18. Крадин, Н. Н. Трансформация политической системы от вождества к государству: монгольский пример, 1180 (?) - 1206 / Н. Н. Крадин // Альтернативные пути к ранней государственности. - Владивосток: Дальнаука, 1995. - С. 188-198.
19. Свод этнографических понятий и терминов. Социально-экономические отношения и соционормативная культура. - М.: Наука, 1986. -238 с.
20. Арутюнов, С. А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества / С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров // Расы и народы. Вып. 2. - М.: Наука, 1972. - С. 8-30.
© Зориктуев Б. Р., 2018
УДК 930.25:929.52Катанов
СЕМЕЙНЫЕ АРХИВЫ О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. Г. КАТАНОВА (1894-1939 ГОДЫ)
Е. П. Мамышева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье предпринимается попытка реконструкции биографии Н. Г. Катанова, одного из ярких участников модернизационных процессов, проводимых в Хакасии в 1920-1930-е гг. Подчёркивается значение семейных архивов как важного исторического источника в восстановлении биографических сведений о Н. Г. Катанове. Рассматривается роль Н. Г. Катанова (Тюнистеева) в становлении хакасского алфавита и письменности.
Ключевые слова: семейные архивы, исторические источники, биография, просветитель, политический деятель, алфавит, письменность, Николай Гаврилович Катанов.
Особое место в модернизационных процессах, происходивших в 20-30-е гг. прошлого века в нашей стране и её регионах несомненно принадлежало интеллигенции. Интеллигенция представляет собой силу, способную оказывать в переломные моменты истории определяющее влияние на развитие общества. В контексте тех преобразований, которые происходят в современном обществе, названная проблема приобретает новое значение. Нет сомнения в том, что в современных условиях, характеризующихся повышением роли интеллигенции в процессе модернизации общества, должны быть обязательно учтены традиции и опыт жизни и деятельности национальной интеллигенции в целом и отдельных её представителей в частности.
Между тем история национальной интеллигенции до сих пор изучена недостаточно или изучены лишь её отдельные аспекты. Однако очевидно, что изучение истории становления жизни и деятельности национальной интеллигенции дополнит и, безусловно, обогатит историю российской интеллигенции в целом. Обращение к истории становления и развития национальной интеллигенции, изучение процессов её формирования, в частности, отвечает интересам современного российского общества и отечественной науки и способствует пониманию роли и места интеллигенции в современных процессах.
Оценивая новейшую отечественную литературу по национальным проблемам России, можно с удовлетворением отметить, что в ней воссоздаётся персонифицированный контекст национальной интеллигенции через индивидуальные (персональные) истории и вводятся новые биографические сведения, что позволяет восстановить дух соответствующей эпохи.
В представленной статье предпринимается попытка реконструкции биографии Николая Гавриловича Катанова - племянника первого всемирно известного хакасского учёного Н. Ф. Катанова. Судьба этого человека типична для эпохи: обучение в школе, духовной семинарии, попытка получения высшего образования, революция, гражданская война, успешная работа на новый режим, гибель в годы репрессий. Жизнь и разноаспектная деятельность (общественная, научная, просветительская, хозяйственная и др.) Н. Г. Катанова, вне всякого сомнения, представляет немалый интерес не только для специалистов историков и языковедов, но и для учащихся школ, студентов вузов и любого, кто неравнодушен к истории своей земли (малой родины) и страны вообще. Воссоздание и описание истории жизни Н. Г. Катанова, жизни его современников, которые были свидетелями и участниками реальных исторических событий, важно, поскольку подобная работа позволяет отразить сценарий и драматизм эпохи, в которую жил и творил Н. Г. Катанов.
Необходимость обращения к материалам семейного архива вызвана скудностью архивных документов, свидетельствующих о жизни и деятельности Н. Г. Катанова, одного из участников социально-экономических и политических преобразований в Хакасии в 1920-1930-е гг., чьё имя было предано несправедливому забвению. Следует сказать, что документы и фотографии названного семейного архива хранятся в доме внучки Николая Гавриловича - Натальи Петровны Шоевой1. Они содержат богатый источниковый потенциал для восстановления генеалогического древа и истории семьи Катановых и позволяют осветить историю не менее трёх поколений этой семьи. Н. П. Шоева сохранила в семейном архиве оригинальные документы, воспоминания членов семьи, множество уникальных фотографий о жизни не только Николая Гавриловича, но и других родственников.
