ВЕСТН И Криолог
Тема номера: Социальные процессы в регионах России
Семейная политика и практика в интересах развития человека
Валиахметов Рим Марсович -
кандидат социологических наук, директор Башкирского филиала ФГБУН Институт социологии Российской академии наук
E-mail: rim m [email protected]
ВЕСТНИ $4™'''"'"
чип .оциологии
77
Семейная политика и практика в интересах развития человека
Аннотация в статье анализируются опыт и практика решения
актуальных проблем семьи, родительства и детства в Российской Федерации и некоторых её субъектах, в том числе в Республике Башкортостан. Рассматриваются основные этапы формирования государственной семейной политики в современной России, а также организационные, методические и концептуальные подходы к её реализации. Подчёркивается, что отсутствие единой системы управления и координации государственной семейной политики на национальном, региональном и муниципальном уровнях является одним из сдерживающих факторов развития не только института семьи, но и важнейших её функций.
Ключевые слова: семейная политика, социальная политика, социальные практики, человеческое развитие, концепция государственной семейной политики
Происходящие трансформационные процессы и социально-экономические преобразования в стране существенным образом сказываются на развитии человеческого потенциала в целом и на функционировании семьи как особого социального института.
Семья является не только микросоциальной, но и институциональной основой развития человеческого потенциала. Именно в её рамках в максимальной степени раскрываются качественные характеристики развития общества, обеспечивается оптимальное сочетание и баланс интересов общества и личности, осуществляется реальная оценка уровня и меры человеческого развития. В связи с этим целесообразным и важным представляется оценивать социальную, демографическую и семейную политику с точки зрения адекватности принима-^ емых мер развитию человека, интересам, приоритетам и цен-
ностям семьи. Актуальными и востребованными становятся новые акценты в понимании сущности и особенностей формирования государственной семейной политики, приоритетных её направлений на современном этапе; анализ концептуальных основ, методических подходов и новых организационных форм реализации семейной политики в регионах России; оценка отдельных мер социальной политики и практики в целях развития семьи и человеческого потенциала.
го
О!
Условно можно выделить три последовательных этапа формирования основ современной государственной семейной политики в России и её регионах.
Государственная семейная политика «представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванная создавать оптимальные условия для выполнения семьёй её функций, гармонизировать отношения между личностью, семьёй и обществом, обеспечить благополучие семьи» [Демографическая энциклопедия. 2013: 739]. Она является «целостной системой принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи» [Указ Президента... 1996]. Будучи направленной на всестороннюю поддержку семьи и улучшение условий жизнедеятельности её членов, семейная политика призвана способствовать решению актуальных проблем современного общества в самом их «зародыше», начиная с первых ступеней социализации, воспитания и образования детей, охраны их здоровья, профессиональной самореализации и трудоустройства, повышения уровня и качества жизни и т. д.
В Российской Федерации действует большое количество нормативно-правовых актов в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Основные положения государственной семейной политики РФ закреплены в Семейном, Гражданском, Трудовом кодексах и ряде Федеральных законов.
Кроме этого, основные меры, обеспечивающие социальную поддержку семьи, материнства и детства, гарантирующие гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей, содержатся в законах и нормативно-правовых актах, посвящённых проблемам образования, социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и т. д.
Основные этапы формирования основ современной государственной семейной политики
Анализ законодательных актов, программных и концептуальных документов, принятых Российской Федерацией, позволяет условно выделить три последовательных этапа формирования основ современной государственной семейной политики в России и её регионах. Начало первого этапа приходится на 1994-95 гг.; второго - на 2006-07 гг.; третьего - на 2010-11 гг.
Характерной особенностью первого этапа является повышение внимания проблемам детей как наиболее уязвимой социально-демографической группы, подвергшейся воздействию кризиса в период трансформации российского
общества. Так, в 1994 г. была принята президентская программа «Дети России», в состав которой входили федеральные целевые программы (ФЦП): «Одарённые дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». В 1997 г. общая программа расширилась ещё двумя ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». К сожалению, в последующие годы произошло существенное сужение тематических направлений и подпрограмм ФЦП «Дети России».
В 1995 г. были приняты «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)».
