Научная статья на тему 'Семейная политика и практика в интересах развития человека'

Семейная политика и практика в интересах развития человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейная политика / социальная политика / социальные практики / человеческое развитие / концепция государственной семейной политики / family policy / social policy / social practices / human development / state family policy concept

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валиахметов Рим Марсович

В статье анализируются опыт и практика решения актуальных проблем семьи, родительства и детства в Российской Федерации и некоторых её субъектах, в том числе в Республике Башкортостан. Рассматриваются основные этапы формирования государственной семейной политики в современной России, а также организационные, методические и концептуальные подходы к её реализации. Подчёркивается, что отсутствие единой системы управления и координации государственной семейной политики на национальном, региональном и муниципальном уровнях является одним из сдерживающих факторов развития не только института семьи, но и важнейших её функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family Policy and Social Practice for Human Development

The article analyzes social experience and practices as factors contributing to the solutions of the current family, parenthood and childhood problems in regions of Russia, including the Republic of Bashkortostan. The author examines the stages of the national family policy development; organizational, methodological and conceptual approaches. He emphasizes that the absence of a unified system of the family policy management and coordination at the national, regional and municipal levels is one of the impediments of family institute development.

Текст научной работы на тему «Семейная политика и практика в интересах развития человека»

ВЕСТН И Криолог

Тема номера: Социальные процессы в регионах России

Семейная политика и практика в интересах развития человека

Валиахметов Рим Марсович -

кандидат социологических наук, директор Башкирского филиала ФГБУН Институт социологии Российской академии наук

E-mail: rim m [email protected]

ВЕСТНИ $4™'''"'"

чип .оциологии

77

Семейная политика и практика в интересах развития человека

Аннотация в статье анализируются опыт и практика решения

актуальных проблем семьи, родительства и детства в Российской Федерации и некоторых её субъектах, в том числе в Республике Башкортостан. Рассматриваются основные этапы формирования государственной семейной политики в современной России, а также организационные, методические и концептуальные подходы к её реализации. Подчёркивается, что отсутствие единой системы управления и координации государственной семейной политики на национальном, региональном и муниципальном уровнях является одним из сдерживающих факторов развития не только института семьи, но и важнейших её функций.

Ключевые слова: семейная политика, социальная политика, социальные практики, человеческое развитие, концепция государственной семейной политики

Происходящие трансформационные процессы и социально-экономические преобразования в стране существенным образом сказываются на развитии человеческого потенциала в целом и на функционировании семьи как особого социального института.

Семья является не только микросоциальной, но и институциональной основой развития человеческого потенциала. Именно в её рамках в максимальной степени раскрываются качественные характеристики развития общества, обеспечивается оптимальное сочетание и баланс интересов общества и личности, осуществляется реальная оценка уровня и меры человеческого развития. В связи с этим целесообразным и важным представляется оценивать социальную, демографическую и семейную политику с точки зрения адекватности принима-^ емых мер развитию человека, интересам, приоритетам и цен-

ностям семьи. Актуальными и востребованными становятся новые акценты в понимании сущности и особенностей формирования государственной семейной политики, приоритетных её направлений на современном этапе; анализ концептуальных основ, методических подходов и новых организационных форм реализации семейной политики в регионах России; оценка отдельных мер социальной политики и практики в целях развития семьи и человеческого потенциала.

го

О!

Условно можно выделить три последовательных этапа формирования основ современной государственной семейной политики в России и её регионах.

Государственная семейная политика «представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов, призванная создавать оптимальные условия для выполнения семьёй её функций, гармонизировать отношения между личностью, семьёй и обществом, обеспечить благополучие семьи» [Демографическая энциклопедия. 2013: 739]. Она является «целостной системой принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи» [Указ Президента... 1996]. Будучи направленной на всестороннюю поддержку семьи и улучшение условий жизнедеятельности её членов, семейная политика призвана способствовать решению актуальных проблем современного общества в самом их «зародыше», начиная с первых ступеней социализации, воспитания и образования детей, охраны их здоровья, профессиональной самореализации и трудоустройства, повышения уровня и качества жизни и т. д.

В Российской Федерации действует большое количество нормативно-правовых актов в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Основные положения государственной семейной политики РФ закреплены в Семейном, Гражданском, Трудовом кодексах и ряде Федеральных законов.

