СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
FAMILY EDUCATION IN SHAPING ATTITUDES TO HEALTHY LIFESTYLES
IN PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Алпатова Елизавета Александровна
студент
факультет социальной и коррекционной педагогики Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Alpatova Elizaveta Aleksandrovna
student
faculty of social and correctional pedagogics Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование отношения к здоровому образу жизни у детей по средствам семейного воспитания. Автором отмечены критерии эффективности воспитания здорового образа жизни, задачи, которые должны быть исполнены родителями в работе по формированию отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. Подробно описываются основные знания, умения и навыки, которые необходимо прививать детям в условиях семейного воспитания в процессе формирования отношения к здоровому образу жизни и методы организации данной работы семьи и детей.
Abstract. The article deals with the formation of the attitude to a healthy lifestyle among preschoolers by means of physical culture and sports in the conditions of family education. The author notes the criteria for the effectiveness of the education of a healthy lifestyle, the tasks that should be performed by parents in the work on the formation of attitudes to a healthy lifestyle in preschool children. The article describes in detail the basic knowledge, skills and abilities that need to be instilled in children in the conditions of family education in the process of forming a relationship to a healthy lifestyle and methods of organizing this work of the family and children.
Ключевые слова: дошкольный возраст, семья, воспитание, здоровый образ жизни, здоровье, семейное воспитание, физическая культура, игра.
Keywords: preschool age, family, upbringing, healthy lifestyle, health, family upbringing, physical culture, game.
Полноценное и правильное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования современной личности. В наше время задача раннего формирования культуры здоровья очень актуальна, своевременна и достаточно не проста. Дошкольный возраст является основным в формировании фундамента физического и психического здоровья, ведь именно до семи-восьми лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, формируются основные черты личности, складывается характер. Очень важно на этом этапе заложить детям базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [2].
Физическая активность является одной из самых эффективных средств предупреждения заболеваний, укрепления иммунитета организма. Занятия физической культурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость опасных для здоровья воздействий окружающего мира[5]. Оздоровительные пробежки, катание на коньках, велосипеде, занятия в бассейне, так же комплексные гимнастические упражнения - всё это обладает высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется осуществлять контроль над интенсивностью нагрузок у детей, в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Важным аспектом оздоровительной физической культуры являются самостоятельная двигательная деятельность в домашних условиях, в семейной обстановке, направление на оздоровление и закаливание дошкольников.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка. Важное место в развитии ребенка занимает семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников[7]. Оно должно основываться
на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка.
Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни:
1) положительная динамика физического состояния ребенка;
2) уменьшение заболеваемости;
3) формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
4) снижение уровня тревожности и агрессивности[3].
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Задачи родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Родители должны помочь понять ребенку, что здоровье - это важнейшая ценность для человека, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья[3].
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
1) знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
2) умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
3) понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
4) знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
5) умение правильно строить режим дня и выполнять его;
6) знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
7) понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
8) знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
9) знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
10) знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
11) умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
12) умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
13) знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
14) умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни
[3].
Большое значение как в личностном, так и в психическом развитии ребенка имеет игра. Игра - это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх ребенок вступает в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Игра раскрывает большой потенциал. Родители могут организовывать игры со своими детьми для формирования отношения к здоровому образу жизни[6].
Так, могут быть использованы подвижные игры, поскольку они создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствуют совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.
Также можно проводить подвижные игры и упражнения с элементами соревнования, в которых воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли,
настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.
Очень важно, чтобы значительная часть занятий физической культурой проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.
Для привития дошкольникам здорового образа жизни в семейных условиях можно использовать физические упражнения, разработанные различными тренерами и людьми, которые имеют к этому прямое отношение, также можно применять различного вида видео из интернета или телевидения, на которых показаны «физические минутки», связанные с развитием и прививанием к детям любви к спорту и здоровому образу жизни.
И наконец, главный метод по формированию отношения к здоровому образу жизни у дошкольников- личный пример родителей [1]. Это самая главная и важная часть в формировании у ребенка здорового образа жизни. Родители обязательно должны показывать ребенку, что по утрам нужно чистить зубы, делать зарядку, правильно питаться. Если у родителей уже имеются вредные привычки, и они уже не могут от них отказаться, они не должны подавать ребенку плохой пример, следует скрывать свои пагубные привычки от глаз ребенка, т.к. дети стереотипно повторяют всё, что видят, плохо понимая, что хорошо, а что плохо. Необходимо соблюдать режимы пробуждения и сна, вести активный образ жизни. Утром всей семье следовательно сделать зарядку и комплекс оздоровительных упражнений, способствующий здоровому образу жизни, что бы подать ребенку пример, с чего следует начинать утро.
Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призвана в раннем детстве, заложить основы отношения ребенка к здоровому образу жизни.
Можно сделать вывод, что формирование отношения к здоровому образу жизни у дошкольников средствами физической культуры и спорта в условиях семейного воспитания, может не только положительно отразиться на их здоровье, но и почти полностью уберечь их в дальнейшем будущем от вредных привычек, не правильного образа жизни и вообще от всего, что может плохо отразиться на их здоровье и здоровье окружающих их людей.
Литература
1. Зверева О. Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М. :ТЦ Сфера, 2000. 256 с.
2. Лагутин А. Б.Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. 2004. №7. 14с.
3. Новикова И. М. Социокультурный аспект проблемы отношения родителей к
здоровому образу жизни. М., 2006. 18 с.
4. Маркова А. И., Ляхович А. В., Гутман М. Р. Образ жизни родителей как детермината здоровья детей // Гигиена и санитария. 2012. № 2. С. 55 - 61.
5. Сластенин В. А. Общая педагогика : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС, 2003. 288 с.
6. Тюрина И. Ю. Образ жизни семьи - основа формирования культуры здоровья ребенка // Специально - гуманитарные знания. 2011. № 6.
7. Чернов Л. Д., Столяренко Л. Д., Самыгина С. И. Педагогический тезаурус. Ростов-на-Дону: МарТ, 2011. 210 с.
References
1. Zvereva O. L. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie detej rannego i doshkoTnogo vozrasta [Family pedagogy and home education of children of early and preschool age]. Moscow, Sfera Publ., 2000, 256 p.
2. Lagutin A. B. Fizicheskoe vospitanie rebenka v doshkoTnom uchrezhdenii [Physical education of the child in preschool]. Teoriya i praktika fizicheskoj kuTtury - Theory and practice of physical culture, 2004, no. 7, 14 p.
3. Novikova I. M. SociokuTturny'j aspekt problemy4 otnosheniya roditelej k zdorovomu obrazu zhizni [Sociocultural aspect of the problem of parents ' attitude to a healthy lifestyle]. Moscow, 2006, 18 p.
4. Markova A. I., Lyaxovich A. V., Gutman M. R. Obraz zhizni roditelej kak determinata zdorov'ya detej [lifestyle of parents as a determinate of children's health]. Gigiena i sanitariya - Hygiene and sanitation, 2012, no 2, pp. 55 - 61.
5. Slastenin V. A. Obshhaya pedagogika [Pedagogy]. Moscow, VLADOS Publ., 2003, 288 p.
6. Tyurina I. Yu. Obraz zhizni sem'i - osnova formirovaniya kuTtury4 zdorov'ya rebenka [Way of life of the family is the basis of formation of culture of health of the child]. SpeciaTno - gumanitarny'e znaniya - Special - humanitarian knowledge, 2011, no. 6.
7. Chernov L. D., Stolyarenko L. D., Samy'gina S. I. Pedagogicheskij tezaurus [Pedagogical thesaurus]. Rostov-on-Don, MarT Publ., 2011, 210 p.