными уровнями структуры культурной среды общества. Более того, если допустить, что любое сообщение в той или иной форме можно представить в виде текста, то здесь уместно вспомнить утверждение Юрия Лотмана о том, что «тексты, как более стабильные и отграниченные образования, имеют тенденцию переходить из одного контекста в другой» [6].
Изучая информационную культуру, опираясь на массовую коммуникацию как ее визуальную форму, можно построить, с одной стороны, некоторую модель культуры в целом, проследив основные тенденции и векторы развития социального общества, а, с другой стороны, увидеть феномен самостоятельности со-
общения в эпоху информационного общества. Также можно справедливо заметить, что современный статистический ландшафт позволяет наблюдать поведение аудитории через ее реакцию на информационные сообщения, которые, появляясь на сайтах СМИ, составляют новостную повестку дня поисковых агрега-торов, а, попадая в различные ТОПы (или в общий по стране, или в образованный по поиску ключевого слова), формируют общественное сознание общества.
Современная медиакоммуникация
Единицей медиакоммуникации является инормационный повод, который передается в виде сообщений через вещательные и печатные медиа. К традиционным вещательным медиа относятся радио и телевидение, а к печатным - газеты и журналы. За последние пять лет появились новые медиа, основанные на использовании интернета как канала коммуникации (социальные сети, интернет-СМИ, кросс-платформенные проекты), основной чертой которых стало фрагментиро-вание аудитории, но вместе с тем увеличение объема передаваемой информации с целью завоевания большого сектора аудитории.
На данный момент медиакоммуникация является сложным по внутреннему устройству процессом, включающим в себя не только получение и передачу информации, но также сохранение и актуализацию ее смысловой и оценочной составляющей. Таким образом, она является системой, которая воздействует на характер коммуникации социальных групп, диктуя социальную и политическую установки, которые формируются в обществе. Коммуникация групп происходит на разных уровнях, что во многом зависит от социальной системы, устоявшейся в пространстве, в рамках которого происходит медиакоммуникация.
С момента возникновения СМИ как института, взаимодействие редакций с читательской аудиторией строилось на вертикальной модели коммуникации. С появлением интернета, и, как следствие, появлением возможности получать различными способами дистанционную обратную связь с читателями модель коммуникации изменилась [7]. Появление у любого СМИ своего сайта, а также встроенных в него модулей комментариев и блогов, обратной связи по e-mail и кнопок распространения новостей в своих профилях социальных сетей, сформировали горизонтальную модель коммуникации. Это перевернуло полностью не только саму концепцию общения СМИ с читателями, но и инициировало стирание границ между производителями и потребителями новостей.
На данный момент на российском медиа-рынке существует два типа СМИ [8, с. 1]: СМИ, имеющие иной канал коммуникации (телевидение, радио, печатные формы), но представленные в сети Интернет собственным порталом; 2. СМИ, использующие Интернет в качестве основного канала коммуникации с аудиторией.
Появление новых медиа спровоцировало изменение концепции общения редакций традиционных СМИ со своей аудиторией, т.к. стало ясно, что неиспользование нового канала коммуникации понижает рейтинг средства массовой информации, даже если ядром целевой аудитории являются люди, испытывающие
тягу к традиционным моделям. В связи с этим возникло сразу две парадигмы решения этого вопроса.
Во-первых, существуют медиа-холдинги, которые работают над порождением разного контента для нескольких каналов коммуникации. Так, например, газета «РБК-ЬаНу» и канал «РБК» имеют общий портал, запущенный как единое пространство ИА «Росбизнесконсалтинг». В этом случае речь идет о том, что информационное агентство, отдавая себе отчет в том, что аудитория интернет-пользователей отличается от телезрителей и читателей газеты, имея в начальной точке создания новостей один и тот же информационный повод, старается обработать его, оптимизируя результат под потребности аудитории того или иного канала коммуникации (ориентируясь на социологические исследования восприятия, возраст и т.п.). Более того, такая кросс-платформенность проекта в целом позволяет, например, воспользоваться быстротой интернета: лента новостей на сайте обновляется каждые 10-15 минут, в то время как новостная передача на телевидении (за исключением редких случаев ЧП) не может появиться во внеурочный час. А с другой стороны формат газеты и телевидения позволяет включить в повестку дня аналитику, которая редко пользуется спросом на веб-ресурсах. Таким образом, аудитория СМИ, ведущих подобную политику, расширяется за счет ее разделения на сектора (по какому-то из социальных признаков) и создания для каждого из них индивидуального контента, обладающего необходимыми формами представления.
