УДК 94(470.324) ББК 63.3(2)52
СЕМЬЯ СОКОЛОВЫХ В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ОТЧЕГО КРАЯ
Шаманина Лилия Анатольевна, ассистент ФГБОУ ВПО
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
Аннотация. В статье в историческом ракурсе рассказывается о жизни и деятельности четы Соколовых, которая, по нашему мнению, внесла значимый вклад в воспитание и образование крестьян села Никольского нынешнего Верхнехавскогорайона Воронежской области. О том, что созданный Соколовыми любительский театр для крестьян существует и успешно работает по сей день.
Ключевые слова: наследие, отчий край, культурно-просветительская деятельность, образовательная и благотворительная деятельности, любительский театр.
THE SOKOLOV FAMILY IN HISTORICAL AND CULTURAL CONTEXT OF THE HOMELAND
Shamanina L.A.,
Annotation. The article is a historical perspective about the life and works of the Sokolovs, who, in our opinion, made a great contribution to the education of the country folk residing in the village of Nikolsky, which is in what is now the Verchnechavsky district of Voronezh. This article focuses on the Amateur theater, which was created for the country folk by the Sokolovs, and still exists today.
Key words: heritage, motherland, cultural and educational activities, Amateur theater, charitable and educational activities.
Наследие - невозместимая ценность, определяющая национальное самоуважение, доставшаяся нам от людей, ранее живших - выдающихся личностей и рядовых граждан. Наследие питает развитие современной науки, образования, культуры. Наследие - достоинство нации.
«Отчий край, по мнению воронежских философов, писателей, педагогов (Е. Белозерцев, В. Бу-даков, В. Варава, В. Остапенко и др.), - философ-ско-культурологическая единица, метафорическое понятие, интегральное понятие культуры, воспитательное понятие, которое:
112
- служит для объединения всего культурного потенциала региона, который сформировал его самобытный облик; (...)
- данное понятие культивирует взгляд на мир;
- позволяет узнать, какова роль образовательного потенциала региона в современных процессах» [1, с. 153].
Чрезвычайно богатое и многогранное наследие нашего отчего края сложилось из сотен, а может, и тысяч конкретных примеров и фактов.
Замысел данной статьи состоит в том, чтобы рассказать о жизни и деятельности четы Соколо-
вых, которая, по нашему мнению, внесла значимым вклад в воспитание и образование крестьян села Никольского нынешнего Верхнехавского района Воронежской области. Об их деятельности нам стало известно в девяностые годы двадцатого века благодаря исследовательской работе ведущего методиста по театральной самодеятельности Воронежского областного центра народного творчества Светланы Николаевны Сукачевой [3].
Зинаида Сергеевна Соколова, в девичестве Алексеева (1865-1950), родилась в многодетной семье Сергея Владимировича (1836-1893) и Елизаветы Васильевны (1841-1904) Алексеевых. Сергей Владимирович был потомственным фабрикантом и промышленником. Елизавета Васильевна Алексеева (настоящее имя Адель, в девичестве Яковлева) была дочерью известной парижской актрисы Мари Варлей. Происхождение, несомненно, оказало влияние на увлечение семьи театром. В Москве на участке Красных ворот главой семейства было построено здание домашнего театра [3, с. 260]. А в Любимовке - имении на берегу Клязьмы - специально для любительских спектаклей он выстроил флигель. Именовался домашний театр Алексеев-ским кружком. Вдохновителем театральных затей был сын Алексеевых Константин - впоследствии всемирно известный реформатор сцены, создатель новаторской театральной системы, один из основателей Московского художественного театра Константин Сергеевич Станиславский.
Сергей Владимирович Алексеев состоял в родстве с Саввой Ивановичем Мамонтовым и братьями Третьяковыми. В деловых кругах Москвы, а также среди рабочих и крестьян соседних деревень Сергей Владимирович снискал репутацию доброго человека, отзывчивого на чужую боль и беду, во всякое дело вкладывающего душу. Алексеев состоял в нескольких благотворительных обществах. «Будучи старшиной московского купечества, собрал, рассказывают, миллион рублей в пользу семей погибших и искалеченных» [4, с. 7]. В январе 1891 года в приюте при Старо-Екатерининской больнице для чернорабочих произошёл пожар. Погибло шестеро детей. Приют вскоре восстановили. На собственные деньги Алексеев выстроил и обустроил двухэтажный каменный дом. Но здоровье было сильно подорвано переживаниями о несчастье, которое случилось с подопечными Сергея Владимировича. В 1892 году во время голода помогал нуждающимся, отремонтировал школу в Болшеве. При его финансовой помощи была организована народная библиотека. Проводились чтения с теневыми картинами [4, с. 7]. Применение данной технологии проецирования изображения отчасти можно счи-
тать прообразом кинематографа. Как мы видим, Сергей Владимирович был человеком не только отзывчивым и щедрым, но и творческим.
