сервисный контракт на обслуживание медицинского оборудования — новые возможности для лпу
В апреле 2011 года в ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» были внесены поправки, согласно которым государственным заказчикам разрешено размещать заявки на закупку оборудования с продленным контрактом на сервисное обслуживание. С момента вступления в силу этих поправок новое оборудование может закупаться с расширенным гарантийным сроком, что выгоднее и эффективнее для лечебно-профилактических учреждений, чем срочный ремонт или простои уникального оборудования в течение месяцев после окончания стандартного гарантийного срока (1 год с момента установки).
Сегодня в России отсутствуют обязательные требования по поддержанию в рабочем состоянии медицинского оборудования, что нередко приводит к простоям в его использовании. По оценкам Ассоциации международных производителей медицинских изделий !МЕЭД, до 40% закупленного по национальному проекту «Здоровье» оборудования не используется в должном объеме. Собственник — государство — несет серьезные потери в связи с простоями и недозагрузкой мощностей дорогостоящего оборудования по причине того, что им недооценивается роль сервисного обслуживания и необходимого регулярного финансирования в обучение персонала.
Потребителям и в особенности государственным заказчикам необходимо учитывать, что, выбирая ту или иную технологию, они получают комплекс задач по внедрению и максимально эффективному ее использованию. Приобретение дорогостоящих медицинских приборов и устройств теряет смысл, если не предусмотреть возможность их профессионального и бесперебойного обслуживания, постоянного мониторинга эффективности их использования и повышения квалификации своего персонала.
Привычное понимание процесса взаимодействия ЛПУ и поставщиков оборудования подразумевает, что компании-производители поставляют лечебным учреждениям определенные медицинские изделия. Однако современная парадигма развития здравоохранения показывает совершенно иной подход к этому процессу: производители медицинских изделий предоставляют учреждениям здравоохранения не «изделия», а комплексные решения, которые способны обеспечить доступную и эффективную помощь пациентам в течение долгого времени с максимально предсказуемым результатом. Эти решения включают в себя целый комплекс мероприятий, которые можно охарактеризовать как «сервис» в адрес клиента.
N"13
3011
Менеджер
Такое понимание сервиса включает в себя:
• техническое обслуживание,
• поддержку в максимально рабочем состоянии медицинского оборудования и техники,
• обучение потребителей всем тонкостям применения технологий,
• внедрение максимально эффективных управленческих и организационных решений в связи с применением той или иной технологии.
Весь перечисленный функционал включает в себя сервисный контракт: по статистике, данная форма обслуживания техники сокращает срок восстановления работоспособности оборудования в 9 раз, позволяет в 5 раз быстрее устранить неисправность, чем в случае отсутствия контракта и возникновения необходимости проводить тендер на работы по устранению неполадки, что напрямую связано с дополнительными издержками и возможной потерей работоспособности оборудования на длительный срок.
Наличие сервисного контракта позволяет ЛПУ рассчитывать на высококвалифицированную техническую поддержку оборудования любого уровня сложности, на профилактику неисправностей, на максимально сжатые сроки ввода вышедшего из строя оборудования в эксплуатацию, а также на отсутствие рисков, связанных с неквалифицированным ремонтом изделий, что нередко происходит при привлечении сторонних организаций к обслуживанию оборудования.
Несмотря на важность вопроса постпродажного обслуживания медицинского оборудования, он до сих пор не нашел подтверждения на законодательном уровне. В принятом Государственной Думой РФ 1 ноября законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» отсутствует статья о праве работы в ЛПУ техников, инженеров, специалистов по клиническому применению медицинских технологий — сотрудников компаний. В новом законе содержится ряд норм, ужесточающих контроль за взаимодействием и общением сотрудников фармацевтических и медико-технологических компаний. В отсутствие четкости и определенности по отно-
шению к сотрудникам медико-технологических компаний, которые занимаются поддержкой внедрения новых приборов и инструментов в клиническую практику, они рискуют быть фактически приравнены к представителям по продажам фармацевтических компаний.
