Материалы первых Международных Иустиновских чтений "Сербская Церковь: от Саввы Сербского до наших дней. История и
современность " (к 800-летию автокефалии Сербской Православной Церкви)
(9 декабря 2019 г.)
Епископ Моравичский Антоний, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова, настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве
Сербская Православная Церковь: история и современность
Аннотация. В статье анализируются некоторые аспекты исторического становления и развития Сербской Православной Церкви. В статье также рассматривается структура современной Сербской Православной Церкви, представлен обзор правовой документации, регламентирующей деятельность Сербской Православной Церкви. Кроме того, предлагается характеристика социальных направлений деятельности Сербской Православной Церкви.
Ключевые слова: Сербская Православная Церковь, Сербия и Россия, церковно-правовая структура Сербской Православной Церкви
Bishop Anthony Moravicki, representative of the Patriarch of Serbia under the Patriarch of Moscow and All Russia, Dean of the faculty of philosophy and theology Russian Orthodox University St. John the Evangelist, superior of the metochion Serbian Orthodox Church in Moscow
Serbian Orthodox Church: history and modernity
Abstract. In the article some aspects of the historical formation and development of the Serbian Orthodox Church are analyzed. The article examines the structure of the modern Serbian Orthodox Church, as well as provides an overview of the legal documentation regulating activities of the Serbian Orthodox
Church. In addition, the author offers a description of social activities of the Serbian Orthodox Church.
Key words: the Serbian Orthodox Church, Serbia and Russia, Church-legal structure of the Serbian Orthodox Church
Краткая предыстория объединения Сербской Православной Церкви и создания Сербской Патриархии
Начало самостоятельного управления СПЦ относится к 1219 г., когда при святителе Савве Сербском во многом благодаря его трудам по расширению и благоустройству православных епархий, Сербкой Церкви была дарована автокефалия с возведением ее в степень архиепископии. Центром новой архиепископии стал монастырь Жича, а первым архиепископом - сам святитель Савва Сербский, почитаемый ныне Сербской Церковью как ее небесный покровитель и заступник.
Во время правления царя Стефана Душана в 1346 г. Сербская архиепископия была возведена в ранг патриархии, а архиепископ Жичский Иоанникий стал первым Сербским Патриархом. Одновременно статус митрополии получили четыре самых крупных епархии - Рашская, Зетская, Скопская и Призренская. Резиденцией Сербского Патриарха стал город Печ (отсюда и произошло название "Печская патриархия", употребляемое в исторической литературе для обозначения канонической территории современной Сербской Церкви в периоде XIV по XVIII вв.) [1, c. 117].
С утратой политической независимости Сербского государства в 1459 г. была упразднена и самостоятельная Печская патриархия, которая вошла в состав Охридской архиепископии. Восстановление автокефалии Сербской Церкви произошло в 1557 г., когда благодаря содействию великого визиря Оттоманской Порты Мехмеда Соколовича его родной брат Макарий Соколович (+1574) был возведен на престол вновь учрежденной Печской патриархии, территория которой была значительно расширена по сравнению со временем царя Стефана Душана [2, c. 390].
В 1766 г., пользуясь сложившейся политической ситуацией и неоднократными настояниями Константинопольского Патриарха Самуила, султан Мустафа III отдал распоряжение о подчинении Печской патриархии Константинополю с низведением ее в ранг митрополии. Ранее, в 1710 г. , в результате дробления Сербского государства после потери независимости на отдельные части, находящиеся в политическом управлении Турецкой и Австрийской империй, из состава Печской патриархии выделилась Карловацкая митрополия и ряд епархий в Далмации, Боснии и Герцеговине, а еще раньше - с конца XV в. - Черногорская (Цетинская) митрополия, фактически сохранившая свою независимость в течение всего долгого времени господства турок на Балканах вплоть до восстановления автокефалии Сербской Патриархии [3, c. 58].
