семантика предикатов с целевой валентностью в системе ссц
О.В. ПАЛИЙ
Модальность стремления как один из компонентов формирования целевых отношений выступает обязательным условием отнесения сообщения о способах достижения цели в план необходимости, достаточности или желательности.
Включение модальных слов в предикатную позицию обязательно в том случае, когда основной глагол не обладает целевой валентностью.
Семантической целевой валентностью обладают следующие группы глаголов: глаголы движения, глаголы речи, глаголы волеизъявления, глаголы намеренного восприятия и глаголы поведения. Факультативную целевую валентностью, по нашим предварительным наблюдениям, имеют глаголы созидательной деятельности и глаголы полного охвата.
Ключевые слова: модальность стремления, модальные слова, семантические группы предикатов, семантическая валентность, факультативная (синтаксическая) валентность.
the semantics of the predicates of special-purpose valency in the system of the compound syntactic wholes
O.V. PALY
The modality of aspiration as one of the formation's components of the special-purpose relations is the obligatory condition to classify the information of various methods in order to know how to put the object into the plan of necessity, sufficiency or desirability. The inclusion of the modal words into the position of the predicate is a compulsory condition, when the principal verb doesn't possess the definite special-purpose valency. The following groups of verbs have the semantic special-purpose valency: the verbs of motion, the verbs of oral speech, the verbs of will, the verbs of the intentional perception and the verbs of conduct.
According to our preliminary observations, the verbs of the constructive activity and the verbs of full scope possess the optional special-purpose valency.
Keywords: the modality of aspiration, the modal words, the semantic groups of predicates, the semantic valency, the optional (syntactic) valency.
Как известно, целевые отношения формируются при взаимодействии двух категорий: модальности стремления и цели. Исследователь Н.Д.Арутюнова отмечает, что категория модальности стремления выражает действия желательные, намеченные к осуществлению [1: 46]. «Модальность стремления может не иметь лексического выражения в соответствующем компоненте, но она мыслится как обязательное условие отнесения сообщения о способах достижения цели в план необходимости, достаточности или желательности» [1: 46].
Включение в предикатную позицию модальных слов со значением необходимости, желания таких, как: нужно, надо необходимо, является обязательным в тех случаях, когда предикатный глагол не имеет целевой валентности. К ним относятся глаголы со зн. состояния покоя, которое не направлено к каким-либо результатам (спать, сидеть, стоять, лежать, присесть и т.п.), а также глаголы, называющие действия и состояния, осуществление которых происходит без каких-либо волевых усилий (устать, пропасть, растеряться, понять, удивиться и т.п.) При этом модальные слова не только способствуют реализации целевых отношений, но и
оформляют безличную структуру модального компонента. Предикативная основа при этом строится по модели «модальный компонент + инфинитив».
Исследователи И.М. Кобозева и Н.И. Лауфер, рассматривая семантику модальных предикатов долженствования, отмечают, что конструкции с модальным предикатом класса надо способны выражать содержание цели или потребности самого субъекта ситуации, описываемой в конструкции [4: 173]. Конечно, без нас с тобой могут обойтись в амбаре, но надо же иметь какое-нибудь занятие. // В поте лица будешь есть свой хлеб, как говорится (А.Чехов). Желание в поте лица есть свой хлеб стимулирует субъекта к действиям (иметь занятие), без которых цель не будет достигнута.
Модальные слова в конструкциях с целевыми отношениями между компонентами могут не употребляться или употребляться факультативно в том случае, когда семантическая структура предиката содержит семы, стимулирующие сочетаемость с компонентом целевого содержания. Вам нужно ехать в Самару, - сказал он (доктор), прочитав ей целую лекцию о правильном образе жизни. // - Будете там кумыс пить (А. Чехов).
Компоненты целенаправленного действия оформляется достаточно большим количеством предикатов-глаголов, отражающих осознанную деятельность носителей языка. Мыслится, что деятельность осуществляется ради определенной цели и должна достичь конкретного результата. При этом целевым содержанием характеризуется действие активного субъекта, предполагающее результат проявления его желания, воли, стремления.
Ряд семантических групп глаголов со значением цели были выделены В.В. Миргородской [7: 144].
