Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.
171
Сетевое взаимодействие на уроке
как фактор формирования проектной компетентности школьников
Е.В. Трубицына ([email protected])
Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Киров
В современном мире постоянно происходят изменения в экономической, политической и социальной сфере на фоне стремительно меняющегося программно-технического обеспечения. При этом человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Указанные изменения и ориентация отечественной педагогики на личность и ее развитие как субъекта и главной ценности образования привели к появлению компетентностно-ориентированного подхода в образовании. Для успешной социализации в обществе человеку приходится прикладывать значительные усилия, в том числе проявляя компетентности в различных сферах жизни. Задача школы - содействовать ученику в формировании его компетентностей, целенаправленно привлекая весь арсенал современных педагогических средств.
Сетевое взаимодействие и сетевая форма обучения на его основе обеспечивают ученику позицию активного участника познавательного процесса. Самостоятельный выбор учащимися темпа и направления своей деятельности, степени собственного участия во взаимодействии (от позиции инициатора до позиции «присутствующего»), привлеченных к достижению личностно-значимой цели ресурсов (своих, чужих и созданных в совместной деятельности во время взаимодействия), реальная возможность брать на себя ответственность за свое образование - весь этот комплекс потенциалов, ориентированный на ценность личности и ее индивидуальности, создает условия для становления самоактуализации, самоуправления и самоосмысления учащихся.
Указанные процессы саморазвития личности учащегося позволяют формироваться новым моделям адаптивного и продуктивного поведения молодого человека и проявляются в компетентностях, которыми овладевает ученик. Кировские ученые в качестве ключевых компетентностей рассматривают коммуникационную, информационную, проектную, рефлексивную и социальную компетентности [2]. Обладание коммуникативной компетентностью позволяет использовать ресурсы коммуникации для решения задач. Информационная компетентность дает возможность принимать осознанные решения на основе критически освоенной информации. Использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач позволяет социальная компетентность. Владение рефлексивной компетентностью подразумевает гибкое изменение собственной образовательной траектории, самостоятельное освоение знаний и умений, необходимых для решения поставленной задачи.
Все перечисленные компетентности находят свое воплощение в процессе сетевого взаимодействия в ходе образовательного процесса. Наиболее полно указанные процессы саморазвития соответствуют пониманию проектной компетентности как интегрированного качества личности, выраженного через такие способности, как: способность моделировать образ будущего; способность к реализации этой модели в реальной жизни; способность оценивать и соотносить собственные достижения и предпринятые усилия для реализации построенной модели.
Выделение проектной компетентности как ведущей в сетевой форме обучения основывается на осознании учащимся аксиологического Я и ассимилированных в нем ценностей1. Это ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной среде; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности; ценности, позволяющие осуществить самореализацию2. Перечисленные ценности входят в оценочно-целевой аспект как проектной компетентности, так и сетевого взаимодействия. Действенный аспект указанных феноменов опирается на такое понятие, как «свобода».
Сетевое взаимодействие основывается на процессе сохранения идентичности участников, поддержании их индивидуальности предоставляемыми средствами связи. Несмотря на технологическую и продуктивную объе-диненность участников сетевого взаимодействия, действия индивида в сетевой структуре подчинены его выбору. Каждый при желании может стать центром активности сети, проявить инициативу и взять на себя ответственность за организацию и интенсивность связей, за предоставленные ресурсы, или не стать таким центром, оставаясь на позиции пассивного узла сети. Отсутствие иерархии общения и, как следствие, переход к децентра-
1 Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Е. Шиянов; под ред. В.А.Сластёнина. - 7 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с. - С. 105.
2 Ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и вместе с тем способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства (И.В. Вылегжанина).
172
ИТО Марий Эл - 2009
лизованному управлению (при сохранении модерирования как гаранта соблюдения добровольно принятых правил взаимодействия) способствуют созданию атмосферы свободы, в которой осуществляются самоактуализация личности, ее самореализация, становление индивидуальности.