Начало восстановлении самостоятельности Сербской Церкви относится к 1830 г., когда Сербское княжество получило право автономного политического управления - вслед за этим статус автономии приобрела также и Сербская митрополия. В 1879 г. с обретением Сербией государственной независимости Константинопольский Патриарх Иоаким III издал грамоту, которой устанавливалась автокефалия Сербской Церкви в ранге митрополии. После окончания Первой мировой войны 1 декабря 1918 г. в Белграде было провозглашено образование независимого "Королевства сербов, хорватов, словенцев", в составе которого были объединены Сербия, Хорватия, Словения, Далмация, Боснии и Герцеговина. Вскоре после этого в Белграде 31 декабря 1918 г. под председательством архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия открылось совещание епископов, возглавляющих епархии, которые входили в состав вновь образованного независимого королевства. На нем было принято решение о созыве Архиерейского Собора Сербской, Карловацкой и Черногорской митрополий, а также епархий Далмации, Боснии и Герцоговины, посвященного учреждению независимой объединенной Сербской Православной Церкви. Работа Собора была завершена провозглашением образования автокефальной Сербской Православной Церкви и избранием 12 сентября 1920 г. нового Сербского Патриарха, которым стал митрополит Белградский Димитрий (+1930). Вновь учрежденная автокефалия Сербской Церкви была утверждена томосом Константинопольского Патриарха от 19 февраля 1922 г. Интронизация новоизбранного Патриарха Димитрия состоялась в праздник Успения Божией Матери собором Сербских епископов в древнейшей резиденции Сербских Патриархов городе Пече [4, а 40-41] Таким образом, Сербская Патриархия заняла шестое место в диптихе Православных Церквей, следуя в Константинопольском диптихе сразу за Русской Церковью.
Формирование церковного законодательства и современное церковное устройство Сербской Православной Церкви
За основу при разработке и утверждении Устава Сербской Православной Церкви в послевоенный период был взят Устав, принятый Святым Архиерейским Собором СПЦ 16 ноября 1931 г. При этом, естественно, возникла необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений с учетом происходящих изменений в сфере государственного и политического устройства Югославии [4, а 240-241]. В частности, согласно "Закону о матичных книгах", т. е. регистрационных приходских книгах, из ведения Церкви изымались вопросы, связанные с регистрацией гражданского состояния населения, а "Основной закон о браке" передавал в компетенцию государственных органов вопросы, связанные с оформлением брака, брачными спорами и т. д., а также запрещал вступление в брак по церковному обряду без его предварительной регистрации в государственных
органах (оба эти закона были изданы в 1946 г.) Новый Устав был принят Святым Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви 12 июня 1947 г.
На Архиерейском Соборе Сербской Церкви, проходившем в мае 1957 г., в этот Устав были внесены изменения и дополнения, касающиеся социального обеспечения духовенства и церковных работников, а также правового положения Церкви в государстве, что было вызвано принятием двух государственных законов, непосредственно связанных с дальнейшей регламентацией правового статуса Церкви в государстве. Один из этих законов - "Договор о социальном обеспечении священников" (1952 г.) -устанавливал условия и принципы распространения на священнослужителей и церковных работников (мирян, участвующих в работе различных церковно-административных учреждений) норм социального законодательства Социалистической Федеративной Республики Югославия (содержание этого закона будет рассмотрено нами ниже, когда речь пойдет о том, что предусматривает Устав Сербской Православной Церкви в области социального обеспечения духовенства и церковных работников).
Другой государственный нормативный акт, принятый в 1953 г., -"Закон о правовом положении религиозных объединений" - носил явно антицерковный характер и предусматривал существенное ограничение деятельности церковных общин как в области гражданских правоотношений (лимитируя права Церкви как юридического лица), так и в области чисто церковной (предусматривая более сложный порядок регистрации лиц, принимающих таинства крещения и венчания, ограничивал возможности религиозного образования и церковной проповеди, сбор пожертвований на нужды приходов и др.)
На заседании Святого Архиерейского Собора, состоявшемся 15 сентября 1964 г., Церковный Устав был подвергнут новым изменениям, которые касались вопросов церковно-административной системы (в частности, избрания Патриарха, епархиальных архиереев, формирования органов епархиального управления), материально-финансового обеспечения работающих в различных органах церковного управления (клириков и мирян), а также структуры прихода и приходской общины. Новая редакция Устава Сербской Церкви, принятая на Архиерейском Соборе 1967 г., продолжает действовать и до настоящего времени.
Кроме разработки Устава Сербской Православной Церкви, отражающего общие вопросы церковной жизни и деятельности, на заседаниях Святого Архиерейского Собора Сербской Церкви рассматривались также и более частные вопросы, касающихся тех или иных сфер церковной жизни, церковно-правовая регламентация которых была дана следующими нормативными актами:
Руководство Сербскими Православными семинариями (1952 г. );
Основное руководство деятельности Богословского факультета (1955 г., дополненная редакция - 1962 г.), а также Правила присвоения ученой степени доктора богословия (1955 г. );
Правила выбора, утверждения, замены и увольнения административного и преподавательского состава Богословского факультета (1957 г.);
Правила работы органов церковного суда (1961 г.);
Правила внутренней и внешней монастырской жизни (1963 г.);
Правила создания, реорганизации и упразднения церковных фондов и "задужбин" (т.е. имущества, завещанного Церкви верующими), находящихся в управлении Сербской Православной Церкви (1965 г.);
Правила церковного налогообложения (1967 г.)
