Научная статья на тему 'Семья Метнеров и культура Серебряного века'

Семья Метнеров и культура Серебряного века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
487
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья Метнеров и культура Серебряного века»

СЕМЬЯ МЕТНЕРОВ И КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Под таким названием 23-26 апреля 2002 года в Москве состоялась интересная международная научная конференция. Ее учредителями были ЦАО г.Москвы, библиотека-фонд «Русское зарубежье», Дом Лосева, Музей музыкальной* культуры им. М.И.Глинки, Московская государственная консерватория, Академия музыкальной культуры им. Гнесиных, Российский фонд культуры, Посольство Германии в России. Она объединила литературоведов, философов, историков эстетики, музыковедов, театроведов, архивариусов, музыкантов-исполнителей Москвы, Санкт-Петербурга и других го-. родов России, представителей Украины, Германии, Швеции, Франции..; Судьбы и творчество трех братьев Метнеров — Эмилия, Александра, Николая

- были этим объединяющим началом. По числу и отбору докладчиков кон-

ференция была немногочисленной, элитарной. Не было и разделения на секции. Это позволило желающим прослушать все высококвалифицированные доклады и принять участие в их обсуждении, прослушать много музыкальных произведений Н.Метнера, представленных разными исполнителями и музыкальными коллективами. Кажется, что именно такой тип конференций, а не массовые «съезды» докладчиков разных уровней - от студента, учителя до профессора - более интересен и перспективен. ■

Чтобы понять разные направления этой конференции и ее единство необходимо сделать .небольшой экскурс в историю этой семьи и судьбы братьев Метнеров, так как до сих пор об этом известно немногое. (Для более полного знакомства с творчеством и судьбами братьев Метнеров можно обратиться к книге шведского исследователя М.Юнггрена «Русский Мефистофель. Жизнь и творчество Эмилия Метнера» СПб, 2001 и к моей рецензии на неё, помещенной в этом же номере «Вестника»),

До 1917 года многодетная семья обрусевших немцев Метнеров была одним из известных очагов литературно-музыкальной жизни Москвы: мать

- известная певица, в доме постоянно царила атмосфера искусства. Родственными и дружескими узами семья была связана с двумя обрусевшими германскими семьями - Гебхартов и Гедике, а также с французской обрусевшей семьей Д' Альгеймов. После 1917 года семья Метнеров по разным причинам оказалась незаслуженно забытой, хотя ее представители внесли весомый вклад в развитие русской музыки и литературы. А.Белый даже говорил, что в Москве есть два музыкальных центра - семья Метнеров и Д' Альгеймов.

Старший брат Эмилий Карлович (1872-1936), по словам Белого, «трубадур от культуры Гете, Канта, Вагнера и Бетховена» - важнейшая, но и сегодня малоизвестная фигура в движении московских символистов младшего поколения. Он прославился как теоретик символизма, музыкальный критик, историк и теоретик культуры (в 900-с годы возглавлял музыкальный отдел символистского журнала «Золотое руно»), В 1910-е годы Э.Метнср организует и возглавит новое издательство «Мусагет». По инициативе Э.Метнера стал издаваться новый символистский журнал «Труды и дни».

Многолетняя дружба связывала Э.Метнера с Белым и другими символистами. Основной его дооктябрьской работой стала книга статей «Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические. 1907-1910». М., 1912». изданная под псевдонимом Волъфинг, т.е. волчонок. После 1917 года эмигрировал, сблизился с основателем аналитической психологии К.Юнгом, в которой ощутим метнеровский элемент - широкое использование символа и мифа.

Средний брат Александр Карлович (1877-1961) начинал как альтист, выступая вместе с младшим братом Николаем на концертах в России и за рубежом. После революции 1917 года остался в России, проявил себя талантливым дирижером и композитором, в 20-е годы работал в театре

А.Таирова, писал музыку ко многим спектаклям этого театра, в 1934 году получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Младший брат Николай Карлович (1879/19807-1951) с ранних лет ушел в музыку, стал широко известным композитором, пианистом и педагогом. Он создал жанр музыкальной сказки, написал множество пьес, романсов, сонат на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, Гете. В своей музыке он стремился освоить и синтезировать богатства русской и немецкой культур. Именно Н.Метнер первым стал писать, подражая символистским лирическим циклам, сонатные циклы. Свои эстетические и музыкальные воззрения он изложил в книге «Муза и мода» (1935), написанной в форме заповедей и притч. После 1917 года эмигрировал.

