УДК 378.1
Т. И. Шерстобитова, Ю. Ю. Федорчак
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация. В статье выделены основные направления взаимодействия средних образовательных учреждений и вузов; рассмотрены пути сотрудничества высшего учебного заведения с бизнес-сообществом, показаны примеры сотрудничества корпораций с вузом; определены выгоды от взаимодействия университетов с научными центрами; выделены преимущества сотрудничества вузов и органов власти.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, вуз, сетевой капитал, конкурентоспособность вуза.
Введение
Трансформационные процессы, происходящие на сегодняшний момент во всем мире (в том числе и в России), в значительной степени меняют направления развития и предназначение организаций. Высшие учебные заведения не являются исключением и находятся на этапе преобразований [1].
Одним из важных направлений организационных изменений в системе высшего профессионального образования России является формирование системы эффективных взаимоотношений вузов с деловыми партнерами, такими как бизнес-структуры, органы власти, общество и т.д. Решение данной проблемы осуществляется в рамках сетевых структур взаимодействия в области образовательной, научно-исследовательской, информационно-технологической и других видов деятельности. Активное развитие стратегических взаимоотношений с партнерами позволяет вузам формировать сетевой капитал. Также взаимодействие с основными стейкхолдерами расширяет возможности соответствия образовательных услуг и продуктов высшего учебного заведения динамичной конъюнктуре рынка, так как оно позволяет сформировать и добиться актуального портфеля вуза на рынке образовательных и научных услуг и продуктов. В то же время создание сетевых структур дает возможность увеличить количество клиентов и партнеров высшего учебного заведения [2].
1. Взаимодействие университетов с другими образовательными учреждениями
Сотрудничество средних образовательных учреждений с вузами сегодня активно развивается и включает в себя различные формы: и классические, к которым относятся колледж, гимназии, лицеи и т.д.; и инновационные, включающие лектории, семинары, коллоквиумы, лицейские и профильные классы в общеобразовательных учреждениях, консультации для учащихся и учителей, совместные научно-практические конференции и научно-исследовательскую работу школ и вузов и т.д.
В общем виде на сегодняшний день выделяются следующие направления взаимодействия вузов со средними образовательными учреждениями:
а) учебно-методическое (подготовка и апробация учебников, обучение, проводимое преподавателями вузов для учеников средних образовательных учреждений; личные профессиональные контакты учителей средних образовательных учреждений с преподавателями вузов в целях обмена опытом и т.д.);
99
Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015
б) научно-методическое (работа факультативов и кружков на базах вузов и средних образовательных учреждений, совместное проведением предметных олимпиад, совместное проведение научно-практических конференций учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов и т.д.);
в) кадровое (совместная подготовка специалистов для науки и производства силами средних образовательных учреждений и вузов; прохождение учащимися средних образовательных учреждений практики на базе вузов и предприятий; обеспечение учебного процесса средних образовательных учреждений высококвалифицированными кадрами профессорско-преподавательского состава вуза для преподавания профильных дисциплин и т.д.);
г) профориентационное (информирование о правилах приема и условиях обучения в вузах, подготовка и распространение в средних образовательных учреждениях материалов о вузах, проведение дней открытых дверей во взаимодействующих со школами вузах и т.д.) [3].
Таким образом, на современном этапе взаимодействие средних и высших образовательных учреждений играет важную роль в обеспечении непрерывности и преемственности образования. Данное направление позволяет учащимся средних образовательных учреждений получить достойную общеобразовательную подготовку по предметам обучения, осознанно выбрать подходящую специальность и успешно продолжить обучение в вузе.
2. Взаимодействие университетов с научными центрами и бизнес-структурами
В настоящее время все чаще наблюдается сотрудничество вузов с различными организациями, занимающимися исследовательской работой. Данного рода сотрудничество предоставляет высшим учебным заведениям возможность повышения квалификации преподавателей и привлечения нового профессорско-преподавательского состава. Привлечение новых сотрудников достаточно важно в современных условиях роста конкуренции за квалифицированные кадры, актуальной для системы высшего образования.
Взаимодействие высших учебных заведений и бизнеса может осуществляться по следующим направлениям:
- формирование содержания и оценка качества высшего образования;
- совместные образовательные проекты;
- взаимодействие в сфере науки и инноваций;
- финансовая поддержка высшего образования;
- совместные инвестиционные проекты.
Сотрудничество между университетом и фирмой заключается в том, что две стороны получают для себя значительную выгоду на вложенные средства, которая не может-быть получена без данного рода сотрудничества. Высшее учебное заведение преследует цель накопления научных знаний и нуждается в дорогостоящем оборудовании, материальном и финансовом обеспечении экспериментов и т.д., что без сотрудничества с бизнес-структурами является для него достаточно затратным.
