СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Научная статья УДК 377.121.7
^1:10.22394/1818-4049-2022-98-1-76-90
Сетевое взаимодействие организаций среднего профессионального образования региона: возможности
и перспективы
Николай Михайлович Байков1, Михаил Владимирович Воронкин1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал, Хабаровск, Россия
2 Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности, Хабаровск, Россия
Аннотация. Сетевое взаимодействие образовательных организаций, закрепленное законодательством Российской Федерации, является высокоэффективной социально-управленческой технологией повышения эффективности подготовки специалистов средних профессиональных образовательных организаций, востребованных на региональном рынке труда Хабаровского края. Однако в силу объективных условий и субъективных факторов его организация в регионе не дает пока синергетического эффекта, позволяющего реализовать новые возможности развития от интеграции образовательных организаций и субъектов сетевого взаимодействия. Результаты социологического опроса руководителей техникумов (колледжей) и педагогических работников Хабаровского края, представленные авторами в статье, свидетельствуют о проблемах сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ. Они обусловлены как состоянием устаревшей материально-технической базы образовательных организаций, несовершенством регионального нормативного правого регулирования реализации образовательных программ в сетевой форме, недостаточным кадровым обеспечением, так и ограниченностью социально-управленческих коммуникаций, противоречивым отношением субъектов взаимодействия к возможностям его реализации в современных условиях. По итогам анализа организации сетевого взаимодействия организаций среднего профессионального образования предложены рекомендации по его ресурсному сопровождению.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, система среднего профессионального образования, руководители техникумов (колледжей), педагогические работники, образовательное пространство, результаты социологических исследований, Хабаровский край
Для цитирования: Байков Н. М., Воронкин М. В. Сетевое взаимодействие организаций среднего профессионального образования региона: возможности и перспективы // Власть и управление на Востоке России. 2022. № 1 (98). С. 76-90. Ы±рБ:// doi.org/10.22394/1818-4049-2022-98-1-76-90
Networking of secondary vocational education organizations in the region: opportunities and prospects
Nikolay M. Baykov1, Mikhail V. Voronkin12
1The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA, Khabarovsk, Russia 2 The Khabarovsk College of water transport and industry, Khabarovsk, Russia
Abstract. The network of educational organizations, enshrined in the legislation of the Russian Federation, is a highly effective socio-managerial technology for increasing the effectiveness of training specialists of secondary professional educational organizations in demand in the regional labor market of the Khabarovsk territory. However, due to the objective conditions and subjective factors, its organization in the region does not yet give a synergistic effect, allowing to realize new development opportunities from the integration of educational organizations and subjects of the network interaction. The results of sociological survey of the heads of technical schools (colleges) and pedagogical workers of the Khabarovsk territory, presented by the authors in the article, indicate the problems of network interaction in the implementation of educational programs. They are due to both, the state of the outdated material and technical base of educational organizations, the imperfection of regional normative legal regulation of implementation of educational programs in a network form, insufficient personnel support, and the limited socio-managerial communications, the contradictory attitude of the subjects of interaction to the possibilities of its implementation in modern conditions. Based on the analysis of organization of the network interaction of organizations of secondary vocational education, recommendations on its resource support are proposed.
Keywords: network interaction, system of secondary vocational education, heads of technical schools (colleges), pedagogical workers, educational space, results of sociological research, the Khabarovsk territory
For citation: Baykov N. M., Voronkin M. V. Networking of secondary vocational education organizations in the region: opportunities and prospects / / Power and Administration in the East of Russia. 2022. No. 1 (98). Pp. 76-90. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2022-98-1-76-90
Введение
Хабаровский край позиционируется как один из центров промышленного и транспортного развития Дальнего Востока России, что актуализирует потребность в повышении эффективности подготовки специалистов среднего звена и рабочих профессий. Это обусловлено тем, что «структура и динамика объемов подготовки кадров в сфере профессионального образования не вполне со-
ответствуют стратегическим задачам социально-экономического развития края и перспективам развития регионального рынка труда. Недостаточно высока инновационная активность педагогического и управленческого корпуса, научных кадров образовательных организаций края. Количество инновационных педагогических продуктов, обеспечивающих конкурентоспособность краевой системы образования, чрезвычайно мало»1.
1 Государственная программа Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае» Утверждена Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 г. № 177-пр. - иЯЬ: https://docs.google.com/document/cL/18CgtDDUz2Qhdj2qY 332ХНАЫегОЕ:рй_тщЮОРи!2А/ейй.
Для решения этих проблем одним из современных инновационных решений в региональной системе образовательных организаций среднего профессионального образования является развитие сетевого взаимодействия образующих ее техникумов (колледжей). Основу их взаимодействия по реализации образовательных программ в сетевой форме определяет Закон «Об образовании Российской Федерации» (ст. 15). В соответствии с определенными им нормами под сетевой формой реализации образовательных программ понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций2.
В развитие федерального законодательства разработаны нормативные правовые документы, определяющие порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, методические рекомендации и другие локальные правовые акты для системы среднего профессионального образования на региональном уровне3. Кроме того, в последнее время процесс реализации образовательных программ в сетевой форме отрегулирован принятием новых нормативных правовых актов федерального уровня, которые упрощают систему их лицензирования4.
