мирование у него основных умений и навыков общественного поведения.
Кроме семейного обучения, на данном этапе важна стабилизация видоизмененного образа жизни взрослых членов семьи, восстановление и сохранение их психологического здоровья.
Этап присвоения приемным ребенком семейных традиций будет продуктивным, если осуществляется на фоне определенных сложившихся или складывающихся отношений в новой семье.
В связи с этим можно выделить несколько направлений воспитательной деятельности в приемных семьях:
1. Сохранно-восстановительное. Оно предусматривает создание благоприятных условий для нормального развития физического, психического (эмоционального), социального здоровья ребенка и предполагает своевременную диспансеризацию, поддержание постоянного контакта с медицинскими службами, специалистами, приучение приемного ребенка к основным гигиеническим навыкам, его закаливание, формирование у ребенка представлений о ценности как здоровья, так и здорового образа жизни, обучение тем действиям, которые позволяют обеспечить правильное развитие левой и правой частей тела, координации движений, моторики мелких движений. Большую помощь в этом могут оказать подвижные игры с предметами, прыжки со скакалкой, преодоление различных препятствий. В дальнейшем рекомендуется пользоваться красками, карандашами, ножницами, настольными играми, строительство моделей из бумаги и т.д.
2. Общеразвивающее, предполагает развитие потенциалов ребенка, его обучаемость. Для этого применяются практические упражнения, многочисленные дидактические игры.
3. Социально-ориентирующее, которое призвано расширить и обогатить индивидуальный жизненный опыт усыновленного посредством включения его в ситуации выбора, обучение умению взаимодействовать с другими детьми, взрослыми, группой сверстников и т.д.
4. Эмоционально-обогащающее, ориентированное на установление эмоциональных связей у приемного ребенка для развития его позитивного социального самочувствия, собственной защищенности. Здесь большое значение имеют совместные переживания радости, горести, тревоги [1].
Каждому этапу характерны свои специфические задачи и содержание.
Таким образом, можно утверждать, что приемные дети нуждаются в социально-педагогическом сопровождении со стороны специалистов, а оказание своевременной и квалифицированной помощи будет способствовать гармонизации внутрисемейных связей и успешности воспитания данной категории детей.
Библиографический список
1. Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003. - 104 с.
2. ЗахароваЖ.А., ОсиповаИ.И. Замещающая семья. - М., 2005. - 112 с.
В.Г. Каменская, Ю.К. Козырева
СЕНСОМОТОРНОЕ И КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ
Опираясь на синергетический подход к построению четырех координатной модели развития человека [1], можно рассматривать ребенка как сложную самоорганизующуюся динамическую систему, которая может быть описана четырьмя обобщенными координатами, одна из которых связывается с эволюционно-биологическим становлением человека как вида. Названа она в этой модели филетической дистанцией и рассматривается как один из ведущих фак-
торов, определяющих психосоматические особенности человека, в частности его интеллект [7; 8].
В исследовании Л.А. Рудкевича [1; 7; 8] доказано, что филетическая дистанция или ювениль-ность определяет ряд признаков психофизиологических и психологических, по которым ювениль-ные дети и подростки существенно отличаются от неювенильных. Важно отметить, что вопрос об особенностях развития интеллектуальных способностей и сенсомоторной интеграции у детей
42
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 7, 2006
© В.Г Каменская, Ю.К. Козырева, 2006
с разной степенью ювенильности остается не до конца изученным и поэтому актуальным.
Хорошо известно, что сенсомоторная интеграция: ее скоростные особенности и качество ин-тегративных процессов, определяемых динамическими свойствами нейрональных систем мозга, лежит в основе развития когнитивных функций [4; 5]. Предполагается, что у эволюционно более продвинутых индивидов с высокой юве-нильностью качество сенсомоторной интеграции и скорость обработки сенсорной информации выше по сравнению с низко ювенильными, что должно положительно коррелировать с более высоким уровнем развития интеллекта. Таким образом сформулированная гипотеза работы предполагает цель исследования: изучить дифференциально-психологические особенности сенсомоторных реакций и интеллектуальной деятельности в двух группах старших дошкольников с различающейся степенью ювенильности. Соответственно можно сформулировать следующие экспериментальные задачи:
- сформировать две альтернативные группы детей с высокой и низкой степенью ювениль-ности (5-6 и 6-7 лет);
- сравнить параметры сенсомоторных реакций и описать их возрастные изменения в этих выборках;
- провести анализ связи качества сенсомотор-ной интеграции и выполнения интеллектуальных тестов дошкольниками с разной степенью юве-нильности.
