Litera
Правильная ссылка на статью:
Мухамедова Ф.Х., Алиева Ф.А — Семейно-бытовые песни в фольклоре даргинцев // Litera. - 2021. - № 7. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.7.36058 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=36058
Семейно-бытовые песни в фольклоре даргинцев
Мухамедова Фатыма Хамзаевна
доктор филологических наук
главный научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства Дагестанского федерального
исследовательского центра РАН
367030, Россия, республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Юсупа Акаева, 27 б, кв. 4
Алиева Фатима Абдуловна
кандидат филологических наук
ведущий научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства Дагестанского федерального
исследовательского центра РАН
367000, Россия, республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45, оф. 211
Статья из рубрики "Фольклор"
DOI:
10.25136/2409-8698.2021.7.36058
Дата направления статьи в редакцию:
03-07-2021
Аннотация: Предмет исследования - семейно-бытовые песни, одна из жанровых разновидностей необрядовой лирики в фольклоре даргинцев. Тематически они связаны с семейной жизнью, бытом, нравами и традициями народа. Основное их содержание отражает типические стороны патриархальной семьи дореволюционного Дагестана, когда девушка, зависимая от суровых горских адатов, была не вправе самостоятельно решать свою судьбу, и потому во многих песнях звучат печаль, тоска, страдания и переживания их героев. Цель данного исследования - рассмотреть тематическое многообразие семейно-бытовых песен в фольклоре даргинцев, их поэтику и характер изобразительно-выразительных средств, выявить их идейно-эстетическую, художественную, стилистическую и композиционную функции в поэтическом произведении. При исследовании материала нами были использованы сравнительно-исторический и филологический методы. Новизна исследования заключается в том, что в нем на материале даргинских семейно-бытовых песен, впервые вводимых в научный оборот, раскрывается их тематическое и художественное богатство, выявляется своеобразие используемых в них поэтических приемов и средств. Анализ песен показал,
что для поэтической системы песенной лирики в целом и конкретно - семейно-бытовой поэзии - характерно использование таких художественных приемов, как метафора, эпитет, символы, контрасты, повторы и др., которые играют большую роль в поэтическом тексте, способствуя раскрытию душевного состояния, выражению глубины чувств лирических героев.
Ключевые слова: даргинский фольклор, народная лирика, семейно-бытовые песни, поэтическая система, эпитет, метафора, сравнения, символы, контрасты, повторы
Семейно-бытовые песни - одна из жанровых разновидностей народной лирики, которая по своему происхождению, тематике и формам бытования относится к области необрядовой поэзии. Основное содержание этих песен составляет изображение патриархальной крестьянской семьи, ее жизненных устоев, конфликтов, типических черт. Главная героиня в них - горская девушка, женщина, «их борьба за свое человеческое
достоинство, за идеал семейной жизни «в любви и совете» [11, с- 303"". Семейный быт -основа и непосредственный источник народной поэзии. В. Г. Белинский писал: «Лирическая песня... вся посвящена семейному быту, вся выходит из него, и поэтому она так грустна, так заунывна и нередко дышит таким сокрушительным чувством отчаяния и
ожесточения» с- 441"".