Однако социальная практика организации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования (далее - СПО) Хабаровского края пока находится на стадии своего инсти-туирования, характеризуется рядом противоречий, обусловленных как объектив-
ными, так и субъективными факторами.
В этой связи можно согласиться с тем, что «научная задача исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью повышения качества подготовки студентов профессиональных образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия последних с предприятиями и недостаточной теоретической, методологической, методической и нормативно-правовой разработанностью данной проблемы» [Лизунов, 2018].
Методология исследования
Категория «взаимодействие» является одной из центральных в социологическом измерении общественных явлений и процессов. Методология познания группового взаимодействия восходит к концу XIX в. - началу XX в., к теоретическому подходу формальной социологии Г. Зиммеля. Он актуализирован на оценках универсальных повторяющихся социальных «формах», в которые заключено изменяющееся «содержание» последовательного взаимодействия (интеракции). Его обращение к оценкам этих «форм», именуемых им «социациями», должно быть как к «геометрии социальной жизни». «То, что мы называем формой, - писал Г. Зиммель, - с точки зрения исполняемых ею функций есть унификация материала: она преодолевает изолированность частей, его составляющих. Целостность как единство этих частей... противостоит всякому другому материалу, не обладающему формой или оформленному иначе» [Мумладзе, 2015].
Применительно к теме «сетевое взаимодействие образовательных организаций» противопоставление формы и содержания следовало бы понимать как противопоставление «материи» соци-
2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Обобразовании в Российской Федерации» (с изм.. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/499cc91Jbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/
3 Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ») (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»). URL: http://www.consultant.ru
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2124 <О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 и постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2021 г. № 1270». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300132
ального взаимодействия - целей, стремлений, потребностей его субъектов - и наиболее часто повторяющихся, характерных для всех действий, событий и явлений структур взаимодействия.
В последующие годы ХХ века методология социального взаимодействия получила развитие в трудах Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса [Парсонс, 1993. С. 94-122; Мертон, 2006; Хоманс, 1984. С. 82-91] и других зарубежных социологов. Социокультурное опосредование взаимодействия привело к образованию различных моделей, которые концентрируются в теоретических направлениях символического интеракционизма и теорий обмена. В рамках данной статьи не ставится задача их обзора, лишь отметим, что они акцентируют внимание на коммуникативных и институциональных последствиях взаимодействия и могут в той или иной степени служить методологическим инструментом познания возможностей реализации образовательных программ в сетевой форме взаимодействия.
На наш взгляд, целесообразнее обратиться к социологическим подходам П. Сорокина, который рассматривает «взаимодействие как простейшее социальное явление», выражающее характер и содержание отношений между людьми и социальными группами - постоянными носителями качественно различных видов деятельности. Явление взаимодействия он рассматривает как коллективное единство или реальную совокупность, которые могут рассматриваться как функция существования и состояния другого или других индивидов [Сорокин, 1993].
С этих позиций феномен «сетевое взаимодействие» активно изучается отечественными исследователями и практиками системы российского образования с начала его модернизации и законодательного закрепления регулирования сетевой формы реализации образовательных программ. Спектр обсуждаемь1х направлений отражает интересы авторов от актуализации сетевого взаимодействия до разработки его моделей на разных уровнях системы образования. Их краткий обзор позволяет определить многогранность данного явления и значимость для реали-
зации его возможностей и перспектив в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Доминантой научно-практического дискурса о сетевом взаимодействии в системе среднего профессионального образования служит актуализация на «открытие окна новых возможностей» при объединении ресурсов образовательных организаций. При этом акцентируется, что «сетевое взаимодействие также порождает новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, сетевые объединения)» [Слепцова, 2021. С. 346-365].
Другие авторы (А. А. Симонова, М. Ю. Дворникова и др.) стремятся разобраться в различных подходах к определению понятия «взаимодействие» в философии, психологии, социологии, педагогике, анализируют понятия «сетевая организация», «сетевое и несетевое взаимодействие» [Симонова, Дворникова, 2018].
Один из инициаторов инновационного образования в стране А. И. Адамский определяет «сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики. При этом такая система связей в настоящее время представляется исключительно модельной, так как образовательные институты, входящие в нее, одновременно являются частью ведомственной вертикали» [Адам-ский, 2002].
С точки зрения практической реализации сетевого взаимодействия в системе среднего профессионального образования, заслуживают интереса публикации практиков образовательной деятельности. Так, например, Ю. Ю. Калайтановой продемонстрированы возможности реализации сетевой модели в Ставропольском крае, где на базе Ставропольского регионального многопрофильного колледжа создан и действует профильный Ресурсный центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по
направлениям «Машиностроение», «Металлообработка», «Автомобильный транспорт» и «Электроэнергетика». Он является элементом сетевого взаимодействия непрерывного профессионального образования в регионе, в котором концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих, обладающих профессиональными компетенциями, востребованными рынком труда [Калайтанова, 2021].
Социальное взаимодействие как вид устойчивой и стабильной связи между субъектами представляет интегрирован-ность действий, функциональную координацию их следствий, т. е. систему действий. Алгоритм его социологического измерения включает: количественный анализ субъектов взаимодействия, предметную область и механизмы, т. е. своего рода «правила игры». В процессе взаимодействия происходит взаимное согласование совместных действий участвующих в нем субъектов на основе разделения и кооперации, согласованности и распределения функций. В любом взаимодействии это способствует повышению эффективности взаимодействия.
