ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
СЕТЕВЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ю.В. МУХЛЫНКИНА, доц. каф. философии и культурологии МИИТ, канд. филос. наук
[email protected] Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) 127994, г Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9
Рассматривается проблема формирования экологической культуры, выступающей ключевым фактором в улучшении современной экологической ситуации. Эта сложная задача требует построения целостной государственной политики, подготовки профессиональных специалистов и применения особой методологии. Особенно важным для формирования экологической культуры является введение массового экологического образования и активное включение различных групп населения в сферу экологического просвещения. Но одного экологического образования будет недостаточно, поскольку оно дает обучающимся лишь определенную сумму знаний в области экологических проблем. Более важным является вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья среды. И с этой точки зрения большие возможности предоставляют сетевые экологические проекты. Под сетевыми проектами понимается индивидуальная или коллективная деятельность в сети, направленная на достижение проектной цели с использованием электронно-коммуникативных средств. Разновидностями сетевых проектов являются Интернет-проекты и телекоммуникационные проекты. Сетевые экологические проекты рассмотрены на примере образовательных проектов и деятельности сети экопоселений в Европе и России. Рассматривается история и идейная основа экопоселений в Европе и в России. Автор обращает внимание на преимущества и достоинства сетевых экологических проектов. Преимущества сетевых экологических проектов заключаются в высокой творческой активности их участников, широте их аудитории, в использовании современных информационных технологий и др. Благодаря этому у них возникает устойчивый познавательный интерес к проблемам экологии, формируются умения организации собственной деятельности, а также способность к смысловой оценке приобретенного опыта.
Ключевые слова: экологические проблемы, экологическое образование, экологическая культура, сетевые проекты, телекоммуникационные проекты, Интернет-проекты, экопоселения, волонтерское движение, органическое земледелие.
Современная экологическая ситуация в большинстве регионов мира настолько сложна, столь трудными стали отношения внутри противоречивой целостности, которую образуют природа и общество, что у человечества уже нет права на ошибку. Сегодня от нас требуется не столько умение снижать негативные последствия нашей деятельности, сколько переход к профилактическим мероприятиям по предупреждению возможных экологических катастроф и дисбаланса развития. Естественно, решения столь сложной задачи невозможно достичь усилиями одних государственных органов, политиков, специа-листов-экологов и природоохранных организаций. Необходимо включить как можно большее количество людей в борьбу за улучшение экологической ситуации и задействовать весь культурный, научный и духовный потенциал жителей планеты. Нужно сформировать не просто принципы грамотного природопользования, а целостную экологическую культуру. Важность решения этой задачи сегодня понимают не только специалисты-экологи. Различные аспекты этой проблемы входят в сферу интересов широкой общественности и становятся предметом обсуждения в Комитете по культуре Государственной Думы РФ, в
Общественной палате и в других политических кругах. Важным шагом стало объявление 2012 года Годом охраны окружающей среды.
Тема экологической культуры была поднята еще в 90-е годы. В 1998 г. в «Московской международной декларации об экологической культуре» понятие экологическая культура получила следующее определение: «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» [9].
Таким образом, экологическая культура содержит два компонента: экологическое сознание человека и его экологическое поведение. Экологическое сознание - это совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение и
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
57
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
использованием природных ресурсов [10]. Экологическое поведение человека определяется уровнем его экологического сознания и освоенными практическими умениями в области природопользования. Таким образом, экологическая культура - это не только знания об экологии, но и способность человека применять их на практике. И это необходимо учитывать при ее формировании и развитии.
