УДК 316.6
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета anrietta25@mail.ru Верещагина Анна Владимировна доктор социологических наук, профессор кафедры социологии,политологии и права Южного федерального университета anrietta2 5 @mail. ru Sergey I. Samygin
doctor of sociological sciences, professor of chair
of human resource management and RGEU (RINH) sociology
anrietta25@mail.ru
Anna V. Vereschagina
doctor of sociological sciences, professor of chair of sociology, political science and right of IPPK YuFU anrietta2 5 @mail .ru
Семья и социальная безопасность России Family and social safety of Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема социальной безопасности российского общества сквозь призму проблемы функционирования современной семьи в России как фундамента социума, без укрепления которого стабильное и безопасное развитие общества в принципе невозможно.
Ключевые слова: социальная безопасность, российское общество, семья, институт семьи, «качественная семья», модель семьи.
Summary. In this article the problem of social safety of the Russian society through a prism of a problem of functioning of a modern family in Russia as society base without which strengthening stable and safe development of society in principle is impossible is considered.
Keywords: social safety, Russian society, family, family institute, "qualitative family", family model.
Народная мудрость гласит: «Человек без семьи - пустоцвет, земля без воды - мертва». Мы бы к этому добавили, что общество без крепкой, счастливой и благополучной семьи обречено на мучительное созерцание собственной гибели, которой можно избежать только совместными усилиями со стороны личности, общества и государства, осознавшими всю глубину
разрушительных последствий семейного неблагополучия в социуме. В семье человек получает путевку жизнь, семья определяет контуры этой жизни и в своей совокупности организация семейной жизни в обществе коренным образом влияет на характер развития самого общества, его демографические показатели, уровень социальной безопасности, что мы и попытаемся показать и обосновать в данной статье.
Прежде всего, следует определиться с базовыми понятиями. «Безопасность» - комплексная категория, охватывающая важнейшие сферы жизни государства и общества, связанные между собой отношениями взаимовлияния и взаиморазвития, что обуславливает применение термина «социальная безопасность» как фундаментальной интегрирующей категории, с помощью которой следует изучать проблемы безопасности личности, общества и государства.
Другими словами, социальная безопасность - это способ функционирования социальной системы, обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическая, демографическая, информационная, культурная и т.д.; элементов: социальные группы, организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества. Данное определение основано на понимании опасности как способа существования социальной системы, способствующей разрушению ее целостности, устойчивости и в целом жизнеспособности [1].
Семья выступает основой стабильного функционирования социума, и под ней мы понимаем такой союз людей на основе супружества, родительства, родства, каждый представитель которого идентифицирует себя с членами этого союза, разделяя ответственность за его существование и жизнедеятельность. Под данное определение попадают самые различные типы семей, существующие в современном обществе, но именно такая тенденция характерна для современного института семьи, принимающего многоликий и плюралистичный характер [2].
Семья, как и прежде, независимо от того, в каком типе общества она существует, является залогом стабильности всего общества, ячейкой которого по праву она является, несмотря на глубинные трансформационные процессы в ее функционировании. Огромное и первостепенное влияние семьи на характер общественных процессов и состояние общества в тот или иной период его развития отмечали многие исследователи, начиная с самых истоков становления социологии семьи. Значительный вклад в исследовании социально значимой миссии семьи в обществе, по словам П. Сорокина, внесли выдающиеся ученые Ле Пле и Анри де Турвиль, которые вывели следующую аксиому: «человеческие общества имеют такую организацию и такой уклад частной и публичной жизни, какие соответствуют той организации, которую их семейный организм получил от способов добывания средств существования» [3]. При этом столь важное значение
семьи определяется этими исследователями основной функцией семьи: «обеспечение вечности расы и жизненных ресурсов» [4].
Сам же П.А. Сорокин, отводя значимое место семье в социальной системе, выделил ряд данных, которые и обуславливают ее вес и значительность в системе общественных процессов:
1) громадное влияние на индивидов, избежать которое удается немногим; изгладить письмена, вписываемые семьей в чистую книгу -родившегося человека, - трудно, почти невозможно, следовательно, раз семья представляет собой «первую мастерскую», то очевидно, общественная жизнь людей в значительной мере является функцией организации семейного института;
2) распространенность семейной группировки (термин П.А. Сорокина) в обществе, имеющей свои интересы, свойственные не отдельной семье, а всем семейным группировкам вообще, и отличные от несемейных группировок (например, церковной, государственной и т.д.), часто даже противоположные последним;
3) семья - коллектив организованный, имеющий свои устои и сформированный скелет;
4) семья - коллектив глубоко солидарный: принадлежность к одной семье сплачивает и солидаризирует ее членов в большей степени, чем к какой бы то ни было другой группе [5].
