Г. А. Власова
Семантика звериных мотивов в художественной мебели древнего Египта
Древнеегипетской цивилизации мы обязаны формированием функционального предметного мира, позднее получившего латинское название «шоЬШб» - «подвижный», передвигаемый, переставляемый, то есть появлением различных типов мебели. Складные табуреты, скамейки на вертикальных или скрещивающихся ножках, стулья со спинками, сиденья которых обивались кожей или плетением из стеблей папируса кожаных ремней, кресла, подставки для ног, ложа для сна и дневного отдыха, столы на одного или двух человек составляли основное убранство дворцов фараонов и знати. Белье и одежду хранили в шкафах, напоминающих сундуки на высоких ножках. Разнообразные ларцы для драгоценностей, косметических средств, рукописей, письменных принадлежностей, семейных реликвий дополняли обстановку жилых помещений.
Мебель, изготовленная мастерами из местных пород дерева, таких как ива, рожковое дерево, нильская акация, тамариск, тутовая смоковница, древесина пальмы дум, украшалась растительными и геометрическими орнаментами. Репрезентативную парадную мебель выполняли из дорогой древесины - самшита, кедра, тиса, можжевельника, кипариса, эбенового дерева. Купцы привозили ее из Передней Азии, Сирии и Нубии.
Предметы мебели из гробниц царицы Хетепхерес (матери фараона Хуфу), зодчего Ха (современника Аменхотепа II), родителей царицы Тии (жены Аменхотепа III) - Юи и Туи, фараона Тутанхамона свидетельствуют о высоком мастерстве древнеегипетских ремесленников, о виртуозном владении различными техниками декорирования. Инкрустация золотом и серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклянными пастами и глазурованным фаянсом, использование облицовок слоновой костью, перламутром, экзотическими породами дерева, тисненая кожа и роспись по штукатурке, резьба и токарные детали дополняли великолепие отделки и придавали парадной церемониальной мебели завораживающую красоту.
Вместе с тем рационалистическое понимание египетскими мастерами целесообразности формы обусловило строгий отбор элементов конструкции мебели и ее декора, которые сохранялись практически без изменений с Древнего царства и до периода правления Птолемеев, завершившегося в 30 году до н.э. самоубийством царицы Клеопатры1.
Особое место в оформлении мебели занимают зооморфные образы, появление которых связано как с религиозно-мифологическими аллю-
28
© Власова Г. А., 2007
зиями, так и с непосредственно-чувственным восприятием мира древними египтянами. Природа вызывала у египтян священный трепет, и они относились к ней с непоколебимым почтением, осознавая ее как часть своего мира, своей жизни. Они видели в ней часть единого целого, в котором все взаимосвязано. Одни животные, известные с древнейших времен (а они, по убеждению египтян, существовали испокон веков), становились богами, наделенными огромной властью, другие - помощниками в труде и спутниками жизни. Но, как и сейчас, в Древнем Египте отношения человека и животного были противоречивы. Это поклонение и эти противоречия нашли свое отражение в искусстве и художественном ремесле.
На раскрашенном рельефе из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (ХУШ династия) изображены священные змеи, головы которых увенчаны рогами - символом богини Хатор, богини любви, веселья, пляски. Считалось, что устрашающие позы фигурок ядовитых кобр отгоняют злых духов, например, во сне, поэтому их изображения помещали в изголовьях кроватей. Иерархический отбор анималистических элементов в декоре мебели подтверждается примером оформления ножек носилок-паланкинов, опор кроватей в форме передних и задних ног быка с натуралистическими анатомическими подробностями и копытами.2 В собрании Берлинского музея находятся вырезанные из слоновой кости ноги быка, имеющие наверху специальный шип для крепления к конструктивной основе мебели. Они были найдены в Абидосе на юге Египта и датируются 3100 гг. до н.э.3 По мнению исследователей опоры в виде ног быков характерны для ранних образцов египетской мебели, что, возможно, объясняется не только представлениями о мощности этих животных, но и распространением с начала I династии культа священного быка Аписа, символа плодородия. В эпоху Древнего царства Апис стал восприниматься, как живое воплощение бога-творца Птаха. Известно, что центром культа этого бога был Мемфис, один из крупнейших городов Египта с многочисленными мастерскими художников, скульпторов и ре-месленников4. Позднее под влиянием Египта подобные опоры появляются в греческой и римской мебели5.
