Научная статья на тему 'Сервисная поддержка логистических систем железнодорожного транспорта'

Сервисная поддержка логистических систем железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ЛОГИСТИКА / СЕРВИСНЫЕ ПОТОКИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ / SERVICE LOGISTICS / SERVICE STREAMS / CLASSIFICATION / RAILWAY TRANSPORT / LOGISTIC SYSTEM OF RAILWAY TRANSPORT / CONSTRUCTION PRINCIPLES OF LOGISTIC SYSTEMS / STRATEGIC OBJECTIVES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова В. В., Виноградов А. С.

Сервисная поддержка логистических систем железнодорожного транспорта базируется на оптимизации транспортных процессов и удовлетворении потребностей клиентов. Сервисный поток можно определить как совокупность вспомогательных по отношению к материальному потоку элементов, сопровождающих его от источника возникновения (производства) до места назначения (потребитель) в рамках определённой логистической системы с заданными параметрами. Эта совокупность услуг (сервиса), включена в логистическую систему и реализуется ею для выполнения операций с материальным потоком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service support of logistic systems of railway transport is based on the optimization of transport processes and satisfaction of clients’ requirements. The service stream can be determined as the total combination of supplementary elements which accompany material stream from the emergence source (production) to the destination (a consumer) within a certain logistic system with the set parameters. This total combination of services is included in the logistic system and realized by it for the accomplishment of operations with the material stream.

Текст научной работы на тему «Сервисная поддержка логистических систем железнодорожного транспорта»

ческие цели развития железнодорожного транспорта России.

Борисова В. В. д.э.н., профессор кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: veraboris- [email protected] Виноградов А. С.

соискатель кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: Утодг[email protected]

СЕРВИСНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Сервисная поддержка логисти- ческих систем железнодорожного транспорта базируется на оптимиза- ции транспортных процессов и удовле- творении потребностей клиентов. Сер- висный поток можно определить как совокупность вспомогательных по от- ношению к материальному потоку эле- ментов, сопровождающих его от ис- точника возникновения (производства) до места назначения (потребитель) в рамках определённой логистической системы с заданными параметрами. Эта совокупность услуг (сервиса), включена в логистическую систему и реализуется ею для выполнения опера- ций с материальным потоком.

Ключевые слова: сервисная логи- стика, сервисные потоки, классифика- ция, железнодорожный транспорт, ло- гистическая система железнодорож- ного транспорта, принципы построе- ния логистических систем, стратеги-

В современной экономической науке и деловой практике логистику оп- ределяют как интегрированный процесс управления материальными информа- ционными и финансовыми и сервисны- ми потоками, который должен обеспе- чить максимально возможное удовле- творение нужд потребителей с мини- мальными общими издержками. Этот процесс охватывает все этапы хозяйст- венной деятельности - от разработки источников сырья и материалов до транспортировки готовых продуктов и услуг потребителям.

Знания о поточной форме орга- низации экономической материи со- ставляют основу общей теории логи- стики. В свою очередь общая теория логистики выступает методологическим базисом для других видов логистики, в том числе и сервисной логистики, то есть сервисную логистику надо рас- сматривать как составную часть, вид экономической логистики.

Выявление особенностей сервис- ной логистики и организации сервисных потоков на

железнодорожном транспор- те невозможно без понимания общей теории логистики и такой её категории как экономический поток. Экономиче- ский поток как совокупность матери- ального, информационного, финансово- го и сервисного потоков - более сложная форма организованности потоковых процессов. Расширение функциональ- ных границ экономической логистики увеличило и количество объектов при- ложения логистических усилий. В на- стоящее время материальный поток со- провождают денежные и информацион- ные и сервисные потоки.

Сервисная логистика относи- тельно недавно (в начале XXI века) вы- делилась в самостоятельный вид логи- стики. Она нацелена на изучение всего многообразия сервисных потоков, об-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 83 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

служивающих движение материального потока.

