СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 811.161.1
СЕМАНТИКА СЛОВА «ХЛЕБ» В ПОЭЗИИ АЛЕКСЕЯ РЕШЕТОВА
Т.Н. Глущенко
Иорданский государственный университет e-mail: [email protected]
Макроконцепт «хлеб», будучи культурной и языковой константой, уже на протяжении многих веков выступает одним из фундаментальных концептов русской культуры и русского языка. В предлагаемой статье анализируется семантическое пространство, формирующее концепт «хлеб», репрезентантом (именем) которого служит лексема «хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки». Исследуемое семантическое поле подвергается комплексному семантико-функциональному и лингвокультурологическому анализу с привлечением поэтических текстов А. Решетова.
Ключевые слова: семантическое пространство, концепт, лексема, языковая концептосфера, аксиологическая категория.
Алексей Решетов вошел в уральскую поэзию в конце 50-х годов XX столетия, однако его книги никогда не становились предметом пристального внимания и углублённого анализа, имя поэта не вписано в контекст русской поэзии последних десятилетий. Несколько газетных рецензий, предисловие в книге «Станция Жизнь», редкие упоминания в журнальных обзорах - вот и весь литературоведческий интерес. Как и многие поэты провинциальной России, Алексей Решетов остался замкнутым в локальном пермском контексте. Между тем его драматически напряжённый и художественно сосредоточенный поэтический мир имеет далеко не местное значение. Это крупное явление русской поэзии последних десятилетий. Явление, которое, к сожалению, осталось непрочитанным, неузнанным. И виной тому не столько географическая отдаленность от столиц, сколько ощутимое, хотя и не вполне проявленное противоречие, даже противостоянье решетовского мира своему поколению и времени - тому яркому, противоречивому, насыщенному поисками и открытиями периоду, который мы называем шестидесятыми годами ушедшего XX века.
Некоторые внешние совпадения со временем, его эстетикой и пафосом, безусловно, есть, ведь стилистически поэзия А. Решетова почти растворена в шестидесятых. Нетрудно найти переклички, например, с В. Соколовым, Е. Винокуровым, К.
Ваншенкиным, Н. Рубцовым, но, вчитываясь в решетовские строки, приходишь к мысли, что эти сходства имеют лишь внешний характер. Внутренне, по существу своего художественного созерцания, Решетов скорее расходится с популярными стилистическими вариациями поэзии шестидесятых, чем совпадает с ними. И если шестидесятников больше волновало общественное, национальное, историческое, то в поэзии Решетова с неподдельной глубиной выразилась тяга к экзистенциальной проблематике человеческого бытия. Один из немногих он не поддался двусмысленности, скрытой в эпохе, обнаружив всем своим творчеством тихое, но упорное сопротивление соблазну той неизбежно фальшивой общественности, которую только и могли предложить те годы вне откровенно диссидентской стратегии поведения.
Противостояние - не пустое слово в применении к творчеству А. Решетова. Его осенняя тишина была слишком громкой на общем натужно бравурном фоне. В июле 1968 года областная пермская газета «Звезда» среди материалов о «горячем одобрении политики партии» (начинались военные действия в Чехословакии) поместила разносный отклик на одобрительную статью о книге А. Решетова «Белый лист». Главным объектом партийной критики стал, конечно, сам поэт1.
Читая Решетова сегодня, мы стараемся выявить фундаментальные черты его лирического лица, поэтического мира и слова как средства воплощения его оригинального мироощущения.
Обратимся к проблеме семантики слова «хлеб» в поэзии Алексея Решетова.
Концептосфера языка заключает в себе фундаментальные национально- и культурно значимые понятия, обобщенные в слове. Системное обследование концептосферы языка предполагает установление и описание составляющих его концептов. Каждый культурный концепт представляет собой фрагмент концептосферы языка и последовательное раскрытие культурного и языкового содержания концепта есть шаг на пути познания и освоения концептосферы языка и языка в целом.
Одним из фундаментальных концептов русской культуры и русского языка выступает уже на протяжении многих веков макроконцепт «хлеб». Комплексное лингвокультурное описание его структуры, этнокультурного и семантического планов позволяет с уверенностью говорить о том, что концепт «хлеб», будучи культурной и языковой константой, находится в самом центре концептосферы русского языка. В русской духовной культуре (книжной и народной), в национальной ментальности, в повседневном быту и соответственно в постоянном словоупотреблении макроконцепт «хлеб» несет в себе не только и не столько смысл естественного жизнеобеспечения, но и целый спектр значений духовного образа жизни русского народа.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «хлеб» имеет несколько значений.
Основное (прямое) значение:
Хлеб 1 - пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или черный хлеб.