Основными признаками взаимодействия выделяют: «а) предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой по различным причинам предполагает необходимость объединения усилий; б) ситуативность -достаточно жесткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия; в) эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия; г) рефлексивная многозначность - возможность для взаимодействия быть проявлением как особенных субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности» [Социология..., 2009].
Процесс взаимодействия имеет объективную сторону социальных связей, которые не зависят от отдельных личностей или групп, но опосредуют и регулируют его содержание и характер. Применительно к
системе взаимодействия образовательных организаций среднего профессионального образования - это, например, содержание совместного труда обучающихся и работников на предприятии.
Систему профессионального образования Хабаровского края образует сеть из 45 организаций с контингентом около 77,4 тыс. обучающихся. Она включает 29 профессиональных образовательных организаций, в т. ч. по программам подготовки специалистов среднего звена - 24,7 тыс. чел. и квалифицированных рабочих и служащих - 7,1 тыс. чел. В 16 профессиональных образовательных организациях по программам высшего образования обучается 40,7 тыс. человек, среднего профобразования - 4,8 тыс. человек. В профессиональных образовательных организациях работает 9,1 тыс. человек, а в научно-образовательном секторе занято 2,2 тыс. работников, в т. ч. 265 докторов и 1242 кандидата наук. В системе СПО работают 1,8 тыс. педагогов, из них в возрасте до 35 лет - 22% [Развитие..., 2022].
Субъективную составляющую процесса сетевого взаимодействия представляет осознанное отношение субъектов друг к другу, основанное на взаимных потребностях и ожиданиях от их действий. В этом процессе осуществляется анализ запросов партнеров; обмен опытом совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив; доступности услуг; расширение круга коммуникаций обучающихся с потенциальными работодателями, позволяющих им получить социальный опыт. В свою очередь, это способствует формированию мировоззрения обучающейся молодежи и позволяет совершенствовать управление техникумом (колледжем).
В этой связи важной исследовательской задачей является социологическая диагностика социальных взаимодействий как части сознания и деятельности субъектов управления образовательными организациями СПО и основы для их моделирования в социальной практике.
Основные результаты исследования
Оценки состояния и перспектив развития сетевого взаимодействия образова-
тельных учреждений СПО Хабаровского края были получены авторами по итогам социологического опроса руководителей организаций и их заместителей5. Результаты отразили как экспертное мнение, так и представления опрошенных о подготовке кадров среднего звена и рабочих профессий с использованием возможностей сетевых форм реализации образовательных программ для обучающихся в техникумах (колледжах). По данным опрошенных руководителей, более половины образовательных учреждений, в которых они работают, имеют количественный состав обучающихся от 500 до 1000 человек (58,3%); менее 500 человек (22,9%) и более 1000 человек (18,8%).
Обобщенный социально-демографический портрет руководителей техникумов (колледжей) как системообразующих субъектов взаимодействия представлен следующими характеристиками:
- должностное распределение руководителей и их заместителей представлено в равной мере (90%), остальные опрошенные - линейные руководители (декан, начальник центра, заведующий практикой и др.) (10%);
- руководящие должности в большей мере замещают женщины (73%), чем мужчины (28%);
- в возрастном распределении каждый второй - от 50 лет и старше, четверо из десяти - 41-50 лет, один из десяти - от 31 до 40 лет, молодежь до 30 лет отсутствует;
- высшее образование имеют подавляющее большинство руководителей (83%), а восьмая часть - ученую степень (12%);
- стаж работы от 10 лет и больше в системе среднего профессионального образования на нынешней административной должности имеют более половины опрошенных (57%), третья часть - до 5 лет (33%) и один из десяти опрошенных - от 6 до 10 лет (10%).
Доминирующими зонами беспокойства каждого третьего их четырех ру-
ководителей является «большая рабочая нагрузка» (70,5%), половины - «отсутствие свободного времени для отдыха и личностного развития» (54,5%). При этом «низкая зарплата» беспокоит примерно лишь пятую часть опрошенных (18,2%). Среди других вариантов личной тревожности опрошенных, написанных руководителями самостоятельно (18,4%), немало критических оценок: «работа на министерство, а не на свое учреждение»; «отсутствие должного финансирования»; «множество внеучебных поручений и отчетов, большая нагрузка на педагогический коллектив»; «количество мероприятий зачастую поглощает их качество»; «неимоверно большое количество различных запросов, на которые необходимо отвечать в очень короткие сроки»; «выполнение функций, не связанных с повышением качества образования, сбор информации, которой запрашивающие органы не умеют пользоваться».
У подавляющего большинства опрошенных не вызывает личного беспокойства отношение педагогов и мастеров к администрации техникума (колледжа), отсутствие возможностей карьерного роста и возможностей для повышения квалификации. Эти позиции отметили лишь 2-4% опрошенных.