Николай Гаврилович родился в 1894 году в семье Тюнистеевых Гаврила Леонтьевича и Марии Фёдоровны (Торлок) - старшей сестры профессора Н. Ф. Катанова. В 1908 году Николай Фёдорович усыновил своего племянника, но не забрал его с собой в г. Казань, а отдал учиться в Аскизскую двухклассную школу, после которой
'Н. П. Шоева - дочь Елизаветы Николаевны Катановой, дочери Н. Г. Катанова
16
он окончил Красноярскую духовную семинарию1. Однако карьера священника не стала привлекательной для молодого человека, поэтому в сентябре 1916 года при поддержке своего дяди он поступил в НовоАлександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства в г. Харькове. В апреле 1918 года, будучи студентом III курса, он был мобилизован в ряды армии Деникина. Через месяц Н. Г. Катанов перешёл на сторону Красной Армии и в её рядах освобождал от белогвардейцев Украину и Крым. Николай Гаврилович дослужился в армии до инструктора политотдела 21 стрелковой дивизии Киркавполка, о чём свидетельствует демобилизационный лист № 3684, выданный ему 24 июня 1921 года в Барнауле2. После демобилизации из рядов Красной Армии Н. Г. Катанов сразу вернулся на малую родину. В июне 1922 года на III беспартийной инородческой конференции национальных меньшинств Николай Гаврилович избирается ответственным работником Минусинского уездного исполкома. В 1924-1925 гг. он становится членом правления Аскизского мелиоративного товарищества, которое объединяло около ста бедняцких и середняцких хозяйств. Стараниями товарищества были освоены свыше 600 гектаров земель, куплены четыре трактора «Фурдзон-Путиловец», построены оросительный канал протяжённостью 18 километров, мельница, на которой осуществлялся простой помол и помол крупчатки. Гордостью товарищества были лесопилка для распиловки леса и турбинная электростанция3, с помощью которой 20 октября 1925 года в Аскизе загорелась первая лампочка «Ильича».
Н. Г. Катанов, как бывший студент вуза, как боец Красной Армии, отвечал потребностям советской власти в национальных кадрах и на поприще образования: в ноябре 1925 года он был включён в состав хакасской переводческой комиссии, которая на основе утверждённого в начале года хакасского кириллического алфавита занялась составлением учебников, сборников оригинальных стихов, рассказов [1, с. 71]. Чуть позже Николай Гаврилович явился инициатором и идейным вдохновителем создания в 1927 году газеты на хакасском языке «Хызыл аал» [2, с. 90].
Во второй половине 1920-х гг. в стране значительное распространение приобрела идея латинизированного алфавита. В 1926 году в Баку состоялся первый тюркологический съезд, рассмотревший среди прочих и вопрос о латинизации [3]. От хакасского народа на названный съезд был направлен Н. Г. Катанов. 6 марта 1926 года на семнадцатом заседании съезда он выступил на родном языке и обозначил отсутствие шрифта как одну из серьёзных проблем, затрудняющих издание учебной и другой литературы на хакасском языке [4].
В резолюцию тюркологического съезда был включён призыв ко всем тюркским народам перейти на латиницу. Во исполнение решения съезда создавался Центральный комитет нового тюркского алфавита в Баку, оформленный постановлением ВЦИК СССР в мае 1927 года. Через два года эта организация была преобразована во Всесоюзный центральный комитет нового алфавита (ВЦК НТА) и переведена в Москву Комитет развернул активную деятельность, под воздействием которой Президиум ЦИК СССР и СНК СССР приняли постановление о введении нового латинизированного алфавита.