Формированиеэкологическойкультуры-процесс сложный, требующий построения целостной государственной политики, подготовки профессиональных специалистов и применения особой методологии. Многие считают, что для формирования экологической культуры главным является введение массового экологического образования. И, безусловно, в свете современных экологических проблем необходимо обеспечить экологизацию всей системы образования. Для эффективного формирования экологической культуры необходимо активное включение различных групп населения в сферу экологического просвещения через его дошкольные, школьные, вузовские и последипломные формы. Но одного экологического образования будет недостаточно. Оно дает лишь определенную сумму знаний в области экологических проблем. При этом преподаватели отмечают, что примерно 80 % учащихся, хотя и усваивают экологические знания, но, как правило, не готовы на личную активность в практических делах по охране природы [8]. То есть знания не переходят в убеждения и не становятся основой для поступков. И это, конечно же, приводит к их бесполезности и утрате, ведь все, что не используется - атрофируется. Почему это происходит? Здесь сказывается не только несовершенство программ или слабость педагогов, может даже и не то, что сегодня, как правило, преподавание экологии грешит излишней теоретичностью. Проблема глубже и происходит из того же «корня зла», что и современные экологические проблемы.
Причины современных экологических проблем коренятся в том, что на каком-то этапе развития человечество уверовало в беспредельные возможности научно-технического прогресса. Его успехи внесли в нашу жизнь удобства и комфорт, но платой за это стали за-
грязнение воды и воздуха, уничтожение лесов, исчерпание ресурсов и т. п. Мы окружили себя своеобразным экзоскелетом науки и техники, наивно полагая, что он защитит нас от всех трудностей, связанных, в том числе с их же развитием, и поможет решить все проблемы. Но на практике получилось, что параллельно с развитием научно-технического прогресса шло постепенно духовное оскудение. Человечество стало пренебрегать развитием своих внутренних сил, совершенствованием своего сознания и развитием своих моральных и нравственных качеств. Сконцентрировав внимание на удовлетворении своих материальных потребностей, сделав акцент на «иметь, а не быть», мы пришли к атомизации общества, безразличию и безответственности. Сложившаяся диспропорция в развитии научно-технической мысли и нравственности человечества и привела к нарушению экологического равновесия на Земле.
Мировая общественность уже не одно десятилетие ищет пути предотвращения экологической катастрофы. И пусть уже найдены экономические и юридические механизмы соблюдения экологических лимитов природопользования, изобретены малоотходные и ресурсосберегающие технологии, действуют различные экологические фонды, организации и программы, но этого будет недостаточно до тех пор, пока не произойдут качественные изменения в самом сознании людей. Переход к устойчивому экологическому развитию возможен только при преодолении глубокого духовно-нравственного кризиса современного общества. Только тогда возникнет неравнодушие, социальная воля и поддержка, благодаря которым все эти знания, технологии и механизмы будут введены в жизнь и хозяйственную практику. Конечно, это трудновыполнимая глобальная задача, требующая целого комплекса мер. Остановимся на некоторых из них.
Безусловно, для повышения уровня экологической культуры населения насущно необходимо дальнейшее развитие и совершенствование государственных структур, отвечающих за эколого-просветительскую работу с населением. Важно глубокое профессиональное осмысление и анализ эколого-просветительской методологии, подготовка специалистов.
58
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Но, на наш взгляд, еще более важным является переход от теории к активной практике. Только вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья среды формирует у них чувство сопричастности и неравнодушие, т. к. человеку свойственно беречь то, во что был вложен его собственный труд. И с этой точки зрения большие возможности предоставляет такая форма экологического образования, как проект.
Проектная технология сегодня является одним из эффективных способов организации образовательной среды, отвечающей современным условиям и требованиям. Проект - это очень гибкая, вариативная форма, его легко адаптировать к конкретной цели, проблеме, условиям, коллективу. В нем присутствуют большие обучающие, развивающие и воспитательные возможности. Он как нельзя лучше подходит для развития инициативы и творческой активности, формирует умение вести согласованную работу, налаживать кооперацию и партнерство, способствует развитию социальной позиции личности. Все это особенно важно в условиях современного ато-мизированного и разобщенного общества людей, страдающих от «одиночества в толпе».