Оценки общего состояния региональной системы среднего профобразования
Анализ оценок руководителями образовательных организаций состояния системы среднего профобразования края и направлений подготовки обучающихся свидетельствует о достаточно критическом настрое значительной части опрошенных. Эти данные корелируют с результатами опроса педагогических работников техникумов (колледжей) Хабаровского края (2018 г.) и демонстрируют тенденцию сохранения таких представлений о развитии современной системы среднего профессионального образования
5 Экспертный опрос руководителей (заместителей) средних профессиональных образовательных организаций (СПО) Хабаровского края по оценке состояния и перспектив развития сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ.. Опрошено 48 чел., представляющих все образовательные организации СПО, декабрь 2021 года. Организатор полевых исследований - аспирант Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС М. В. Воронкин, научный руководитель - д-р социол. наук, профессор Н. М. Байков (далее по тексту - «Опрос руководителей СПО Хабаровского края - 2021»).
в общественном мнении. Так, только половина опрошенных в разные годы оценивают ситуацию как более или менее нормальную, а третья часть - отмечают наличие серьезных проблем (табл. 1)6.
По оценкам руководителей образовательных организаций, ТОП-5 «ключевых» направлений подготовки (специальностей), по которым у них обучается не менее 30% студентов, образуют:
1) «Информатика, вычислительная техника и электроника» (36,4%);
2) «Экономика, юриспруденция, управление» (27,3%);
3) «Сервис, туризм, реклама, СМИ и информационно-библиотечное дело» (22,7%);
4) «Образование и педагогические науки» (18,2%);
5) «Архитектура и строительство» (13,6%).
Четвертая часть опрошенных самостоятельно дополнила ответы другими направлениями подготовки («Технические специальности»; «Поварское и кондитерское дело»; «Лесное и лесопарковое хозяйство»; «Машиностроение, производство»; «Сфера услуг»; «Горное дело»; «Прикладная геология»; «Горнодобывающая
промышленность»; «Техника и технологии наземного транспорта») (23,3%).
По одной десятой опрошенных руководителей отметили такие направления обучения, как «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» и «Естественные науки» (9,1%) и менее десятой части - «Здравоохранение и медицинские науки» (2,3%).
Представления опрошенных руководителей, равно как и педагогических работников, о связи образования в техникуме (колледже) с будущей професссией отражают доминирующую тенденцию о намерениях обучающихся в будущем совмещать работу и специальность. Только третья часть опрошенных считают, что обучающиеся полностью ориентируются на полученную специальность (табл. 2).
Ведущей тенденцией в системе среднего профессионального образования Хабаровского края, по мнению каждого третьего опрошенного руководителя, является процесс «укрупнения техникумов / колледжей путем объединения», который отражает организационно-управленческую оптимизацию сети образовательных организаций последних лет (29,2%). Как правило, эти процессы
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Как бы Вы в целом оценили развитие современной системы профессионального образования в Хабаровском
крае?» (в % от числа опрошенных)
Варианты ответов Руководители 2021 г. Педагогические работники 2018 г.
Дела идут хорошо 13,3 9,2
Ситуация более или менее нормальная 48,9 50,6
Есть серьезные проблемы 31,3 33,9
Ситуация кризисная 4,2 3,2
Затрудняюсь ответить 2,3 3,1
Источник: составлено авторами по данным социологических опросов «Опрос руководителей СПО Хабаровского края - 2021» и «Экспертный опрос педагогических работников СПО Хабаровского края - 2018».
6 Экспертный опрос педагогических работников (педагоги и мастера производственного обучения) техникумов (колледжей) Хабаровского края (п=319). Спрос проводился с помощью анкеты, состоящей из 31 вопроса, объединенных смысловыми блоками, позволяющими оценить состояние системы профессионального образования в крае и сетевого взаимодействия ее субъектов. В опросе приняли участие педагогические работники 19 из 26 организаций среднего профессионального образования Хабаровского края. Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2018 г. (далее по тексту - «Экспертный опрос педагогических работников СПО Хабаровского края - 2018»).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в какой степени большинство Ваших учащихся связывают получение образования в Вашем техникуме (колледже) с будущей своей профессией?»
(в % от числа опрошенных)
Варианты ответа Руководители 2021 г. Педагогические работники 2018 г.
Полностью ориентируются на свою специальность 35,4 28,7
Рассчитывают на возможность совмещать работу и специальность 56,3 42,4
Будут работать по специальности только в случае крайней необходимости 8,3 9,2
Затрудняюсь ответить - 19,7
Источник: составлено авторами по данным социологических опросов «Опрос руководителей СПО Хабаровского края - 2021» и «Экспертный опрос педагогических работников СПО Хабаровского края - 2018».
обусловлены комплексом причин модернизации системы подготовки кадров среднего профессионального образования края.
Укрепление материально-технической базы техникумов и колледжей Хабаровского края - один из приоритетов государственной образовательной политики. Например, в 2020 г. в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» три техникума и колледжа края (Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса, Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша, Хабаровский промышленно-экономический техникум) получили гранты на создание 14 современных мастерских. Согласно плану социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 2020 г. в двух профессиональных образовательных учреждениях Ванино-Советско-Гаванского промышленного транспортного узла созданы 10 современных мастерских и лабораторий по 6 направлениям подготовки (на общую сумму 50 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 49,5 млн руб.) [Развитие..., 2022].