В соответствии с этим документом ежегодно разрабатывается и публикуется государственный доклад о положении детей в Российской Федерации [Государственный доклад... 2011].
В 1996 г. был разработан и принят другой важный документ - «Основные направления семейной политики» [Указ Президента. 1996], в котором были изложены концептуально важные принципы государственной семейной политики. Отличительной особенностью «Основных направлений.» и других официальных документов этого периода является то, что семейная политика рассматривается в них как составная часть социальной политики. Вместе с тем, в конце первого этапа обозначилась и другая тенденция, а именно «курс на инвестиции в человека» [Выступление Президента. 2005] и развитие человеческого потенциала как основы социальной политики государства.
Второй этап характеризуется началом реализации в 2006 г. приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие агропромышленного комплекса», в рамках которых предусматривалось решение наиболее актуальных социальных проблем, непосредственно влияющих на развитие семьи и человеческого потенциала в целом. На реализацию этих проектов направлены, например, такие целевые федеральные программы, как «Жилище» на 2011-15 гг., «Обеспечение жильём молодых семей»; программа родовых сертификатов и т. д.
С 2007 г. началась реализация самой известной и радикальной, с финансовой точки зрения, меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - предоставление материнского (семейного) капитала, размер которого ежегодно индексируется с учётом инфляции.
В этом же году принят документ, сыгравший важную концептуальную роль в формировании основ социально-демографической политики России - «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.». Комплекс предусмотренных в ней мероприятий был высоко оценён экспертами, а концепция неформально названа новым национальным проектом, не имеющим аналогов в мире. Отдельное внимание в ней уделяется укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений [Указ Президента. 2007].
В 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Распоряжение Правительства. 2008]. Принципиально важным для нас является то, что центральное место в ней занимает раздел 3 «Развитие человеческого потенциала» , который состоит из следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования; развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодёжная политика; развитие пенсионной системы; экологизация экономики и экология человека.
Каждое из этих направлений сфокусировано на новое качество человеческого потенциала, которое в значительной мере воспроизводится в условиях семьи.
Большое значение для формирования семейной политики и привлечения внимания общества и самого государства к проблемам семьи и детей имело объявление 2008 года Годом семьи в Российской Федерации. В этот и последующие годы был принят и вступил в силу целый ряд законов и нормативно-правовых актов, направленных на защиту семьи, детей и социально незащищённых слоёв населения.
Меры, предпринятые в этот период, способствовали некоторому повышению уровня жизни семей с детьми. Наиболее значимыми среди них были: повышение пособий по уходу за ребёнком до 1,5 лет; введение родового сертификата и улучшение обслуживания будущих матерей и новорождённых в лечебных учреждениях; выплата материнского (семейного) капитала и др.
Начиная с третьего этапа проблемы семьи постепенно перемещаются в центр государственной социальной и демографической политики. В системе мер семейной политики всё большее значение придаётся развитию инфраструктуры, призванной учитывать социальные потребности детей и семей с детьми, расширению экономических возможностей людей для исполнения своих семейных обязанностей, а также решению широкого спектра проблем детей, оказавшихся вне семейной
Наблюдается «поворот» к универсальным программам, направленным на все семьи с детьми, пропаганду семейных ценностей, повышение престижа брака, формирование позитивного отношения к материнству и отцовству.
заботы (от профилактики социального сиротства до социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов).
Политика в области материнства и детства стала главной темой ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. В 2010 г. были выделены следующие ключевые направления семейной политики: доступность и качество медицинской и социальной помощи матерям и детям; технологическая модернизация детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников; поддержка молодых и многодетных семей; радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми; введение дополнительных налоговых преференций для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми; решение проблем детей, оставшихся вне семейной заботы и т. д. [Послание Президента. 2010].