В русском фольклоре семейно-бытовым песням посвящены труды: А. М. Новиковой-111;
В. М. Сидельникова С. Г. Лазутина-91; Н. П. КолпаковойН. И. Кравцова и др., исследования которых внесли большой вклад в изучение народной лирики. В них рассматриваются идейно-художественное своеобразие русской народной лирической песни [11; 13"", ее композиция классификация песен ее поэтическая природа и художественные средства
В дагестанской фольклористике семейно-бытовые песни исследовались С. М. Хайбуллаевым -15", А. М. Аджиевым А. М. Ганиевой-5", Х. М. Халиловым-16", З. А. Магомедовым ф. о. Абакаровой и Ф. А. Алиевой-21 и др. Специальный раздел по семейно-бытовой поэзии помещен в коллективной монографии «Традиционный фольклор
народов Дагестана» В трудах названных авторов приводится обобщающая
характеристика тематического многообразия песенной необрядовой поэзии, анализируются поэтика, композиция, изобразительно-выразительные средства практически всех жанровых разновидностей народной поэзии, в том числе и семейно-бытовых песен. Вместе с тем не все стороны данной разновидности песен нашли в них достаточно полное освещение, а такие вопросы, как лексический строй песен, их поэтическая система, своеобразие изобразительно-выразительных средств освещены не в полной мере. В данном исследовании нами ставится задача всесторонне осветить тематическое многообразие семейно-бытовых песен, показать особенности лексики, изобразительно-выразительных средств, используемых в них, таких, как эпитеты, повторы, метафоры, сравнения, символы, а также выявить их функции в поэтическом тексте.
Семейно-бытовые песни даргинцев, как отмечалось выше, тематически связаны с семейной жизнью, с бытом, нравами и устоями семейного уклада, обычаями, традициями народа. Чаще всего они исполняются горской девушкой, которая, обращаясь к своей матери или отцу, сетует на свою горькую и безрадостную жизнь. Она просит родителей не отдавать ее замуж за нелюбимого парня. Такие песни взволнованы, лиричны,
задушевны, в них выражены ее раздумья, пожелания, просьбы. Так, в одной из даргинских песен «Мама, родная мама» девушка, обращаясь к матери, просит ее: «Мама, родная мама, / Уже настало время, / Отдай же меня замуж. / Если будешь отдавать замуж, / Не отдавай меня замуж / За чабана, у которого много овец, / Думая об овцах [чтобы они не потерялись], / Повернется ко мне спиной». - «Ва аба, дила аба, / Замана баилину, / Дитхьабагво ну шири. / Ну шири лугалари / Малугаба ну шири / Маза
дахъал бук1уннис. / Маза дуг1яркъян или, / Къакъ дурали хьелсанну» [12, с 554].
Не хочет девушка быть женой и крестьянина с богатыми полями: «Чтобы не пропустить рассвет, / Он ляжет спать на сеновале» - «Шала кьи дирхьур или, / Хьелсанну хъалла дура». Не желает героиня песни видеть мужем и ученого - алима : «Боясь испортить омовение, / Он не коснется постели» - «Дазала дихъур или / Бурушани ах1кьанну» [12, сВ этих строках звучит протест девушки против брака без любви, без чувств, против брака, основанного только на хозяйственных интересах. И далее желания и раздумья девушки все больше развиваются, она просит мать: «Мама, моя мама, / Отдай меня замуж / За ничего не имеющего бедняка, / Который, обняв меня, ляжет спать, / Не думая ни о чем» - «Ва аба, дила аба, / Аркьясрагво ну шири, / Селла агвор саяхълис, К1ап1сайхьили хьелсанну, / Селла г1яжат агули» [12, с- 554].
В приведенной песне героиней движет стремление к простой и чистой любви. Зная, что ее судьбой вершат родители, и ей, согласно горским адатам и устоям патриархальной семьи, не дано самой выбирать себе жениха, она волнуется, переживает и в эмоциональной форме высказывает свое пожелание: не отдавать ее замуж по расчету, по своей прихоти, а позволить ей выйти за парня, который был бы мил ее сердцу.
