УДК 740
РС! 10.21661/Г-555172 Абилзода Г.С.
Семья - основа государства и хранительница национальных традиций
Аннотация
В статье речь идет о роли национальной культуры в формировании нравственных основ семьи. Национальные традиции являются первичным основанием для формирования у молодого поколения не только уважения к своим собственным традициям, но и к «другим» ценностям, так как национальные традиции не могут рассматриваться в изоляции от других национальных традиций. При этом, сегодня, большую роль играет способность людей жить в сосуществующем плюралистическом сообществе, так как эта социальная реальность, если еще и не наступила для Таджикистана, то в ближайшее время она может стать реальностью для него. Семья и национальная культура являются неразрывными понятиями. Можно сказать, что уклад таджикской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь таджикская культура всегда была хранительницей традиций таджикской семьи. Культура начинается с национальных ценностей, через семью - первичной среды, где путем сказок, рассказов для детей, традиций, обычаев, ритуалов происходит сохранение и передача культурного наследия народа, формируется и развивается менталитет нации, обеспечивается духовное единство народа, преемственность. Национальные традиции являются основой не только социального и стабильного развития государства, но и условием для экономического процветания. Носителем же этого национального капитала, конечно же, служит сама семья.
I
Ключевые слова: семья, культура, социальный институт, менталитет, национальная культура, государство, семейная культура.
Семья является не только основой государства, но и хранительницей национальных традиций, на которых, собственно, и покоится вся духовная архитектоника государственных институтов. Национальные традиции являются основой не только социального и стабильного развития государства, но и условием для экономического процветания. Носителем же этого национального капитала, конечно же, является сама семья.
Многие проблемы, которые происходят на макроуровне государственных институтов, сразу же отражаются на семье и наоборот.
Национальные духовные основы государства основываются на институте семьи, как первой метафизической и первичной социальной базы, на которой, собственно, и закрепляются многие национальные ценности таджикского народа. Семейный уровень является корневым, и поэтому многое зависит от того, как будет взращиваться это духовное и социальное основание.
Семья, включая её формы и функции, зависит не только от общественных отношений в целом, но и от уровня культурного развития общества. Без четкого представления о духовном и культурном значении супружеского союза и семейной культуры брак и семья низводятся до чисто биологических понятий.
Семья как первичный социокультурный институт является накопителем духовности, лоном культуры. Влияние культуры на формирование чувств личности, на процесс ее духовно-эстетического обогащения, неоспоримо. Развитие культуры отшлифовало человеческие чувства, сделало их более утонченными, одухотворенными. Культура сформировала у человека способность испытывать в любви эстетическое наслаждение. На этой основе впоследствии возник культ романтической любви. По мнению И. Канта, культура была тем «волшебным средством», которое превратило «чисто чувственное влечение в идеальное, животную потребность - в любовь» [8].
С момента возникновения любовь и семья имеют социокультурный характер и в силу этого оказывают заметное влияние на развитие культуры, на формирование духовного облика личности. Это влияние осуществляется по различным каналам. Но главным образом оно идет по линии дальнейшей индивидуализации и психологизации человеческих отношений на уровне личной жизни (психологизация супружеских отношений, родительских чувств, отношение детей к родителям, совершенствование интимного мира людей, их эмоциональной жизни и так далее).
Семья также как социальный институт адекватно отражает прогресс культуры, своей разносторонней деятельностью содействует ему. Нормальное функционирование и развитие культуры, во многом опосредствовано деятельностью того социального типа семьи, который порожден ею.
Взаимосвязь семьи и культуры особенно ярко обнаруживается при гуманистическом подходе к определению культуры, когда культура рассматривается как мера развития человеческого в индивиде, ибо основной её функцией выступает человекообразующая. Культура - специфический отличительный способ человеческой жизне-
деятельности. Она характеризует человека с точки зрения развития его социальных, творческих способностей и гуманистических качеств. «Культура с этой точки зрения - это тоже производство, но производство особого рода, главным результатом которого является сам человек во всей целостности и всесторонности своего общественного существования» [10].