Вероятно, в кругу таких значительных личностей было должным помогать нуждающимся и обездоленным. «Этот дом и этих людей было за что любить» [4, с. 6], - так писал о своей семье Константин Сергеевич Станиславский.
Супруг Зинаиды Сергеевны Константин Константинович Соколов (1858-1919) - дворянин, из семьи потомственных врачей. Окончил медицинский факультет Московского университета. Учился в одно время с Антоном Павловичем Чеховым. Константин Константинович свою врачебную деятельность начинал в Комаровской лечебнице, которую на собственные деньги открыл Сергей Владимирович Алексеев [3, с. 260]. Затем работал старшим врачом хирургического отделения Бахрушинской больницы. По словам своей супруги, хирургию любил безгранично. Воспитывал учеников. Был наделён многими талантами. Будучи ещё студентом, принимал участие в театральных постановках Алексеевского кружка. О Константине Константиновиче современники говорили, что после таких актёров Малого театра, как Качалов и Москвин, так талантливо никто не читал Островского и Чехова.
Супруги Соколовы воспитывали свою дочь Зинаиду и четверых приёмных детей - Саню, Владимира, Женю и Зину. Это были внуки гувернантки, работавшей в доме Алексеевых.
Говоря современным языком, Зинаида Сергеевна была активным волонтёром. Во время голода 1891-1892 годов вместе с Константином Константиновичем оказывала посильную помощь нуждающимся. До осени 1892 г. заведовала столовыми, которые организовывались для предупреждения холеры (в Москве ожидалась эпидемия). А также посещала педагогические курсы Д. И. Тихомирова и готовилась к экзамену на домашнюю учительницу [3, с. 7].
Будучи почитателями театрального искусства, Зинаида Сергеевна и Константин Константинович реализовывали свои театральные привязанности, участвуя в постановках Алексеевского кружка. Константин Сергеевич Станиславский был поклонником таланта своей сестры и не раз приглашал её в Художественный театр в качестве актрисы.
Вполне благополучно жила семья Соколовых в Москве. Что же стало причиной для того, чтобы покинуть столицу, сменить устроенный быт на жизнь в деревне? Зинаида Сергеевна так пишет в своих дневниках: «Идея переселения увлекла нас и приподымала наш дух. Нам так хотелось прозрения крестьян на лучшее, что есть в жизни! Радовались за детей, что будут расти близ крестьян, среди природы...» [3, с. 9].
113
В 1893 году умер отец Зинаиды Сергеевны. По духовному завещанию, Алексей Владимирович оставил дочери деньги, которые Зинаида Сергеевна с супругом решили «тратить на народ и обездоленных, на поднятие культуры в деревне» [3, с. 7].
И вот весной 1894 года молодая семья Соколовых - Константин Константинович и Зинаида Сергеевна - прибыли в село Никольское. Ранее земли эти принадлежали воронежскому дворянскому роду Халютиных. Приобрели данное имение супруги по совету их знакомого - выдающегося русского писателя, уроженца деревни Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии, Александра Ивановича Эртеля.
При переезде в деревню троих старших детей оставили в Москве у сестры Константина Константиновича Юлии Константиновны. Детям необходимо было учиться. Зину-старшую шести лет и Зину-маленькую двух лет взяли с собой. Но Рождество, Пасху и лето все дети непременно проводили в деревне.
В Никольском Соколовы полностью погрузились в дела деревни. «Они служили людям бескорыстно, самозабвенно, искренне» [3, с. 3].
