Научная статья на тему '«Senilia» И. С. Тургенева и стихотворения Ф. И. Тютчева как реплики натурфилософского диалога'

«Senilia» И. С. Тургенева и стихотворения Ф. И. Тютчева как реплики натурфилософского диалога Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
455
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.И.ТЮТЧЕВ / И.С.ТУРГЕНЕВ / "СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ" / ТВОРЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / НАТУРФИЛОСОФИЯ / F.I. TYUTCHEV / I.S. TURGENEV / "PROSE POEMS" / CREATIVE DIALOGUE / NATURAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калашникова Ирина Алексеевна

В статье рассматривается один из аспектов проблемы творческого диалога двух классиков русской литературы генетические и типологические связи в натурфилософских художественных картинах мира, воссозданных в лирике Ф.И.Тютчева и «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the aspect of the problem of the creative dialogue between two Russian literature classics genetic and typological ties in the natural philosophy world pictures reconstructed in Tyutchev's lyrics and in the Prose poems by I.S. Turgenev.

Текст научной работы на тему ««Senilia» И. С. Тургенева и стихотворения Ф. И. Тютчева как реплики натурфилософского диалога»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 РОССИЙСКАЯ и зарубежная филология

УДК 82.161.1(091)"18"

Вып.5(11)

«SENILIA» И.С.ТУРГЕНЕВА И СТИХОТВОРЕНИЯ Ф.И.ТЮТЧЕВА КАК РЕПЛИКИ НАТУРФИЛОСОФСКОГО ДИАЛОГА

Ирина Алексеевна Калашникова

аспирант кафедры литературы и журналистики Сургутский государственный педагогический университет

628401, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ 10/2. flos-costus@yandex.ru

В статье рассматривается один из аспектов проблемы творческого диалога двух классиков русской литературы - генетические и типологические связи в натурфилософских художественных картинах мира, воссозданных в лирике Ф.И.Тютчева и «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева.

Ключевые слова: Ф.И.Тютчев; И.С.Тургенев; «Стихотворения в прозе»; творческий диалог; натурфилософия.

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева -глубоко своеобразное в жанровом и художественном отношении произведение литературы. Цикл лаконично обобщает творческий путь писателя, в сконцентрированном виде представляет основные мотивы и комплексы проблем всего его творчества. Среди них проблемы взаимоотношений человека и природы, места человека в мироздании занимают, на наш взгляд, центральное место.

Исследователями не раз отмечалась взаимосвязь между тургеневским циклом и лирикой Ф.И.Тютчева в вопросах, касающихся понимания сущности природы. Говорилось о «космическом» видении природы И.С.Тургеневым, перекликающимся с тютчевским [Щеблыкин 2002: 35], о близости изображения природы в <^епШа» элегически настроенной лирике поэта [Озеров 1969: 161], о сближении натурфилософских позиций двух художников слова [Аринина 1986: 87]. Однако до сих пор проблема натурфилософского диалога И.С.Тургенева и Ф.И.Тютчева не получила полновесного освещения. Вместе с тем, она представляется чрезвычайно актуальной, поскольку отражает не только специфику художественных картин мира каждого из писателей в отдельности, но и некоторые особенности русского литературного процесса середины XIX в., тяготеющего к творческому взаимодействию, взаимопроникновению и взаимоотраже-нию различных своих элементов: поэзии и прозы, реализма и романтизма, идеалистических и материалистических основ мировоззрения писателей.