Самой распространенной лексико-семантической группой, способной развивать целевые отношения между компонентами ССЦ, являются глаголы движения.
По мнению исследователей А.Ф. Егоровой и А.А. Спагис, глаголы движения имеют свои особенности: «одинаковые движения передает не один бесприставочный глагол несовершенного вида, а два» [2: 5]. Выделяются следующие пары такого рода глаголов: идти и ходить, бежать и бегать, ехать и ездить, плыть и плавать и др.
Применительно ко всей лексико-семантической группе глаголов движения можно вывести общую модель их семантической сочетаемости: субъект А совершает действие передвижением в заданном направлении В с определенной целью С конкретным способом Б. Эти В, С, D необходимые и достаточные компоненты, или семантические актанты ситуации «движения». Все актанты, кроме целевого, выражаются элементами первого компонента (чаще всего членами предложения), целевой актант выражается вторым компонентом системы. Поработав всю весну и часть лета, он (Левин) только в июле месяце собрался поехать в деревню к брату. Он ехал // и отдохнуть на две недели, и побывать в самой святая святых народного духа, в котором он и все столичные и городские жители были вполне убеждены (Л. Толстой). Направление действия деревня (В) с целью отдохнуть и побывать в самой святая святых народного духа (С). Актант Б (вид транспорта) является в данных ССЦ факультативным, здесь важен сам процесс движения к цели.
Вторая по частотности употребления лексико-семантическая группа глаголов, способных сочетаться с целевым компонентом, включает глаголы речи. В них, по определению Е.В. Падучевой, субъект (Агенс) «достигает своей цели (для разных
глаголов разной) говорением» [8: 355]. К ним относятся: сообщить, объяснить, убедить, рассказать, обещать, угрожать и др. Сюда же относят и глаголы мысли [9: 18].
Семантическое окружение группы глаголов речи выглядит следующим образом: субъект А словесно выражает свои мысли В с целью С воздействовать на объект Б. Григорий кашлянул и улыбнулся.
- Очень рад, милый, что у тебя денег много. Ну, расскажи же нам какую-нибудь сказку. // Я послушаю, Карп послушает, вот твоя красавица-невеста послушает. Не конфузься, будь посмелей! (А.Чехов). В данном ССЦ выражается просьба рассказать сказку, семантическая валентность глагола рассказать такова: субъекта Григория (А) просят словесно выразить свои мысли (сказку - В) с целью (послушать - С) объектам (писателю, Карпу, невесте - D).
Выражают установку на реализацию цели глаголы эмоциональной и волевой направленности действия или глаголы целенаправленного действия, «результат реализации которого назван их производящей основой» [7: 144]. К данной группе относятся следующие глаголы: выдать, выхлопотать, добиться, настичь, оправдаться, преодолеть и др.
Семантическая сочетаемость данной группы глаголов выглядит следующим образом: субъект А совершает волевое действие, направленное на объект В, для достижения поставленной цели С.
Доктор сел на табурет возле постели и укоризненно покачал головой.
- Но допустим, что вы правы, - сказал он. - Допустим, что я предательски ловлю вас на слове, чтобы выдать полиции. //Вас арестуют и потом судят. Но разве в суде и в тюрьме вам будет хуже, чем здесь? (А. Чехов) - цель последующего ареста и суда определяет возможные волевые действия субъекта (доктора) выдать полиции.
Способностью развивать целевые отношения обладают глаголы намеренного восприятия, прежде всего отдельные значения некоторых многозначных глаголов, обозначающих «действие с акцентом на результат» [8: 207], где наблюдается намеренное погружение в процесс восприятия с определенной целью. К данной лексико-семантической группе глаголов мы относим: вглядеться, вслушаться, любоваться, ощупать, проследить и т.п.
Семантическая сочетаемость данной группы глаголов выглядит следующим образом: субъект А воспринимает органами чувств В для достижения цели С определенный объект Б. Ср. ССЦ, в котором целевой компонент выражен при помощи придаточного цели. Он (Вронский) сидел в расстегнутом над белым жилетом сюртуке, облокотившись обеими руками на стол, и, ожидая заказанного биф-стека, смотрел в книгу французского романа, лежавшую на тарелке. Он смотрел в книгу только затем, // чтобы не разговаривать с входившими и выходившими офицерами, и думал (Л.Толстой). Семантическая валентность глагола намеренного восприятия смотрел такова: субъект Вронский намеренно направляет свой взгляд (В) с целью не разговаривать с офицерами (С) на объект книгу (Б).