Сегодня реализацию проектных форм деятельности невозможно представить без применения современных информационных технологий, которые предоставляют нам новые, доселе невиданные возможности и переводят проекты на новый уровень развития -сетевые проекты (проекты с использованием сетевых средств коммуникации). Существующие сегодня сетевые проекты отличаются друг от друга содержательной направленностью, уровнем организации, характером координации, методами, используемыми в проекте, длительностью, числом участников. Но пока этот вид деятельности находится на начальной стадии. Формируется и понятийный аппарат, описывающий ее. К нему относятся понятия «сетевые» и «Интернет-проекты», «телекоммуникационные проекты».
Под телекоммуникационными проектами подразумевается совместная деятельность участников, направленная на достижение цели, с привлечением средств
телекоммуникации. В ней достижение цели напрямую определяется вкладом каждого участника, а взаимодействие партнеров происходит на основе целевой и ролевой взаимозависимости с интенсивным привлечением компьютерных коммуникаций. В отличие от телекоммуникационных, Интернет-проекты не предполагают активного взаимодействия их участников. Их участники могут достичь поставленной в проекте цели самостоятельно, без зависимости от результатов работы других и от использования телекоммуникационных средств. В таких случаях Интернет необходим для ознакомления с условиями проектов, предоставления полученных результатов и обмена опытом. Телекоммуникационные и Интернетпроекты - частные случаи сетевых проектов. Под сетевыми проектами понимают индивидуальную или коллективную деятельность в сети, направленную на достижение проектной цели с использованием электронно-коммуникативных средств [1].
Очевидными достоинствами сетевых проектов является то, что:
- они ориентированы на достаточно широкую аудиторию и, в принципе, их участником может стать любой желающий;
- в них используются современные информационные технологии, а в свете существующего высокого и устойчивого интереса подростков и молодежи к сети Интернета это делает сетевые проекты привлекательными для данных групп населения;
- проект может охватывать территорию любого размера;
- между участниками проекта и его организаторами всегда поддерживается оперативная связь и мгновенный обмен информацией (причем, этот способ общения наименее затратный).
Важно то, что союз проектных технологий и Интернета должен обеспечивать не только доступ к имеющейся в сети информации, но и ее создание, должен способствовать образованию деятельностной среды не в виртуальном, а в реальном мире. Интернет может служить для активизации позитивного взаимодействия людей с природой. Благодаря использованию его возможностей для ведения эколо-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2015
59
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
гических сетевых проектов станет возможным объединить людей не вокруг иллюзорного и подменяющего реальность мира социальных сетей или сугубо коммерческих проектов, а вокруг дела, от которого зависит выживание человечества. Сетевые экологические проекты дают понять, что решение экологических проблем по силам не только правительствам и таким крупным организациям как «Greenpeace», но и обычным людям с небезразличным сердцем и активной жизненной позицией.
Как же работает сетевой проект? Физическое существование проекта в сети обеспечивается наличием сайта, который является зеркалом протекающих в реальности проекта процессов. На сайтах представлены цели, задачи и ход проекта, справочные и иллюстративные материалы, контактная информация и др. При этом важны лаконичность, простота ориентировки внутри сайта, эстетическая привлекательность. В процессе реализации сетевых проектов динамичность ресурсного обеспечения сайта является показателем жизнеспособности и развития проекта.
Для эффективного функционирования любого сетевого проекта крайне важно обеспечение его интерактивности. Если проект не дает возможности общаться, выражать собственное мнение и узнавать мнение других, то он вряд ли достигнет успеха. Оперативная обратная связь возможна с помощью гостевых книг, форумов, конференций, чатов и т. д. Чат, как средство общения в реальном времени, является одним из наиболее эффективных средств обеспечения интерактивности. Он важен и как средство коллективной рефлексии.