Широко известно внимательное, глубоко неравнодушное отношение И.С.Тургенева и Ф.И.Тютчева к личности и творчеству друг друга. Так, познакомившись в начале 1850-х гг. [Лаврецкий 1923: 244], писатели довольно часто встречаются в 1853 г. в Петербурге, что приводит к возникновению между ними дружеских отношений. Дочь поэта Анна в письме к сестре Екатерине от 28 декабря 1853 г. (9 января 1854 г.) замечает, что в их отца И.С.Тургенев «положительно влюблен». Она ярко характеризует отношения приятелей, указывая черты сходства в их натурах: «Папа и он [И.С.Тургенев. - И.К.] -лучшие друзья; встретившись, они проводят целые вечера один на один. Они так хорошо соответствуют друг другу - оба остроумны, добродушны, вялы и неряшливы» [Цит. по: Тютчев 2005, V: 408]. Личное общение двух художников слова переросло впоследствии в плодотворные творческие отношения. Во многом именно благодаря содействию И.С.Тургенева, который стал инициатором и редактором публикации стихотворений своего старшего товарища в журнале «Современник» и отдельным сборником, а также автором глубокой и тонкой критической статьи «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», поэзия создателя «Этих бедных селений...» стала широко известна читающей публике. Характерно и то, что именно натурфилософские мотивы подмечались писателями в творчестве друг друга и вызывали горячий отклик у обоих. Например, характеризуя в письме к жене Эрн.Ф.Тютчевой книгу «Записки охотника», поэт отмечает «мощь таланта» молодого пи-

© Калашникова И.А., 2010

89

сателя, его тонкое и глубокое понимание природы [Тютчев 2005, V: 121]1. И.С.Тургенев также высоко оценивает тютчевское чувство природы -необыкновенно тонкое, живое и верное. По мнению автора «Отцов и детей», Ф.И.Тютчев обладает «каким-то особенным воззрением на природу, особенным чутьем ее красот» [Тургенев 1963, Соч. V: 418]2. Все это определяет возможность сопоставления натурфилософских образов и мотивов в произведениях Ф.И.Тютчева и И.С.Тургенева.

Следует отметить также, что перекличка представлений писателей о природе и человеке, наблюдаемая в тургеневским цикле «Senilia» и лирике Ф.И.Тютчева, - это лишь эпизод их сложного, глубокого, многоуровневого, продолжавшегося многие годы натурфилософского и -шире - творческого диалога. Проявления диалогических отношений обнаруживаются как в художественных произведениях обоих, так и в публицистике и эпистолярном наследии. Например, достаточно часто в личной переписке И.С.Тургенева встречаются цитаты из тютчевских стихотворений («Эти бедные селенья...», «Не рассуждай, не хлопочи.», «Как дымный столп светлеет в вышине.» и др.). Поэтические строки, войдя в сознание автора «Записок охотника», помогают ему выразить отношение к воссоздаваемым в письмах событиям, емко и лаконично передать свои впечатления. Цитаты из стихотворений Ф.И.Тютчева встречаются и в литературных произведениях И.С.Тургенева (повести «Фауст», очерке «Живые мощи»), углубляя и расширяя художественный смысл этих текстов. Немало тютчевских реминисценций в романах и повестях писателя («Накануне», «Отцы и дети», «Поездка в Полесье» и др.). Особенно важно, что творческие взаимоотношения художников носили не односторонний, а именно диалогический характер, о чем свидетельствует, например, тютчевская поэтическая рецепция романа И.С.Тургенева «Дым», воплощенная в одноименном стихотворении и эпиграмме «”И дым отечества нам сладок и приятен!..”». Все это позволяет рассматривать «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева в контексте творческого диалога двух художников.

Весьма характерным для лирики Ф.И.Тютчева является мотив родства человека и природы, их единства. Так, человеческая мысль и морская волна видятся лирическому субъекту стихотворения «Волна и дума» проявлениями единой стихии. Однако при этом отнюдь не тождественны для него человеческое сердце и море, вмещающие в себя эти два проявления стихии. Сердце тесно, море - безбрежно; в человеке сти-

хия находится «в заключении», в природе же -«на просторе» (II: с.41), но сама она всюду едина.

Своё родство с природой декларирует и лирический субъект тютчевского стихотворения «Нет, моего к тебе пристрастья...»:

Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-Земля (I: с.144).