В последующих Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию эти направления семейной политики были конкретизированы и получили дальнейшее развитие. Многие из ранее предложенных мер стали реализовываться на практике: направлены дополнительные ресурсы на развитие педиатрической службы; диспансеризация школьников стала проводиться на протяжении всего периода обучения; в школьные программы введён ещё один час занятий физкультурой; отменены налоги с граждан за получаемую ими благотворительную помощь, в т. ч. помощь, оказываемую детям; практически во всех регионах появились и активно работают уполномоченные по правам ребёнка; при учреждениях, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, создаются общественные советы, которые помогают быстрее решать проблемы таких детей; работают программы профессиональной переподготовки для женщин с детьми; развиваются частные формы детских садов и др. [Послание Президента. 2012].
Если на первом и втором этапах основные меры семейной политики в России реализовывалась преимущественно в двух приоритетных направлениях - социальная поддержка малоимущих семей и стимулирование рождаемости, то на третьем этапе предпринимаемые меры становятся более целенаправленными, системными и комплексными. Наблюдается определённый «поворот» к универсальным программам, направленным на все семьи с детьми, пропаганду семейных ценностей, повышение престижа брака, формирование позитивного отношения к материнству и отцовству, организацию профилактических мероприятий по предупреждению социального сиротства, заболеваний, конфликтов, несчастных случаев и т. д. Одним из таких документов является Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 -17 гг., о чём свидетельствует её содержание и структура.
Реализации многих системных мероприятий, формированию общеэкономических предпосылок для развития семьи и человеческого потенциала, повышению уровня и качества жизни российских семей способствует также серия указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Многообразие организационных форм реализации семейной политики в регионах России
Анализ правовых и программных документов, показывает, что актуальные проблемы семьи и семейных отношений рассматриваются и решаются в России на разных организационных, методических и концептуальных уровнях. Всё это вписывается в достаточно развитое единое законодательное пространство Российской Федерации. Однако отсутствие национальной концепции семейной политики и, как следствие, отсутствие единой системы управления и координации её реализации на национальном, региональном и муниципальном уровнях существенно сказываются на социальной практике по развитию института семьи как основного фактора и источника воспроизводства человеческого потенциала.
В связи с вышесказанным считаем принципиально важным выстраивать единую систему управления и координации государственной семейной политики на всех уровнях и ветвях власти (как по «горизонтали» - законодательной (представительной) и исполнительной власти, так и по «вертикали» -федеральном, региональном и муниципальном уровнях). Этой масштабной организационной и практической работе концептуальную и содержательную помощь может оказать принятие концепции государственной семейной политики на федеральном уровне. Она должна объединить и вобрать в себя все позитивные и нереализованные идеи первых двух этапов формирования государственной семейной политики, имеющийся позитивный опыт регионов и качественно новые подходы, направленные на комплексное решение проблем семьи, материнства, отцовства и детства.
Отсутствие единства в вертикали управления нашло отражение в многообразии организационных форм государственной, региональной и муниципальной семейной политики, применяемых в различных субъектах РФ. В большинстве регионов России на уровне законодательной власти созданы комитеты по социальной политике, которые, как правило, занимаются вопросами не только семейной политики, но и другими
Отсутствие единства в вертикали управления нашло отражение в многообразии организационных форм государственной, региональной и муниципальной семейной политики.
О <ч ь
го
00
О!
социальными проблемами. Лишь в небольшом ряде регионов работают комитеты (комиссии), в названии которых более чётко обозначена семейная проблематика. Самостоятельные ведомства в форме отдельного исполнительного органа власти, отвечающего за реализацию семейной политики, также существуют лишь в немногих регионах.
В большинстве регионов за семейную политику отвечают структурные единицы исполнительной власти, которые не обладают самостоятельным статусом, но входят в состав ведомств, ведающих другими социальными вопросами (например, отдел по делам детей, женщин и семьи при Департаменте социальной поддержки населения администрации Магаданской области; отдел реализации семейной политики при Министерстве социального развития Оренбургской области; управление семейной политики и демографического развития при Департаменте Смоленской области по социальному развитию и т. д.).
В ряде субъектов РФ, в том числе в Башкортостане, в области семейной и демографической политики имеется опыт работы в межведомственном формате (межведомственный совет при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства). Преимущества такого формата очевидны, поскольку реализуется комплексный подход к решению проблем семьи. Вместе с тем, есть и существенный недостаток данного подхода, который заключается в снижении ответственности каждой из структур, что в итоге сказывается на качестве оказываемых услуг и реализации семейной политики в целом. Отчасти этот недостаток можно компенсировать созданием дополнительных и специализированных служб семьи, центров помощи семьи и детям и т. д.