Управление сервисными потоками в зарубежной литературе часто связывают с понятием «логистика сервисного от- клика» (SRL - Service Response logistics). Это обусловлено возрастани- ем роли сервиса в хозяйственной прак- тике и клиентоориентированным харак- тером современных экономических процессов.

Сервисный поток составляет пред- метную область сервисной логистики. Сервисный поток можно определить как совокупность вспомогательных, по от- ношению к материальному потоку эле- ментов, сопровождающих его от источ- ника возникновения (производства) до места назначения (потребитель) в рам- ках определённой логистической систе- мы с заданными параметрами. Эта со- вокупность услуг (сервиса) включена в логистическую систему и реализуется ею для выполнения операций с матери- альным потоком.

Как явление экономическое сервис- ный поток представляет собой совокуп- ность (систему) экономических элемен- тов, которые характеризуются набором услуг, оказываемых в логистической системе, и все виды полезности, созда- ваемые ими.[1] Экономические элементы, обра- зующие сервисный поток, способны приобретать относительно однородный характер (базовые услуги) и могут рас- ширяться в соответствии с требования- ми потребителей до комплекса индиви- дуализированных услуг. Они становятся потоком, когда перемещаются в про- странстве и времени. Сервисные потоки целенаправленны и целесообразно ор- ганизованны в рамках логистической системы. Их параметры заданы логи- стической системой, согласованы с её целью.

Сервисный поток определяется как направленное движение услуг, которые сопровождают материальный поток и им востребованы.

Можно выделить требования, кото- рые предъявляются при организации в логистической системе сервисных пото- ков:

ритмичность и согласованность ра- боты всех элементов - звеньев, оказы- вающих сервис; обеспечение высокого качества услуг;

обеспечение достаточного уровня манёвренности и гибкости сервисных потоковых процессов при реализации заданной цели;

обеспечение соответствия уровня сервиса стратегическим и оперативным целям логистической системы.

Для более детального изучения сер- висные потоки можно классифициро- вать по ряду признаков относительно:

- с позиции отношения к логисти- ческой системе и их места в системе: внешние и внутренние;

- с точки зрения направленности движения: входящие и выходящие;

- по источнику возникновения - ге- нерируемые внутренними элементами логистической системы (собственными подразделениями) и внешними органи- зациями (логистические услуги, оказы- ваемые сторонними, специализирован- ными предприятиями).

- с позиции участия в функциональ- ных областях полного логистического цикла: сервисные потоки в снабжении, производстве, сбыте.

- по отношению к сделке: до заклю- чения сделки (до продажи) - маркетинг; во время заключения сделки (во время продажи) - комплектация заказа, мар- кировка, этикетки, проверка качества, перевозка, экспедирование; после сдел- ки (после продажи) -организация дос- тавки, гарантийное обслуживание, кон- сультирование, возврат дефектной про- дукции, возврат порожней тары, дос- тупность технической информации, об- работка претензий, замена товара.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 84 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

- по виду хозяйственных связей -вертикальные, горизонтальные;

- по виду обслуживаемых потоков - материальные, финансовые, информа- ционные. Состав сервисного потока как объ- екта логистических усилий обусловлен в первую очередь базовым набором ус- луг, сопровождающих материальный поток. В этой связи можно говорить о номенклатуре услуг, стандартизации услуг в соответствии со спецификой ма- териального потока (отрасли, типа про- изводства).

Составную часть сервисного потока можно принять за единицу сервиса. Единица измерения сервиса - это обо- собленный вид услуг, обладающий свойством совокупности, комплекса сервисных услуг, характерных для оп- ределённой сферы деятельности (отрасли) и выполняемых до начала производ- ства, во время протекания производст- венных процессов и после их заверше- ния.

Оптимизация сервисного потока - это рациональная организация и управ- ление комплексом единиц сервиса в со- ответствии с заданными критериями функционирования логистической сис- темы.