Н. Г. Катанов стал активным участником внедрения НТА и реализации программы по ликвидации безграмотности на основе введения латинского алфавита. Он подготовил и выпустил первый учебник «Грамматика хакасского языка» на базе нового алфавита, а в 1928 году издал первый хакасско-русский словарь [5, с. 526]. 12-18 июня 1929 года Н. Г. Катанов принял участие во Всероссийской конференции нацменов, посвящённой вопросам работы книжных издательств. Необходимость получения дополнительных знаний в сфере лингвистики побудила его в октябре 1930 года экстерном пройти учёбу по подготовке и переподготовке авторов учебников для национальных школ при Центральном издательстве народов СССР в г. Москве4.
По возвращении из столицы Н. Г. Катанов оставил работу в с. Усть-Абаканское и уехал в с. Аскиз. Оставаясь в должности преподавателя хакасского языка в Аскизской школе комсомольской молодёжи, Николай Гаврилович продолжал принимать активное участие в общественной жизни, стремился все свои знания и опыт передать молодому поколению. В 1930-1931 гг. он работал инструктором Аскизского райисполкома. В 1932 году уехал в глухую деревеньку Усть-Сос, где заведовал школой. В конце апреля 1934 года Н. Г. Катанова арестовали как члена контрреволюционной националистической организации «Союз сибирских тюрок». Но через четыре месяца, 31 августа 1934 года, специальная коллегия Восточно-Сибирского краевого суда полностью оправдала Н. Г. Катанова за отсутствием состава преступления.
После освобождения с 17 сентября 1934 по 19 февраля 1936 гг. Николай Гаврилович работал секретарём Аскизского райзо, затем уволился по собственному желанию. С 13 марта по 1 мая 1936 года он заведовал Кой-бальской школой, в то же время много внимания уделял вопросам хакасского языкознания и литературы, что требовало совершенствования имеющихся знаний. С этой целью в 1937 году он поступил на литературный факультет Томского педагогического института.
Очередной арест в октябре 1937 года и последующее осуждение не позволили ему реализовать творческие планы, принять участие в воспитании своих детей. Н. Г. Катанов был отнесён к числу классовых врагов, буржуазных контрреволюционных националистов, препятствующих процессу латинизации. Его обвинили в «явной буржуазной контрреволюционной вылазке» за то, что он в хакасско-русском словаре дал определение комму-
'Из семейного архива Н. П. Шоевой.
2 Из семейного архива Н. П. Шоевой.
3 Из семейного архива Н. П. Шоевой.
4 Из семейного архива Н. П. Шоевой.
нистическому строю «как власти, когда фабрики и заводы переходят в руки народа, когда все приобретения будут делиться среди народа, когда работать будут по способностям, а получать по потребностям. Классового разложения не будет, все будут равны». Такое определение марксизма было расценено как клевета на учение Маркса-Ленина о равенстве [5, с. 527]. Ещё одним пунктом обвинения стала «служба в белой армии». Николай Гаврилович был приговорен к десяти годам пребывания в исправительно-трудовых лагерях, где в 1939 году он умер [6].
Супруга Н. Г. Катанова - Мария Николаевна (Айго) - осталась одна с четырьмя детьми. Следует отдать должное этой женщине: в трудных условиях она сумела достойно вырастить своих детей. Старший сын Иннокентий, к сожалению, проживший недолгую жизнь (1922-1943 гг.), окончил курсы педагогов начальных классов и до призыва в ряды Советской Армии работал учителем в Верх-Аскизской школе. В 1943 году он ушёл на фронт, в том же году погиб в Витебской области в одном из боёв1.
Дочь Ольга Николаевна (1924-1985 гг.) работала учителем в Узбекистане. Средняя дочь Елизавета Николаевна (1927-2011 гг.) получила специальное образование, стала бухгалтером, начала работать в Аскизском военкомате, затем стала начальником Аскизского финотдела. Младшая дочь Валентина Николаевна (1936-1995 гг.) проработала воспитателем в детском саду; она известна своими методическими разработками, посвящёнными обучению в игровой форме детей дошкольного возраста хакасскому языку.