То, как работает сетевой экологический проект, зависит от его целей и направленности. Если он носит исследовательский характер, то простейшая его схема такова. Организаторы размещают информацию о проекте на своем сайте и рассылают подробные инструкции всем его участникам, которые выполняют предложенные задания и отсылают информацию организаторам для обобщения и подведения итогов. Результатом проекта может явиться получение сведений об экологическом состоянии природной среды какого-либо региона, города и т. п. Подобная схема особенно
эффективна для проектов, связанных с проведением мониторинговых исследований. Она часто используется для организации сетевых экологических проектов школьников. При этом им часто придают форму игр, расследований и т. п., что делает еще более привлекательными для детей и подростков.
Примерами могут быть сетевой международный экологический проект «Вода ради жизни», стартовавший в 2002 г. в Бурятии (http:www.gran/baikal.net/water4life), в рамках которого был проведен целый комплекс мероприятий, конкурсов, создан детский электронный журнал «Тоонто Нютаг» (http:// www.gran.baikal.net/toonto) и др. Или межрегиональный Интернет-проект «Нам жить на этой земле» (https://sites.google.com/site/ namzitnazemle/home), проходивший в 2012 г. в Нижнем Новгороде.
Но в данной статье нам хотелось бы обратить внимание на иной тип экологических сетевых проектов, которые являются примерами самоорганизации людей с помощью сети Интернет и телекоммуникационных технологий. Это экопоселения и экоинициативы.
Их называют по-разному: экопоселения, экополисы, пострыночные, трансглобалистские поселения, и они являются совершенно новым типом общежития людей. Их классификация пока очень условна и нет точных сведений об их количестве. В Европе сейчас насчитывается приблизительно 3 тысячи более-менее устойчивых экопоселений, а в мире их - более 40 тысяч. Они принимают различные виды: коммуны, деревни художников, родовые поместья, поселения, организованные по религиозному принципу и др. Но общее в них то, что они стараются осуществить способы жизни, альтернативные современной техногенной цивилизации.
Альтернативные поселения в мире появились еще в 1960-е годы и стали реакцией на негуманную и экологически неустойчивую систему взаимоотношений в индустриальном обществе. Подобные поселения организовывались на основе различных идей и целей. Это могли быть как кибуцы в Израиле - социально-экспериментальные антикапиталистические сельскохозяйственные кооперативы,
60
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ориентированные на самообеспечение, так и поселения, основанные на волне религиозного эскапизма. Примером последних может служить Ауровиль в Индии, который по замыслу его организаторов (учеников Ауробин-до Гхоша) должен был стать интеллектуальной и духовной столицей человечества [8]. Также большое влияние оказали идеи нового мировоззрения New Age (Новая эра), которое призывало, в том числе, и к переосмыслению взглядов человека на окружающий его мир, созданию альтернативного образа жизни. В основе его должны были лежать любовь к природе, идея единения человека и природы, доминирование духовного развития человеческого общества над технократическим.
В отличие от них, в экопоселениях всегда на первом плане экологическая идея. Первые экологические поселения стали появляться в Америке и Европе в 1960-х годах. «Зеленые» поселения стали социально-экономическим экспериментом, цель которого снизить антропогенное воздействие на окружающую среду. Жителями первых экопоселений становилась в основном представители городской интеллигенции, люди различных профессий и достатка, без особого опыта жизни на земле, но решившие порвать с прежним образом жизни. Стараясь обосноваться вдали от шумных дорог и больших городов, экопоселенцы восстанавливают плодородие земли, развивают органическое земледелие, принципы энергосбережения, раздельного сбора мусора, разумного минимализма в вопросах потребления вещей и продуктов. Примерами наиболее известных экопоселений являются Свонхольм (Дания), Финдхорм (Шотландия), Тамера (Португалия), ЗЭГГ, Темплхоф (Германия), японское поселение «Семья Кано-хана» («Kanohana Family»), Сенрутти (Швейцария) и др.