Было проведено лонгитюдное исследование специфики развития интеллектуальных способностей, речемыслительной деятельности, сенсо-моторной интеграции у детей 5-7 лет с различающейся степенью ювенильности.
Методы исследования
Антропометрические и антропоскопические методики. В работе были использованы методы, которые включали антропометрию (телесные замеры) и антропоскопию (визуальную оценку телесных признаков) [8]. Основные измеряемые признаки: обхват головы, длина головы, ширина головы, морфологическая высота лица, физиономическая высота лица, скуловой диаметр, нижнечелюстной диаметр, наименьший лобный диаметр. Дополнительные измеряемые признаки: измерение толщины кожно-жировых складок (КЖС) (калиперные замеры), обхватные замеры (замеры периметров), вес тела, длина тела.
Оценки речемыслительной деятельности и развития интеллекта. Изучение качества рече-мыслительных процессов производилось с помощью свободного ассоциативного эксперимента, который является модификацией подходов А.Р. Лу-рии [6]. Для оценки интеллектуального развития использовался тестД.Векслера (WISC). (Адаптированный вариант. В.И.Тимофеев, Ю.И. Филимонен-ко. ГП «Иматон», 1994 г.)
Оценка качества сенсомоторной интеграции. Для исследования скоростных свойств сен-сомоторных реакций и качества сенсомоторной интеграции применялась компьютерная версия рефлексометрии, являющаяся современным инструментальным вариантом изучения времени реакции человека (ВР) [4; 9]. Методика направлена на изучение специфики отражения временной упорядоченности внешних сенсорных цепей в конкретных значениях ВР на акустические и зрительные стимулы и статистических параметрах их распределений во времени (по величине Н-ин-декса Херста). Это позволяет получить сведения о развитии базисных психофизиологических механизмов обработки зрительной и акустической информации, качестве сенсомоторной интеграции, основных свойствах непроизвольного внимания [2-5].
Обработка результатов исследования проводилась с помощью стандартных методов оценки достоверности различий по ^критерию Стьюден-та и корреляционного анализа.
Результаты исследования
Формирование групп детей с различной степенью ювенильности. Высокая степень ювенили-зации оказалась связанной с редукцией лицевого и усилением мозгового отделов черепа, для юве-нильных детей характерна достоверно меньшая величина лицевых размеров и большая величина мозговых размеров, то есть морфологическая высота лица, скуловой диаметр, нижнечелюстной диаметр у ювенильных детей 5-6 лет мельче, чем у их неювенильных сверстников. По показателям мозгового черепа обнаружена противоположная закономерность: они оказались крупнее у юве-нильных детей 5-6 лет. Особенно сильно с параметром ювенильность связан параметр «наибольший обхват головы». Помимо кефалометри-ческих использовались в оценке ювенильности три кефалоскопических признака: профиль лица, форму затылка и форму лба. У ювенильных представителей преобладал выпуклый затылок, выпук-
лый или прямой лоб; у неювенильных - прямой затылок, покатый (скошенный) лоб.
Были обнаружены сцепленные с разной степенью ювенильности определенные конституциональные особенности старших дошкольников. Удалось установить, что все известные признаки грацилизации (обхват шеи, обхват талии, форма грудной клетки, обхватные размеры конечностей и диаметры эпифизов, толщина кожно-жировых складок) связаны с ювенильностью. Таким образом, ювенильные дети оказываются более гра-цильными. О процессе грацилизации свидетельствуют уменьшения толстотных и обхватных замеров конечностей. У ювенильных дошкольников величины основных замеров конечностей: обхвата плеча, обхвата предплечья, обхвата бедра, обхвата голени, эпифиза плеча, эпифиза предплечья, эпифиза бедра и эпифиза голени, оказываются меньшими, чем у неювенильных.
Кожно-жировые складки (калиперные замеры) служат показателями жироотложения на теле и конечностях и также могут рассматриваться как маркеры процесса грацилизации, при этом, связь двух параметров - кожно-жировой складки бедра и верхнеподвздошной кожно-жировой складки - очень существенна. Весоростовой индекс также можно рассматривать как показатель грациль-ности (он указывает на относительно небольшие значения массы тела при больших показателях длины тела). У ювенильных детей 5-6 лет его значения ниже. Итак, высоко ювенильные дети (п=71) характеризуются грацильностью, преобладанием мозгового черепа над лицевым, специфической формой черепа. Низко ювенильные дошкольники (п=84) не имеют этих связанных вместе признаков, при этом максимальные отличия обнаружены в пропорциях лицевого и мозгового черепа.