Во-вторых, многие СМИ проектируют сайты, рассматривая глобальную сеть как инструмент хранения материалов. В этом подходе прослеживаются сразу две функции: с одной стороны, у средства массовой информации появляется структурированный цифровой архив в открытом доступе, а с другой стороны -открытость доступа привлекает новую аудиторию, которая не готова, например, своевременно купить газету, но, тем не менее, интересуется контентом данного СМИ. Как пример можно привести опыт «Балтийского медиа-холдинга» (существовавшего до начала 2015-го года). Наиболее востребованные на тот момент в Петербурге газеты «Невское время» и «Вечерний Петербург» имели абсолютно разные по методике структурирования сайты, но схожие по основному назначению: пользователи сети интернет получали доступ к рЬ1-версиям номеров газет, продаваемых ежедневно. Стоит отметить, что пересечение читателей сайтов и читателей печатных номеров - незначительно (так как привычка читать с листа или с экрана является базовой для разных поколений), то есть такой подход ведет к чистому приросту ядра аудитории СМИ.
Примечательно, что создание сайтов также связано с борьбой за цитируе-мость, иными словами за индексацию материалов СМИ в поисковиках. В зависимости от того, на какой позиции в результате опубликованных в интернете сообщений окажется средство массовой информации в агрегаторах новостей, будет расти или падать показатель степени влияния СМИ на общественное мнение. Описанная выше ситуация иллюстрирует, что традиционные средства массовой информации все чаще обращаются к новым медиа-формам с целью завоевания нового среза аудитории и сохранения старого.
Обратимся к новым медиа как к таковым. Интернет, который начиная с 2000-х годов постепенно стал доступным средством для 80% граждан нашей страны и практически для всего населения в Европе, обеспечил возможность появления абсолютно нового явления - Интернет-СМИ. В этом случае глобальная сеть является основным и, чаще всего, единственным каналом коммуникации с потребителями информации [9]. То есть концепция идет от обратного: пользователь сети становится не только потребителем информации, но участником обработки информационного повода, а иногда и создателем сообщений, распространяемых СМИ. Примером этого можно считать проект газеты «F5», которая на момент 2008-2010 гг. была довольно мощной платформой, освещающей события культурной и общественно-политической жизни. Авторами публикаций становились зарегистрированные пользователи. Качество публикуемых материалов мо-дерировалось простым счетчиком популярности той или иной статьи (разумеется, был и формальный процесс проверки статьи на соответствие нормам и принципам издания). Надо отметить, что подсчет «лайков» для каждой статьи решал и еще одну проблему - таким образом авторы вовлекались в игровую ситуацию, обретая мотивацию для написания новых постов. Любопытно, что такого рода проекты являются прекрасной экономической моделью создания бизнеса при отсутствии начального капитала: затратив изначально деньги только на запуск системы, авторы проекта достаточно быстро приобрели хорошие рейтинги посещаемости ресурса, неплохую индексацию в агрегаторах, таким образом получили и известность, и инвесторов на следующий этап разработки. Так, в 2011 году у газеты появилась печатная версия, в которой выходили лучшие материалы за месяц, обозревающие культуру, социальную и политическую реальность.
Стоит отметить, что существовавшие с самого начала истории СМИ информационные агентства сейчас стали использовать интернет как основной канал коммуникации, и тоже являются в некотором смысле видом Интернет-СМИ (например, ИА «ТАСС», существующее с 1925-го года, сейчас использует именно этот канал коммуникации).