Представляется, что наиболее рациональная и эффективная семейная политика будет проводиться в регионах, где созданы самостоятельные ведомства по вопросам семейной и демографической политики в структуре органов государственной власти. Большие потенциальные возможности в этом смысле заложены, например, в структуре Департамента семейной политики Краснодарского края, к задачам и функциям которого относятся реализация на территории субъекта единой государственной семейной политики и создание системы мониторинга её эффективности, обеспечение и совершенствование нормативно-правового, организационно-экономического механизма функционирования семейной политики, создание организационно-управленческой модели единой системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства [Задачи... 2013]. На официальных сайтах ведомств размещены доступная информация для граждан по вопросам семьи, реализуемым в регионе программам, отчёты об итогах деятельности ведомства, а также результаты научных исследований, социологических опросов и т. д.
Оптимальным было бы создание такой системы управления и координации государственной семейной политики и практики, которая и функционально, и идеологически нацеливала бы разные уровни власти на решение наиболее актуальных проблем семьи, материнства, отцовства и детства в каждом регионе, в каждом населенном пункте России.
Чрезвычайно важным для успешной реализации семейной политики является развитие семейной инфраструктуры, обеспечивающей максимально комфортные условия для жизнедеятельности и развития семей с детьми.
Анализ отдельных мер социальной политики и практики в целях поддержки и развития семьи, родительства и детства
Одним из наиболее известных и показательных примеров успешной координации действий законодательной и исполнительной ветвей власти, концентрации ресурсов и усилий государства, регионов, муниципалитетов и самих семей является практика применения материнского (семейного) капитала в России и регионах. Важно и то, что в соответствии с реалиями самой жизни, постепенно расширяется и сфера применения федерального закона о материнском (семейном) капитале. Так, в ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» внесена поправка, позволившая использовать его и для строительства жилья собственными силами [Федеральный закон. 2010]. В дополнение к федеральному размеру материнского (семейного) капитала во многих субъектах РФ приняты соответствующие нормативно-правовые акты о выплате своих региональных компонентов материнского (семейного) капитала.
В последнее время наметилась ещё одна положительная тенденция - движение» материнского (семейного) капитала на муниципальный уровень. В некоторых муниципальных образованиях Тамбовской, Тульской областей и Санкт-Петербурга в целях дополнительной социальной поддержки семей с детьми приняты соответствующие решения о выплате муниципального материнского (семейного) капитала.
Чрезвычайно важным для успешной реализации семейной политики является развитие семейной инфраструктуры, обеспечивающей максимально комфортные условия для жизнедеятельности и развития семей с детьми. Кроме детских садов, центров детского творчества, физкультурно-спортивных учреждений, театров кукол, парков, медицинских центров и т. д., необходимы также дороги и транспорт, удобные для проезда детских и инвалидных колясок. Примером такой политики является региональная программа финансовой поддержки перспективных сёл в Пензенской области, получившей условное название «деревенский капитал».
В последние годы в регионах предпринимаются и другие важные меры, направленные на поддержку семей, особенно многодетных. Например, выплата с 2013 г. дополнительных пособий при рождении третьего и последующих детей в регионах с плохой демографической ситуацией; предоставление многодетным семьям земельных участков на бесплатной основе. Эти меры действуют не во всех регионах. Они предусмотрены только в тех субъектах Российской Федерации, где демографическая ситуация хуже, чем в среднем по стране (по состоянию на 2013 г. их было 50, Республика Башкортостан в их число не входит). Примером дополнительных мер поддержки многодетных семей может стать закон РБ от 28 сентября 2011 г. № 437-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан о регулировании земельных отношений в РБ», в соответствии с которым на однократное и бесплатное получение земельных участков имеют право не только многодетные семьи, имеющие трёх и более детей, но и семьи, в которых воспитывается ребёнок-инвалид.
