Александр НОВАК
Министр энергетики Российской Федерации
УДК 622.276
00110.46920/2409-5516_2020_9151_6
Сервис на перспективу
В последние месяцы ситуация на мировом нефтяном рынке остается достаточно волатильной. К фундаментальным факторам, которые оказывают влияние на отрасль уже не один год, присоединились экономические последствия распространения в мире коронавирусной инфекции. В пик пандемии цены на нефть опускались до уровня 20 долларов за баррель, а на фьючерсы американской марки WTI - даже до отрицательных значений. В результате для стабилизации рынка нефти ведущие нефтедобывающие государства в апреле заключили историческое соглашение - по количеству и составу стран-участниц (помимо 24 стран ОПЕК+, готовность участвовать в балансировке рынка выразили ряд представителей 620), по объемам сокращения (в первые месяцы суммарный объем сокращения достиг 9,7 млн б/с), по продолжительности (горизонт действия сделки -2022 год с постепенным восстановлением добычи).
//
< и
X
с;
о
о со 0_
Совместные действия стран-производителей нефти привели ктому, что цена барреля постепенно возвращается к равновесной. В среднем по текущему году мы, скорее всего, не увидим слишком высоких котировок на «черное золото». Таким образом, сложившаяся с начала года конъюнктура сказывается не только на бюджетах нефтедобывающих стран и нефтяных компаний, но и на смежных отраслях. В первую очередь, речь идет о сфере нефтесервисных заказов, спрос на которые в короткие сроки снизился в разы.
Современный нефтесервис представляет собой целый комплекс услуг - это сейсмические и геофизические исследования, буровые работы, работы по запуску скважин в эксплуатацию и их последующему обслуживанию, создание сопутствующей инфраструктуры. В России нефтесервисная отрасль как самостоятельный сегмент рынка сформировалась сравнительно недавно -в течение последних двух-трех десятков лет. Изначально сопутствующие нефтедобыче
работы проводили сами нефтяные компании, затем постепенно специализированные подразделения начали выделяться в отдельные предприятия. Если еще 10 лет назад для не-фтесервисной деятельности привлекались в основном иностранные партнеры, в последние годы все больше игроков на российском нефтяном рынке по возможности делает выбор в пользу отечественных компаний. Параллельно проводится масштабная работа по импортозамещению высокотехнологичных сервисов, где пока еще превалируют иностранные подрядчики.
К настоящему моменту объем отечественного рынка нефтесервисных услуг оценивается в1,5 трлн рублей в год, среди которых большая часть - около 46 % - представлена российскими независимыми предприятиями, 36 % рынка занимают нефтесер-висные подразделения крупных российских нефтяных компаний, еще 18% - иностранные корпорации. Что касается структуры, то наибольшая доля нефтесервисных услуг в России приходится на эксплуатационное
с;
о
СЦ <
бурение - более 25 %, далее следуют услуги по капитальному ремонту скважин (10,1 %) и гидроразрыву пласта (9,6 %). В период с 2009 по 2019 год количество активных буровых установок возросло с 842 до 1762 единиц, флотов ГРП - с 62 до 127 установок, проходка бурением увеличилась с 14,6 млн м до 29, б млн м. То есть в течение 10 лет наша страна произвела качественный и количественный скачок в этом сегменте.
В то же время в связи с последствиями пандемии в текущем году мы видим затягивающуюся стагнацию на мировом рынке нефтесервисныхуслуг, которая началась еще в 2014 году с резким падением цен на нефть. Ситуация объяснима, так как нефтесервис
*
ориентирован на заказы добычных компаний, которые, в силу снижения спроса и цен на сырье, сокращают свои затраты, замораживают часть проектов, соответственно, уменьшается потребность в сопутствующих услугах.
По данным Baker Hughes, к маю текущего года число действующих нефтяных и газовых буровых установок в мире упало до минимума с апреля 1999 года. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), глобальные капитальные затраты нефте-компаний в 2020 году сократятся примерно на 32 % по сравнению с прошлым годом -до 335 млрд долларов. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ожидает снижения до 450 млрд долларов. Эти показатели
Новопортовское месторождение. Буровая вышка. ЯНАО
Источник: «Гэзпром нефть»
являются самыми низкими за последние 13 лет. При этом до пандемии коронавируса ОПЕК прогнозировала сохранение объемов капитальных затрат на разведку и добычу на уровне прошлого года.
В свою очередь о снижении в 2020 году САРЕХ последовательно сообщили крупнейшие нефтесервисные компании мира: Schlumberger- на 30 %, Halliburton - на 33 %, Maersk Drilling - на 50 %. Из-за уменьшения спроса на свои услуги корпорации были вынуждены сократить численность персонала, при этом в течение года ожидаются дальнейшие волны увольнений.