Кроме этого, основные меры, обеспечивающие социальную поддержку семьи, материнства и детства, гарантирующие гражданам дополнительные права, связанные с рождением и воспитанием детей, содержатся в законах и нормативно-правовых актах, посвящённых проблемам образования, социальной защиты населения, здравоохранения, пенсионного обеспечения, налогообложения и т. д.

Основные этапы формирования основ современной государственной семейной политики

Анализ законодательных актов, программных и концептуальных документов, принятых Российской Федерацией, позволяет условно выделить три последовательных этапа формирования основ современной государственной семейной политики в России и её регионах. Начало первого этапа приходится на 1994-95 гг.; второго - на 2006-07 гг.; третьего - на 2010-11 гг.

Характерной особенностью первого этапа является повышение внимания проблемам детей как наиболее уязвимой социально-демографической группы, подвергшейся воздействию кризиса в период трансформации российского

общества. Так, в 1994 г. была принята президентская программа «Дети России», в состав которой входили федеральные целевые программы (ФЦП): «Одарённые дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». В 1997 г. общая программа расширилась ещё двумя ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». К сожалению, в последующие годы произошло существенное сужение тематических направлений и подпрограмм ФЦП «Дети России».

В 1995 г. были приняты «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)».

В соответствии с этим документом ежегодно разрабатывается и публикуется государственный доклад о положении детей в Российской Федерации [Государственный доклад... 2011].

В 1996 г. был разработан и принят другой важный документ - «Основные направления семейной политики» [Указ Президента. 1996], в котором были изложены концептуально важные принципы государственной семейной политики. Отличительной особенностью «Основных направлений.» и других официальных документов этого периода является то, что семейная политика рассматривается в них как составная часть социальной политики. Вместе с тем, в конце первого этапа обозначилась и другая тенденция, а именно «курс на инвестиции в человека» [Выступление Президента. 2005] и развитие человеческого потенциала как основы социальной политики государства.

Второй этап характеризуется началом реализации в 2006 г. приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие агропромышленного комплекса», в рамках которых предусматривалось решение наиболее актуальных социальных проблем, непосредственно влияющих на развитие семьи и человеческого потенциала в целом. На реализацию этих проектов направлены, например, такие целевые федеральные программы, как «Жилище» на 2011-15 гг., «Обеспечение жильём молодых семей»; программа родовых сертификатов и т. д.

С 2007 г. началась реализация самой известной и радикальной, с финансовой точки зрения, меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - предоставление материнского (семейного) капитала, размер которого ежегодно индексируется с учётом инфляции.

В этом же году принят документ, сыгравший важную концептуальную роль в формировании основ социально-демографической политики России - «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.». Комплекс предусмотренных в ней мероприятий был высоко оценён экспертами, а концепция неформально названа новым национальным проектом, не имеющим аналогов в мире. Отдельное внимание в ней уделяется укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений [Указ Президента. 2007].

В 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Распоряжение Правительства. 2008]. Принципиально важным для нас является то, что центральное место в ней занимает раздел 3 «Развитие человеческого потенциала» , который состоит из следующих направлений: демографическая политика и политика народосбережения; развитие здравоохранения; развитие физической культуры и спорта; развитие образования; развитие культуры и средств массовой информации; развитие рынка труда; повышение доступности жилья; развитие социальных институтов и социальная политика; молодёжная политика; развитие пенсионной системы; экологизация экономики и экология человека.

Каждое из этих направлений сфокусировано на новое качество человеческого потенциала, которое в значительной мере воспроизводится в условиях семьи.

Большое значение для формирования семейной политики и привлечения внимания общества и самого государства к проблемам семьи и детей имело объявление 2008 года Годом семьи в Российской Федерации. В этот и последующие годы был принят и вступил в силу целый ряд законов и нормативно-правовых актов, направленных на защиту семьи, детей и социально незащищённых слоёв населения.

Меры, предпринятые в этот период, способствовали некоторому повышению уровня жизни семей с детьми. Наиболее значимыми среди них были: повышение пособий по уходу за ребёнком до 1,5 лет; введение родового сертификата и улучшение обслуживания будущих матерей и новорождённых в лечебных учреждениях; выплата материнского (семейного) капитала и др.

Начиная с третьего этапа проблемы семьи постепенно перемещаются в центр государственной социальной и демографической политики. В системе мер семейной политики всё большее значение придаётся развитию инфраструктуры, призванной учитывать социальные потребности детей и семей с детьми, расширению экономических возможностей людей для исполнения своих семейных обязанностей, а также решению широкого спектра проблем детей, оказавшихся вне семейной

Наблюдается «поворот» к универсальным программам, направленным на все семьи с детьми, пропаганду семейных ценностей, повышение престижа брака, формирование позитивного отношения к материнству и отцовству.