При всех своих общечеловеческих характеристиках культура всегда отражает интересы конкретного общества, народа, нации. Развитие семьи тесно связано с прогрессом культуры и цивилизации. Это обуславливает актуальность исследования семьи в системе человеческой культуры. Дело в том, что достижения (и издержки) культуры и цивилизации в первую очередь отражается в семье. Вопрос о взаимосвязи прогресса культуры и цивилизации и развития семьи остается одним из мало исследованных тем. Полнее всего в социально-философской литературе разработан вопрос о влиянии культуры и цивилизации на развитие и формирование личности. Поскольку это влияние опосредуется типом и характером семьи, ее традициями и обычаями, постольку в поле зрения ученых попала семья.
Формирование новой личности во многом зависит от того, каков образ жизни семьи, в какой степени она выполняет функцию связующего звена между культурой, цивилизацией и личностью. Семья и национальная культура являются неразрывными понятиями. Можно сказать, что уклад таджикской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь таджикская культура всегда была хранительницей традиций таджикской семьи. Культура начинается с национальных ценностей, через семью - первичной среды, где путем сказок, рассказов для детей, традиций, обычаев, ритуалов происходит сохранение и передача культурного наследия народа, формируется и развивается менталитет нации, обеспечивается духовное единство народа, преемственность.
Наш народ с большим одобрением и с гордостью принял резолюцию Генеральной Ассамблей ООН, закрепляющую за Наврузом, имеющий более шести тысячелетнюю историю, официальный статус международного праздника. Навруз является частью национального самосознания и духовной гордостью наших народов, которые с огромным чувством уважения и бережливости до наших времен сохранили этот красивый праздник предков. Когда Таджикистан был в составе Советского Союза, празднование Навруза было под запретом, но патриоты и ученые сыны нашей нации как Садриддин Айни, Бободжон Гафуров, Мирзо Турсунзаде проявляли много стараний и усилий для возрождения этого праздника. В эпоху независимости Таджикистана, когда таджикский народ стал хозяином своей судьбы, Навруз в нашей стране снова возродился и превратился во всенародный праздник. И то, что Навруз включен в реестр нематериальных мировых памятников ЮНЕСКО и ООН признал его как Международный праздник, велика роль нашего народа и государства. Поэтому Навруз в Таджикистане отмечается очень торжественно и повсеместно. «Навруз отмечает Эмомали Рахмон - это символ нашего национального самопознания и государственной независимости» [6].
Народные обряды и традиции, которые появились у нашего народа на протяжении его истории, являются составной частью менталитета таджикской нации.
А.Б. Панькин связывает ментальность нации с ее достижениями в области культуры. Считалось, что посредством литературы, искусства, философии выражается ментальность нации или гений народа. Для того чтобы понять народ, достаточно понять мировоззрение элиты, выражающей его в наиболее яркой форме [7; 318].
В Концепции национального воспитания, принятой в республикой Таджикистан в 2003 году, подчеркивается такие важные качества таджикского народа как тяга к науке, учение, трудолюбие, умение работать на земле, дружелюбие и миролюбие, стремление к культуре и получение профессии, гостеприимство, трепетное отношение к семье, патриотизм, щедрость, оптимизм, уважение к родителям и старикам, поддержка сирот и инвалидов, отсутствию зависти и корыстолюбия, и т.п [5; 11].
Менталитет является отражением национального духа и характера, по которому осуществляется не только оценка деятельности и вклада народа в мировую культуру, но и способность его к защите своих национальных интересов.
Большое значение в семейных отношениях играет закладывание основ терпимости и мирного сосуществования с другими ценностями и нормами поведения. Мы уже живем во время информационной цивилизации или глобализации. Многие культурные и религиозные традиции пришли в соприкосновение друг с другом. Все это относится также и к таджикам, которые выезжают в другие страны в поисках экономических ресурсов, в частности, в Россию.
