НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378.147:338.48
В.А. Минаев, доктор техн. наук
Российский государственный университет туризма и сервиса А.И. Сесёлкин, доктор пед. наук Российская международная академия туризма
СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Создание сетевых структур привязано к развитию
современных подходов «открытых инноваций», согласно которым инновации не создаются отдельными организациями, а возникают в динамических средах развития. В этих средах организации, обладающие определенными бизнес-навыками, взаимодействуют с квалифицированной рабочей силой (которая имеет необходимые профессиональные и социальные компетенции), тем самым давая дополнительные возможности по освоению имеющихся знаний, генерированию новых идей, созданию новых технологий и продуктов.
Наличие таких сетевых структур способствует созданию потоков новых знаний, а также дополнительных взаимодействий специалистов компаний, которые являются важнейшей составляющей инновационного процесса. Этот тип «перекрестного опыления» идей и инноваций признан в настоящее время в качестве одного из факторов успеха в инновационной деятельности в развитых странах.
Образовательный уровень и специальная подготовка имеют существенное значение для развития предпринимательской деятельности, включая туристско-рекреационную сферу, и должны быть обязательно учтены при формировании сетецен-трической модели управления туристскими дести-нациями.
Сетецентрическая модель управления туристскими дестинациями основана на использовании современных информационных технологий и сетевой организации обмена информации о дести-нациях с потребителями услуг туризма и маркетинговыми организациями. Сети рассматриваются как «группы» или агрегированные структуры, состоящие, главным образом, из малых и средних предприятий индустрии туризма.
При рассмотрении сетецентрических технологий управления в туристской индустрии [1, 2] следует учитывать следующее:
• взаимосвязь туристских процессов и информационных технологий обусловливают на рынке туризма последовательное изменение структур, участников и туристских продуктов в целях адаптации к быстро меняющемуся поведению потребителей;
• туристский сектор вынужден прибегать к более гибким технологическим инфраструктурам, способствующим устойчивому развитию туризма и предпринимательских сетей на местном уровне дестинаций;
• указанные сети могут рассматриваться как «кластеры» или агрегации структур, состоящих в основном из малых и средних туристских предприятий, которые помогают друг дру-
Теория и методика профессионального образования
гу (принцип «B2B»), обеспечивая заказчику «полный пакет» туристских продуктов и услуг;
♦ в условиях растущей конкуренции на рынке электронной торговли туристскими продуктами и услугами при отсутствии системы управления дестинациями (СУД), усиливающей взаимодействие между поставщиками, клиентами и маркетинговыми организациями, дестинации не смогут поддерживать свою туристскую привлекательность и устойчивое развитие туризма;
• дестинациям необходимо дифференцировать свои продукты и развивать партнерские отношения между государственным и частным секторами на туристском рынке для устойчивого развития туризма.
Сетецентрическое управление ресурсами российских дестинаций предполагает создание территориально распределенной сети развитых инфо-коммуникационных узлов. Главными ее характеристиками являются [3]: высокоэффективная «информационная решетка», обеспечивающая доступ ко всей необходимой информации о дестина-ции, передовая система управления туристскими ресурсами, интегрированная «сенсорная поверхность», соединенная в единую сеть с системой «агентов дестинации».
В научно-практическом смысле такое построение организации дестинации позволит перейти к ее более эффективной и оперативной форме управления и самосинхронизации [4].
Для достижения данных целей важным является то, что управление массовой психологией путешествующих относится к классу задач, решаемых синергетикой [5]. Для применения ее принципов в управлении туристской индустрией необходимо знать законы стохастических процессов, теории нелинейных систем, оперировать понятиями фазового пространства, аттрактора как цели устойчивого состояния туристской дестинации.
В рамках терминологии синергетики под «ту-ристско-рекреационным аттрактором» понимают устойчивое состояние туристской дестинации в той или иной стране, которая имеет свойство притягивать к себе достаточное для своего эффективного существования и развития множество траекторий системы, определяемых возможностями и предпочтениями путешествующих, ведущих себя как множество активных элементов сетецентрической системы [6].
Аттракторы обладают такой важной особенностью, что если объект, находясь в нем, выйдет из этого состояния, то спустя некоторое время вновь вернется в аттрактор, проявляя свойство асимптотической устойчивости, т. е. свойство туристов стремится к испытанному и успешно принятому аттрактору-дестинации.
Научное обеспечение идеи аттрактора для названной сферы связано с понятиями флуктуации,
хаоса, бифуркации, диссипации, диффузии инноваций, т. е. нового понятийного аппарата, в том числе относящегося к теории катастроф.
Исходной методологической основой для решения задач сетецентрического управления большими туристско-рекреационными системами являются принципы графодинамики [7], формирующие перспективное направление в теории управления, а также положения теории диффузии инноваций.
В соответствии с названной теорией любая новая идея, методика, технология распространяются в обществе по определенной предсказуемой модели. Графически данная модель применительно к освоению рынка представляется в виде ^-образной кривой.