Константин Константинович буквально через два или три дня после приезда начал заниматься лечением крестьян. Принимали больных на крыльце или в парадной старого дома, оставшегося от предыдущих хозяев усадьбы. Лечил и детей, и взрослых. Посетителей с каждым днём становилось всё больше. В иной день их число доходило до 150 человек. Приходили и приезжали не только из близлежащих сёл, но и за 30-35, а то и за 100 вёрст. Молва о приветливом и обходительном московском «дохтуре» распространялась очень быстро. Ученик Константина Константиновича Семён Семёнович Мануйлов не раз присылал из больницы Рамони (имение принца Петра Ольденбургского) за Соколовым экипаж, когда предстояли сложные операции. [3, с. 42] После этих поездок крестьяне нарекли доктора Соколова принцем. Во время эпидемии дифтерии осенью 1894 года он сам ходил по крестьянским домам, занимался дезинфекцией одежды, изб. При необходимости сжигал подушки, одеяла и прочее. Взамен сожжённым вещам покупал новые. Зинаида Сергеевна замечала, что «Костя умел разговаривать с крестьянами, не раздражаясь их тёмными возражениями, умел убедить их в том, что требовалось для спасения их же детей» [3, с. 20]. По окончании строительства, в своём новом доме доктор Соколов организовал медицинский кабинет с отдельным входом и проводил регулярные приёмы. Чуть позднее была построена амбулатория. Здание располагалось при подъезде к Никольскому, чтобы не распространялись заразные болезни среди местных жителей. При необходимости посещал больных у
них на дому. Старшие дети помогали в приготовлении лекарств. Резали и складывали бумажки для порошков, а также взвешивали и раскладывали порошки по приготовленным упаковкам [3, с. 43].
Зимними вечерами в столовой дома Соколовых жители Никольского собирались «почитаться». Константин Константинович читал газеты, но чаще драматические произведения, прозу, стихи. Звучали такие авторы, как А. Н. Островский, А. И. Эртель, А. В. Кольцов, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой. «Он читал удивительно образно и слушатели зажигались драмой, действующими лицами» [3, с. 29]. Повзрослев, дети, старшая Зина и Саня вместе с Зинаидой Сергеевной «делили деревню на несколько частей, и каждый чтец садился на свой участок, крестьяне этого участка садились на «вулице» на траву «кураводом», и чтение начиналось» [3, с. 29]. Среди прочего читали литературу по зоологии, ботанике и мирозданию. Также Зинаида Сергеевна проводила беседы о последствиях употребления водки, «восставала против битья женщин и детей, ругательств,.. .о пользе учения, что учиться никогда не стыдно» [3, с. 30].
В конце 1892 года Александром Ивановичем Эртелем в селе Макарье была заложена школа. Деньги на строительство пожертвовали Варвара Алексеевна Морозова и Сергей Владимирович Алексеев. При помощи книгоиздателей Ивана Дмитриевича Сытина и Козьмы Терентьевича Солда-тенкова удалось собрать для школы богатую и разностороннюю библиотеку.
В 1894-1895 годах на средства Соколовых были построены школы в двух селах - Никольском и Супруновке. Школы планировались и строились таким образом, чтобы в них можно было организовывать литературные и музыкальные вечера, а также давать драматические спектакли. Вокруг школ были разбиты фруктовые сады. Посадкой деревьев руководил Константин Константинович. Зинаида Сергеевна сама ходила по дворам и убеждала крестьян отдавать своих детей в школу. Причём, не только мальчиков, но и девочек. Учителей в школу выбирали внимательно, искали «идеальных» учительниц, писала Соколова: «.только при таких помощницах, дело может идти успешно и плодотворно». [3, с. 78] Одно время в Никольской школе работали учителя - семейная пара из Санкт-Петербурга. Кроме того, действовала ещё и так называемая «летучая» женская школа. То, что в Никольском, Супруновке и других ближайших деревнях не было ни одной грамотной женщины, Зинаиде Сергеевне не давало покоя. И она организовала учёбу у себя дома, вечерами. В этой деятельности активно помогала старшая - Зина. Женщины и девушки
учились читать и писать. Изучали ботанику, арифметику, зоологию. Читали и анализировали Ветхий завет. Надо заметить, что усилия Соколовой по образованию крестьян дали свои плоды. Из девочек вышло много учительниц.
Особенно беспокоило Соколову бесправие деревенских женщин. И она старалась, по мере своих сил, изменить данное положение. « С этой целью организовала для них кустарный промысел.» [3, с. 5]. Зинаида Сергеевна не однажды ездила по окрестным деревням, собирала различные изделия (вышитые скатерти, полотенца, кружевные салфетки, и прочее). Возила в Москву на продажу и вырученные деньги раздавала мастерицам. А в 1914 году в Берлине проходила кустарно-промышленная выставка, где в числе различных изделий из России были представлены вышивки и кружева никольских мастериц.