заботы (от профилактики социального сиротства до социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов).

Политика в области материнства и детства стала главной темой ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. В 2010 г. были выделены следующие ключевые направления семейной политики: доступность и качество медицинской и социальной помощи матерям и детям; технологическая модернизация детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников; поддержка молодых и многодетных семей; радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми; введение дополнительных налоговых преференций для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми; решение проблем детей, оставшихся вне семейной заботы и т. д. [Послание Президента. 2010].

В последующих Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию эти направления семейной политики были конкретизированы и получили дальнейшее развитие. Многие из ранее предложенных мер стали реализовываться на практике: направлены дополнительные ресурсы на развитие педиатрической службы; диспансеризация школьников стала проводиться на протяжении всего периода обучения; в школьные программы введён ещё один час занятий физкультурой; отменены налоги с граждан за получаемую ими благотворительную помощь, в т. ч. помощь, оказываемую детям; практически во всех регионах появились и активно работают уполномоченные по правам ребёнка; при учреждениях, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, создаются общественные советы, которые помогают быстрее решать проблемы таких детей; работают программы профессиональной переподготовки для женщин с детьми; развиваются частные формы детских садов и др. [Послание Президента. 2012].

Если на первом и втором этапах основные меры семейной политики в России реализовывалась преимущественно в двух приоритетных направлениях - социальная поддержка малоимущих семей и стимулирование рождаемости, то на третьем этапе предпринимаемые меры становятся более целенаправленными, системными и комплексными. Наблюдается определённый «поворот» к универсальным программам, направленным на все семьи с детьми, пропаганду семейных ценностей, повышение престижа брака, формирование позитивного отношения к материнству и отцовству, организацию профилактических мероприятий по предупреждению социального сиротства, заболеваний, конфликтов, несчастных случаев и т. д. Одним из таких документов является Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 -17 гг., о чём свидетельствует её содержание и структура.

Реализации многих системных мероприятий, формированию общеэкономических предпосылок для развития семьи и человеческого потенциала, повышению уровня и качества жизни российских семей способствует также серия указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Многообразие организационных форм реализации семейной политики в регионах России

Анализ правовых и программных документов, показывает, что актуальные проблемы семьи и семейных отношений рассматриваются и решаются в России на разных организационных, методических и концептуальных уровнях. Всё это вписывается в достаточно развитое единое законодательное пространство Российской Федерации. Однако отсутствие национальной концепции семейной политики и, как следствие, отсутствие единой системы управления и координации её реализации на национальном, региональном и муниципальном уровнях существенно сказываются на социальной практике по развитию института семьи как основного фактора и источника воспроизводства человеческого потенциала.

В связи с вышесказанным считаем принципиально важным выстраивать единую систему управления и координации государственной семейной политики на всех уровнях и ветвях власти (как по «горизонтали» - законодательной (представительной) и исполнительной власти, так и по «вертикали» -федеральном, региональном и муниципальном уровнях). Этой масштабной организационной и практической работе концептуальную и содержательную помощь может оказать принятие концепции государственной семейной политики на федеральном уровне. Она должна объединить и вобрать в себя все позитивные и нереализованные идеи первых двух этапов формирования государственной семейной политики, имеющийся позитивный опыт регионов и качественно новые подходы, направленные на комплексное решение проблем семьи, материнства, отцовства и детства.

Отсутствие единства в вертикали управления нашло отражение в многообразии организационных форм государственной, региональной и муниципальной семейной политики, применяемых в различных субъектах РФ. В большинстве регионов России на уровне законодательной власти созданы комитеты по социальной политике, которые, как правило, занимаются вопросами не только семейной политики, но и другими

Отсутствие единства в вертикали управления нашло отражение в многообразии организационных форм государственной, региональной и муниципальной семейной политики.

О <ч ь

го

00

О!

социальными проблемами. Лишь в небольшом ряде регионов работают комитеты (комиссии), в названии которых более чётко обозначена семейная проблематика. Самостоятельные ведомства в форме отдельного исполнительного органа власти, отвечающего за реализацию семейной политики, также существуют лишь в немногих регионах.