Конференция начала работу 23 апреля в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки приветствиями от Министерства культуры РФ, Посольства Германии в России и других организаций. С докладом «Поэты Серебряного века - братьям Метнерам» выступил М. Б. Шапошников, представитель музея «Серебряный век». Он проанализировал многочисленные стихотворения Вяч.Иванова, А.Белого и других поэтов, посвященные братьям Метнерам. После заседания состоялась экскурсия по музею и концерт «Романтическая музыка Н.Метнера».

24 апреля конференция продолжила работу в Доме Лосева. Заседание открыла А.А.Тахо-Годи, вдова философа. Она немного рассказала о музыкальных пристрастиях А. Лосева: в юности у него была огромная любовь к музыке Р.Вагнера, Н.Метнера, А.Скрябина, С.Рахманинова и других. Из этих увлечений и родилась его книга «Музыка как предмет логики» (1927). В старости он снова вернется к музыке, появятся его статьи о Вагнере и Блоке. Особо подчеркнула А.А.Тахо-Годи мысль: «Лосев - последний философ Серебряного века».

Первый доклад сделал профессор В.В.Бычков на тему «О некоторых метафизических предпосылках символизма». Показательна эволюция научных пристрастий этого исследователя. В 1960-80-е гг. он занимается исследованием истории зарубежной эстетики (см. его кн.: Эстетика поздней античности. 1981), а с 1990-х годов обращается к эстетике русского символизма, авангардизма и постмодернизма. Исходным тезисом его доклада стало утверждение: «Главное теоретическое открытие русского символизма - идея

символичности любого искусства». Тезис абсолютно верен, т.к. его защищали и обосновывали как старшие, так и младшие символисты. Из последних особенно настаивали на нем и глубоко развивали Белый, Вяч.Иванов, Л.Эллис. Для них символ - категория онтологическая, в нем осуществляется «возведение человека к духовным мирам». Именно в этом плане докладчик и рассмотрел затем их теории символа. Коснулся он и проблемы кризиса символизма и двух путей выхода из него: первый - в жизнь (Брюсов, Блок), второй - в объединение символизма с религией, превращение его в религиозное искусство, ибо религия - «почва искусства» (Белый, Иванов, Эллис).

Доклад К.В.Зенкина «Э.Метнер в музыкальном мире своей эпохи» был посвящен музыкальной эстетике Метнера, приверженца классической музыки с его главным девизом - «классическое всегда священно».

Н.Швец (Украина) представила доклад «Поэзия Пушкина в эстетических воззрениях Н.Метнера». По ее сведениям композитор написал свыше 30 музыкальных произведений на стихотворения философской и любовной лирики Пушкина. Идя за поэтами-символистами, он группирует свои произведения в циклы и в каждый вводит лейттему. Этот доклад подтвердил, насколько органичньщ было присутствие Пушкина в культуре Серебряного века. Кроме этого, тенденция к циклизации, впервые возникнув в поэзии символистов, проявляла себя и в музыке.

Е.А. Кондратьев в докладе «Эстетические взгляды Н.Метнера и В.Жирмунского», сравнивая книги Метнера «Муза и мода»(1935) и Жирмунского «Введение в метрику. Теория стиха» (1925), показал основные различия их эстетики. ,

Интересным оказался доклад К.В.Жабинского «Логос музыки. Музыка в умозрениях Н.Метнера и А.Белого», в нем Метнер был определен как «музыкальный философ». Докладчик раскрыл, какое сильное воздействие оказала музыка Н.Метнера на симфонии Белого, особенно на его «Кубок метелей. Четвертую симфонию».

Н.В.Котлерев в докладе «Э.Метнер и Вяч.Иванов» говорил не только ' о их личных взаимоотношениях, но и об истории организации Э.Метнером издательства «Мусагет». Он проанализировал стихотворение Вяч.Иванова «Порог сознания», посвященное Э.Метнеру, как «жест культуры». После революции, оказавшись в эмиграции, Э.Метнер познакомит Иванова с К.Юнгом, некоторые идеи которого поэт не принял за «рационализацию иррационального». '

«Жизнетворчество Э.Метнера. К мифологии русского символизма» -тема доклада Г.В.Нефедьева. Он считает, что жизнетворчество было общей категорией культуры Серебряного века и символизма, в частности. У символистов можно выделить индивидуальные, «личные» и коллективные жизнетворческие мифы, а весь символизм докладчик склонен рассматривать как «абсолютную мифологию». Э.Метнер, по мнению докладчика, вйел в русскую литературу и культуру свой миф о кольце Нибелунгов, а себя мифологически отождествил с бродягой Вотаном.