Особенности развития интеллектуальных способностей и речемыслительной деятельности у детей 5-6 лет с разной степенью ювениль-ности. По результатам выполнения дошкольниками заданий теста Д. Векслера удалось обнаружить, что ювенильные дети 5-6 лет характеризуются высоким уровнем развития общего интеллекта (среднегрупповой показатель - 108,2бал-лов), при этом невербальный интеллект достоверно преобладает над вербальным (111,2 и 104,6 баллов соответственно). Дети 5-6 лет с низкой степенью ювенильности характеризуются более низким уровнем развития общего интеллекта (среднегрупповой показатель - 102,5 баллов); от-
носительным равенством вербальной и невербальной субшкал интеллекта (103,4 и 104,7 баллов соответственно). Сравнительный анализ показал, что развитие вербального интеллекта находится на одном уровне в двух исследуемых выборках; показатели невербального интеллекта достоверно выше у ювенильных детей 5-6 лет, по сравнению с их неювенильными сверстниками.
Оценка специфики и уровня развития словесных ассоциативных процессов с использованием методики свободного ассоциативного эксперимента выявила, что уровень развития вербальных способностей достоверно выше в группе ювениль-ных дошкольников, по сравнению с их неювениль-ными сверстниками: среднегрупповые показатели КВИ (в %) - 85,4±2,9 и 77,8±4,1 соответственно.
Для ювенильных детей характерно высокое качество словесных реакций; высокий уровень развития способности свободно и легко создавать вербальные ассоциации; достаточный объём словарного запаса; высокая скорость работы с речевой информацией, так как они тратят на выполнение ассоциативного эксперимента в целом достоверно меньше времени по сравнению с низко юве-нильными сверстниками. В группе неювенильных детей обнаружено снижение общей вербальной продуктивности, отмечена высокая частота использования некачественных ассоциативных реакций и меньшая скорость обработки вербальной информации: в среднем 4,0±0,25 мин. по сравнению с 3,5±0,25 мин.у высоко ювенильных дошкольников.
Сравнительный анализ результатов оценки скоростных свойств сенсомоторного реагирования и качества сенсомоторной интеграции у детей 5-6 лет с разной степенью ювенильнос-ти. Ювенильные дети имеют достоверно более высокое значение среднегруппового показателя временной организации сенсомоторных реакций, индекса Херста (Н) как во фрактально, так и в хаотически организованных сериях, чем их не-ювенильные сверстники. Эти данные свидетельствуют о том, что у ювенильных детей корреляционные соотношения в распределении отдельных сенсомоторных реакций более организованы и устанавливаются в более длинных интервалах времени. Это соответствует предположению о более высоком развитии памяти и непроизвольного внимания ювенильных детей.
Экспериментальные данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют также о более высокой скорости обработки зрительной и акустичес-
Таблица1
Сравнение среднегрупповых показателей качества сенсомоторной интеграции у детей 5-6 лет с разной степенью ювенильности
Группа детей Фрактальная серия Хаотическая серия
H ВР звук ВР свет Ф/с (%) H ВР Звук ВР Свет Ф/с (%)
Ювенильные дети 0,62*± 0,04 240* ±10,1 281* ±11,2 13,2*± 6,7 0,58*± 0,04 269* ±9,1 308* ±9,4 18,5* ±5,9
Неювенильные дети 0,58*± 0,04 301* ±8,5 354* ±8,3 18,4*± 7,3 0,55*± 0,03 327* ±7,2 334* ±8,4 22* ± 8,2
Примечания: * - здесь и далее отмечается достоверность различий по ^критерию Стьюдента при р < 0,05; Н - показатель индекса Херста; ВР звук - время реакции на акустический стимул; ВР цвет - время реакции на зрительный стимул;
Ф.ст. - количество фальш-стартов, т.е. реакций, опережающих стимул.
кой информации ювенильными детьми в обеих сериях с различающейся степенью упорядоченности сенсорного потока. При этом количество ответных реакций, опережающих стимул, т.е. фальш-стартов, в выборке ювенильных детей достоверно меньше, чем в выборке детей с низкими показателями ювенильности; эти данные свидетельствуют о большей неустойчивости непроизвольного внимания, а также о сниженном уровне регуляции сенсомоторной деятельности.