В некоторых песнях, девушка, обращаясь к своим родителям, восклицает: «О, мать, моя мать, / Зачем ты меня родила? / Когда ровесницы мои / Пьют шараб, / Ты заставила меня пить / Собственные глаза, / В темной комнате! / О, отец мой, отец, / Зачем ты меня вырастил? / Когда ровесницы мои, невесты, / Едят сахар, / Ты оставил меня есть / Собственное сердце, / Заключив в темницу!» - «Ва аба, дила аба, / Раркьирара раркь селис? / Дила аргъла зиланти / Бужух1ели шарабли, / Ружули руэн или / Андайлирти х1улбани, / Ну ц1яб хъули каратес. / Ва ада, дила ада, / Арикъуррара селис? / Дила аргъла чехьерти, / Букухели чакарли, / Рукули руэн или / Чарх дурх1нарил урк1или, / Туснахъла дебарарес!» ———Здесь также выражен протест героини против родительской воли, ее эмоциональные причитания вызваны ее безрадостной жизнью, они проникнуты грустью, тоской и безнадежностью.
В приведенной песне преобладает трагический эмоциональный настрой. Характерно, что в ткань песни вплетаются образные выражения, поэтические символы («Ты заставила меня пить собственные глаза...», «Ты оставил меня есть собственное сердце», «Заключив в темницу»). «Все используемые в песне художественные приемы, - пишет Н. П. Колпакова, - должны способствовать наиболее полному выразительному раскрытию ее
внутреннего смысла» [7, ° 200]. «Пить собственные глаза», то есть «изойти слезами», «есть собственное сердце», то есть «изболеться сердцу» - излюбленные метафорические обороты песенной лирики даргинцев, усиливающие эмоциональное воздействие, передающие определенные чувства, мысли, раздумья, волнения и переживания героя (героини) песни и вызывающие у слушателя чувства сопереживания.
В семейно-бытовых песнях часто ставятся острые вопросы - о социальной
несправедливости, о тяжелой доле женщины, вынужденной терпеть деспотизм навязанного родителями нелюбимого мужа, о несчастливой семейной жизни. В одной из таких песен «Из-за бедности моей.» девушка упрекает своего возлюбленного в том, что он отказался от нее из-за ее бедности: «Из-за бедности моей / Не понравилась я тебе, / Нет богатства у кита, / Но свободно он в море живет. / Отары из тысячи овец, / Ведь стережет один пастух, / А со мной, с одной, / Ты испугался соединить жизнь?» - / «Масла мискин сай, ук1ул, / Якъакьатте ду кьабул, / Масла мискин к1аслач1у / Диикьун уухьужид г1ямял». / Дубалжид азий мацца / Думккакква са дукрушле, / Са сунзиб дила хамха / Ухахаттекква бумккий?» (Записано нами в 1985 году от Гасановой Айшат в сел. Уркарах Дахадаевского района. Личный архив Ф. А. Алиевой). Для выражения чувств героини в песне используется прием контрастного сравнения: девушка приводит сравнение с китом, который не имеет богатства, но свободно живет в море.
В песне «Твоя мать говорит о богатстве» парень возмущен тем, что мать его возлюбленной не согласна отдать за него свою дочь, так как он беден: «Твоя мать говорит о богатстве, / Чтоб ей утонуть в богатом водой море, / Из камней, принесенных рекой, / Во дворе построил бы я дом, / Из трав, выросших в поле, / Постелил бы постель, / Светящиеся мои глаза / Использовал бы для тебя как лампу, / Свое горячее, как молния, сердце / Зажег бы вместо дров - / Была бы только суждена ты мне». -«Авдандихь, юк1ай аба, / Шинна авдан ухьнад юс, / Аак1вле какъиб къухъняццил / Къаттаб къаля баакьилле, / Дикьанад дач1иб кьайла / Къилиб буушя бакьилле, / Дила шалажуд улбе / Иттий лампа дакьилле, / Дила ц1алипан ук1е / Усул кьатте бик1вилле - /
Юхуттидил дам кьадар» [1, с' 70-71"".
Поэтическая образность, которой пронизан монолог парня в песне, свидетельствует о его горячих чувствах и в романтически возвышенной форме символизирует надежду на счастливую жизнь в будущем.