Что касается ситуации в российских компаниях, то снижение рынка нефтесервисных услуг в 2020-2021 годах может составить почти половину от уровня 2019 года. В результате мы видим риски значительного сокращения маржинальности нефтесервисных организаций. Снижение объемов заказов неизбежно обострит конкуренцию на рынке, что в свою очередь, может повлечь необратимые экономические последствия для ряда компаний.
Согласно оценкам Минэнерго России, в случае бездействия, то есть непринятия системных мер поддержки отрасли, рыночная доля иностранных нефтесервисных компаний может возрасти до более чем 50 % в период до 2022 года. Российской не-фтесервисной отрасли это грозит потерей ключевых компетенций по высокотехнологичным направлениям, в том числе таким стратегически важным, как геофизические и сейсмические исследования скважин, а также специализированное программное обеспечение. При этом минимальный уровень загрузки для сохранения конкурентоспособности нефтесервисного сегмента составляет около 80 % от 2019 года.
В то же время уже в 2023-2025 годах аналитики ожидают снижение мирового предложения нефти за счет недостаточных инвестиций в добычу в 2020 году на фоне последствий коронавируса и падения цены на нефть. В текущем году в добычу нефти и газа будет инвестировано на 170 млрд долларов меньше, чем в прошлом году, в 2021 году инвестиции, вероятно, также не восстановятся полностью. Такой затяжной период низких инвестиций, согласно прогнозам Rystad Energy, может привести к выпадению 5 млн баррелей в сутки мировой добычи. Когда спрос начнет возвращаться к докризисным уровням, для России, как и других нефтедобывающих стран, будет
крайне важно в кратчайшие сроки вернуть долю рынка и, возможно, даже нарастить ее в условиях пониженной конкуренции между производителями. Перспективы оперативного наращивания добычи в будущем зависят от уровня поддержки нефтесервиса в настоящем.
В этой связи в течение последних месяцев Минэнерго России приняло целый ряд мер для обеспечения устойчивости сегмента и максимального сохранения рабочих мест. На сегодняшний день в нефте-сервисе в общей сложности занято более 300 тысяч человек. К настоящему моменту в перечень системообразующих организаций российской экономики уже включены 12 нефтесервисных организаций, еще 5 находятся в стадии проработки. Одновременно по поручению президента России проводится работа по созданию условий для формирования фонда незаконченных скважин. В этой связи подготовлены предложения по дополнению Налогового кодекса Российской Федерации новыми статьями в части установления налогового вычета на создание резерва новых объектов по добыче углеводородного сырья. Речь идет о государственной поддержке деятельности
Бурение скважины, Приразломное месторождение, Печорское море Источник: «Гэзпром нефть»
Налоговый вычет будет применяться в течении трех лет с 1 января 2022 года. Его могут получить нефтедобывающие компании, которые в2019 году выплатили НДПИ с более 1 млн тонн нефти
по бурению скважин даже при отсутствии производственной необходимости в период действия сделки 0ПЕК+, когда для стабилизации рынка происходит скоординированное сокращение добычи нефти.
Реализовать так называемую программу «Незавершенная скважина» предполагается в период действия соглашения ОПЕК+, то есть с мая 2020 года по апрель 2022 года. Механизм будет действовать следующим образом: ВИНК и синдикат банков формируют специальную компанию (ЭРУ) с долями участия 2 % и 98 % соответственно. Часть кредитных ресурсов будет предоставлена коммерческими банками при поручительстве ВЭВ.РФ. В свою очередь, недропользователь, входящий в ВИНК, будет заключать договоры генерального подряда с БРУ по которым спецкомпания строит скважины и объекты обустройства за счет заёмных средств. При этом заВИНК остается техническая сторона управления проектом - формирование заказов, управление бурением, надзор. По окончании работ вновь созданные объекты остаются на балансе ЭРУ до выполнения согласованных условий недропользователем, после чего тот принимает объекты строительства у БРУ производит оплату, вводит объекты в эксплуатацию и регистрирует право собственности. Именно в момент передачи скважин на баланс нефтедобывающим компаниям государство предоставляет им налоговый вычет. Налоговый вычет будет применяться в течении трех лет с 1 января 2022 года. Его могут получить нефтедобывающие компании, которые в 2019 году выплатили НДПИ с более 1 млн тонн нефти. Размер налогового вычета равен ключевой ставке ЦБ с суммы расходов ЭРУ на строительство объектов или расходам недропользователя на обслуживание кредитных ресурсов.