По степени доминантности в египетской мебели выделяются в особую группу изображения львов. Причина их популярности коренится в тотемизме египетской мифологии. В египетском пантеоне известно божество, воплощаемое парой львов, один из которых отождествлялся с богиней Тефнут - солнечного Ока, до своего появления в Египте жившей в образе кровожадного льва в нубийской пустыне, другой - с ее братом и мужем богом воздуха Шу6. Отвага и физическая мощь этого зверя позволяли связывать с образом льва доблесть, благородство, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Древние
египтяне, хорошо знавшие повадки и домашних, и диких зверей, отдавали предпочтение львице. Богиня войны и палящего солнца Сехмет изображалась в виде женщины с головой львицы7. Беспощадная и могучая, она вместе с тем почиталась и как богиня-целительница, покровительствующая врачам. Свирепствовавшие эпидемии, многочисленные болезни, сокращавшие и без того недолгую земную жизнь (средний возраст составлял около тридцати лет), стимулировали религиозное усердие египтян. Львиноголовая Сехмет символизировала материнство, сладострастие. Посвященные ей празднества отличались хмельным весельем.
В середине III тысячелетия до н.э. изображения львов становятся главным элементом оформления дворцовой мебели. Этим периодом датируется парадное кресло царицы Хетепхерес, опубликованное В. М. Фл. Петри в 1900 году8. Массивное, напоминающее сундук, оно покоится на крупных, когтистых львиных лапах. Боковые панели подло -котников декорированы тремя цветками папируса, перевязанными выплетенными из тростника лентами, плавный и изящный рисунок которых контрастирует с мощным основанием. К этому превосходному образцу древнеегипетской мебели в полной мере можно отнести слова известного английского архитектора-декоратора Джонса Оуэна (1809-874), что «чем древнее (египетский) памятник, тем более он совершенен как предмет искусства»9.
Ручка кресла в форме головы львицы, хранящаяся в Берлинском музее, выполнена из эбенового (черного) дерева. В трактовке образа очевидно стремление резчика к более реалистичному изображению характерных особенностей внешности животного10. К этому собранию относится и саркофаг, установленный на ложе, рама которого оформлена в виде гипертрофированно вытянутых фигур львиц11. Аналогичные саркофаги изображены в росписях гробницы фараона XVIII династии Тутан-хамона в «Долине царей».
К шедеврам художественного ремесла Древнего Египта относятся предметы церемониальной мебели, обнаруженные Говардом Картером в гробнице Тутанхамона. Три позолоченных ложа покоятся на рамах, крючками и скобами закрепленных на боках уплощенных фигур леопарда, животного с головой коровы Хатор, животного с торсом гиппопотама, в раскрытой пасти которого помещены зубы и язык из слоновой кости - символ богини Таурт. Обе богини связаны с загробным культом. Они встречают умершего на пороге подземного царства. Изображения Таурт помещали на кроватях, специальных подголовниках для сохранения прически во время сна и других предметах домашнего обихода12. Подобные изображения могучих, выносливых и осторожных животных имели охранительное назначение, исполняя символическую функцию стражей13. В парадном кресле Тутанхамона, покрытом листовым золотом
и серебром с инкрустацией из полудрагоценных камней, глазурованного фаянса и стеклянной пасты, мастер-резчик помещает в основании подлокотников крупные головы львов с «бакенбардами». Сиденье установлено на львиных лапах, направленных в одну сторону, как бы в позе «шага». Сила и настороженная отрешенность застыли на маске льва.
Другое кресло из гробницы Тутанхамона отличается изображением крылатых змей, увенчанных коронами, которые образуют подлокотники. Между опорных реек спинки помещены шесть извивающихся кобр-хранительниц. Их тела переданы с такой пластической убедительностью, что кажется, будто они застыли перед молниеносным прыжком-нападением.