Наличие свободной атмосферы позволяет человеку самому строить (моделировать) свое будущее и брать за него ответственность: анализировать ситуации, выделять проблемы, выдвигать содействующие решению проблем идеи, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать ее результаты. А именно эти действия описывают, по определению [3], компоненты проектной компетентности.
Моделировать собственное будущее человек может по-разному: от глобальных проектов своей жизни в целом или этапов собственного образования до проектирования своей деятельности на одном отдельном уроке. Говоря образно, человек иногда пытается объять необъятное, выстраивая в голове образ своего светлого будущего (взгляд «со стороны»), в то время как это будущее уже начинается, оно прорастает в настоящем и человек уже находится в той жизни, о которой так много задумывается (взгляд «изнутри»). Урок как часть жизни включает все шаги формирования проектной компетентности.
Моделирование образа будущего на уроке суть создание представления о собственных изменениях после урока, включая (подсознательно или сознательно - чего мы, собственно, и добиваемся, формируя проектную компетентность: самосознание, самоактуализация) анализ ситуативных показателей, определение проблем и выдвижение гипотез их решения, субъектное целеполагание и планирование. Этот этап формирования проектной компетентности соответствует на уроке этапам целеполагания, актуализации знаний и умений учащихся (в некоторых технологиях - стадии вызова). Этап урока, проведенный в сетевой форме, дает возможность привлечения к моделированию когнитивных ресурсов других участников сети, возможность в сетевом общении (т.е. более объективно) оценить собственные ресурсы для достижения поставленной цели. На стадии вызова сетевого урока посредством сетевого общения и взаимодействия оказываются более активно задействованы эмоционально-волевые компоненты аксиологического Я.
Следующий этап формирования проектной компетентности - реализация смоделированного образа будущего, имеет действенную природу и подразумевает деятельность учащего на принципах самоорганизации и самоуправления, что позволяет ученику стать субъектом познания, общения и творчества (сотворчества). На уроке данный этап соответствует этапам изучения нового материала и закрепления знаний. Сетевая форма урока, организованная на принципе взаимоСОдействия [2] и сохранения идентичности, создает условия для осуществления индивидуальной образовательной траектории, то есть индивидуальный образ будущего («Я буду после урока»), смоделированный учеником, получает индивидуальный подход к реальному воплощению в жизнь («Я на уроке»).
Способность оценивать и соотносить собственные достижения, предпринятые усилия для реализации построенной модели собственного будущего находит свое воплощение на этапах рефлексии и подведения итогов. Урок, организованный в сетевой форме и свойственной ей свободной атмосфере, включает на всем своем протяжении элементы самоконтроля и завершается формирующим самооцениванием, при этом оценивается не только когнитивная составляющая, но и эмоционально-волевые изменения личности как ее внутреннего ориентира («Я стал после урока»). Определенность ориентира, в свою очередь, вносит ясность в процесс дальнейшего моделирования будущего, его направленности.
Как и сетевое взаимодействие, формирование проектной компетентности не ограничивается рамками урока, оно инициируется на уроке и, по возможности, модерируется учителем, ведь урок - лишь часть жизни и часть состоявшегося будущего - нашего настоящего.
Находящаяся на стадии становления сетевая форма обучения и реализующийся в образовании компетентно-стный подход имеют, таким образом, прекрасное общее основание - построение модели ЧЕЛОВЕКА будущего, свободной и образованной личности с сохраненной индивидуальностью, способной строить свое будущее при добровольном соблюдении принципов сотрудничества в рамках открытого поликультурного пространства.
Литература
1. Вылегжанина, И.В. Сетевые формы обучения. КИПК и ПРО / И.В. Вылегжанина. - 2008.
2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. - http://www.rsuh.ru
3. Ларина, В.П. Подготовка педагогических кадров к реализации идей компетентностно-ориентированного образования / В.П. Ларина // Модели построения информационного пространства региона: сб. материалов КИПК и ПРО, 2005. - 87 с. - С. 12-16.
4. Информатика и ИКТ: сб. нормативных док. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. - 103 с. (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования). - С. 5.
5. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 с.