Современные исследователи описывают систему новых медиа следующими процессами (при наличии принадлежности ресурсов к сетевому пространству): конвергенцией, интерактивностью и дигитализацией. Средства массовой информации, присутствующие в сети Интернет, можно разделить на пять типов: информационные агентства, блогерская (гражданская) журналистика, Интернет-СМИ общей тематики, тематические Интернет-СМИ и сайты традиционных СМИ. Стоит отметить, что информационные агентства, которые существовали на протяжении всего 20 века, перебазировавшись в интернет получили мощные средства, помогающие выполнять основную функцию - оперативное информирования населения о происходящих событиях логично вписалось в возможности эпохи WEB 2.0. Таким образом, основной жанр данного типа СМИ - оперативное информационное сообщение, а характерной чертой материалов стала их анонимность. Гражданская (блогерская) журналистика напротив подразумевает авторские материалы, и именно имя эксперта, создавшего
текст, относящийся к сфере его основной деятельности, является гарантом качества публикации. Основными жанрами этого типа становятся аналитическая статья и заметка. Здесь возникает наиболее четко выраженная коммуникация с читательской аудиторией, потому что являясь не профессиональным журналистом, и будучи мотивированным исключительно тягой разъяснить людям тот или иной аспект темы, в которой он разбирается, автор выходит на прямой контакт с аудиторией. Примером может служить портал «Эха-Москвы».
Интернет-СМИ имеют одинаковые задачи с традиционными медиа и поэтому копируют классический набор жанров. Отличие только одно - канал связи с аудиторией. И в зависимости от того, является ли такое средство массовой информации тематическим или имеет общую повестку дня, проявляется величина ядра аудитории (что тоже по природе своей похоже на ситуацию в традиционных СМИ). Сайты традиционных СМИ представлены в формате веб-порталов с одним или несколькими разделами, которые представляют собой виртуальный образ информационного продукта, вышедшего в свет по другому каналу коммуникации.
Топы новостных агрегаторов как зеркало медиасреды
Агрегаторы новостей рассчитывают «вес» сообщения на основе трёх критериев: цитируемость (сколько ссылок на сообщение в других сообщениях сюжета, без учёта ссылок в аффилированных СМИ и самоцитирования), свежесть (время публикации сообщения по сравнению с другими источниками) и информативность (наполненность сообщения ключевыми фактами сюжета).
Из фрагментов трёх лучших по этим критериям сообщений формируется краткое описание сюжета (аннотация). По тому же принципу выбирается заголовок сюжета, прочитав который пользователь должен мочь сразу понять, о чём идёт речь. Под аннотацией и названием сюжета новостные агрегаторы формируют блок из пяти похожих новостей. Из всех сообщений робот выбирает наиболее цитируемые и ранжирует их по свежести. Остальные новости в виде хронологической ленты можно увидеть, развернув конкретный сюжет.
Изложенный алгоритм, по которому работает робот, в сочетании с вышеизложенными тезисами о предпочтениях читательской аудитории и характеристиками человеческой памяти, задающие дополнительные критерии поисковых запросов, формирует несколько предсказуемых предпосылок формирования основных тем ТОПов новостных агрегаторов. Например, ранним утром в будние дни (6-9 утра), а также в дневное время в выходные первые десять новостных сюжетов в агрегаторах почти всегда связаны с криминальными сводками и хроникой дорожно-транспортных происшествий. С другой стороны в течение рабочего дня пять первых позиций в ТОПах обычно занимают шутливые заголовки с непредсказуемой тематикой. Вечером же обычно некоторый хаос в формировании повестки дня уменьшается, уступая место структурированным спискам тем по экономике и социальной политике.
Благодаря статистическим исследованиям можно определить первичное облако тегов, интересующее аудиторию (а также разбить запросы по возрастным
и гендерным признакам на подгруппы). Так, например, наиболее частотные запросы к агрегаторам новостей в Санкт-Петербурге за январь - это следующая пятерка слов: «Петербург», «Полтавченко», «Исаакий», «ЖКХ», «ограничения движения». Исследуя эти слова-теги, можно создавать группы ТОПов, благодаря которым выстраиваются опорные конструкции для социального прогнозирования процессов, происходящих в обществе.