Творения древних мастеров, найденные в гробнице Тутанхамона, дают много примеров изображения различных животных и в мебели, и в других изделиях художественного ремесла. Ножки табурета из эбенового дерева, инкрустированного золотом и слоновой костью, превращены в утиные головы на длинных шеях, что ассоциируется с жизнью в прибрежных тростниковых зарослях берегов Нила. Для полной иллюзии (trompe - Г oeil) и схожести с природным прототипом пластинки слоновой кости покрашены в красный цвет. Оформление сиденья воспроизводит также в натуралистической манере шкуру леопарда с когтями и пятнами, выполненными в технике инкрустации слоновой костью. Подобное решение сиденья является своеобразным «атавизмом», напоминающим о том, что мебель покрывали шкурами зверей. Табуреты со скрещенными ножками в виде утиных голов встречаются в росписях дворца в Ахетато-не. Для коноп - алебастровых сосудов, предназначенных для хранения внутренностей покойного после бальзамирования, были выточены крышки в виде голов «четырех сыновей бога Гора» (человека, павиана, шакала и сокола).
На двух церемониальных щитах в технике сквозной резьбы с позолотой изображен фараон в образе льва и воина, поражающий врагов. Подобная героическая интерпретация льва соседствует со сценами охоты фараона на львов, запечатленными в росписях по штукатурке14 одного из ларцов, найденных в гробнице Тутанхамона15. Противоречивые отношения египтян к животным, делившимся на тех, которых любили, и на тех, которых боялись, выразились во многих произведениях искусства и художественного ремесла.
В оформлении предметов мебели египетские мастера использовали образы бабуинов - обезьян, являвшихся символами удачи, здоровья, благополучия. Изображения жуков-скарабеев, устремляющихся по небу к солнцу, помещенные на спинках парадных кресел, стульев, церемониальных тронов, служили охраняющими талисманами.
Примеры включения зооморфных мотивов в декор мебельных предметов многочисленны и разнообразны: это росписи дворцов и храмов, рисунки на папирусах и стелах, сохранившиеся и реконструированные образцы мебели. Они отражают сложную систему религиозных представлений древних египтян, основанную на пережитках первобытного тотемизма, сохранившегося в виде звероподобного облика богов и культа священных животных. Много столетий спустя, великий Аристотель в своем фундаментальном труде «Физика» напишет: «Искусство в одних случаях завершает то, что природа не в состоянии завершить, в других же подражает ей»16.
1 Morly John. Furniture the western Tradition. History. Style. Design. - London, 1999. - Р. 14.
2 Alfred Koeppen, Karl Breuer. Geschichte des Mobels. Berlin, 1904. - Р. 64
3 Там же. - Р. 68
4 В Египте при храмах содержали священных животных - быков, баранов, ибисов, соколов, крокодилов. Жрецы кормили их отборной пищей. В их честь устраивались пышные празднества с жертвоприношениями. Убивали храмовых животных только с достижением ими зрелого возраста (у быков - двадцать лет). После смерти тела бальзамировали, и мумии в саркофагах торжественно погребали в специальных склепах, быков - в Серапеуме близ Мемфиса. См.: Соколова З. П. Культ животных в религиях мира. - М., 1972.
5 В моноподиумах - круглых столиках на одной опоре, голова и нога животного были объединены в общую конструкцию, в которой нога по пропорциям занимала большую часть. В эллинистической Греции и имперском Риме мастера отдавали предпочтение опорам в виде ножек антилопы или козы, легким и изящным, что могло быть связано с ритуалами жертвоприношений, прорицаниями авгуров, гаданиями. Кроме прототипов копытных животных античные ремесленники использовали в предметах мебели изображение змеи - атрибута Гермеса, Гигеи и Эскулапа. Morly John... - Р. 23.
6 Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. - М., 1982. - С. 646.
7 Там же. - С. 430.
8 Petrie W.M.Fl. The Royal Tombs of the Earliest Dynasties. T.I. - London, 1900. Табл.ХП, 8-9.
9 Jones O. The Grammar of Ornament. - London, 1856. - Р. 22.
10 Alfred Koeppen, Karl Breuer. - Р..70, abb.100.
11 Там же. - Р. 82, илл. 118.
12 Мифы народов мира. - С. 496.
13 См.: МатьеМ. Э. Искусство Древнего Египта. - СПб., 2005. - С. 506, примеч. 85.
14
В современной египтологии эта техника получила название «джессо».
15 Davies Nina. Ancient Egyptian Paintings. T.2. - Chicago, 1936. - Табл. LXXYII-LXXYIII.
16 Цит. по: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988. - С. 23.