В большинстве регионов за семейную политику отвечают структурные единицы исполнительной власти, которые не обладают самостоятельным статусом, но входят в состав ведомств, ведающих другими социальными вопросами (например, отдел по делам детей, женщин и семьи при Департаменте социальной поддержки населения администрации Магаданской области; отдел реализации семейной политики при Министерстве социального развития Оренбургской области; управление семейной политики и демографического развития при Департаменте Смоленской области по социальному развитию и т. д.).

В ряде субъектов РФ, в том числе в Башкортостане, в области семейной и демографической политики имеется опыт работы в межведомственном формате (межведомственный совет при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства). Преимущества такого формата очевидны, поскольку реализуется комплексный подход к решению проблем семьи. Вместе с тем, есть и существенный недостаток данного подхода, который заключается в снижении ответственности каждой из структур, что в итоге сказывается на качестве оказываемых услуг и реализации семейной политики в целом. Отчасти этот недостаток можно компенсировать созданием дополнительных и специализированных служб семьи, центров помощи семьи и детям и т. д.

Представляется, что наиболее рациональная и эффективная семейная политика будет проводиться в регионах, где созданы самостоятельные ведомства по вопросам семейной и демографической политики в структуре органов государственной власти. Большие потенциальные возможности в этом смысле заложены, например, в структуре Департамента семейной политики Краснодарского края, к задачам и функциям которого относятся реализация на территории субъекта единой государственной семейной политики и создание системы мониторинга её эффективности, обеспечение и совершенствование нормативно-правового, организационно-экономического механизма функционирования семейной политики, создание организационно-управленческой модели единой системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства [Задачи... 2013]. На официальных сайтах ведомств размещены доступная информация для граждан по вопросам семьи, реализуемым в регионе программам, отчёты об итогах деятельности ведомства, а также результаты научных исследований, социологических опросов и т. д.

Оптимальным было бы создание такой системы управления и координации государственной семейной политики и практики, которая и функционально, и идеологически нацеливала бы разные уровни власти на решение наиболее актуальных проблем семьи, материнства, отцовства и детства в каждом регионе, в каждом населенном пункте России.

Чрезвычайно важным для успешной реализации семейной политики является развитие семейной инфраструктуры, обеспечивающей максимально комфортные условия для жизнедеятельности и развития семей с детьми.

Анализ отдельных мер социальной политики и практики в целях поддержки и развития семьи, родительства и детства

Одним из наиболее известных и показательных примеров успешной координации действий законодательной и исполнительной ветвей власти, концентрации ресурсов и усилий государства, регионов, муниципалитетов и самих семей является практика применения материнского (семейного) капитала в России и регионах. Важно и то, что в соответствии с реалиями самой жизни, постепенно расширяется и сфера применения федерального закона о материнском (семейном) капитале. Так, в ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» внесена поправка, позволившая использовать его и для строительства жилья собственными силами [Федеральный закон. 2010]. В дополнение к федеральному размеру материнского (семейного) капитала во многих субъектах РФ приняты соответствующие нормативно-правовые акты о выплате своих региональных компонентов материнского (семейного) капитала.

В последнее время наметилась ещё одна положительная тенденция - движение» материнского (семейного) капитала на муниципальный уровень. В некоторых муниципальных образованиях Тамбовской, Тульской областей и Санкт-Петербурга в целях дополнительной социальной поддержки семей с детьми приняты соответствующие решения о выплате муниципального материнского (семейного) капитала.

Чрезвычайно важным для успешной реализации семейной политики является развитие семейной инфраструктуры, обеспечивающей максимально комфортные условия для жизнедеятельности и развития семей с детьми. Кроме детских садов, центров детского творчества, физкультурно-спортивных учреждений, театров кукол, парков, медицинских центров и т. д., необходимы также дороги и транспорт, удобные для проезда детских и инвалидных колясок. Примером такой политики является региональная программа финансовой поддержки перспективных сёл в Пензенской области, получившей условное название «деревенский капитал».

В последние годы в регионах предпринимаются и другие важные меры, направленные на поддержку семей, особенно многодетных. Например, выплата с 2013 г. дополнительных пособий при рождении третьего и последующих детей в регионах с плохой демографической ситуацией; предоставление многодетным семьям земельных участков на бесплатной основе. Эти меры действуют не во всех регионах. Они предусмотрены только в тех субъектах Российской Федерации, где демографическая ситуация хуже, чем в среднем по стране (по состоянию на 2013 г. их было 50, Республика Башкортостан в их число не входит). Примером дополнительных мер поддержки многодетных семей может стать закон РБ от 28 сентября 2011 г. № 437-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан о регулировании земельных отношений в РБ», в соответствии с которым на однократное и бесплатное получение земельных участков имеют право не только многодетные семьи, имеющие трёх и более детей, но и семьи, в которых воспитывается ребёнок-инвалид.

