УДК 140.8: 21
СЕМЕЙНОЕ и общественное воспитание КАК НЕОБХОДИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (ПО ТРУДАМ В.С. СОЛОВЬЕВА)
© 2013 И.Н. Ванина
канд. пед. наук,
ст. преподаватель каф. социальной педагогики и методики воспитания e-mail: i [email protected]
Курский государственный университет
Статья освещает основное понятие религиозной философии В.С. Соловьева -нравственное воспитание - и его институты - семью и общество. Автор выделяет основные виды нравственного воспитания, его условия, объекты, а также показывает роль семьи и общества в процессе духовно-нравственного становления личности.
Ключевые слова: религиозная философия, духовно-нравственное воспитание, становление личности, самосовершенствование, институты воспитания, семья, общество.
Владимир Соловьев, как гениальный русский философ и педагог, необходимым условием нравственного совершенствования человека и общества считал воспитание: «Как школа необходима для получения образованности, так воспитание необходимо для поднимания от низших к высшим ступеням нравственности» (цит. по: [Глухова 1998: 86]). Эта необходимость обусловлена тем, что человеку «даны только основы начала нравственности, которые необходимо развивать путем самосовершенствования при нормальных общественных условиях» [Там же] . Воспитание Вл. Соловьев понимал как важнейшую и необходимую часть жизни людей и общества.
Следовательно, необходимыми составляющими нравственного развития человека являются усилия, стремления самого человека и благоприятные внешние общественные условия и особенно правильно организованное воспитание, создание которых и должно обеспечить государство.
Приоритетным видом человеческого воспитания философ называл воспитание духовно-нравственное. Без духовно-нравственной составляющей другие виды воспитания теряют свою ценность, не одухотворяются им.
Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания и
совершенствования человека, философ не касался структурных составляющих процесса воспитания, частных техник и методик, отмечая, что «частные вопросы техники воспитания принадлежат к особой специальной области» [Там же: 90], которой он не занимался. Область интересов философа затрагивал процесс духовно-нравственного становления, воспитания человека и общества в целом, его цели, задачи и возможности по изменению общества, а также организацию воспитательного процесса в рамках государства.
Философ выделяет несколько видов воспитания, в ходе которых достигается нравственное совершенствование личности.
Нравственное развитие, становление человека не может осуществляться само по себе, изолированно, поэтому воспитание представляет собой процесс, в ходе которого происходит передача ценностей, моральных установок от одного человека к другому.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Воспитание начинается с раннего детства. Именно поэтому важнейшую и определяющую роль в процессе воспитания и формирования человека играет семья. Воспитание является основной функцией семьи. Семья как институт воспитания ценна тем, что только в ней по-настоящему раскрывается уникальность человеческой личности. Анализ трудов мыслителя позволяет утверждать, что в этом вопросе Вл. Соловьев поддерживал древнюю русскую педагогическую традицию, которую развивали великие русские педагоги и мыслители, в том числе и К.Д. Ушинский.
В соответствии с этой традицией философ полагал, что «никакая общественногосударственная система воспитания не способна заменить собой воспитание семейное, и уничтожение последнего ведет собственно к уничтожению самого воспитания, как явления общечеловеческого, и тех общечеловеческих ценностей, которые оно в себе несет» [Там же: 92].
Семью философ считал «элементарною, образцовою и образовательною ячейкою всемирного братства, или человеческого общества, как оно должно быть, идеальной нравственной моделью общечеловеческого единства» [Там же].
Однако семья может соответствовать этому понятию лишь в том случае, если в ней реализуется принцип «каждый есть цель для всех», «каждый есть нечто незаменимое» [Лазарев 1996: 148].
Семья помогает человеку сделать его первый шаг на пути совершенствования.
Основное положение семейного воспитания, как считает философ, должно быть основано на безусловной вере в то, что человеческое потомство, наши дети обязательно будут лучше нас, в противном случае теряется смысл всей человеческой жизни: «Не быть детям лучше нас, не совершенствовать воспитание, нравственно не совершенствовать семью, а просто воспроизводить из поколения в поколение одну и ту же семейную нравственность в ее неизменном виде - это... представляется не только недостаточным, но таит в себе опасные последствия» [Соловьев 1999: 489].