Стоит отметить, что у всех старших дошкольников, не зависимо от степени ювенильности, ВР на звуковой стимул достоверно короче, чем на зрительный, что соответствует представлениям о нормальном интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста [4].
Особенности развития интеллектуальных способностей и словесномыслительной деятельности у детей 6-7 лет с разной степенью ювенильности в условиях адаптации к школе.
Результаты оценки развития интеллекта свидетельствуют о том, что в период начала систе-магического обучения у ювенильных детей 67 лет достоверно повысился уровень общего интеллекта (до 113,1 баллов); при этом сохранилось преобладание невербального интеллекта над вербальным. У детей 6-7 лет с низкой степенью юве-нильности выявлен недостаточный темп развития некоторых интеллектуальных способностей, однако уровень общего интеллекта статистически значимо не изменился.
Анализ результатов ассоциативного эксперимента показал, что в период адаптации к школе для ювенильных детей 6-7 лет характерно повышении уровня функционирования речемысли-тельной деятельности: повышение качества ассо-
циативных процессов (до 92,7±1,3) и скорости формирования качественных словесных ассоциаций: временные затраты на процесс ассоциирования уменьшился с 3,5±0,25 до 3,25±0,25.
Неювенильные дети 6-7 лет отличаются низким темпом развития вербального интеллекта, недостаточным уровнем функционирования ре-чемыслительной деятельности, снижением скорости обработки вербальной информации в период адаптации к школе, по сравнению с их юве-нильными сверстниками. Так процент качественных реакций низко ювенильных детей к 6-7 годам возрос всего на 2,7%, временные затраты при этом не уменьшились, как это наблюдалось у ювенильных детей, а возросли до 4,25±0,25.
Полученные данные по изучению функционирования процессов сенсомоторной интеграции в условиях адаптации к школе показали, что у ювенильных детей средне групповое значение показателя индекса Херста (табл. 2), отображающего способность испытуемого улавливать динамическую систему, заложенную в вариативности межстимульных интервалов, увеличилось во фрактально организованной серии, которая характеризуется наличием длинных корреляционных связей в разных масштабах времени; и не изменилось в хаотически организованной серии, которая отличается наличием коротких и сильных корреляционных связей. Это свидетельствует о том, что у ювенильных детей в процессе адаптации к школе повысился способность отражать временную упорядоченность внешних сенсорных цепей в условиях работы с фрактальной серией, в которой существует более полная определенность и предсказуемость появления конкретных межстимульных интервалов.
Таблица2
Изменение среднегрупповых показателей качества сенсомоторной интеграции у ювенильных детей 6-7 лет
Фрактальная серия Хаотическая серия
Возраст Н ВР ВР Ф/с (%) Н ВР ВР Ф/с (%)
звук свет звук свет
5-6 лет 0,62*±0,04 240±10,1 281*±11,2 13,2*±6,7 0,58±0,04 269±9,1 308*±9,4 18,5±5,9
6-7 лет 0,64*±0,02 238±9,8 257*±10,5 10,4*±7,3 0,58±0,03 263±7,2 284*±8,4 17±6,2
У ювенильных детей выявлено уменьшение показателя времени реакции на зрительный стимул в процессе работы во фрактально и хаотически организованных сериях, то есть у ювениль-ных детей увеличилась скорость обработки зрительной информации, что приводит к ускорению формирования сенсомоторного реагирования вне зависимости от степени упорядоченности сенсорного потока (табл. 2).
В группе ювенильных детей количество ответных реакций опережающих стимул (фальш-стартов) достоверно сократилось во фрактально организованной серии, однако в хаотической серии количество фальш-стартов достоверно не изменилось, Это может свидетельствовать о совершенствовании механизмов непроизвольного внимания и о повышении уровня регуляции сенсомоторной деятельности в условиях работы с такой информацией, которая характеризующется высокой степенью определенности и предсказуемости.
Анализ результатов оценки качества сенсо-моторного реагирования неювенильных детей 6-7 лет (табл. 3) выявил, что значение показателя динамической организованности моторных реакций, индекса Херста, достоверно не изменилось как во фрактальной (с высокой степенью организованности сенсорного потока), так и в хаотической (с меньшей степенью организованности сенсорного потока) сериях. Это свидетельствует о недостаточном развитии когнитивных механизмов, отвечающих за отражение временной структуры сенсорных потоков, что связано с более низким качеством функционирования памяти и непроизвольного внимания у неюве-
нильных детей 6-7 лет, по сравнению с их юве-нильными сверстниками.