Актуальными нерешёнными проблемами в большинстве регионов России сегодня остаются дефицит мест в детских садах и отсутствие достаточных средств на воспитание ребёнка после достижения им 1,5 лет. Данные Росстата и массовых опросов населения свидетельствуют, что семьи с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет являются одной из наиболее уязвимых категорий бедного населения [Национальная родительская... 2012]. По достижению ребёнком 1,5 лет многие семьи лишаются существенной доли доходов, поскольку ребёнок не устроен в дошкольное образовательное учреждение, и мама (или папа) не может выйти на работу. Очевидно, что семья в этот период нуждается в социальной поддержке государства. Об этом же пишут авторы Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 гг. и Общественного проекта

X (* «-» и и т> о о

Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г.

В настоящее время на решение данной проблемы направлены усилия как федеральной, так и региональной власти. К ним, в первую очередь, относятся меры по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях, развитию семейных детских садов, компенсации за непосещение детского сада и т. д. Вопросы о компенсациях и пособиях на ребёнка от 1,5 до 3-х лет переадресованы на уровень субъекта РФ или муниципальных образований в зависимости от их бюджетной обеспеченности. В результате эти средства выдаются лишь в ряде муниципальных образований на разных основаниях и в разных размерах.

В настоящее время пособия на детей от 1,5 до 3-х лет и далее предусмотрены только малоимущим семьям, размеры этих пособий совершенно неощутимы даже для данной кате-

гории семей. Установленные размеры в определённых случаях могут быть увеличены [Закон Республики. 2012], однако максимальная сумма (к примеру, если ребёнок-инвалид воспитывается одинокой матерью в многодетной сельской семье и учится в государственном общеобразовательном учреждении) составляет 826 руб. Очевидно, что эти суммы не позволяют решить проблемы семей с детьми, и большинство родителей даже не обращаются за этими пособиями.

Для предотвращения снижения уровня жизни семей с детьми от 1,5 до 3-х лет разумно создавать условия и механизмы, которые позволили бы родителям заранее продумать источники и размеры доходов на период воспитания ребёнка до 3-х лет. Одним из заслуживающих внимания вариантов решения данной проблемы является предложение о государственном софинансировании пособий по уходу за ребёнком. Данная мера, на наш взгляд, может стать одним из вспомогательных правовых механизмов повышения уровня жизни семей с детьми. И, вероятно, она может повлиять на количество вторых и третьих рождений, которые, как правило, планируются родителями заблаговременно. К тому же, подобное софинансирование не потребует больших затрат из регионального бюджета.

Кризисное состояние института семьи в России, равно как и в других странах, имеет более глубокие корни, чем принято считать. Вместе с тем, в настоящее время, по мнению многих исследователей, специалистов и практиков, специфика положения российской семьи, несмотря на некоторый рост уровня жизни в стране, заключается, прежде всего, в её экономической несостоятельности. Поэтому меры экономической поддержки семьи, в том числе введение материнского (семейного) капитала, предоставление бесплатных земельных участков для многодетных семей, увеличение размеров пособий и др. являются в настоящий момент оправданными и целесообразными мерами государственной семейной политики. Более того, состоявшаяся институционализация материнского (семейного) капитала должна трансформироваться, на наш взгляд, в бессрочную социальную гарантию, вступающую в силу для каждой семьи, имеющей не менее двух детей. Это позволило бы повысить уверенность молодых семей в завтрашнем дне, исключить меркантильный интерес по отношению к новорождённым и усыновляемым детям.

Примечательной особенностью современной социальной практики является то, что в решение проблем семьи и детей активно начали включаться и институты гражданского общества, представляющие не только отдельные общественные организации, ассоциации и фонды, но и солидные организации «с государственным участием» (Общественная палата РФ, Координационный совет при Президенте РФ по реализа-

Примечательной особенностью современной социальной практики является то, что в решение проблем семьи и детей активно начали включаться и институты гражданского общества.

тт о и »-» о

ции Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 гг., Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике) и их региональные структуры.

Одним из ярких примеров развития гражданской активности в данной области является создание Национальной родительской ассоциации, целью которой провозглашено «включение семей и широкой общественности в процесс управления государственной семейной политикой, качественное улучшение представительства «просемейных» сил в российском обществе и во власти как на федеральном, так и региональном уровнях» [Национальная родительская. 2012].

