СЕМИНАР «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ СЕГОДНЯ» В ВОРОНЕЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В 2007 г. при Воронежском государственном университете был организован Научно-образовательный центр социальной этики. Основная миссия Центра заключается в том, чтобы способствовать развитию этики как философской науки и университетской дисциплины, а также повышению уровня нравственной культуры в современном обществе. Нравственная философия — это традиционно наиболее сильная область отечественной философии. Можно сказать, что вопросы этического характера нашли предельную форму выражения в русской философии, создав уникальную антропологию, в которой и наука и религия, и литература и искусство сообща трудятся над постижением тайны человека. Русская философия сохранила тот духовный горизонт, в свете которого человеческое бытие проявляется в своей истинной человечности, то есть как бытие трагичное, парадоксальное, непостижимое.
Однако сегодня смысл этического в нашей философской культуре во многом утрачен. Этика все более становится прикладной, теряя свой фундаментальный философский смысл. В этом плане Центр социальной этики работает не только над вопросами создания на базе ВГУ многоступенчатой системы этического образования, включающее открытие аспирантуры, кафедры, диссертационного совета по этике, издание академического журнала, но и проводит регулярный Этикофилософский семинар им. Андрея Платонова. Образ писателя Платонова, олицетворяющий наиболее сущностные черты отечественной философской традиции, такие как этический онтологизм и литературоцентризм, задает должный уровень философской работе семинара. Выработка философской культуры, коренящейся в нравственных традициях русской мысли — такова главная задача семинара, совпадающая с духовным императивом для современного философского процесса в России.
В поле зрения участников семинара — проблемы, традиционные для этикофилософского дискурса, так и нравственные коллизии современности. Это видно из тематики прошедших заседаний: «Этический контекст современной культуры», «Этика и медицина», «Этика и литература», «Наука, религия, философия: современный контекст», «Смерть как феномен культуры».
Последнее заседание этико-философского семинара им. Андрея Платонова состоялось 12-13 мая 2008 г. и было посвящено теме «Русская философия сегодня (идеи и направления)». Работа данного семинара явилась продолжением традиционных межвузовских конференций по этике, проводимых ежегодно в Воронеже с 1995 г. под руководством проф. В. П. Фетисова, сформировавшего школу современной этической мысли, основанную на традициях русской нравственной философии*.
В рамках состоявшегося семинара обсуждались следующие темы: философичность русского человека и сердечность русской философии, русская философия и этика: современный уровень взаимодействия, богословие и философия в судьбах русской религиозной мысли XX века, русская философия и современный мир, современная философская мысль в Украине.
Руководитель семинара В. В. Варава задался целью показать реальную русскую философию, которая сегодня полноценно представлена как ее исследователями, так и творческими продолжателями. На эту идею откликнулись известные специалисты в области русской философии: М. А. Маслин, А. П. Козырев А. А. Корольков,
А. А. Ермичев, С. Г. Семенова, А. Г. Гачева, В. А. Никитин, П. В. Калитин, Владимир Меденица (Сербия), Н.Г. Мозговая (Украина). Также в работе семинара принимали участие воронежские философы (В. П. Фетисов, Е.Н. Ищенко, Ю. А. Бубнов, Б. В. Васильев), писатели (Виктор Будаков, Виктор Никитин), педагоги (Е.П.Белозерцев), историки (С. В. Хатунцев, В. И.Сальников). Живую заинтересованность и участие в работе семинара приняли аспиранты ВГУ и других вузов города (В. Ю. Коровин, С. А. Домусчи, С.В. Варава, Е. Ю.Удалых, Ю. Бизяева, П. Строков, А. Е.Тафинцев).
Организаторы семинара преследовали цель собрать людей, которым дорога русская философия и культура, кто любит, ценит, понимает и углубляет самобытные начала отечественного любомудрия. В недавнее время появилось много интересных идей и людей, которые творчески развивают русскую мысль, продолжая собственно русский способ философствования. Становится очевидно, что сейчас уже необходима не столько апология русской мысли, дискуссия по поводу ее самобытности и оригинальности (при том, что это вечные вопросы русской философии), сколько сама философия. А для этого требуется, прежде всего, мужество философского вопрошания.