Не менее актуальна на сегодняшний день проблема недобросовестных поставщиков услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, которые, занижая цены на услуги, выигрывают торги, но зачастую не обладают необходимыми знаниями, навыками и пониманием, как ремонтировать и обслуживать ту или иную технику. Также сегодня не решена проблема попыток наладить высокотехнологичное оборудование силами технических служб самих ЛПУ, что нередко приводит к невосстановимым поломкам оборудования.
Именно поэтому так важны предпринимаемые Правительством РФ шаги по улучшению ситуации в отрасли. В частности, в апреле 2011 года были внесены поправки в ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые разрешили государственным заказчикам размещать заявки на закупку оборудования с продленным контрактом на сервисное обслуживание. Этот шаг очень важен для отрасли, так как новое оборудование может теперь закупаться с расширенным гарантийным сроком, что, безусловно, выгоднее и эффективнее, чем срочные ремонты и простои жизненно необходимого пациентам оборудования в течение месяцев после окончания стандартного гарантийного срока (1 год с момента установки).
Ассоциация международных производителей медицинских изделий !МЕЭД выступает за комплексный подход к теме взаимодействия компаний-производителей и ЛПУ в отношении вопросов постпродажного обслуживания в России. По мнению членов Ассоциации, данная тема нуждается в серьезной правовой и информационно-просветительской поддержке.
Большой интерес представляют мнения экспертов, привлеченных к обсуждению этой темы:
Александра Третьякова,
исполнительный директор Ассоциации производителей медицинских изделий /МЕРА:
Сегодня при полной очевидности возможностей эффективного оборудования, медицинских изделий и современных технологий решать многие клинические и экономические проблемы в нашей системе здравоохранения, пока ощущается явный недостаток опыта, знаний и адекватных подходов к их использованию. Мы упираемся в то, что ни наша законодатели, ни наши уважаемые регуляторы, ни наши уважаемые заказчики не всегда понимают, что медицинская техника и медицинские изделия — это не примитивные устройства и они требуют целого комплекса сопроводительных мероприятий, которые мы себе позволяем обозначить как сервис. Сервис не в понятии технического сервиса — у вас сломалась машина и вы поехали, ее починили, а сервис в понятии предоставления всего комплекса обслуживания, начиная от образовательных программ по внедрению, сопровождению, настройке, программированию, помощи в трудных ситуациях.
Другими словами, нет понимания того, что производители высокотехнологического медицинского оборудования из поставщиков
Нет понимания того, что производители высокотехнологического медицинского оборудования из поставщиков железяк, пластмассовых изделий и всяких-разных «просто штук» давно превратились в поставщиков комплексных решений
А
г_
железяк, пластмассовых изделий и всяких-разных «просто штук» давно превратились в поставщиков комплексных решений, и решения эти имеют ценность только тогда, когда в них есть элемент сервиса, когда компания в состоянии поддержать клиента, когда она может обучить его, когда клиент может поднять телефонную трубку, вызвать сотрудника и попросить показать, как настроить прибор на каждого конкретного больного, как им пользоваться, как можно прочитать информацию, которая дается этим оборудованием. И эта ситуация сложилась во всем мире, потому что технологии сменяются очень быстро. Современная система медицинского образования не предполагает адаптации к такой скорости изменений. Те знания, которые давались даже десять лет тому назад, в современной клинической практике с современным оборудованием, современными изделиями уже не валидны, и другого решения, как взаимодействие между поставщиками и потребителями в такой цепочке, мы не видим. Но у
нас есть ряд вопросов и препятствий, которые мы хотели бы обсудить. Есть вопросы, касающиеся собственно регулирования наших взаимоотношений с заказчиком, в частности, с государственным заказчиком. Мы все работаем по 94-ФЗ, и сервисное обслуживание является, естественно, предметом его регулирования. И компаний, которые заявляют на рынке о возможности квалифицированного обслуживания оборудования, зачастую больше, чем на самом деле владеющих этими ценными знаниями. Наш государственный заказчик, закупив за гигантские деньги современное оборудование, часто оказывается в ситуации, когда конкурсы и аукционы выигрывают компании, не имеющие никакого представления о том, как с этим оборудованием обращаться. В результате оборудование или просто простаивает, или безвозвратно ломается. Проблема очень актуальная, и мы о ней постоянно говорим с Федеральной антимонопольной службой и настаиваем на том, что такими вопросами, как сервисное обслуживание
№13 Менеджер
3011 здравоохранения /
Можно найти Ивана Петровича откуда-нибудь из соседней больницы или соседнего города, который возьмется сделать ремонт недорого или вообще бесплатно. Такой «гаражный ремонт» сложной медицинской техники закончится безвозвратной утратой ее функциональных качеств и всех достоинств этой техники...