Кроме того, вносились неоднократные изменения и дополнения в упоминавшийся выше "Договор о социальном обеспечении священника", которые касались пенсионного обеспечения духовенства.
Как видим, основной период церковного законотворчества в Сербской Церкви приходится на 50-е и 60-е годы прошлого столетия. Позднее, когда система церковного законодательства уже была сформирована, акцент в деятельности Святых Архиерейских Соборов и других церковно-административных органов был перенесен в сферу наблюдения за исполнением норм церковного законодательства и обеспечения их эффективного применения в различных вопросах церковной жизни.
С началом активных реформ и изменений во всех сферах югославского общества, выпавших на рубеж 80-х и 90-х годов, когда стали постепенно терять свою актуальность прежние идеологические ограничения и запреты в области церковной жизни, возникла необходимость пересмотра церковного законодательства применительно к новым церковно-государственным отношениям. Однако это время совпало с резким обострением межнациональных и межконфессиональных отношений на территории республик бывшей СФРЮ и началом военных действий в пределах канонической территории Сербской Православной Церкви. В этот период некоторые епархии Сербской Церкви, оказавшиеся в области ведения крупномасштабных боевых действий в Далмации, Боснии и Герцеговине, были в значительной мере изолированы от регулярного сообщения с органами церковного управления в Белграде. По этой причине работа законодательных учреждений Сербской Церкви с 1991 по 1995 гг. оставалась в известной мере затрудненной, и вопрос о внесении соответствующих изменений в Устав и другие законодательные документы Сербской Церкви пока остается открытым.
Единоличные органы церковного управления Сербской Православной Церкви
1. Патриарх
Главой Сербской Православной Церкви является Патриарх, который носит полный титул: "Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский".
Он выбирается из правящих архиереев Сербской Православной Церкви, находящихся в своей должности не менее 5 лет, не позднее, чем через 3 месяца после того, как патриарший престол Сербской Церкви по тем или иным причинам окажется вдовствующим. Выборы осуществляются на заседаниях Святого Архиерейского Собора Сербской Церкви в его расширенном составе с участием викарных архиереев (ст. 42 Устава). Выборы Патриарха осуществляются в 2 этапа: на первом этапе, в течение которого должен поддерживаться кворум не менее 2/3 всех правящих архиереев, под председательством старейшего архиерея тайным голосованием выбирают 3-х кандидатов. На втором этапе на том же заседании жребием выбирается один из трех кандидатов на патриарший престол. На следующий день после выборов за Божественной литургией проходит интронизация новоизбранного Патриарха, после чего он вступает в усвоенные ему права чести, священнодействия, представительства и управления.
К числу первых — прав чести — относится с внешней стороны ношение особых церковных отличий (белый клобук с крестом, золотая панагия с изображением святителя Саввы Сербского и других Сербских святителей), присвоение ему титула "Святейший" и "Ваше Святейшество", с которыми его имя возносится за богослужением на всей канонической территории Сербской Православной Церкви. Кроме того, Патриарх по своему положению является председателем всех центральных органов церковного управления (ст. ст. 56, 58, 85, 92 Устава).
Право патриаршего священнослужения предполагает, что он всегда возглавляет богослужение в пределах Сербской Церкви, освящает Святое Миро для всей Сербской Православной Церкви и рукополагает в сослужении архиереев правящих и викарных епископов (ст.ст. 8, 55 Устава). Право патриаршего представительства заключается в том, что он, как глава Сербской Православной Церкви, представляет интересы Церкви в контактах с другими православными Церквами, а также с органами государственной власти. Как обладающий высшей административной властью, Патриарх дает благословение епархиальным архиереям на временный отъезд из епархии, своими указами назначает сотрудников всех патриарших церковно-административных учреждений, управляет храмами и иностранными миссиями Сербской Церкви там, где не открыты отдельные зарубежные епархии (ст. ст. 11, 12, 55 Устава).
В случае освобождения патриаршей кафедры, а также в случае невозможности исполнения Патриархом своих обязанностей по причине болезни или другим обстоятельствам, его власть переходит в компетенцию Святого Архиерейского Синода.
При этом, однако, Синод не имеет права издавать указы и распоряжения, касающиеся важных вопросов церковной жизни, а также выбирать новых архиереев (ст. ст. 62, 105 Устава).
2. Епархиальный архиерей
Епархиальный архиерей является духовным и административным главой в пределах своей епархии, представляя ее в отношениях с органами патриаршего церковного управления и местной государственной властью.