Организация и управление потока- ми в логистической системе осуществ- ляются с учётом принципов: гибкости, синхронизации, интеграции, гуманиза- ции, качества. Сервисная поддержка логистикой системы железнодорожного транспорта рассматривается как системный инте- гратор всех её звеньев, выполняющих операции по перевозке грузов, позво- ляющий создать предпосылки для оп- тимизации всей совокупности парамет- ров сервисных потоковых процессов, стандартизации их контрольных показа- телей и улучшения качества обслужи- вания потребителей. В данном контек- сте повышается роль логистических ин- струментов, обеспечивающих целенаправленное воздействие сервисного об- служивания на рационализацию струк- туры совокупных затрат эксплуатации, в числе которых выделяются: диагно- стика адекватности материальных, фи- нансовых и информационных потоков; определение системы целей и оценоч- ных показателей управления сервисны- ми бизнес- процессами, позволяющих в полной мере реализовать концепцию сервисной логистики.

Необходима дифференциация биз- нес-процессов сервисного сопровожде- ния грузопотоков в рамках логистиче- ской системы железнодорожного транс- порта. Теоретико-методологическую осно- ву построения логистических систем

железнодорожного транспорта (ЛСЖДТ) составляют базовые положе- ния таких наук, как: экономическая тео- рия, логистика, кибернетика, общая теория систем, системотехника. Вместе с тем, рассматривая ЛСЖДТ как слож- ную, большую систему, реализующую ряд кибернетических принципов управ- ления материальными и связанными с ними информационными и финансовы- ми потоками, необходимо учитывать то обстоятельство, что ее разработка должна осуществляться исходя из концептуальных основ построения логи- стических систем и с учётом специфики и роли железнодорожного транспорта в экономике страны.

На сегодняшний день транспорт является важным связующим звеном в экономике любой страны, без которого невозможно нормальное функциониро- вание ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Транспорт - од- на из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономическом организме страны. Он являет- ся крупнейшей составной частью инфраструктуры страны, служит её мате- риально-технической базой и оказывает определяющее влияние на повышение

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 85 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

эффективности социально- экономического развития всего хозяй- ственного комплекса. Одним из индикаторов состояния экономической активности отраслей и регионов страны является железнодо- рожный транспорт. По динамике пере- возки грузов можно косвенно судить об экономической активности того или иного региона страны.

В современной России железно- дорожный транспорт является ключе- вым элементом транспортного ком- плекса страны. Его доля в грузооборо- те транспортной системы России, с уче- том трубопроводного транспорта со- ставляет 43 %. Он играет исключитель- но важную роль в развитии экономики, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями произ- водства, обеспечивает нормальное функционирование и развитие предпри- ятий всех отраслей страны и регионов. Инфраструктура железнодорож- ного транспорта России -наиболее про- тяженная транспортная сеть. Она охва- тывает все стратегические и экономиче- ски важные регионы страны и гармо- нично вписывается в систему междуна- родных транспортных коридоров. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: техникоэкономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности, ос- новных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей России с конфигурацией, пропу- скной и провозной способностью же- лезнодорожных магистралей.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств:

- универсальность (способность пе- ревозить практически все виды грузов), высокую провозную и пропускную способность (двухпутная электрифици- рованная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар гру- зовых поездов);

- сравнительно невысокую себе- стоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта) за счет возможности осу- ществления массовых перевозок грузов;

- относительно свободное разме- щение, то есть независимость от природных условий (строительство же- лезных дорог практически на любой сухопутной и на водной территории при наличии паромов);

- регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года;

- непосредственную связь с про- мышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей эконо- мики;

- надежность работы благодаря не- зависимости от климатических условий, что обеспечивает бесперебойную пере- возку грузов в любое время года (95 % путей сообщения работает без сбоя при перепадах температуры; исключения приходятся на обрыв электрических проводов при стихийных бедствиях);

- более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Железнодорожная сеть России охватывает все регионы страны. По сво- ей протяженности железнодорожные сети страны уступают только США. По железным дорогам России перевозится в год более 1,2 млрд. тонн грузов (около

50% грузооборота всей транспортной сети). Железнодорожный транспорт обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими рай- онами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья.