В группе неювенильных детей достоверно не изменился средне групповой показатель времени реакции на зрительный стимул, но увеличился средне групповой показатель времени реакции на акустический стимул в условиях работы в хаотически организованной серии. Оказалось в этом случае, что показатель времени реакции на акустический стимул стал больше, чем показатель времени реакции на зрительный стимул. Это, видимо, связано со снижением функционирования механизмов переключения внимания в условиях адаптации к систематическому обучению и низкой пластичностью нейрональных процессов у низко ювенильных детей (табл. 3). У этих детей кроме этого увеличилось количество фальш-стар-тов в хаотически организованной серии. Это свидетельствует о том, что в условиях сниженной степени упорядоченности сенсорного потока большее число ответных реакций опережает стимулы и могут возникнуть случайно распределенные, сенсомоторные реакции. Это, видимо, связано со снижением качества функционирования регуляторных механизмов сенсомоторной деятельности у неювенильных детей в период начала обучения в школе.
Таким образом, анализ возрастных изменений в качестве решения когнитивных задач и выполнения сенсомоторных заданий детьми с низкой юве-нильностью свидетельствует о иных тенденциях и закономерностях, связанных прежде всего с замедлением формирования качественных сенсомотор-ных реакций в динамически организованных сти-
Таблица3
Изменение среднегрупповых показателей качества сенсомоторной интеграции у неювенильных детей 6-7 лет
Возраст Фрактальная серия Хаотическая серия
Н ВР звук ВР свет Ф/с (%) Н ВР Звук ВР свет Ф/с (%)
5-6 лет 0,58±0,04 301±8,5 354±8,3 18,4±7,3 0,55±0,03 327*±7,2 334±8,4 22*±8,2
6-7 лет 0,57±0,04 298±7,8 351±7,1 17,2±8,5 0,54±0,04 349*±6,8 330±9,1 25*±7,7
мульных сериях. Обнаружено снижение точности сенсомоторных реакций и уменьшение скорости обработки акустической информации, что может в дальнейшем привести к проблемам освоения школьной программы, которая в начальной школе в значительной степени строится на вербальной коммуникации звуковой природы.
Обсуждение
Обсуждение полученных экспериментальных результатов основано на определении статистически значимых соотношений между изучаемыми системами признаков сенсомоторного реагирования и когнитивными процессами с использованием корреляционного анализа. В статье приведены только значимые коэффициенты корреляции.
Особенности корреляционных отношений между показателями интеллектуальной деятельности и характеристиками сенсомоторно-го реагирования у ювенильных детей. Обнаружена достоверная положительная корреляционная связь (г=0,7) между показателем качества выполнения ассоциативного эксперимента и показателем индекса Херста во фрактальной серии. Это позволяет рассматривать высокое качество речемыслительных реакций во взаимной связи со способностью отражать фрактальную структуру сенсорных серий для формирования упорядоченных во времени сенсомоторных реакций. Возможно, эти соотношения и легкость их формирования в детском возрасте служит предиктором высоких интеллектуальных способностей в старших возрастах.
Обнаружена положительная корреляция (г=0,58) между показателями времени работы с ассоциативным экспериментом и временем реакции на акустический стимул: чем меньше времени требуется на анализ акустической информации, следовательно, чем выше скорость реагирования на звуковой стимул в том числе в режиме низкой степени упорядоченности сенсорного потока, тем быстрее формируются качественные словесные ассоциации. Динамические характеристики могут рассматриваться в качестве сквозных механизмов обработки акустической и акус-тико-моторной информации, которая требует для своего анализа активации нейрональных структур лобных отделов коры мозга [5].
Обнаружена сильная отрицательная связь между уровнем развития перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание зна-
комых объектов, умения дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах и временем реакции на акустический (г = -0,7) и зрительный стимул (г = -0,5) во фрактальной серии. Показано, что чем меньше времени требуется на анализ акустической и зрительной информации, следовательно, чем выше скорость обработки акустической и зрительной информации в условиях высокой степени упорядоченности сенсорного потока. тем выше уровень развития перцептивного внимания в тесте Д. Векслера и тем лучше способность к перцептивным дифферен-цировкам. Скорость обработки зрительных стимулов в хаотически организованных сериях, кроме этого, оказалась связанной с уровнем развития произвольного внимания: его концентриро-ванностью, переключаемостью, которые определялись в субтесте «Перекодировка». Эти корреляционные соотношения еще раз подчеркивают высокую значимость скоростных характеристик обработки информации.