Сегодня философы, живущие в России, как-то уже и не осмеливаются просто философствовать, считая это либо невозможным, либо старомодным. Дискуссии по поводу смерти человека, автора, философии и т. д., имеющие место на Западе, некритически переносятся в отечественный контекст, и наш соотечественник воспроизводит интеллектуальные стереотипы, реально не отражающие положение дел в отечественной философии. К тому же сейчас имеется много «специалистов», убеждающих нас в несуществовании русской философии, по крайней мере, ее вторично-сти по сравнению с западной. Сейчас нужно научиться философствовать без оглядки на кого бы то ни было. Философия есть там, где есть человек, а народ, создавший великую культуру и государственность не может не иметь свой полноценной философии.
* Информацию об этом см. в разделе «Научная жизнь» в журнале «Вопросы философии» № 8, 2007 г.
Вот с таким внутренним настроем и убежденностью докладчики поделились своими изысканиями и размышлениями относительного современного состояния отечественной философии, путей ее дальнейшего существования. Открывая семинар, декан факультета философии и психологии Ю. А. Бубнов обратил внимание на то, что отечественная философия развивалась в рамках Кирилло-Мефодиевской традиции, В. В. Варава говорил о встрече этики и русской философии в современной культуре, М. А. Маслин отметил тот факт, интерес к русской философии сегодня неуклонно повышается в мире, А. А. Корольков делился сокровенными мыслями о том, чем ему дорога русская философия, В. П. Фетисов размышлял о сердечности русской философии и необходимости встречи русского человека с философией, П. В. Калитин поделился своими открытиями в области русского юродства и безумия, А.Г. Гачева раскрыла всестороннюю связь идей Н. Ф. Федорова с выдающимися представителями русской культуры XIX века, Б. В.Васильев размышлял о судьбе академической философии в России.
Оживленную полемику внесло выступление Е. Н. Ищенко, которая говорила об опасности национального возвеличивания в области духовности и обратила внимание на необходимость полноценного сопоставления традиций отечественной философии с западноевропейской.
На выступлениях некоторых докладчиков хотелось бы остановиться несколько подробнее. А. А. Корольков обозначил довольно непростой, если не болезненный вопрос современного философского процесса в России, а именно, почему русские не хотят быть русскими философами. Обозрев духовную ситуацию в целом в России, А. А. Корольков заключил, что сейчас преобладает философское мелкотемье, что естественно не может быть удовлетворительным для такой богатой философии, отмеченной необычайными взлетами и порывами мыслями, какой является русская философия. Коснулся он и вопроса о сущности духовности, и того, что значит русская духовная философия. Именно здесь и заключается наиболее важное и существенное, именно здесь сформулированы ключевые проблемы человеческого духа, сформулированы непросто, порой в трагическом противостоянии с миром, но именно этим-то мы и интересны миру, в конечном счете.
М.А.Маслин продолжил эту мысль и убедительно (на фактах) показал, что сегодня интерес к русской философии как в самой России, так и за рубежом, неуклонно возрастает. Русская философия действительно интересна сегодня тем, кто ценит высокую мысль, для кого самобытность — знак глубины и своеобразия, а не ограниченности. М.А. Маслин представил энциклопедию «Русская философия» (М., 2007), и рассказал, как она создавалась, чем отличается от предшествующего издания и существующих ныне других изданий, посвященных русской философии. В определенном смысле, данная энциклопедия — это событие в отечественной философии и вообще в гуманитарной культуре, так как воочию показывает реальное философское богатство отечественной мысли, устраняя тем самым, явное недомыслие относительно ее несуществования или вторичности.