сложного оборудования и медицинских изделий, должны заниматься компании, которые авторизованы производителем на эти усилия.
Еще одна острая тема — это «гаражные ремонты» медицинского оборудования. Вы понимаете, что можно загнать машину на авторизованный сервис с авторизованными запчастями, а можно найти Ивана Петровича откуда-нибудь из соседней больницы или соседнего города, который все то же самое возьмется сделать за недорого или вообще бесплатно. Чем заканчивается
Во Франции, если медицинское учреждение не имеет договора о техническом обслуживании медицинской техники,
страховая компания не оплачивает его услуги
гаражный ремонт сложной медицинской техники, можно себе легко представить — безвозвратной утратой функциональных качеств и всех достоинств этой техники.
лось бы сказать, что мы сейчас находимся в эпохе перемен и мы переходим на систему страховой медицины. Почему бы не посмотреть на опыт других стран, которые уже давно по ней живут? Например, во Франции, если медицинское учреждение не имеет договора о техническом обслуживании медицинской техники, которую эксплуатируют для оказания медицинских услуг, страховая компания не оплачивает его услуги, потому что не хочет нести на себе эти риски. Пока же вопрос о том, что сервис должен быть обяза-
Трудно себе представить, что вы спокойно сядитесь в автомобиль рядом с водителем, зная, что он освоил вождение только по инструкции. А с медицинской техникой такая практика представляется нормальной: читайте инструкцию пользователя — и отрабатывайте ее в операционной, на пациенте
А
г_
Горизонт планирования финансирования сервисного обслуживания медицинской техники очень короткий, всего год. И наши ЛПУ просто не всегда имеют эти финансы, они вынуждены выбирать: закупить необходимые лекарства, заплатить зарплату или обслужить технику, которая у них есть. Здесь, конечно, очень много вопросов к нашим региональным системам здравоохранения, но все-таки хоте-
тельной частью условия при подписании тарифных соглашений с ЛПУ, не поднимается. А это было бы решением проблемы и позволило бы лучше планировать и прогнозировать затраты, которые медицинское учреждение будет нести в связи с обслуживанием и владением медицинской техникой.
Второй аспект нашей проблемы — это сервис в расширенном понимании: сопровождение, внедрение,
наладка, настройка. Для того, чтобы максимально эффективно использовать оборудование, необходимо знать, как это делать. Трудно себе представить, что вы спокойно садитесь в автомобиль рядом с водителем, зная, что он никогда не водил его с инструктором, а освоил вождение по инструкции. Но почему-то в обращении с медицинской техникой такая практика представляется нормальной: читайте инструкцию пользователя — и отрабатывайте ее в операционной, на пациенте... Между тем наши компании за последние 10-15 лет очень много сделали для того, чтобы организовать различные тренажерные центры, набрать персонал и обучить его, чтобы он мог сопровождать врачей прямо непосредственно при внедрении той или иной технологии.
Первого ноября был принят в третьем чтении закон «Основы законодательства об охране здоровья граждан», 74-я статья которого говорит о том, что посещение сотрудниками медицинских компаний, медицинских работников в рабочее время на рабочем месте возможно только с целью педагогической деятельности или ремонта. А как на предмет внедрения, сопровождения, настройки, наладки? Норма закона об этом не упоминает. Поэтому мы обеспокоены тем, что с 1 января вот такая сервисная деятельность оказывается вне закона.