Ближайшие к нашей стране признанные во всем мире специалисты в вопросе организации экопоселений - финны. Среди финских экопоселений есть такие, где уже давно 100 % освещения и обогрева домов обеспечивается солнцем. Там проходят международные семинары по солярной энергетике, а Министерство сельского хозяйства Финляндии специально приглашает некоторых финских эко-
поселенцев читать лекции в Хельсинки, чтобы они рассказывали о своем опыте [7].
В 1996 г движение экопоселенцев вышло на новый уровень развития, объединившись в глобальную сеть Экопоселений - Global Ecovillage Network (GEN). Данное объединение еще больше способствовало и без того осуществляемому обмену знаниями и опытом между различными экопоселениями мира. Эта сеть включает три сектора: GEN-Europe, который объединяет поселения Европы и Африки, ENA (Ecovillage Network of Americas), объединяющий экопоселения Северной и Южной Америки, и GENOA (GEN Oceania and Asia) - поселения Австралии, Новой Зеландии, Океании и Азии. Ежегодно представители всех экопоселений сети GEN-Europe встречаются на своей ассамблее, где происходит обмен опытом, завязываются новые связи и организуются совместные проекты. Интересной сетевой инициативой является международное волонтерское движение, которое можно считать самостоятельным сетевым проектом, возникшим по инициативе крупных экопоселений [5].
В России движение экопоселений возникло только в 1990-е годы. Определения экопоселению в российском законодательстве нет. Сами экопоселенцы трактуют свою жизнедеятельность как «особую форму расселения людей, которые ориентируются на экологичность своей жизни» [4]. А основными принципами своего бытия считают свободу выбора, сетевую структуру, опору на собственные силы, открытость, естественность развития, формирование экологического мировоззрения [6].
Данные по количеству экопоселений разнятся. Два года назад по данным поселенцев из Ковчега, которые провели своеобразную перепись на своем сайте, их было порядка 80. Самые ранние и известные еще с 90-х годов - Китеж (Калужская обл.), Гришино и Ясное (Ленинградская обл.), Нево-эковиль (Карелия), Большой камень (Вологодская обл.), Тиберкуль (Красноярский край) и др. Больше всего их во Владимирской, Тульской и Ярославской областях.
Как и на Западе, у нас встречаются не только «чистые» экопоселки, но и поселения, объединяющие экологические идеи с перво-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
61
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
степенными для них религиозными или иными идеями. Примером может быть экопоселение Тиберкуль, построенное в Южной Сибири последователями Виссариона, основавшего в 1991 г. церковь Последнего Завета. Или движение анастасийцев (последователей идеи родовых поместий, развитой в книгах В. Мегре)
[3], которое религиоведы считают частью New Age и причисляют к Новым Религиозным Движениям, а точнее, к «Религиям аудитории» [2].
Жизнь экопоселений в России строится на тех же принципах, что и в большинстве экопоселений мира. Для всех главной целью является жизнь в гармонии с природой, без причинения ей вреда. Это выражается в желании снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду, в запрете использования пестицидов и гербицидов, в применении органического земледелия и пермакультуры (от англ. permanent agriculture - способ хозяйства и земледелия, где монокультурам предпочитается многообразие, растения влияют друг на друга, не используются искусственные удобрения и химикаты). Многие экопоселения идут по пути применения передовых энергосберегающих технологий при строительстве домов. Другие возвращаются к традиционным деревянным формам строительства, воспроизводят быт и народные традиции, как, например, славянское поселение под Можайском, село Родное, подмосковное Томилино, поселение Китеж в Калужской области. Китеж также является живым примером сетевых взаимодействий, поскольку его помогали строить жители шотландского Финдхорна - одного из самых больших европейских поселений, опыт которого по строительству экодомов и природосообразному хозяйству едут перенимать со всех концов мира.