В основе некоторых семейно-бытовых песен лежит мотив бескорыстного отношения девушки к материальным благам. Так, в одной из песен поется о том, что у влюбленного в девушку парня есть золото, богатство, деньги, большой дом и т. д., но он все равно ей не нужен: «Говорят, у влюбленного в меня парня / Имеется много богатства, / Если даже [есть" много золота - ну и пусть! / Говорят, у него имеется большой дом, / Если даже крепость [будет" - ну и пусть! / Говорят, что он прославленный храбрец, / Если даже он герой - ну и пусть! / Говорят, у него семь орденов! / Если даже [будет" семьдесят - ну и пусть! / Было бы лишь суждено мне быть с моим желанным!» - «Ду йиккузив гьалмагьла / Хвалазиб мас тиб бук1ай / Муте духая - кашке! / Г1яхшуд къулбе тид, бук1ай / Ккалг1не духая - кашке! / Г1яхсив гьвабза сав, бук1ай, / Герой ухая -кашке! / Вее урденя тид, бук1ай, / Вец1ал духьая - кашке! / Дам виккузив, дам ухадиль!»
[1, с' 114"". Девушку не интересуют ни золото, ни богатство, она стремится к другой жизни, и хотя об этом прямо не сказано, но из ее концовки становится ясно, что главное для нее - чтобы рядом был ее возлюбленный.
Самым распространенным художественным приемом в семейно-бытовых песнях является прием контраста, при котором обращение героя (героини) к миру природы контрастирует с его (ее) душевным состоянием. Так, например, в песне «Ой, цветок, желанный цветок», девушка обращается к цветку со словами: «Ой, цветок, желанный цветок, / О чем ты сожалеешь? / Мне-то очень жаль / Сокола на моей руке, / Умирающего от голода, / В то время, как вороны едят мясо.» - «Ва, вава, х1яйран вава, / Сен ах1ле х1яйранлере? / Ну балле х1айранлера / Някълиширил къарчигъа, / Дила гаша бубк1ух1е, / Къянбани диъби дерго» [12, с- 114"".
В песне использован прием контраста: умирающий от голода сокол, олицетворяющий влюбленного юношу, который страдает от недоступности девушки его мечты, противопоставлен воронам, едящим мясо, т. е. тем, кто живет без печали, в свое удовольствие. Подобные символические параллели могли возникнуть путем наблюдений над окружающим миром, в результате простого сопоставления и сходства человеческих качеств или эмоций с теми или иными качествами или объектами внешнего мира, явлениями природы и т. д.
Одним из художественных приемов создания поэтического образа в народной песенной лирике является эпитет. Основное назначение эпитета заключается в том, чтобы подчеркнуть те качества героя, которые при создании образа являются определяющими. В поэтическом тексте эпитеты играют существенную роль: благодаря эпитетам достигается выразительность образа, передается его эмоциональное и психологическое состояние, то есть с их помощью в тексте выделяются именно те черты, которые являются наиболее существенными для создания общего замысла той или иной песни.
В результате частой использования многие эпитеты приобретают устойчивый и традиционный характер. Например, для поэтики даргинских, особенно кубачинских, песен характерно употребление таких устойчивых словосочетаний, как «руки золотые», «пальцы из чистого серебра», «ногти перламутровые», «лицо как у Пророка», «высокий как тополь», «верх и низ из золотых пластинок», «мой из серебра плетеный тополь», «ты серебряное зеркало», «ты серебряный кувшин с длинным горлышком», «ты золотая картина», «стройное, серебряное тело твое», «ты золотой портрет», «райская ласточка», и др. - то есть здесь используются такие эпитеты, которые характеризуют род деятельности кубачинских мастеров ювелирных изделий, изготовлением которых славится селение Кубачи Дахадаевского района Республики Дагестан. Так, в песне «Глаза твои - цудахарский горошек» поэтический образ возлюбленной создан только с помощью одних эпитетов: «Глаза твои - цудахарский горошек, / Пальцы - стебелек равнинный. / В траве ты - самый прекрасный цветок, / Луна, сияющая ночью, / Мой золотой кувшин, / Которым я набираю морскую воду, / Белый ягненок, пасущийся на свежих лугах, / Моя высокая гора без тумана, / Светлый месяц на чистом небе. / Свет моих очей» - «Ц1удхъила хъара улбар, / Хъарахъла ч1их1я т1уппар. / Къайлизид жанай вава, / Дуччилий адулхъун бац, / Уухьнажил шин гьаттиц1ий, / Дила мутилла къуткъа, / Дубнажид угге дукун, / Дила ц1уба мукьара, / Дуб акква дубурталла / Гъагул акква шала бац. / Уук1илла кьабул шала» [1, с' 70].
