УДК 942
СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА АФРО-КАРИБСКИХ И ЮЖНО-АЗИАТСКИХ МЕНЬШИНСТВ В 70 - 90-е годы ХХ века
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
© 2009 г. Н.В. Блинникова
Ростовский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, 344066, г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 262, rfmgtu@aaanet. ги
Rostov Branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation, Sholokhov Ave, 262, Rostov-on-Don, 344066, rfmgtu@aaanet. ru
Исследуется семейная структура южно-азиатских (индийских, пакистанских и бангладешских) этнических групп в сравнении с афро-карибской (вест-индской) в 1970-1990-е гг. в Великобритании. Различные модели формирования семейных отношений, количество детей и родственников в отдельном домашнем хозяйстве, характер взаимоотношений между ними отражают различные культурные традиции. Делается вывод, что коллективистская азиатская и индивидуалистическая вест-индская семейные структуры являются патриархальными.
Ключевые слова: афро-карибцы, Вест-Индия, южно-азиатские меньшинства, семейная структура, модель формирования семьи, устроенный брак, современный индивидуализм, патриархальная семья, матрифокальность.
Investigates the family's structure of South Asian (Indian, Pakistani and Bangladeshi) ethnic groups and a comparative Afro-Caribbean (West Indian) in 1970-1990 years in Great Britain. Distinct patterns of family formation, the quantity of children and kinsfolk in a separate household, the character of relationships among them reflects different cultural traditions. Asian collective family structure and West Indian individualistic one is patriarchal.
Keywords: Afro-Caribbean, West India, South Asian minorities, family structure, model offamily formation, arranged marriage, modern individualism, patriarchal family, matrifocality.
Одной из самых актуальных проблем современного мира является связанная с глобализацией иммиграция представителей менее экономически развитых стран в более развитые страны Европы и Америки, а также проблема интеграции в доминирующее общество новых мигрантов и прибывших ранее, их взаимодействия с западной культурой. Статья посвящена семейной структуре двух крупнейших групп этнических меньшинств, являющихся неотъемлемой частью социальной структуры Великобритании. Нами исследуется 30-летний временной промежуток, который дает представление о нескольких поколениях мигрантов, живущих в стране, не только прибывающих, но рожденных в ней. Если в 50-60-е гг. ХХ в. афро-карибские мигранты были желанны в связи с нехваткой внутренних трудовых ресурсов, то последующий экономический спад, увеличение безработицы, поляризация страны на процветающий Юг и депрессивный Север (а именно в индустриальных, находящихся в упадке отраслях, где не хватало белых рабочих, в основном и было задействовано этническое население) способствовали изменению политической конъюнктуры и принятию законодательного ограничения иммиграции. Несомненно, тяжелое экономическое положение ухудшило отношение коренного населения Великобритании к пришлому, иному по расовым признакам и чуждому культурно. Несмотря на то что время прибытия первых мигрантов из Вест-Индии и Южной Азии различно, представители обеих групп имеют опыт расовой дискриминации в Великобритании. Отличающаяся от британской семейная структура этнических групп препятствовала интеграции мигрантов в западное общество и в то же время способствовала их
негативному восприятию белым населением. Вопрос отличия семейной структуры этнических меньшинств отражает лишь часть проблем, которые возникают в обществе при наличии представителей разных культур, но, пожалуй, корни этих проблем находятся именно в этой области.
Целью данного исследования является рассмотрение особенностей семейной структуры афро-карибских и южно-азиатских меньшинств в Великобритании и того, как это влияет на процесс их интеграции.
До 1960-х гг. в Великобритании преобладала миграция из Вест-Индии, с островов Карибского моря: Антигуа, Ямайки, Барбадоса и проч. В дальнейшем увеличилось количество мигрантов из Южной Азии [1]. Так, «в 1981 г. только 2 % от всех иммигрантов были из стран Карибского бассейна» [2, с. 248]. «Количество же иммигрантов от Индийского субконтинента было в 1971 г. -12 %, а в 1981 г. - 17,6 %» [2, с. 249]. Миграция из Южной Азии является более поздней, происходящей в иной экономической ситуации и гораздо менее желанна для принимающего общества, чем была вест-индская.
Афро-карибские и южно-азиатские меньшинства являются крупнейшими этническими группами в Великобритании. По данным обзора Трудовых сил 19841986 гг., «количество индийцев составило 760 тыс. человек, вест-индцев, или афро-карибцев - 534 тыс. человек, а пакистанцев/бангладешцев - 500 тыс. человек» [2, с. 248].