Называя себя «верным сыном» земли, природы, он отвергает «утехи рая» и «духов бесплотных сладострастье» - всё невоплощённое в осязаемых, плотских образах, отрешённое от земного бытия. Специфика авторской пунктуации стихотворения (продолжение вопросительной интонации во второй строфе, перечисляющей ряд «примет» весны в жизни природы и человека, представляющих собой антитезу «утехе рая») свидетельствует о том, что этому «бесплотному» началу тютчевский лирический субъект противопоставляет одухотворённую, но земную радость бытия, способность предаться природной жизни, отрешившись от человеческих суетных забот:

Весь день в бездействии глубоком Весенний, тёплый воздух пить,

На небе чистом и высоком Порою облака следить,

Бродить без дела и без цели.

(там же).

Это же представление о тождественности всего живого развивается и в нескольких из «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева, где, например, с «засыхающим, покоробленным» (Соч. XIII: c.176) деревом сравнивает себя герой тургеневского стихотворения «Старик». А лирический герой миниатюры «Собака» отчетливо ощущает, что в нем и животном «живет одно и то же чувство», что между ними «нет никакой разницы». Перед лицом стихии - «злой и неистовой бури», несущей смерть и разрушение, - герой как бы утрачивает свою «самость», личное начало, отличающее человека от животного: «Нет! это не животное и не человек обмениваются взглядами... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга». Утрата человеческой обособленности, выделенности приносит герою обостренное понимание, чувство природы, постижение ее сути в различных своих проявлениях: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю». И человек, и животное оказываются одинаково беззащитными перед лицом смерти, и именно «трепетный огонек» жизни, который «горит и светится» в каждом, объединяет их в это мгновение: «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом. И

конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?» (Соч. XIII: с.148).

Свою родственность маленькой испуганной обезьянке чувствует и герой тургеневского стихотворения «Морское плавание». Капитан, «молчаливый человек с загорелым и сумрачным лицом», отвечает на все попытки героя начать разговор лишь «отрывистым ворчанием»3, и потому обезьянка на корабле для героя - «единственный спутник». В противоположность обособленному, тяготеющему к одиночеству капитану, она постоянно стремится к взаимодействию, к связи с человеком, ищет у него защиты и успокоения. Рассказчик подчеркивает ее близость, подобие человеку: у нее не лапка, а «рука», «ручка», «грустные, почти человеческие глазенки» (Соч. XIII: с.194). Герой постепенно проникается чувством родства к обезьянке, отмечает даже тождество мысли - своей и животного: «Погруженные в одинаковую, бессознательную думу, мы пребывали друг возле друга, словно родные» (там же: с. 194-195), «Все мы дети одной матери - и мне было приятно, что бедный зверок так доверчиво утихал и прислонялся ко мне, словно к родному» (там же: с.195). Характерно, что в черновом варианте текст заканчивался описанием вида застывшего моря, эпизод же о капитане и обезьянке был приписан позднее, что свидетельствует о стремлении писателя к усилению лирико-философского звучания стихотворения, углублению мотива родства человека и природы (там же: с.667).

Следует отметить, что столь острое ощущение близости природе, тождественности ее созданиям тургеневские герои обретают в особых, пограничных ситуациях: в старости, когда такой близкой и осязаемой становится смерть («Старик»), перед лицом безудержной, сулящей гибель и разрушение бури («Собака»), рядом с «таинственной и странной» (там же: с.194) водной стихией («Морское плавание»).

Как известно, на тургеневскую трактовку проблемы взаимоотношений человека и природы существенное влияние оказали философские сочинения французского мыслителя XVII в. Блеза Паскаля. Традиционно в качестве времени знакомства И.С.Тургенева с работами философа исследователями указывается период начала 1840-х гг. [Батюто 2004: 352]. Однако не лишенным справедливости видится предположение Т. Б.Трофимовой о том, что знакомство это могло произойти и ранее в связи с интересом С.Н.Тургенева, отца писателя, к сочинениям Н.И.Новикова, автора статьи «Опоследование “Мыслей” Паскалевых и “Характеров” Теофра-стовых» (1778), а также с подготовкой будущего

автора «Записок охотника» к магистерскому экзамену по философии [Трофимова 2005: 166168].

