ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
Сетевой инкубатор ускоренной подготовки персонала к инновационному лидерству
Л. Гительман, А. Исаев,
д. э. н., профессор, к. э. н., доцент,
Уральский федеральный университет Уральский федеральный университет
им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
В статье представлена новая форма и техно- менеджмент-инкубатор, внедренный в эклектро-
логия организации корпоративного обучения, по- сетевой компании); основные организационные,
зволяющая обеспечить направленную подготовку информационные и методические инструменты
персонала к решению актуальных задач промыш- управления развитием сотрудников в сетевом
ленного предприятия и одновременно активизи- инкубаторе.
ровать инновационные процессы. Рассматрива- Приводится анализ преимуществ такой формы
ются концептуальные основы данной технологии; корпоративного обучения для ускоренной адапта-
опыт реализации ее прототипа (корпоративный ции персонала к новым задачам.
Ключевые слова: корпоративный менеджмент-инкубатор, партнерство бизнеса и университета, учебная виртуальная среда, учебно-тренировочные площадки, технологии корпоративного обучения, интерактивное сетевое взаимодействие, инновационная инфраструктура компании.
Эффективное управление масштабным инновационным процессом, будь то организационные преобразования или технологическое обновление, модернизация, возможно лишь при наращивании профессионализма персонала, в первую очередь, менеджеров всех уровней.
Причем, здесь не подходит классическое обучение, дающее готовые знания по схеме «от теории к практике». Необходимо обучение, включенное в производственный процесс, когда содержание инновационной деятельности вынуждает следовать другой логике: «от анализа новых практических задач к поиску полезной теории и эффективных способов их решения».
Подобное обучение наиболее продуктивно, если для решения актуальных задач объединяются усилия менеджеров, университетских преподавателей и консультантов из инжиниринговых, консалтинговых научных и проектных организаций.
С этой целью спроектирован специальный организационно-методический инструментарий в виде сетевого инкубатора инновационного лидерства ПРОФИ.
Исходный прототип
Проект ПРОФИ основан на 10-летнем опыте работы корпоративного менеджмент-инкубатора (КМИ), внедренном под руководством авторов в Екатеринбургской электросетевой компании (ЕЭСК) для молодых менеджеров и специалистов. Цикл работы КМИ рассчитан на период 10-12 месяцев, а его методология построена на сочетании трех видов деятельности: учебно-познавательной, учебно-проектной, учебно-производственной, которые в комплексе обеспечивают эффект ускоренного профессионального развития стажеров. При этом каждый из этих видов деятельности осуществляется в двух формах — индивидуальной и командной [1, 5]. Содержание учебных заданий проектируется под конкретные проблемные вопросы в работе компании.
В организационно-методическом плане весь период работы КМИ состоит из этапов, включающих в себя ряд учебных заданий и процедур (рис. 1). Каждый отдельный этап работы имеет свое методическое обеспечение. Оно разрабатывается и регулярно совершенствуется в филиале при ЕЭСК кафедры систем управ-
I. Учебно-проектная работа II. Учебно-производственная работа
Рис. 1. Шаги восхождения к профессиональному мастерству в КМИ
ления энергетикой и промышленными предприятиями
Уральского Федерального университета им. Первого
Президента России Б. Н. Ельцина.
В целом опыт продемонстрировал позитивные
результаты внедрения КМИ:
• рост интеллектуального потенциала менеджмента и быстрое создание привлекательной для молодежи корпоративной среды;
• формирование команды молодых перспективных менеджеров;
• появление активных точек роста инновационной культуры;
• внедрение новых методов в системе управления. Вместе с тем, выявились и реальные проблемы:
1. Значительная часть учебных заданий в КМИ выполняется стажерами на своем рабочем месте под руководством консультантов и наставников. Создание реально действующего института наставничества в полной мере не удалось.
2. Эффективная работа КМИ возможна при внедрении новых элементов в деятельность менеджмента:
• механизм конкурсного замещения должностей;
• институт наставников из числа опытных руководителей среднего и высшего звена;
• должности внутренних консультантов.