Глаголы поведения способны развивать целевые отношения с синонимичными или ассоциативными глаголами во втором компоненте ССЦ. Как отмечает О.П. Жданова, «...глаголы поведения называют совокупность социально-коммуникативных действий и поступков человека, получивших определенную социально-интеллектуальную оценку» [3: 55]. Семантическую валентность, напри-
мер, ситуации хвастовства (глагола хвастать) можно определить следующим образом: субъект А превозносит свои достоинства В с определенной целью С перед объектом Б. Я с самым дурацким видом рассуждал о рысаках и о сравнительных достоинствах той или другой камелии и при этом лгал и хвастал немилосердно. Словом сказать, не будучи рожден шалопаем и, не имея никакого права быть таковым, я лез из кожи, // чтоб сравняться в этом отношении с моими товарищами (М. Салтыков-Щедрин). Субъект рассуждает, лжет и хвастает (В) с целью сравняться с товарищами (С) перед объектами (товарищами D).
Способностью сочетаться с целевым компонентом характеризуются и некоторые другие группы глаголов, но их валентность определяется как факультативная. И.А.Мельчук и Ю.Д.Апресян в данном случае говорят о синтаксической валентности, которая определяется «реально наблюдаемыми в контексте, т.е. синтагматически присоединяемыми к слову, зависимостями» [6: 135].
Синтаксической целевой валентностью или факультативной семантической валентностью обладают следующие группы глаголов:
1. Глаголы созидательной деятельности. Созидательная деятельность представляет собой творческую работу, целью которой является сделать существующим задуманное, произвести, основать. К глаголам созидания относятся: делать, изготовить, строить и мн.др.
Ситуация созидания выглядит следующим образом: субъект А производит некоторые действия, направленные на созидание объекта В с допустимой целью С. Ничего в ситуации созидания не требует указания того, с какой целью она осуществляется, хотя словоформы с целевыми значениями вполне допустимым. Ср., например, такое ССЦ: Мы добросовестно строим дом. Жители будут чувствовать себя в нем комфортно.
2. Лексико-семантическая группа глаголов полного охвата или глаголов, обозначающих различные действия, в которых целью субъекта является «приобщение к себе объекта» [5: 6]. В данную группу входят свыше 120 нейтральных глаголов, среди которых наиболее употребительными являются: брать, достать, заработать и т.д. [5: 6].
Сочетаемость с целевым компонентом для данной группы глаголов также является факультативной или синтаксической. Например, семантическая валентность глагола брать такова: лицо А рукой или инструментом В берет с допустимой целью С определенный объект Б. Семантические актанты В, D являются необходимыми и достаточными для представленной ситуации. Тем не менее, сочетаемость с целевым компонентом для данной группы глаголов вполне допустима. Ср., например, ССЦ такого типа: Он часто брал книги в библиотеке. Брал горы книг, // чтобы только докопаться до истины.
Литература
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999.
2. Егорова А.Ф., Спагис А.А. Отправляемые в путь глаголы движения. Книга для учителя. - М., 1984.
3. Жданова О.П. Семантическая структура глаголов поведения // Семантические классы русских глаголов. Межвузовский сборник научных трудов. - Свердловск: Уральский государственный университет, 1982.
4. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Семантика модальных предикатов долженствования // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М.: Наука, 1991.
5. Кузнецова Э.В. Русские глаголы «приобщения объекта» как функционально-семантический класс слов (к вопросу о природе лексико-семантических групп). - М., 1974.
6. МельчукИ.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл ^ Текст». Семантика, синтаксис. - М.: Наука, 1974.
7. Мирогородская В.В. Сложное синтаксическое целое как системно-организованная единица текста. - Таганрог, 2009.
8. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
9. Рябова А.И., Одинцова И.В., Кулькова Р.А. Структурные и семантические типы осложнения русского предложения / Под ред. М.В. Всеволодовой - М.: МГУ, 1992.