Структура читательской аудитории
Аудитория средства массовой информации - это некая социальная группа, которая сформировалась в момент, когда все ее члены получили одно и то же сообщение в определенное время в определенном пространстве. Эта социальная группа имеет сложную внутреннюю структуру и в современных условиях предполагает обязательное соприкосновение, взаимодействие ее членов.
«В массовых коммуникациях каждый из обезличенных (с позиции источника информации) представителей аудитории имеет теоретически равную вероятность получения информации (т.е. равную вероятность вступить во взаимодействие с коммуникатором)» [10] - отмечает Ф.И. Шарков. Действительно, для аудитории характерны два принципа: неадресность направляемой информации и равная вероятность ее получения у каждого члена заявленной социальной группы.
Количественно аудитория может состоять из нескольких сотен читателей, но у СМИ федерального значения может доходить до миллионов. Для традиционных форматов СМИ характерна анонимность присутствия в социальной группе, аморфность. Даже до введения поправок в законы о СМИ, которые мотивировали журналистов отказаться от функции открытых комментариев к материалам, редко можно было увидеть активные дискуссии представителей аудитории на пространстве, занимаемом средством массовой информации. Массовость здесь является синонимом отсутствия четко выраженного мнения, нежелания быть первым высказавшимся. Когда же в коммуникативный процесс масс-медиа включаются новые медиа форматы, аудитория превращается в живой организм, зачастую диктующий тенденции социального поведения общества в целом. Тем не менее, общей чертой аудитории СМИ является ее рассеянность в пространстве и во времени, неоднородность, изменчивость (под влиянием СМИ она может либо быть устойчивой, либо расширяться, либо сужаться).
Один из параметров, по которому можно оценивать характеристики аудитории, это степень вовлеченности. Речь идет о том, что при отправлении сообщения СМИ должно разделять свою потенциальную и фактическую аудитории. Имеет смысл учитывать активность аудитории в момент коммуникации, причем этот фактор зависит от модели, доминирующей в обществе: социальная группа получает или права субъекта влияния на СМИ или объекта влияния со стороны СМИ. Более того, в условиях свободы печати все формы гражданской журналистики начинают существовать в более явных контекстах, и ауди-
тория начинает быть еще и источником/создателем части контента. В демократическом обществе аудитория способна влиять на деятельность СМИ, создавая векторы деятельности, необходимой для удовлетворения запроса группы на информацию. Иными словами, в такой ситуации журналистика становится диалогичной.
Информационная потребность аудитории социальна и поэтому долгосрочна как характеристика группы. Тематические же интересы характеризуют субъективное отражение информационных потребностей и связаны с ситуативными факторами, поэтому являются краткосрочными. Взаимодействие этих двух понятий происходит на этапе целенаправленного формирования тематических интересов, которые в определенный момент из-за необходимости получения социально значимой информации могут быть мобилизатором формирования информационных потребностей в целом.
Рассматривая характеристики аудитории СМИ в российском обществе, Р.В. Вольвач отмечает следующее: сосуществование ценностей капиталистического общества и рассуждений о девиантных формах обогащения в журналистских материалах обуславливает состояние фрустрации у аудитории СМИ, которая служит психологическим индикатором возникновения социальной напряженности в российском обществе [11]. В этом контексте важно смотреть на всплески читательской активности аудитории.