Обнаружена достоверная отрицательная корреляционная зависимость между показателями субтеста «Лабиринт» и количеством фальш-стар-тов в двух сериях (г = -0,6). Таким образом, чем меньше наблюдается ответных реакций, опережающих стимул, чем выше точность сенсомоторных реакций, тем выше уровень развития произвольного внимания, умения последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках произвольных ограничений. Следовательно, у ювенильных детей описаны корреляционные связи как с эффективностью речемыслительных процессов, так и с продуктивностью выполнения невербальных заданий теста Д. Векслера.
Особенности корреляционных отношений между показателями интеллектуальной деятельности и характеристиками сенсомоторно-го реагирования у неювенильных детей. Следует отметить, что структура корреляционных соотношений у дошкольников с низкой степенью юве-нильности характеризуется отсутствием корреляционных соотношений фрактального индекса Херста с какими-либо показателями выполнения когнитивных задач. У детей с низкой степенью ювенильности фрактальные показатели распределения сенсомоторных реакций достоверно меньшие по величине и не имеют достоверных связей с интеллектуальной деятельностью по сравнению с их высоко ювенильными сверстниками. Вероятно, низкая чувствительность этих детей к
мере организованности сенсорных событий не позволяет сформировать динамически организованные ответные реакции.
Получены разнообразные связи скорости обработки сенсорной информации и показателей выполнения когнитивных задач. Обнаружена положительная корреляция (г =0,69) между показателями времени выполнения ассоциативного эксперимента и временем реакции на акустический стимул во фрактальной серии, то есть чем меньше времени требуется на анализ акустической информации в серии с высокой степенью упорядоченности сенсорного потока, тем быстрее формируются качественные словесные ассоциации.
Показана отрицательная связь (г = -0,59) между выполнением субтеста «Недостающие детали» и средним временем реакции на стимул в фрактально организованной серии: чем меньше временных затрат необходимо для анализа сенсорных стимулов в условиях фрактально организованной серии, тем выше развиты перцептивные способности в процессе дифференциации зрительных образов. Отрицательное соотношение (г = -0,62) установлено между выполнением субтеста «Кубики Косса» и средним временем реакции на стимул во фрактально организованной серии. Выполнение субтеста «Кубики Коса» оказалось связано отрицательным образом также с ВР в хаотически организованных сериях, но не на все стимулы, а только на акустический стимул (г = -0,58).
Обнаружена обратно пропорциональная зависимость между количеством фальш-стартов во фрактальной серии и субтестами «Шифровка» (г = -0,58) и «Лабиринт» (г = -0,64). Таким образом, меньшее количество ответных реакций, опережающих стимул, наблюдается при высоком уровне развития произвольного внимания, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков в режиме работы с высокой степенью упорядоченности сенсорного потока.
Большинство корреляционных связей у низко ювенильных дошкольников имеет отношение к уровню выполнения невербальных субтестов Д. Векслера. Сравнительный анализ структуры корреляционных соотношений между показателями сенсомоторных заданий с временем и эффективностью выполнения когнитивных задач у низко ювенильных детей позволяет сделать заключение о том, что эффективность речемысли-тельных процессов этих детей не соотносится с качеством сенсомоторных реакций в отличие от
их высоко ювенильных сверстников. У последних статистические параметры распределения сенсо-моторных реакций (индекс Херста, Н) осуществляемых на стимулы, имеющие высокую временную упорядоченность во фрактальных сериях, положительным образом коррелируют с качеством выполнения ассоциативного эксперимента.