Избрание епископов совершается на заседаниях Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви под председательством Патриарха при наличии кворума не менее 2/3 его членов тайным голосованием (ст. 105 Устава). Право отстранения епархиального архиерея от исполнения занимаемой им должности принадлежит исключительно Архиерейскому Собору. Причинами тому могут являться несоответствие каноническим нормам, медицинское заключение о состоянии здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению своих обязанностей или просьбой самого архиерея об увольнении на покой. В число известных полномочий, усвоенных епископам Вселенской Церковью и воспринятых законодательством Сербской Церкви, входят: вероучительная власть (potestas magistеrii), власть священнодействия (potestas ministеrii), власть управления (potestas jurisdictionis), а также право церковного суда (potestas judicii), согласно которому архиепископ может единолично наложить на клириков своей епархии ряд наказаний за те или иные нарушения церковной дисциплины: предупреждение, выговор, епитимью сроком до 15 дней, отстранение от священнослужения сроком до 1 месяца (проступки, требующие более серьезного наказания, выносятся епархиальным архиереем на решение Епархиального Церковного Суда). Архиерею принадлежит также суд над мирянами с возможным их лишением тех или иных прав и должностей, занимаемых в Церкви. Все перечисленные наказания, налагаемые архиереем на клириков или мирян, не подлежат обжалованию в какой-либо другой церковно-судебной инстанции. Архиерей имеет также право вдвое ослабить наказание, наложенное Епархиальным Церковным Судом (ст. ст. 108, 133 Устава).
3. Архиерейский наместник
Архиерейские наместничества были введены в Сербской Церкви в соответствии с административно-территориальным делением СФРЮ и в настоящее время устроены таким образом, что одно наместничество объединяет в себе обычно церковные приходы одного района. В среднем одно наместничество включает в себя 10-15 приходов (ст. ст. 18, 34 Устава). Основание новых наместничеств, изменение их территории или их упразднение осуществляется правящим архиереем при согласовании с
Епархиальным Церковным Судом и Епархиальным Управлением, после чего архиерей извещает о произведенных изменениях Архиерейский Синод и Патриаршее Управление.
Во главе архиерейского наместничества стоит архиерейский наместник, находящийся в подчинении епархиального архиерея. Кандидаты на эту должность должны иметь высшее или среднее богословское образование и занимать какую-либо церковно-административную должность не менее 10 лет (при наличии высшего богословского образования этот стаж может быть уменьшен до пяти лет) (ст. ст. 159, 160, 161 Устава).
Устав СПЦ определяет круг вопросов, касающихся делегирования епископом ряда своих полномочий архиерейским наместникам, в число которых входит:
1) В области церковного вероучения — наблюдение за тем, чтобы в храмах регулярно, в духе православной веры, произносились проповеди, а также контроль за осуществлением религиозно-нравственного образования и воспитания прихожан. В задачи архиерейского наместника входит противодействие выступлениям представителей различных сект и инославных религиозных течений. С учетом местных традиций и обычаев архиерейский наместник организует церковно-благотворительные и духовно-просветительские мероприятия в соответствие с благословением своего правящего епископа (ст. 62 Устава).
2) В области священнодействия архиерейский наместник следит за тем, чтобы храмы были снабжены необходимой утварью, облачениями, богослужебными и назидательными книгами, а также за ведением богослужебных журналов в каждом приходе, отражающих течение церковноприходской жизни во всех ее аспектах.
3) В сфере церковного управления архиерейский наместник следит за исполнением решений высшей церковной власти и, в случае необходимости, может сделать предупреждение клирикам, нерадиво исполняющим свое послушание. Не менее одного раза в год архиерейский наместник должен объехать все приходы своего наместничества, наблюдая и контролируя пастырскую, вероучительную и административно-финансовую сферы деятельности приходского священника и церковной общины в целом, представляя епархиальному архиерею результаты проведенной ревизии, в случае необходимости внося свои замечания и предложения. В компетенцию архиерейского наместника входит также предоставление клирикам своего наместничества кратковременного отпуска сроком до 10 дней (в случае необходимости более длительного отпуска архиерейский наместник может направить правящему архиерею свое ходатайство о его предоставлении.) Архиерейский наместник назначает клириков для замещения постоянного штата духовенства в тех приходах, где по какой-либо причине священник временно отсутствует (ст. 162 Устава).
4. Приходской священник и приход
В Сербской Православной Церкви, как и в других Православных Церквях, первичной церковно-административной единицей является приход, объединяющий в себе в среднем от 300 до 500 православных семей. Образование новых, реорганизация или закрытие уже существующих приходов осуществляется епархиальным архиереем вместе с Епархиальным Церковным Судом и Епархиальным Управлением данной епархии.