Стоит подчеркнуть, что семья закладывает основы и умения у молодого поколения для адаптации его в ино-культурной, и социально-политической среде. В этом контексте изучение таких понятий как толерантность, уважение к другой позиции, взгляду или религиозному убеждению, являются на сегодняшний момент основным международным стандартом, чему обучаются молодые люди не только в школах и в университете, но и, главным образом, в структуре самой семьи.
Национальные традиции являются первичным основанием для формирования у молодого поколения не только уважения к своим собственным традициям, но и к «другим» ценностям, так как национальные традиции не могут рассматриваться в изоляции от других национальных традиций. При этом, сегодня, большую роль играет способность людей жить в сосуществующем плюралистическом сообществе, так как эта социальная реальность, если еще и не наступила для Таджикистана, то в ближайшее время она может стать реальностью для него.
Достижение национального суверенитета дало возможность возродить национальную культуру, традиции и включиться в общечеловеческую цивилизацию. Важнейшим фактором возрождения национальной культуры явилось внимание к таджикскому языку, придания ему статуса независимости таджикской государственности.
Принятая правительством Концепция национального воспитания дала новые возможности для развития воспитательного процесса с учетом решения задач направленного развития общественного сознания, привития любви к Родине, защиты национальных интересов, защиты независимости таджикского государства, построения демократического общества, возрождения национального самосознания, интернационализма, необходимости усилий для того, чтобы Таджикистан занял достойное место в мире [5; 14].
Попытки найти и предложить новую концепцию национальной идеи на основе теории милосердия, мира, благотворения, дружбы, ненасилия, терпимости и возрождения, прослеживались в научно-философской общественно-политической деятельности мыслителей прошлого [1; 17] Они, бесспорно, обогащают идеи национального воспитания. Культурная жизнь Таджикистана сегодня представляет собой своеобразный характер. Во-первых, это величайшее наследие народа, это зороастризм, Заратуштра - высота человеческого, которая определяет историческое место таджиков в истории человечества.
Окидывая единым взглядом историю таджиков, нельзя не отметить огромную заслугу крупнейших деятелей науки, литературы и культуры нашего народа - Садриддина Айни, Султона Умари, Бободжона Гафурова, Абдуга-ни Мирзоева, Алоуддина Богоутдинова, Мирзо Турсун-заде, глава государства Эмомали Рахмон и многих других, которые беззаветно служили своему народу, заложили основу возрождения национальной культуры и независимости современного Таджикистана.
Включение в духовную жизнь достижения духовно-нравственного опыта минувших поколений в лице их выдающихся представителей - одно из закономерных направлений культурного прогресса. Во-вторых, отечественная, общенациональная культура, рождающаяся в национальном сознании как результат взаимодействия культур различных наций и народностей, проживающих в республике. В-третьих, собственно национальная культура, присущая только таджикскому народу.
З. Саидов, специалист в данной области, прокомментировал процесс глобализации и его трагические последствия: «Сохранение национальных особенностей, исторической идентичности и нравственных качеств нашего народа - это задачи, выполнение которых зависит от стабильности. государство Таджикистан, его независимость и суверенитет» [4; 4].
Принятие двух национальных законов независимым таджикским государством с целью сохранения национальной идентичности, исторической самобытности и моральных качеств нашего народа, на этом чувствительном этапе быстрой глобализации было очень своевременным регулировать социально-экономические, культурные и нравственные жизнь таджикского общества.
Закон Республики Таджикистан «О регулировании традиций и праздников в Республике Таджикистан» был принят 8 июня 2007 года. Целью этого закона является регулирование традиций и праздников в соответствии с требованиями общества, защита исконных ценностей национальной культуры и уважение народных традиций, улучшение социально-экономической жизни граждан Республики Таджикистан [2].
