Научная статья на тему 'Семантика женских образов в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Крыма'

Семантика женских образов в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Крыма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
530
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / КАРАИМЫ / КРЫМЧАКИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТЮРКСКИЕ ЭТНОСЫ / УМАЙ / МЕРЬЕМ АНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Котляр Е. Р., Хлевной В. А.

В статье охарактеризована этимология женского образа в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Крыма, выявлены основные знаки, олицетворяющие культурный код женского оберега, представлена историческая ретроспектива развития данного образа от древнетюркских языческих верований до христианского и мусульманского прочтений. Приведены примеры использования данной символики в традиционной женской одежде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика женских образов в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Крыма»

УДК: 745.51(477.75)

Котляр Е. Р.

К.искусств., доцент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Хлевной В. А.

Магистрант

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

СЕМАНТИКА ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ КРЫМА

В статье охарактеризована этимология женского образа в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов Крыма, выявлены основные знаки, олицетворяющие культурный код женского оберега, представлена историческая ретроспектива развития данного образа от древнетюркских языческих верований до христианского и мусульманского прочтений. Приведены примеры использования данной символики в традиционной женской одежде.

Ключевые слова: крымские татары, караимы, крымчаки, декоративно-прикладное искусство, тюркские этносы, Умай, Мерьем ана.

Изложение основного материала. Крым исторически, благодаря своему географическому положению, являлся средокрестием мировых цивилизаций. Тюркским этносам принадлежит значительная роль в этнополитической истории полуострова. Тюркские народы повлияли на появление Крымского ханства и турецкого санджака, существование которого продлилось до конца XVIII в. На данных территориях сформировались такие народы, как крымские татары, караимы, крымчаки. Каждый из них имеет особую идентичность этноса, и вместе с тем, множество общих черт в культуре, обусловленных как общими предками, так и тесным взаимодействием на территории Крыма. Многовековая история тюркских народов Крыма (крымских татар, караимов и крымчаков), в условиях компактного проживания с прочими многочисленными народами полуострова, обусловила многогранность крымской культуры и традиций, что дает большой опыт в понимании и переосмыслении декоративно-прикладного искусства тюркского народа Крыма. Изучение этимологии женских образов в декоративно-прикладном искусстве тюркских народов, как отражения многовековых культурных традиций, выявление значения его элементов и их семантики позволяет проанализировать корни народной культуры, понять иносказательный язык орнаментального «текста» [3].

В истории художественной культуры любого народа, и в том числе, тюркских этносов Крыма, декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Это исторический код народа, его связь с национальными традициями, бытовым укладом, культурой. Именно национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве стали основой для поисков этнической идентификации в период всеобщей интернационализации культуры, формировании глобальных технических и эстетических приоритетов, формирующих потребительские ценности и влияющие на развитие искусства и дизайна.

К традиционным для тюркских народов Крыма видам декоративно-прикладного искусства относятся: художественная отделка кожи, художественная вышивка и ткачество, художественные изделия из металла, резьба по камню и (в меньшей степени) по дереву, художественная роспись, книжная миниатюра. Общность в культуре и искусстве крымских татар, караимов и крымчаков выражена в многообразии орнаментальных элементов, сходных по стилю и семантике, отличающиеся лишь оттенками символического значения. Основные декоративные изображения в близкородственном по стилю искусстве крымских татар,

караимов и крымчаков представляют собой орнаментальные элементы, и (в меньшей степени) стилизованные антропоморфные либо зооморфные изображения отдельных фигур. Эта особенность связана с религиозными запретами на изображение живых существ (людей и животных) в исламе, изображение человека в иудаизме, что привело к формированию в качестве основных типов орнамента трех групп: геометрического, растительного, и, позднее, эпиграфического (шрифтового). Несмотря на то, что в тюркском декоративно-прикладном искусстве раннего Средневековья присутствуют изображения людей и животных, декоративно-прикладное искусство на территории Крыма благодаря взаимовлиянию культур постепенно приходит к исключительно абстрактному (геометрическому) и фитоморфному орнаментальному декору. Таким образом, изображение человека и животного становится число символическим, через определенные принятые в каждой конкретной народной традиции условные знаки [1, с. 392-398].

Нами рассматривается семантика женских образов в элементах орнамента тюркских народов на примере вышитых и тканых орнаментов традиционной крымскотатарской одежды. Анализ орнамента традиционной одежды, коллекции которой хранятся в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, Крымском Этнографическом музее, в фонде Хатидже Доброй (крымскотатарский музей изобразительного искусства г. Симферополя), и других фондах, позволяют выделить ряд устойчивых символов в тюркской этнокультуре. Классификация орнаментики позволяет «прочитать» послания народных мастеров, повествование в которых ведется посредством знаков, охранно-запретных символов, определенной гаммы цветов, типов орнаментальной композиции [6, с 294-295].