Структура прихода в Сербской Церкви несколько отличается от таковой в Русской Православной Церкви. В том случае, если внутри территории данного прихода (имеется в виду та территория, на которой проживает указанное количество семей, официально относящихся к данному приходу согласно церковно-административному делению епархии) находится несколько храмов, то один из них выделяется правящим архиереем в так называемый "парохийский" (приходской) храм, а остальные являются приписанными к этому храму. При этом все храмы одного прихода ведут одну общую "матичную" (регистрационную) и богослужебную книги, имеют одну печать, а епархиальный архиерей назначает одного из священников на должность настоятели прихода, в задачи которого входит наблюдение и контроль церковно-приходской жизни во всех храмах данного прихода.
Если же внутри территории данного прихода храм отсутствует, то относящиеся к нему прихожане посещают храм другого прихода, оставаясь одновременно отдельной единицей в церковно-административном устройстве данной епархии вплоть до построения на территории этого прихода своего храма или молитвенного дома.
Многие монастыри имеют так называемые монастырские храмы, получающие подобный статус в том случае, если один из храмов какого-либо прихода по благословению епархиального архиерея передается во временное или постоянное ведение неподалеку расположенному от этого прихода монастырю. Управление материально-хозяйственной деятельностью такого монастырского храма осуществляется с участием казначея монастыря (ст. ст. 22-27 Устава).
Главой каждого прихода является священник (или настоятель), приписанный к данному приходу и без благословения правящего архиерея не имеющий права покидать место своего служения. Обычно на приходах служат мирские священники, но в случае нехватки духовенства по благословению епархиального архиерея приходское служение может быть возложено на иеромонаха. Священник, несущий свое служение на данном приходе, по благословению епархиального архиерея может быть приписан к этому приходу постоянно или же временно, вплоть до особого распоряжения епископа.
В настоящее время все священники, поставляемые на приходы для несения пастырского служения, обычно удовлетворяют условиям минимального образовательного ценза, получив среднее специальное
богословское образование — Духовную семинарию (исключение допускается для монахов, долгое время проживших в своем монастыре).
Управление монастырями
Настоятелем всех мужских и женских монастырей, входящих в состав данной епархии, является епархиальный архиерей (исключение составляют лишь некоторые ставропигиальные монастыри). Открытие новых монастырей, а также реорганизация или упразднение уже существовавших до этого, происходит по благословению епархиального архиерея, о чем последний уведомляет Святой Архиерейский Синод, который утверждает произведенные изменения (ст. 206 Устава). К монастырям могут быть также приписаны скиты, находящиеся в общем управлении какого-либо монастыря.
Внутренняя и внешняя жизнь монастыря находится под непосредственным управлением настоятеля, который обязан руководствоваться Типиконом, Уставом Сербской Православной Церкви и особыми распоряжениями высших церковно- административных органов, касающимися жизни монастырей Сербской Церкви (в настоящее время это "Правила внутренней и внешней монастырской жизни", утвержденные Святым Архиерейским Собором СПЦ 10 мая 1963 г. ) [9].
Коллегиальные органы церковного управления Сербской Православной Церкви
По своему составу коллегиальные органы церковного управления разделяются на:
1) церковно-иерархические, членами которых являются лица в священном сане — Св. Архиерейский Собор, Св. Архиерейский Синод, Великий Церковный Суд, Епархиальный Церковный Суд;
2) органы церковного самоуправления, в состав которых кроме иерархических лиц входят и миряне — Патриарший Совет, Патриаршее Управление, Епархиальный Совет, Епархиальное управление, Приходской Совет и Религиозно-благотворительные попечительства.
По своим функциям церковно-иерархические органы церковного управления делятся на духовные, в компетенцию которых входят вопросы вероучительного и литургического характера, и церковно-судебные, рассматривающие те или иные дисциплинарные и канонические проступки священнослужителей и церковных работников. В задачи органов церковного самоуправления входит круг вопросов, связанных с материально-финансовой и хозяйственной деятельностью Церкви.
Церковно-иерархические органы
1. Святой Архиерейский Собор
Святой Архиерейский Собор, как наивысший орган церковного управления, обладает церковно-законодательной властью в области
вероучения, богослужения, церковной дисциплины и внутреннего устройства Церкви. Ему же принадлежит и верховная судебная власть (ст. 57 Устава).
В состав Святого Архиерейского Собора входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. В отсутствие Патриарха место председателя по благословению Патриарха занимает старший по времени архиерейской хиротонии митрополит или епископ (ст. 62 Устава). Кворум Собора обычно составляет присутствие на его заседаниях половины всех членов Собора (исключение, как уже указывалось выше, относится к вопросу избрания новых архиереев, когда кворум повышается до 2/3 всех членов Собора (ст. ст. 60, 105 Устава)). Все решения, указы, распоряжения, инструкции и другие нормативные акты, принятые Собором, вступают в силу сразу после их утверждения.