В настоящее время в России соз- дана мощная транспортная компания - ОАО “Российские железные дороги” (ОАО «РЖД»), имеющая большие фи- нансовые возможности, выполняющая основной объем перевозок грузов в стране и входящая в тройку крупнейших железнодорожных компаний в ми-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 86 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

ре. Семнадцать железных дорог, распо- ложенных на территории России, явля- ются филиалами ОАО «РЖД».Ныне сформирована развитая инфраструктура путей сообщения, охватывающая все экономически развитые регионы страны и имеющая резервы увеличения провоз- ной способности; функционирует еди- ная централизованная вертикаль опера- тивного управления перевозками; вне- дрена мощная информационная база, объединяющая все информационные потоки железнодорожных перевозок в стране. Внедрение автоматизированных систем управления перевозками позво- ляет рационализировать планово- экономическую деятельность, организо- вать и отследить все этапы перевозки от пунктов зарождения грузопотока до пунктов его погашения. Разработаны и функционируют автоматизированные системы по оперативному управлению работой портовых узлов и пограничных переходов. В качестве стратегических целей перспективного развития ОАО «Российские железные дороги»руководством компании выдвигаются:

- достижение высокой рыночной капитализации холдинга на основе вне- дрения новейших методов и средств управления, технологий и техники пе- ревозочного процесса, создания прин- ципиально новых комплексных форм обслуживания клиентов и достижение уровня производительности труда, со- ответствующего лучшим показателям мировых лидеров железнодорожного транспорта, в том числе за счет прове- дения эффективной сервисной полити- ки;

- создание условий устойчивого, безопасного и эффективного функцио- нирования железнодорожного транс- порта как организующего элемента транспортной системы страны для реа- лизации основных геополитических целей государства;

- формирование инфраструктур- ного базиса единого транспортного про- странства российской экономики;

- обеспечение рационального взаимодействия с другими видами транспорта на основе логистических принципов при организующей роли же- лезнодорожного транспорта;

- обеспечение транспортной дос- тупности точек ресурсного обеспечения и

промышленного роста, а также мест работы, отдыха, лечения, образования, национальных культурных ценностей для граждан России;

- приведение уровня качества транспортных услуг и безопасности пе- ревозок в соответствие с требованиями экономики;

- создание достаточных провоз- ных способностей и необходимых ре- зервов для полного удовлетворения спроса на перевозки при конъюнктур- ных колебаниях в экономике;

- обеспечение глубокой интеграции в мировую транспортную систему;

- поддержание высокого уровня готовности к деятельности в чрезвычай- ных ситуациях, соответствующего тре- бованиям обороноспособности и безо- пасности страны;

- повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта;

- снижение транспортной нагрузки на окружающую среду;

- внедрение высоких стандартов организации труда, его максимальной производительности и достижения на этой основе устойчивого обеспечения перевозочного процесса квалифициро- ванными кадрами.

- оптимизация всех потоков (ма- териальных, информационных, финан- совых и сервисных), сопровождающих деятельность компании, и совокупных затрат с целью максимизации общесис- темного эффекта грузовых перевозок;

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 87 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

- рационализация внутрисистем- ных операций, связанных с организаци- ей грузовых перевозок.

Решение этих задач может быть выполнено в рамках логистической сис- темы, что предполагает создание научно обоснованной методической базы по- строения логистической системы же- лезнодорожного транспорта.

В общей теории логистики поня- тие логистической системы является наиболее важным. В трудах российских ученых [2], достаточно подробно рас- смотрена эволюция взглядов ученых на категорию «логистическая система».

В западной литературе по логи- стике и логистическому менеджменту сам термин «логистическая система» зачастую отождествляют с понятием логистическая цепь (канал, сеть).[3] В то же время с позиции отечественных специалистов, занимающихся проблемами логистики, понятие логистической системы имеет конструктивное значе- ние, позволяющее более четко сформу- лировать конечную цель и сформиро- вать эффективную структуру управле- ния. В этом плане заслуживают внима- ния следующие определения понятия ЛС, изложенные российскими учеными.