В личной переписке И.С.Тургенев неоднократно выражал свое неоднозначное отношение к философии Паскаля. Так, в письме к П.Виардо от 29 апреля 1848 г. он отмечал: «Жизнь - это красноватая искорка4 в мрачном и немом океане Вечности, - это единственное мгновение, которое нам принадлежит и т.д., и т.д., это всё избито, а между тем это верно <...> Что я делал вчера, в субботу? Я читал <...> “Провинциальные письма” Паскаля. Это вещь прекрасная во всех отношениях. Здравый смысл, красноречие, комическая жилка - всё здесь есть» (Письма I, с.458). Как отмечает А.И.Батюто, «настроение, определяющее начало отзыва о Паскале», навеяно его знаменитыми «Мыслями», к которым писатель и впоследствии будет неоднократно обращаться [Батюто 2004: 352]. Окончание приведенной тургеневской характеристики «Провинциальных писем», в которой писатель называет Паскаля «рабом католицизма», ясно отражает противоречивое восприятие им философии французского мыслителя. У художника вызывали резкое отторжение религиозные убеждения Паскаля, его стремление в бездне онтологических проблем найти опору в вере.

Но мировосприятию И.С.Тургенева оказываются глубоко родственны представления Паскаля о трагической мимолетности человеческого существования в сравнении с бесконечной, вечной и безразличной к нему природой. «Так что же есть человек в природе? Ничто по сравнению с бесконечностью, все по сравнению с небытием, середина между ничто и все» [Паскаль 2003: 108], - размышляет философ. «Покинутый во мраке», «заблудившийся в уголке вселенной», «бессмысленный червь земляной», «сточная яма сомнений и ошибок», «сор вселенной», «атом», «тень, которая существует лишь на один безвозвратный миг» [там же: 82, 106, 171] - эти и другие характеристики, в представлении Паскаля, обозначают положение и значение человека во Вселенной, его ничтожную роль. Но в осознании этого ничтожества проявляется, по мнению философа, величие человека. Он - лишенный короны царь, «свергнутый король» [там же: 77].

В каждом из указанных выше тургеневских текстов писателем утверждается мысль о хрупкости, непрочности человеческой жизни. Он противопоставляет вечность и величие природы мгновенности и призрачности человеческого существования. В миниатюре «Разговор» у подножия неоскверненных ногой человека альпийских вершин Юнгфрау и Финстерааргорн - «двух

громад, двух великанов» - «копошатся козявки» и «двуножки» - люди. Над горами - величественное, светлое и немое небо, внизу же все ничтожно, «пестро, мелко» (Соч. XIII: с.145). Для вечных горных вершин тысячелетие - лишь минута, и вот уже через несколько «минут» человечество исчезает с лица земли, остаются вокруг только «ровный снег и лед», земля навсегда замолкает, и становится «хорошо», «спокойно» (там же: с.146).

Столь же сиюминутной, преходящей видится человеческая жизнь в противоположность вечной природе субъекту ряда тютчевских лирических текстов. В стихотворении «Брат, столько лет сопутствовавший мне.» он подчеркивает бесследность человеческого существования на земле, неспособность человека что-либо существенно изменить в окружающем мире:

При мне иль без меня - что нужды в том?

Все будет то ж - и вьюга так же выть,

И тот же мрак, и та же степь кругом (II: с.226).

Поэт сравнивает жизненный путь человека с мгновенной вспышкой молнии среди темного неба («Как неожиданно и ярко.»), с льдиной, которая неизбежно должна слиться с «бездной роковой» («Смотри, как на речном просторе.») (там же: с.34).