Логачев С.Ю начальник отдела медицинской промышленности Департамента химико-технологического комплекса биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, член совета директоров саморегулируемой организации, занимающейся вопросами техобслуживания СРО РАХМЕД.
Важно определиться с терминами. Под техническим обслуживанием медицинской техники понимаются действия, направленные на контроль работоспособности изделия и приведения изделия в работоспособное состояние в рамках того, что прописано в технической документации на это изделие. То есть производитель своей технической документацией определяет, какие действия по приведению в работоспособное состояние техники можно исполнять лицу, которое осуществляет техническое обслуживание, и описывает эти действия в технической документации. Все остальные действия по ремонту меди-
Ремонт — это то, что делает производитель или уполномоченное им лицо, а техническое обслуживание — это то, что делается в рамках лицензии. В законодательстве о медицинских изделиях понятие «сервис» не определено...
цинской техники не подлежат использованию при техническом обслуживании, то есть производитель не дает разрешения лицу, занимающемуся техническим обслуживанием, проводить эти действия, он оставляет их исключительно за собой. То есть давайте разделять: ремонт — это то, что делает производитель или уполномоченное им лицо, а техническое обслуживание — это то, что делается до последнего времени в рамках лицензии, и объем этих работ полностью определен производителем в технической документации на данную медицинскую технику.
Сегодня в законодательстве о медицинских изделиях понятие «сервис» не определено, это пробел в законодательстве. Мы считаем, что сервис — это комплекс действий, направленный на то, чтобы врач мог наиболее эффективно использовать технику. То есть это и предпродажная подготовка, в том числе разъяснение, что покупают, на каких условиях покупают; преимущества, которые имеет данная техника, и которые необходимо учиты-
№13 Менедже1
3011 здравоохранения {
вать при покупке; проблемы, которые могут возникнуть с данной техникой при ее обслуживании, требования каких-то дополнительных действий при работе с этой техникой: это и монтаж-пусконаладка, техническое обслуживание, ремонт, консультирование по правильному использованию техники, по возможности ее модернизация, вплоть до утилизации
— вот этот весь комплекс работ мы хотели бы понимать под термином «сервисное обслуживание».
На сегодняшний день проектом постановления Правительства о лицензировании отдельных видов деятельности и законом о лицензировании подразумевается, что лицензированию подлежит вид деятельности «производство и техническое обслуживание медицинской техники», то есть один вид деятельности. Разъяснений федеральных органов исполнительной власти по этому поводу нет, есть разные точки зрения на этот вопрос. Давайте остановимся на двух: первая точка зрения
— необходимо лицензировать сервисное техническое обслуживание как отдельный вид деятельности в рамках вот этого общего вида деятельности, выдавая лицензию с некоей припиской, что она не подразумевает права производства этой техники. Вторая точка зрения, которая предварительно уже обсуждалась в Правительстве и была под-
держана на тот момент Мин-здравсоцразвития, что нецелесообразно лицензировать техническое обслуживание, потому что единственным реальным требованием, которое при этом предъявляется, кроме требований легального юридического лица, — это требование компетенции. Как правило, компетенции персонала лучше регулируются аккредитационными механизмами, поэтому на сегодняшний день, насколько я знаю, группа специализированных компаний, которые занимаются вопросами технического обслуживания, готовит обращение в Правительство с просьбой ввести аккредитацию этого вида деятельности, то есть хотят уйти от лицензирования...