Второстепенные (производные) значения:
Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку.
Хлеб 3 - хлебный злак.
Хлеб 4 (перен.) - средство к существованию, заработок2.
1 Абашев В.В. Алексей Решетов // Литература Урала: Очерки и портреты / науч. ред. Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург, 1998.-С.296.
2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1975. - С. 792.
Каждой из лексем может быть приписана информация разного типа -морфологическая, стилистическая, семантическая, прагматическая, коммуникативная,
о моделях управления, сочетаемостная, фразеологическая.
Концепт «хлеб», имея многовековую историю, вбирает в себя как языческие, так и христианские представления. Репрезентантом концепта является лексема хлеб со значением «еда», а предмет, обозначенный словом «хлеб», выступает как символ жизни. Философский реализм, характеризующийся существованием для каждого значения своего слова, проявляется в наличии разных грамматических категорий у каждой лексемы с новым значением.
Хлеб - широко распространенный символ ранних христиан, который символизирует новую жизнь во Христе. Зерно должно умереть в земле, чтобы взойти новым колосом; свое единство зерна обретают в хлебе, соединяясь в единое целое. Так и человек, который хочет стать христианином, должен умереть для греховной жизни через таинство Крещения (образ зерна) и принести духовный плод (образ колоса) и, в конце концов, соединиться с другими людьми (зернами) в единстве Церкви как Тела Христова (образ хлеба). Вера во Христа Спасителя вместе с пребыванием в единстве церковной жизни являются условиями нашего спасения и обретения новой жизни в Царстве Небесном. Соединение символов хлеба и рыбы является символом Евхаристии - нашего соединения со Христом.
Фундаментальность концепта «хлеб» для образа жизни русского народа и его ментальности находит яркое отражение в художественной русской литературе и, особенно, в устном народном творчестве, в пословицах, поговорках, загадках, назиданиях.
В поэзии Алексей Решетова такие понятия, как «хлеб», «труд», «жизнь» служат основой для создания идеологемы «хлеб» - особой аксиологической категории XX века.
У каждого поэта биография является одним из сильнейших источников его творчества. Знакомясь с решетовскими стихами, читатель легко восстанавливает биографическую канву, вехи жизни, ставшие узлами судьбы поэта. Рождение («я, как волк, появился в апреле»), потеря отца («когда отца в тридцать седьмом / Оклеветали и забрали»), военное детство («я из черного теста, из пепла войны»), смерть матери, труд в шахте и труд поэта, одиночество («нет детей у меня, лишь стихи, окружают меня, словно дети»). Это «я» имеет к тому же подчёркнутую социальную определённость - провинциальность, простонародность («в простонародном страхе я на банкете ем»). Это «я» психологически конкретно, его эмоциональные реакции и предпочтения ожидаемы - неизменная печаль, жалость ко всему малому, самоирония, детскость, которая сказывается не только в особой ностальгии по детскому раю («золотые врата, мелодично звеня, пропустите в далёкое детство меня»), но и в особой инфантильной точке зрения, необходимой в качестве художественного средства3.
Мы в детстве были много откровенней:
- Что у тебя на завтрак? - Ничего.
- А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
Г ода прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
- Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?
3 Абашев В.В. Алексей Решетов // Литература Урала: Очерки и портреты / науч. ред. Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург, 1998.-С.297.
Возьми немного света моего...4
Пронзительные стихи! Сколько света и человеческого тепла вложено в эти строки. Какое глубокое обобщение! Не стерлись из памяти еще 50-е года прошлого столетия, когда многие дети, находясь в стесненных материальных обстоятельствах (бывало, за день во рту не было и корочки хлеба), получали внимание и помощь совершенно незнакомых людей. Многие народы воспринимают хлеб как символ дружбы, поэтому и существует такой обычай: люди, переломившие и поделившие хлеб -становятся на всю жизнь друзьями. Помнятся времена, когда люди, уходя из дома, не всегда даже закрывали двери на замки, были всегда открыты для общения с друзьями и знакомыми.
Обширное семантическое поле «пища» отражает древние представления о хлебе, который у славян и других индоевропейских народов был важнейшим продуктом питания и потому, естественно, не мог не стать ритуальным атрибутом, мифологическим символом и объектом воспевания в фольклоре. Долгое время этимологи были убеждены, что славянское слово хлеб - заимствование из готского восходящее
к реконструированному прагерманскому *х1а1Ьаг. Лишь недавно Ю.В. Откупщиков убедительно доказал, что это слово связано с рядом балтийских наименований хлеба
- латыш. кШрв и лит. кНерав, и далее с глагольным корнем *(8)кН-р-/*(8)к1оьр, *(з)кН-р «отрезок, кусок»5. Видимо, это значение и было исходным для названий хлеба и у славян, и у балтов6.