Компетенция Святого Архиерейского Собора подразделяется на законодательную, административную и судебную составляющие, которые соответственно в себя включают:
1) Разъяснение православного вероучения, открытие богословских учебных заведений, заводов по изготовлению различного церковного имущества и утвари, издательств богослужебной и духовной литературы, утверждение учебного плана преподавания Закона Божия для детей в воскресных школах, разработку правил, регулирующих деятельность церковных музеев и других церковно-исторических памятников; издание распоряжений, касающихся церковных обрядов; разъяснение церковного законодательства и, в частности, вопросов, касающихся церковной дисциплины и брака. В компетенцию Святого Архиерейского Собора входят также канонизация святых и утверждение служб новопрославленным святым (ст. 69 Устава).
2) Издание постановлений, регулирующих взаимоотношения Церкви и государства, а также Церкви и других религиозных организаций и объединений; избрание и утверждение правящих и викарных епископов, ректоров духовных учебных заведений, главного секретаря Святого Архиерейского Собора и Святого Архиерейского Синода, внесение изменений в деятельность органов церковного управления (ст. 69 Устава).
3) В качестве судебного органа первой и последней инстанции Архиерейский Собор разрешает несогласия между епархиальными архиереями и Архиерейским Синодом, между епархиальными архиереями и Патриархом; выносит решения относительно канонических проступков Патриарха. В качестве второй и последней инстанции — все вопросы, решение которых находится в компетенции архиерейского Синода как судебного органа первой инстанции.
2. Святой Архиерейский Синод
Святому Архиерейскому Синоду принадлежит высшая исполнительная власть, касающаяся вопросов церковной администрации, надзора и суда в рамках, определенных Уставом Сербской Церкви. В его
состав входит Патриарх и четыре архиерея, избираемые Архиерейским Собором поочередно сроком на 1 год (ст. ст. 59, 61 Устава).
В административные функции Архиерейского Синода входит принятие решений об очередном и внеочередном созыве Архиерейского Собора, наблюдение за работой епархиальных архиереев, церковно-благотворительных и попечительских учреждений, назначение временных управляющих вдовствующими кафедрами; награждение клириков саном архимандрита, ставрофорного протоиерея и архидиакона; руководство работой различных церковных фондов и ктиторских учреждений; надзор за работой Великого Церковного Суд, а также решение всех других вопросов, рассмотрение которых было адресовано Архиерейскому Синоду Святым Архиерейским Собором (ст. 70 Устава).
В качестве суда первой инстанций Архиерейский Синод разрешает противоречия между епархиальными архиереями, рассматривает канонические проступки епархиальных архиереев и лиц, находящихся в непосредственном подчинении Архиерейского Синода. В качестве суда последней инстанции Архиерейский Синод решает церковно-правовые вопросы, касающиеся деятельности духовных учебных заведений (ст. 70 Устава).
3. Великий Церковный Суд
Великий Церковный суд является наивысшей судебной инстанцией, рассматривающей канонические проступки клириков, монахов и мирян, а также все другие церковно-канонические вопросы, не входящие в компетенцию Архиерейского Собора и Архиерейского Синода. Великий Церковный Суд (ВЦС) включает в себя трех архиереев (один из них является председателем ВЦС), двух клириков (в пресвитерском или диаконском сане) и референта (также в священном сане), которые избираются и утверждаются в своей должности Архиерейским Синодом сроком на 4 года. Все члены ВЦС должны иметь высшее богословское образование, по возможности юридическое образование, а также практику работы в церковно-судебных, церковно-административных или епархиальных учреждениях.
В целях исключения злоупотреблений в работе ВЦС Устав Сербской Церкви запрещает его членам находиться друг с другом в отношениях кровного родства до 4-й степени включительно и в отношениях свойства до 2-й степени (ст. 75 Устава).
Решения ВЦС принимаются открытым голосованием, начиная с младшего члена. В компетенцию ВЦС входит также разрешение противоречий между Епархиальными Церковными Судами. В качестве суда второй и последней инстанции ВЦС рассматривает, одобряет или изменяет решения Епархиальных Церковных Судов (в порядке регулярного раздора или в качестве рассмотрения поданных жалоб и кассаций (ст. ст. 79, 80 Устава)).
4. Епархиальный Церковный Суд
Епархиальный Церковный Суд (ЕЦС) является вспомогательным органом епархиального архиерея по вопросам церковного суда и внутреннего церковного управления. В его состав входят епархиальный архиерей (или его заместитель), являющийся председателем ЕЦС, два члена ЕЦС (каждый из них имеет своего заместителя), секретарь-референт и лица, обеспечивающие делопроизводительскую работу. Состав ЕЦС назначается епархиальным архиереем с последующим извещением им Святого Архиерейского Синода (ст. 117 Устава).