То есть закон ввел новый вид деятельности — производство и техническое обслуживание. Есть различные толкования этого закона. На сегодняшний день Росздрав-надзор толкует закон по первому механизму, который я назвал. То есть они разрабатывают возможность выдачи лицензии на техническое обслуживание в рамках общего вида деятельности. Как они это будут делать, не понятно, пока не утверждена форма такого документа, и поэтому вопрос в настоящее время подвешен. В связи с тем, что не вышло постановление о том, кто будет осуществлять этот вид деятельности в дальнейшем, а лишь
определено, что это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством, то будем ждать решения Правительства. Я просто объясняю различие подходов. Мы считаем, что все-таки в техническом обслуживании наиболее важна компетентность. И в этой связи, наверное, понятно, что сервисное обслуживание гораздо шире и гораздо эффективнее любого технического обслуживания.
Понимая, что многим зарубежным поставщикам трудно добраться до любого удаленного района, мы не ждем ситуацию, что медтех-ники исчезнут, и все уйдет на сервисное обслуживание, но мы надеемся, что взаимодействие специализированных организаций с производителями и частичное или полное уполномачивание производителем на выполнение дополнительных действий в рамках сервиса этих специализированных организаций создаст более благоприятную среду для работы лечебных учреждений.
Бесспорно, большой проблемой 94-ФЗ является то, что врач не может влиять по закону на то, какую технику он покупает и от какого именно производителя. И если у вас уже есть аналогичная техника, то всегда выгоднее покупать технику от того же производителя с точки зрения здравого смысла: это и те же расходные материа-
Работает врач на каком-то аппарате в режимах дефицита времени: на одном аппарате исполнительный механизм под правой рукой, а на другом — под левой. Но, к сожалению, сегодня законодательство не позволяет больнице покупать продукцию одной и той же фирмы.
Ж
т_
лы, то есть та же логистика, — это и обучение... Ну, представьте себе: работает врач на каком-то аппарате в режимах дефицита времени. На одном аппарате исполнительный механизм под правой рукой, вот этот, а на другом — под левой. Ему переходить с аппарата на аппарат просто потому, что это две операционные, не всегда просто это может влиять в какой-то момент на быстроту его реакции, ему удобнее работать на аналогичной системе управления. Но, к сожалению, сегодня законодательство не позволяет больнице покупать продукцию той же фирмы. Речь идет о системе критериев, основным из которых является цена. Это — беда и несовершенство законодательства, я думаю, что это в первую очередь вопросы к Министерству здравоохранения и социального развития о совершенствовании такой системы закупок.
Сегодня медицинское учреждение может планировать свой бюджет максимум на три года, а скорее всего
на один год. Сервис же — это, наверное, от пяти до десяти лет. И покупая изделие, вы должны понимать все
можем говорить уже о сервисе, то есть в одном пакете и закупка оборудования, и весь комплекс работ, с ним связанный. Да, такая возможность в законодательстве появилась, хотя пока очень мало применяется — только этот год, но, по крайней мере, такая возможность уже есть.
И еще одна вещь, которую вы должны совершенно четко понимать: техническое обслуживание и сервис —
Техническое обслуживание и сервис — это та область, в которой и производители, и врачи в одной лодке. Нет хуже ситуации для врача, чем идти на операцию, зная, что у него просрочено обслуживание наркозного аппарата.
затраты, связанные с этим, включая техническое обслуживание, плановые ремонты, возможность модернизации, соответствующей переподготовки, возможность утилизации. Не планируя эти затраты, вы не можете правильно понять, эффективно ли вы тратите деньги — это тоже несовершенство закупки, которое надо учитывать. Обратите внимание на последние изменения 94-ФЗ, которые позволяют покупать медицинскую технику, что называется пакетом с гарантией пять лет. Для ряда позиций медтехники — это срок службы. Вот в этом случае мы
это, с одной стороны, то, что сегодня не защищено отдельной позицией в строке бюджета медицинского учреждения, а, с другой стороны, это та область, в которой и производители, и врачи абсолютно в одной лодке. Поймите правильно: нет хуже ситуации для врача, чем идти на операцию, зная, что у него просрочено обслуживание наркозного аппарата, — а вдруг он откажет? А не идти на операцию — умрет человек. Вот почему так важно навести в этом порядок.
Наталия Куракова
№13 Менеджер
3011 здравоохранения /