Эти данные, согласно Сорокину, самым мощным образом влияют на общественную жизнь и ход социальных процессов в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что изменения в семейной организации, структуре ее ценностей и т.д. самым непосредственным образом влияют на уровень социальной безопасности.
Семья, по образному выражению Р. Мертона, является «главным ремнем передачи культурных стандартов грядущему поколению» [6], среди которых такие, как: образ и стиль семейной жизни, ролевое соотношение в семье, система взаимоотношений между членам семьи и отношение к детям и детности, в том числе, занимают важное место наряду со стандартами, связанными с отношением к здоровью, к обществу, Родине, семье и жизни вообще.
В связи с этим мы считаем, что семья как ячейка общества стоит в центре социальной системы, являясь, с одной стороны, порождением самой социальной системы, а с другой, - оказывая самое непосредственное влияние на все стороны и сферы общественного бытия и, прежде всего, на три важнейшие стороны жизни социума и их динамику, обеспечивая социально -демографическое, социо-структурное и социокультурное развитие общества. Другими словами, от того, как семья будет выполнять свои функции по рождению, воспитанию и адаптации своих членов в обществе, будет зависеть как сама система общества в целом, так и сама семья, качество которой и определяется эффективностью выполняемых ею функций. Поэтому рассматривать, к примеру, причины изменения репродуктивных установок в обществе нет смысла и совершенно безнадежно без анализа трансформации
остальных функций семьи и их последствий, а также глубинных трансформационных процессов в системе социокультурных ценностей общества.
В любой из работ, посвященной состоянию современной семьи в России, мы обязательно встретимся с актуализацией проблем следующего порядка: увеличение количества разводов и неполных семей, снижение рождаемости при высокой детской и молодежной смертности, рост добровольно бездетных семей, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, распространение альтернативных форм семейной жизни (нерегистрируемые, гостевые, материнские и др. семьи), насилие в семье и т.д.[7].
Однако эти изменения не имеют однозначной трактовки в отечественной науке. И именно этот критерий - отношение к сущности и последствиям изменений в функционировании семьи в современном обществе послужил основанием для формирования двух противоположных подходов в отечественной фамилистике (науке о семье) - кризисного и эволюционного, которые в рамках неоинституционализма не противоречат друг другу, а составляют единое теоретико-методологическое пространство трансформационного подхода [8].
Ключевым моментом трансформации семьи и ее типологического многообразия является эгалитаризация семейных отношений, символизирующая переход к качественным параметрам, как приоритетным, перед количественными в процессе формирования и развития семейных отношений. Качество супружеских отношений, качество отношений между родителями и детьми, качество воспитательного процесса в семье - вот три «кита» эгалитарной модели семейных отношений, позволяющих утверждать о необходимости поддержки на формальном уровне данного типа семейных отношений в российском обществе, испытывающем духовно-нравственный кризис[9], который, являясь одним из источников демографического кризиса, по своим последствиям гораздо страшнее него.
Масштабы негативных процессов в современном российском обществе поставили на повестку дня, на наш взгляд, вопрос не о количестве населения (на чем, к сожалению, акцентирует внимание большинство отечественных исследователей), а о его качестве. Оздоровление российского народа представляется более важной проблемой, в связи с чем семейно-демографическая политика российского государства должна быть ориентирована на рост качественных показателей.
Недостаток взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи в современной российской семье и обществе в целом делает необходимым актуализацию именно этой стороны семейных и социальных отношений. По данным И.Ф. Дементьевой, в современных российских семьях (35%), имеющих школьников, царит равнодушие, отсутствие интереса друг к другу и допускается рукоприкладство [10].
В качестве основных критериев модели «качественной» семьи выступают следующие семь показателей:
■ уровень социального здоровья членов семьи;
■ уровень физического самочувствия членов семьи;
■ материальный уровень, позволяющий членам семьи удовлетворять основные духовные и материальные потребности;
■ уровень воспроизводства (обязательное наличие в семье ребенка);
■ уровень образования (наличие минимального уровня образования и профессиональной квалификации);
■ правовой уровень (отсутствие правонарушений, судимости, насилия в семье и т.д.);
■ социально-психологический уровень (благоприятный психологический климат в семье, положительное мнение социального окружения и др.).