Очевидно, что этих мер недостаточно, чтобы удовлетворять потребности
региона в реализации образовательных программ для обучающихся на современной материально-технической основе. В оценках состояния материально-технической базы образовательных организаций преобладает в той или иной степени неудовлетворенность (52,1%), чем удовлетворенность опрошенных руководителей (47,9%). При этом две трети респондентов в целом выразили удовлетворенность соответствием учебного процесса современным требованиям профподготовки (68,7%) и четверть - неудовлетворенность (27,1%) (табл. 3).
В то же время большинство руководителей техникумов (колледжей) видят преимущества сетевого взаимодействия для реализации образовательных программ в объединении материально-технической базы по профилям подготовки обучающихся (84,2%) (табл. 4). Представления в отношении других вариантов в равной мере распределились между преимуществами повышения показателей эффективности работы образовательной организации (44,7%); обмена преподавателями, мастерами производственного обучения (42,1%), инновационными разработками по профильным направлениям подготовки обучающихся (39,5%) и возможностью иметь дополнительный источник внебюджетных средств для развития образовательной организации (39,5%).
Таблица 3
Оценки состояния материально-технической базы и соответствия учебного процесса в техникуме (колледже) Хабаровского края современным требованиям профессиональной подготовки (в % от числа опрошенных)
Степень Степень соответствия
удовлетворенности учебного процесса в
состоянием техникуме (колледже)
Варианты ответов материально -технической базы современным требованиям
техникума (колледжа) профессиональной подготовки
Полностью удовлетворен 8,3 22,9
Скорее удовлетворен, чем нет 39,6 45,8
Скорее не удовлетворен, чем да 45,8 22,9
Полностью не удовлетворен 6,3 4,2
Источник: составлено авторами по данным социологического опроса «Спрос руководителей СПС Хабаровского края - 2021».
Таблица 4
Ранжирование ответов на вопрос: «По Вашему мнению, какие преимущества дает сетевое взаимодействие в реализации образовательных программ СПО?» (в % от числа тех, чья организация реализует сетевую форму для освоения образовательных программ среднего профессионального образования)
Варианты ответов %
1. Объединение материально-технической базы по профилям подготовки обучающихся 84,2
2. Повышение показателей эффективности работы образовательной организации 44,7
3. Обмен преподавателями и мастерами производственного обучения 42,1
4. Обмен инновациями и разработками по профильным направлениям подготовки обучающихся 39,5
5. Дополнительные источники внебюджетных средств для развития образовательной организации 39,5
6. Затрудняюсь ответить 5,3
7. Другое -
Источник: составлено авторами по данным социологического опроса «Опрос руководителей СПО Хабаровского края - 2021».
Оценки состояния сетевого взаимодействия
В целом немногим более трети респондентов указали на развитие сетевого взаимодействия между образовательными организациями (37,5%). При этом каждый шестой опрошенный респондент затруднился оценить состояние сетевой формы взаимодействия при реализации образовательных программ (16,7%). Лишь один из десяти руководителей отметил такой его значимый элемент, как развитие частно-государственного партнерства в реализации образовательных программ (10,4%).
По мнению каждого второго опрошен-
ного руководителя техникума (колледжа), реализуемые образовательные программы ориентированы на рынок труда Хабаровского края (47,9%) и около трети - на Дальневосточный федеральный округ (29,2%). Лишь седьмая часть опрошенных отмечает ориентированность образовательной подготовки на потребности города или района, в котором находится техникум (колледж) (14,6%) и менее десятой - на общероссийский рынок труда (8,3%).
В оценках степени интеграции лабораторных комплексов техникумов (колледжей) в производственные процессы ведущих предприятий региона, города,
района мнения их руководителей разделились поровну. Так, одна половина отмечают их полную интегрированность в производство (47,9%), другая - незначительную (45,8%). Менее десятой части руководителей отрицают наличие такой интеграции (6,3%).
В абсолютном большинстве образовательных организаций, где, по мнению опрошенных, лабораторный комплекс интегрирован в производственные процессы предприятий, взаимодействие и сотрудничество осуществляют на основе договоров (соглашений) (95,6%). Они служат нормативной правовой основой легитимности такой интеграции и императивом в осуществлении сетевого взаимодействия. Однако другие сетевые формы отмечаются руководителями в меньшем количестве ответов: выполнение производственных работ и заказы предприятий-партнеров (28,9%); создание учебно-производственных комплексов (24,4%) и научное обеспечение (создание совместных лабораторий, проведение НИОКР и создание научно-исследовательских секторов) (22,2%).
Большинство опрошенных руководителей техникумов (колледжей) (79,2%) утвердительно ответили, что ими реализуется освоение образовательных программ в форме сетевого взаимодей-
ствия с различными организациями: образовательными, научными, медицинскими, культурными, физкультурно-спортивными и др. Лишь шестая часть опрошенных руководителей ответила «нет, но планируется заключить договоры с некоторыми организациями» (16,7%) и отдельные - «не реализуют и не планируют» (4,2%).
Ранжирование ответов руководителей техникумов (колледжей) о субъектах сетевой формы реализации образовательных программ показало, что предпочтение отдается взаимодействию с организациями-работодателями (71,6%) и организациями системы среднего профессионального образования края (60,5%). В меньшей мере - с организациями общего (36,8%), высшего (31,6%), дополнительного образования (28,9%) и научного, медицинского, спортивного профиля (15,8%) (табл. 5). Можно предположить, что такой выбор руководителями техникумов (колледжей) субъектов сетевого взаимодействия с акцентом преимущественно на организации - работодателей и системы СПО, ограничивают возможности этой формы в повышении качества образовательной деятельности (табл. 5).