Воспоминания Елизаветы Николаевны свидетельствуют о том, что благодаря отцу она и старшая сестра Ольга знали не только кириллический, но и латинизированный алфавиты, а также некоторые элементы грамматики и лексики арабского языка. Дети Николая Гавриловича унаследовали от отца музыкальные способности: Иннокентий играл на мандолине, Ольга - на гитаре, Лиза - на балалайке2.
Семье Н. Г. Катанова пришлось испытать много тягот. Его дочери сохранили воспоминания о томительных годах неизвестности и ожидания. В 1959 году военная коллегия Верховного Суда СССР отменила приговор в отношении Н. Г. Катанова за отсутствием состава преступления, он был полностью реабилитирован.
Семейный архив семьи Катановых как один из источников изучения жизни и деятельности одного из её ярких представителей - Николая Гавриловича, подчёркивает уникальность его судьбы, по-своему интересной и значимой. Благодаря семейному архиву Катановых сохранились, с одной стороны, свидетельства о взаимосвязи отдельного представителя семьи с явлениями общественной и политической жизни страны, а с другой, свидетельства о его человеческих, личных взаимоотношениях.
Библиографический список
1. Мамышева, Е. П. Национально-языковое строительство в Хакасии в 1920-1930 гг. сквозь призму биографической истории / Е. П. Мамышева // Человек и его время в истории Хакасии и сопредельных территорий; авт. Н. Н. Медведева, Т. Н. Медведева, Е. П. Мамышева, М. Ю. Арчимачева, Ю. К. Троякова. - Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2013. - 188 с. - С. 66-96.
2. Костякова, Ю. Б. Становление медиакультурного пространства Хакасии (1920-1930-е гг.) / Ю. Б. Костякова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2013. - 192 с.
3. Заседания партфракции тюркологического съезда в г. Баку (протокол заседаний с 26 февраля по 6 марта 1926 г. // Abimperio. - 2009. -№ 4. - С. 267-318.
4. Первый Всесоюзный тюркологический съезд. 26 февраля - 5 марта 1926 г. (Стенографический отчёт). - URL: http://docplayer.ru/38135849-Pervyy-vsesoyuznyy-tyurkologicheskiy-sezd (дата обращения: 29.03.2018).
5. Мамышева, Е. П. Латинизация хакасского алфавита в 1930-е годы в судьбах национальной интеллигенции / Е. П. Мамышева // Исторический опыт взаимодействия народов и цивилизаций: к 350-летию присоединения Бурятии к России: сб. науч. статей / науч. ред. Б. В. Базаров; отв. ред. Л. В. Курас. - Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2011. - С. 524-528.
6. Тугужекова, В. Н. Репрессии в Хакасии / В. Н. Тугужекова, С. В. Карлов. - URL: http://www.memorial.krsk.rU/Articles/RepHak/3.htm (дата обращения: 31.03.2018).
© Мамышева Е. П., 2018
УДК 94(47).084.3.5.6
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ХАКАСОВ В 1917-1930 ГОДЫ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
А. П. Шекшеев
Хакасская республиканская организация «Общество "Мемориал"»
В статье актуализируется такая крайне значимая в недавнем прошлом политизированная проблема, как национальное движение одного из сибирских народов. Рассмотрение проблемы начинается с освещения участия хакасов в революционных событиях 1917 года и завершается временем их полного перехода к советскому строю. Автор статьи значительно расшириряет границы рассматриваемой проблемы, включая в её содержание как составную часть протестное движение хакасского народа в форме открытой борьбы с коммунистами. Указывается, что национальное движение на юге Приенисейской Сибири выражалось прежде всего в антирусских и антисоветских настроениях местных (коренных) жителей. В то же время отмечается, что это движение характеризовалось слабостью и одновременно способностью воздействовать на политику советской власти.
Ключевые слова: бандитизм, земельные отношения, коллективизация, коммунисты, крестьяне, налоговая и продовольственная политика, национальное движение, переселенцы, повстанчество, репрессии, саботаж, советская власть, хакасы.
1 Из семейного архива Н. П. Шоевой.
2 Из семейного архива Н. П. Шоевой.