Можно выделить утверждение профессора И.Д. Афанасенко о необхо- димости применения тектологического подхода при рассмотрении природы ло- гистических систем.[4] Логистика отно- сится к наукам тектологическим. Кон- цепцию тектологии -науки о всеобщей организованности разработал в начале XX столетия русский философ Богданов А.А. Главная идея тектологии: «весь мир - та или иная организация опыта. В мире нет неорганизованных форм. Все системы во Вселенной переходят от низших ступеней организованности к высшим». Развитие форм организован- ности регулируются всеобщими косми- ческими законами. Такими, как закон подбора и закон меры. Поскольку логистика относится к наукам тектологическим, то при её опи- сании нужно исходить из общей харак- теристики тектологических систем. В связи с этим логистические системы об- ретают следующее выражение:

- логистические системы - сис- темы с социально организованными элементами. Они обладают способно- стью восстанавливать связи между эле- ментами, разорванные собственной ак- тивностью или внешними силами. Функцию ингрессии здесь выполняют не юридические, а нравственные зако- ны, моральные устои и ценностные ори- ентиры сообщества;

- логистические системы - поток организующих активностей, построен- ных по закону подбора и закону меры;

- логистические системы пред- ставляют собой ряд различных сложно- стей (ступеней) индивидуальной орга- низации; процесс развития здесь осуще- ствляется в виде перехода от низших ступеней к высшим ступеням организо- ванности.

Таким образом, познание текто- логической природы логистических систем позволяет конкретизировать ло- гистическое знание.

Весьма продуктивным является подход профессора А.В.Парфенова. С его точки зрения логистическая система

- «это важная часть рыночного меха- низма расширенного воспроизводства, формируемая с целью реализации и со- гласования экономических интересов непосредственных и опосредованных участников предпринимательских про- цессов путем наиболее эффективного использования общественных ресурсов в существующих на определенном ис- торическом этапе условиях хозяйство- вания».[5]

Наиболее полным является сле- дующее определение: «Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) эко- номическая система, состоящая из

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 88 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутст- вующими им потоками элементов (звеньев), совокупность которых, гра- ницы и задачи функционирования объе- динены внутренними целями организа- ции бизнеса и (или) внешними целя- ми».[6]

Большинство исследователей сущности логистики сходятся во мне- нии, что реально функционирующим логистическим системам присущи ос- новные черты, которые вообще харак- терны всем сложным, большим систе- мам, такие как: сложность, иерархич- ность, эмерджентность, структуриро- ванность. Не составляет в этом смысле исключения и логистическая система железнодорожного транспорта. Выде- ляются основные свойства логистиче- ской системы в разрезе функциониро- вания ЛСЖДТ.

Сложность. Это свойство логи- стической системы характеризуется та- кими основными параметрами, как: на- личие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимо- действия между отдельными элемента- ми; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложно организо- ванного управления; воздействие на систему большого количества стохас- тических факторов внешней среды. При проектировании ЛСЖДТ следует учи- тывать то обстоятельство, что ее основ- ные характеристики обусловлены осо- бенностью организации потоковой формы движения и сложностью процесса организации перевозок. Это вы- ражается не только в большом числе составляющих её логистических звень- ев и связей между ними, но и в качест- венном отличии экономических про- цессов, связанных с ее функционирова- нием.

Иерархичность. Это свойство логистической системы предполагает подчиненность элементов более низко- го уровня (порядка, ранга) элементам

более высокого уровня в плане линей- ного или функционального логистиче- ского

управления. В данном контексте логистическая система железнодорож- ного транспорта характеризуется зна- чительной глубиной (силой) внутрен- них взаимосвязей и вместе с тем отли- чается разной степенью прочности ин- формационных и материальных связей между отдельными элементами систе- мы. При этом отдельный элемент этой системы в процессе движения может непосредственно взаимодействовать не со всеми ее элементами, а лишь с неко- торыми из них. Поэтому только посто- янство, глубина и прочность связей ме- жду конкретными элементами логисти- ческой системы могут стать опреде- ляющим условием для выделения их в подсистемы, которые способны функционировать как относительно само- стоятельно внутренние, локальные сис- темы.