Таким образом, под моделью «качественной» семьи следует понимать такую семью, в которой формируется социально здоровая личность, способная к передаче социальных ценностей и ценностей семейного образа жизни последующему поколению. Со временем качественные изменения в функционировании семьи в России приведут к количественным изменениям за счет институционализации главной ценности - ценности семейного образа жизни, что приведет к улучшению социального и физического здоровья, уменьшению количества разводов, насилия в семье, одиночества, числа беспризорников и т.д., а, следовательно, и к улучшению демографической, и в целом социальной, ситуации в стране. Процесс этот долгий и требует переосмысления ценности семьи на уровне всего общества.
Акцентирование внимание на качественных параметрах семьи в нашей семейной парадигме продиктовано тем, что причина демографического кризиса и семейного неблагополучия, на наш взгляд, кроется по большей части не в экономических и материальных факторах, а в духовной неблагополучности российского населения, которое, в соответствии с ужасающими данными об уровне самоубийств, алкоголизации, распущенности нравов, преступности, различного вида насилия и т.д., позволяет сделать вывод о цивилизационном и духовном кризисе и, как следствие, появлении синдрома симптомов национальной ущербности, цивилизационной отсталости, на основании чего отечественные демографы сделали вывод о прямой зависимости демографической динамики от духовного неблагополучия [11].
Непременным условием движения вперед, справедливо отмечает Л.И. Никовская, является постоянный диалог общества и государства, социума и власти [12]. Поэтому успешное воплощение данной модели «качественной» семьи на практике потребует эффективного взаимодействия ряда социальных институтов общества при одновременном воздействии на общество: со стороны государства (государственная семейная политика), СМИ (тщательный анализ, вплоть до цензуры со стороны государства, поступающей информации на телевидение, журналы, радио, а также целенаправленное масштабное воздействие на сознание россиян и внедрение семейных ценностей с помощью создания семейных передач,
пропагандирования семейного образа жизни через кино и т.д.); системы образования.
В результате целенаправленного воздействия со стороны государства и общественно-политических сил семья в России сможет трансформироваться в заданном направлении, а для отслеживания и прогнозирования динамики и характера изменений в ее функционировании следует интенсивно использовать социологический мониторинг как средство обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования в совокупности с другими методами социологического исследования в качестве необходимого элемента управления данным процессом (см. схему 1).
Схема 1. Механизм внедрения модели «качественной» семьи.
На наш взгляд, основной целью семейно-демографической политики государства должно стать формирование «качественной» семьи в России, что предполагает отход от политики, направленной на количественные параметры семьи и решение, в основном, в рамках демографической политики. Т.е. основным инструментом для реализации этого проекта выступает государственная семейная политика, которая, по нашему мнению, должна содержать в себе следующие основные элементы:
- создание достойных условий, которые позволили бы семье самостоятельно, без социальной помощи государства при работоспособных родителях обеспечить себя, не испытывая экономическую зависимости от государства;
- совершенствование правового семейного законодательства как необходимого условия развития института семьи в русле прогрессивных семейно ориентированных законов и формирования чувства уверенности у каждого члена семьи, а также «отцовства» как необходимого элемента равноправных и эффективных родительских и семейных отношений;
- активная помощь семьям группы «риска» с детьми, которые оказались в неблагоприятных для воспитания социально и физически здоровой личности условиях;
- активное взаимодействие при формировании семейной политики с другими сферами, несущими ответственность за физическое и духовное состояние семьи, детей: сферой образования, здравоохранения, культуры и т.д.;
- развитие системы семейного консультирования для оказания психологической помощи семье, профилактики распада семьи, правовой и экономической поддержки опеки и усыновления, планирования семьи, а также работы с семьями групп риска и т.п.
Обозначенные выше элементы семейной политики, безусловно, не ограничиваются только вышеперечисленными, но суть заключается в том, чтобы семья как ячейка общества, как ее атом, ядро, начало, центр и т.д. всегда чувствовала, что она находится в центре внимания общества и государства, что ее интересы, потребности и благополучие являются интересами, потребностями и благополучием всего общества и государства, чтобы навсегда ушло это чувство «заброшенности», «ненужности» и незаинтересованности, которые переполняют сейчас российских граждан и российские семьи.
Государство, не проявляющее заботу о своих семьях, детях, обречено на гибель, и именно это ожидает Россию, если отношение к семье со стороны российского государства и общества в корне не изменится.
Литература:
1. Якупов А.М. Понятия «опасность» и «безопасность» как философские категории // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 14-15 мая 2008 года. Москва, Россия; МЧС России. М.: ИПП «Куна», 2008. С. 75.
2. Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей и отношений в современном российском обществе // Вестник дагестанского научного центра. 2013. № 50. С. 66.