Раскрывая опасность последствий механического воспроизведения семейной нравственности, В. Лазарев указывает на распадающиеся семьи, порождающие бессемейственность, что, в свою очередь, приводит к уничтожению здоровой семьи как нравственной ячейки, из которой рождается духовно здоровый народ.
Здоровая, нравственно крепкая семья возможна лишь при условии опоры на христианские ценности, законы, которыми она одухотворяется. Иными словами, семья, по мнению философа, одухотворяется Божьей благодатью.
Понятие одухотворения семейного воспитания появляется только в христианстве. Одухотворение Владимир Сергеевич понимает как преобразование природных связей в безусловно-нравственные, духовные. Целью одухотворения является «то совершение жизни, в котором дух и телесное бытие всецело проникнут друг в друга, бездна между видимым и невидимым миром будет вполне упразднена и смерть станет невозможною не только для живущих, но и для умерших, -необходимым условием для самого этого будущего совершенства и нравственной задачей настоящего должна быть принята борьба духа с плотью, его сосредоточие и укрепление» [Там же].
В одухотворенной семье формируется семейная (естественная) религия, на основе которой и строится семейное духовно-нравственное воспитание. Семейная религия, пишет Владимир Соловьев, - самое древнее и прочное учреждение в человечестве, пережившее многие эпохи и перемены.
Глубокое нравственное наполнение семейная религия получает только в христианстве [Кривова 2005: 109], потому что только в христианстве семья начинает рассматриваться в качестве «малой церкви», а содержание семейного воспитания -семейная религия - формируется исходя из христианских законов и требований.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Ванина И. Н. Семейное и общественное воспитание как необходимые составляющие личности
(по трудам В. С. Соловьева)
Первоначально религиозное чувство зарождается в семье, а развивается, совершенствуется в течение всей жизни. Формирование семейной религиозной жизни очень важно, так как именно она дает начало всем нравственным требованиям, дает понимание их, придает смысл человеческой жизни. «Положим, разум прямо говорит нам, что хорошо подчинять плоть духу, хорошо помогать ближним, признавать права других как свои собственные; но для того, чтобы слушаться этих внушений разума, нужно верить в него, верить, что добро, которого он от нас требует, не есть субъективная иллюзия, что оно имеет действительные основания... Не иметь этой веры - значит не верить в смысл собственной жизни, значит отказаться от достоинства разумного существа» [Соловьев 1989: 109]. Поэтому, заключает Владимир Соловьев, независимо от того, признает ли человек свою веру в Бога или нет, он, как разумное существо, видит смысл в своей жизни, тем самым признавая, что этот смысл появляется благодаря чему-то, а, следовательно, человек попадает «в сыновнее положение относительно высшего начала жизни. говорящего через разум и совесть» [Соловьев 1989: 181].
Такое отношение, а именно добровольное, свободное подчинение своей воли требованиям высшего начала, должно оставаться постоянным и неизменным.
Взгляд философа на духовно-нравственное воспитание в семье соответствует принципам христианской, народной педагогики, которая всегда указывала на определяющее значение вечных, непреходящих ценностей и на необходимость опоры и соблюдения христианских заповедей, законов, воспитания прежде всего таких качеств личности, как доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, готовность помочь ближнему и других.
Если в детстве семейная религия формируется благодаря тому, что ребенок принимает на веру то, что говорят и чему учат его родители, то в сознательном возрасте любой разумный человек рано или поздно начинает осмысливать свою веру и таким образом приходит к пониманию своей зависимости от чего-то неведомого, к осознанию того, что не все в этом мире подчиняется нашей воле. Тогда, пишет Владимир Соловьев, в сознательном возрасте может возникнуть вопрос о том, имеет ли смысл такая зависимость. Если человек зависит от чего-то бессмысленного, то и все его существование, все высшие устремления лишены какого бы то ни было смысла. «Если моя высшая духовная природа есть только случайное явление, то аскетическая борьба с плотью вместо усиления моего духовного существа может привести к его уничтожению, а в таком случае зачем буду я следовать правилам воздержания и лишать себя реальных удовольствий для пустого призрака?» [Там же: 179]. И, напротив, только вера в нравственный порядок жизни, в разумное высшее существо, в Бога позволяет понимать смысл жизни, свое предназначение в этом мире. Такую веру Вл. Соловьев и называет «естественною религией» [Там же: 180].
