162
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 1.316.009.14
СЕМЬЯ КАК НРАВСТВЕННЫЙ ДУХ И ПРЕДПОСЫЛКА МОРАЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА
© А. Т. Баскаков
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (34 7) 273 6 7 78.
E-mail: baskakov@mail. ru
В статье исследуется семья как нравственный дух и одновременно предпосылка моральности действий человека. Автор проводит мысль, что духовная сторона семьи заключена в осознании единства природной и духовной жизни.
Ключевые слова: семья, нравственный дух, духовность, нравственность, воля, моральность человеческих действий.
Предпосылкой социализации личности выступает семья. Данный процесс зависит от духовного потенциала и социально культурного развития семейных отношений. Думается, что кризис семьи во многом определяется отсутствием того природного элемента, согласно которому индивидуум в состоянии «своей естественной всеобщности», т.е. в роде, утрачивает «субстанциональное наличное бытие -отношения полов». При этом необходимо заметить, что «данная утрата касается самой степени духовного определения» [1, с. 341]. Духовное начало пронизывает всю семью, все ее социальное и культурное бытие. Семья не может существовать, без духовной близости без «самоощущающего» себе духа.
Каким образом может существовать семья, если разрушены нравственные устои личности. Возрождение данных устоев, традиций обеспечено в конечном счете возрождением национальной культуры и стремлением реализовать свои духовные устремления в самосовершенствовании всего человеческого рода.
Прежде всего следует задуматься о самой возможности существования моральных источников возникновения и формирования духовной культуры семейных отношений. В данном плане следовало бы обратить внимание на роль и место нравственного воспитания в подготовке молодого поколения к семейной жизни.
Нравственное воспитание есть длительный и сложный процесс, осуществляемый многочисленными субъектами (родители, дошкольные, школьные и профессиональные учреждения, различные социальные институты, общественно-политические организации). Но, конечно, следует обратить внимание на пропаганду позитивного опыта существования семьи, формирование у молодого поколения высоких духовных, нравственных ориентиров.
Когда авторы ведут речь о грамотном половом просвещении, взаимодействии семьи и школы, об утверждении ценностей полной, здоровой семьи, то они, как правило, не учитывают природного различия полов, которое при этом проявляется «одновременно и как различие интеллектуального и нравственного определения» [1, с. 341]. Именно семья соединяет личности в одно Лицо. При этом духовная близость превращает данное единство в
сугубо нравственное отношение, т.е. в брак. Духовная близость есть, по большому счету, некая «субстанция» нравственных отношений. Духовное есть нечто «сокровенное», а это, в свою очередь, превращает семью в некий нераздельный союз лиц», в форму жизни, где «телесное соединение есть следствие нравственного союза» [1, с. 341]. Семья вырастает в общность всеобщих и частных интересов. Абстрактное право и мораль выступают двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства. Семья лишь в том случае выступает как нравственный дух и основа моральности действий человека, когда она как «естественный союз» выступает как важнейшая ступень перехода человека в период социальной и духовной зрелости, которая, в свою очередь, характеризуется наличием субстанциального противоречия между «трансцендентной устремленностью индивида к миру абсолютных ценностей», и в то же время желанием индивида выступает само стремление достичь «жизненного благополучия и стабильности» [2, с. 8-9].
Семья, как утверждает И. Г. Фихте, есть важнейшая предпосылка самой «моральности» действий человека в этом мире. Семья формирует сам дух обязанности непосредственно распространять «моральность» и способствовать ей, ее саморазвер-тыванию. Мы видим, что семья как форма существования конкретной нравственности есть требование распространять дух моральности и способствовать ее развитию. Семья требует относиться к «формальной свободе наших ближних (МттешсЬ) и способствовать ей, потому что мы обязаны каждого, кто только носит человеческий облик, рассматривать как орудие нравственного закона» [3, с. 303]. Люди вне нас (особенно, если речь идет об их свободе) выступают как «объекты обязанности». Речь при этом идет, разумеется, о ценности служения всему человеческому роду. Ведь это служение абстрагируется от эмпирических интересов (прагматических ценностей!) и оказывается направленным на объекты обязанности; ведь мы вынуждены апеллировать к будущему как к моральному единству рода. «Уже
188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №1
163
из этого ясно, что мы должны работать над тем, чтобы это рассмотрение было правильно и чтобы их оберегаемая и поощряемая (ш befбmdemde) нами свобода применялась для способствования цели разума» [3, с. 304]. Воля доброго человека - это воля и действие самого нравственного закона. Последняя же жаждет «моральности» всех мыслящих существ. Значит, морально добрый человек хочет стремиться к тому же самому. Но его нравственная воля обладает силой в эмпирическом, чувственном мире. Она не может быть немощной, бессильной волей. Значит, он с необходимостью будет стремиться к тому, чтобы реализовывать эту свою нравственную волю. Данная воля реализуется как раз в семье, как форме конкретного права. Заметим, что право выступает как изначальная форма самой духовной жизни, над которой возвышаются мораль, искусство, философия и наука.