Актуальными нерешёнными проблемами в большинстве регионов России сегодня остаются дефицит мест в детских садах и отсутствие достаточных средств на воспитание ребёнка после достижения им 1,5 лет. Данные Росстата и массовых опросов населения свидетельствуют, что семьи с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет являются одной из наиболее уязвимых категорий бедного населения [Национальная родительская... 2012]. По достижению ребёнком 1,5 лет многие семьи лишаются существенной доли доходов, поскольку ребёнок не устроен в дошкольное образовательное учреждение, и мама (или папа) не может выйти на работу. Очевидно, что семья в этот период нуждается в социальной поддержке государства. Об этом же пишут авторы Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 гг. и Общественного проекта
X (* «-» и и т> о о
Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
В настоящее время на решение данной проблемы направлены усилия как федеральной, так и региональной власти. К ним, в первую очередь, относятся меры по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях, развитию семейных детских садов, компенсации за непосещение детского сада и т. д. Вопросы о компенсациях и пособиях на ребёнка от 1,5 до 3-х лет переадресованы на уровень субъекта РФ или муниципальных образований в зависимости от их бюджетной обеспеченности. В результате эти средства выдаются лишь в ряде муниципальных образований на разных основаниях и в разных размерах.
В настоящее время пособия на детей от 1,5 до 3-х лет и далее предусмотрены только малоимущим семьям, размеры этих пособий совершенно неощутимы даже для данной кате-
гории семей. Установленные размеры в определённых случаях могут быть увеличены [Закон Республики. 2012], однако максимальная сумма (к примеру, если ребёнок-инвалид воспитывается одинокой матерью в многодетной сельской семье и учится в государственном общеобразовательном учреждении) составляет 826 руб. Очевидно, что эти суммы не позволяют решить проблемы семей с детьми, и большинство родителей даже не обращаются за этими пособиями.
Для предотвращения снижения уровня жизни семей с детьми от 1,5 до 3-х лет разумно создавать условия и механизмы, которые позволили бы родителям заранее продумать источники и размеры доходов на период воспитания ребёнка до 3-х лет. Одним из заслуживающих внимания вариантов решения данной проблемы является предложение о государственном софинансировании пособий по уходу за ребёнком. Данная мера, на наш взгляд, может стать одним из вспомогательных правовых механизмов повышения уровня жизни семей с детьми. И, вероятно, она может повлиять на количество вторых и третьих рождений, которые, как правило, планируются родителями заблаговременно. К тому же, подобное софинансирование не потребует больших затрат из регионального бюджета.
Кризисное состояние института семьи в России, равно как и в других странах, имеет более глубокие корни, чем принято считать. Вместе с тем, в настоящее время, по мнению многих исследователей, специалистов и практиков, специфика положения российской семьи, несмотря на некоторый рост уровня жизни в стране, заключается, прежде всего, в её экономической несостоятельности. Поэтому меры экономической поддержки семьи, в том числе введение материнского (семейного) капитала, предоставление бесплатных земельных участков для многодетных семей, увеличение размеров пособий и др. являются в настоящий момент оправданными и целесообразными мерами государственной семейной политики. Более того, состоявшаяся институционализация материнского (семейного) капитала должна трансформироваться, на наш взгляд, в бессрочную социальную гарантию, вступающую в силу для каждой семьи, имеющей не менее двух детей. Это позволило бы повысить уверенность молодых семей в завтрашнем дне, исключить меркантильный интерес по отношению к новорождённым и усыновляемым детям.
Примечательной особенностью современной социальной практики является то, что в решение проблем семьи и детей активно начали включаться и институты гражданского общества, представляющие не только отдельные общественные организации, ассоциации и фонды, но и солидные организации «с государственным участием» (Общественная палата РФ, Координационный совет при Президенте РФ по реализа-
Примечательной особенностью современной социальной практики является то, что в решение проблем семьи и детей активно начали включаться и институты гражданского общества.
тт о и »-» о
ции Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 гг., Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике) и их региональные структуры.
Одним из ярких примеров развития гражданской активности в данной области является создание Национальной родительской ассоциации, целью которой провозглашено «включение семей и широкой общественности в процесс управления государственной семейной политикой, качественное улучшение представительства «просемейных» сил в российском обществе и во власти как на федеральном, так и региональном уровнях» [Национальная родительская. 2012].