Особое место в деятельности школ занимали литературно-музыкальные и литературно-вокальные вечера. Первоклассники пели детские песни П.И. Чайковского, сказку «Белоснежка» на музыку Бога-евского, читали басни И.А. Крылова, произведения И.С. Никитина, Н.А. Некрасова. В репертуаре детей старших классов была опера П.И. Чайковского «Ио-ланта», романсы и песни. Все произведения - и литературные, и музыкальные - обязательно инсценировались. Особую радость доставляли не только сами представления, но и подготовка к ним. В изготовлении декораций, костюмов и реквизита принимали участие и сами исполнители, и учителя, и благодарные зрители. Искреннее внимание и неподдельный интерес вызывали вечера у местных жителей.
При переезде в деревню Зинаида Сергеевна и Константин Константинович планировали непременно заниматься постановкой народных спектаклей. Но смогли приступить к воплощению своих планов лишь спустя два года. Первые спектакли проходили в доме Соколовых. Актёрами были дочери: Зина-большая и Зина-маленькая и их подруги, крестьянские девочки. Изображали «У колодца» Н.А. Некрасова. Пели и плясали под «гераль» (рояль). «Девочки были в восторге, что народ «ломится» [3, с. 107]. Невероятно увлечённо смотрели крестьяне детские спектакли. Просили непременно повторить назавтра, только не рано, чтобы все успели придти после работы. Зинаида Сергеевна позднее писала в своих воспоминаниях: «На спектакли для крестьян мы смотрели не только как на приятное препровождение времени.Мы рассчитывали, что спектакли расширят кругозор крестьян, возбудят новое самосознание.» [3, с. 108]. Первыми актёрами крестьянского театра были школьные учителя, сами Соколовы, их дети, а так же учащиеся Никольской школы. Чуть позже к актёрской
деятельности стали привлекать крестьян, а также приезжавших к Соколовым московских гостей. Одной из первых постановок был спектакль по пьесе М.А. Стаховича «Ночное». Театральный репертуар состоял из серьёзных произведений. Вот пример программы одного из вечеров:
- «Подружка» - народная комическая песня. Поёт хор.
- «Капля дождевая» - Варя Попкова (крестьянка).
- «Ночлег в деревне» - Олимпиада Сухорукова (крестьянка).
- «Стрекоза и Муравей», басня И.А. Крылова. Исполнят Варя Попкова, Саня Подтынникова, Олимпиада Сухорукова.
- «Эгмонт» Бетховена. В 4 руки сыграют Н.Н. Жукова и К.К. Соколов» [3, с. 110].
И это не полный перечень номеров первого отделения. Во втором отделении представляли «Сватовство» А.П. Чехова.
Снискавшим наибольший успех был спектакль по пьесе И.В. Шпажинского «В старые годы». Спектакль-драма был сыгран много раз.
Своеобразным культурным центром стало село Никольское. Для участия в народных спектаклях приезжали профессиональные актёры из столицы, литераторы, художники. «Ездили к нам крестьяне. Крестьянин Тарабрин приезжал из Тамбовской гу-бернии.Он был своеобразный человек, философ.» [3, с. 210] - писала Соколова в своих воспоминаниях.
В 1901 или 1902 году [3, с. 163] на несколько дней в Никольское приезжал К.С. Станиславский с женой М.П. Лилиной, актрисой МХТ. Для гостей специально устроили показы спектаклей: «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Кручина» И. В. Шпажинского. Константин Сергеевич был покорён искренностью актёров и правдивостью их сценического существования. Станиславский не раз заговаривал с Соколовыми, не согласятся ли они вернуться в Москву в качестве актёров Московского Художественного театра. На это доктор Соколов отвечал: «А как же никольских оставить? Лечение, помощь - пустили уже здесь свои корни» [3, с. 164]. Покидал Станиславский Никольское под большим впечатлением от увиденного, от того, как искусно всё было устроено: обучение и детей, и взрослых, врачевание Константина Константиновича, и в особенности - театр. Позднее он писал своей сестре: «.рука не подымается разорять это гнёздышко. Остаётся пожалеть о том, что арена деятельности мала» [5, т. 7, с. 216 - 217].
Вскоре после организации театра в Никольском была построена чайная - «.место, где могли бы сходиться крестьяне потолковать, попить чайку, послушать газеты, книжки, музыку» [3, с. 165]. В чайной «светлые кремовые занавеси на окнах и фотографии
115
из Третьяковской галереи» [3, с. 166]. А так же пиа-номелодика (род шарманки), которую пожертвовала для чайной Елизавета Васильевна Алексеева.