На основании представленных экспериментальных материалов, посвященных различиям в выполнении когнитивных заданий и сенсомо-торного реагирования в условиях предъявления не отдельных разрозненных сенсорных стимулов, а организованных в сенсорные серии, которые имеют определенную меру упорядоченности межстимульных интервалов, удалось обнаружить фактически существующую конституционально определяемую специфику перцептивной и сен-сомоторной деятельности детей с различной степенью ювенильности. Дети с высокой степенью ювенильности характеризуются более выраженным темпом формирования интеллектуальных способностей и они чувствительны к стохастическим (фрактальным) свойствам сенсорных событий. Существуют теоретические и экспериментальные разработки [10; 11], связывающие фрактальные свойства динамических и пространственных систем с восприятием, передачей и переработкой информации. Имея в виду эти положения, можно предположить, что ювенильность как эволюционно значимое свойство человека имеет своей основной функцией адаптацию к возрастающему значению информационных процессов в среде, созданной и поддерживаемой идеальной и материальной культурой общества. Внешние анатомо-метрические признаки, определяющие степень ювенильности, высоко коррелируют с особенностями и качеством решения различных сенсомоторных и когнитивных задач. Вероятно, это связано с более выраженной пластичностью нейрональных систем мозга, в первую очередь эволюционно более молодых лобных отделов больших полушарий.
Основные выводы
1. Удалось сформировать две выборки старших дошкольников по параметру ювенильности (филетической дистанции): высоко ювенильных (71 ребенок) и низко ювенильных (неювенильных) в количестве 84 человек;
2. Представители этих выборок имеют статистически значимые отличия по уровню развития
интеллекта, скоростным свойствам сенсомотор-ного реагирования и качеству сенсомоторной интеграции;
3. Уровень и темп развития общего интеллекта выше у ювенильных детей по сравнению с их неювенильными сверстниками. У детей 6-7 лет с низкой степенью ювенильности обнаружен достоверно более низкий уровень общего и невербального интеллекта; выявлен сниженный темп развития интеллектуальных способностей;
4. Сравнительный анализ результатов оценки скоростных свойств сенсомоторного реагирования и качества сенсомоторной интеграции показал, что для ювенильных детей характерно более высокие скоростные свойства сенсомоторного реагирования, высокое качество сенсомоторной интеграции по сравнению с неювенильными сверстниками;
5. В период начала систематического обучения у ювенильных детей повысилось качество отражения динамической упорядоченности сенсорных цепей, регуляции сенсомоторной деятельности, внимания по сравнению с неювенильны-ми сверстниками;
6. Обнаруженные корреляционные связи между характеристиками сенсомоторного реагирования и эффективностью интеллектуальной деятельности имеют специфику в двух исследуемых выборках: у ювенильных детей установлены положительные корреляции фрактальных свойств распределения отдельных значений ВР (индекса Херста) с эффективностью речемыслительных процессов.
Библиографический список
1. Каменская В.Г., Рудкевич Л.А. Четырехко-ординантная модель конституции индивида // Современное гуманитарное знание как синтез наук. - СПб., 1999. - С. 67-73.
2. Каменская В.Г. Психофизиологические механизмы регуляции интеллектуальной деятельности // Природные и социальные основания интел-
лектуального развития и деятельности. Матер. все-российск. конф. 17-19 апр. 2000. - СПб., 2000.
3. Каменская В. Г. Практическая диагностика хронотопа в сенсомоторной деятельности как условие нормального нервно-психического развития дошкольника // Современные технологии практической психологии в системе образования. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
4. Каменская В.Г. Практический опыт использования методов точных наук в изучении интеллектуальной деятельности нормально развивающихся детей и их сверстников с речевыми расстройствами // Известия РГПУ. Психол. пед. науки. - 2002. - №>3. - C. 89-95.
5. Каменская В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития // Природные факторы и социальные условия успешности обучения. Матер. всероссийск. конф. 1014 июня 2005. - СПб., 2005.
6. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к обучению в школе. - СПб., 2005.
7. Рудкевич Л.А. Связь интеллектуальных характеристик дошкольников с конституциональным параметром «ювенильность» // Природные и социальные основания интеллектуального развития и деятельности. Матер. всероссийск. конф. 17-19 апр. 2000. - СПб., 2000.
8. Рудкевич Л.А. Теоретико-экспериментальные основы возрастной и дифференциальной психосоматологии; Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2001.
9. Томанов Л.В. современное состояние компьютерной психологической и психофизиологической диагностики // Природные факторы и социальные условия успешности обучения. Матер. всероссийск. конф. 10-14 июня 2005 г. - СПб., 2005.
10. Урицкий В.М., Музалевская Н.И. Физические механизмы фрактальной организации живых систем // Биомедицинская информатика. - СПб., 1995. - С. 108-129.
11. ФедерФ. Фракталы. - М.: Мир, 1991. - С. 354.