В песнях используется оригинальная лексика, фразеологические обороты, метафора, сравнения, символы, контрасты и т. д. В раскрытии душевного состояния героя принимает участие весь окружающий мир - как сама природа: горы, реки, цветы, синее море, полосатая фиалка, родник с холодной водой, дождь, ливень, град, так и животный мир: волк, конь, птицы, белый ягненок и т. д.
В песне «Горам, сгорающим от зноя» присутствует все разнообразие изобразительно-выразительных средств: «Горам, сгорающим от зноя, / Поможет проливной дождь, / Телу, страдающему от горя, / Поможет могила с черной землей. / Пусть и меня положат / В могилу с черной землей, / Даже армянских царей / Не клали в золотые сундуки. / Сгорающим от инея цветам / Поможет солнце с небес, / Сгорающему от переживаний сердцу / Поможет серый надгробный камень. / Пусть и надо мной поставят / Серый надгробный камень, / Даже для царских красавиц / Не стлали доски из серебра». -«Ц1али марка дарман / Арайла марка дарман, / Шишимай диккуб чархлис / Ц1уттар г1янчче ххвяб дарман. / Карихьусле карихьус / Ц1уттар г1янчче ц1яб ххаре, / Эрменила
пачнесра / Х1едаркьиб мургье кьунбе. / Шахли диккуб гулвавнес / Дай ццакла барх1и дарман, / Дец1ли дерц1иб уркилис / Хьанц1 къаркъа х1ангъус дарман. / Кадихьалле кадихьаб / Хьанц1 къаркъа дек1ил х1унгъус, / Пачала издугнесра / Х1едалгун арцла уркьле» [12, 116"".
Для выражения чувств героя здесь использованы эпитеты, контрастные противопоставления, символы: «могила с черной землей, «золотые сундуки», «сгорающие от инея цветы», «сгорающее от переживаний сердце», «серый надгробный памятник». В них подчеркнуто выражены тоска и переживания. Возможно, лирический герой, потеряв свою возлюбленную, хочет покинуть этот мир, потому что считает, что ему, «страдающему от горя», «поможет могила с черной землей», что «сгорающему от переживаний сердцу» поможет «серый надгробный камень».
Главная сюжетная линия песни «Есть ли в мире что-нибудь...» раскрывается не посредством описания действий или каких-либо событий, в ней главное внимание также уделено душевному состоянию героя, его личным волнениям и переживаниям. В песне много эмоциональных нот, можно сказать, что она состоит из одних раздумий героя, которого волнует многое, например: «Есть ли в мире что-нибудь, / Что печали бы не знало? / Даже на лугу трава / Никнет, думая о том, / Что паршивая овца / Может растоптать ее. / Есть ли в мире кто-нибудь / Кто ни разу не страдал? / Даже на горе цветок / Вянет, думая о том, / Что сожжет его мороз, / Инеем посеребрив». -«Шишимъули агорил / Дунъялишив ча лива? / Диркъалишир, къаллара / Дуругво шишимъули, / Шурли амч1ур чахъули / Чяртдикьишага или. / Анц1укьлуми агорил / Ча лива дунъялишив? / Дубричил вавалара / Дуругво анц1укьлуми, / Г1ибшни вайти дак1или / Шахли дигвиша или» [6, с1 29"".