Тремя составляющими семейного воспитания, которыми одухотворяются поколения, являются культ предков, брак и воспитание детей [Лазарев 1996: 151] .
Культ предков выражается в поминовении усопших, в памяти о них, в почитании их путем молитв и совершения таинств. Умершие неотделимы от живых, благодаря чему существует межпоколенная связь. Изначально носящая природный характер, только в семье она одухотворяется и приобретает характер безусловнонравственный. Помня и почитая своих предков, потомки тем самым как бы платят им долг, исполняют по отношению к ним свою нравственную обязанность, так как предки дали нам возможность физического существования и наследие предыдущей истории, а «новое поколение дальше ведет работу, в конце которой создаются условия жизненной полноты для отшедших» [Кривова 2005: 110]. Это означает, что семейная религия в
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
данном случае получает безусловное значение, становясь выражением совершенного Добра.
Следовательно, семья, по мысли Владимира Соловьева, представляет собой место, где осуществляется вечная, живая связь с предшествующими поколениями. Связь эту Вл. Соловьев называет религиозной, так как она живет благодаря религиозным таинствам и постоянному молитвенному поминовению.
Почему мыслитель такое место в воспитании уделяет именно памяти предков, нерасторжимой связи между поколениями?
Он убежден, что все должно быть подчинено одной общей цели - достижению Царства Божьего. Распавшиеся на отдельные, не связанные друг с другом, поколения не могут достигнуть этой цели. Владимир Соловьев утверждает, что главная и конечная цель семейного духовно-нравственного воспитания может рассматриваться только как стремление связать временную жизнь будущего поколения с верховным и вечным благом, являющимся общим для всех, где деды, отцы и дети связаны между собой вечной живой связью: «Чтобы осуществить наше нравственное достоинство во времени, мы должны стать духовно тем, чем мы уже являемся физически, - звеном соединения между предками и потомками...» [Соловьев 1989: 496] .
За ушедшими предками необходимо признать безусловное значение и будущность. Лишь на такой основе возможно подлинное воспитание, задача которого -передача нравственных обязанностей от одного поколения к другому. Любимая мысль Соловьева заключается в понимании времени в «нравственно-нейтральной форме» [Бондаренко 2006: 105] , когда все поколения (и отошедшие, и еще не рожденные) представляют собой единое целое: «Мы должны окончательно и бесповоротно решить для себя вопрос, признаем ли мы безусловное значение за временным порядком явлений или же за нравственным порядком, за внутренней связью существ?» [Соловьев 1999: 497].
Выбирая первое решение, человечество неизбежно оказывается раздробленным во времени, потерявшим нравственную задачу, так как воспитание представляет собой передачу нравственных норм, требований от одного поколения к другому. Действительно, если предположить, что межпоколенная связь не играет особой роли в воспитании, то мы увидим, что у человечества, разделенного на отдельные, не связанные между собой поколения, исчезает нравственная обязанность воспитания потомков для осуществления высшей цели.
Напротив, понимание и ушедших, и еще не рожденных поколений как одного целого способствует тому, что нравственные требования и нравственный опыт, накопленный тысячелетиями, поможет созданию совершенного человека и совершенного общества.
Следовательно, только связь поколений, почитание предков ведет к переходу на более высокую ступень нравственного развития, к нравственному прогрессу, состоящему «только в дальнейшем и лучшем исполнении тех обязанностей, которые вытекают из Предания» [Соловьев 1989: 489], а также рождает естественную религию, дающую начало религиозному чувству в более зрелом возрасте. Только при выполнении этих условий семья превращается из элемента «природно-человеческой жизни» в «первичную основу новой, духовно-организованной жизни» [Глухова 1999: 95].