История, культура, традиции афро-карибцев и южных азиатов различны. Прародиной черных карибцев из Вест-Индии является Африка, и поколения, предшествующие современным иммигрантам, испытывали гнет рабского состояния. Южно-азиатские же меньшинства
включают в себя представителей от бывших колоний Великобритании - Индии, Пакистана, Бангладеш. Афро-ка-рибцы принадлежат в основном к христианской религии протестантского толка, а среди чернокожей молодежи распространено растафарианство с его идеями освобождения от угнетения [3]. Среди южно-азиатских меньшинств существует большая разнородность: индусы, сикхи, мусульмане. Религиозные особенности и историческое прошлое формируют систему ценностей, образ жизни и пути адаптации в обществе иной культуры.
До 1960-х гг. в научных кругах предполагалось, что прибывающие мигранты будут ассимилированы в большом обществе ввиду их незначительного количества. В последующем в Великобритании была провозглашена политика «культурного многообразия» с декларируемым «равенством возможностей» и этнической терпимостью [4].
Степень приятия или отвержения белой доминирующей культуры зависит от многих факторов и различна между поколениями мигрантов. «В 1982 г. 55 % вест-индцев, 43 % индийцев, 42 % пакистанцев и 30 % бангладешцев были рождены в Великобритании» [2, с. 249]. Этническая молодежь, воспитанная под влиянием двух культур, имеет отличную от родителей систему ценностей и целей. Второе и третье поколения иммигрантов стремятся к большим возможностям, к лучшей жизни. Они не желают покидать Великобританию и возвращаться на этническую родину. В той или иной степени молодые представители меньшинств вынуждены дистанцироваться от образа жизни прошлого поколения. Эти изменения влияют и на структуру семьи. В большей мере это относится к афро-карибской - более близкой в своей индивидуалистической основе к западной культуре. Второе и третье поколения вест-индцев, воспитанных в ценностях белой культуры, под ударами расовой дискриминации становятся «отчужденным поколением» и испытывают «кризис идентичности». Субкультура молодых растафариан позволяет возродить чувство черного достоинства и противостоять давлению белого общества, создавая в то же время не только неконструктивную оппозицию его системе ценностей и образу жизни, но и часто непризнаваемую поколением своих родителей. Поколенческий кризис принимает его полные экономические, культурные, а также психологические формы [3]. Азиатская же семья, в особенности в мусульманском образце - культура коллективистская, где система родственных связей, установленных традиций играет определяющее значение. Прибывая в Великобританию, иммигранты из Южной Азии в целом воспроизводят присущую их этносу семейную структуру.
В основном этнические меньшинства концентрируются в определенных областях и новые мигранты присоединяются к прибывшим ранее. Так, «в 1984 г. из 530 тыс. вест-индцев 57 % проживали в Большом Лондоне, 14 % - в Западном Мидленде. Из 760 тыс. индийцев 39 % проживали в Большом Лондоне, 32 % - в пригородах. Из 380 тыс. пакистанцев в Западном Мидленде проживали 24 %, Большом Лондоне - 14 %, в провинциальных городских областях, к которым имеют наибольшее тяготение, - 31 %» [5, с. 184].
По данным обзора Национального жилого фонда и домашних хозяйств Англии 1978 г., «вест-индцы высоко сконцентрированы в общественном арендном секторе (49,6 % в сравнении с 31,3 % белых и 10,5 % азиатов). Вест-индцы ниже представлены как собственники жилья (35,9 % в сравнении с 54,6 % белых и 69,9 % азиатов)» [6, с. 586-587]. Подобно азиатам, вест-индцы проживают преимущественно в старом жилом фонде с плохими условиями. Отличия между жилищными предпочтениями исследуемых этнических групп обусловлены различной структурой семейств, размером домашних хозяйств, количеством членов семьи.
Южно-азиатские этнические группы имеют наибольший размер семьи в сравнении с населением в целом: по данным за 1991 г., 3,8 человека составляло индийскую семью, 4,8 - пакистанскую, 5,3 - бангладешскую, что вдвое превышало уровень белой семьи [7, с. 28]. «Количество детей для семей вест-индцев составляет 1,7, для белых - 1,6, для азиатов - 2,6 ребенка. Имеют детей 57 % вест-индских семей, 73 % - азиатских и только 31 % -белых» [5, с. 186]. Для южно-азиатских этнических групп характерны разные модели формирования семьи. Афро-карибская, названная Р. Бертоудом «современным индивидуализмом», предполагает очень низкие нормы вступления в брак и высокие - одинокого материнства, рождения ребенка вне брака. Из карибских женщин, живущих в Великобритании, «38 % в возрасте 25-29 лет были матерями-одиночками в сравнении с 10 % белых женщин» [8, с. 154]. Формирование семьи для пакистанских и бангладешских женщин характеризуется ранним вступлением в брак и ранним рождением ребенка. Нормы формирования семьи для индийцев являются промежуточными между традиционным и белым британским образцами. Вступление в брак и рождение ребенка поощряются, но индийские женщины начинают семейную жизнь не ранее, чем белые.