Сюжета как такового в песне нет, она вся состоит из размышлений героя, его мысли, связанные с устройством мира, говорят о состоянии его души. В ней также, как и в предыдущих песнях, здесь используются символические образы из мира природы: «трава никнет», «паршивая овца может растоптать», «цветок на горе вянет», думая о том, что «мороз его сожжет, инеем посеребрив» Эти символические образы усиливают эмоциональный характер песни.
Основная сюжетная тема в семейно-бытовых песнях построена вокруг тоскующей, страдающей женщины, которая от отчаяния поет о своей несчастной жизни, о безответной любви. Изображение ее душевных чувств и переживаний сближает семейно-бытовую песню с любовной, и в тех, и в других песнях звучат ноты тоски, горечи, разлуки и отчаяния. К примеру, в одной из таких песен «Я всегда завидую» поется: «Я всегда завидую / Роднику с холодной водой - / Разные красивые девушки / Приходят [к нему" а уходят [с водой". / Еще больше я завидую / Матерям красивых девушек, / Не нужно бывать на свадьбах, / У них дома всегда свадьба!» - «Х1яхбя ибле гьанбику / Дуг1яр шинна г1инизлий / Гьар рангла ччакква рурсби / Сапбашули башули. / Ц1илра г1яхбя ибвихуд / Бюкья юсбалла абай, / Михъличи х1ярашули, / Даим синна
къилиб михъ» [12, ° 117".
По эмоциональному настрою песни чувствуется тоска девушки по счастливой жизни, ее безрадостное существование в доме родителей. В словах: «Я завидую роднику с холодной водой», «Я завидую матерям красивых девушек. у них дома всегда свадьба» (то есть - дом полон
Таким образом, проанализировав ряд песен семейно-бытового содержания, мы приходим к выводу, что их тематика включает в себя выражение различных чувств,
переживаний, волнений, размышлений лирического героя. Для таких песен характерен эмоциональный настрой, лиричность, описание психологического состояния, то есть раскрытие внутреннего мира героя. Семейно-бытовые песни используют традиционные приемы народной песенной лирики - такие как сравнения, метафоры, контраст, эпитеты, символы, параллелизмы и др. Вся народная лирика по сути своей посвящена раскрытию чувств, волнений и переживаний героя, и используемые в них поэтические средства выполняют как идейно-эстетическую, стилистическую, так и композиционную функцию. С любовными песнями их сближает общность изобразительно-выразительных средств, лиричность, эмоциональность в раскрытии душевного состояния героя.
Библиография
1. Абакарова Ф. О. Кубачинский фольклор: этнолокальные особенности. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 264 с.
2. Абакарова Ф. О., Алиева Ф. А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. -Махачкала: Типогр. ИЯЛИ ДНЦ РАН, 1999. - 258 с.
3. Аджиев А. М. Кумыкская народная поэзия: Вопросы типологии и связей в историческом освещении. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1983. - 117 с.
4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962-1965. - Т. IV. -477 с.
5. Ганиева А. М. Очерки устно-поэтического творчества лезгин / отв. ред. Г. Г. Гашаров. - М.: Наука, 2004. - 239 с.
6. Даргала халкьла далуйти / сост. З. А. Магомедов, Ф. А. Алиева. - Махачкала, 1970.
- 175 с.
7. Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1962.284 с.
8. Кравцов Н. И. Поэтика русских народных лирических песен. - М., 1974. - Ч. 1. - 92 с.
9. Лазутин С. Г. Композиция русской народной лирической песни // Русский фольклор.
- М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 206-218.
10. Магомедов З. А. Композиция песенной лирики народов Дагестана. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003. - 218 с.
11. Новикова А. М. Песни бытового цикла./ Русское народное поэтическое творчество.
- М.: Высшая школа, 1965. - С. 300-310.