Следующей необходимой составляющей семьи является брак. Браку в деле воспитания и одухотворения семьи Владимир Соловьев придавал такое большое значение, что называл его, наряду с монашеством, одним из состояний истинного аскетизма. Он отмечал, что если семейная религия связывает «человека с совершенным Добром через прошедшее, то истинный брак имеет такое значение для настоящего,
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Ванина И. Н. Семейное и общественное воспитание как необходимые составляющие личности
(по трудам В. С. Соловьева)
срединного момента жизни. Это есть осуществление безусловной нравственной нормы в самом действительном сосредоточении человеческого существования» [Соловьев 1989: 490].
Брак, по мысли философа, имеет три стороны: материальную, которая выражается в физическом влечении, обусловленном природой; идеальную, или влюбленность; целесообразность, или деторождение.
Христианский брак представляет собой добровольное соединение двух самих по себе ценных существ, которые несут божественное и материальное начало. Целью такого соединения является попытка сотворения совершенного человека по образу и подобию Божию, единого целого путем создания союза мужчины и женщины.
Задача эта чрезвычайно трудна, поэтому Вл. Соловьев характеризует истинный брак как тайну, духовный подвиг и мученичество, что, однако, необходимо для нравственного совершенствования личности. Философ отмечал, что истиннохристианский, совершенный брак представляет собой один из путей мученичества: «... православная церковь в своем чине брака поминает святых мучеников и к их венцам приравнивает венцы супружеские» [Соловьев 1990: 537].
Осуществление задачи создания совершенного человека по образу и подобию Божию невозможно в рамках одной земной жизни, поэтому вновь философ возвращается к той мысли, что только преемственность поколений во времени приведет к достижению цели, то есть полное духовное соединение мужчины и женщины сможет осуществиться только в их потомках.
Женщине в браке придается особое значение. Она наделена способностью обожения и одухотворения. Отсюда - естественным является отношение к мужчине, мужу как спасителю, способному одухотворить жизнь жены и наполнить ее смыслом.
Таким образом, по мысли Владимира Сергеевича, «совершенный брак есть начало нового процесса, не повторяющего жизнь во времени, а восстановляющего ее для вечности. Истинный человеческий брак есть тот, который сознательно направляется к совершенному соединению мужчины и женщины, к созданию целого человека» [Соловьев 1989: 492].
Поэтому совершенный брак является не условием, а следствием нравственного союза между мужчиной и женщиной, он возможен лишь при условии нравственных, одухотворенных отношений в семье, сплоченных высшей целью.
Деторождение - еще одна составляющая семейного воспитания. Рождение детей в браке имеет не только задачу восполнения численности, но и высшую, духовную миссию: преемственность поколений осуществляется путем воспитания детей, и эта обязанность ложится на родителей. Здесь-то и находит свое применение постулат Владимира Соловьева о том, что дети, рожденные в человеческом, а не животном браке, должны быть лучше своих родителей. В этом заключается смысл родительской любви: «Ведь вся прелесть детей для нас, особая человеческая их прелесть неразрывно связана с предположением и надеждой, что они будут не то, что мы, будут лучше нас, -не количественно лучше, на один или два градуса, а по самому существу, - что они будут люди другой жизни, что в них действительное наше спасение - нас и всех предков наших» [Соловьев 1989: 228].
Взгляд философа на отношения родители - дети патриархален. Он полагает, что эти отношения заведомо не равны. Любовь родителей к детям должна отличаться от любви детей к родителям. Изначально в этом чувстве заложено отношение неравенства, которое определяется превосходством старшего поколения перед младшим: «Нравственное отношение детей к родителям, напротив, не только не определяется равенством, но имеет даже прямо обратное значение - оно основывается на признании того, что эти существа неравны между собою» [Соловьев 1989: 170] .
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Такое неравенство, как отмечает философ, не носит отрицательного смысла, так как имеет в своем основании особые нравственные, по сути религиозные отношения. Чувствуя в детстве свою зависимость от родителей, как от чего-то высшего и лучшего, взрослея, человек начинает ощущать свою зависимость от более высоких начал, пока не приходит к осознанию своей зависимости от самого высокого начала - Бога. Поэтому семья является первой, начальной ступенькой перехода от естественной, семейной религии к религиозности как более высокому уровню веры.