< и
X
с;
о
о со 0_
о с
СЦ <
< и
X
о
о со
IX
По оценке Минэнерго России, внедрение подобного механизма позволит обеспечить нефтесервисные компании необходимыми заказами в период с 2020 года по апрель 2022 года и построить около 2,7 тысяч скважин. Совокупный размер налогового вычета, уплата которого придется на период 2022-2025 годов, составит 32,15 млрд рублей. В то же время сумма вычета будет
Размер налогового вычета, который будет уплачен в 20222025 годах, составит 32,15 млрд рублей. Сумма вычета будет полностью компенсирована за счет налоговых поступлений от новых скважин
полностью компенсирована за счет налоговых поступлений от новых скважин, вводимых в эксплуатацию, уже в 2023 году. В результате общий объем дополнительных доходов бюджета России от реализации механизма оценивается в1,15 трлн рублей за период действия программы поддержки, а планируемый объем инвестиций недропользователей достигнет 300-400 млрд рублей. Таким образом, механизм будет экономически выгоден для всех сторон -государства, ВИНК, банков, нефтесервисных компаний.
В настоящее время также обсуждается возможность расширения программы за счет включения в нее газодобывающих предприятий и проектов добычи газа. Такое предложение вызвано сохраняющейся низкой экономической активностью на основных рынках-потребителях газа, что связано как с пандемией коронавирусной инфекции, так и с заполненностью европейских хранилищ с зимнего сезона, а также высокой базой поставок. С начала года вслед за падением мировых цен на нефть стоимость газа на рынках Европы и Азии демонстрирует исторические минимумы. В результате снижение спроса на газ привело к переносу реализации дорогостоящих зарубежных СПГ проектов, ориентированных на ключевые экспортные рынки для российских производителей газа.
Несмотря на то, что сегодня мы уже видим предпосылки к восстановлению спроса на рынках Азии и Европы, падение инвестиционных программ бурения оценивается в 40 %, что также напрямую отражается на нефтесервисных подрядчиках, работающих на газовых проектах. По нашему мнению, включение объектов газовой отрасли в программу поддержки позволит сохранить потенциал отечественных производителей газа и долю России на мировых рынках.
Помимо принимаемых на федеральном уровне мер поддержки, способствовать преодолению кризиса могут и должны сами нефтесервисные компании. Наблюдающееся обострение конкуренции - хороший повод к оптимизации и ускоренной цифровизации производственных процессов, повышению
эффективности и производительности труда. В некоторых случаях целесообразно рассмотреть возможность частичной переориентации предприятий. Согласно анализу агентства Rystad Energy 40 % выручки 50-ти крупнейших нефтесервисных компаний мира потенциально могут быть заменены участием в проектах по возведению инфраструктуры для объектов «чистой» энергетики и услугами по развитию производства возобновляемых источников энергии. При этом сектор «зеленой» энергетики в нашей стране активно развивается, для чего постоянно внедряются меры нормативного характера и совершенствуются механизмы поддержки. В результате в 2019 году в эксплуатацию введено 531 МВт новой мощности ВИЗ, что выше показателя 2018 года на 35,6%. До 2025 года в рамках продления программы поддержки мощность генерации на основе ВИЗ должна достигнуть около б ГВт. То есть сегмент отличается высокой перспективностью и наличием пока еще значительного количества свободных бизнес-ниш. Кроме того, он имеет высокий экспортный потенциал. Таким образом, сотрудничество по линии объектов альтернативной энергетики может стать не только временным вариантом решения проблемы недостатка заказов для нефтесервисных компаний, но и выделиться в самостоятельное направление работы. Разумеется, это не исключает, а лишь дополняет усилия по сохранению и развитию компетенций по традиционным для нефтесервисных компаний сферам.
По мнению экспертов, восстановление рынка нефтесервисных услуг до докризисного уровня не будет быстрым и может
занять порядка двух-пяти лет. Поэтому и государству, и нефтяным компаниям, которые заинтересованы в стабильном предоставлении необходимых для работы услуг, сегодня общими усилиями предстоит поддержать нефтесервисный сектор в этот непростой период. Еще раз подчеркну: от уровня развития нефтесервиса зависят будущие добычные возможности
Дополнительные доходы бюджета от механизма поддержки нефтесервисной отрасли оцениваются в 1,15 трлн рублей, а планируемый объем инвестиций недропользователей достигнет 300-400 млрд
российской нефти, которая по-прежнему будет оставаться одной из ключевых составляющих мирового энергобаланса. В абсолютных значениях спрос на углеводородные ресурсы в среднесрочной перспективе будет расти, и при изменении конъюнктуры на нефтегазовых рынках крайне важно иметь возможность оперативно нарастить добычу углеводородных ресурсов, чтобы сохранить и приумножить традиционно лидирующие позиции России на мировых энергетических рынках. Без качественных отечественных услуг нефтесервиса сделать это будет практически невозможно.
О с
СЦ <