Для анализа аудитории СМИ существует большое количество методов, которые, по большому счету, сводятся к взятой за основу базе в виде количественных методов социологии. По нескольким параметрам, таким как учет хостов и идентификационных номеров компьютера, для любого СМИ можно создать статистику количества индивидуальных посетителей, устройств (с которых люди заходят), географических данных и так далее. Также существуют методики, по которым можно измерить индексы цитируемости, количество репостов в социальные сети. Эти данные могут сформировать выводы об интересах аудитории, предпочтительности того или иного канала коммуникации, активности пользователей. Когда речь идет о телеформате актуальным является аппаратный метод сбора информации, единицей измерения которого является «пиплметр». В этом случае исследователями выбирается фокус-группа, в домах включенных в эксперимент людей устанавливают прибор, учитывающий переключения пульта, каждому члену семьи раздается отдельный пульт, таким образом появляется статистика популярности каналов, программ и расчет времени просмотра. Погрешностью является человеческий фактор, например, целевая аудитория мультфильмов согласно таким исследованиям - возрастная группа «60+», что объясняется нажатием кнопки пульта у бабушек и дедушек, когда программа включается для внуков. Необходимо отметить полезность опросного метода, как дополнительного для исследования ситуации со СМИ в интернете и как основного для исследований стандартных медиа и их основных каналов коммуникации.
В данном исследовании был сделан выбор в пользу количественного метода. Были проанализированы счетчики различных СМИ, соотношения цифр приведены в ниже следующих рисунках1.
Рис. 1. Соотношение количества посетителей сайтов СМИ за сентябрь 2016 г.
Figure 1. Number of visitors of mass-media sites for September 2016.
На рисунке видно, что два агрегатора новостей является источником информации для более половины пользователей интернета. Стоит отметить, что опросы показали наличие неопределенности поведения читателя в момент просмотра новостной ленты агрегаторов. Люди, относящиеся к возрастной категории «50+», зачастую воспринимают поисковые системы за первоисточник информации: интернет-дискурс предполагает быстрое получение сути информации, то есть, читая заголовок и подзаголовок, в большинстве случаев пользователи удовлетворяют свою потребность в информации. Но какой-то процент читательской аудитории агрегаторов переходит далее на сайты СМИ, чьи ссылки выводятся в ТОПах. Далее на рисунке видно, что «Эхо Москва.Блоги» пользуется популярностью, при этом учет идет только тех обращений, которые были сделаны к главной странице СМИ, иными словами для 28% пользователей главная страница этого ресурса является актуальным и главным источником получения информации. Это говорит о большой потребности в аналитике - жанре, который все меньше используется крупными средствами массовой информации. Можно также увидеть, что гораздо меньше прямых заходов у двух крупных информационных агентств с федеральными корнями. Так как они являются местом получе-
1 Для исследования были взяты стартовые страницы агрегаторов новостей (Яндекс. Новости и Эоод!е.Новости), сайты ИА ИТАР-ТАСС, РБК, АБН и Эхо Москвы. На рисунке 1 приведено соотношение количества уникальных посетителей за месяц.
ния универсального пакета информации, у них - неплохие показатели ядра аудитории. Самая маленькая посещаемость главной страницы - у регионального СМИ, освещающего новости бизнеса. Оно приведено здесь для более четкой характеристики соотношения аудиторий.
Данная диаграмма хорошо иллюстрирует весовые соотношения СМИ как инструмента влияния на аудиторию. Стоит отметить, что читатели агрегато-ров - это люди, совпадающие психологически с целевой аудиторией традиционных медиа, тем более, что часть ссылок ведет как раз на сайты газет и каналов, то есть на дубли тех сообщений, которые транслируются по иным каналам коммуникации. В остальном, рассуждая на тему роли интернета в формировании общественного мнения, актуально вспомнить, что, например, аудитория «РБК» по опросам, проводимым в конце 2013 года, менее реактивна, чем посетители «Эхо Москвы.Блоги».
Ниже приведена статистика посещаемости на Интернет-ресурсах СМИ федерального и регионального значения (рис. 2 и 3) в момент выборов 14 сентября 2014 года.