Вечность мироустройства, природной жизни ощущается и лирическим субъектом стихотворения «В небе тают облака.». Он замечает «вечный строй» (там же: с.190) в искристом течении реки, знойном дыхании полей. Вместе с тем переживания субъекта лишены в данном случае трагизма, ощущения собственного ничтожества, конечности своего существования. Антитеза «вечность - мгновенность» в отношениях человека и природы снимается восторгом от созерцаемых картин, от величественной красоты окружающего мира.

С ощущением хрупкости человеческого существования, его временности, преходящести связан и мотив конца света, развиваемый как в тургеневском цикле («Конец света»), так и в лирике Ф.И.Тютчева («Последний катаклизм»). У обоих художников водная стихия воспринимается как сила разрушительная, но в то же время являющаяся первоосновой всего сущего («Все зримое опять покроют воды», Ф.И.Тютчев (I: с.74)). Оба упомянутых художественных текста едины также своим значением провидческого сна, откровения, тенденцией к мифологизации картины. В тютчевском стихотворении об этом свидетельствует, в частности, особенная графика черновика (которая не была сохранена в печатном варианте): прописные буквы в словах «Час»,

«Частей», «Земных», «Зримое», «Воды», «Божий» (там же: с.334). Такая специфика написания ключевых в тексте слов характеризует стремление поэта графически расставить сущностные акценты в ряду базовых онтологических понятий.

Но указанное сходство лишь отчетливее, нагляднее выявляет самобытное звучание апокалиптических мотивов у каждого из писателей. Тургеневский конец света изображается как трагическое разрушение мироздания, абсолютное торжество хаоса и стихии. Писатель акцентирует внимание на психологическом состоянии человека в критический момент («Ужас леденит наши сердца» (Соч. XIII: с.154)), на специфику его мировосприятия («Это небо - точно саван», «Умер воздух, что ли?» (там же)), на всепоглощающих жутких ощущениях, охватывающих весь мир («Это земля завыла от страха. Конец ей! Конец всему!», «Темнота. темнота вечная!» (там же: с.155)). Однако трагичность картины гибели земли и всего живого отчасти нейтрализуется мотивом пробуждения героя от кошмара, авторской жанровой номинацией «сон», вынесенной в подзаголовок текста. Последний катаклизм в тютчевском фрагменте как будто вовсе не затрагивает человека. Катастрофа воспринимается как неизбежность, закономерность. Земля остается наедине со стихией, но хаотический распад оказывается побежден присутствием божественного начала, в связи с чем стихотворение обретает риторическое звучание.

И у Ф.И.Тютчева, и у И.С.Тургенева человек ощущает свое ничтожество перед природой, свою незащищенность и беспомощность перед ее стихийными силами. Так, герой тургеневской миниатюры «Мои деревья»5, бывший университетский товарищ рассказчика, больной, ослепший, разбитый параличом, изображен абсолютно беспомощным, бессильным. Чахлый и скрюченный, даже летом закутанный в шубу, с могильным голосом, он приветствует рассказчика «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев!» [курсив И.С.Тургенева. - И. К.] (Соч. XIII: с.218). Лирическому герою очевидна вся нелепость этих пафосных слов, сказанных «полумертвым червяком» о «тысячелетнем исполине». Но «добродушный и тихий смех», которым представляется рассказчику шорох листвы могучего дерева, - это ответ и на похвальбу «ползающего у корней» его старика, и на мысли самого рассказчика (там же).

Ничтожным ощущает себя и лирический субъект тютчевского стихотворения «С поляны коршун поднялся.». Противопоставляя себя, бескрылого, пресмыкающегося в поте и пыли,

свободному сыну природы (коршуну), он с горькой усмешкой называет себя «царем земли» (I: с.161), по сути отрицая это гордое имя. Лирический субъект с завистью и болью глядит на мощные и живые крылья птицы и ощущает себя приросшим к земле, неспособным к истинной свободе. «Беспомощное дитя» (II: c.189) - человек перед стихийной силой природы в стихотворении Ф.И.Тютчева «Пожары», навеянном впечатлениями от лесных пожаров под Петербургом летом 1868 г. Огонь предстает в художественном тексте как воплощение «стихийной вражьей силы», как «злой истребитель» и «полномочный властелин» мира, персонифицируется в образе «красного зверя», украдкой пробирающегося между кустами. «Бездна дыма» обволакивает землю, подчиняя себе все живое. Человек же перед этой стихией-врагом «стоит уныло», «молча, руки опустя» (там же).