Такое свойство логистической сис- темы, как эмерджентность, или целост- ность, позволяет ей выполнять задан- ную целевую функцию, реализуемую только всей системой в целом, а не от- дельными ее звеньями или подсистема- ми. В ЛСЖДТ такого рода целостность означает, что весомость входящего в нее каждого элемента, набор его свойств и отношений в системе зависят от его места и функций, которыми он наделяется внутри данной системы. При этом соблюдается подчинение всех эле- ментов системы единой цели - полному удовлетворению потребностей клиентов в грузовых перевозках при достижении параметров экономической, социальной и экологической эффективности, а так- же обеспечении функциональной безо- пасности железнодорожных перевозок. Структурированность системы предпо- лагает наличие у неё определенной организационной структуры, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 89 ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Руководствуясь вышеприведён- ными принципами построения логисти- ческих систем ЛСЖДТ, можно заклю- чить, что логистическая система желез- нодорожного транспорта состоит из макрологистической системы, вклю- чающей в себя подсистему микроуров- ня. При этом макрологистическая сис- тема железнодорожного транспорта объединяет в себе микрологистическую подсистему как объект управления, а также функциональные подсистемы: институциональную, осуществляющую нормативно-правовое регулирование железнодорожного транспорта; инфор- мационную, отвечающую за обеспече- ние информацией всех участников, за- действованных в процессе грузовых пе- ревозок; инвестиционную, способст- вующую мобилизации и эффективному использованию инвестиционных ресур- сов; отраслевую - сочетание отраслевых и территориальных подходов на желез- нодорожном транспорте; сервисную - объединяющую всё многообразие сер- висных потоков, обслуживающих же- лезнодорожные перевозки. Микрологистическая подсистема железнодорожного транспорта объеди- няет в себе логистические цепи, создан- ные для целей организации железнодо- рожных перевозок, а также ресурсное, информационное, сервисное и управ- ленческое обеспечение этих процессов.

Управление потоковыми процесса- ми осуществляется в рамках производ- ственного блока. Блок состоит из верти- кально-интегрированных дирекций, ко- торые формируются на принципах спе- циализации сфер деятельности и отве- чают за конкретные ключевые элементы перевозочного процесса - сбыт услуг железнодорожных перевозок (дирекция сбыта - центр фирменного транспортно- го обслуживания), управление движе- нием (дирекция управления движением), обеспечение тягой (дирекция тяги), содержание инфраструктуры (дирекция инфраструктуры).

Эволюционный характер сервисной логистики как сферы функционального сопровождения грузопотоков в ЛСЖТ свидетельствует о том, что логистиче- ский инструментарий приобретает при- оритетную роль в формировании эф- фективных каналов товародвижения и способствует обеспечению интеграции и кооперации всех участников сервис- ного обслуживания потребителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Коммерческая логистика:Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер,2012 - С.295

2.Парфенов А.В. Методология форми- рования логистической системы управ- ления потоковыми процессами в тран- зитной экономике. - СПб.:СПбУЭФ,

2001. - С.140

3.Бауэрсокс Дональд Дж., Класс Дейвид Дж. «Логистика. Интегрированная цепь поставок». М.: Олимп-Бизнес, 2001

4.Афанасенко И.Д. О тектологической природе логистических систем// Сбор- ник статей VI Южно-российского логи- стического форума (Ростов-на-Дону,

2009 г.) - С. 251-256

5.Парфенов А.В. Методология форми- рования логистической системы управ- ления потоковыми процессами в тран- зитной экономике. - СПб.:СПбУЭФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2001. - С.156

6.Сергеев И.В.,Кизим А.А., Эльяшевич П.А. Глобальные логистические систе- мы. -СПб.:Бизнес-пресса», 2001. - С.29

7.Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России.- М.: ООО «Фирма «Благовест-В», 2002.- С.216

8.Инютина К.В., Квашнин Б.С., Суслов О.В, «Основы логистики». СПб.: СПбГУЭФ, 1999.- С.97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.