Одним из авторов совместно с коллегами-математиками разработан подход и математические модели, которые позволяют существенно ускорить процесс диффузии инноваций, используя технологии управления массовым сознанием [8]. Согласно ему, процесс распространения инноваций разделяется на две составляющие:
• первая связана с внутренними процессами распространения инновации в сообществе через межличностную агитацию;
• вторая — с внешними процессами распространения инновации в сообществе через агитацию в СМИ, в том числе с широким использованием Интернета.
Применительно к итальянским дестинациям исследование [1] подтвердило, что для эффективного выявления новых тенденций туристского спроса и управления им необходима организация взаимодействия между туристско-рекреационными кластерами регионального, провинциального, городского и муниципального уровня, вплоть до локальных групп поставщиков туристских продуктов (личные порталы и сайты). Именно такая иерархическая организация взаимодействия способна вовремя сегментировать клиентов, обнаружить новые нишевые рынки с их последующей интеграцией в конкурентоспособные кластеры.
В рамках построения сетецентрической модели управления дестинациями целесообразно создание сетевого «электронного университета туризма — ЭУТ», который был бы интегрирован в бизнес-сети сотрудничества малых и средних предприятий в сфере туриндустрии, в том числе международные. Учебные площадки такого университета могут создаваться как на территории России, так и за рубежом, реализуя образовательные программы дистанционного обучения под требования российского малого и среднего туристского бизнеса, представляющего дестинации страны, а также иностранных инвесторов, работающих на территории нашей страны в туристско-рекреационной сфере, с учетом принципов Глобального этического кодекса туризма, Глобальных критериев устойчивого развития ту-
Новые педагогические технологии
ризма ООН для дестинаций и принципов ЮНВТО для развития устойчивого, доступного и ответственного туризма. Координирующим центром по созданию ЭУТ на первом этапе в России могла бы стать кафедра по устойчивому развитию туризма, созданная в Российской международной академии туризма (РМАТ), члене Сети знаний ЮНВТО, на основе специального соглашения РМАТ с ЮНВТО.
Используя такую модель взаимодействия, можно будет выстроить необходимые векторы влияния сетецентрической дестинации в социальных и бизнес-сетях, а также подготовить кадры нужного количества и качества для ее эффективного развития на базе сетевого взаимодействия с заинтересованными профильными вузами, в том числе в рамках международной магистерской программы «Менеджмент туристских дестинаций», реализуемой в РМАТ. В процессе тесного взаимодействия с существующими международными бизнес-сетями в сфере туризма и рекреации экономически развитых стран появляется возможность поступательного формирования российских региональных бизнес-сетей сотрудничества в указанной области.
Таким образом, современные условия глобализации мироустройства и развития экономики России требуют построения ее современных дестина-ций в виде туристско-рекреационных систем сете-центрического характера. Это позволит повысить их экономическую эффективность в процессе управления, направленного на достижение этими слож-ноорганизованными структурами динамической устойчивости в нелинейной среде своего функционирования и многовариантности принятия управленческих решений. Важным при этом выступа-
ет практическое оперирование таким важнейшим объектом, как аттрактор, являющийся фактором самоорганизации дестинации.
Осуществлению процесса диффузии инноваций и передовых технологий будет способствовать построение в нашей стране инновационной турист-ско-рекреационной инфраструктуры с широким применением последних достижений в разработке международных бизнес-сетей сотрудничества и распространения знаний.
Список литературы
1. Buhalis D., Molinaroli E. Entrepreneurial Networks and Supply Communities in the Italian eTourism // Information Technology & Tourism, 1 January. — 2003. — Vol. 5. — № 3. — P. 175-184.
2. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. — 2001. — № 21(1). — P. 97-116.
3. Губанов Д.А., Новиков Д.М., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. Д.А. Новикова. — М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2010. — 228 с.
4. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979. — 512 с.
5. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. — 404 с.
6. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. — М.: Наука, 1977. — 256 с.
7. Затуливетер Ю.С., Фищенко Е.А. Графодина-мические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами. Спец. вып. 30.1 «Сетевые модели в управлении». — М.: ИПУ РАН, 2010. — С. 567-604.
8. Как управлять массовым сознанием: современные модели / В.А. Минаев, А.С. Овчинский, С.В. Скрыль [и др.]. — М.: РосНОУ, 2013. — 200 с.
УДК 378.4
Н.Ю. Вьюжанина
М.Г. Минин, доктор пед. наук
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
При проектировании дисциплины с целью внедрения новых инновационных образовательных технологий, в том числе проблемноориенти-рованного и проектно-организованного обучения (ППО), одним из сложных моментов является инкорпорирование развития у студентов общекультурных компетенций в процесс их подготовки. Основная проблема связана с тем, что при проектировании дисциплин в фокусе традиционно находится
предметная область и наука. Для дополнительных элементов в устоявшейся программе зачастую нет места или нет четкого видения и достаточной мотивации к этому. Ведь в этом случае, кроме обычных задач по планированию и обеспечению вертикальной и горизонтальной когерентности предметного и научного содержания, необходимо работать с дополнительными аспектами, касающимися того, как найти время, например, в случае ППО для про-