Наиболее расширенным типом семейной организации, отражающим тенденцию для людей старшего возраста проживать совместно со своими детьми и внуками, является азиатская семья. Уже в первой половине 1970-х гг. «7 % азиатских семейств включали в себя представителей трех главных возрастных диапазонов (0-15, 16-54, 55+) по сравнению только с 3 % белых и 2 % вест-индских семейств» [5, с. 187]. На примере пакистанцев в Рочдейле, Ланкашире отмечено, что часто и не состоящие в браке братья мужа или жены могут разделить дом, как и более отдаленные родственники. Даже если родители с детьми проживают отдельно, они могут быть частью объединенного патриархального семейства, в котором отдельные домашние хозяйства объединяют свои доходы для обеспечения финансирования, например брачной церемонии одного из членов семейства. Большинство семейств поддерживает отношения с семьей в Пакистане, консультируясь с главой семейства о важных решениях, посылая деньги и часто посещая родную страну. Отец или старший брат, являющийся главой, принимает важные решения относительно всего семейства, даже если его члены широко отделены географически [2].
Семейная организация вест-индцев и азиатов значительно различается. В 1984 г. «только 5 % азиатских семейств состояли из одного взрослого в сравнении с 13 % вест-индских и 20 % белых» [5, с. 185]. Но если эти белые семьи состоят главным образом из пенсионеров, то вест-индские - из молодого одинокого взрослого или из семьи с детьми с одним родителем. Это в значительной степени является отражением различных брачных моделей. Вест-индские женщины часто рожают детей до официального брака, находясь в сожительстве с партнером. Более того, практика «посещающих отношений» обычна для афро-карибцев. К тому же в отличие от азиатского семейства связь между молодым вест-индским мужчиной и его родителями относительно слаба [9]. Многие вест-индские юноши по окончании школы покидают родительский дом [3].
Наибольшая часть пакистанцев и бангладешцев вступает в брак в возрасте 16 лет и старше - 77 %, индийцев -73 %, белых - 67 %, вест-индцев - 53 % [5, с. 189]. Для южно-азиатов брак почти универсален. «В 1991 г. 99 % бангладешцев и 95 % пакистанцев состояли в браке» [10, с. 638]. Эти данные отражают культурные нормы этнических групп: в частности, тенденцию к вступлению в брак у азиатских групп и к сожительству - у афро-ка-рибцев.
Для азиатских групп характерна практика «устроенных браков». В бангладешских и пакистанских семьях принято импортировать партнера для сына или дочери с этнической родины. В Брэдфорде около 700 новых семейств образуются каждый год посредством вовлечения партнера от субконтинента [11]. Количество «устроенных браков» удвоилось между 1996 и 2000 гг. и достигло 18 тысяч [12, с. 251].
В смешанных, межэтнических браках в Великобритании в 87 % случаев вовлечен белый партнер. Среди вест-индцев 24 % мужчин и 13 % женщин состоят в смешанном браке. Для мужчин этнических групп уровень вступления в межрасовый брак выше, чем для женщин. «12 % индийских, пакистанских и бангладешских мужчин состоят в нем в сравнении с 7 % индийских и 9 % пакистанских и бангладешских женщин» [5, с. 189]. «В Великобритании смешанные браки между белыми и афро-карибцами в 1990-е гг. имеют тенденцию к повышению» [13, с. 872], а отношение к черно-белому браку стало терпимее. Так, «в 1994 г. только 12 % опрошенных сообщили, что будут возражать против вступления белого в смешанный брак» [14, с. 733].