Представления опрошенных руководителей о том, как выстроена систе-
Варианты ответов %
С организациями-работодателями 71,6
С образовательными организациями среднего профессионального образования 60,5
С образовательными организациями общего образования 36,8
С образовательными организациями высшего образования 31,6
С образовательными организациями дополнительного образования 28,9
С организациями научного, медицинского, физкультурно-спортивного и т.п. профиля 15,8
С другими -
Таблица 5
Ранжирование ответов на вопрос: «С какими именно организациями Ваша образовательная организация реализует сетевую форму для освоения образовательных программ среднего профессионального образования?»
(в % от числа тех, чья организация реализует сетевую форму для освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Сумма ответов превышает 100%, т. к. по методике опроса можно было выбрать несколько
вариантов ответа)
Источник: составлено авторами по данным социологического опроса «Опрос руководителей СПО Хабаровского края - 2021».
ма взаимодействия с потенциальными работодателями (профессионального сопровождения) для обучающихся позволяют выделить ее основные элементы. Ряд субъективных оценок руководителей и педагогических работников совпадают, а часть оценок отличается в позитивную сторону (табл. 6). Так, от половины до трех четвертых опрошенных в равной мере отмечают информационно-
ознакомительные формы взаимодействия: информационные встречи, экскурсии, олимпиады, конкурсы, работающий сайт. Не умаляя их значимости в механизме сетевого взаимодействия, отметим, что они носят в основном не системный, а скорее мероприятивный, разовый характер.
Практико-ориентированным формам сетевого взаимодействия руководители
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Как построена система взаимодействия с потенциальными работодателями (профессионального сопровождения) для обучающихся в Вашем техникуме (колледже)?» (в % от числа тех, чья организация реализует сетевую форму для освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Сумма ответов превышает 100%, т. к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)
Варианты ответов Руководители 2021 г. Педагогические работники 2018 г.
Проводятся информационные встречи с работодателями 78,9 74,6
Выстроена система практической подготовки на предприятиях, организациях потенциальных работодателей 76,3 49,5
Проводится демонстрационный экзамен по стандартам «^огЫБкШБ» 73,7 *
Проводятся экскурсии для обучающихся на предприятия, организации 71,1 77,8
Представители работодателей ведут учебные (практические) занятия 60,5 22,7
Проводятся мероприятия с участием работодателей, обучающихся и их родителей 52,6 35,7
Устраиваются профессионально ориентированные олимпиады, научные или творческие конкурсы для обучающихся 50,0 46,3
Существует система профессионального наставничества, шефства от работодателей 39,5 33,4
Ведутся открытые страницы в социальных сетях, есть «работающий» сайт 39,5 39,2
Осуществляется обмен преподавателями и мастерами производственного обучения по профилямподготовкимеждуобразовательными организациями 28,9 *
Есть программа подготовки в сетевой форме (проведение занятий для студентов на производстве) 28,9 16,7
Существует система профессионального сопровождения выпускников 26,3 30,5
Выстроена система взаимодействия выпускников и обучающихся 18,4 22,7
*Вопросыь в опросе не задавались
Источник: составлено авторами по данным социологического опроса «Опрос руководителей СПО Хабаровского края - 2021».
дают более высокие оценки, чем их отмечали ранее опрошенные педагогические работники: практическая подготовка на предприятиях потенциальных работодателей; демонстрационный экзамен по стандартам «ШогЫВкШБ; представители работодателей ведут учебные (практические) занятия; мероприятия с участием работодателей, обучающихся и их родителей. Можно предположить, что они отражают возросшее в последние годы внимание, а также увеличение бюджетной поддержки системы среднего профессионального образования со стороны органов государственной власти Хабров-ского края к повышению ее эффективности в подготовке востребованных кадров специалистов и рабочих профессий.
В то же время, по мнению опрошенных руководителей и педагогических работников, производственно-прикладные формы сетевого взаимодействия еще редко используются в практике образовательной деятельности (наличие программы подготовки в сетевой форме, проведение занятий для студентов на производстве); осуществление обмена преподавателями и мастерами производственного обучения по профилям подготовки между образовательными организациями; система профессионального сопровождения выпускников и др.). Очевидно, что в оптимизации производственно-прикладного взаимодействия важная роль принадлежит как руководителям образовательных организаций, так и потенциальным работодателям, которые вместе с органами власти должны формировать заказ на подготовку специалистов среднего звена и рабочих профессий.
Среди тех опрошенных руководителей, кто осуществляет сетевое управленческое взаимодействие, большинство реализуют его преимущественно на основе договоров с предприятиями и организациями (78,4%) и реже - посредством личных контактов с руководителями образовательных организаций, предприятий и организаций (16,2%). При этом опрошенные крайне низко оценивают посредническую роль в сетевом механизме такой общественной структуры, как Совет директоров образовательных учреждений средних профессиональных образований Хабаровского края (5,4%).