Членами ЕЦС, их заместителями, а также секретарем-референтом могут быть только лица в священном сане, имеющее высшее (им отдается предпочтение) или среднее богословское образование, а также практику работы в епархиальных церковно- административных органах. При ЕЦС установлена также особая должность церковно-судебного обвинителя, функции которого соответствуют полномочиям прокурора при приведении гражданских судебных заседаний. Эту должность может занимать лицо в священном сане, утвержденное епархиальным архиереем (ст. 120 Устава). Все члены ЕЦС (кроме епархиального архиерея) приносят перед председателем установленную присягу, которая передается ими председателю в письменном виде и находится в архиве ЕЦС.
Относительно кровного родства и свойства членов ЕЦС Устав Сербской Церкви предъявляет такие же требования, как и к членам ВЦС. Как судебный епархиальный орган, ЕЦС рассматривает канонические проступки клириков внутри данной епархии, а также проступки мирян, влекущие за собою, согласно церковному законодательству, исключение из церковного общения на определенный срок или впредь до принесения покаяния. ЕЦС решает споры, касающиеся заключения и расторжения церковного брака, рассматривает конфликты между приходами и клириками, а также церковно-имущественные вопросы внутри данной епархии (ст. 134 Устава).
Как орган епархиального архиерея, участвующий в решении внутриепархиальных вопросов, ЕЦС наблюдает за деятельностью приходского духовенства и архиерейских наместников; доводит до сведения епархиальных церковно-административных структур распоряжения высшей церковно-судебной власти и наблюдает за ходом их исполнения; берет на себя попечение о епархиальном имуществе в случае перемещения епархиального архиерея на другую кафедру (а также в случае его ухода на покой или кончины); осуществляет другую вспомогательную деятельность по управлению епархией в соответствии с благословением правящего епископа.
Социальное обеспечение клириков и церковных работников в Сербской Православной Церкви
Начало мероприятий по социальному обеспечению священников относится к 1826 г., когда по благословению Бачского епископа Гедеона
(Петровича) в Бачской епархии было основано "Общество помощи вдовам и сиротам священников Бачской епархии". В 1847 г. Патриарх Белградско-Карловацкий Иосиф (Раячич) учредил "Пенсионный фонд вдов и сирот белого духовенства Карловацкой архиепископии", а в 1868 г. был основан т. н. "Иерархический фонд" для оказания материальной помощи престарелым священникам. В 1891 г. правительством королевства Сербского был издан официальный "Закон о содержании вдов и сирот священников и диаконов", а в 1895 г. был основан "Общественный фонд помощи вдовам и сиротам клириков, церковных чиновников и профессоров духовных учебных заведений". Соответствующие государственные нормативные акты, регулирующие социальное обеспечение духовенства и церковных работников и пенсионное обеспечение их вдов и сирот по их смерти, были также разработаны и в других областях Югославии: в Далмации — в 1893 г., в Черногории — в 1909 г., в Боснии и Герцеговине — соответственно в 1912 и 1918 гг.
В объединенной и обновленной Сербской Патриархии социальное и пенсионное обеспечение духовенства и церковных работников и членов их семей обеспечивалось благодаря деятельности "Пенсионного фонда приходского духовенства Сербской Православной Церкви" и "Пенсионного фонда церковных работников", созданных в начале 20-х гг. нашего столетия [10, c. 205].
В послевоенное время социальное и пенсионное обеспечение духовенства, церковных работников, а также преподавательского состава духовных учебных заведений стало осуществляться в соответствие с "Законом о социальном обеспечении священника", изданным правительством ФНРЮ 19 мая 1951 г. [11, c. 1] Согласно этому Закону, служители культа признанных вероисповеданий (т. е. тех конфессий, деятельность которых была разрешена на территории ФНРЮ) и, в том числе, православное духовенство и миряне, участвующие в работе тех или иных церковных учреждений и организаций, а также члены их семей ставились в одинаковое положение с рабочими и служащими во всех областях промышленности, науки и культуры ФНРЮ и имели право на социальное и пенсионное обеспечение в соответствие с действовавшим в то время законодательством. Конкретные условия и формы социального обеспечения духовенства и церковных работников были выработаны Святым Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви,
Патриаршим Советом и Министерством социального обеспечения и здравоохранения ФНРЮ, в соответствие с чем 28 декабря 1951 г. был издан "Договор о социальном обеспечении священника", вступавший в силу с 1 января 1952 г.