Рис. 2. Соотношение количества посетителей сайтов федеральных СМИ за неделю до выборов, в день голосования и на следующий день Figure 2. The number of visitors of federal mass-media websites in the moment of one week before the elections, on the election day and the next day
Из диаграмм видно, что на сайтах федеральных СМИ посещаемость не зависела от новостей, связанных с выборами муниципальной власти и губернаторов, в то время как региональные средства массовой информации ощутили прирост читательской аудитории в сети Интернет за последнюю неделю до дня голосования. Можно заметить, что на федеральных ресурсах (исключением яв-
90U0
4000 3000 2000 я 1 -
1000 0 АБН ■ H эвая газета (СП S) -
■■13 сентября 1990 3992
14 сентября 3861 4992
Q15 сентября 7861 6992
Рис. 3. Соотношение количества посетителей сайтов региональных СМИ (свободная
пресса) за неделю до выборов, в день голосования и на следующий день Figure 3. The number of visitors to the websites of regional mass-media in the moment of one week before the elections, on the election day and the next day
ляется проект «Эхо Москвы») активность пользователей на следующий день после выборов не возросла, в то время как Санкт-Петербургские свободные СМИ, опубликовавшие ночью и утром 15 сентября материалы, подготовленные специально для сайтов, получили прирост читательской аудитории.
Помимо посещаемости важным показателем удачного «вброса» информации является индекс цитируемости. На рисунке 4 представлено процентное соотношение цитируемости СМИ разных типов по итогам августа 2015 года (для простоты восприятия взято семь изданий, рис. 4).
Цитируемость - это упоминание журналистского материала на сторонних ресурсах. Из диаграммы следует, что блого-сфера и региональные СМИ имеют обыкновение ссылаться на статьи, опубликованные на сайтах газет и журналов, представляющих собой солидные федеральные издания (такие как газеты «Известия» и «КомерсантЪ», журнал Forbes и т.д.). Далее - хорошие результаты цитируемости у крупных новых медиа («РБК», Фонтанка.ру).
Выводы
Окружающий мир преломляется в сознании человека через призму культуры, создавая при этом индивидуальное восприятие. В этом случае - главный вопрос в том, является ли восприятие пассивным процессом или формируется с помощью культурной среды. Для ориентации в социальных группах индивид должен сформировать в своем сознании упрощенную модель действитель-
Рис. 4. Цитируемость изданий Figure 4. The ratio of media-citations
ности, которая бы выполняла функцию компаса. Культура, являясь сложной системой, хранящей информацию о ценностях и нормах общества, менталитет и традиции социума, формирует социальную среду, давая возможность индивиду создать микромодель окружающего его мира. Средства массовой информации, являясь частью массовой культуры, - наиболее простой механизм для создания в сознании человека картины окружающей действительности. В них можно найти необходимые векторы для осознания системы ценностей и традиций, а также ощутить тенденции настроений в социальной среде. СМИ, обладая очевидной функцией информирования людей о событиях, приобрели новое значение для социума: они являются инструментом моделирования человеческого поведения и формирования личности. Речь идет о приобретении своей аудитории по индивидуальным критериям выбора, где ядро формируется из людей, разделяющих одну и ту же точку зрения, образуя, таким образом, социальную подгруппу. Активность этой подгруппы можно оценить по количеству репостов в социальных сетях, местоположению информационного сообщения в ТОПах агрегаторов, цитируемости в других изданиях. Наиболее общие выводы, которые можно сделать на измерении этих параметров, приведены в статье выше. Остается добавить, что исследования поведения аудитории, может быть полезным при анализе культурного слоя. В этом случае необходимо осознавать, что образ действительности, формируемый через СМИ, является продуктом мас-
совой культуры, и служит методом передачи социального опыта. Это еще один аспект, который требует более пристального изучения.
Источники
1. Гречихин В.Г. 2016. Трансформация социального дискурса в современном информационно-коммуникативном пространстве || Коммуникология. Том 4. №6. С. 175-185.
2. Поршнев Б. Ф. 1979.Социальная психология и история. М.
3. Узнадзе Д.Н. 2001.Психология установки. СПб.
4. Ядов В.А. 1961.Идеология как форма духовной деятельности общества. Изд. ЛГУ. Л.
5. Castells M. 2004. The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar.
6. Лотман. Ю. М. 2002.История и типология русской культуры. СПб.