Оценивая сетевое взаимодействие организаций среднего профессионального образования и предприятий края, можно констатировать включенность в него многих образовательных организаций и предприятий края. Однако во многом она носит стандартный характер и выстраивается вокруг нескольких базовых направлений взаимодействия: производственная практика обучающихся, участие в проведении государственной итоговой аттестации выпускников и организация типовых профориентаци-онных мероприятий (экскурсии, ярмарки и т. д.). Так, например, в образовательном пространстве региона имеется немало примеров успешного взаимодействия техникумов (колледжей) с производственными предприятиями городов Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. В то же время результаты исследования свидетельствуют о наличии некоторых «проблемных направлений». Так, многие производственные предприятия, особенно малого и среднего бизнеса, еще слабо включены в образовательный процесс техникумов (колледжей), недостаточно активно участвуют в модернизации их лабораторной базы, не инициируют практическую подготовку обучающихся и т. д.
Представления руководителей образовательных организаций о том, что сетевая форма взаимодействия будет способствовать качественной подготовке кадров для экономики и социальной сферы Хабаровского края разделяет только половина опрошенных (51,4%); третья часть считает возможным, но при создании организационных, финансовых и других условий (37,8%); один из десяти - в определенных формах, но по профессиональным направлениям подготовки (10,8%).
Среди тех руководителей, кто уже реализует сетевое взаимодействие на практике, подавляющее большинство считают приоритетом его развития - объединение всех видов материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсов (92,2%); по одной половине - возможности развития академической мобильности обучающихся и преподавательского состава (57,9%) и укрепление системы наставничества (55,3%); каждый пятый - развитие науки (18,4%) и менее десятой
части - развитие международных связей (7,9%).
Заслуживают внимания самостоятельные ответы респондентов на открытый вопрос о том, что необходимо сделать для того, чтобы развивать эффективное сетевое взаимодействие в системе СПО Хабаровского края. На этот вопрос ответы дал каждый четвертый руководитель от числа тех, чья организация реализует сетевую форму для освоения образовательных программ среднего профессионального образования. Их анализ позволяет систематизировать и выделить ряд предложений:
- совершенствование законодательства и иной нормативной правовой основы: «Внести изменения в федеральное законодательство в отношении распределения федеральных денежных средств между образовательными организациями»; «Не разработан и не закреплен документами (хотя бы на уровне края) финансовый механизм сетевого взаимодействия между образовательными организациями. Какими документами руководствоваться, из каких источников организация, которая направляет студентов или сотрудников на обучение в рамках сетевого взаимодействия должна оплатить материальные и коммунальные затраты, а также заработную плату работникам организации, ведущей обучение»; «Нормативную базу привести в соответствие с приоритетами развития сетевого межобразовательного взаимодействия»;
- оптимизация информационно-коммуникативных связей: «Важным моментом в развитии эффективной системы сетевого взаимодействия является информационная поддержка действующих и потенциальных участников сетевого взаимодействия»; «Вынести на обсуждение общественности, дать широкое освещение в СМИ»; «Более плотно наладить связь образовательных организаций и индустриальных партнеров»;
- повышение эффективности управленческих взаимодействий: «Взаимодействие ради результата, а не для отчёта о заключённых договорах»; «Встречаться очно»; «Нет конкретной модели сетевого взаимодействия»; «Нет системы взаимодействия между вузами и СПО»; «Нужна заинтересованность всех сторон образо-
вательного процесса»; «Разработать комплекс поощрений для стимулирования создания сетевых профессиональных сообществ»; «Сформировать некий банк данных возможностей и потребностей того или иного учреждения по оказанию услуг другим общеобразовательным организациям, условий оказания подобных услуг».
Заключение
Статистический и социологический анализ состояния образовательных организаций среднего профессионального образования Хабаровского края позволяет отмечать их стабильность в реализации образовательных программ и востребованность выпускников на региональном рынке труда. Основные образовательные программы организаций СПО ориентированы на экономику и социальную сферу не только Хабаровского края, но и Дальнего Востока России, а большинство обучающихся ориентированы на совмещение работы и полученной специальности.
Государственная образовательная политика Хабаровского края актуализирована на оптимизацию существующей системы образовательных организаций СПО региона путем их укрупнения и объединения, развитие взаимодействия между всеми субъектами подготовки специалистов среднего звена и рабочих профессий, их востребованность на региональном рынке труда.
Перспективы развития сетевого взаимодействия в реализации образовательных программ руководители СПО связывают с условиями, позволяющими объединять все видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, интеллектуальных), организовывать обмен преподавателями. Это позволит повысить эффективность работы образовательных организаций и реализовать возможности иметь дополнительный источник внебюджетных средств для развития.
Серьезным фактором, ограничивающим возможности развития сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ, является состояние материально-технической базы образовательных организаций, неудовлетворенность которой выражает половина опрошенных руководителей техникумов (колледжей). Необходимым условием
развития сетевых форм реализации образовательных программ руководители техникумов (колледжей) считают совершенствование их законодательного и иного нормативного правового регулирования на уровне Хабаровского края.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций СПО по программам подготовки кадров оценивается руководителями как получившие развитие (или планируемые). Однако оно в большей степени реализуется в информационно-ознакомительных и учебных практико-ориентированных, чем в производственно-прикладных формах. Субъектами сетевой формы взаимодействия при реализации образовательных программ в большей мере являются потенциальные работодатели и техникумы (колледжи), в меньшей - организации общего, высшего и дополнительного образования, науки и другие заинтересованные структуры края.