3. Работа в инкубаторе должна обеспечивать систему знаний современных концепций и практики менед-
жмента, проектного управления, основ предпринимательства и инноватики, которые у большинства стажеров отсутствуют — недостаток инженерного университетского образования. Поэтому в нашей практике используется интенсивный обучающий курс, включающий соответствующие учебные разделы.
4. Доминирование технократической и бюрократической культуры, слабый уровень корпоративного обучения создают торможение инновационным процессам, даже при наличии усилий руководства. Для нейтрализации указанных характеристик технология КМИ направлена на формирование ценностей инновационной культуры.
Важно подчеркнуть, что практическая реализация КМИ зависит от активности и согласованности его основных участников: топ-менеджеров, наставников, внешних консультантов и преподавателей, работников службы по работе с персоналом, а также качества методических материалов, адаптированных для конкретного предприятия и точно определяющих особенности работы на каждом этапе.
Через несколько лет работы КМИ стало очевидно, что существуют большие возможности для расширения его функций и способов их реализации, с помощью виртуально организованной сети инкубаторов.
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
Реализация
Основная идея
Идея сетевого инкубатора заключается в том, чтобы существенно увеличить количество одновременно подготавливаемых к решению инновационных задач менеджеров и инженеров, с помощью Intemet и телекоммуникационных технологий и расширения круга специалистов, обладающих разнообразным практическим опытом и знаниями, привлекаемых к обсуждению актуальных проектов. При этом предполагается увеличение решаемых инновационных задач и активное вовлечение лучших предприятий и организаций.
Реализуется эта идея с помощью:
1) тематических специализированных площадок сети;
2) высокотехнологичного учебного комплекса, решающего задачи интенсивного обучения и активизации инновационной деятельности;
3) методически организованного партнерства бизнеса с университетом;
4) активного обмена знаниями и опытом при решении новых задач.
Благодаря тому, что обучение в сетевом инкубаторе является производственным, поисковым и проектным одновременно, не только ускоренно повышаются компетенции персонала, но и активизируется в целом инновационная деятельность в компании.
В функциональном плане сетевой инкубатор — это интегрированный комплекс, одновременно являющийся средой выращивания лидеров производства; технологией ускоренного повышения профессионализма; подсистемой инновационной инфраструктуры компании; формой сотрудничества бизнеса, науки и образования. Из такого понимания вытекают задачи, функции и содержание деятельности инкубатора.
В структурном плане сетевой инкубатор представляет собой совокупность учебно-развивающих и проектно-инновационных площадок. В качестве основного средства взаимодействия используются телекоммуникационные компьютерные системы.
Рассмотрим наиболее важные аспекты работы сетевого инкубатора.
Взаимодействующие площадки профессионального и инновационного развития
Выделяется два блока, предназначенных для подготовки менеджеров (ПРОФИ-«М») и инженеров (ПРОФИ-«И»), каждый из которых включает тематические площадки, отличающиеся специализированным содержанием. Количество таких площадок в сети определяется составом актуальных тем для решения инновационных задач и соответственно, наращивания профессионализма (см. примеры тематических площадок на рис. 2).
Центральной фигурой в сетевом инкубаторе является администратор сети. Его функции: организация взаимодействия между подразделениями компании и инкубатором; координация деятельности отдельных площадок инкубатора; обеспечение их сетевого взаимодействия; управление электронными обучающими
Рис. 2. Структура сетевого инкубатора
ресурсами. Каждая площадка ПРОФИ взаимодействует с университетскими кафедрами соответствующего профиля, обладающими перспективными научноприкладными разработками.
Работа каждой тематической площадки строится по общему алгоритму, отражающему логику управления профессионализмом персонала [7], включая своевременное направление работников на обучение, отбор необходимых программ, процесс учебной работы и организацию участия в решении инновационных задач. Алгоритм предполагает сетевое взаимодействие с другими площадками и оценку результатов подготовки персонала.