В настоящее время система социального и пенсионного обеспечения духовенства и церковных работников Сербской Церкви действует согласно "Договору о социальном обеспечении священника", в который были внесены соответствующие изменения и дополнения на заседании Архиерейского
Синода СПЦ от 17 декабря 1967 г. [12, а 34]. Фонд социальное пенсионного обеспечения духовенства и церковных работников формируется за счет регулярных отчислений различных церковно-административных подразделений СПЦ (епархий, монастырей, церковно-приходских общин, церковных фондов и др. в общецерковный бюджет, механизм которых регламентируется нормативными актами органов церковного управления.
Согласно действующему законодательству, социально-пенсионное обеспечение духовенства и церковных работников включает в себя:
1) Материальное обеспечение клириков и церковных работников в случае временной потери трудоспособности, а в случае полной потери трудоспособности — назначение пенсии по инвалидности.
2) Назначение пенсии по старости клирикам и церковным работникам по достижении ими 40 лет служения (после 60 лет по возрасту).
3) Назначение пенсии после кончины священника или мирянина, работавшего в церковно-административной или церковно-образовательной сферах (при наличии у него рабочего стажа не менее 5 лет) членам его семьи: жене (в том случае, если она старше 45 лет или нетрудоспособна, или имеет детей моложе 7 лет) и детям (до момента достижения ими 17-летнего возраста).
4) Пособие на погребение, выплачиваемое клирику или церковному работнику в случае смерти одного из членов его семьи (в размере 1 месячного оклада) или членам семьи умершего священника или церковного работника (в размере 2 месячных окладов).
Пенсионное законодательство предусматривает также возможность продолжения священнического служения или работы в тех или иных церковных учреждениях для лиц, достигших пенсионного возраста с правом
одновременного получения рабочего оклада и пенсии по возрасту.
* * *
Таким образом, после окончания Второй мировой войны Сербская Православная Церковь столкнулась прежде всего с необходимостью как можно быстрее восстановить систему церковного управления, наладить связь епархий с Патриархией, обеспечить работу епархиальных церковно-административных и церковно-судебных органов, деятельность церковно-благотворительных фондов, попечительств и т. д. Далее, было необходимо приступить к восстановлению приходской жизни, для чего, с одной стороны, требовалось поставить на многие пустующие приходы священников, положить начало деятельности церковно-приходских общин, а с другой — изыскать немалые материальные средства для восстановления разрушенных во время войны храмов, приходских домов, монастырских зданий и другой церковной собственности. Немало трудностей заключала в себе и задача восстановления многих пострадавших во время войны и оккупации монастырей.
Кроме всех этих внутренних проблем, на повестке дня стояли также вопросы, связанные с установлением статуса Сербской Православной
Церкви в государстве, с формированием нового церковного законодательства, в котором были бы отражены аспекты церковно-государственных отношений в условиях установления на территории бывшего Королевства Югославии коммунистического режима.
Тот факт, что Сербская Православная Церковь, как показала ее последующая история, сумела успешно справиться с решением первого ряда проблем, на наш взгляд, является определенным свидетельством того, что ею были также разрешены и все трудности, связанные с вопросом взаимоотношений Церкви и государства. А это значит, что найденный в этой области компромисс, не затрагивая основных принципов христианского вероучения и морали, обеспечивал ход относительно нормальной церковной жизни в рассматриваемый период истории Сербской Церкви, вполне заслуживая внимательного и детального изучения со стороны церковно-исторической науки.
Библиография
1. ГардашевиЙ Б., д-р. Организационо устро]ство и законодавство Српске Православе Цкве измену два Светска рата. // Српска Православна Црква (1920-1970) — споменица о 50-годишшици васпоставлаша српске патрщарш^е. — Београд, 1971.
2. Гласник СПЦ. — 1952. — № 1.
3. Гласник СПЦ. — 1967. — № 3.
5. Jиричек К. Велики везир Мехмед СоколовиЙ и Српски патрщарси Макарще и Антонще. — Београд, 1959.
6. КашиЙ Д. д-р. Исторща Сриске Православие Цркве са народном историям. — Београд, 1967.
7. СлщепчевиЙ Ъ. д-р. Исторща Српске Православие Цркве. — Минхен, 1962. Т. 1.
8. Цисарж Б., прот., д-р. Црквено право. — Београд, 1970.
9. Црква (календар Сриске Православне Патрщаршще). — Београд,
1995.
10. Уговор о соцщалном осигурашу Српске Православие Цркве. — Београд, 1966.
11. Уредба за унутрашши и спални манастирски живот. — Земун,
1963.
12. Устав Српске Православне Цркве. — Београд, 1967.