3. Цитируется по: Сорокин П.А. Система социологии. М.: Астрель, 2008. С. 464.
4. Сорокин П.А. Система социологии. М.: Астрель, 2008. С. 464.
5. Сорокин П.А. Система социологии. М.: Астрель, 2008. С. 464465.
6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТМОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. С. 278.
7. См., например: Антонов АИ. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000; Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Казань, 2001; Гурко Т.А. Алименты; фактор качественного и количественного воспроизводства населения // Социологически исследования. 2008, № 9; Соловьева О. Снижение рождаемости как проблема современной семейной политики // Власть. 2008. № 1; Ярская-Смирнова Г.Р., Романова П.В., Антонова Е.П. //Домашнее насилие над детьми: стратегия объяснения и противодействия // Социологические исследования. 2008. № 1; Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях // Социологические исследования. 2008. № 9; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008 и др.
8. См.: Верещагина А.В. Трансформация институт семьи и демографические процессы в российском обществе. Автореферат дисс. ... док. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2009.
9. См.: Верещагина А.В., Самыгин С.И. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2); Коршунов
A.В. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности российского общества: институциональные риски и стратегии их преодоления. М.: Социально-гуманитарные знания, 2013; Марченко С.А. Россия - страна самоубийц, высокой смертности и эмигрантов // http://www.samoupravlenie.ru/43-07.php
10. Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 107.
11. Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. Кобякова и
B.В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.
12. См.: Никовская Л.И. Трансформация в России с точки зрения теории конфликта // Социологические исследования. 2006. № 9.
Literature:
1 . Yakupov A.M. Concepts "danger" and "safety" as philosophical categories/Actual problems of formation of culture of health and safety of the population. Materials XIII of the International scientific and practical conference on problems of protection of the population and territories from emergency situations. May 14-15, 2008. Moscow, Russia; Emercom of Russia. M.: IPP "Kuna", 2008. Page 75.
2 . Vereshchagina A.V. Shakhbanova M. M. Formation of new family values and the relations in modern Russian society//the Messenger of the Dagestan scientific center. 2013 . No. 50. Page 66.
3 . It is quoted on: Sorokin P. A. Sistema of sociology. M.: Astrel, 2008. Page 464.
4 . Sorokin P. A. Sistema of sociology. M.: Astrel, 2008. Page 464.
5 . Sorokin P. A. Sistema of sociology. M.: Astrel, 2008. Page 464-465.
6 . Merton R. social theory and social structure. M.: Nuclear heating plant: Nuclear heating plant MOSCOW: KEEPER, 2006. Page 278.
7 . See, for example: Antonov AI. Sorokin S. A. Sudba of a family in Russia the XXI century. M, 2000; Kartseva L.V. Rossiyskaya a family at a turn of two centuries. Kazan, 2001; Gurko T.A. Alimony; factor of high-quality and quantitative reproduction of the population//Sociological researches. 2008, No. 9; Solovyova O. Decrease in birth rate as problem of modern family policy/Power. 2008 . No. 1; Yarsky-Smirnova G.R., Romanov P. V., Antonova E.P. // Domestic violence over children: explanation and counteraction strategy//Sociological researches. 2008 . No. 1; Lysova A.V. Physical abuse over wives in the Russian families//Sociological researches. 2008 . No. 9; Teeth YU.A., Chuprov V. I. Social regulation in the conditions of uncertainty. Theoretical and applied problems in youth research. M.: Academia, 2008, etc.
8 . See: Vereshchagina A.V. Transformation institute of a family and demographic processes in the Russian society. Abstract yew. ... dock. the social. sciences. Rostov-on-Don, 2009.
9 . See: Vereshchagina A.V. Samygin S. I. Spiritual safety of Russia as basis of the Russian statehood//Humanitarian, social and economic and social sciences. 2011 . No. 1 (2); A.V. Kites spiritual safety in system of ensuring social safety of the Russian society: institutional risks and strategy of their overcoming. M.: Social and humanitarian knowledge, 2013; Marchenko S. A. Rossiya - the country of suicides, high mortality and emigrants//http://www.samoupravlenie.ru/43-07.php
10 . Dementieva I.F. Social well-being of a family//Sociological researches. 2008 . No. 9. Page 107.
11 . The Russian doctrine (the Sergiyevsky project) / Under the editorship of Kobyakov and V. V. Averyanov. M.: Yauza press, 2008.
12 . See: Nikovskaya L.I. Transformation in Russia from the point of view of the conflict theory//Sociological researches. 2006. No. 9.