В 2005 г. Гришино, Нево-эковиль и Большой камень стали первыми участниками Российской сети экопоселений, которая вступила в Европейскую сеть экопоселений и получила название «Сеть экопоселений и экологических инициатив». Сеть имеет свой сайт (http://gen-russia.ru), проводит мероприятия для широкой публики, на которых знакомит участников с движением экопоселений, родовых поместий, с их жизнью, достижениями и проблемами. Ведутся сетевые проекты и программы. На-
пример, ежегодный Фестиваль экотехнологий, программы «Идем в народ», «Экопоселения и традиционные деревни. Будем знакомы!», организуются детские лагеря отдыха и праздники и др. Как и у западных экопоселений и проектов, у большинства отечественных есть свои сайты (kitezh.org, eco-kovcheg.ru, grishino.ecology.net. ru, shestero.info и др.). Благодаря активной сетевой деятельности российские экопоселения становятся «проводниками» современных методов формирования экологической культуры не только в своих регионах. Они обеспечивают повышение общего уровня эффективности данной деятельности в национальном масштабе. Они позволят внедрить в массовое сознание и повседневную жизнь людей важнейшие идеи и принципы экологической культуры, укрепят солидарность и помогут активно проявлять гражданскую позицию.
Подводя итоги, можно сказать, что важной чертой экопоселений, как и других сетевых проектов, является то, что в них не ощущается рутинной «обязаловки», отсутствует вертикальное давление, напротив, присутствует дух сотрудничества, свободного общения и обмена опытом. Принцип горизонтального партнерского взаимодействия в условиях сети обеспечивает независимость и равноправие участников, добровольность сетевого общения, дает место инициативе и творческой позиции каждого. Преимущества сетевых экологических проектов заключаются в высокой творческой активности их участников. Благодаря участию в этих проектах у них возникает устойчивый познавательный интерес к проблемам экологии, формируются умения генерировать идеи, организовать собственную деятельность, а также способность к смысловой оценке существующего и приобретенного опыта.
На наш взгляд, сетевые проекты являются логическим следствием развития современных общественных организаций, которые с их помощью обретают безграничные возможности для ведения просветительской и образовательной деятельности. Своим живым и наглядным примером они, как ничто другое, способны помочь в организации рационального природопользования, обеспечении непрерывного экологического образования и просвеще-
62
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ния и, главное, переходу от теории к практике
формирования экологической культуры.
Библиографический список
1. Кушнарева, А.П. Сетевые экологические проекты как средство развития творческой активности подростков: дисс. ...канд. пед. наук / А.П. Кушнарева. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.
2. Марковкин, И. Экопоселения России / И. Марковкин. - http://gen-russia.ru/author/admin/ (дата обращения 28.04.2014).
3. Мартинович В. А. Движение Анастасии // Минские Епархиальные Ведомости. - 2008. - № 1 (84). -С. 75-81; № 2 (85). - С. 73-77; № 3 (86). - С. 84-86.
4. Назарова, Г. Вслед за дядей Федором. Экопоселения помогут возродить деревню, если им в этом не мешать / Г. Назарова // Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 137 от 26.07.2012.
5. Холл, Р Организация добровольческой программы в вашем экопоселении. Пособие для начинающих / Р Холл,
Э. Линдман-Мата. http://gen-russia.ru (дата обращения 20.04.2014).
6. Алесютина, Н. Экопоселения. Как там живут и учатся? / Н. Алесютина. http://www.ug.ru/article/373 (дата обращения 30.04.2014).
7. «Второбыт: экопоселения будущего?» (Беседа Валерия Хилтунена и Юрия Плюснина). http://eco-domishko. blogspot.ru (дата обращения 25.04.2014).
8. Шевцов, М. Дорога в Ауровиль / М. Шевцов. - М.: Ad Marginem, 2009. - 336 с.
9. Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры / В.А. Ясвин. - М.: Наука, 1999. - 100 с.
10. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию / В.А. Ясвин // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». Вып. № 34, 2006. - С. 7-10.