12. Свод памятников фольклора народов Дагестана: в 20 томах / под ред. докт. филол. наук А. Т. Акамова; Ин-т языка, лит. и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. - М.: Наука, 2011. - Т. 9. Необрядовая лирика / [сост. Х. М. Халилов, А. Р. Гашарова; отв. ред. Ф. А. Алиева]. - 2020. - 664 с.
13. Сидельников В. М. Поэтика русской народной лирики. - М., 1959. - 128 с.
14. Традиционный фольклор народов Дагестана / отв. ред,: Г. Г. Гамзатов, У. Б. Далгат. - М.: Наука, 1991. - 493 с.
15. Хайбуллаев С. М. Аварская народная лирика. - Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1973. -111 с.
16. Халилов Х. М. Лирика народов Дагестана: взаимосвязи, типология и этническая специфика. - Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2004. - 296 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Проблемный вектор рецензируемой статьи соотносится с анализом национально-региональной культуры. Автор останавливается на дешифровке семейно-бытовых песен в фольклоре даргинцев. Как отмечается в начале текста, «семейно-бытовые песни -одна из жанровых разновидностей народной лирики, которая по своему происхождению, тематике и формам бытования относится к области необрядовой поэзии». Стоит предположить особый статус и значимость семейно-бытовых песен, следовательно, их изучение концептуально важно. Методологическая база работы современна, при этом автор дает системный анализ классических трудов по фольклору. Сравнительно-сопоставительный анализ дагестанского фольклора и русских традиций дает возможность выявить наиболее фактурные качества / свойства семейно-бытовых песен. Сочинение изобилует примерами, должное их наличие подтверждается ссылками, цитатами на первоисточник. Материал, представленный в статьи, имеет как практический, так и теоретический характер, его можно использовать при чтении курсов по фольклору РФ. Привлекает умение автора работать с языковым / литературным материалом, анализ является не формальной фиксацией фактов - пересказ / переложение, но полновесной разверсткой концептуального типа. Термины, понятия, которые используются в тексте, статьи имеют универсальный характер, искажения фактического характера не выявлены. Цель статьи достигнута, поставленные задачи решены; вариация претворения семейно-бытовых песен в фольклоре даргинцев представлена объемно, целостно. Автор допускает в ходе анализа проблемы т.н. промежуточные итоги: например, «поэтическая образность, которой пронизан монолог парня в песне, свидетельствует о его горячих чувствах и в романтически возвышенной форме символизирует надежду на счастливую жизнь в будущем», или «самым распространенным художественным приемом в семейно-бытовых песнях является прием контраста, при котором обращение героя (героини) к миру природы контрастирует с его (ее) душевным состоянием», или «одним из художественных приемов создания поэтического образа в народной песенной лирике является эпитет. Основное назначение эпитета заключается в том, чтобы подчеркнуть те качества героя, которые при создании образа являются определяющими. В поэтическом тексте эпитеты играют существенную роль: благодаря эпитетам достигается выразительность образа, передается его эмоциональное и психологическое состояние, то есть с их помощью в тексте выделяются именно те черты, которые являются наиболее существенными для создания общего замысла той или иной песни». Работа оригинальна, самостоятельна, заметна заинтересованность автора в раскрытии вопроса. Наличного текстового объема достаточно, общие требования издания учтены. Заключение включает ряд обобщающих моментов, созвучие основному тексту подчеркивается финалом: «народная лирика по сути своей посвящена раскрытию чувств, волнений и переживаний героя, и используемые в них поэтические средства выполняют как идейно-эстетическую, стилистическую, так и композиционную функцию. С любовными песнями их сближает общность изобразительно-выразительных средств, лиричность, эмоциональность в раскрытии душевного состояния героя». Библиография к тексту может быть использована и далее при написании работ смежной тематической направленности. Рекомендую статью «Семейно-бытовые песни в фольклоре даргинцев» к открытой публикации в журнале «Litera».