Процесс повышения профессионализма в сетевом инкубаторе состоит из многих видов действий, которые группируются в три укрупненных этапа:
1) отбор и планирование подготовки работников;
2 ) дистанционное теоретическое обучение без отрыва от выполнения служебных обязанностей за счет личных временных ресурсов;
3) учебно-практическая и инновационная подготовка на площадках инкубатора с отрывом от основной работы.
Этап собственно обучения в сети ПРОФИ начинается с самостоятельного дистанционного обучения, которое кандидат в стажеры инкубатора может осуществлять с рабочего или домашнего компьютера. В зависимости от характера потребности в обучении и выбранной программы, определенной на этапах диагностики и планирования, предполагается различный объем самостоятельной дистанционной подготовки.
Электронные обучающие ресурсы сетевого инкубатора включают информационно-методические материалы и задания и выполняют функцию теоретической подготовки стажера, а также тренировки умений применять новые теоретические знания для решения различных задач [6].
Ключевым по значению, трудоемкости и результативности является этап работы на площадках инкубатора. Каждая площадка выполняет функции учебнопроизводственного и проектно-инновационного подразделения, включающие индивидуализацию подготовки стажеров инкубатора (рис. 3). После индивидуальной работы со стажерами осуществляется
Учебная
деятельность
Индивидуализация подготовки стажера
Интерактивный учебно-тренировочный цикл
/
Сетевое \
\
Погружение в практику профессионализма
взаимо-I действие '
I с другими |
\ тематическими I \ площадками /*-
Инновационная
деятельность
Мастерская новых идей
\
/
Испытательный участок новых идей
Рис. 3. Основные виды деятельности на площадке инкубатора
групповая учебно-производственная и проектноинновационная работа с помощью специальных интерактивных технологий [1, 3].
Работа в тематическом инкубаторе начинается с индивидуализации подготовки стажера. Для этого используется специальная методика формирования персонального учебного модуля, в соответствии с которой учебные задания и условия их выполнения планируются консультантом совместно с обучаемым. Реализуется составленный модуль под контролем и во взаимодействии с наставником. При наличии междисциплинарных вопросов стажер имеет возможность получать дистанционные консультации из других площадок инкубатора или пройти там часть подготовки. С помощью этих методических инструментов достигается высокая учебная активность стажеров, а также происходит адаптация применяемых технологий к уровню квалификации и личностным особенностям каждого из них.
В соответствии с индивидуальной программой траектория движения стажера в сетевом инкубаторе может иметь несколько вариантов. Она может включать работу только на одной площадке или больше, чем на одной. Переход с площадки на площадку предполагает изменение не только тематического содержания, но и методики подготовки.
Интерактивный учебно-тренировочный цикл, реализуется с помощью специальных технологий и погружения в практику путем знакомства с примерами высокоэффективной деятельности, внедренными в работу компании в виде организационных процедур, технологий, образцов индивидуальной и командной работы (рис. 3).
Проектно-инновационные функции площадки также реализуются с помощью двух инструментов: мастерской новых идей (концептуального проектирования) и испытательного участка проверки идей на практичность. Мастерская новых идей — это технология командной работы, направленная на анализ проблем деятельности, генерирование новых идей и концептуальное проектирование, осуществляемое под руководством консультантов. По существу здесь происходит совмещение учебной и инновационной деятельности.
Испытательный участок проверки идей и концептуальных проектов на практичность — следующий этап, направленный на детальный анализ реализуе-
мости разработанных идей, их апробацию в производственных условиях. Основная задача данного этапа состоит в преобразовании концептуальных замыслов в конкретные планы, проекты и механизмы инновационной деятельности.
Технологичность обучения
В целом ПРОФИ представляет собой комплекс технологий индивидуализированного, дистанционного, интерактивного, производственного и проектного обучения. Технологичный подход позволяет быстро организовать инновационно-образовательный процесс, адаптировать его к персоналу с разным уровнем квалификации, активно использовать электронные обучающие ресурсы, комбинировать формы и методики обучения. Но главное, технологичность обеспечивает устойчивую результативность практической подготовки персонала.