Духовная, нравственная сторона брака состоит в осознании единства природной и духовной жизни. Эта «субстанциальная цель» достигается, прежде всего, в любви, доверии и «общности всего индивидуального существования» [4, с. 212].
Духовная, нравственная связь в браке выступает «в своем праве в качестве возвышающего над случайностью страстей и временного особенного желания, в качестве в себе нерасторжимого» [4, с. 212].
Однако влечение супругов друг к другу, лежащее в основе всей органической природы, без духовного единства интересов означает ничто. Сама система влечений (как природных, так и духовных!) в конечном счете достигает своей кульминации в том, что «каждый человек стремится к свободе и к бесконечности «абсолютного Я» как к своей высшей цели» [5, с. 119].
Поэтому мы не побоимся высказать мысль, что семья как нравственный дух и фундаментальная предпосылка моральности человеческих действий есть, по сути, бесконечная задача или проблема постепенного приближения к миру абсолютных ценностей. Без семьи человеческий род будет неуклонно приближаться к своему упадку. Отсюда возрастает актуальность поддержки семьи со стороны государства. Ведь именно государство обладает функциями в планировании и организации общественного производства и воспроизводства. Государство связано, прежде всего, с идеей справедливого распределения собственности и ее защитой, с защитой материальных и духовных интересов граждан.
Думается, что именно в семье нравственный дух постепенно преодолевает свою природность и
субъективность, неуклонным образом выводит заключенный союз двух лиц из сферы произвола.
Любовь как нравственное, духовное чувство призвана с необходимостью обрести форму семьи, чтобы самые различные моменты, представленные в любви, прибрели свое разумное отношение друг к другу.
Не только женщина, но и мужчина обретают свое духовное назначение и духовную завершенность, свою нравственную настроенность и моральность именно в семье. В последней человек раскрывает свои сущностные силы, ощущает свою нужность и, следовательно, становится устойчивым «Я». А «Я» - это и есть некая субстанциальность и неизменность.
Внутренняя, духовная жизнь человека не достигает своего наиболее полного осуществления, если он не стремится образовать семью, в которой происходило бы его духовное, нравственное развитие.
Природа не терпит безобразия, стремится к гармонии своих составных частей (в т.ч. и к гармонии противоположных природных начал, полов). Но природа всегда заключает в себе потенцию увековечивания женского начала, начала красоты, искренности и слабости как позитивной силы.
Любая сила обнаруживает себя в бессилии (в этом состоит диалектика природного и духовного начал). Дух - это воля, активность и беспощадность к слабостям других. Но природа всегда стремится уравновесить данное стремление к самоутверждению человека в этом земном мире. В природе, как в женственности, мы постигаем мир не просто как мир, но как мир в единстве его гармонии и дисгармонии. Гармония несовершенна, и человек, стремясь к своему «субстанциальному» завершению, создает красоту в мире, формирует идеалы и стремится их достичь. Поэтому семья, как нравственное отношение, в конечном счете способствует тому, чтобы человек не оставался безразличным к осваиваемому и творимому им бытию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т.: Т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1977. С. 341.
2. Мингазова Н. Р. Социально-философские аспекты взаимосвязи семьи и религии: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Уфа, 2005. С. 8-9.
3. Фихте И. Г. Система учения о нравах, согласно принципам наукоучения / Пер. с нем., вступит. ст. В. В. Мурского. СПб.: изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006. С. 303-304.
4. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. С. 212.
5. Литвинова А. А. Неопубликованные произведения
И. Г. Фихте о проблемах брака и семьи//Философские науки. 1972. №6. С. 119.
Поступила в редакцию 01.12.2009 г.