7. ЧижикА.В. 2014. Социолингвистическое исследование некоторых тенденций публикации постов в русскоязычном Twitter || Новые информационные технологии в автоматизированных системах. Сб. научных статей, № 17. СПб. С. 337-347.
8. Аллахвердов В.М. и др. 2007.Психология. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
9. ЧижикА.В. 2013. Развитие вербальной коммуникации в рамках Интернет-дискурса и тенденции визуального оформления Интернет-СМИ в эпоху Web 2.0 || Философия. Язык. Культура I Отв. ред.: В. В. Горбатов. Вып. 4. СПБ. С. 263-268.
10. Шарков Ф.И. 2014. Интернет и масс-медиа: локальный дискурс в сетевых коммуникациях || Коммуникология. Том 8. №6. С. 15-28.
11. Вольвач Р.В. 2014. Деятельность средств массовой информации в условиях аномии российского общества//Коммуникология. Том 3. №1. С. 79-85.
■ ■ ■ Network communications: the issue of the influence of new media on the formation of public opinion
Anna V. Chizhik
St. Petersburg state University. St. Petersburg, Russian Federation.
Abstract. The article is devoted to the analysis of existing media formats. Along with the traditional media, new media formats that have appeared over the past five years (Internet media, hybrid projects of traditional media, cable and satellite television, blogs and social networks, etc.) have appeared, the main features of which are multiply increased volumes of transmitted Information and fragmentation of the audience. The author notes that the emergence of such media forms as blogs and Internet media, provoked the traditional media to develop new models of interaction with people. Therefore, at the moment there are at least two working paradigms of the presence of such media on the Internet. In the framework of this study, the statistics of various portals registered as mass media were analyzed, and data were obtained showing the features of the presence of traditional media on the Internet, as well as illustrating trends in the development of new honey formats.
Keywords. Media, media communications, traditional media, online media, aggregators, social networks, media convergence, new media.
For citation: Chizhik Anna V. Network communications: the issue of the influence of new media on the formation of public opinion. Communicology (Russia). Vol. 5. No. 3. 2017. P. 55-69 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-3-55-69
Inf. about authors: Anna V. Chizhik, assistant of information systems in arts and Humanities, faculty of arts, St. Petersburg state University; post-graduate student of the RANEPA. Institute of state service and management, faculty of state and municipal management, UNESCO chair. E-mail: chizhik.spinus@gmail.com
References
1. Grechikhin V.G. 2016. Transformation of social discourse in the modern information and communication space. Communicology. Vol. 4. № 6. P. 175-185. (In Russ.).
2. Porshnev B.F. 1979. Social psychology and history. M. (In Russ.).
3. Uznadze D.N. 2001. Psychology of installation. St. Petersburg. (In Russ.).
4. Yadov V.A. 1961. Ideology as a form of spiritual activity of society. Ed. Leningrad State University. L. (In Russ.).
5. Castells M. 2004.The Networking: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton. MA, Edward Edgar,
6. Lotman. Yu. M. 2002. History and typology of Russian culture. SPb. (In Russ.).
7. Chizhik A.V. 2014. Sociolinguistic study of some trends in the publication of posts in Russian-language Twitter . New information technologies in automated systems. Sat. Scientific articles, № 17. SPb. P. 337-347. (In Russ.).
8. Allahverdov V. M. 2007. And others. Psychology. Moscow: TK Velby, Publishing House Prospekt. (In Russ.).
9. Chizhik A.V. 2013. Development of verbal communication within the Internet discourse and the trend of visual design of Internet media in the era of Web 2.0. Philosophy. Language. Culture / Otv. Ed .: VV Gorbatov. Issue. 4. - SPB. P. 263-268. (In Russ.).
10. Sharkov F.I. 2014. The Internet and mass media: local discourse in network communications. Communicology. Vol. 8. №6. P. 15-28. (In Russ.).
11. Wolvach R.V. 2014. The activities of the media in the anomie of Russian society. Communicology. Vol. 3. №1. P. 79-85. (In Russ.).