Во время голода 1896-1897 годов не остались Соколовы в стороне от крестьянской беды. На пожертвования для жителей села Никольское и окрестных деревень были открыты столовые. Весной 1897 года организовали выдачу семян. В дневниках Зинаиды Сергеевны мы читаем: «Можем ли мы, имеем ли мы право рассуждать: нужно или не нужно помогать голодающим, что выйдет из этой помощи? Допустимо ли бездействовать? И отвечаю себе: нет!» [ 3, с. 193].
Богатейшее наследие досталось нам от четы Соколовых, от их культурно-просветительской, образовательной и благотворительной деятельности. Амбулатория, школы, кустарный промысел, лавка и чайная. Всё устраивалось с заботой и глубоким уважением к крестьянам.
А ещё театр. Благодаря местным жителям, театр продолжал жить и после отъезда Зинаиды Сергеевны в Москву, и после смерти в 1919-м году Константина Константиновича. Живёт и работает театр и в наши дни.
С 1994 года в селе Никольском Верхнехавского района Воронежской области проводится областной фестиваль любительских театральных коллективов «Театральные встречи в Никольском». Народные театры демонстрируют свои спектакли на маленькой сцене бывшей школы, построенной Соколовыми -ныне это сельский клуб. По традиции, приглашаются гости из Москвы, Воронежа и других городов. Одним из последних значимых событий Никольского народного театра стала поездка коллектива на Всероссийский фестиваль любительских театров, проходивший в городе Санкт - Петербурге в сентябре 2015 года. Был представлен спектакль «Я песней стать старался». Сценарий был написан самостоятельно режиссёром и актёрами народного театра по произведениям Коли Шалыганова - поэта-самородка, нашего земляка. Покинув этот мир совсем молодым, он оставил после себя лишь тетрадку стихов, которая чудом, спустя много лет, оказалась в руках известного воронежского писателя, лауреата Госпремии РСФСР Юрия Гончарова. Юрий Данилович и открыл миру самобытный талант поэта Коли Шалыганова. Унеси меня, заря, В вечность вечную, глухую. Я растаю в янтаре, Обрету я жизнь другую, И забуду отчий край, Всё, что родиной зовётся, Счастье, мир себе найду, -Если сердце не порвётся.
Из личной беседы с нынешним руководителем Никольского народного театра и исследователем жизнедеятельности семьи Соколовых Светланой Николаевной Сукачевой мы узнали о том, что память о них жива до сих пор. Из уст в уста передаются душевные рассказы о том, каким чудесным доктором был Константин Константинович. Приготовленное им лекарство обязательно помогало, и болезнь уходила навсегда. О Зинаиде Сергеевне потомки одной из учениц Никольской школы рассказывали, как гордилась их бабушка - простая крестьянка - тем, что умела не только читать и писать, но ещё и играть на пианино.
Благодаря таким людям, как Зинаида Сергеевна и Константин Константинович, которых, к счастью, не мало, сохранились обычаи и традиции отчего края, которые нам ещё предстоит изучать и которыми мы не перестаём восхищаться и гордиться. Такими людьми богата и сильна Россия.
Жизнь человека, как правило, состоит из трёх больших этапов: прошлое, настоящее и будущее. Без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. Человек силён своими корнями. Лишь истинно духовно богатые люди могут вносить значительный вклад в развитие и воспитание общества, лад в человеческое общение.
Обращение к национальной культуре, изучение и сохранение её духовного богатства может и должно быть использовано в целях образования. Оно выступает единственно возможным средством в решении важнейшей задачи - воспитание гражданина России. По словам известного воронежского писателя Виктора Будакова, «.Отчий край призван помочь человеку, в особенности молодому, увидеть в пяди родной земли образ Родины, испытать гордость, радость, печаль, что и ему, нашему современнику, выпало счастье родиться и жить на этой земле». [2, с. 200].
Литература:
1. Белозерцев, Е.П., Будаков, В.В., Варава, В.В. Фило-софско-педагогическое наследие отчего края. Монография. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. - 311с.
2. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие отчего края: в контексте профессионального становления. - Известия ВГПУ - 2014. - №1 (262). - С. 197-206.
3. Зинаида Соколова. Наша жизнь в Никольском. Сукачева С.Н. составление, подготовка рукописи к публикации, комментарии. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2004. - С. 286.
4. Соловьёва, И.Н., Шитова, В.В., Станиславский, К.С. Москва: Издательство «Искусство», 1985. - С. 167.
5. Станиславский, К.С. Письма 1886-1917. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. - М., 1960. -Т. 7. - С. 216-217.