Важной и своевременной является и другая общественная инициатива, которая проявилась в форме проекта

X (* «-» и и т> о о

Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (общественный проект). По её содержанию и основным положениям развернулись в настоящее время серьёзные дискуссии. Особенностью данной концепции является нацеленность на пропаганду полных семей с двумя и более несовершеннолетними детьми, всестороннее укрепление позиций и статуса такой семьи в российском обществе, возрождение традиционных семейных ценностей и развитие инфраструктуры социальных услуг для семей с детьми [Концепция... 2013]. Однако очевидно, что для документа такого масштаба и значения, как Концепция государственной семейной политики Российской Федерации, статус общественного проекта является явно недостаточным.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты свои региональные концепции семейной политики, среди них: Амурская, Архангельская, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Читинская области; Ямало-Ненецкий автономный округ; республики Коми, Карачаево-Черкесия, Бурятия, Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), Удмуртия; Санкт-Петербург и Хабаровский край. Проект концепции государственной семейной политики разработан и в Республике Башкортостан. Принятые концепции семейной политики в субъектах Российской Федерации могут стать «экспериментальной площадкой» апробирования, анализа и оценки основных положений будущей концепции федерального уровня.

Некоторые выводы

Таким образом, на уровне многих регионов России не только осознана, но и практически реализована идея концептуального оформления основ региональной и государственной

Можно констатировать факт, что постепенная институционализация государственной семейной политики на национальном (федеральном)уровне идёт в основном «снизу вверх».

семейной политики. Можно констатировать и тот факт, что постепенная институционализация государственной семейной политики на национальном (федеральном) уровне идёт в основном «снизу вверх». Этому способствуют, с одной стороны, инициатива и практические действия регионов, с другой - общественные инициативы и проекты, акции и идеи институтов гражданского общества. Активное и заинтересованное участие институтов гражданского общества, общественных организаций, ассоциаций и фондов в реализации основных целей и задач семейной политики свидетельствуют о возрастающей солидарной ответственности государства, общества и личности за укрепление и развитие института семьи и семейных отношений.

Библиографический список

Выступление Президента РФ В. В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета. Кремль // Официальный сайт Президента РФ. 5.09.2005. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2005/09/93296.shtml [дата посещения: 17.03.2013].

Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации за 2011 год. // Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. 2011. URL: http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/ site.xpX050049124053056055.html [дата посещения: 15.02.2013].

Демографическая энциклопедия / Ткаченко А. А., Аношкин А. В. и др. - М.: Энциклопедия, 2013. - 944 с.

Задачи и функции департамента семейной политики Краснодарского края // Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. URL: http://www. sznkuban.ru/sempol_dep1.html [дата посещения: 15.05.2013].

Закон Республики Башкортостан № 582-з от 23 июля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей». Ч. 2, 3. Ст.4 // Региональное законодательство. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1748139 [дата посещения: 15.05.2013].

Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект) // Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. 2013. URL: http://www.komitet2-6. km.duma.gov.ru/site.xp/050049124053056052.html [дата посещения: 10.06.2013].

Национальная родительская ассоциация создаётся в России. // Московские новости. 04.12.2012. URL: http://mn.ru/ society/20121204/332200951.html [дата посещения: 16.07.2013].

Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 2011. // Официальный сайт Президента РФ. 22.12.2011. URL: http://президент.рф/news/14088 [дата посещения: 25.03.2013].

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 2012 // Официальный сайт Президента РФ. 12.12.2012. URL: http ://президент.рфАгап8С1^8/17118

[дата посещения: 25.03.2013].

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 2010 // Официальный сайт Президента РФ. 30.11.2010. URL: http://президент.рф/news/9637 [дата посещения: 25.03.2013].

Распоряжение Правительства от 17 ноября 2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» // Гарант. Информационно-правовой портал. URL: http://base. garant.ru/194365/ [дата посещения: 25.03.2013].

Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70183566/ [дата посещения: 10.06.2013].

Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712. «Об основных направлениях семейной политики» // Законы России. URL: http://lawrussia.ru/texts/legal_105/doc105a880x748.htm [дата посещения: 10.06.2013].

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счёт средств материнского (семейного) капитала». 2010. // Российская газета. 02.08.2010. URL: http://www.rg.ru/2010/08/02/materinskiy-dok.html [дата посещения: 30.06.2013].

|в >о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

(N

Ь

^

ГО

I 00

Б-

Ш Ol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.