Таким образом, характеризуя взгляды В. С. Соловьева на семейное воспитание, следует отметить, что истинное, правильное с точки зрения философа семейное воспитание «должно быть зараз и нераздельно традиционным и прогрессивным» [Соловьев 1989: 259]. Традиция в воспитании выражается в соблюдении законов, обычаев, сохранении культа предков, а прогресс философ видит в исполнении обязанностей, вытекающих из Писания. Поэтому главная цель семейного воспитания заключаются не просто в воспроизведении себе подобных, а в передаче через потомков непрерывной связи между временными, преходящими поколениями идущего в вечность жизненного рода, в сохранении крепкой связи поколений, поддерживающих друг друга в исполнении одного общего для всего человечества дела - приготовления к Царству Божьему и воскресению всех.
Отсюда следует, что высший принцип семейного воспитания представляет собой воспитание чувства долга перед предками за перенятый опыт, что предполагает формирование в новых поколениях ответственности перед следующими поколениями за сохранение и преумножение этого опыта и способность активно пользоваться полученным наследием как живой движущей силой, приближающей человека к главной цели его жизни - формирование совершенного человека, способного создать совершенное общество, представляющее собой Царство Божие.
Таким образом, содержание семейного воспитания Вл. Соловьев понимает как «всю общечеловеческую культуру в различных ее проявлениях» [Глухова 1998: 96] .
По мнению философа, цели и содержание семейного воспитания должны находить свое дальнейшее применение на следующей ступени воспитания - они должны реализовываться в воспитании школьном.
У Вл. Соловьева не так много написано на эту тему. Известно, что он неоднозначно относился к системе церковно-приходских школ. Вопросом организации в России школьного образования он также подробно не занимался. В общих чертах его взгляды на народное воспитание и образование заключались в следующем.
Как отмечал Вл. Соловьев, русский народ вовсе не чужд просвещению, он «сознает свою темноту и вовсе не желает в ней оставаться...» [Соловьев 1989: 617]. Задача образованных классов, их долг и нравственная обязанность по отношению к простому народу состоит в том, «чтобы помочь этой массе освободить скрытый в ней образ Божий от «звериного образа».
Этого можно достигнуть, конечно, не через пренебрежение к образованию и к науке, а, напротив, только через их укрепление в нас самих и распространение в народе [Там же: 614].
Философ не уточняет, можно ли этого достигнуть благодаря увеличению школ и введению всеобщего образования или каким-то иным образом, а только отмечает, что для народа важно не просто освоение грамоты, а нужна образованность, включающая в себя нечто большее, чем умение читать, писать и считать: «. нужно умственное и нравственное развитие, деятельность разума, усвоение научной истины, одним словом, нужна образованность не как цель сама по себе, не как безусловное благо, а как необходимое средство для укрепления, развития и полнейшего осуществления всех добрых начал жизни и веры» [Там же: 613].
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Ванина И. Н. Семейное и общественное воспитание как необходимые составляющие личности
(по трудам В. С. Соловьева)
Однако, с сожалением констатирует Вл. Соловьев, пока эта задача далека от своего решения. Правители «обвиняют народ в том, что он спился, но ратуют не против кабака, а против школы. Оно и понятно: от кабака народ делается таким, каким он им нужен, тогда как через школу он может сделаться просвещеннее самих опекунов...» [Соловьев 1989: 608].
Целью всеобщей образованности, нравственного воспитания народа Вл. Соловьев полагает достижение высшей, самой главной цели существования каждого человека - подготовка для жизни в Вечности, достижение на земле Царства Божия. Однако эта задача не может быть осуществлена отдельно взятым человеком, она не может быть самоцелью.
Именно поэтому определяющее значение в процессе духовно-нравственного воспитания Вл. Соловьев отводит не единичному человеку, а обществу в целом.