Выступление А. Г. Гачевой — пример глубокой личной вовлеченности в проблематику, а также компетентнейший анализ многообразных связей между русской философией и русской литературой. То, что составляет особую силу и притягательность русской философской культуры, а именно, ее глубокое и глубинное содружество с литературой, часто вменяется ей как отсутствие рациональности, профессиональной выучки и проч. На самом деле вопросы нравственного характера, затраги-
вающие бытийные основы существования человека, не укладываются ни в какую систему, и требую иного выхода. И литература часто дает такую возможность ставить и решать предельные вопросы человеческого духа.
A. Г. Гачева показала, какое значение имеют антропологические и историософские идеи русской религиозной философии. Проблемы, волновавшие русских мыслителей в XIX веке, прежде всего, Достоевского, Федорова, Соловьева, это то, что начинает в полной мере постигаться и осознаваться только сегодня. Современное гиперкризисное состояние культуры актуализуем многие темы русской философии, касающиеся, прежде всего человека, его духовного состояния.
Издатель, переводчик и философ Владимир Меденица из Сербии представил свой издательский проект «Русские богоискатели» (1994-2008), в рамках которого за последние пятнадцать лет было издано более ста томов произведений отечественных мыслителей. Нужно сказать особо об этом, действительно подвижнике русской культуры. Мало кто из соотечественников так бережно, трепетно, с глубоким пониманием и благоговением относится к русской философии как этот представитель сербской культуры. Его выступление показало, что действительно значит русская мысль, какова ее ценность в мире современной (особенно западной) философии, которая, по сути дела, предала забвению сам смысл философского делания как такового.
Русская философия — это живая философия, философия, исполненная одновременно и глубокими интеллектуальными раздумьями, и самое главное — сохранившая нравственное восприятие бытия. После выступления Владимира Меденицы многим стало очевидно, что мы не ценим того, чем обладаем. Взгляд со стороны, из другой (хотя и очень близкой) культуры, оказывается очень значим, так как возвращает нас к самим себе, к нашим духовным и культурным истокам. Очень продуманной и выстраданной была мысль Меденицы о том, что Андрей Платонов должен быть истоком новой русской философии XXI века. И это не пафос, это реальное положение дел в русской философии. Отрадно то, что Меденица занимается не только изданием классических произведений русской философско-богословской мысли, но и современных.
B. П. Фетисов говорил о том, философский путь того или иного народа, в конечном счете, стремящегося к абсолютному, проходит земными тропами. Перед сознанием, ищущим единство истины, добра, красоты, возникает многоликая и разорванная эмпирическая реальность с ее земными искушениями и соблазнами. И всегда перед философией стоит выбор — или сохранить устремленность к высшим абсолютным ценностям или предать забвению метафизические задачи и довольствоваться анализом частностей.
Особенность отечественной философии, по мнению В. П.Фетисова, как раз в постоянном поиске абсолютных метафизических оснований для нравственного оправдания или преображения действительности. Однако в XX веке русская философия претерпела значительные потрясения. Во-первых, она разделилась на эмигрантскую и советскую, перестав быть целостной. А во-вторых, не только в СССР, но и заграницей, она подверглась такому мощному воздействию со стороны, что прикладные вопросы политического, социального и экономического порядка стали для нее решающими. В результате, вместо нравственно-философского осмысления наличного бытия, философы стали сами нравственно-философские принципы выводить из соображений политической и экономической выгоды и целесообразности.
Деление советской философии на диамат и истмат также свидетельствовало об утрате трансцендентного характера философии и уходе ее либо в сторону методологии естествознания, либо в чистую политологию. Характерно, что и русская религиозная философия за рубежом, увлеченная борьбой с насаждаемым атеистическим мировоззрением, часто превращалось в богословие, утрачивая собственно философскую специфику.