Технологии ПРОФИ предназначены для решения четырех задач: диагностики профессионализма; формирования профессиональных компетенций; развития интеллектуальных моделей деятельности; коррекции индивидуальных стилей поведения. В решении каждой из этих задач с помощью инкубатора реализуются широкий набор функций (табл. 1).
В зависимости от целей подготовки и состава сформированной группы стажеров проектируется процесс повышения профессионализма в виде комплексной технологии, представляющей собой оптимальный набор имеющихся методов и инструментов, предполагающий определенную последовательность их применения (рис. 4). Авторами используются разнообразные технологии, к которым относятся:
Таблица 1
Управление профессионализмом в сети ПРОФИ
Задачи управления Реализуемые функции
Диагностика уровня профессионализма Построение карты ограничений профессиональной квалификации
Формирование профиля управленческого профессионализма
Комплексная оценка потенциала профессионального роста
Повышение профессиональных компетенций Оперативная коррекция отдельных компетенций
Формирование новых компетенций
Реструктуризация кластеров компетенций под новые задачи
Развитие интеллектуальных моделей профессиональной деятельности Формирование новых интеллектуальных моделей
Повышение гибкости интеллектуальных моделей
Развитие моделей эмоционального интеллекта
Коррекция стилей профессионального поведения Формирование ценностных ориентаций, соответствующих корпоративной культуре
Коррекция имиджа и стиля поведения руководителя соответственно личному статусу и задачам бизнеса
Реструктуризация индивидуальной стратегии под инновационные задачи компании
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
ИННОВАЦИИ № 9 (143), 2010
Оценка потребности работника в обучении
ЗЕ
Индивидуальная программа теоретической подготовки для дистанционного обучения
ЗЕ
Дистанционное обучение в соответствии с индивидуальной программой (без отрыва от работы)
ЗЕ
Оценка результатов теоретической подготовки
ЗЕ
Рекомендации практической подготовки в виде набора практических курсов, тренингов и индивидуальных заданий
ЗЕ
Практическая подготовка на тематических площадках (с отрывом от работы)
ЗЕ
Работа с обучающими ресурсами
Выполнение
индивидуальных
заданий
Участие в командной разработке инновационных проектов
Оценка результатов профессионального развития
Рис. 4. Последовательность этапов подготовки стажера
1 дистанционные пакеты персональной подготовки к профессиональному росту; личная дорожная карта профессионализма [4]; практикум систематизации индивидуального опыта;
тренинговый модуль ключевых компетенций [3, 9]; обучение действием решению новых задач [1]; технология опережающего развития профессионализма [8];
тренажер инновационных компетенций [2]; конвейер проектных команд [1]; циклы организационно-деятельностных игр [1, 9]. Каждая из этих технологий имеет свою специфику и реализует несколько функций. Технология дистанционных пакетов персональной подготовки к профессиональному росту развивает умения самостоятельно совершенствовать профессиональные знания, планировать время для своего развития. Она доступна всем работникам компании, изъявившим желание повысить свою профессиональную квалификацию.
Примером технологии, в которой максимально реализуется индивидуальный подход, является «личная дорожная карта профессионализма» (рис. 5).
Методика «обучения действием», тренажер инновационных компетенций и технология опережающего развития профессионализма позволяют интенсивно совершенствовать инновационные способности.