Рождаясь и получая воспитание в семье, человек живет в обществе, социуме. Человек, по Вл. Соловьеву, не есть существо только индивидуальное, а является существом социальным: «... человек - это человечество;. истинно человеческий организм - это организм социальный. вселенской задачей является произведение совершенного социального организма» [Соловьев 1993: 281].
Семья и общество, личность и общество в понимании Владимира Сергеевича неразрывно связаны. Семья в философии Владимира Соловьева является предпосылкой здорового общества, более того, она определяет нравственные нормы, устои общества. В семье начинается процесс личного совершенствования, самосовершенствования, которое является необходимым условием и начальной ступенью совершенствования общественного, то есть, процесс совершенствования, воспитания не может происходить только в отдельно взятой семье, но должен протекать в обществе в целом, в историческом процессе, в котором задействовано все более возрастающее количество лиц: «историческое делание было необходимо вчера, так оно необходимо и сегодня и будет необходимо и завтра, пока не создадутся все условия для действительного и совершенного осуществления Царства Божия» [Соловьев 1989: 257].
Следовательно, субъектом совершенствования и нравственного воспитания Вл. Соловьев «называет единичного человека совместно и нераздельно с человеком собирательным, или обществом» [Глухова 1998: 89].
Нравственное воспитание должно необходимо присутствовать на всех ступенях общественного развития, так как только оно способствует тому, что человек способен подниматься от низших ступеней развития нравственности к высшим, от нравственности личной к нравственности общечеловеческой.
Так как человек формируется в обществе и с его помощью, любое нравственное действие должно совершаться только во имя общественного блага. Общество формирует общественный, а не личный идеал нравственности. Нравственную норму, идеал общественности Владимир Соловьев понимает как «задачу сообразования всех социальных учреждений с безусловно нравственной общественной нормой» [Мартеева 2001: 84]. Только в обществе становится возможным осуществление идеи
совершенного добра и полноценное нравственное развитие. Отдельно взятая личность не станет нравственной без развития морали в обществе в целом.
С другой стороны, построение совершенного общества невозможно без формирования нового, совершенного человека. Противопоставляя личность обществу, мы тем самым выключаем личность из системы многих и многих отношений с другими такими же личностями, лишая ее действительного содержания жизни. Человеческая личность в понимании Владимира Соловьева - это «возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Человеческая личность бесконечна: это есть аксиома нравственной философии» [Соловьев 1989: 282].
Следовательно, споры о приоритете личности или общества являются напрасными и бесполезными. Личность заключает в себе понятие общества, содержит коллективный смысл, ведь по своему существу личность обладает разумно-познающей и нравственно-действующей силой, что возможно только при общественном образе жизни. Человеческий язык также не мог бы возникнуть одиноко, сам по себе, а лишь только при общении с себе подобными, а, не имея языка, личность не была бы таковою, человек не стал бы человеком. Поэтому нравственное воспитание и совершенствование возможно лишь в ходе взаимодействия человека с окружающей его средой.
Личность и общество не могут существовать друг без друга, изолированно. Именно поэтому человеческая личность по Вл. Соловьеву - человек собирательный, общественный. Процесс нравственного воспитания и совершенствования личности возможен только в обществе. Возможность построения «идеальной» модели общества появилась только с принятием христианства (хозяйственная часть - государственная часть - Церковь), все составляющие которой взаимосвязаны, выполняют свои функции и обеспечивают создание благоприятных условий для духовно-нравственного воспитания и личностного становления своих граждан.
Библиографический список
Бондаренко И.Ю. Проблемы культурно-исторической типологии личности: дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2006. С. 105
Глухова Е.М. Философско-педагогическая концепция В.С. Соловьева в контексте его философской системы «всеединства»: дис. ... канд. пед. наук. М., 1998
КривоваЕ.В. Этика В.С. Соловьева: дис. ... канд. филос. наук. М., 2005
Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант - Гегель -Вл. Соловьев. М.: ИФ РАН, 1996.
Мартеева Л.В. Моральная концепция Вл. Соловьева: историко-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Правда,
1989.
Соловьев В. С. София // Логос. 1993. № 4
Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн.: Харвест, 1999
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)