ENVIRONMENTAL NETWORK PROJECTS AS A METHOD OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE Muhlynkina Y., Assoc. Prof., MIIT, Ph. D. (Philosoph)
Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), 127994, Moscow, Obraztsova Street, 9, building 9
The problem of ecological culture formation acts as a key factor in improving the modern environmental situation.
This complex task requires the construction of a holistic state policy, professionals training and applying special methodology.
The introduction of mass environmental education and active involvement of different population groups in the sphere of environmental education are particularly important for the formation of ecological culture. Yet environmental education is not enough, as it gives students a limited amount of knowledge in the field of environmental problems. The involvement of the public in the immediate practical activities to maintain health environment is more important. And from this point of view, there is a great opportunity to provide a network of environmental projects. The network projects include individual or collective activities within the network aimed to achieve the project objectives using the electronic and communicative equipment. The variants of network projects include the Internet projects and telecommunication projects. The environmental network projects are researched on the example of educational projects and activities of the network of eco-villages in Europe and Russia.
The history and ideological foundation of ecovillages in Europe and in Russia, the advantages and benefits of networking environmental projects are researched. The advantages of environmental network projects include a high creativity of the participants, the breadth of their audience, the use of modern information technology etc. Thus they develop a stable cognitive interest in environmental issues, the ability to organize their own activities as well as the ability to the assessment of acquired experience are formed.
Keywords: ecological problems, environmental education, ecological culture, network projects, telecommunications projects, Internet projects, ecovillage, volunteer movement, organic farming.
References
1. Kushnareva A.P Setevye ekologicheskie proekty kak sredstvo razvitiya tvorcheskoy aktivnostipodrostkov [Network environmental projects as a means of development of creative activity of teenagers ]. Dis. ...kand. ped. nauk. Ulan-Udje, 2006. 24 p.
2. Markovkin I. Ekoposeleniya Rossii [Ecovillages of Russia]. Available at: http://gen-russia.ru/author/admin/ (accessed 28 April 2014).
3. Martinovich V.A. Dvizhenie Anastasii [Movement Anastasia]. Minskie Eparhial'nye Vedomosti. 2008. № 1 (84). pp. 75-81; № 2 (85). pp. 73-77; № 3 (86). pp. 84-86.
4. Nazarova G. Vsledza dyadeyFedorom. Ekoposeleniyapomogutvozrodit’derevnyu, esli im v etom ne meshat’ [Following «Uncle Fedor». Ecovillage will help revive the village, if they are not to disturb in this way]. Sankt-Peterburgskie vedomosti. No. 137of 26.07.2012.
5. Holl R., Lindman-Mata Je. Organizatsiya dobrovol’cheskoy programmy v vashem ekoposelenii [The Organization of volunteer program in your ecovillage. Manual for beginners]. Available at: http://gen-russia.ru (accessed 20 April 2014).
6. Alesyutina N. Ekoposeleniya. Kak tam zhivut i uchatsya? [Ecovillages. How to live and study there? ]. Available at: http://www. ug.ru/article/373 (accessed 30 April 2014).
7. «Vtorobyt: ekoposeleniya budushchego?» (Beseda Valeriya Khiltunena i Yuriya Plyusnina) [«Vtorobyt: ecovillage future?» (Interview Hiltunen Valery and Yuri Plyusnina)]. Available at: http://eco-domishko.blogspot.ru (accessed 25 April 2014).
8. Shevcov M. Doroga v Aurovil’ [ Road to Auroville]. Moscow: Ad Marginem, 2009. 336 p.
9. Yasvin V.A. Istoriya i psikhologiya formirovaniya ekologicheskoy kul’tury [History and Psychology of Ecological Culture.]. Moscow, Nauka, 1999.100 p.
10. Yasvin V.A. Formirovanie ekologicheskoy kul’tury ne svoditsya k ekologicheskomu obrazovaniyu [Formation of ecological culture is not limited to environmental education]. Bulletin «Towards Sustainable Development of Russia. Vol. Number 34, 2006. pp. 7-10.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
63