Важной и своевременной является и другая общественная инициатива, которая проявилась в форме проекта
X (* «-» и и т> о о
Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект). По её содержанию и основным положениям развернулись в настоящее время серьёзные дискуссии. Особенностью данной концепции является нацеленность на пропаганду полных семей с двумя и более несовершеннолетними детьми, всестороннее укрепление позиций и статуса такой семьи в российском обществе, возрождение традиционных семейных ценностей и развитие инфраструктуры социальных услуг для семей с детьми [Концепция... 2013]. Однако очевидно, что для документа такого масштаба и значения, как Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, статус общественного проекта является явно недостаточным.
В ряде субъектов Российской Федерации приняты свои региональные концепции семейной политики, среди них: Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Читинская области; Ямало-Ненецкий автономный округ; республики Коми, Карачаево-Черкесия, Бурятия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Удмуртия; Санкт-Петербург и Хабаровский край. Проект концепции государственной семейной политики разработан и в Республике Башкортостан. Принятые концепции семейной политики в субъектах Российской Федерации могут стать «экспериментальной площадкой» апробирования, анализа и оценки основных положений будущей концепции федерального уровня.
Некоторые выводы
Таким образом, на уровне многих регионов России не только осознана, но и практически реализована идея концептуального оформления основ региональной и государственной
Можно констатировать факт, что постепенная институционализация государственной семейной политики на национальном (федеральном)уровне идёт в основном «снизу вверх».
семейной политики. Можно констатировать и тот факт, что постепенная институционализация государственной семейной политики на национальном (федеральном) уровне идёт в основном «снизу вверх». Этому способствуют, с одной стороны, инициатива и практические действия регионов, с другой - общественные инициативы и проекты, акции и идеи институтов гражданского общества. Активное и заинтересованное участие институтов гражданского общества, общественных организаций, ассоциаций и фондов в реализации основных целей и задач семейной политики свидетельствуют о возрастающей солидарной ответственности государства, общества и личности за укрепление и развитие института семьи и семейных отношений.
Библиографический список
Выступление Президента РФ В. В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета. Кремль // Официальный сайт Президента РФ. 5.09.2005. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2005/09/93296.shtml [дата посещения: 17.03.2013].
Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2011 год. // Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. 2011. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/ site.xpX050049124053056055.html [дата посещения: 15.02.2013].
Демографическая энциклопедия / Ткаченко А. А., Аношкин А. В. и др. - М.: Энциклопедия, 2013. - 944 с.
Задачи и функции департамента семейной политики Краснодарского края // Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. URL: http://www. sznkuban.ru/sempol_dep1.html [дата посещения: 15.05.2013].
Закон Республики Башкортостан № 582-з от 23 июля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей». Ч. 2, 3. Ст.4 // Региональное законодательство. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1748139 [дата посещения: 15.05.2013].
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) // Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. 2013. URL: http://www.komitet2-6. km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052.html [дата посещения: 10.06.2013].
Национальная родительская ассоциация создаётся в России. // Московские новости. 04.12.2012. URL: http://mn.ru/ society/20121204/332200951.html [дата посещения: 16.07.2013].
Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 2011. // Официальный сайт Президента РФ. 22.12.2011. URL: http://президент.рф/news/14088 [дата посещения: 25.03.2013].
Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 2012 // Официальный сайт Президента РФ. 12.12.2012. URL: http ://президент.рфАгап8С1^8/17118
[дата посещения: 25.03.2013].
Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 2010 // Официальный сайт Президента РФ. 30.11.2010. URL: http://президент.рф/news/9637 [дата посещения: 25.03.2013].
Распоряжение Правительства от 17 ноября 2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://base. garant.ru/194365/ [дата посещения: 25.03.2013].
Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70183566/ [дата посещения: 10.06.2013].
Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712. «Об основных направлениях семейной политики» // Законы России. URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_105/doc105a880x748.htm [дата посещения: 10.06.2013].
Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала». 2010. // Российская газета. 02.08.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/08/02/materinskiy-dok.html [дата посещения: 30.06.2013].
|в >о
о
(N
Ь
^
ГО
I 00
Б-
Ш Ol