В.И.Пустовалова в докладе «А.Лосев и Н.Метнер» коснулась отношения и оценок Лосевым личности и творчества композитора. В статье Лосева 1920 года «Очерк о музыке» имя Н.Метнера упомянуто, говорится о его творчестве как «подвиге духовном», движимом идеей «любовь - познание». Особо подчеркнула докладчица излюбленную идею Лосева: «православная культура - музыкально-словесная».

Отец Александр (Жевнерович) свое выступление «Постмодернизм и музы» посвятил судьбам модернизма и постмодернизма в XX веке. Его исходной идеей стала мысль: «Модернизм - константа в развитии искусства XX века». Но после первого модернизма наступает второй, который «убивает» предшественника. Этот второй и есть постмодернизм. Сейчас в русской и мировой культуре идет закат постмодернизма. Что будет далее? Этот доклад вызвал у слушателей оживленное обсуждение и массу вопросов в прениях. Отвечая на них, А.Жевнерович с горечью констатировал: «Мы все побеждены массовой культурой». •

В конце этого заседания состоялась презентация книги шведского исследователя Магнуса Юнггрена «Русский Мефистофель. Жизнь и творчество Эмилия Метнера», переведенной на русский язык и изданной в серии «Современная западная русистика». После презентации все присутствующие «ринулись» к автору книги с просьбами подарить ее или указать, где ее можно купить. На эти просьбы М.Юнггрен откликнулся очень щедро: привезенные им около 10 экземпляров были бесплатно розданы библиотекам и архивам, а у всех остальных участников заседания взял адреса, пообещав выслать книгу бесплатно. И свое обещание он выполнил!

25 апреля конференция продолжила свою работу в библиотеке «Русское зарубежье» на ул. Нижняя Радищевская.

Музыковед Т.А. Масловская в докладе «Окружение семьи Метнеров» рассказала, что 1890-1910 годы в Москве было несколько семейных музы-хсальных центров - Метнеры и Гедике, представляющие немецкое начало и Д1 Альгеймы - французское. Тогда же возникла проблема творчества русских иностранцев и синтеза немецкого и французского начал с русским. Докладчица далее показала, насколько органически соединялись в русской культз'ре Серебряного века эти три начала.

«Интертекстуальность в музыке Н.Метнера» такой доклад представила О.Ю.Спорыкина. Она обосновала свою мысль: интертекстуальность -главный принцип музыкального мышления Н.Метнера и тип мышления в искусстве Серебряного века.

Музыковед Т.Н.Кирносова представила дохслад «Мигрирующие символы в творчестве Н.Метнера», где показала, как один и тот же символ, в частности образ Музы, развертывался в его музыке (соната «Муза» и др.) и в книге «Муза и мода». Оценивая Н.Метнера как религиозно ориентированного художника, она особо подчеркнула, что он очень часто повторял слова: «творчество - стояние перед Богом».

Архивариус Н.Ю.Тартаковская в выступлении «Новые поступления в архив Метнеров» рассказала о больших поступлениях писем Метнеров в архивы Москвы.

В докладе «АМетнер и А.Таиров. Театр 1920-х годов» театровед М.Г.Литаврина на основе архивного материала рассказала о творческом содружестве этого режиссера, его театра с композитором, руководителем музыкального отдела театра в 20-е годы А.Метнером. Таиров и его театр исходили из мысли о близости театра и музыки, поэтому широко развивали жанры музыкальной драмы и мелодрамы. Музыку ко многим спектаклям этого театра писал А.Метнер. В частности, к популярному спектаклю по пьесе М.Булгакова «Багровый остров» музыка была написана А.Метнером.

Музыковед С.Флам (Германия) сделал доклад на тему «Примечания к сонатам Н.Метнера», где показал, как композитор шел по пути циклизации сонат, у него появились новые жанры - сонатные циклы, которые он называл «Sonaten-Triaden» и сонаты-сказки. Из написанных Н.Метнером за 1897-1949 годы свыше 30-ти сонат, многие были на стихи Лермонтова, Фета, Тютчева и других русских поэтов.