Природа по отношению к человеку выступает у обоих художников часто равнодушной и даже жестокой. Персонифицированная в образе «величавой женщины» (Соч. XIII: c.188) с «темными, грозными глазами» и «зычным голосом, подобным лязгу железа» (там же: с.189) в миниатюре И.С.Тургенева «Природа», она не ведает добра и зла, не руководствуется разумом и не знает справедливости. Она не видит разницы между блохой или червем и человеком, являясь матерью «всех тварей», о которых она одинаково заботится и которых одинаково истребляет. Единственное, что ее волнует, - сохранение закона равновесия. Человек перед ней ощущает «благоговейный страх» (там же: c.188). Отсутствие справедливости, целесообразности в мироустройстве, «слепота» природы в ее выборе между жизнью и смертью для живого существа (как для животного, так и для человека) подчеркивается писателем и в стихотворении в прозе «Куропатки», написанном в преддверии предсмертной болезни автора, причинявшей ему тяжелые физические страдания.

Столь же равнодушной к человеку, его мыслям и деяниям является природа и в ряде стихотворений Ф.И.Тютчева. Тютчевский лирический субъект не раз отмечает свою оторванность от вечной природы, свою чуждость ей, ощущает иллюзорность попыток соединения с природой. Этот мотив, например, возникает в стихотворении «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины.»):

Весна. Она о вас не знает,

О вас, о горе и о зле;

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

(I: c.183).

Глубокое ощущение трагичности человеческого бытия отличает и более позднее лирическое произведение Ф.И.Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь.», которое, пожалуй, наиболее полно представляет и развивает указанный мотив. Это стихотворение было написано под впечатлением поездки в село Вщиж Орловской губернии, которое когда-то было столицей удельного княжества и сохранило древние курганы, напоминающие о кровавых страницах истории села. Лишь эти курганы и могучие дубы, выросшие из праха погибших воинов, и уцелели от «бушевавшей» здесь некогда жизни, от «лившейся рекой крови» (II: c.234). Они хранят для человека память о давно минувших событиях, но сами безразличны к ним. Природа равнодушна ко всему, что происходит на земле среди людей. Да и само существование человека видится лирическому субъекту призрачным, иллюзорным: Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы (там же).

Жизнь человеческую тютчевский лирический субъект называет «подвигом», но - подвигом «бесполезным», ведь в конце своего существования человек вновь возвратится в лоно матери-земли, которая каждого смертного .равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной (там же).

Заключительные строки стихотворения могут быть истолкованы двояко: с одной стороны, соединение с землей примиряет человека с нею, умиротворяет его, но вместе с тем и обесценивает все, что он совершил в жизни, поглощает человеческую мысль, любовь, счастье. В этом видится лирическому субъекту Ф.И.Тютчева основа трагичности человеческого существования.

Противопоставление своей быстротечной жизни вечности природы часто рождает в душе тютчевского и тургеневского лирических героев ощущение драматической дисгармонии с миром. Каждый из них находит своеобразный выход из этой дисгармонии.