Есть нечто глубоко символичное в этом исконном значении. Ведь отрезать можно только от целого, единого. В отрезанном от хлебного каравая ломте - справедливое распределение материальных благ в общине или в семье, и желание поделиться с ближними самым необходимым, и в то же время причастность к тому социальному целому, трудом которого эти блага созданы. Вот почему бережное и благоговейное отношение к хлебу передавалось с древнейших времен от поколения к поколению.
Я помню: с тихою улыбкой
Скрипач, что на войне ослеп,
Водил смычком над тёмной скрипкой,
у
Как будто резал чёрный хлеб...
Поколение, пережившие голод и невзгоды войны знает хлебу цену. И цену эту каждый понимает по-своему. Для одних это бумажная бирочка с цифрами, для других -истинная стоимость Победы, которую невозможно измерить деньгами.
В лирике А. Решетова постоянно наблюдается тенденция к расширению сферы применения концепта «хлеб», в результате чего он начинает использоваться для осмысления явлений, принадлежащих к самым разным аспектам реальности - как физической, так и социальной. Результатом этого процесса оказывается повышение абстрактности концепта: из средства категоризации узкой сферы действительности концепт превращается в гибкий инструмент осмысления самых разнообразных сторон человеческого опыта. Подобное усложнение структуры концепта «хлеб» имеет прямую аналогию с процессом метафоризации. Как указывает Н.Д. Арутюнова, «чем более многопризнаковым, информативно богатым и нерасчлененным является значение
4 Решетов А. Лирика. - М.: Молодая гвардия, 1984. - С. 7.
5 Откупщиков Ю.В. О древнем названии хлеба в балтийском, славянском и германском // Известия АН Латвийской ССР. - 1973. - № 2 (307). - С. 84-89.
6 Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. - СПб.: Фо-лио-Пресс, 1999. - С. 341.
7 Решетов А. Чаша: книга стихов. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - С. 17.
слова, тем легче оно метафоризуется» . Очевидно, что ценностный концепт по определению должен быть информативно богатым: как уже указывалось, он представляет фрагмент действительности, особенно важный для данной культуры, а, следовательно, является, во-первых, выделенной, а во-вторых, сложной единицей. По этой причине усложнение структуры концепта можно рассматривать как суть процесса перехода концепта в ранг ценностных единиц той или иной культуры. По-видимому, это справедливо и для других концептов.
Это становится более понятным, если учесть, что ценностный концепт соотносится с действительно важным (даже жизненно важным) предметом или явлением. В частности, концепт «хлеб» обозначает не только продукт, но и вообще то, что нас подпитывает, поддерживая нашу жизнь; трудно представить себе, чтобы в том же значении употреблялись существительные «картофель» или «картошка» (несмотря на распространенность и «знаковость» этого продукта). В проанализированном примере мы имеем дело с метафорическим переносом значения. В других случаях такое изменение функционирования концепта может иметь иной характер. Но даже концепт «хлеб» допускает рассмотрение под углом зрения не метафоризации, а расширение сферы применения, поскольку последнее является не чем иным, как следствием метафоризации.
- Что у тебя на завтрак? - Ничего.
- А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
С исторической точки зрения образование концепта, прежде всего ценностно окрашенного, проявляется в том числе и как усложнение структуры лексемы-маркера, которая формирует ядро соответствующей концептуальной структуры.
Обратимся к стихотворению «Память».
Горите, флаги красные, горите!
Я с детства помню слезы ранних вдов,
Заиндевевший громкоговоритель
И снег в морщинах сбившихся платков.
Я помню, как сирена завывала,
Я помню хруст оконного стекла.
Гремели взрывы...
В печке остывала
Зола позавчерашнего тепла.
И умещались двести хлебных граммов
На сводке с фронта в двадцать строгих строк.
И первоклассник худенький упрямо
- Мы не рабы! - заучивал урок9.
Концепт «хлеб» в исследуемом стихотворении репрезентируется семантическим полем «хлеб военной поры». Исследуемый концепт эксплицируется в оппозиции хлеб для фронта, для победы // без хлеба (ничего) для себя. Кроме того, концепт «хлеб» в рассмотренных стихотворениях взаимосвязан с концептом «время», что подтверждает влияние на содержание концепта экстралингвистических факторов.
В балладе «Хозяйка маков» дается указание на один из поминальных обрядов, связанных с использованием хлеба.
8 Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 296.
9 Решетов А. Чаша: книга стихов. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - С. 8.
Три грядки серых под весенним небом,
И грядки те напоминали ей То три кусочка аржаного хлеба,
ГГ- - 10
I о три могилки русых сыновей .