Музыковед А.Шваб (Германия) в докладе «Русские элементы в творчестве Н.Метнера» сообщил, что на стихи русских поэтов композитор написал свыше 100 песен, сонат, романсов, широко развивал жанр музыкальной сказки, столь характерный для русского искусства. В этом и других докладах не раз звучала мысль: русское искусство Серебряного века - искусство панмузыкальное. ' . . -

А.Аленская (Франция) сделала сообщение «Н.Метнер и И.Ильин», где отметила большое воздействие философа и человека Ильина на композитора: их объединило отрицательное отношение к музыкальному и литературному модернизму, одинаковые оценки восточной и западной культуры и менталитета, идея необходимости их сближения.

Отметим, что на конференции во многих докладах говорилось и о творческих взаимосвязях и Э.Метнера с ИИльиным, которые особенно усилились в эмигрантский период их жизни.

Е.Л.Кудрявцева (Германия) в совместном с Г.В.Нефедьевым докладе «Размышления о «Размышлениях о Гете» Э.Метнера» раскрыли полемический по отношению к А.Белому характер книги Метнера, переоценку им творчества Белого и Л.Эллиса, критику последних за «одержимость».

Музыковед Б.С.Никитин в интересном, обобщающем докладе «Музыка Н.Метнера в оценках Рахманинова, Танеева и зарубежных исследователей» показал, что как современники, так и исследователи последующих поколений высоко ценили музыку Н.Метнера, его сонаты считали одной из вершин в развитии европейского пианизма.

Последним и необычным на этом заседании был доклад известного пианиста, лауреата многих конкурсов Вл.Э.Троппа «Рахманинов и Н.Метнер». Он начал с утверждения, что в 1900-1910 годы в России сформировалась «великая музыкальная троица» - С.Рахманинов, А.Скрябин,

Н.Метнер. Привел докладчик и сведения о том, что еще в 30-е годы Сталин хотел вернуть на родину Шаляпина, Рахманинова и Н.Метнера. В заключение своего доклада Вл.Тропп по просьбе участников заседания сыграл две сонаты Н.Метнера.

Завершилось это заседание небольшим концертом из произведений Н.Метнера, сыгранными студентами РАМ им. Гнесиных.

25 апреля в Музее Л.Н.Толстого состоялся большой концерт из произведений Н.Метнера, а 26 апреля конференция завершила свою работу в Московской государственной консерватории, где были заслушаны доклады Н.В.Безручко «Наследие Метнеров в собраниях РГАФТ», В.В.Задерацкого «Современники Метнеров», Л.Шивец (Германия) «Романсы Н.Метнера на стихи немецких поэтов». Вполне очевидно, что данная конференция была первой, целиком посвященной вкладу одной семьи в русское искусство и культуру. Но ведь в России Х1Х-ХХ веков таких семей были десятки. Это семьи Пушкиных, Аксаковых, Достоевских, Соловьевых, Цветаевых, Трубецких, Третьяковых, Чеховых, Блоков, Бугаевых и многих других. Такие «семейные» конференции необычайно перспективны.

Гришин A.C.

НАША ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Галина Яковлевна Шишмаренкова родилась в учительской семье в маленькой деревне Сметанино под Смоленском. Это было 15 марта 1933 года. В 1940 г. она поступила в первый класс Купринской семилетней школы, а в первые же ее летние каникулы началась война. Смоленск принял удар на себя так же, как ив 1812 году, - остались одни руины. Недалеко от Сметанино был расположен авиационный завод, и немцы бомбили край методично и беспрерывно (в завод так и не попали, зато вокруг все было перепахано). Галина Яковлевна помнит, как они с ребятами купались в реке, и прямо над ними на бреющем полете шел самолет - немец смотрел на них сквозь большие защитные очки, его хорошо было видно с земли. Он дал по ним очередь из пулемета - и все бросились бежать. Война стояла у дверей. В 1941 г. семья эвакуировалась в с. Квасниковку Саратовской области. Там Галина закончила четырехлетку. Это были тяжелые времена - она переболела всеми болезнями подряд, не успевала излечиться от одного недуга, как ее уже караулила новая беда. В 1945 г. все вернулись на Смоленщину, опять поселились в Сметанино. Мама её, Софья Абрамовна Капустина, была директором старейшего народного учебного заведения Смоленской области, основанного в середине 19 века, - семилетней Вонляровской школы. До войны школу называли «Красненькой» - по цвету кирпича, из которого она была сложена. Немцы школу разрушили, и после освобождения края она была восстановлена наспех - просто длинный сарай, бревенчатые стены, печки, парты с откидывающимися крышками и отверстиями для чернильниц... Здесь Галина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.