Человек, обладающий сознанием, в понимании И.С.Тургенева, все же выделяется из ряда других детей природы. Наличие памяти позволяет старику, герою одноименного тургеневского стихотворения в прозе, в своих воспоминаниях, в душе вернуться к прежней жизни, которая может блеснуть перед ним «своей пахучей, все еще свежей зеленью и лаской и силой весны» (Соч. XIII: c.177). Сознание помогает человеку осмыслить свое положение в мироздании и в какой-то

степени примириться с ним. Так, лишено трагизма понимание смерти как конца существования личности, индивидуальности, но и звена непрерывной цепи природной жизни героем миниатюры «Дрозд I». Бессмертной, вечной представляется герою стихотворения в прозе «Стой!» красота, соединяющая в себе начала естественности (природы) и искусства. Мотивами стоического отношения к жизни6 наполнена миниатюра «Мы еще повоюем!», герой которой наблюдает «бойко, забавно, самонадеянно» (там же: с. 197) резвящихся воробьев, не боящихся кружащего в небе ястреба. Эта картина вселяет в его сердце отвагу, удаль, охоту к жизни.

В понимании Ф.И.Тютчева, сознание играет почти обратную роль. Оно, по мысли поэта, и является причиной разлада, разобщенности человека и природы. «Мыслящий тростник» (II: с.142) ропщет, душа его отчаянно протестует, но не может достичь желанного единения с внутренне гармоничной, самодостаточной природой («Певучесть есть в морских волнах»).

В этом тютчевском стихотворении, как и в ряде других его художественных текстов, отчетлива связь художественной мысли автора с философией Б.Паскаля. Как и И.С.Тургенев, поэт был хорошо знаком с философией французского мыслителя. Первое упоминание о книге «Мысли» в переписке Ф.И.Тютчева относится к октябрю 1820 г. - времени обучения поэта в Московском университете. В письме к М.П.Погодину, товарищу Ф.И.Тютчева по университету, с которым он, по всей вероятности, обменивался книгами, будущий создатель «Silentium» просит прислать ему «”Pensees” de Pascal» <«Мысли» Паскаля> (IV: с.10). К рождеству 1860 г. поэт преподносит в подарок своей младшей дочери Марии две книги сочинений французского философа - «Мысли» и «Письма к провинциалу». При этом он, очевидно, ориентируется не только на особенности характера и натуры Марии Федоровны, не любившей светскую жизнь и склонной к самоуглублению и нравственным поискам, но и на собственный эстетический и этический вкус [Белевцева 1989: 632-633].

В исследованиях поэзии Тютчева неоднократно указывалось7, что паскалевские «Мысли» являются источником метафоры «человек -“мыслящий тростник”», лежащей в основе стихотворения. «Человек - всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая» [Паскаль 2003: 112], - заключает философ. С его точки зрения, именно мышление, сознание своего ничтожества способно возвысить человека. Сознание, по Ф.И.Тютчеву, напротив, может даровать человеку лишь призрачную, а не

истинную свободу, оно разделяет человека и природу, выводит его голос из стройного хора природы.

Единственной возможностью приобщения к природной жизни, слияния с ней тютчевскому лирическому субъекту видится отказ от собственной индивидуальности, от личностного начала в человеке. Он жаждет «вкусить уничтоженья», смешаться «с миром дремлющим», переполнить свою душу «мглой самозабвенья» («Тени сизые смесились.») (I: с.159), потопить ее в обаянии морских волн («Как хорошо ты, о море ночное.»). В этом саморазрушении, представляется лирическому субъекту Ф.И.Тютчева, и кроется тайна единения с природой, растворения в ней.

Смысловая конвергенция, отчетливо проявляющаяся в натурфилософских представлениях И.С.Тургенева и Ф.И.Тютчева, позволяет рассматривать их произведения как реплики творческого диалога8. Созвучие «голосов» писателей в этом диалоге очевидно. Выявленные типологические схождения во взглядах Ф.И.Тютчева и И.С.Тургенева на природу, человека и их взаимоотношения, на место человека в мироздании, а также их единые философские предпочтения (интерес к сочинениям Б.Паскаля) демонстрируют сходные позиции их как участников диалога. Вместе с тем натурфилософские картины мира Ф.И.Тютчева и И.С.Тургенева отнюдь не тождественны друг другу, а напротив, выявляют различный ход художественной мысли писателей при решении одних и тех же проблем.