Интерактивный сетевой процесс
Основная функция здесь принадлежит администратору сети, который, владея информацией о результатах работы каждой площадки инкубатора
Дерево Должностной Пакет
должностных реестр о формирования
задач компетенции профессионализма
Территория
текущей деятельности
Дерево Новый Новый пакет
новых О реестр о развивающих
задач компетенции программ
Горизонт перспективной деятельности
Комплекс инструментов мониторинга и корректировки элементов личной дорожной карты
Рис. 5. Структура технологии «Личная дорожная карта профессионализма» [4]
и их ценности для других, формирует и регулирует информационные потоки в сети. При этом задачами администратора сети являются:
• создание системы информационных и учебнометодических ресурсов для решения приоритетных задач бизнеса;
• управление учебными ресурсами при организации индивидуальной учебной работы;
• осуществление обмена учебными ресурсами между площадками для оптимизации инновационной работы и практической подготовки работников;
• передача результатов учебно-проектной и учебноинновационной деятельности предприятиям для использования их при решении производственных задач;
• мониторинг, отбор и систематизация полезного опыта, появляющегося в практической работе предприятий, для использования его в качестве учебных ресурсов сетевого инкубатора;
• контроль результатов учебной работы стажеров инкубатора, оценки показателей их профессионализма для информирования служб управления персоналом и руководства предприятий. Активизация обмена знаниями обеспечивает:
• повышение восприимчивости бизнеса к нововведениям, в том числе к продуктам научного труда университетских кафедр — партнеров по организации сети инкубаторов;
• развитие корпоративной среды в компании с перспективой создания на основе сетевого формата инновационной арены;
• рост интереса перспективной молодежи к профессиональной карьере и инновационной деятельности.
Таким образом, создание сети ПРОФИ становится не только важным новым элементом инновационной инфраструктуры компании, но и механизмом активизации ее деятельности.
Сетевой инкубатор ПРОФИ имеет очевидные преимущества.
1. Подготовка персонала интегрирована с производственным процессом, а следовательно связана с решением актуальных задач. Обучение приоб-
* * *
ретает максимально актуальный содержательный характер; при этом формируется культура совмещения текущей и инновационной деятельности для менеджеров и инженеров.
2. Работа инкубатора оживляет внутреннюю среду компаний, повышает организационную культуру, а также обогащает бизнес новыми идеями и разработками. Кстати, эти разработки с лихвой окупают затраты бизнеса на внедрение сети инкубаторов. Кроме того, профессиональные контакты и активные обсуждения способствуют обмену знаниями и идеями, которые стимулируют рост профессионализма и развитие индивидуального потенциала работников.
3. Активно накапливаются корпоративные наработки для дистанционного обучения и создания системы управления знаниями — непременных условий будущего инновационного лидерства.
4. Результаты инновационной деятельности инкубаторов сети используются и способствуют совершенствованию в учебно-исследовательских процессах университетских кафедр, поставляющих молодых специалистов энергокомпании.
Список использованных источников
1. Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. В команде менеджеры и профессора. От обучения к корпоративному университету и инновациям. М.: Дело, 2005.
2. Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. Новые технологии инженерного и управленческого образования для инновационной экономики. Екатеринбург: УрО РАН, 2007.
3. Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. Новые кадры для новой энергетики: Концепция, программа, проекты. Екатеринбург: УрО РАН, 2007.
4. Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. Дорожная карта управления профессионализмом в энергокомпании//Энергорынок, № 7, 2007.
5. Л. Д. Гительман, А. П. Исаев. Постановка корпоративного обучения в энергокомпании//Энергоэксперт, № 3, 2008.
6. Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников Энергетический бизнес: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2006.
7. А. П. Исаев. Составляющие управленческого профессионализ-ма^Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, № 4, 2007.
8. А. П. Исаев, А. В. Гамбург. Корпоративная система инновационного развития персонала в телекоммуникационном бизнесе// Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2008.
9. Л. Д. Гительман, А. С. Семериков, Т. Б. Гаврилова и др. Подготовка компетентных менеджеров. Новые формы партнерства с бизнесом. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008.
Networked incubator of accelerated personnel preparation to innovational leadership L. Gitelman, doctor of economic sciences, professor. A. Isaev, candidate of economic sciences, docent.
The article contains new form and technology of corporative arrangement, which enables to realize purposeful personnel preparation to decision of actual tasks of industrial plants and, at the same time, to activate innovative processes. The article also examines conceptual foundations of this technology, experience of realization of its prototype (corporative management-incubator, embed in electric grid company); main organizational, informational and methodological instruments of personnel’s development management in networked incubator. The article produces analysis of advantages of such form of corporative training for accelerated personnel adaptation to new tasks.
Keywords: corporative management-incubator, partnership of university and business, educational virtual environment, training area, technologies of corporative training, interactive network cooperation, innovative company infrastructure.