2 августа 2011 года принят Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей». Целью этого закона является усиление ответственности родителей за воспитание детей в духе гуманности, патриотической гордости, уважения национальных, общечеловеческих и культурных ценностей, а также защита прав и интересов детей в социальной сфере и в обществе. защита прав и интересов детей в старости [3;]
Национальные ценности, сегодня, уже стали основой для национальных проектов, направленных на мирное сосуществование светских и религиозных традиций. К сожалению, сегодня, семья с трудом сопротивляется радикальным нетрадиционным религиозным системам, что приводит ко многим конфликтогенным ситуациям в обществе.
Сегодня можно наблюдать, как в одной семье могут быть представители традиционного для мазхаба таджиков - ханифизма, а также представители салафизма или Хизб-ут-Тахрира. Проблема заключается в том, что члены радикальных религиозных систем очень идеологизированы и часто направлены на разрушение семейной и государственной легитимности. Это приводит к тому, что член семьи может просто отказаться от своих родителей, братьев и сестер, только потому что они отказываются принимать его взгляды. У него уже возникает своя религиозная семья на идеологической основе.
Это состояние дел вызывает обеспокоенность у Правительства РТ, которое в ответ на эти угрозы, пытается усилить работу с родителями и внести новую форму ответственности уже для родителей за воспитание своих детей.
Здесь возникает проблема, связанная со сложным экономическим положением семьи, которая, ссылаясь на них, отказывается брать на себя ответственность за членов своей семьи. Она просто не в силах сопротивляться в условиях жесткой экономической ситуации. Тем более, если член семьи находит ресурсы в радикальных или транснациональных религиозных сетях, некоторые семьи капитулируют перед ними и осуществляют свой выбор в пользу финансовой выгоды.
Это в какой-то мере показывает, что пространство семьи функционирует в примордиальном измерении. Государство взывает ее к принятию на себя обязательств в гражданском секторе за обеспечение образовательного
процесса и включение родителей в социальную активную жизнь в светском пространстве. Только в этом случае возможно сохранение семьи и своего гражданского статуса. В противном случае семья постепенно уходит в пространство религиозной общины, где она поддерживается определенными экономическими ресурсами, выделенными идеологами для поддержания этих сетей. К сожалению, некоторые родители закрывают глаза на это, и сами постепенно уходят в эти сети из-за боязни потерять своих близких.
В этой связи стоит, конечно, усилить работу государственных и гражданских институтов для сохранения основ семейной социальной структуры, где, собственно, и происходит воспитательный процесс. Однако в условиях, когда уровень образования женщин падает, - снижается также и их социальная роль в обществе. Это связано с тем, что у них достаточно ограничены механизмы доступа к социально-активной жизни. При этом необходимо иметь в виду традиционную и религиозную агитацию в Таджикистане относительно роли женщин в обществе, что только закрепляет их традиционные социальные позиции в семье и в обществе.
Важная роль, которая принадлежит женщинам в обществе - это образование, которое женщины дают своим детям. В условиях традиционного общества женщины передают первичную модель социального поведения своим детям. Конечно, если женщина не получила достаточного образования, если она занималась постоянно домашним хозяйством, то естественно она передаст именно эти умения и это мировоззрение.
При отсутствии перспективы и выбора к лучшей жизни многие молодые присоединяются к радикальным религиозным сетям, чтобы использовать их как идеологический инструмент для выхода, с их точки зрения, из тупика. Во многом они становятся лишь инструментом достижения целей, которые, к сожалению, в конечном итоге, направляются против их же семей, против их же национального государства.
В этой ситуации важно понять, что мало принимать законы о семье, важно найти механизмы реализации их в гражданской, культурной и политической сфере.
Как сделать так, чтобы молодежь не уходила в различные радикальные идеологии? Здесь важно понять причины, по которым они уходят в эти сети. Международные эксперты в этой сфере полагают, что молодежь уходит из традиционной семьи, потому что она не видит надежды на улучшение своих жизненных и социальных позиций в обществе. Она считает, что традиционная семья и ценности уже не способны защитить их собственные интересы, тем более экономические. Ситуация, когда происходит исключение части талантливой молодежи от доступа их в экономические и политические секторы страны приводит их или к выезду за пределы республики, или к ситуации, когда они присоединяются к этим радикальным группам.