1 В дальнейшем стихотворения и письма Ф.И.Тютчева цитируются по этому изданию с указанием тома и страниц в круглых скобках.

2 В дальнейшем произведения и письма И.С.Тургенева цитируются по этому изданию с указанием раздела издания, тома и страниц в круглых скобках. Например: (Соч. V: с.418).

3 Создавая образ капитана, И.С.Тургенев использует весьма значительную в системе художественной картины мира писателя деталь: его герой «сердито плевал в застывшее море» (Соч. XIII: с.194), что сродни пренебрежению и даже осквернению природы. Это достаточно странное качество для человека, чья жизнь по определению связана с морской стихией.

4 Ср. с метафорой «трепетного огонька» жизни в цитировавшемся выше стихотворении в прозе «Собака».

5 Концевая позиция, которую занимает миниатюра в составе цикла, завершая его, подчеркивает ключевое значение развиваемых в тексте проблем в авторской концепции всего художественного произведения в его целостности.

6 О близости мировоззрения И.Тургенева философии стоиков см.: [Батюто 2004: 378-382].

7 См., напр.: [Бухштаб 1970: 33].

8 В данном случае термин «диалог» трактуется в рамках концепции М.Бахтина. См., напр.: [Бахтин 1997: 173-178].

Список литературы

Аринина Л.М. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева и лирика Ф.И.Тютчева последнего периода // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля: межвуз. тема-тич. сб. науч. тр. / под ред. Н.А.Гуляева. Калинин, 1986. С. 86-96.

Батюто А.И. Тургенев-романист // Батюто А.И. Избранные труды / отв. ред. С.А.Батюто. СПб.: Нестор-История, 2004. С. 315-568.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5. Работы 1940-х -начала 1960-х годов. М.: Русские словари. 1997. C.159-206.

Белевцева Н.П. Аннотированное описание книг, принадлежавших Ф.И.Тютчеву // Литературное наследство. Т. 97, кн. 2. М.: Наука, 1989. С.631-649.

Бухштаб Б.Я. Тютчев // Бухштаб Б.Я. Русские поэты: Тютчев. Фет. Козьма Прутков. Добролюбов. Л.: Худ. лит., 1970. С.9-75.

Лаврецкий А. Тургенев и Тютчев // Творческий путь Тургенева: сб. ст. / под ред.

Н.Л.Бродского. Пг.: Сеятель, 1923. С. 244-276.

Озеров Л.А. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева // Мастерство русских классиков. М.: Советский писатель, 1969. С. 153-218.

Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма / пер. с фр. Ю.Гинзбург. М.: Пушкинская б-ка, АСТ, 2003. 528 с.

Трофимова Т.Б. И.С.Тургенев и Паскаль (Проблема реминисценций) // Спасский вестник: Вып.12. Тула: Гриф и К, 2005. С. 166-173.

Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: в 28 т. М.-Л.: Наука, 1960-1968.

Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма: в б т. М.: Классика, 2002-2005.

Щеблыкин И.П. «Стихотворения в прозе» в контексте этико-философских представлений И.С.Тургенева // Актуальные проблемы изучения литературы и культуры на современном этапе: сб. статей и материалов Региональн. науч. конференции, посвященной д.ф.н., проф. С.С.Конкину / под ред. В.И.Демина. Саранск, 2002. С. 34-41.

“SENILIA” BY I.S. TURGENEV AND POEMS BY F.I. TYUTCHEV AS THE CUES OF THE NATURAL PHILOSOPHY DIALOGUE

Irina A. Kalashnikova

Post-graduate Student of Literature and Journalism Department Surgut State Pedagogical University

The article deals with the aspect of the problem of the creative dialogue between two Russian literature classics - genetic and typological ties in the natural philosophy world pictures reconstructed in Tyutchev’s lyrics and in the “Prose poems” by I.S. Turgenev.

Key words: F.I. Tyutchev; I.S. Turgenev; “Prose poems”; creative dialogue; natural philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.