Сегодня, когда, казалось бы, не существует никаких идеологических запретов на свободное философское творчество, наша философия по-прежнему сохраняет эту зависимость от сугубо эмпирических задач. Из-за этого она все больше утрачивает метафизичность и становится прикладной. Стало модным «прикладывать» философию к чему угодно — медицине, биологии, физике, праву. Некоторые даже видят именно в этом прогресс отечественной философии. В этой ситуации В. П. Фетисов предложил постановку вопроса, которая звучит так — о философичности русского человека и о сердечности русской философии. Эта идея была одобрительно воспринята участникам семинара, и неоднократно обсуждалась в ходе дискуссии.
Особенностью прошедшего семинара была презентация новых книг, авторами которых являются участники семинара. Свои новые работы представили Анастасия Гачева «Ф. М.Достоевский и Н. Ф. Федоров. Встречи в русской культуре», Александр Корольков «Духовный смысл русской культуры», Петр Калитин «Россия — не для «нормальных, Владимир Фетисов «Маленький человек и большие люди», Виктор Будаков «Подвижники русского слова», Евгений Белозерцев «Образование: историкокультурный феномен», Станислав Хатунцев «Константин Леонтьев: Интеллектуальная биография. 1850-1874 гг.», Владимир Варава «Псалтырь русского философа».
Эта презентация показала, что русская мыль — не явление истории, а то, что имеет место в настоящем. Авторы данных книг выступили не столько в качестве исследователей русской философии, сколько в качестве реальных носителей современной русской философии со своими идеями, планами, работами. Сам этот факт говорит о том, что бессмысленно доказывать бытие русской философии, оно, как говорил о.Павел Флоренский применительно к православию, не доказуется, а пока-зуется. Вот эта идея — показать русскую философию сегодня, показать ее достойно, думается, удалась вполне.
На семинаре был рассмотрен проект издания полного академического собрания сочинений и писем митр. Евгения (Болховитинова), инициаторами которого выступили В. В. Варава и В. В. Будаков. Участники семинара поддержали эту идею и подписали соответствующее письмо. В частности отмечалось, что Митрополит Евгений — крупнейший ученый, родоначальник многих направлений в гуманитарных и естественных науках. Широта охваченных тем, глубина проработки, новаторский подход в собирании и классификации материала снискали Евгению Болховитинову славу столпа отечественного Просвещения. К тому же философско-богословское наследие митрополита Евгения (Болховитинова) — неразведанный запас оригинальной русской мысли. Эту идею развил специалист по русской философии XVIII в. П. В. Калитин, который, кстати, в 1995 осуществил переиздание главного труда митрополита — «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви».
В конце работы семинара состоялась экскурсия в усадьбу Д. А. Веневитинова, где зародилась идея проведения следующего семинара с темой «У истоков отечественного любомудрия» непосредственно в самой усадьбе. М.А.Маслин как знаток
современной философской культуры в России и мире высказал уверенность в том, что это может стать крупным философски-культурным событием международного уровня, так как интерес западных исследователей к русской философии заметно повысился в последнее время. Так что идея проведения семинара в усадьбе Веневитинова может привлечь внимание серьезных представителей философии и культуры как в России, так и за рубежом.
Главным результатом семинара явилось демонстрация того, что русская философия — это не только история русской философии. Выступления участников — самих философов и исследователей, их книги, издательские проекты, дискуссия о судьбах русской философии представителей различных гуманитарных специальностей сделало очевидным реальное бытие живой русской мысли, которую необходимо культивировать в самых различных сферах, и прежде всего, в системе образования. Прошедшее мероприятие В. П. Фетисов назвал «праздником русской философии».
В заключении участники пришли к некоторому продуктивному единомыслию и высказали мысль о том, что, несмотря на драматические изломы отечественной истории и культуры, несмотря на враждебное отношение со стороны современной массового сознания к различным проявлениям духовности, русская философия никогда не прекращалась, потому что философия не может исчезнуть, пока существует человек. Как философия русская философия всегда существовала и существует в России, речь идет о том, чтобы понять ее своеобразие, распознать особенности ее духовной традиции.
В. В. Варава