Безусловно, есть категория людей, которые осуществляют это по причине недостаточного образования. В этом случае, конечно, можно использовать ресурсы национальной политической программы и разъяснения последствий, куда могут привести их действия, - с одной стороны, и их семьи, - с другой.
При этом важно понимать, что, не создав благоприятных социальных условий для молодежи и членам семьи, посредством включения их в активную социальную жизнь, трудно ожидать исполнения этих программ, в действительности. Для того чтобы выйти из данного тупика, важно укрепить основы гражданского общества, которые, собственно, могут создать благоприятные условия для образования новых возможностей и выбора для молодежи и семьи. Так как гражданский сектор и есть то пространство, где образуются новые возможности для новой качественной жизни. Это очень важно для семьи - видеть перспективу и надежду. Но если это исключить, то никакие призывы к добродетельной жизни по образцу национальной модели, тем более, если молодежь видит обратное, а именно - коррупцию, несправедливость, отсутствие правового закона, основанного не на защите тех, кто обладает политической властью и экономическими ресурсами, а прежде всего защиты Конституции и закона, то, естественно, его выбор уже детерминирован или предопределен теми обстоятельствами, в которых он функционирует.
Это, конечно, не исключает активную работу деятелей культуры и помощь педагогов, направленных на развитие и образование национальных традиции в среде молодежи, ориентированных на формирования более конструктивного и позитивного будущего для них и их семей. При этом важно учесть, что в современной культуре существенно возросла роль визуальных образов, а вместе с этим роль экранных искусств. Кино, телевидение, мультимедийные средства, Интернет - пространство должно быть освоено нашей культурной традицией и противопоставить коммерциализированным подделкам подлинные произведения искусства.
Современная семья, в которой родители сами страдают от решения экономических и социальных проблем в семье, нередко отсутствием единства между супругами и между поколениями, нуждается в помощи и руководстве со стороны профессиональных педагогов, деятелей культуры.
Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, в искусстве, в науке, вообще творческой деятельности.
Полноценное эстетическое развитие каждого человека - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития личности, при отсутствии которого нет, и не может быть полноценного усвоения нравственных «эстетических» принципов отношения не только в семье, но и к миру, людям, природе.
Национальный фактор в развитии семьи играет немаловажную роль, особенно, в отношении адаптации молодого поколения к реалиям национальной культуры, где национальная культура тесно связана с этнической культурой. При этом стоит заметить, что если в этнической культуре границы государства определяются границами культуры, то в нации, границы культуры определяются границами государства. В этом контексте развитие наци-
ональной культуры отражает развитие государственного суверенитета, так как границы распространения национальной культуры, в принципе, совпадает с принципами развития самого государственного устройства.
Естественно, что усиление национальных ценностей в семье, дает возможность создания самых благоприятных условий для формирования гражданина, который будет способен к восприятию ценностей своей нации и при этом терпимо относится к ценностям других народностей.
Литература
1. Арифджанова Н.Р. Автореф. Национальная идея таджикского народа как предмет социально-философского анализа. - Душанбе, 2004. - С. 17.
2. Закон Республики Таджикистан «О регулировании традиций и праздников в Республике Таджикистан» 8 июня 2007 года.
3. Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей» 2 августа 2011 года.
4. Зафар Саидов Густариши ахло^и миллй- посух ба пайомад^ои манфии ца^онишавй. - Душанбе, 2014. - 259 с.
5. Концепция национального воспитания Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 2003. - С. 11.
6. Концепции национальной воспитание в Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон. 2003. - С. 14.
7. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования. Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 318.
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: referati.info/pшjects/project-80064.html
9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.president.tj/rus/novostee_270310a.html