В Библии упоминается «хлеб печали», т.е. пища, добытая с большим трудом. Вспомним, что у Великой Отечественной войны был свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, добытый огромными человеческими жертвами, и поэтому еще больше необходимый, чем в мирное время.
Как известно, хлеб - сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия, требующий к себе особо почтительного и почти религиозного отношения, потому что осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо. Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и умершими. Он теснейшим образом связан с миром усопших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.
В стихотворении «Мой брат» продолжает развиваться тема смерти, потустороннего мира. Но в данном тексте присутствует очень интересный образ - образ теплого хлеба, символизирующий неизменность течения повседневной жизни.
Мой брат, твой адрес - кладбище, бурьян,
Земля сырая, мир потусторонний.
Когда тебе из наших дальних стран Снесут письмо усталые вороны?
Когда расскажут липы на ветру,
Что ни одна звезда не почернела,
И тёплый хлеб нас будит поутру,
И нет у жизни края и предела?11
Образ теплого хлеба - конечный образ процесса производства хлеба, а процесс подразумевается как длительный, требующий больших усилий, являющийся символом культурного и психического развития. Каждому этапу развития соответствует одна из стадий получения хлеба: сев, рост хлебов, жатва, помол муки, просеивание, замешивание теста, выпечка в печи, раздел за семейным столом. Потому и процесс выращивания хлеба так же бесконечно вечен, как и сама жизнь.
Э. Эппли указывает, что хлеб как всеобщее кушанье является «наиболее привычным и одновременно священным»: «Путь от пшеничного зерна, брошенного в темную борозду пашни, от нежно зеленеющего поля, от золотых волн колосящегося моря через работу жнеца, молотильщика, процесс помола, просеивания, приготовления теста, прохождение через жар печи и затем, наконец, общая раздача за семейным столом - каждая стадия становления этой пищи полна символики и свидетельствует, применительно к человеку, о пути человеческой культуры»12.
В заключении следует отметить, что константный характер концепта «хлеб» в русском языке и соответственно в поэзии Алексея Решетова достаточно убедительно подтверждается широкой разветвленностью лексико-семантической группы от ключевого слова «хлеб». Лексическое гнездо с заглавным мотивирующим словом «хлеб»
10 Там же. - С. 34.
11 Там же. - С. 64.
12 Бидерманн Г. Энциклопедия символов / общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. - М.: Республика, 1996. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ezospirit.com.ua
представлено разными знаменательными частями речи, отличаясь при этом многообразием словообразовательных моделей.
Описание значения слова возможно на уровне лексикографического, психолингвистического, коммуникативного значений.
Коммуникативно-семантический анализ значения позволяет выявить многочисленные значения, не имеющие лексикографической фиксации.
В случаях совпадения лексикографических и коммуникативных значений их статус в семантеме может существенно различаться: основные значения в словарях далеко не всегда совпадают с основными значениями в реальной коммуникации и поэтическом творчестве Алексея Решетова.
Исследование показало, что высокая частотность слова «хлеб» в поэзии Алексея Решетова коррелирует с многозначностью данной языковой единицы и определяет ее семантический потенциал, который может быть охарактеризован по большому количеству значений, актуализирующих периферийные семы.
Список литературы
1. Решетов, А. Чаша: книга стихов. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - 223 с.
2. Решетов, А. Лирика. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 63 с.
3. Абашев, В.В. Алексей Решетов // Литература Урала: Очерки и портреты / науч. ред. Н.Л.
Лейдерман. - Екатеринбург, 1998. - С. 289-309.
4. Арутюнова, Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
5. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов / общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. - М.: Республика, 1996. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ezospirit.com.ua
6. Мокиенко, В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. -СПб.: Фолио-Пресс, 1999. - 464 с.
7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1975. -846 с.
8. Откупщиков, Ю.В. О древнем названии хлеба в балтийском, славянском и германском // Известия АН Латвийской ССР. - 1973. - № 2 (307). - С. 84-89.
SEMANTICS OF ТИК WORD "BREAD" IN ALEXEY RESHETOV'S POETRY
T.N. Glushchenko
Jordanian state university e-mail: [email protected]
Macroconcept "bread", being a cultural and language constant, throughout many centuries appears one of fundamental concepts of the Russian culture and Russian. In offered article the semantic space creating a concept "bread" is analyzed, as a reprezentant which (name) the lexeme "bread - the foodstuff baked of a flour" serves. The researched semantic field is exposed to the complex semantiko-functional and lingvokul-turologichesky analysis with attraction of poetic texts of A.Reshetov.
Keywords: semantic space, concept, lexeme, language kontseptosfer, axiological category.