Вест-индские женщины играют более доминирующую роль в семье, чем представители других этнических групп. 1/3 вест-индских семейств возглавлялась женщиной в сравнении с 1/4 белых и меньше чем 1/10 азиатских семейств. Если среди белых семейств, во главе которых регистрируется женщина, более половины - вдовы, то вест-индские - матери-одиночки, одинокие женщины без детей или женщины с детьми или без, состоящие в официальном или гражданском браке. 10 % замужних или сожительствующих вест-индских женщин являются главами семейств (т.е. несущими основное материальное обеспечение), в сравнении с 4 % белых и 3 % азиатских [5,
с.186]. Существует разница между этническими группами по материальному вкладу в семейный доход. Так, «количество иждивенцев в индийских семействах - 1,87; в пакистанских и бангладешских - 1,72; в вест-индских - 1,49 по сравнению с 1,17 в белых» [5, с. 186]. В 1991 г. более 40 % мусульманских женщин в возрасте 25 лет и старше классифицировались как домохозяйки [10, с. 641]. В отличие от вест-индских женщин большинство азиаток прибыло в Великобританию в качестве иждивенцев. Они мигрировали с целью присоединения к семьям [15], и это способствовало укреплению этнической идентичности среди азиатских меньшинств и восстановлению их социальной исключительности [9]. Обе исследуемые этнические группы являются патриархальными. И в азиатской, и в вест-индской культуре мужчина обладает большей свободой от домашних и родительских обязанностей и властными полномочиями в различной степени как в семье, так и вне семьи. Азиатские женщины в целом находятся в более зависимом и приниженном положении, чем вест-индские. Отсутствует разделение домашнего труда между азиатской женщиной и мужчиной. Афро-карибское общество можно считать «матри-фокальным», «матрицентрированным» [1], отражающим важную роль афро-карибской женщины в семействе, высокую норму ее экономической деятельности, но конечную заботу женщины о потомстве и ее низкий социальный статус вне дома [3].
Различие между вест-индской и азиатской организацией семейства прежде всего опирается на тот факт, что традиционное объединенное семейство, характерное для южно-азиатских общин в Великобритании, охватывает систему коллективных взаимосвязей, сложившуюся на религиозной и политической основе, лишенной двойственности и несогласованности. Традиционные связи азиатов зависят не от искусственно созданной противоречивой колониальной смеси как в Вест-Индии, а от древних норм и предписаний, уходящих в культурное наследие прежде, чем началась британская колонизация Индийского субконтинента. Вест-индец же неспособен поддержать этнически отдельную идентичность в британской ситуации без серьезных трудностей, потому что исторически нет строгого разделения между западными и незападными особенностями его жизни. Сосуществование противоречивых систем ценностей, сформированных в Вест-Индии и перемещенных мигрантами в Великобританию, характеризуется большим индивидуализмом вест-инд-цев и отсутствием такой развитой и сильной системы взаимоподдержки среди вест-индских семейств, как среди азиатских [1]. В целом отмечаются сильные меж-поколенческие различия среди вест-индцев, характеризуемые отличающимися ожиданиями родителей и детей, и связанной с этим слабой поддержкой молодого поколения. Для азиатских меньшинств в Великобритании определяюща иная проблема столкновения коллективистской культуры «альтруистической солидарности» [3] с западным индивидуалистическим и конкурентным миром.
Литература
1. Pearson D.G. Race, class and activism: a study of West Indians in Britain. Westmead, 1981. 207 p.
2. Abercrombie N., Warde A. Contemporary British society: a new introduction to sociology. Oxford, 1988. 538 p.
3. Rex J. West Indian and Asian Youth // Black Youth in Crisis. L., 1982. Р. 53-71.
4. Rex J. Ethnic Identity and the Nation State: the Political Sociology of Multi-Cultural Societies // Social identities. 1995. Vol. 1, № 1. P. 21-34.
5. The changing population of Britain. Oxford, 1989. 230 p.
6. British social Trends since 1900: a quide to the changing social structure of Britain. L., 1988. 650 p.
7. Owen D. The spatial and socio-economic patterns of minority ethnic groups in Great Britain // Scottish Geographical Magazine. 1995. Vol. 111, № 1. Р. 27-35.
8. Robson K., BerthoudR. Age at first birth and disadvantage among ethnic groups in Britain // Ethnic and Racial Studies. 2006. Vol. 29, № 1. P. 153-172.
Поступила в редакцию
9. Ramdin R. The making of the black working class in Britain. Aldershot, 1987. 626 p.
10. Peach C. Muslims in the 2001 Census of England and Wales: Gender and economic disadvantage // Ethnic and Racial Studies. 2006. Vol. 29, № 4. P. 629-655.
11. Macey M. Class, gender and religions influences on changing patterns of Pakistani Muslim male violence in Bradford // Ethnic and Racial Studies. 1999. Vol. 22, № 5. P. 845-866.
12. Joppke C. The retreat of multiculturalism in the liberal state: theory and policy // The British Journal of Sociology. 2004. Vol. 55, № 2. P. 237-257.
13. Song M. Introduction: Who's at the bottom? Examining claims about racial hierarchy // Ethnic and Racial Studies. 2004. Vol. 27, № 6. P. 859-877.
14. Model S., Fisher G. Unions between blacks and whites: England and the US compared // Ethnic and Racial Studies. 2002. Vol. 25, № 5. P. 728-754.
15. Phillips D. The social and spatial segregation of Asians in Leicester // Social interaction and ethnic segregation. L., 1981. P. 101-120.
22 апреля 2008 г.