К одному из наиболее древних символов в декоративно-прикладном искусстве крымских татар, караимов и крымчаков относится образ богини Умай. Божество Умай соотносят с разновидностью состояния Солнца. Еще в средние века Умай являлась одной из главных божеств тюркских народов.

Умай в пантеоне древних тюрок VШ-X века известна как божественная супруга верховного божества Верхнего мира - Тенгри. Эта божественная супружеская чета, увековеченная в рунических надписях стел древних правителей, покровительствует воинам. На одном из таких камней, в связи с описанием удачного военного похода тюрков, написано: «Небо (Тенгри), богиня Умай, священная Родина (Йер-Суб) - вот они даровали нам победу». При этом земная царственная чета подобна божественной: каган (верховный жрец, глава общины) подобен обликом Тенгри, а его супруга-царица (катун) - Умай. Тенгри распоряжается всем происходящим в мире и, прежде всего, предопределяет судьбы людей и распределяет сроки их жизни, однако при этом рождением сынов человеческих ведает Умай. На этих же древних камнях высечено изображение этой богини - женщина в богатых одеждах и в трехрогом головном уборе. Стрела с трехрогим наконечником - символ Умай, сохранившийся и в наше время в детских амулетах от Средней Азии до Сибири [5, с 265273].

Интерпретация данного образа сходна у караимов, крымских татар и крымчаков, это связано с общей семантикой в религиозной и бытовой традиции, в основе которой у всех трех этносов присутствует тенгрианство. Интерпретирующим символом Умай является треугольник, как знак женского детородного органа. Он символизирует животворную силу, производящую функцию женского организма, оберегающую от злых духов. Существует представление о богине Умай, поражающей с помощью стрелы злых духов, именно поэтому в качестве ее олицетворения встречается изображение стрелы. Также она изображается в виде луны, гребня, ножниц. Треугольник в культуре тюркских народов является традиционной формой оберега. Именно поэтому наиболее распространенным видом амулетов являются треугольные металлические полые коробочки, подвешивающиеся на шею, пришитые к одежде на плечах, либо приколотые к волосам. Также амулеты могли делаться из кожи в виде сумочек или нашивок треугольной формы. К оберегающим символам богини Умай также относится орнаментальная вышивка в виде стрелы на

нарукавниках платья [2, с 283; 4, с 111-13]. Цветовая гамма, олицетворяющая богиню Умай, выражается белым или серебряным цветами, а также красным. Существует поверье, что наличие красного цвета на элементах одежды оберегает плодовитость женщин [2, с 283].

По прошествии веков, принятия христианства, а затем ислама в этнической истории крымских татар проходят изменения и имя богини Умай заменятся именем матери пророка Исы Мерьем-ана, которая сопоставляется и наделяется функциями богини Умай, в тоже время ее символика сохраняется в элементах орнамента вышивки женской одежды и на бытовых предметах: на рукавах платья, на свадебных платочках, на подвязках чулок детей, кисетах, на летней женской обуви и т. д. Платок, повязанный на талии женщины, имеет форму треугольника. При переходе девочки в возраст девушки, на нее надевают передник, символизирующий, что носительница передника находится под покровительством богини Умай.

Выводы.

Таким образом, проанализировав семантику некоторых символов в традиционном тюркском искусстве, можно констатировать, что в древнетюркском пантеоне Умай олицетворяет женское начало, известна как богиня-покровительница женщин и новорожденных, как подательница жизни и богиня плодородия. Приведенные примеры традиционных элементов тюркского декоративно-прикладного искусства Крыма свидетельствуют о его глубокой символичности, что связано с многовековым наследием верований и мировоззрений предков, изначально языческих, позже христианских и мусульманских. Вследствие этого была сформирована уникальная система изобразительных знаков и символов, олицетворяющих силы природы и образы мифологии.

Литература

1. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половиныХХв. / Н. М. Акчурина-Муфтиева. Симферополь: СГТ, 2008. - 392 с., илл.

2. Заатов И.А. Крымскотатарское изобразительное и декоративно - прикладное искусство 20 ст. / И. А. Заатов. - Симферополь, 2002. - 279 с.

3. Котляр Е. Р. Этнокультура и искусство малых народностей Крыма как фактор межнационального взаимодействия в конструктивном развитии региона. / Е. Р. Котляр // Этносоциум и межнациональная культура. Научный и общественно-политический журнал. -М: Этносоциум, 2015. - №5 (83). - С. 158-162.

4. Котов В.Г. Женское божество Умай / Хумай: сравнительная характеристика / В. Г. Котов //Известия АГУ. История. 2010. №4-2 (68). - С.111-114.

5. Потапов Л. П. Умай - божество древних тюрков в свете этнографических данных / Л. П. Потапов. - М.: Наука, 1973. - С. 265-286.

6. Чепурина П. Я. Орнаментальное шитье Крыма / П. Я. Чепурина. - Л., 1938. - 294 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.