Существующие ограничения разви-
тия сетевых форм реализации образовательных программ среднего профессионального образования обуславливают необходимость разработки и внедрения регионального механизма их нормативного правового регулирования, оптимизации информационно-коммуникативных связей и управленческих взаимодействий. На взгляд авторов, содействие укреплению интеграционных тенденций образовательных организаций, ведущих подготовку кадров под потребности приоритетных проектов социально-экономического развития края, может осуществляться посредством создания регионального ресурсного центра профессионального сопровождения реализации сетевых форм образовательных программ среднего профессионального образования. Его деятельность как сетевой интегрированной структуры будет способствовать развитию кадрового и научного потенциала Хабаровского края и всего Дальнего Востока России.
Список источников:
1. Адамский А. И. Модель сетевого взаимодействия // Управление школой. 2002. № 04 (291). URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402
2. Калайтанова Ю. Ю. Возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций в процессе реализации новых ФГОС СПО. 2021. URL:https:// www.informio.ru/publications/id6229/Vozmozhnosti-setevogo-vzaimodeistvija-obrazovatelnyh-organizacii-v-processe-realizacii-novyh-FGOS-SPO
3. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. Е. Н. Егоровой, и др.; науч. ред. З. В. Коганова. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 873 с.
4. Мумладзе Р. Г. История зарубежной и отечественной социологии. 2015. URL: https://culture.wikireading.ru/86224
5. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, Весна.1993. Т. 1. Вып. 2. С. 94-122.
6. Развитие системы профобразования Хабаровского края / / Портал образования Хабаровского края. 2022. URL: https://obr-khv.ru/metodicheskoe-soprovozhdenie/
7. Симонова А. А., Дворникова М. Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy
8. Слепцова М. Е. Сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального образования // Молодой ученый. 2021. № 4 (346). С. 346365. URL: https://moluch.ru/archive/346/77897/
9. Сорокин П. Система социологии. В 2 т. М.: Наука,1993. URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01008110406
10. Социология. 2009. URL: http://cdo.bru.by/course/distan/gumanitarnye/ sociologija/Fail/lekcher_2.pdf
11. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. Тесты / Под. ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1984. С. 82-91.
References:
1. Adamsky A. I. Network interaction model Upravleniye shkoloy School management, 2002, no. 04 (291). URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200200402 (In Russian).
2. Kalitanova Yu. Yu. Possibilities of network interaction of educational organizations in the process of implementing new FSES SPO. 2021. URL: https://www.informio.ru/ publications/id6229/Vozmozhnosti-setevogo-vzaimodeistvija-obrazovatelnyh-organ-izacii-v-processe-realizacii-novyh-FGOS-SPO (In Russian).
3. Merton R. K. Social theory and social structure / Per. from English. E. N. Egorova, and others; scientific ed. Z. V. Koganova. M.: AST, Keeper, 2006. 873 p. (In Russian).
4. Mumladze R.G. History of foreign and domestic sociology. 2015. URL: https:// culture.wikireading.ru/86224 (In Russian).
5. Parsons T. The concept of society: components and their relationship // THESIS, Vesna, 1993, vol. 1, is. 2, pp. 94-122. (In Russian).
6. Development of the vocational education system of the Khabarovsk Territory Portal obrazovaniya Khabarovskogo kraya [Portal of Education of the Khabarovsk Territory], 2022. URL: https://obr-khv.ru/metodicheskoe-soprovozhdenie/ (In Russian).
7. Simonova A.A., Dvornikova M. Yu. The concept of network interaction of educational organizations Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-setevogo-vzaimodey-stviya-obrazovatelnyh-organizatsiy (In Russian).
8. Sleptsova M. E. Network interaction of educational organizations of secondary vocational education Molodoy uchenyy [Young scientist], 2021, no. 4 (346), pp. 346-365. URL: https://moluch.ru/archive/346/77897/ (In Russian).
9. Sorokin P. System of sociology. In 2 vols. M.: Nauka, 1993. URL: https://search. rsl.ru/ru/record/01008110406 (In Russian).
10. Sociology, 2009. URL: http://cdo.bru.by/course/distan/gumanitarnye/soci-ologija/Fail/lekcher_ (In Russian).
11. Homans J. Social behavior as an exchange Sovremennaya zarubezhnaya sotsial'naya psikhologiya. Testy Modern foreign social psychology. Tests / Under. ed. G. M. Andreeva, N. N. Bogomolova, L. A. Petrovskaya. M.: Publishing House of Moscow University. 1984, pp. 82-91. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 25.02.2022; принята к публикации 01.03.2022.
The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 25.02.2022; accepted for publication 01.03.2022.
Информация об авторах
Н. М. Байков - д-р социол. наук, профессор, заведующий сектором организации научных исследований отдела организации научных исследований и аспирантуры, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал;
М. В. Воронкин - преподаватель, Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности; аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления - филиал.
Information about the authors
N. M. Baykov - Doctor of Sociology, Professor, Head of the research organization sector of the research and graduate school organization department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA;
M. V. Voronkin - lecturer, the Khabarovsk College of water transport and industry, graduate student, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, the Far-Eastern institute of management - branch of RANEPA.