В Российской Федерации практика взаимодействия университетов и бизнесструктур осуществляется в основном в таких сферах деятельности, как финансы и нефтегазовая отрасль. За счет того, что компании оказывают спонсорскую помощь высшим учебным заведениям, организации имеют возможность конкурировать друг с другом за высококвалифицированный и лояльный персонал, которым впоследствии становятся студенты, обучающихся в данных вузах, а также за репутацию социально ответственного бизнеса. Активную финансовую поддержку высшего образования в отрасли нефти и газа
100
Экономика, социология, право
развивают такие компании, как ОАО «Лукойл» и «ТНК-BP». Данные компании периодически публикуют отчеты о своей социальной деятельности, о благотворительности, где присутствуют упоминания о спонсорской помощи вузам. Это является элементом пиара для компаний, но в то же время выгоду получают и университеты, которым предоставляются денежные средства, с помощью которых укрепляется материально-техническая база. Кроме того, вузы получают возможность готовить более квалифицированных специалистов [4].
Программа помощи университетам от компании ОАО «Лукойл» проявляется в том, что средства из его благотворительного фонда направляются на оснащение лабораторий в университетах необходимым современным оборудованием, закупку макетов нефтегазового оборудования для практических занятий, создание мультимедийной инфраструктуры в лабораториях и учебных корпусах, издание учебной литературы для студентов нефтегазовых университетов.
Одной из наиболее распространенных форм сотрудничества с предприятиями и организациями является трудоустройство выпускников и студентов. На качество образования благоприятно влияют организация и проведение производственных, преддипломных и других видов практик на реальных объектах.
Для предприятий и организаций сотрудничество с вузами дает возможность подготовки новых квалифицированных кадров, повышения квалификации собственных сотрудников, использования научного и кадрового потенциала вузов при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [5].
Таким образом, интерес в создании и закреплении взаимоотношений имеют обе стороны. Представители бизнеса позволяют университетам идентифицировать изменяющиеся запросы со стороны бизнеса к специалистам и быстро вносить поправки в образовательные программы, что, в свою очередь, способствует повышению уровня конкурентоспособности учебного заведения. При этом фирмы получают возможность оказывать влияние на учебный процесс, ставить задачу на подготовку кадров, принимать непосредственное участие в образовательных процессах, осуществлять реализацию совместных проектов и т.д.
3. Взаимодействие университетов с органами власти
Сегодня одним из направлений сотрудничества для многих российских высших учебных заведений стало укрепление взаимоотношений с органами власти, местной администрацией и с отраслевым руководством.
Городские власти заинтересованы в наличии и функционировании высших учебных заведений на их территории, так как наличие вуза в городе дает возможность остановить отток молодых людей, а также дать им возможность остаться на своей малой родине.
Вузы, в свою очередь, оказывают помощь в реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, способствуют становлению форм непосредственной демократии, социально-экономическому развитию муниципальных образований [6].
Таким образом, решение проблем, стоящих сегодня перед высшими учебными заведениями, невозможно без активного участия в этом региональных властей. Таким образом, социально-экономическое развитие каждого города в России определяется главным образом его инвестициями в развитие высшей школы, основу чего составляет получение достаточно качественного высшего образования. Этим и обуславливается необходимость постоянного и многопланового взаимодействия между субъектами Российской Федерации и высшими учебными заведениями.
101
Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015
Заключение
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений открывает массу преимуществ как для самих участников, так и для акционеров системы образования. Необходимо искать эффективные и взаимовыгодные способы комплексного взаимодействия вузов, предприятий и органов государственной власти, что представляется перспективным, инновационным, а главное долгосрочным направлением развития российского высшего образования.
Список литературы
1. Шерстобитова, Т. И. Инновационные модели российского предпринимательства (на примере малого инновационного бизнеса) / Т. И. Шерстобитова, Л. Н. Семеркова, М. М. Геращенко // Креативная экономика. - 2014. - № 3 (87). - С. 50-57.
2. Сапир, Е. В. Международные сети университетов и их роль в развитии инновационных процессов / Е. В. Сапир // Инновационное развитие экономики России: роль университетов - М. : ТЭИС, 2013. - С. 206-214.
3. Дуканич, Л. В. Сетевое взаимодействие вузов в новой модели российского высшего профессионального образования / Л. В. Дуканич // Инновационное развитие экономики России: роль университетов. - М. : ТЭИС, 2014. - С. 401-405.
4. Современный университет - школа: прецеденты и феномены взаимодействия / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2012. - 302 с.
5. Саломатин, А. Ю. Роль коммуникационной составляющей в инфраструктуре региональных инновационных систем / А. Ю. Саломатин, Т. И. Шерстобитова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 4 (16). - С. 156-168.
6. Седунова, С. Ю. Модели сотрудничества вуза и работодателей / С. Ю. Седунова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психологопедагогические науки. - 2012. - Вып. 9. - С. 154-158.
Шерстобитова Татьяна Ивановна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга, коммерциии, сферы обслуживания,
Пензенский государственный университет E-mail:[email protected]
Федорчак Юлия Юрьевна
студент,
Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Sherstobitova Tat'yana Ivanovna
candidate of economical sciences, associate professor, sub-department of marketing, commerce, service sector,
Penza State University
Fedorchak Yuliya Yur'evna
student,
Penza State University
УДК 378.1
Шерстобитова, Т. И.
Сетевое взаимодействие как показатель конкурентоспособности вуза в современных условиях развития экономики России / Т. И. Шерстобитова, Ю. Ю. Федорчак // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 3 (11). - C. 99-102.